Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические механизмы эмпатии в актёрской психотехнике Бенеш Наталья Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бенеш Наталья Леонидовна. Психологические механизмы эмпатии в актёрской психотехнике : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Бенеш Наталья Леонидовна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Хабаровск, 2007.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-6/175

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема эмпатии как проблема сопереживания другой личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится все более жестким, рациональным, прагматичным С этой точки зрения развитие эмпатии у личности представляется своего рода социальным заказом, так как оно ведёт к решению целого ряда психологических проблем, в том числе к снижению уровня агрессии

Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности (Бойко В В , Гаврилова Т П , Сопиков А П) Эмпатия является одним из регуляторов межличностных взаимоотношений, проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям, ведет к развитию гуманистических ценностей, сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих признаков индивидуальности (Адлер А , Келли Д , Маслоу А , Роджерс К , Фромм Э и др )

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя, в другого или в объект (Аллахвердова О В , Васильева А Г, Морено Дж, Морозов В П, Шибутани Т, Christopher F S и др ), другими - как процесс, свойство, состояние психики (Гаврилова Т П, Сопиков А П , Kolhopuska М и др )

Исследования эмпатии в рамках психологии искусства касались соотношения творчества и эмпатии, ее проявлений в процессе художественного восприятия (Басин Е Я , Дубровский Д И , Кречфилд Р , Марков М Е , Натадзе Р Г , Рождественская Н В , Симонов П В , Теплов Б М и др)

Однако, несмотря на глубокое исследование феномена эмпатии в науке, психологические механизмы, факторы ее развития раскрыты недостаточно До сих пор вне поля зрения исследователей остаются возможности использования актерской психотехники в качестве психологического средства для развития данного явления Обращает на себя внимание тот факт, что сама психологическая основа актёрской психотехники, ее взаимосвязь с различными психическими процессами также не изучены Практические результаты обучения молодых актеров, а также использования актерских тренингов в работе психологов показывают, что назрела необходимость научного исследования и обоснования возможностей актерской психотехники в развитии личности, в частности ее эмпатии

Мы полагаем, что сценическое (сюжетно-ролевое) действие, положенное в основу актерской психотехники, позволяет не только решать задачи овладения профессиональным мастерством, но и расширить возможности развития способности эмпатии в процессе коллективного творчества и коллективного взаимодействия Проблема развития эмпатии личности на сегодняшний день представляет особую значимость для психологической практики, науки, образования и рас-

сматривается нами как проявление предельно полной самоактуализации и человечного способа бытия

Все вышеизложенное предопределило область научного интереса автора настоящей работы и обуславливает актуальность выбранной темы исследования для теории и практики психологии

Исходя из выше сказанного, мы определили объект, предмет и цель исследования

Цель исследования - выявление психологических механизмов эмпатии в актерской психотехнике и возможностей актерской психотехники как психологического средства ее развития

Объект исследования - эмпатия личности

Предмет исследования - проявления эмпатии в актерской психотехнике

Теоретическая гипотеза:

Актерская психотехника и эмпатия личности имеют общую психологическую основу, проявляющиеся в психологических механизмах заражения, подражания, идентификации, децентрации, персонификации

Эмпирическая гипотеза.

Актерская психотехника способствует развитию эмпатии личности

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть психологическую основу эмпатии и её механизмов

  2. Выявить психологическую основу актерской психотехники и рассмотреть проявление эмпатии и ее механизмов в элементах творческого самочувствия актёра

  3. Разработать экспериментальную программу обучения, основанную на актёрской психотехнике и апробировать ее

  4. Выявить влияние актерской психотехники на развитие эмпатии личности

Методологическую основу исследования составили* принципы детерминизма, деятельностного подхода, разработанные в трудах АН Леонтьева, Л С Выготского, С Л Рубинштейна, Б Ф Ломова, Б Г Ананьева, Б М Теплова, Д Б Эльконина и др , психологические концепции по проблемам психологии личности и эмпатии, сформулированные в работах Л С Выготского, А Н Леонтьева, Б Г Ананьева, А Г Асмолова, А А Бодалева, А Адлера, А В Брушлинского, П Я Гальперина, Е Я Басина, В М Букатова, А А Ершова, А В Запорожца, В П Зинченко, П В Симонова, 3 Фрейда, К Э Изарда, И С Кона, А Маслоу, Дж Морено, а так же интегративныи подход к изучению эмпатии личности, исследуемый в работах В В Бойко, Т П Гавриловен, К Роджерса, А П Сопикова, С А Тарнов-ского и теоретические положения системы К С Станиславского

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов

- теоретический анализ научной философской, психологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования,

- тестирование (комплекс психодиагностических методик опросник по экс
пресс-диагностике эмпатии И М Юсупова, тест диагностики эмоциональной чув
ствительности и цвето-рисуночный тест диагностики эмоционального состояния
школьников по методике АО Прохорова, личностный опросник 16 PF Р Кет-
телла (форма А), диагностический опросник по выявлению уровня общей комму
никативной толерантности В В Бойко),

- формирующий эксперимент (экспериментальная программа «актерская
психотехника»),

количественный, качественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов,

математические методы статистической обработки полученных данных (корреляционный анализ)

Статистические расчеты выполнены по критерию X2 с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных с использованием программ Microsoft Excel и формулы для подсчета коэффициента корреляции по критерию Карла Пирсона

Экспериментальная база исследования В исследовании приняли участие 151 человек - девушек (51,7%) и юношей (48,3%) в возрасте 16-17 лет - учащихся 11 классов гимназии №1 и средних школ №11, 24, 50, 63, 76 города Хабаровска Исследования проводились на базе гимназии №1

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса надежных психодиагностических методик, адекватных целям и задачам исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, экспериментальной проверкой гипотезы исследования, использованием математико-статистических процедур обработки материала Сформулированные выводы исследования базируются на репрезентативных данных

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые проведен психологический анализ актерской психотехники

исследованы возможности актёрской психотехники как психологического средства развития эмпатии личности,

выявлена психологическая основа актерской психотехники, включающая механизмы эмпатии идентификации, заражения, подражания, децентрации, персонификации,

рассмотрены проявления эмпатии и ее механизмов в элементах творческого самочувствия актера,

разработана и апробирована экспериментальная программа с использованием актерской психотехники по развитию эмпатии личности,

научно и эмпирически доказано позитивное влияние актерской психотехники на уровень развития эмпатии личности,

уточнено понятие актерской психотехники, проведён его анализ и дано определение этого понятия

выявлены и обобщены психологические подходы к изучению эмпатии личности, рассмотрены различные виды эмпатии, их функции и проявления в раз-

личных сторонах общения, выявлена роль психологических механизмов заражения, подражания, идентификации, децентрации, персонификации в этих видах,

выявлены психологические механизмы эмпатии, как составляющие психологической основы актерской психотехники, рассмотрено их значение в развитии творческих компонентов актерского мастерства,

выявлено соответствие трех основных задач актерской психотехники -развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности трем сторонам эмпатии - когнитивной, аффективной, мотивационно-поведенческой

Практическая значимость работы:

обосновано использование актерской психотехники как одного из инструментов не только в подготовке будущих актеров, но и в решении различных психологических проблем, в том числе в развитии эмпатии личности,

результаты исследования могут использоваться при проведении собеседования на вступительных экзаменах в театральные вузы, на разных этапах обучения, а так же на подготовительных курсах в вузах, предполагающих наличие эмпатии как профессионального качества,

актерская психотехника может быть использована в психологической, педагогической практике в качестве психокоррекции, психотерапии для развития социальных навыков, эмоциональной сферы и творческих способностей личности школьников, студентов и др

Положения, выносимые на защиту:

  1. Эмпатия составляет психологическую основу актёрской психотехники, которая может выступать в качестве средства развития эмпатии личности на основе использования сюжетно - ролевого действия

  2. Три основных компонента психической жизни на сцене ум, воля, чувство, представленные в актёрской психотехнике соответствуют трем сторонам эмпатии когнитивной, аффективной и мотивационно — поведенческой, что позволяет решить задачи развития этих сторон

  3. Эмпатия, положенная в основу актерской психотехники способствует решению задач развития элементов творческого самочувствия актера и социально - психологических качеств личности

Апробация внедрения результатов. Материалы исследования представлялись и обсуждались в 2001 - 2007 г г на региональных научно - практических конференциях (г Хабаровск), на всероссийских, межрегиональных научно - практических конференциях (г Москва, г Тамбов, г Челябинск, г Хабаровск), на заседаниях кафедры Психологии и Педагогики ХГИИК (г Хабаровск), на Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов (г Хабаровск) По теме исследования имеется 11 публикаций

Объём и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений Объем работы составляет 152 страницы основного текста Диссертация содержит 9 таблиц, 8 рисунков Список литературы включает 215 источников