Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические основы интеллектуальной активности Богоявленская, Диана Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богоявленская, Диана Борисовна. Психологические основы интеллектуальной активности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии.- Москва, 1987.- 49 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-1/564-8

Введение к работе

.. -'1.;А,'к;т уальяость проблемы. В проблеме творчества как в фокусе сходятся стоящие перед современным человечеством, исторические задачи в средства их разрешения.

Ленинская мисль о том, что построение коммунизма невозможно без "творчества миллионов" отражает насущные потребноотя происходящего в настоящее время процесса социального развития. Переживаемы! вашш обществом процесс перестройка и есть конкретная реализация этой исторической тенденции, определяющей политику партии сегодня, которая находит отражение в партийных документах: материалах ХХУП съезда в пленумов ЦК КПСС, где подчеркивается современная специфика требований предъявляемых к человеку-творцу; "Сейчас уже недостаточно простой исполнительности, хотя и ее порой нехватает. Все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя" ("Правда? 24 апреля 1985 г.).

До середины IX в. психология продуктивных процессов развивалась в рамках борьбы психологических школ, в логике развития теоретического знания преяде всего (ОЛСшьпе, 0.Зельц, В.Келлер, М.Вертгеймер, К.Дункер а т.д.). Запрос же со стороны практики в начале века ограничивался задачами дифференцирования психической нормы и патологии, идущих от проблем обучения в частности (А.Бв-не, В.Штерн, Ф.Гадьтоя, Ж.Пнаже, А .Валлон).

Потребность в разработке проблематики творчества была осознана обществом и стала социальным заказом, в первую очередь, в связи с бурным развитием ШТ.

В 50-60-х годах нашего века поднимается волна исследований творчества. Противоречивость результатов этих работ позволила

4. осозпать в перше же 10 лет огромный разрыв меаду многочисленностью исследований и слабостью общетеоретических представлений в этой области, что особенно характерно для зарубежных исследований с их принципиальной прагматической направленностью и чисто эмпирическим подходом. Этот разрыв радом ученых был осознан как кризис в исследовании творчества, в частности, в понимании того,что и как следует изучать (Дк.Гплфорд, И.Торрено, Дж.Гетцельс, П.Джексон).

На основе общетеоретического кризиса возник и методический кризис в изучении творчества. Многие прогрессивные психологи Запада приходят к выводу о неадекватности тестовых моделей (Н.Трик, Н.Гутман).

В советской психологии изучение творчества проводилось в русле исследований продуктивного мшаяения о пшодшю метода проблемных ситуаций. Фундаментальные исследования механизмов втого типа мышления связаны с именами СЛЛубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.А.АіШДферовоІі, А.В.Брушшнского, Л .Л .Гуровой, Д.Н.Завадишшой, Т.ВДудрявцева, А.М.Ыативдина, Я.Л.Понсиарева, К.А.Славско2, О.К.Тихоыпрова, В.Н.Цушкина, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, И.С. Якиманской и.т.д.

Однако при всей продуктивности подхода, который дал возмоа-ность обнаружить ряд механизмов процесса мышления, он не привал на "верхние зтагш" творчества^ пониманию явлений познавательной самодеятельности. Это требует поиска новых путей в исследовании творчества.

2. Объектом иссле д.о в а н и я являются высшие формы творчества, характеризующиеся как ситуативно нестидгли-рованная продуктивная деятельность. Это явления познавательной самодеятельности, приводшдиз к акту целеполагания и "спонтанным"

5. открытиям новых фактов и закономерностей.

3. Предметом исследованая является интеллектуальная активность как психологический механизм ситуативно нестимудврованной продуктивной деятельности,

4.Цель работы - раскрыть психологическую природу, психологические основы интеллектуальной активности как механизма оитуативно нестимуллроваяной продуктивной деятельностя.что позволит виявить детерминацию высших форм творчества.

Осуществление данной цели предполагает решение следукцпх теоретических а экспериментальных задач.

1) Выделение интеллектуальной активности (ИА) в качестве
психологического механизма процесса творчества требует специаль
ного анализа предлагаемого понятия. Фактически, в нашем понима
нии, оно синонимична употребляемым в литературе терминам "твор
ческая активность","творческая инициатива". Однако, «и используем
именно термин "интеллектуальная активность", а но "творческая" в
связи с тем, что в работе делается попытка раскрытия самого поня
тия творчества через понятие активности.

С другой стороны, сам термин "интеллектуальная активность" в силу сложившейся традиции ассоциируется лень с одной модальностью (интеллектуальные виды труда, операциональная сторона мышления в т.д.), поэтому необходимо его раскрытие как высшего уровня активности, присущего всем видам труда.

  1. Описание функции интеллектуальной активности. Проведение дифференциации всей феноменологии творчества а на этой основе создание 68 типологии.

  2. Раскрытие структуры интеллектуальной активности: выявление состава компонентов, определение типа их связи.

  3. Исследование генезиса интеллектуальной активности: воз-

6.

растной динамики, нижних возрастных границ.

  1. Создание метода, адекватного исследованию интеллектуальной активности.

  2. Реализация методических принципов в конкретных экспериментальных методиках, проведение работы по проверке их валиднос-ти и надежности.

5. Гипотеза исследова ни я..

  1. Интеллектуальная активность является психологическим механизмом высших форм творчества, характеризующихся как ситуативно нестимулированная продуктивная деятельность. Это явление самодеятельности, приводящие к акту целеполагания и "спонтанным" открытиям.

  2. Интеллектуальная активность - неаддитивное свойство системы, основными подсистемами которой являются когнитивная и мо-тивационяая сферы личности, при этом умственные способности, являясь необходимым условием осуществления деятельности, реализуются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через мотива-шояяую структуру личности, которая может в зависимости от доминирования тех или иных мотивов тормозить или стимулировать их проявление. Отражая когнитивные и мотивационные факторы в их диалектическом единстве интеллектуальная активность выступает как единица анализа творчества.

  3. Интеллектуальная активность формируется прижизненно, имеет свою возрастную динамику.

  4. Типы творчества соответствуют уровням интеллектуальной активности.

6, Научная новизна проводимого исследования
состоит в следующем:

I) Вскрыт психологический механизм ранее экспериментально не изучавшихся феноменов ситуативно нестимулированяой продуктив-

7.

ной деятельности.

  1. В отличие от традиционного понимания интеллектуальной активности как синонима мыслительной деятельности иди ее тонуса, в работе обоснована ее трактовка как интеллектуальной инициативы, что потребовало теоретического аяаляза самой категорап актпвяости.

  2. Дополнена существующая классификация уровней действия путем введения нового критерия, соответствующего формам актпвяости. Это позволило дифференцировать уровень личностного действия на уровень действия социального индивида и уровень творческого действия, соответствующий наличию интеллектуальной активности, т.е. действия, носящего порождающий характер в все более теряющего форлу ответа.

  3. Выделение интеллектуальной активноота в качестве едннпцы анализа творчества позволило вперше провести анализ процесса творчества с позиции целостной личности и преодолеть существовав-пшй ранее разрыв мезду мотпвационяой и операциональной его Сторонами.

  4. В отличие от существующих методов исследования творчества - тестов и проблемных ситуаций, которые но являются адекватны-ыз для изучения интеллектуальной активности (познавательной самодеятельности), т.к., с одной стороны,внеаив стидулзрувт ее и в то so время ограничивают ее проявление реикаиа определенного задания, предложенный иетод "Креативное поло", построешшй на новой системе принципов, реализованной благодаря прзшщпиальпо новой двухслойной модели аксперЕмента, позволяет адекватно исследовать интеллектуальную активность человека.

  5. В отличие от предаествующих классификаций типов творчества, проведенных на основе частных или вяешвх по отпоиенвп к процессу творчества критериев, в работе осуществлена дифференциация

8.

всей феноменологии творчества на основе процессуальной, сущностной характеристики творчества - интеллектуальной активности. Выделенные типы творчества соответствуют уровням проявления интеллектуальной активности. Это соответствие доказано экспериментально на 1,5 тыс. специалистах разных профессий: в области науки и техники, практики (следователи, летчики, учителя, рабочие), искусства (музыканты, художники).

  1. Выявлена возрастная динамика интеллектуальной активности от шестилетнего возраста а далее. Установлены нвхние возрастные границы эвристического (дошкольный возраст) и креативного (возраст 10 дет) уровней и паки в динамике становления интеллектуальной активности (10 в 16 лет).

  2. Экспериментально .обнаружены внутренние связи меаду творчеством и нравственный строем личности, ее направленностью. В результате цикла исследований наш выделены два типа мотивации: первый, который является психологическим барьером для проявления интеллектуальной активности: это, в первую очередь, внешние по отношению к познанию иотявы - стремление к престижу, к самоутверждению, неадекватный уровень притязаний пли, напротив, чрезмерный страх перед неудачами - словом то, что связано с эгоистической направленностью личности в второй, обеспечивающий высокий уровень интеллектуальной активности: доминирование собственно познавательной мотивации, заинтересованность в деле, а не в своем успехе - то, что связано с коллективистической направленностью личности .

  3. В отличие от рассмотрения детерминации процесса мышления человека лишь принятой ем задачей, в работе показано, что этот тип детерминации действует лишь на первой его стадии. Затеи, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как

9. средство для осуществления ШЄЕІШХ к Познани:) целей или оно само есть цель, определяется я судьба самого процеоса. В первом случае оя обрывается как только решена задача. Во втором - он не обрывается, он развивается. Таким образом, личность при определенное ее направленности становится не только внутренним условием, которое преломляет действие внешних условий мышления, но интеллектуальная активность личности становится yse детермпвантой самого развития процесса мышления.

10) Выделение интеллектуальной активности как единицц анализа творчества а создание кетода, адекватного ее исследованию, позволяет рассматривать данную работу как реалвзацвп нового направления в изучении творчества, в рамках которого рекаются фундаментальные проблемы изучения психологических основ творческого процесса.

V. Теоретическое значение проделанной работы заклтается в том, что:

  1. на материале анализа природа творческого цыаления она евд раз демонстрирует значимость и силу марксистской иетодологаи, плодотворность реалпзациа ее пологенвй в конкретно»! психологическом исследовании. Положение Маркса о необходимости выделения "клеточка", единицы анализа, далее неразлояшой а обладащей всеми характериотЕкана целого, развитое в психология Л.С.Выготским, реализуется., в данном исследовании путеа выделения интеллектуальной активности (ИА) в качества такой единицы;

  2. осуществляемый подход преодолевает сущеетвоваввзй ранее в изучении творчества разрыв незду мотввациоявой и операциональной сторонЕМЗ целостного процесса.

Понимание ИА как выхода за предела требуемого, в отявчяе от формально-динвынческого описаная задает содерзательную характе-

ю.

ристику этого термина и способствует становлению этого понятия.

В работе получил развитие тезис СД.Рубинттейка о том, что мышление моено рассматривать, о одной стороны, как процесс, "образующий реальную основу мыслительной деятельности; с другой -как деятельность, в процессе которой реализуется отноаение человека к млруТ

Исследование показало, что только через отношение человека к миру мохшо понять логику развитая самого мыслительного процесса.

  1. Проведена дифференциация личностного действия (на базе классификации П.Я.Гальперина), в результате которой показано,что ИА выступает в качестве самостоятельного уровня действия - творческого действия, которое вое более теряет форму ответа.

  2. В работе показана противоречивая роль мотива достижения, который является стимулом в процессе достижения намеченного ре-зультата, но может стать барьером в проявленвігеамодеятвльности человека (выходе за пределы требований заданной ситуации).

  3. Проведенный цикл работ позволяет более детально раскрыть структуру как общих, так а специальных видов одаренности.

  4. Подтвержден методологический принцип советской психологии о прижизненном формировании высших психических функций. Показана возрастная динамика становления ИД»

  5. Проведенная дифференциация типов творчества продвигает теоретическое представление о нем. На основе разработанной типологии творчества удается осуществить теоретическую работу по реконструкции открытий прошлого.

  6. Представленная в работе теоретическая позиция демонстрирует преимущества процессуального подхода, развиваемого советскими учеными, в противовес бытующим в зарубежной психологии взглядам, сводящим творчество к игре иррациональных и бессознательных

II.

сил, которые, якобы, подавляются общественным сознанием челове
ка. В противоположность етилі взглядам в исследовании установле
ны факты.свидетельствуюлие о том, что именно широта и сила со
циальных интересов личности (ее активная яиэненная позиция) обес
печивает более высокий уровень творчества. В работе дан критичес
кий анализ теоретических оонов и методических принципов буржуаз
ной теотологии творчества. Разработанный нами ыетод мояно проти
вопоставить распространенным на Западе тестам на "креативность",
направленным на диагностику творчества как способности получать
новый оригинальный продукт. Тесты на "креативность" фиксируют
способность к получению нового оригинального продукта лишь на
уровне явленая, что определяется характерным для нзх количествен
ным подходом. Не вокрывал механизм процесса, они не могут диффе
ренцировать результат содергатэльного анализа, возводящего по-
новому увидеть предает, от простой вычурности как следствия ассо
циаций по случайным неадекватным признакам. В отличие от атлх
тестов катод "Креативное поле", направленный на исследование ка
чественной характеристика сааого процесса, позволяет вскрыть
реалыше иеханязкы подлинного творчества как поступательного дви
жения шсла, в результате которого человек получает новые зиадвя
о предмете. , .

9) И, наконец, разработка данного направления дает возмог-ность експериментального исследования ранее не изучавшихся феноменов творчества, таких как "опонташше открытия" а позволяет распространить положения диалектико-штериалиствческого дегеруа-ннзма яа всю сферу творчества, не оставляя возможности для пп-детермаивзиа,

8. П р а к.т вческая значимость.

I) Разработанное нами понятие "интеллектуальная активность"

12. имеет не только теоретическое, но и прямое практическое значение. В том случае, когда интеллектуальная активность рассматривается как синоним мыслительной деятельности, достаточно при ее формировании обеспечить операциональпув сторону деятельности, способи я средства ее осуществления: знания, умения, навыки. При выделении в качестве предмета исследования интеллектуальной активности ее динамической стороны, на первый план выдвигается проблема мотивации. При этом качеотво мотива не имеет значения, будь то самоутверждение , престиг или когда познания. Имеет значение лишь сила' мотива (чем оя сильнее, тем интенсивнее деятельность). И, наконец, при нашем подходе, раскрывающим активность через инициативу как продолжение деятельности за пределами требуемого, на первый план выдвигается проблема характера мотивации. Решающим фактором на этом уровне являются не энергетические ресурсы индивида, а нравственный отрой личности.

2) Практическое значение работы определяется ее непосредственной связью о задачами школьной практика. Применение метода "Креативное поле" позволяет обнаружить на ранних этапах развитие деформации в структуре личности, что облегчает и делает более эффективной коррекцпонную работу о ребенком.

детьми показала необходимость выяснения структуры одаренности, т.е. тех механизмов, за счет которых идет этот "выброс" из "нормы". Метод "Креативное поле" позволяет раскрыть структуру одаренности. И уяэ зная эту структуру, mosho помочь учителю в конкретном построении педагогического процесоа обучения одаренного ребенка.

Результаты, полученные на 2,5 тыс.учащихся средней школы, вооруааэт учителя знанием о возрастной динамике ИА, что могет помочь в целенаправленном формировании данного свойства личности,

ІЗ. и позволит повысить зффективяость учебно-воспитательного В03-дейотвпя. Метод "Креативное поле" мотет использоваться в целях профориентация, соответствующей сформированному у ученика стшю деятельности, а также может служить одним из средств определения эффективности действующей ила разрабатываемой систеш обучения.

3) Повышение эффективности научных и технических исследова
ний зависит, во многом, от правильного распределения задач в ис
следовательском КОЛЛеКТИВе ,В ОООТВЄТСТВНП С уровнем а ТИПОМ ТЕОр-

ческпх возможностей отдельных сотрудников. Диагностика по методу "Креативное поле" способствует правильной расстановке кадров в целых группах и, тем самым, успешной постановка и решению новых научных п технических проблем, предотвращая от таких ошибок, которые проистекают из-за психологического несоответствия исполнителя поставленной задаче

4) Результаты проведенного исследования по диагностике, под
бору и распределения задач в ряда научных коллективов показывает:,
что они могут быть использованы в качестве психологической базы,
обеспечивавшей определение "прогностической способности" экспер
тов. . . '

9. Положеная, выносяцае с я на защиту.

I) Интеллектуальная активность - интегральная характеристика личности, объединяющая ее интеллектуальную и мотавацаошїув сферы. Умственные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности, определяя операциональные возиогности человека, по проявляется не непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, которая иоает тормозить или стиуулировать их проявление, и тем самым определять широту а глубину познавательного процесса. Эта представленность в струк-

14. туре интеллектуальной активности интеллектуальных и мотивацион-ных компонентов в их диалектическом единстве позволяет ее рассматривать в качестве единицы анализа творчества.

Интеллектуальная активность однозначно диагностируется в феномене выхода за пределы требований заданной ситуации.

  1. Разработанный метод "Креативное ноле" адекватен исследованию творчества, т.к. построен на системе принципов, реализованных в принципиально новой модели эксперимента, имитирующей реальную жизненную ситуацию с ее многослойностью и неограниченными возможностями для проявления интеллектуальной инициативы. На выборке общей численяостыэ 4,5 тыс. испытуемых доказана его валидность. С помощью четырех релевантных методик доказана надежность метода^ что позволяет рассматривать его не только как исследовательский, но и как диагностический.

  2. Уровни интеллектуальной активности (стимульно-продуктив-ный, эвристический в креативный) определяют тип творчества.

  3. Интеллектуальная активность формируется прижизненно и имеет свою возрастную динамику с пиками примерно в возрасте 10 в-16 лет. .Нижняя возрастная граница эвристического уровня лежит в старшем дошкольном возрасте, креативного - в возрасте 10 лет.

  4. Моделирование в эксперименте спонтанных открытий и их интерпретация как закономерного результата процесса выхода за пределы требований заданной ситуации позволяет рассматривать интеллектуальную активность в качестве психологического механизма ситуативно иестимулврованной продуктивной деятельности.

10.Апробация разрабатываемого подхода проводилась в течение 18 лет в 25 средних, общеобразовательных и специальных школах г. Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Суздаля, в детских садах Москвы, Перми, Запорожья»

15.

Определенную апробации наш метод прошел при внедрении в практику научных учреадений: в целях подбора прогностической группы в ИВТАН СССР, Москва, в 1973-74 годах; в целях подбора я распределения задач в вооледовательских группах в НИИ автоматики, НИИ кибернетики УССР и НИИ периферийного оборудования (Киев, І977-І98Г гг.). Как диагностический метод "Креативное поле" использовался в Государственной дважды Ордена Ленина Консерватории им. П.И.Чайковского в 1982 году.

Наши теоретические представления п результаты исследования используется в циклах лекций по психологии в ряде университетов а пединститутов страны.

Разрабатываемый нами подход реализован в пяти кандидатских диссертациях, выполненных под нашим руководством: И.А.Петухова, 1976 год; М.Р.Гинзбург, 1977 год; И.А.Сусоколова, 1985 год; П.Т.Тюрин, 1987 год и Н.Л.Гиндшто (сова, с акад. Б.М.Кедровым).

Нетод "Креативное поле" был использован в диссертационных работах, защищенных под руководством ведущих специалистов: проф.

nfC9>.

Я.А.Пономарева, 1981 год; В.Н.Пушшна, 1981 год; проф. Ф.Р.Ратинова, 1974 год; проф. Л.М.Фридмана, 1983 год, 1978 год; проф. Ф.Плакса (ГДР, 1978 год).

Наше теоретическое представление о творческой я прогностическом процессах использовано в монографии С.Я.Чернявского "Системное прогнозирование в ядерной энергетике", Носйва, "Наука", I960 год.

Работа апробировалась в ряде ежегодных научных конференция Института, на общей собрании ^ооновского отделения Общества психологов СССР/1982 г/ а также его секциях: психологии творчества, 1979 год; психодиагностика, 1982 г., психологии ішадеяпя,І987 г.; на методологическом семинаре в ПЛАН СССР, 1985 г.; на секторе

16.

диалектической логики в Й$АН СССР, 1987 г.; обсуждалась л рекомендована к защите па Ученом Совете НИИ 0ІШ АПН СССР, 1987 г.

Основные положения и результаты исследования докладывалась на П- УІсъездах Общества психологов СССР, Международной конференции по искусственному интеллекту (Тбилиси, 1975 г.), а также ряде Ыеядународных рабочих совещаний в Всесоюзных конференциях, в том числе в пленарных докладах на симпозиумах по психодиагностике (Таллин 1974, 1980 гт.),по проблемам творчества (Рига 1979 г. , Ярославль 1984 г./»

II.Публикации .По теме диссертации опубликовано 84 работы, в том числе монография "Интеллектуальная активность как проблема творчества", РТУ, 1983 г., II п.л.

12. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов (5 глав), заключения, описка использованной литературы и приложения.