Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью Манхаева, Ольга Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манхаева, Ольга Михайловна. Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Манхаева Ольга Михайловна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Хабаровск, 2012.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/393

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен чувства вины как предмет психологического исследования 12

1.1. Психологические подходы к изучению феномена чувства вины в зарубежной и отечественной психологии 12

1.2. Чувство вины и направленность личности в психологических исследованиях 34

Глава 2. Организация и методы исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью 56

2.1. Цель, задачи, гипотезы и база эмпирического исследования 56

2.2. Методы и методики эмпирического исследования 60

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью 75

3.1. Переживания чувства вины в зависимости от социальной направленности испытуемых 75

3.2. Переживание чувства вины в зависимости от социально-демографических характеристик у мужчин с различной социальной направленностью 83

3.3. Соотношение переживания чувства вины со стилями межличностного поведения и показателями агрессивности у мужчин с различной социальной направленностью 87

3.4. Соотношение переживания чувства вины со структурой самоотношения у мужчин с различной социальной направленностью 99

3.5. Соотношения склонности к переживанию чувства вины с системой жизненных смыслов и нравственными ценностями у мужчин с различной социальной направленностью 105

Заключение 118

Список литературы 122

Приложения 135

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Феномен чувства вины, как категория совести, непосредственно влияет на формирование нравственного и правового сознания общества и поэтому представляет особый интерес для ученых в различных областях знаний. Давно известная в религии, философии и этики проблема чувства вины сравнительно недавно обратила на себя внимание психологов. Непосредственно в психологии рост интереса к изучению чувства вины связан как с множеством белых пятен в концептуальном поле данного феномена, так и с потребностью прикладных исследований. Понятие «чувство вины» весьма активно рассматривается зарубежными ученными, как социальный феномен в рамках следующих подходов: психоаналитического (З. Фрейд, В. Райх, А. Фрейд, О. Ранк, Э. Фромм, К. Хорни и др.), гуманистического (А. Маслоу и др.), экзистенциально-гуманистического (И. Ялом, Дж. Бьюдженталь и др.), экзистенциального (М. Бубер, В. Франкл, Р. Мэй и др.), когнитивного (J. Tangney, K. Barret, M. Hoffman, T. Ferguson, А. Beck и др.). В российской психологической науке к феномену чувства вины обращались, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю. Сидоренко, Г. Шингаров, М. Якобсон и др.), в теории морального развития и воспитания (В. Малахов, С. Якобсон, В. Щур), в свете изучения социальной адаптации (А. Растигеев), в контексте исследования самосознания и самоотношения (И. Кон, С. Пантилеев, Е. Соколова, В. Столин). На базе культурологических / антропологических теорий формируется представление о чувстве вины как о регулятивном механизме социального контроля, возникшего вместе с появлением социальных норм, стандартов, идеалов (Г. Брандт, А. Лобок, В. Вичев, И. Кон, К. Муздыбаев, Т. Стефаненко). Главным основанием, объединяющим все вышеперечисленные подходы к изучению чувства вины, является то, что в них в первую очередь подчеркивается социально-психологическая природа данного феномена, его связь с социальным становлением человека, с культурными и историческими явлениями, различными социальными детерминантами.

Чувство вины - это очень широкая категория, которую изучают практически все гуманитарные науки. Психологов же больше интересует такая субъективная характеристика, как переживание этого чувства, так как переживание это психический процесс, который в силу своей длительности, оказывает глубокое воздействие на поведение человека. При этом в психологической литературе рассмотрение феномена чувства вины в данном контексте практически не встречается. Это обуславливает необходимость самодостаточного изучения переживания чувства вины в отдельном исследовании.

Таким образом, несмотря на активный научный интерес современных исследователей к изучению феномена чувства вины, в отечественной психологии практически отсутствуют работы теоретико-эмпирического характера. Малоизученными остаются проблемы, связанные с определением понятия «переживание чувства вины», выявлением конкретных личностных характеристик, обуславливающих переживание чувства вины. В силу того, что чувство вины всегда возникает в процессе социальных отношений, автор изучает характеристики его переживания в контексте социальной направленности. Учитывая потребность в прикладных исследованиях, актуализируется необходимость изучения переживания чувства вины у социально направленных мужчин, соблюдающих основные законы и правила, установленные в обществе, и у мужчин с асоциальной направленностью, нарушающих общепризнанные нормы. Внимание автора к исследованию переживания чувства вины именно у мужчин, связано, прежде всего, с количественными гендерными различиями в совершении преступлений. На протяжении веков женская преступность всегда значительно уступала мужской. Соотношение уровня преступлений, совершаемых женщинами, к уровню преступлений, совершаемых мужчинами, приблизительно равно 1:7. И это несмотря на то, что количество женщин в стране больше, чем количество мужчин.

Значимость исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью, растущими запросами практики и высокой социальной значимостью изучения переживания чувства вины в контексте социальной направленности.

Цель исследования: выявить характер и содержательные взаимосвязи переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Объект исследования: чувство вины как психологический феномен.

Предмет исследования: переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Гипотеза исследования:

1. Переживание чувства вины у социально направленных мужчин, соблюдающих основные законы и правила, установленные в обществе, и у мужчин с асоциальной направленностью, нарушающих общепризнанные нормы, различается по характеру, длительности, интенсивности переживания. 2. Основными детерминантами переживания чувства вины являются: социально-демографические характеристики, структура самоотношения и нравственно-смысловая сфера. 3. Переживание чувства вины проявляется в межличностном поведении.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов к изучению феноменов чувства вины и направленности личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать методический комплекс исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

3. Исследовать характеристики отражающие переживание чувства вины, их взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками, стилями межличностного поведения, показателями агрессивности, структурой самоотношения, смысложизнеными и нравственными ценностями.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции чувства вины K. Kugler, W. Jones; теоретические положения о чувстве вины, относящемся к «самооценочным» (Л.В. Куликов, M.J. Mascolo, K.W. Fischer) или «социальным» (K.C. Barret, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Е.П. Ильин, Г.М. Бреслав) эмоциям; теория о психологических предпосылках развития эмоции вины D.F. Ausubel; теоретические положения о направленности личности с позиций теории деятельности С.Л. Рубинштейна, структурная модель самоотношения В.В. Столина; концепция личностных смыслов А.В. Серого.

Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблемам чувства вины и направленности личности; методы психологической диагностики: разработаны мини-анкета «Автобиографический анамнез» и анкета по выявлению социальной направленности личности; «Опросник вины» К. Куглер, У.Джонс, авторская анкета «Ситуационный анализ переживания чувства вины» О.М. Манхаева, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек (адаптация Л.Н. Собчик), опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, личностный опросник агрессивности Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки), методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова; психодиагностический тест «Добро-Зло» Л.М. Попова, А.П. Кашина; статистические методы обработки данных (критерий Манна-Уитни для независимых выборок; корреляционный анализ (корреляция Кендалла); качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Обработка данных производилась на основе пакета SPSS 11.5. для Windows.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые:

Определено понятие «переживание чувства вины», сформулированное в результате интеграции точек зрения, представителей некоторых психологических теорий.

Разработан, обоснован и апробирован методический комплекс, диагностики переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Выявлено соотношение характеристик отражающих переживание чувства вины с социально-демографическими характеристиками, такими как состав прородительской семьи, возраст, уровень образования у асоциальных и социально направленных мужчин.

Выделены и описаны характеристики переживания чувства вины во взаимосвязи с модусами межличностного поведения, интернализированнми смысложизненными и нравственными ценностями.

Теоретическая значимость исследования.

Сформулированное в рамках работы определение «переживание чувства вины» позволяет расширить понимание феномена чувства вины, как психологического явления, обладающего своими субъективными характеристиками.

Выявлена и описана специфика генеза переживания чувства вины у лиц с различной социальной направленностью.

Практическая значимость исследования.

Разработана и первично апробирована программа психодиагностического обследования переживания чувства вины, у лиц с различной социальной направленностью.

Получены данные, которые могут быть использованы при разработке программ профессионального обучения психологов, в консультационной и коррекционной практиках со студентами ВУЗов.

Разработана и внедрена в практику анкета «Ситуационный анализ переживания чувства вины», основанная на ситуационном подходе к сбору эмпирических данных, которая позволяет исследовать характеристики отражающие переживание чувства вины.

Получены данные, которые используются в учебных курсах ВГМУ и МГУ им. Г.И. Невельского «Психология личности», «Юридическая психология», «Экстремальная психология», в психологическом консультировании и коррекционной работе с заключенными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях ГУФСИН по Приморскому краю.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью исходных методологических и теоретических положений психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Переживание чувства вины характеризуется: интенсивностью, длительностью и склонностью к воспоминаниям прошлых переживаний чувства вины, которые зависят от социальной направленности личности.

  2. Переживание чувства вины детерминировано социально-демографическими характеристиками личности: составом прородительской семьи, возрастом и уровнем образования.

  3. Высокий уровень переживания чувства вины проявляется в определенных модусах взаимоотношений с окружающими: «покорно-застенчивом», «ответственно-великодушном», «сотрудничающе-конвенциальном», «недоверчиво-скептическом», «зависимо-послушном».

  4. Переживание чувства вины определенным образом соотносится интернализированными смысложизненными и нравственными ценностями.

Эмпирическую базу исследования составили 264 респондента с различной социальной направленностью: 87 социально направленных мужчин, т.е. законопослушных граждан; 177 асоциально направленных мужчин – заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Приморского края.

Социально направленные (законопослушные) мужчины отбирались с помощью устных характеристик родственников, коллег и ответов специально разработанной анкеты по выявлению социальной направленности личности. Выборка сформирована с учетом важных социальных характеристик: образование и возраст.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: международных: «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2009); «МОЛОДЕЖЬ-НАУКА-ИННОВАЦИИ» (Владивосток, 2010); «Современные тренды развития социогуманитарного знания» (Ростов-на-Дону, 2011), «Aktualne problemy nowoczesnych nauk -2011» (Белгород, 2011); «Глобальное измерение в современной науке и образовании» (Ростов-на-Дону, 2011), «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» (Москва,2011); на всероссийской: «Личность в условиях современных социальных изменений» (Челябинск, 2011). Результаты исследования отражены в десяти научных публикациях и используются в читаемых в ВГМУ и МГУ им. Г.И. Невельского курсах.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 133 листах машинописного текста, содержит 25 рисунков, 10 таблиц и состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Библиографический список включает 151 отечественный и зарубежный источник.

Психологические подходы к изучению феномена чувства вины в зарубежной и отечественной психологии

В психологии фундаментальное изучение феномена чувства вины берет свое начало в рамках психоанализа. В классической теории психоанализа развитие чувство вины может осуществляться лишь после того, как сформирована базовая структура личности («Ид», «Эго» и «Супер-Эго»). Первым развивается «Ид», понимаемое, как врожденный набор импульсов, инстинктов или влечений. Природа «Ид» сексуальная и агрессивная и формируется у ребенка на фоне развитой способности концептуально отделять свое «Я» от других, думать, совершать выбор, владеть собой и воздействовать на окружающую среду (реальность). «Супер-Эго», обычно понимаемое как совесть, появляется после того, как дети усваивают представление о правилах поведения, идентифицируясь со своими родителями или своей референтной группой [94, 99, 118]. Основные взгляды представитель психоаналитического направления на феномен чувства вины представлены в (Табл. 1).

Таким образом, психоаналитики первые в психологической науке открыли и объяснили столь трудноуловимый психический феномен, каковым являются чувство вины. Основными положениями психоаналитического подхода, касающимися феномена чувства вины, являются следующие:

- Чувство вины это динамическое отражение конфликта, который, изначально, будучи межперсональным, в ходе социализации переносится во внутрипсихическую сферу ( 3. Фрейд и др.).

- В психике ребенка в ходе социализации формируется инстанция, названная «Сверх-Я», которая отвечает за моральное сознание и поведение. Существование этой инстанции обуславливает переживание чувства вины. (3. Фрейд, К. Хорни и др.).

- Переживание чувства вины в большей части бессознательно (3. Фрейд, К. Хорни и др.)

Некоторыми представителями неофрейдизма чувство вины рассматривается в рамках категории совести (К.Хорни, Э.Фромм и др.).

С позиции гуманистического и экзистенциального подходов чувство вины имеет иной смысл, чем с точки зрения представителей психоаналитического подхода. Представители анализируемых в данном разделе направлений полагают, что вина существует автономно, и не может быть сведена к нарушению каких-то запретов или табу [18]. Неоспоримой заслугой психологов экзистенциального направления является то, что, исследуя феномен вины с точки зрения развития человека с подчеркиванием аспекта саморазвития и самосовершенствования, они выработали и ввели понятие онтологической вины, которое позволяет охарактеризовать феномен вины в качестве самостоятельного явления, не отождествляемого с такими категориями человеческого существования как страх или тревога. Основные взгляды представитель экзистенциального и гуманистического направлений на феномен чувства вины представлены в таблице 2.

Таким образом, анализируя взгляды психологов, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что психологи, придерживающиеся экзистенциального и гуманистического направлений в своих исследованиях чувства вины, касаются важных аспектов жизни человека. Они внесли неоценимый вклад в описание механизмов и детерминант переживания вины. Представителями этих двух направлений убедительно подчеркивается свобода, которая принадлежит исключительно человеку, и обусловленные ею возможности, а также ответственность в качестве метаоснований вины. Психологи экзистенциального и гуманистического направлений, подчеркивают уникальность личного опыта конкретного человека, который невозможно свести к общим схемам и тем самым расширяют границы вины. Однако их дескрипции вины имеют столь общий характер, что данный феномен абсолютизируется, его границы расширяются и, как следствие, приравниваются к существованию людей. Они, по сути, возводят чувство вины до уровня мировоззренческих, философских категорий.

Представители когнитивного подхода в психологии главный акцент в своих исследованиях делают на влиянии мыслительных процессов на поведение человека. Основным понятием концептуального аппарата когнитивных теорий выступает понятие «когнитивной организации» или «когнитивной структуры». Таким образом, психологами данного направления постулируется ведущая роль когнитивных процессов в порождении чувств «Я» негативного круга [146]. Исходя из этих позиций, когнитивный психолог подструктуру личности «Сверх-Я», выделенную 3. Фрейдом, назвал бы «когнитивной структурой». Также следует отметить, что если в психоанализе чувство вины чаще всего понимается как дезадаптивная эмоция, то в работах когнитивных психологов чувство вины скорее наоборот, играет позитивную роль, помогая адаптации человека в обществе [115]. А в противоположность взгляду представителей экзистенциального направления вина, в когнитивной психологии, понимается исключительно как субъективная реальность, как способ интерпретации событий.

Тема чувства вины в когнитивной психологии затрагивалась преимущественно в работах тех психологов, которые обращались к исследованиям атрибутивных процессов [29, 69, 112, 114, 127, 133, 145,] или проводили исследования в рамках теорий когнитивного соответствия, где часто центральными понятиями выступали следующие: «внутренние стандарты», «саморегуляторы», «саморуководство» [112,120,131] (Табл. 3).

Итак, анализируя позиции когнитивно-ориентированных психологов можно заключить, что в рамках этого направления чувство вины рассматривается как результаты интерпретации своего и чужого поведения. Чувство вины - это исключительно субъективный феномен, в основе которого лежат определенного рода когниции:

- осознание выхода за личную систему конструктов;

- идентификация несоответствия «Я - реального» и «Я - идеального», стандартов и реального поведения;

- интерпретации происходящего с внутренним локусом причинности.

В когнитивной психологии, рассматривающей феномен чувства вины, психологи ставят вопрос о структуре и функциях специфических познавательных процессов, задействованных в самосознании. В ряде когнитивных теорий возникновение переживания чувства вины объясняется с помощью таких терминов как: атрибуция, причинное объяснение, атрибутивный каузальный стиль, каузальная атрибуция. Вина, в качестве одного из альтернативных вариантов, является результатом интерпретации произошедшего события.

Несмотря на то, что проблема чувства вины давно известна в религии и философии, а также занимает прочное место в ряду понятий житейской психологии, в отечественной психологической науке работы, посвященные этому вопросу, можно встретить крайне редко. Поэтому российским психологам еще только предстоит исследовать особенности этих психологических явлений и сформулировать собственные концептуальные положения, релевантные современному видению социальной картины действительности.

В отечественной психологии существует несколько дополняющих друг друга точек зрения по поводу чувства вины (Табл. 4).

Таким образом, в результате обобщения отдельных позиций отечественных психологов можно выделить несколько точек зрения относительно феномена чувства вины. Так, чувство вины принято рассматривать в качестве относящегося к группе этических чувств, регулятивных способностей, регуляторных механизмов социального контроля, феномена, принадлежащего к сфере самосознания.

Только в последнее время, пусть и не так часто, как бы хотелось, начали появляться работы, в которых феномен чувства вины рассматривается как дифференцированное понятие.

Первая попытка создания комплексной теории вины в психологии, предпринята К. Муздыбаевым [64]. О. Васильева и Е. Короткова называют вину чувством, детерминированным потребностью, локализующейся на высшем уровне пирамиды потребностей [42]. И. Белик рассматривает чувство вины как феномен, включающий в себя эмоциональный, когнитивный, мотивационный и психосоматический компоненты [9].

Методы и методики эмпирического исследования

В соответствии с предложенным автором определением «переживание чувства вины» и выделенными предпосылками формирования чувства вины, сформирован методический комплекс, который позволяет наиболее глубоко раскрыть характер и содержательные взаимосвязи переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Для выявления и описания характеристик, отражающие переживание чувства вины у асоциально и социально направленных мужчин использовались несколько методов и методик разных авторов: «Опросник вины» К. Кутлера, У .Джонса, авторская анкета «Ситуационный анализ переживания чувства вины» O. Манхаевой, личностный опросник агрессивности Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки), опросник самоотношения В. Столина, С. Пантилеева. Это обеспечило взаимную верификацию и высокую достоверность полученных в ходе эмпирического исследования данных.

Для исследования взаимосвязи характера переживания чувства вины с социально-демографическими характеристиками, стилями межличностного поведения, показателями агрессивности, структурой самоотношения, смысложизнеными и нравственными ценностями у мужчин с различной социальной направленностью, помимо перечисленных выше, использовался следующий комплекс методик:

- мини-анкета «Автобиографический анамнез»;

- анкета по выявлению социальной направлепности личности;

- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, P. Сазек в адаптации Л. Собчик);

- методика исследования системы жизненных смыслов В. Котлякова;

- психодиагностический тест «Добро-Зло» Л. Попова, А. Кашина.

Далее наиболее подробно остановимся на каждой из используемых в эмпирическом исследовании методик. 1. «Опросник вины» (Guilt Inventory) К. Куглера, У. Джонса (1991).

В настоящее время «Опросник вины» разработанный доктором Карен Кутлером (Университет Тулузы, США) и профессором Уоррен Джонсом (Университет Теннеси, США); позволяет наиболее полно измерить конструкт вины, т.к. объединяет все ее три составляющие [130]:

1. Вину-состояние, как временное (текущее) эмоциональное состояние, переживаемое в данный момент времени за совершаемый или недавно совершенный проступок (10 вопросов, например: «Я недавно совершил (а) поступок, о котором глубоко сожалею», «В данный момент я не испытываю чувства вины за поступки, которые я совершил(а)»)

2. Вину-черту, как устойчивую личностную характеристику (20 вопросов, например: «Я часто недоволен (не довольна) собой из-за своих поступков», «Сколько себя помню, вина и сожаление сопутствуют мне всю жизнь»). Содержание пунктов данной шкалы связано с наличием сожаления, желания исправить свои ошибки, ненависти к себе.

3. Моральные нормы, как готовность переживать вину на основе приверженности моральным ценностям, принципам, нормам (15 вопросов, например: «Я всегда строго придерживался(ась) твердых морально-этических принципов», «Мои представления о добре и зле являются довольно гибкими»). Шкала «моральные нормы» скорее отражает приверженность к ценностям и нормам, нежели вину как эмоцию.

Для проведения тестирования испытуемым выдаются заранее заготовленные регистрационные бланки с вопросниками (Прил. 2) и следующей инструкцией: «Вам предлагается ответить на 45 утверждений. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями. Напротив номера соответствующего вопроса, в выданном вам регистрационном бланке, поставьте цифру от 1 до 5 соответствующую варианту вашего ответа. Выражайте свое мнение искренне». Перевод методики с английского на русский язык осуществлялся И. Белик в рамках научной диссертации [9].

«Опросник вины» позволяет наиболее полно измерить конструкт вины, т.к. объединяет все ее три составляющие: «вину-состояние», «вину-черту» и «приверженность к моральным нормам». Профессор Уоррен Джонс определяет вину как дисфорическое чувство, которое возникает у людей, когда они нарушают свои личные моральные принципы или социальные нормы. Следует отметить, что переживание вины напрямую связано с системой моральных ценностей, так как ни один поступок не может оцениваться человеком вне системы ценностей [129].

Оценка надежности «Опросника вины» проводилась 2 методами: внутренней согласованности и ретеста.

Значения внутренней согласованности определялись при помощи подсчета коэффициента одномоментной надежности (согласованности) а-Кронбаха и составили для «Опросника вины» для 3-х шкал от 0,65 до 0,88.

Надежность-устойчивость (ретестовая надежность) измерялась посредством повторного проведения теста на той же выборке испытуемых. Интервал между повторным тестированием составил 12 недель, численность опрашиваемых составила 42 человека. Коэффициенты корреляции результатов первого и второго тестирования равны: для «вина-состояние» а=0,52 (р 0,001), «вина-черта» а=0,65 (р 0,001), «моральные нормы» а=0,67.

Таким образом, результаты свидетельствуют о достаточной внутренней согласованности пунктов в каждой из шкал «Опросника вины», что подтверждает обоснованность измеряемых характеристик, а также показывает, что шкалы обладают значительной временной стабильностью.

Проверка конструктной валидности осуществлялась способом соотнесения результатов «Опросника вины» с результатами методик: «Опросник агрессии Басса-Дарки» А. Басса, А. Дарки в адаптации А. Осницкого (1996) - со шкалой «чувство вины (аутоагрессия)», «Опросник уровня субъективного контроля Дж. Роттера» (УСК) в адаптации Е. Бажина, С. Голынкиной, А. Эткинда (1993) -со шкалой «общая интернальность» и «Методика исследования самоотношения» (МИС) С. Пантилеева (1993) - со шкалами «самоценность», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Значимыми являются связи шкал «Опросника вины» именно с теми личностными характеристиками, которые являются не только прямыми, но и косвенными их проявлениями.

Шкалы «вина-состояние» и «вина-черта» коррелируют с одними и теми же показателями. Кроме того, оба конструкта значимо коррелируют между собой (г=0,64 (р 0,001)). Авторы методики К. Кутлер и У. Джонс сообщают, что им не удалось разделить эти 2 конструкта, так как между ними была выявлена существенная корреляция [130, 134]. Однако по результатам ретестовой надежности оказалось, что «вина-состояние» является менее устойчивой во времени характеристикой, в то время как «вина-черта» — более устойчивой. Из этого следует, что, несмотря на сильную взаимосвязь этих конструктов, вопросы шкалы «вины-состояния» описывают состояние, изменяющееся во времени, в то время как вопросы шкалы «вины-черты» относятся к устойчивой характеристике личности.

Переживание чувства вины в зависимости от социально-демографических характеристик у мужчин с различной социальной направленностью

Представленный в данном разделе анализ был основан на данных, мини-анкеты «Автобиографический анамнез», которую заполняли испытуемые до начала психологического исследования.

Данный анализ показал, что испытуемые социально направленной группы из неполных семей в отличие от испытуемых, воспитанных в полных семьях, более склонны к переживанию вины-состояния (р 0,01) (Табл. 11). Это позволяет сделать вывод о том, что социально ориентированные мужчины, которые воспитывались в неполных семьях, на момент проведения психологического обследования находились в состоянии переживания чувства вины, которое возникает у людей, когда они нарушают свои личные моральные принципы или социальные нормы.

Так же испытуемые, воспитанные в неполных семьях, в отличие от респондентов из полных семей более склонны к переживанию вины-черты (р 0,001) (Табл. 11), данный показатель, как и предыдущий, выявлен с помощью «Опросника вины» К. Куглера, У. Джонса, отражает устойчивую личностную характеристику, которая связана с наличием сожаления, желания исправить свои ошибки, ненависти к себе.

Установленный эмпирический факт, свидетельствующий о большей склонности к переживанию чувства вины у респондентов из неполных семей, -по-видимому, связан с недостатком внимания и отсутствием разнообразия воспитательных стратегий в раннем возрасте.

Кроме этого, в двух группах респондентов была выявлена обратная зависимость переживания «вины-черты» от уровня образования (Табл. 12).

Установлено, что чем ниже уровень образования, тем более выражена устойчивая личностная характеристика, которая связана с наличием сожаления, желания исправить свои ошибки, ненависти к себе. Предположительно, это может быть связано с тем, что образование дает человеку стабильность и уверенность в себе, разнообразие интеллектуальных предположений, с помощью которых человек может объяснить причины и исход той или иной ситуации, что как следствие снижает уровень переживания чувства вины.

Помимо этого, было установлено, что с увеличением возраста, прямопропорционально увеличиваются показатели шкалы «самообвинения» опросника самоотношения В. Столина, С. Пантилеева в двух группах испытуемых. Не было выявлено достоверных различий в показателях шкалы «самообвинения» у испытуемых от 30-40 лет с испытуемыми от 40-50 лет. Это говорит о том, что склонность ставить себе в вину свои жизненные промахи, достигает своего пика развития примерно к 30-ти годам, а в дальнейшем ее проявления до 50 лет остаются приблизительно на одном уровне.

Значимые же различия в показателях шкалы «самообвинения» были обнаружены у респондентов в возрасте 20-30 лет с респондентами, как 30-40 лет, так и 40-50 лет (Табл. 13). Данные различия достоверны на уровне р 0,05.

Таким образом, было установлено, что независимо от социальной направленности личности, чем старше человек становится, тем больше он склонен ставить себе в вину свои промахи, неудачи и собственные недостатки. Это предположительно может быть связано с тем, что с возрастом у людей увеличивается количество нерешенных проблем, связанных с переживание чувства вины.

В результате проведенного в данном разделе анализа соотношения склонности к переживанию чувства вины с социально-демографическими характеристиками в двух группах испытуемых с различной социальной направленностью, можно заключить, что;

- существует прямая зависимость интенсивности переживания чувства вины от увеличения возраста и обратная зависимость от уровня образования;

- воспитание в неполных семьях является предпосылкой для формирования склонности к наиболее глубокому и интенсивному переживанию чувства вины.

Соотношение переживания чувства вины со стилями межличностного поведения и показателями агрессивности у мужчин с различной социальной направленностью

В современной психологии чувство вины относят к группе эмоций, направленных в основном, на себя, но имеющих отношение к взаимоотношениям с другими людьми и с соответствием поведения нормам морали, то есть социальным контролем, и называемых, обычно, в англоязычной литературе «self-consciousemotions», или «эмоции самосознавания». В данную группу включают эмоциональные явления, неотъемлемо связанные с представлением о себе и о своих действиях, а также с «Я-концепцией» в социальных взаимоотношениях. В русском языке это не слишком удачное обозначение, поэтому в своей работе, мы, ссылаясь на современных российских психологов, будем относить чувство вины к социальным или коммуникативным эмоциям, что подразумевает представленность других людей (очной или заочной форме) в содержании этих эмоциональных явлений, предметом которых является скорее сам человек, но в связи с другими [17,35,74].

До настоящего времени практически отсутствуют эмпирические исследования, подтверждающие социальную природу такого эмоционального явления, как чувство вины. В нашей работе мы объединили в один раздел анализ соотношения склонности к переживанию чувства вины со стилями межличностного поведения, и анализ соотношения склонности переживания чувства вины с агрессивностью. Так как последняя, является одной из личностных характеристик, так же очень часто проявляющейся при взаимодействии с окружающими людьми. Таким образом, для того, чтобы изучить взаимообусловленность переживания чувства вины со стилями межличностного поведения и показателями агрессивности мы в своей работе провели анализ данных, полученных с помощью следующих методик: «Опросник вины» (К. Куглер, У. Джонс); опросник самоотношения (В. Столин, С. Пантилеев); личностный опросник агрессивности Басса-Дарки (А.Басс, А. Дарки) и методики диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек в адаптации Л.Собчик).

В результате корреляционного анализа (Рис. 1) было установлено, что у испытуемых, как асоциальной группы, так и социально направленной, вина-черта опросника вины К. Куглера, У. Джонса положительно связана со следующими шкалами методики ДМО Т. Лири: «недоверчивый-скептический» (т=0,11, р 0,01; т=0,17; р 0,01, соответственно); «покорно-застенчивый» (х =0,16, р 0,001; X =0,22; р 0,001, соответственно);

Помимо этого в группе асоциальных мужчин были выявлены положительные связи со шкалами «сотрудничающий-конвенциальный» (х =0,09; р 0,05) и «ответственно-великодушный» (х =0,15; р 0,001), а в группе социально ориентированных мужчин вина-черта из той же методики еще положительно коррелирует с таким стилем межличностного поведения, как «зависимый-послушный» (х =0,18; р 0,01).

Таким образом, было установлено, что испытуемые, независимо от социальной направленности, имеющие высокие показатели по шкале «вина-черта», склонны к «покорно - застенчивому» и «недоверчиво - скептическому» стилям взаимоотношения с окружающими.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что люди, склонные ненавидеть себя, сожалеть о содеянном и желающие исправлять свои ошибки чаще всего полностью покорны, обладают повышенным чувством самоуничижения, крайне обидчивы, недоверчивы, подозрительны, недовольны другими, склонны к критицизму.

Кроме того в группе правонарушителей с высокими показателями по шкале «вина-черта» прослеживается склонность к «сотрудничающе -конвенциальному» и «ответственно - великодушному» варианту межличностного поведения, которые проявляются в компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок и подчеркнутом альтруизме.

В группе правопослушных мужчин у большинства испытуемых с «зависимо - послушным» стилем межличностного поведения, который проявляется в сверхконформности, полной зависимости от мнения окружающих, выявлены высокие показатели по шкале «вина-черта».

Анализ корреляционных связей (Рис. 2) в двух группах испытуемых, выявил положительную связь шкалы «самообвинения» опросника самоотношения В. Столина, С. Пантилеева со шкалой «покорно-застенчивый» (т=0,16, р 0,001;т=0,18, р 0,01, соответственно) методики ДМО Т. Лири. Помимо этого в группе асоциальных мужчин были выявлены положительные связи со шкалами «сотрудничающий-конвенциальный» (т=0,09; р 0,05) и «ответственно-великодушный» (т=0,15; р 0,001), а в группе социально направленных мужчин шкала «самообвинения» еще положительно коррелирует с такой шкалой методики ДМО, как «недоверчивый-скептический» (т=0,15;р 0,05).

Автор опросника самоотношения В. Столина, С. Пантилеева выделили фактор «самообвинения» в пространстве изучаемого им самосознания и дал следующее определение данному понятию. Самообвинение - это готовность человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки [13]. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые как асоциальной, так и социально направленной группы склонные признавать свои ошибки и недостатки, чаще всего, полностью покорны, обладают повышенным чувством самоуничижения.

Кроме того было установлено, что правонарушители, имеющие высокие показатели по шкале «самообвинение», так же как и в случае с показателями по шкале «вина-черта» склонны к компромиссному поведению, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремятся подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, альтруистичны, мягкосердечны, сверхобязательны, обладают гиперсоциальными установками. Высокие показатели по шкале «самообвинение» были выявлены у испытуемых социально направленной группы с преобладанием недоверчиво -скептического стиля межличностного поведения, который проявляется крайней обидчивостью, выраженной склонностью к критицизму, недоверчивостью, подозрительностью и недовольством другими.

Помимо этого, как в группе правонарушителей, так и в группе правопослушных мужчин были выявлены положительные корреляционные связи (Рис. 3) шкалы «чувство вины» личностного опросника агрессивности Басса-Дарки со следующими шкалами методики ДМО Т. Лири: «покорно-застенчивый» (т=0,17, р 0,001; т=0,31; р 0,001, соответственно); «зависимый-послушный» (т=0,12, р 0,01; т=0,15, р 0,05, соответственно); «сотрудничающий-конвенциальный» (т=0,16, р 0,001; т=0,13, р 0,05, соответственно) и «ответственно-великодушный» (т=0,23, р 0,001; т=0,14, р 0,05, соответственно).

А. Басе и А. Дарки считают, что чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [7]. Таким образом, было установлено, что испытуемые обеих групп, имеющие такого рода убеждения и соответственно высокие показатели по шкале «чувство вины» полностью покорны, обладают повышенным чувством самоуничижения, сверхконформны, полностью зависят от мнения окружающих, склонны к компромиссному поведению, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремятся подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, альтруистичны, мягкосердечны, сверхобязательны, обладают гиперсоциальными установками.

Переходя к анализу соотношения склонности к переживанию чувства вины с проявлениями агрессивности у мужчин с различной социальной направленностью, необходимо отметить, что под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [7]. Что интересно, одной из форм агрессивности, по мнению А. Басса и А. Дарки является, представляющая для нас огромный интерес - аутоагрессия или выражаясь по-другому - чувство вины. В нашем исследовании нами был поставлен вопрос: как агрессия направленная внутрь себя — аутоагрессия -сочетается с внешними формами агрессивности, такими как враждебность, обида, негативизм, подозрительность, раздражение, а также физической, косвенной и вербальной агрессией.