Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Бурганова Инесса Фернадовна

Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве
<
Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурганова Инесса Фернадовна. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Казань, 1999 185 c. РГБ ОД, 61:99-19/305-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ В

ПСИХОЛОГИИ 13

1.1. Познавательно-психологический барьер в творчестве 13

1.1.1. Разработанность проблемы психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии 13

1.1. 2. Психологический механизм творчества 22

1.1.3. Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ) 30

1.1.4. Барьеры в системно-динамической модели деятельности 35

1.1.5. Другие подходы к проблеме интеллектуального творчества и психологических барьеров в отечественной психологии (обзор) 37

1.2. Мотивационно-личности факторы в преодолении барьеров 44

1.2.1. Личностные черты творцов и преодоление барьеров 44

1.2.2. Мотивация творческой деятельности 47

1.2.3. Направленность личности в процессе творчества 51

1.2.4. Установка как барьер 55

1.3. Барьер в концепции человека как субъекта творческого саморазвития 61

1.4. Выводы по ГЛАВЕ 1 65

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 70

2.1. Требования к методике экспериментального исследования 70

2.1.1. Требования к экспериментальному материалу 70

2.1.2. Примеры методов и задач, применяемых для экспериментального изучения процесса интеллектуального творчества 73

2.1.3. Требования к экспериментальному материалу, экспериментальной процедуре и контингенту испытуемых при исследовании барьеров в интеллектуальной деятельности 76

2.1.4. Общая схема организации эксперимента по исследованию барьеров трех степеней в интеллектуальной деятельности 80

2.2. Способность к преодолению барьера при решении задач первой и второй

степени сложности 81

2.2.1. Определение познавательно-психологических барьеров первой и второй степени 81

2.2.2. Экспериментальное исследование барьеров первой и второй степени в интеллектуальной деятельности 82

2.2.3. Результаты первой серии экспериментов 88

2.2.4. Результаты второй серии экспериментов 102

2.3. Экспериментальное исследование барьера третьей степени 112

2.3.1. Определение барьера третьей степени 112

2.3.2. Условия проведения эксперимента 113

2.3.3. Описание задачи и этапы ее решения 114

2.3.4. Результаты третьей серии экспериментов 135

2.4. Обсуждение результатов и их теоретическое обоснование 139

2.5. Выводы по ГЛАВЕ 2 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

ЛИТЕРАТУРА 156

ПРИЛОЖЕНИЯ 165

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема творческой активности человека является по-настоящему современной и актуальной. Человечество стоит на пороге третьего тысячелетия - новые информационные технологии открывают новые возможности использования мировых информационных ресурсов. Растет значение продуктивной, творческой деятельности. Таким образом, главной задачей общества становится формирование творческой личности, личности, способной не просто известным способом решать известные задачи, но ставить новые вопросы и находить новые оригинальные решения.

Психология творчества как самостоятельная ветвь психологии стала складываться в конце XIX - начале XX веков. На начальном этапе своего становления доминировал "созерцательно-объяснительный тип знания" (Я.А. Пономарев) и получение сведений о психологических особенностях творчества складывалось из описания созданий великих творений, обстоятельств жизни их авторов и их личных качеств, а исходным материалом служили, как правило, автобиографии и мемуары выдающихся ученых, изобретателей. Со временем исследователи творчества стали использовать и иные методы получения информации о протекании творческого процесса, ставились эксперименты, результаты которых тщательно фиксировались и анализировались. Шел процесс формирования "эмпирического" типа знания. В период научно-технической революции еще острее возникла необходимость изучать творческую деятельность человека - в связи с потребностью управлять творческим процессом, направлять его на решение тех или иных проблем. Вопрос о моделировании и исследовании процесса мышления и творчества не дает покоя ученым, занимающимся исследованиями природы, общества и человека, практи кам, которые создают технические устройства, обучают детей и студентов, ищут нетривиальные решения в управленческой деятельности, в частном предпринимательстве. Загадка творчества относится многими из них к разряду "мировых загадок", решение которых не предполагает возможности четкого однозначного ответа.

На базе фундаментальных работ по исследованию истории "психологии творчества" (ЯЛ. Пономарев [92, 93, 94, 96, 97, 99], М.Г. Ярошевский [147, 148], O.K. Тихомиров [126, 127] и др. [19, 20, 61, 64]) можно заключить, что попытки найти пути к разгадке этой "мировой тайны" делали в свое время многие именитые ученые - естествоиспытатели Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский. Первые книги по проблемам научного творчества были созданы в начале нашего века химиком В. Оствальдом и математиком А. Пуанкаре. Крупнейшие психологи, такие как Ф. Галь-тон и М. Кеттел, К. Дункер [153] и М. Вертгеймер [34, 164], используя тестовый, статистический, биографический методы, изучают творчество и также обращаются к проблеме личности ученого. Французский психолог Рибо намечает первую концепцию творчества [117]. В России начала XX века А.А. Потебня и его ученики изучают особенности творческого (научного и художественного) мышления на основе лингвистического подхода. Русский инженер П.К. Энгельмейер анализирует специфику творчества на основе изучения технического изобретательства [144] и предлагает разработать специальную науку о творчестве - эвриологию (или эврологию). Значительный вклад в разработку проблемы внесли и такие ученые как А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, СО. Грузенберг [48], В.М. Бехтерев и др. Изучением особенностей мышления, этапов его развития занимались Л.С. Выготский [36-38], А.Р. Лурия [78-79], Ж. Пиаже [89].

Во второй половине XX века растет практическая потребность в исследованиях подобного рода, применяется все больше разнообразных методов, разрабатываются специальные методики исследования и программы развития творческого ("дивергентного", "латерального", "бокового", "нестандартного" по терминологии разных авторов) мышления. В это время активные поиски ведутся как за рубежом (Дж. Гилфорд [45, 156]; К. Тейлор, Ф. Баррон, Д. Харрингтон [150, 161]; Г. Грубер, П. Верной, Е. Торранс [см. 5, 15, 19, 20, 51, 58, 86, 128, 149, 152, 155, 163]; Э. Де Боно [26] и др.) так и в нашей стране (Д.Б. Богоявленская [21-23], Б.М. Кедров [61-64], A.M. Матюшкин [80], Я.А. Пономарев [92-99], В.Н. Пушкин [112-114], С.Л. Рубинштейн [118-120], Тихомиров О.К. [126, 127] и другие [6-9, 29-31, 41, 44, 50, 51, 53, 57, 60, 74, 87, 90, 106, 107, 109, ПО, 111, 116, 122, 123, 133,137, 145]).

Всюду, где творчество перешло в стадию "действенно-преобразующего" знания, возникла необходимость не только констатировать наличие творческих актов, озарений, но и изучать сам психологический механизм творчества, проникать в его сущность. Сердцевину творчества и наиболее значимую его часть с точки зрения психологии представляет процесс, происходящий внутри субъекта творчества, его внутреннеплановые действия. Именно здесь при переходе от одной фазы к другой, независимо от проработки этого вопроса в разных психологических школах, констатируется, что движение от фазы к фазе лишено плавности, оно требует постоянного ухода от стереотипа, который чаще всего и превращается в барьер на пути к созданию нового, к переходу на новый уровень осмысления проблемной ситуации. Способность преодолеть барьер и выйти за рамки стереотипа является неотъемлемым качеством творческой личности.

В нашем исследовании основной упор делается на понятие психологического барьера в интеллектуальной деятельности. Эффект барьера проявляется в самых разных видах деятельности - от решения арифметических задач до раскрытия преступлений. В имеющихся исследованиях по психологии творчества, личности, общения дается определение барьера как "препятствия" [142], "мотива, препятствующего выполнению определенной деятельности" [40], "детерминирующего фактора динамизации деятельности на разных ее этапах" [139]. При изучении барьеров в творчестве, в психологии личности, общения определяются следующие виды барьеров:

а) по широте и специфике охвата деятельности человека: познавательно-психологический барьер (Б.М. Кедров [61-64]); ценностно-ориентационный барьер, барьер неопределенности, предметно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации (Р.Х. Шакуров [139]); барьер "неверия в собственные силы", "функционально-мыслительные" и семантические барьеры (А.В. Антонов [13]);

б) по характеру проявления: внутренние и внешние барьеры (Т. Дембо [142]); перцептуаль-ные, интеллектуальные и эмоциональные преграды (А. Холл [135]); личные и организационные препятствия творчеству (П. Хилл [134]).

Указывается, что барьер как препятствие достижению цели приводит к внутренним конфликтам, фрустрации (Т. Дембо [142]), возникновение психологических барьеров связано с неверием в собственные силы, чрезмерной ориентацией на авторитеты (А.В. Антонов [13], В.В. Мухортов [84]), а преодоление барьера происходит с использованием подсказки, случайной ассоциации или "трамплина" (К. Дункер [109], Б.М. Кедров [61], ЯЛ. Пономарев [95, 96]), причем этот процесс преодоления идет с участием эмоционально-волевой, позна вательной и операционно-поведенческой сторон личности (Р.Х. Шакуров [139]).

Проблема. Накопленные знания позволяют поставить еще один вопрос, который является малоизученным в научной литературе по психологии творчества. Это вопрос не столько о типах барьеров, сколько - о степени сложности барьеров или о своего рода "высоте препятствия", которое приходится преодолевать творцу, то есть вопрос о теоретическом и экспериментальном изучении психологических барьеров разного уровня. Кроме того, существует противоречие между различными представлениями о роли личностных особенностей субъекта в преодолении психологических барьеров в творчестве, определяющее проблему, каким образом личностные характеристики субъекта влияют на успешность преодоления познавательно-психологического барьера.

Гипотеза: если сложность творческой задачи объективно зависит от величины амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев), то следует предположить, что при решении задач различной степени сложности субъекту приходится преодолевать соответствующие познавательно-психологические барьеры, где по мере повышения сложности задачи растет "высота" барьера, а для успешного его преодоления большее значение приобретают мотивационно-личностные характеристики субъекта.

Цель исследования состоит в теоретт о-экспериментальном исследовании явления психологических барьеров разной степени сложности в интеллектуальной творческой деятельности, представление о которьж дополняет теорию психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанную Я.А. Пономаревым, и расширяет понимание познавательно-психологического барьера, развитое Б.М. Кедровым.

Задачи:

1. Выявить феномен и особенности проявления психологических барьеров в интеллектуальной деятельности.

2. Изучить способность к преодолению познавательно-психологического барьера и при решении задач низкой и средней степени творческой сложности и установить их место в структуре психологического механизма творчества.

3. Исследовать способность к преодолению познавательно-психологического барьера и установить его место в структуре психологического механизма творчества при решении задач высокой сложности.

4. Соотнести способность к преодолению барьеров разных уровней сложности с мотивационно-личностными особенностями испытуемых.

Научная и методологическая основа настоящей работы: концепция психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанная Я.А. Пономаревым, представление о познавательно-психологическом барьере Б.М. Кедрова, концепция человека как субъекта саморазвития Л.М. Попова, а также системно-динамическая модель деятельности, разрабатываемая Р.Х. Шакуровым. Помимо этого в работе используется понимание интеллектуальной активности и ее уровней по Д.Б. Богоявленской.

Объектом экспериментального исследования стала интеллектуальная деятельность испытуемых (студентов и лиц с высшим образованием) по решению творческих задач различной степени сложности.

Предметом исследования являются психологические барьеры различной степени "высоты" в интеллектуальной деятельности - психологически обусловленные препятствия нахождению решения оригинальной (творческой) задачи.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что:

исследован феномен возникновения и преодоления познавательно-психологических барьеров в интеллектуальном творчестве; ш выявлено три степени барьеров, отличающихся по сложности их преодоления, определенной как величина амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности; ш осуществлен теоретический анализа процесса решения сложной творческой задачи и детерминации этого процесса мотивационно-личностными факторами;

полученные результаты обогащают представление о структурах психологического механизма интеллектуального творчества и динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта саморазвития.

Практическая ценность исследования заключается в том, что разработаны методики выявления действия познавательно-психологических барьеров различной степени сложности, которые могут быть (в комплексе с другими методами) применены для диагностики творческих способностей человека на разных уровнях интеллектуальной деятельности; полученные теоретические результаты и эмпирические сведения о процессе преодоления барьера могут быть использованы при чтении спецкурсов и организации тренингов по развитию творческого мышления и динамической составляющей про

странственно-временного комплекса субъекта саморазвития для студентов как гуманитарных, так и естественнонаучных направлений.

Результатом диссертационного исследования стали следующие положения, выносимые на защиту:

1. Познавательно-психологические барьеры в структуре интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены не только по широте охвата деятельности человека, характеру проявления, выраженности во внутреннеплановых и внешнеплановых процессах, но и по различной степени представленности их "высоты", преодоление которой соотносится со способностью человека действовать на различных уровнях структурной организации интеллеягта. Таким образом, системное представление о различного рода психологических барьерах, препятствующих выполнению той или иной деятельности, дополняется еще одним параметром - измерением "высоты", что открывает новые возможности в исследовании специфики процесса творчества.

2. При решении творческих задач, требующих интеллектуального озарения, на 1-2 уровнях психологического механизма творчества (низших уровнях мыслительной деятельности с большей степенью импульсивности и интуитивности в действиях) обнаруживается способность преодолевать познавательно-психологические барьеры 1 степени, что можно соотнести со "стимульно-репродуктивным" уровнем интеллектуальной активности субъекта и, абстрагируясь до логической схемы познавательного процесса, - с выделением единичных фактов из общей картины. На 3-4 уровнях (средних уровнях мыслительной деятельностью, где важную роль начинают играть логические операции, но действия все еще связаны с субъективной оценкой) обнаруживается способность преодолевать барьеры второй степени, что соответствует "эвристическому" уровню интеллектуальной активности и переходу (скачку) от выявления единичных фактов к обнаруже 11 нию особенностей и некоторых закономерностей. На 5 уровне (высшем уровне мыслительной деятельности, соответствующем уровню научного творчества, с максимально объективным и логичным анализом всех условий) - обнаруживается способность преодолевать барьеры 3 степени, становится возможным проявление интеллектуальной активности высшего - "креативного" - уровня, а скачок (преодоление барьера) совершается при переходе от "общего" ко "всеобщему".

3. В преодолении познавательно-психологического барьера третьей степени в решении задач высшего уровня творческой сложности важную роль играют неинтеллектуальные характеристики личности, такие как потребность в достижениях, уверенность в себе, упорство в достижении цели.

Научная новизна работы определяется тем, что:

1. Систематизированы представления о познавательно-психологических барьерах, рассмотренные в работах специалистов по психологии мышления и творчества.

2. Впервые познавательно-психологический барьер рассмотрен как необходимый элемент психологического механизма творчества, он является промежуточным образованием между фазой "краха логических программ" и фазой интуитивного решения.

3. Впервые выделены три степени познавательно-психологических барьеров в интеллектуальной деятельности, каждый из которых возникает на определенном уровне этой деятельности и качественно отличается от других.

4. Впервые изучено возникновение и преодоление сложного барьера (барьера третьей степени) в интеллектуальном творчестве на примере задачи "12 монет", соответствующей максимальной амплитуде смены доминирующих уровней интеллектуальной деятельности, дан логико-психологический анализ решения творческой задачи, проведена ее экспериментальная проверка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представление о различной "высоты" барьерах в интеллектуальном творчестве используется при разработке обучающих курсов, направленных на развитие творческих способностей студентов. Результаты теоретического и экспериментального исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях (Йошкар-Ола, Казань, Москва) и семинарах кафедры психологии Казанского госуниверситета, на совместном заседании лаборатории психологии Института среднего и специального образования РАО и кафедры психологии Казанского госуниверситета.

Объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 155 страницах. В ней содержится 13 рисунков и 34 таблицы. Список литературы включает 164 источника, в том числе 15 на иностранных языках. В приложениях представлены результаты экспериментов (таблицы, диаграммы).

class1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ В

ПСИХОЛОГИИ class1

Разработанность проблемы психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии

В БСЭ дается следующее определение слову "барьер": "Барьер (франц. Barriere): 1) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду; 2) В спорте - препятствие ,которое должны преодолеть при состязании всадники, бегуны и т.п."

Понятие психологического барьера используется для обозначения каких либо психологически обусловленных преград, препятствий, мешающих человеку добиться поставленной цели, выполнить задание или решить проблему. В "Атласе по психологии" [40, стр. 60] дается, например, такое определение: "барьер психологический - мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности, общению с определенным человеком или группой людей". Под психологическим барьером понимают также и психологическое состояние человека, испытывающего трудности в определенной деятельности или общении. Изучению барьеров в коммуникационной сфере (сфере общения) посвящены работы Л.И. Божович [24, 25], Е.В. Руденского [121] и других. При этом выделяются такие барьеры, как "барьер темперамента", "барьер акцентуации характера", "барьер манеры общения", "барьер отрицательных эмоций" (страдания, гнева, отвращения, страха, стыда и вины), "барьер неправильной установки сознания" (стереотип, предвзятость, отсутствие интереса, пренебрежение фактами), "барьер речи", "физические барьеры", "социально-ролевые барьеры", "информационно-познавательные барьеры", "социально-психологические барьеры", "организационно-психологические барьеры" [121].

Барьеры как детерминирующие факторы динамизации деятельности на разных ее этапах изучаются в работах Р.Х. Шакурова [139] и его учеников. При этом выделяются такие виды барьеров, как ценно-стно-ориентационный барьер, барьер неопределенности, предметно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации о полученном результате. В процессе преодоления барьера Р.Х. Шакуров выделяет три взаимосвязанные стороны: эмоционально-волевую, познавательную и операционно-поведенческую. А само преодоление барьеров различного рода рассматривается как основа функционирования и развития психики. Но мы хотели бы "еще раз подчеркнуть, что наша работа направлена прежде всего на то, чтобы обнаружить действие барьеров в сфере интеллектуального творчества и не претендует на охват всей сложной и разнообразной проблемы психологических барьеров.

Барьеры как препятствия достижению цели и возникающие вследствие этого внутренние конфликты и фрустрации изучаются в работах Т. Дембо (школа Левина) [142]. При этом в качестве барьеров рассматриваются такие препятствия как "сложность задачи", "неумение испытуемого", "социальные отношения между экспериментатором и испытуемым".

В интеллектуальном творчестве барьер - это то препятствие, которое мешает человеку найти наиболее рациональный способ, увидеть красивое нестереотипное решение, выйти за рамки привычных действий. Познавательно-психологический барьер препятствует выходу мысли на более высокий уровень обобщения (по Б.М. Кедрову [61]), вынуждая действовать наиболее привычным способом. Очевидно, что в стандартных, часто повторяющихся ситуациях подобный барьер, отсекая все иные неизвестные пути, помогает субъекту реагировать быстро и адекватно. В ситуации же творческой задачи, когда известные, привычные способы не приводят к" удовлетворительному результату, барьер препятствует обнаружению наиболее адекватного, рационального способа решения. Подобный эффект действия прежнего опыта называют по-разному: "шаблонное мышление", "стереотипное", "ригидное", "вертикальное", "репродуктивное" и т.д.

Личностные черты творцов и преодоление барьеров

Как было отмечено выше, в раннем периоде исследований творчества основным источником получения сведений о протекании творческого процесса и особенностях творческой личности были биографии, автобиографии, мемуары, содержащие "самопризнания" великих ученых, изобретателей, творцов. Наиболее существенные признаки творческой личности были выявлены на основе анализа и обобщения этих данных. К перцептивным и интеллектуальным особенностям творческих личностей относились способность к высокой напряженности, концентрации внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция, могучая фантазия, дар предвидения, обширность знаний. К характерологическим — уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, большая работоспособность. Позднее для изучения качеств творческой личности стали разрабатываться специальные тесты. Проводились специальные обследования и опросы шахматистов, изобретателей, ученых.

В западной психологии уделяется большое внимание именно изучению качеств творческой личности. При этом для таких исследований характерно нерасчлененное перечисление "конкретных способностей и психических свойств, необходимых для работы в области науки и техники" [19,20,149,161]. Например, такой перечень приводит Т.Я. Розен2: "Незаурядная энергия. Находчивость, изобретательность. Познавательные способности. Честность, прямота, непосредственность. Стремление к обладанию фактами. Стремление к обладанию принципами. Стремление к открытиям. Информационные способности. Ловкость, экспериментальное мастерство. Гибкость, способность легко приспосабливаться к новым фактам и обстоятельствам. Упорство, настойчивость. Независимость. Способность определять ценность явлений и выводов. Способность к сотрудничеству. Интуиция. Творческие способности. Стремление к развитию, духовному росту ... Спонтанная гибкость. Адаптивная гибкость. Оригинальность. Дивергентное мышление. Способность легко преодолевать умственные границы и перегородки (курсив Б.И.). Способность уступать, отказываться от своих теорий ... Способность отбрасывать несущественное и второстепенное. Способность к тяжелому, упорному труду. Способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу. Способность к разложению, анализу. Способность к комбинированию ... Энтузиазм. Способность к самовыражению. Внутренняя зрелость. Скептицизм. Смелость. Мужество. Вкус к временному беспорядку, хаосу ... Подчеркивание своего "Я". Уверенность в условиях неопределенности. Терпимость к неясности, двусмысленности, неопределенности. "

Изучая качества "самоактуализирующейся личности", Маслоу выделял такие характеристики, как "более эффективное восприятие реальности", "принятие (себя, других, природы)", "спонтанность", "сосредоточенность на задаче", "автономия, независимость от культуры и среды", "свежесть оценки", "демократическая структура характера", "философское, невраждебное чувство юмора" и другие.

Простое перечисление большого количества разнообразных характеристик творческой личности, конечно, имеет определенную ценность, но не дает все же полного представления о ее структурных особенностях, стержневых моментах. Я.А. Пономарев в своих работах [96] поставил задачу расчленения проблемы личности на ее социологический и психологический аспекты, где специфическим содержанием психологического аспекта становятся особенности усвоения субъектом условий окружающей его среды и психологических механизмов создания этих условий. Основной позитивной задачей в психологическом анализе творческих способностей Я.А. Пономарев считает выявление способностей субъекта, благоприятствующих нахождению интуитивных решений и их формализации. Ключевой при этом является способность действовать "в уме", то есть уровень развития внутреннего плана действий (ВПД).

Требования к экспериментальному материалу

Практически во всех фундаментальных исследованиях по психологии творчества особо подчеркиваются условия, при которых начинается творческая деятельность. Также важно в экспериментальном исследовании правильно выбрать "объектный материал" - предлагаемые испытуемому задачи. Требования к экспериментальной задаче в психологическом исследовании даются в работах Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, Л.М. Попова [22,23, 96, 97,101]. В настоящей работе представлен модифицированный вариант этих требований с учетом специфики нашего исследования.

1. Экспериментальный материал должен обладать широтой диапазона, достаточной для развертывания всей психологической картины решения проблемы. В контексте работ Я.А. Пономарева "широта диапазона" предполагает:

а) возможность построения проблемных ситуаций различной степени сложности;

б) возможность работы во внешнем и внутреннем планах действий;

в) возможность формирования прямого и побочного продуктов действий;

г) возможность вскрытия механизма формирования надстроечно базальных моделей данной ситуации;

д) возможность формирования интуитивных и логичных моделей решения, превращения интуитивно полученного эффекта в частный способ, а затем и в принцип решения.

В работах Д.Б. Богоявленской как главное требование представляется "двухслойный характер" экспериментального материала, то есть испытуемый может либо работать в рамках заданной ситуации ("первый слой"), либо выходить за ее рамки и превращать ситуацию из объекта заданной деятельности в объект анализа, теоретического обобщения ("второй слой").

Таким образом, объектный материал должен обладать "широтой", необходимой для разворачивания деятельности во внешнем и внутреннем планах, и "глубиной", обеспечивающей возмож-ность проявления инициативы на разных уровнях.

2. Предложенная в эксперименте задача должна быть оригинальной, нестандартной (это необходимо для начала творческой деятельности) и увлекательной (чтобы обеспечить мотивацию для продолжения этой деятельности).

3. Характер задачи должен дать возможность нивелировать знания, представленные в прошлом опыте. Задача должна быть достаточно отвлечена от практики, чтобы у одних испытуемых не было преимуществ перед другими, и что бы испытуемый не мог прямо воспользоваться своим прежним опытом для решения задачи. Задача должна быть рассчитана на минимум специальных знаний и быть понятной для испытуемого.

4. В процессе эксперимента должна отсутствовать внешняя и внутренняя (оценочная) стимуляция, способствующая выходу во второй "слой". В работах Богоявленской этот пункт связан в первую очередь с "отсутствием требования со стороны". Построение эксперимента вообще без какого-либо задания невозможно; изначальное требование присутствует в любом эксперименте и неизбежно вызывает у испытуемого "мотивационный поток". Требуется максимально уменьшить стимулирующее воздействие со стороны экспериментатора. В лабораторном эксперименте практически невозможно полностью воплотить это условие, однако в ситуации естественного эксперимента, исключающей создание атмосферы экзамена, проверки, выполнение этого требования вполне реально.