Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов Ли Цзыхань

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Цзыхань . Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Ли Цзыхань ;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 219 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов 15

1.1. Культурные модели поведения как предмет психологического исследования 15

1.2. Этикет в системе культурной регуляции поведения 28

1.2.1. Теоретические подходы к изучению этикета . 28

1.2.2 Этикетная регуляция поведения в Китае и России: общее и специфическое. 37

1.3 Психологические подходы к изучению регуляции поведения личности 44

Выводы к главе 1 62

Глава 2. Методы и организация исследования 65

2.1. Обоснование и описание методик 65

2.1.1. Опросник «Отношение к репрезентативным правилам этикета» 66

2.1.2. Опросник «Оценка субъективной значимости функций этикета». 70

2.1.3. Опросник «Мотивация соблюдения правил этикета».

2.1.4. Опросник «Обзор ценностей» 76

2.1.5. Опросник NEO-FFI.

2.2. Описание выборки 81

2.3. Этапы и условия проведения исследования 82

2.4. Средства математической статистики, применяемые при анализе данных 82

Глава 3. Результаты эмпирического исследования 84

3.1. Сравнительный анализ показателей отношения к этикету в выборках китайских и российских студентов. 84

3.1.1. Сравнительный анализ показателей отношения к репрезентативным правилам этикета в выборках китайских и российских студентов 84

3.1.2. Сравнительный анализ показателей оценки субъективной значимости функций этикета в выборках китайских и российских студентов 85

3.1.3. Взаимосвязи показателей отношения к этикету в выборках китайских и российских студентов 92

3.1.4. Сравнительный анализ показателей отношения к этикету у мужчин и женщин в выборках китайских и российских студентов 94

3.2 Проявление уровней морального сознания в мотивации соблюдения правил этикета у китайских и российских студентов 98

3.3. Ценностные ориентации и личностные черты у китайских и российских студентов: сравнительный анализ 115

3.3.1. Ценностные ориентации и их факторная структура в выборках китайских и российских

студентов: показатели и сравнительный анализ 115

3.3.2 Ценностные ориентации в выборках китайских и российских студентов мужчин и

женщин: показатели и сравнительный анализ 130

3.3.3. Личностные черты в выборках китайских и российских студентов: показатели и

сравнительный анализ 133

3.4. Взаимосвязи показателей отношения к этикету, ценностных ориентаций и личностных

черт у китайских и российских студентов 139

3.4.1 Взаимосвязи показателей отношения к репрезентативным правилам этикета и

ценностных ориентаций в выборках китайских и российских студентов 139

3.4.2. Взаимосвязи показателей оценки субъективной значимости функций этикета и

ценностных ориентаций в выборках китайских и российских студентов 141

3.4.3 Взаимосвязи показателей оценки репрезентативных правил этикета, субъективной оценки функций этикета и личностных черт в выборках китайских и российских студентов 147

3.5 Ценностные ориентации и черты личности как предикторы отношения к этикету у

китайских и российских студентов: сравнительный анализ 150

Заключение 163

Список использованной литературы 166

Теоретические подходы к изучению этикета

И для российских, и для китайских студентов главными слагаемыми жизненного успеха являются собственные знания и умения, наличие нужных связей и знакомств, трудолюбие, поддержка родных и близких, коммуникабельность, в качестве вспомогательного фактора был выделен диплом престижного вуза и знание иностранного языка. Для того чтобы достичь успеха, китайский студент считает необходимым быть коммуникабельным оптимистом, честным, исполнительным и вместе с этим изворотливым. Российский студент для достижения успеха выделил такие качества как трудолюбие, коммуникабельность, целеустремленность и талант (честолюбие, оптимизм, расчетливость являются второстепенными качествами) (Троцук И.В., 2008).

Предпосылками таких сходств и различий могут быть условия формирования личности, особенности культуры группы, специфические условия становления личности и ее жизнедеятельности (Наумова Т.В., 2001). Как было показано выше, культурная дистанция между Россией и Китаем является средней (Шварц Ш., 2008). Такое значительное сходство, хотя и не совпадение культурных профилей наших стран позволяет предположить, что ценностные приоритеты участников нашего исследования окажутся достаточно близкими.

Чжао Бинцзе в своем исследовании использовал авторский опросник «Ценностные ориентации китайских студентов», который был создан на базе опросника С. Морриса «Способы жизни», позволяющий оценить предпочтительность следующих ценностей – «дружелюбие и самоконтроль,» «бездействие», «самореализация», «реформаторство», «духовность», «активное участие в социальной жизни», «способности», «спокойствие и самоудовлетворение». По результатам исследования китайского ученого была сформирована иерархия ценностей студентов, где первые три места занимали ценности – «способности», «реформаторство», «самореализация». На последних трех местах разместились ценности – «бездействие», «активное участие в социальной жизни», «спокойствие» и «самоудовлетворение». Были выявлены различия между юношами и девушками по следующим шкалам – «дружелюбие», «самоконтроль», «самореализация», «реформаторство», «спокойствие» и «самоудовлетворение», причем девушки получили более высокие оценки по этим шкалам (Чжао Б., 2000).

Вэнь Пинь, Ли Хун, Ма Куньбинь в своем исследовании сравнивали результаты нескольких исследований ценностей китайских студентов, которые проводились на протяжении двадцати лет. Для измерения показателей был использован авторский опросник, который основан на опроснике М. Рокича «The Value Survey, RVS». Результаты показали, что в 1987 году на первых трех местах терминальных ценностей китайских студентов были – «чувство достижения» («самоактуализация»), «истинная дружба», «самоуважение». Среди инструментальных ценностей на первых трех местах у китайских студентов были – «честолюбие», «интеллект», «широта взглядов». Последние места среди терминальных ценностей заняли ценности – «спасение», «увлекательная жизнь», «комфортная жизнь». В инструментальных ценностях последние места заняли ценности «послушание», «самоконтроль», «чистота» (Пинь В., 2006).

Сюй Цзямин на основе опросника «The Value Survey» создала новый авторский опросник. В результате было выявлено, что наиболее важными ценностями для китайских студентов являются – «межличностные отношения», «чистота», «чувство достижения цели» («самоактуализация») (Сюй Дзя. 2005).

2009 год ознаменовался исследованием, проведенным Цзинь Шэнхуа, Чжэн Цзяньцзюнь, Синь Чжиюн. Группа ученых занималась изучением взаимосвязи между культурой и структурой ценностей личности у китайцев. Был использован авторский опросник «Ценностные ориентации китайцев» (Chinese Values Questionnaire CVQ). Выборку составили 2419 респондентов. В результате, была определена иерархия ценностей, которая включает 8 ценностей (от более приоритетных к менее приоритетным) – «самоконтроль и самодисциплина», «способности», «общественный интерес», «психологическое благополучие», «достижение и репутация», «безопасность семьи», «универсализм», «деньги и власть» (Цзин С., 2009). Исходя из этой иерархии можно отметить, что самоконтроль и самодисциплина являются главными ценностями среди китайских людей. Именно эти ценности являются важнейшими в идеологии конфуцианства.

Пан Вэнь в 2006 году провел исследование, в котором был использован авторский опросник «Ценностные ориентации китайских студентов». Данный опросник предполагал 8 ценностей, среди которых «мораль и любовь», «трудолюбие», «мудрость», «деньги и репутация», «внутренняя гармония», «эмоциональность», «ориентация», «социальная активность» (Пан В., 2006).

Не менее известными являются также исследования, проведенные китайскими исследователями Вень, 2005; Хуан 1989, 1995; Шулинь 1989, а также Дж. Стив, С. Кулич (Steve, 2010; Kulich, 2010).

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что по своей психологической природе ценностные ориентации являются смысловыми образованиями, которые выражают значимость для личности отдельных аспектов действительности, они способны внутреннее организовать содержание сознания и направить мотивацию человеческого мышления, социального поведения, общения и деятельности. Ценностные ориентации определяют отношение индивидуума с социумом, ближайшим окружением и даже с самим собой, упорядочиваются по степени значимости, выступают критериями для оценивания и сравнения желаемого и действительного, способны управлять согласованием жизненных целей и выбором в различных ситуациях жизнедеятельности.

Подход к изучению регуляции поведения с позиции личностных черт основывается на понимании личностных черт как обобщенных диспозиций, то есть предрасположенностей реагировать определенным образом. Эта трактовка личностных черт присутствует в концепциях личности Г.Олпорта, Г.Айзенка и Р.Кэттела (Первин Л., Джон О., 2001, с. 289).

Опросник «Оценка субъективной значимости функций этикета».

В соответствии с задачей эмпирического исследования мы провели сравнительный анализ аргументов в пользу соблюдения правил этикета в выборках китайских и российских студентов с точки зрения выраженности в них уровня морального сознания респондентов. Для этого мы использовали опросник «Мотивация соблюдения правил этикета». В разделе 2.1.3 приводится теоретическое обоснование, описание методики и способ обработки полученных данных. В Приложении Д перечислены аргументы в пользу соблюдения правил общегражданского и делового этикета, далее в таблицах они будут даны под номерами (аргумент 1; аргумент 2 и т. д.). В этой же таблице в соответствующей графе дается обозначение уровня морального сознания, который проявляет субъект, оценивая тот или иной аргумент. В основу выделения уровней была положена концепция Л. Колберга. Для квалификации аргументов как соответствующих тому или иному уровню морального сознания были привлечены эксперты (Даниленко О.И., 2015). Приведем обозначения и кратко раскроем содержание уровней: 0 – внеморальный уровень; 1 – доморальный уровень; 2 – уровень конвенциональной морали; 3 – уровень автономной морали. При внеморальном уровне сознания поведение субъекта обусловливается в основном внешними обстоятельствами, а также соображениями пользы. Если у субъекта преобладает доморальный уровень сознания для него характерно следование за своими эгоистическими побуждениями, поведение такого человека в основном обусловлено страхом возможного наказания, а также ожиданием и желанием поощрения. Конвенциональный уровень сознания характеризуется ориентацией субъекта на заданные извне нормы и требования, главными побудителями для такого человека являются стыд перед осуждением других людей, а также потребность в одобрении. При автономном уровне сознания личность ориентируется главным образом на внутреннюю систему принципов, а главными побудителями для осуществления поведения в соответствии с нормами являются совесть и чувство вины (Кон И.С., 1973).

По каждому респонденту были получены оценки значимости каждого аргумента для обоих правил. Данные в выборках близки к нормальному распределению, что позволяет нам использовать показатели средних и стандартные отклонения в качестве первичных статистик.

В соответствии с величиной средних каждому аргументу был присвоен ранг от 1 до 10. Чем выше средние оценки аргументов в пользу соблюдения правил делового и общегражданского этикета, тем более значимы для студентов данной выборки соответствующие аргументы. Результаты оценки значимости аргументов в пользу соблюдения правила общегражданского и делового эт икета для китайских студентов (мужской и женской части выборки вместе) представлены в таблице 19.

Оценки значимости аргументов в пользу соблюдения правил общегражданского и делового этикета, их ранговые значения и соответствие уровню морального сознания у китайских студентов (мужская и женская часть подвыборки вместе) Общегражданский этикет Деловой этикет Средни й Стандарт. Отклонение Ранг Уровеньморальногосознания Средний Стандарт.Отклонение Ранг Уровеньморальногосознания

Как мы видим, распределение по рангам аргументов в пользу общегражданского и делового этикета является весьма близким. Об этом свидетельствует коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена = 0,839 (P 0.05). Таким образом, можно сказать о том, что нет существенных различий в том, чем мотивируется соблюдение правил общегражданского и делового этикета китайскими студентами.

Наиболее весомыми в пользу соблюдения правила общегражданского этикета для китайских студентов являются: аргумент 10 это правило хорошего тона (1-е место); аргумент 9 такое поведение является выражением твоего уважения к почтенному возрасту (2-е место); аргумент 2 так ты выражаешь свое уважение к человеку, значительно старшему по возрасту (3-е место). Наименее весомыми аргументами соблюдения общегражданских правил этикета в выборке китайских студентов стали: аргумент 12 старший может в присутствии других людей иронически высказаться по поводу твоих манер (12-е место); аргумент 5 так ты проявляешь свое уважение к традициям (11-е место); аргумент 3 этот человек может впоследствии припомнить такое нарушение правила поведения со старшим по возрасту (10-е место). Анализ таблицы позволяет увидеть, что два из трех наиболее весомых аргумента соответствуют уровню автономной морали, а один — уровню конвенциональной морали. Из наименее весомых аргументов два относятся к доморальному уровню, а один — к уровню автономной морали.

Что касается соблюдения деловых правил этикета, то наиболее весомыми аргументами их соблюдения в выборке китайских студентов стали: аргумент 9 такое поведение является выражением твоего уважения к статусу педагога (1-е место); аргумент 2 так ты выражаешь свое уважение к преподавателю (2-е место); аргумент 10 это правило хорошего тона (3-е место). Наименее весомыми аргументами соблюдения деловых правил этикета в выборке китайских студентов стали: аргументы 3 преподаватель может впоследствии припомнить такое нарушение субординации (12-е место); аргумент 12 преподаватель может в присутствии других студентов иронически высказаться по поводу твоих манер (11-е место); аргумент 11 так ты будешь чувствовать себя более комфортно (10-е место). Мы видим, что наиболее весомые аргументы, как и в случае общегражданского этикета, относятся к уровням автономной и конвенциональной морали. Наименее весомые аргументы относятся к уровням доморальному (два аргумента) и внеморальному (один аргумент).

Таким образом, наша гипотеза о том, что наиболее значимыми для студентов аргументами в пользу соблюдения правил этикета являются аргументы, соответствующие уровню автономной и конвенциональной морали, в выборке китайских студентов нашла подтверждение.

Проявление уровней морального сознания в мотивации соблюдения правил этикета у китайских и российских студентов

В.Н., 2004, С. 39). Результаты исследования В качестве фактора, влияющего на отношение к этикету китайских и российских студентов мы рассматриваем ценностные ориентации личности. Это обусловило необходимость исследовать показатели ценностных ориентаций студентов из обеих выборок. Для этой цели мы использовали «Опросник ценностей» Ш. Шварца. Поскольку распределение показателей не соответствовало нормальному, в качестве первичных статистик использовалась медиана. Сравнивая показатели медианы, мы смогли определить относительную значимость ценностей в выборках и установить их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10 с учетом минимальных и максимальных значений показателей. Первый ранг присваивается типу ценностей с наибольшим показателем медианы, десятый — с наименьшим показателем. «Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей» (Карандышев в выборке китайских студентов представлены в таблице 28.

Как мы видим, в числе наиболее значимых ценностей китайских студентов — достижение (1 ранг), самостоятельность (2 ранг) и конформность (3 ранг). Мотивационной целью ценности достижение является личный успех в соответствии с социальными стандартами; ценности самостоятельность — самостоятельность мысли и действия; ценности конформность - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданием. Такой состав группы приоритетных ценностей соответствует жизненным задачам, которые стоят перед молодыми людьми, обучающимися в высших учебных заведениях Китая. В условиях быстрого развития экономики и модернизации производства от них требуется высокая активность и проявление компетентности, которая поощряется и становится предпосылкой жизненного успеха. В то же время высокий ранг ценности Конформность свидетельствует о сильном влиянии конфуцианской идеологии на молодежь современного Китая. Этому способствует и активное распространение идеи о том, что конфуцианские ценности способствуют экономическому благополучию страны и деловому успеху ее граждан (Мельников А.П., 2012).

Среди наименее значимых для китайских студентов ценностей — традиции (10 ранг), власть (9 ранг), а также стимуляция (8 ранг). Мотивационной целью ценности традиция является уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи: ценности власть — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами; ценности стимуляция — волнение и новизна.

Низкий ранг ценности традиция для китайских студентов на первый взгляд кажется удивительным. Китай всегда считался страной традиций. И сегодня, в активно модернизирующемся китайском обществе всячески подчеркивается необходимость уважения к традициям своей культуры. Однако в условиях быстро реформируемого общества забота о сохранении культурного наследия вряд ли может быть первостепенной задачей для молодого человека, ориентированного на достижение успеха. Этим, на наш взгляд можно объяснить столь низкую оценку китайскими студентами ценности, мотивирующей на деятельность по сохранению культурного наследия. Возможно, полученные результаты отражают специфику нашей выборки, в которую входили студенты технических вузов. Вероятно, что студенты, обучающиеся на гуманитарных факультетах, проявили бы большую направленность на сохранение культурного наследия, особенно если с этим связана их будущая профессиональная деятельность и профессиональные успехи.

Низкая значимость ценности власть у китайских студентов не сразу понятна, принимая во внимание, что наиболее значимой ценностью для них является ценность Достижение. Обе эти ценности занимают смежные места в структуре отношений между ценностями, обоснованной Ш. Шварцем. Они принадлежат к полюсу Самовозвышение и фокусируются на социальном уважении. Однако понять причину столь значимых различий в признании значимости этих ценностей можно, если обратить внимание на содержание этих ценностей. «Ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы» (Карандышев В.Н., 2004, С. 28). Очевидно, для студентов цель занять и тем более сохранить доминирующее положение в рамках целой социальной системы не является актуальной (даже если амбиции занять такое положение в будущем существуют). Соответственно, власть как ценность, выражающая такую мотивационную цель, не является значимой по сравнению с другими. В то же время ценность достижение ориентирует на деятельность, обеспечивающую успех в рамках стандартов, соответствующих статусу студента и получение социального одобрения.

Взаимосвязи показателей оценки репрезентативных правил этикета, субъективной оценки функций этикета и личностных черт в выборках китайских и российских студентов

Регрессионный анализ является одним из наиболее востребованных количественных методов в психологии. Возможность одновременного изучения неограниченного количества объектов, а также «прозрачность» техники, создали ему репутацию надежного инструмента анализа. Сильная сторона метода заключается в том, что он направлен не просто на изучение изменений, а на поиск взаимосвязей между различными параметрами, позволяющий интерпретировать совокупность полученных данных как модель, соответствующую предполагаемым причинно-следственным связям. Другими словами, регрессионный анализ позволяет проверку моделей в которых существуют утверждения: «Влияет ли одна или несколько переменных (потенциальных причин) на другую переменную (результат) и, если да, то в какой степени?». Однако проверка таких утверждений не позволяет исключить и наличие обратно-направленных связей

В этом разделе представлены результаты исследования влияния ряда психологических характеристик личности на отношение к правилам этикета. В качестве психологических факторов выступают личностные ценности, диагностированные в соответствии с концепцией Ш. Шварца: конформность, традиция, доброта, универсализм, безопасность, самостоятельность, гедонизм, стимуляция, власть, достижение; факторы ценностей «Общее благополучие», «Личное достижение», «Удовольствие от жизни» и черты личности из Пятифакторной модели: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество и добросовестность. Показатели этих характеристик личности выступали в качестве независимых переменных в регрессионной модели.

В качестве зависимых переменных выступали показатели отношения к правилам этикета: общий показатель отношения к репрезентативным правилам этикета (ОРПЭ) и общий показатель оценки субъективной значимости функций этикета (ОСЗФЭ).

Для начала рассмотрим параметры вычисленной регрессионной модели, которая иллюстрирует влияние личностных ценностей и черт на отношение к репрезентативным правилам этикета, а также на общую оценку субъективной значимости функций этикета у китайских и российских студентов . Основные параметры регрессионной модели R-квадрат уровень, -стандартизированные коэффициенты уравнения регрессии, значимости F-Фишера представлены в таблице 1, 2 приложении Ж. Исходя из данных таблицы видно, что данные модели достоверно описывают полученный результат.

Результаты распределения показателей влияния ценностных ориентаций личности и личностных черт на показатели отношения к репрезентативным правилам этикета в выборках китайских и российских студентов представлены в таблице 50.

Распределение показателей влияния ценностных ориентаций личности и личностных черт на показатели оценки репрезентативных правил этикета в выборках китайских и российских студентов Китайские студенты Российские студенты Типы ценностей и личностные черты -Стандарт.Коэфф. регрессии -Стандарт.Коэфф.регрессии ОРПЭ Доброта ,392 Традиции ,559 Конформность ,366 Конформность ,312 Безопасность ,186 Власть ,220 Традиции ,089 Доброта ,205 Открытость к опыту ,056 Достижение ,165 Самостоятельность -,146 Гедонизм -,103 Гедонизм -,086 Стимуляции -,081 Факторы ценностей Общее благополучие ,741 Общее благополучие ,700 Личное достижение ,108 Личное достижение ,414 Удовольствие от жизни -,155 151

Анализ полученных результатов позволяет сказать следующее. И у китайских и у российских студентов ценности личности являются фактором, который влияет на отношение к репрезентативным правилам этикета; влияние личностных черт «Большой пятерки» не существенно.

Позитивное влияние на отношение к репрезентативным правилам этикета оказывают ценности, мотивирующие личность на общее благополучие, в том числе за счет контроля над побуждениями, способными причинить вред обществу и другим людям (ценности доброта, конформность, традиции). Также позитивное влияние на отношение к правилам этикета имеют ценности, ориентирующие на личные достижения. Это объясняется тем, что, следуя этикетным правилам, личность действует не только в общественных интересах, но и в личностных, поскольку поведение, реализуемое в рамках общепонятных моделей, способствует достижению успеха в коммуникации. Однако, связь положительного отношения к правилам этикета с ценностями, мотивирующими на общее благополучие – более сильная в обеих исследуемых выборках.

В результате сравнения полученных данных регрессионного анализа в выборках китайских и российских студентов были выявлены некоторые существенные различия. Так, в выборке китайских студентов положительное отношение к правилам этикета в большей степени обусловлено влиянием ценностей, мотивирующих на достижение общего благополучия, чем в выборке российских студентов. В свою очередь, в выборке российских студентов, гораздо большее влияние оказывают ценности, мотивирующие на достижение личного успеха. Мы полагаем, что причиной подобных различий является разная трактовка роли этикета в китайской и российской культурах. В китайском обществе соблюдение правил этикета в соответствии с конфуцианской идеологией является важным условием общественной гармонии, стремится к которой должен каждый человек. В российском же обществе, следованием этикетным нормам связывается в первую очередь с социальным статусом и положением личности. Сегодня в России особым образом акцентируется внимание на значимости этикета, как инструмента делового общения.

Результаты распределения показателей влияния ценностных ориентаций личности и личностных черт на показатели общей оценки субъективной значимости функций этикета в выборках китайских и российских студентов представлены в таблице 51.