Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности межполовых различий самореализации личности : на примере китайских специалистов Чжан Тэн

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Тэн. Психологические особенности межполовых различий самореализации личности : на примере китайских специалистов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Чжан Тэн; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2014.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/194

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Самореализация личности. теоретико-методологические аспекты 16

1.1 Анализ проблемы самореализации личности в зарубежных концептуальных подходах 16

1.2 История изучения вопроса самореализации личности в отечественных исследованиях 28

1.3 Психологические детерминанты самореализации личности 44

1.4. Полисистемный подход исследования самореализации личности 52

Выводы по первой главе

Глава II. Исследование межполовых различий в психологии 66

2.1 Представления о понятиях тендер и пол в современной психологической науке 66

2.2. История исследования межполовых различий личности в отечественной и зарубежной психологии 69

2.3 Системные исследования межполовых различий в психологии личности 90

Выводы по второй главе

Глава III. Эмпирическое исследование межполовых различий самореализации личности 100

3.1 Организация и методы эмпирического исследования 100

3.2 Иерархическая структура переменных самореализации личности у китайских женщин 110

3.3 Иерархическая структура переменных самореализации личности у китайских мужчин 123

3.4.Сравнительный анализ доминирующих признаков самореализации у китайских женщин и мужчин 136

Выводы по третьей главе

Глава IV Сравнительный анализ психологической структуры самореализации личности у женщин и мужчин 146

4.1 Особенности психологической структуры самореализации китайских женщин 146

4.2 Специфика психологической структуры самореализации китайских мужчин 161

4.3 Сравнительная характеристика психологической структуры самореализации у китайских женщин и мужчин 172

Выводы по четвертой главе

Заключение 187

Список использованной литературы 193

История изучения вопроса самореализации личности в отечественных исследованиях

Феномен самореализации личности в отечественных психологических исследованиях получил импульс к развитию в двадцатом столетии. Относительно непродолжительная по времени история исследования данного вопроса не позволила к настоящему времени разработать методологически убедительных концепций самореализации личности. Существуют отдельные подходы в рамках, которых предлагается объяснение этого термина исключительно автономно. Как показывает анализ научных публикаций по обсуждаемой проблеме, ее истоки находятся в контексте самых различных психологических теорий, касающихся исследования личности в целом, мотивации, смысла жизни, личностного становления и потенциала личности и т.д.

Как и в зарубежных исследованиях основы изучения самореализации личности находятся в плоскости философии. На этом уровне рассматриваются проблемы о сущности, предназначении человека, возможности его реализации в реальном мире. Безусловно, что объектом анализа на данном уровне выступает человек. Самореализация нередко идентифицируется с самоопределением, либо неразрывно с ним связана. С точки зрения Л. М. Митиной, [118] как только субъект осознает свои потенциальные возможности и способности, начинает прогнозировать свой личностный и профессиональный рост. Все это, мотивирует его на постоянное экспериментирование, проявляющееся в поиске, проявлении творчества и возможности выбора, то есть в самоопределении.

С точки зрения П. П. Соболя, [32] самореализация является отражением индивидуальности в соответствии с опредмечиванием потенциальных возможностей и способностей личности, а самоопределение, в свою очередь, представляется одной из сторон самореализации, характеризующаяся выбором направленности деятельности человека, на основе которой собственно и разворачивается самореализация.

В контексте самоопределения самореализация рассматривается также В. В. Горбачевой. [45] Автор рассматривает самоопределение как свободно-творческий процесс. Но этот процесс, по мнению исследователя, направлен на реализацию сущностных сил субъекта, на полное раскрытие возможностей и способностей в разных сферах жизнедеятельности, благодаря чему, человек не только адаптируется к окружающей действительности, но и преобразует ее согласно своим ценностям, интересам, установкам. Тем самым, индивид проектирует личностный социально-обусловленный окружающий мир, который включает в себя и мир личных отношений, т.е. социальную реальность.

Близко к вышеизложенному в понимании самоопределения и самореализации находим в работах М. Р. Гинзбурга [41]. В соответствии с его представлениями самоопределение выступает как определение и позиционирование себя в социуме относительно социокультурных ценностей, что собственно и определяет смысл существования личности. Ученый анализирует личностное самоопределение в совокупности временной триады: прошлое личности, настоящее личности и будущее личности.

Так, прошлое личности происходит через воплощение прошлого опыта (в онтогенетическом аспекте, итог реализации возрастных задач). Настоящее личности - через саморазвитие (самопознание и самореализация), будущее личности - через обеспечение прогнозирования смысловой и временной перспективы. В своей концепции автор самореализацию связывает с настоящим временем, тем самым отводя ей одну из ключевых ролей личности. В этом смысле подход М.Р. Гинзбурга [42] перекликается с некоторыми зарубежными концепциями, рассматривающими самореализацию во временном аспекте «здесь и сейчас».

Большую значимость внешним факторам в развитии и самоосуществлении личности придавал С.Л. Рубинштейн [149]. Личность в понимании автора выступает субъектом такого саморазвития. Самоопределение в данном контексте обеспечивает не только проявление внутренней сущности субъекта, но и осознанно определяет отношения к миру, тем самым обеспечивает собой путь саморазвития личности. Данное понимание отчетливо просматривается на примере двух выделенных С.Л. Рубинштейном [150] способов существования человека.

Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, характеризующаяся отсутствием отношения к жизни в целом.

Второй - связан с появлением рефлексии, с философской осмысленностью жизни, и выработкой целостного к ней отношения.

Заявленный С.Л. Рубинштейном подход активно развивается в работах К.А. Абульхановой-Славской. Автор рассматривает самоопределение как активный, целеполагающий характер отношения человека к своей жизнедеятельности. Проблема самоопределения в философском плане как определение себя по отношению к кому-либо или чему-либо. В подходе автора самоопределение анализируется как определение самим субъектом своего «способа жизни» по отношению к своей жизнедеятельности [1].

Как видно и у С.Л. Рубинштейна и у К.А. Абульхановой-Славской [1,149] основным фактором самоопределения выступает самодетерминация, собственная активность, осознанное занятие определенной позиции.

В работах Н. Л. Кулика [102] рассматривается соотношение таких понятий как самореализация, реализация и самоутверждение. Автор считает, что деятельность индивида, детерминированная исключительно внешними обстоятельствами без внутренней регуляции называется реализацией. Если же в деятельность индивида включена волевая регуляция, то это уже самореализация. Иными словами, разница между реализацией и самореализацией в рамках данного подхода состоит в наличии или отсутствии собственной воли в выполнении действий, а отличительной особенностью самоутверждения и самореализации является результат деятельности. Кроме того, по мнению исследователя, необходимым условием самореализации выступает свобода. Иными словами, деятельность, соответствующая своим внутренним потребностям, интересам и целям.

С нашей точки зрения, автор излишне фиксирует внимание на волевой регуляции как базовом компоненте самореализации. Не совсем понятным и выглядит утверждение относительно того, что действия индивида, выполняемые под давлением внешних обстоятельств, относятся к реализации. И в том, и в другом случае всякая деятельность предполагает наличие цели, мотивации, установки, ценности, осмысленности, рефлексивности и т.д.

Сходное понимание самореализации обнаруживаем в работах В.И. Муляр [121]. Автор в общем подходе понимает самореализацию как индивидуальный процесс опредмечивания личностью своих возможностей. Однако ключевую роль в самореализации автор отводит самопознанию, рассматривая эти два явления как неразрывные. Исследователь считает, что тщательное самопознание выступает основным условием определения субъектом своих потенциальных возможностей. С позиций данного автора самопознание определяет основные цели, осознанную деятельность и, конечно, самореализацию личности. Самопознание и самореализация диалектически связаны между собой. Самопознание является предпосылкой самореализации, но, в то же время ,самопознание возможно лишь в процессе самореализации субъекта.

Исследователь выделяет способы и средства самореализации личности. К способам данного процесса относятся социальная активность, творчество и жизнетворчество, в то время как средством самореализации, по версии автора, выступает культура. И опять, по мнению автора, культура и самореализация тесно связаны. Культура выступает ареной, на которой происходит самореализация личности, а самореализуясь, личность обогащает культуру. Безусловно, что культура как общественное явление является одной из сфер самореализации субъекта. Но самореализация может происходить и в других сферах жизнедеятельности, о чем выше было сказано.

Мы разделяем отчасти точку зрения Н.И. Полубабкиной, [141] которая понимает самореализацию, как цель, результат и процесс жизни человека одновременно. Автор считает, что в основе процесса самореализации находится целеполагание (проявление ценностно-целевых установок) и целереализация (совокупность способностей и возможностей, обеспечивающих воплощение ценностно-целевых установок). На наш взгляд, подход данного автора отражает сущность самореализации. Конечно, сам процесс невозможен без мотивации и внутренней активности субъекта, сопровождаемой эмоциональным настроем. Но то, что исследователь определяет самореализацию как комплексное образование, не вызывает никаких сомнений и возражений.

История исследования межполовых различий личности в отечественной и зарубежной психологии

В истории исследования межполовых различий личности можно выделить два этапа (догендерный и тендерный) и две альтернативные модели половой дифференциации (социокультурную и социобиологическую). Социокультурная модель в основу половой дифференциации закладывает результаты социализации, и влияние культуры, основной ориентир которой направлен на освоение конкретных социальных ролей. Социальные факторы образуют некие необходимые общекультурные условия и обстоятельства для обучения и реализации традиционных женских и мужских ролей. С позиций социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями.

В эмпирических исследованиях догендерного периода, в большей степени связанного с социобиологической моделью (половым диморфизмом) был выявлен перечень тех половых различий, наличие которых были убедительно доказаны и обоснованы, что явилось исследовательским итогом догендерного периода в науке.

Огромный вклад в развитие психологии пола внесли такие ученые, как: А. Анастази, С. Бем, И.С. Кон, Г.Г. Силласте, О. В. Здравомыслова и др. [7, 185,74,158,62]

Данные А. Анастази показали, что женщины превосходят мужчин в мелкой моторике, скорости восприятия, счету, памяти, скорости речи, а мужчины опережают женщин по координации движений и их скорости, по ориентации в пространстве, по пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Основной личностной чертой женщин, по мнению автора, является социальная ориентация, у мужчин: агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность [7].

Надо отметить, что таких психологических различий между мужским и женским полом отмечается относительно немного.

Так, И.С. Клецина (1998), выявила общепризнанные различия в сфере социального поведения и в когнитивной сфере личностного развития [70, с.24]. Это хорошо подтверждают и концепции - дарвинизма и социального дарвинизма. В них делается упор на естественный отбор, ставя во главу основное и поистине самое высокое переназначение женщины в обществе -материнство, которое является неотъемлемым фактором процветания нации. Большое количество представителей образования и науки с позиции этой концепции, единодушно давали отпор попыткам женщин добиться социального равноправия, доказывая физиологически обусловленное ограничение не только в физической, но и умственной и в социальной активности женщин.

Отечественный исследователь В.А. Геодакян раскрыл основные и главные положения полового диморфизма, говоря о целесообразности и уместности наличия двух полов, он видел их в специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса [35].

Первый консервативный (генеративный, который предполагает сохранение свойств вида).

Второй прогрессивный (экологический, который предполагает приобретение видом новых свойств).

Женский пол, по мнению автора, реализует «консервативную» тенденцию, а мужской «прогрессивную».

«Идея эволюции включает две непременных противоположных переменных, это сохранение и изменение. Система развивается точно так же как и среда, но поскольку среда всегда больше системы, то она и диктует эволюцию системы. От среды идет деградирующая информация, например, жара, мороз, хищники, паразиты. Система в свою очередь чтобы лучше сохраниться, должна быть «в дали» от среды (в информационном смысле), т. е. должна быть устойчивой и стабильной.

Но нужно отметить, что только от среды идет и полезная и нужная информация о том, как и в каком направлении нужно меняться. Таким образом, для получения информации системе надо быть более в тесных взаимоотношениях к среде, т. е. быть лабильной и чувствительной. В принципе два решения этого конфликта для системы возможны два пути его решения.

Первый - быть на некотором оптимальном и приемлемом «расстоянии» от среды или разделиться на две сопряженные подсистемы: консервативную и оперативную. Консервативную «подальше убрать» от среды, чтобы сохранить имеющуюся информацию, а вторую как можно «приблизить» к ней для получения новой информации.

Второй - повышает общую устойчивость системы. Поэтому часто встречается среди эволюционирующих, адаптивных, следящих систем — биологических, социальных, технических и. т. д. Именно в этом заключается эволюционная логика дифференциации полов. Бесполые формы придерживаются первого решения, раздельнополые - второго.

Концепция В.А. Геодакяна хорошо согласуется с большими потерями мужской популяции, поскольку внедрение в новую, неизвестную ранее среду при поисковой активности самцов, непременно связано с нарушением гомеостаза и с риском гибели. Но надо отметить, что природу это не «пугает», так как реально количество потомства зависит не столько от самцов, а сколько от самок, так как именно от них зависит, какое количество детей они способны воспроизводить. Это понимание определяет то, что гибель большого числа самцов незначительно может отразиться на количестве потомства, в то время как гибель самок способна значительно снизить численность популяции. Автор данной теории доказывает этот факт, ссылаясь на гаремных животных, у которых 85% самок оплодотворяют всего лишь 4% самцов высокого ранга, а иные допускаются к размножению только в экстренных случаях, когда больше гибнет самцов. Несомненно, переносить особенности видового поведения животных на человека, напрямую, не стоит.

Но, автор концепции придерживается той точки зрения, откуда ясно, что половой диморфизм (форма) проявляется и в том, что широкая норма реакции женского пола обеспечивает ему более высокую, чем у мужского пола, пластичность (адаптивность) в онтогенезе. Этот факт относится, так же и к психологическим признакам. В разных направлениях идет отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола. Благодаря обширной норме реакции представители женского пола могут «выкарабкаться» из этих зон за счет неких социальных факторов, таких как воспитуемость, обучаемость, конформность. Иными словами, благодаря адаптивности. Для мужского пола такой путь замкнут из-за ограниченной нормы реакции, и только такие качества, как находчивость, сообразительность, изобретательность позволяют обеспечить выживание в неуютных, условиях дискомфорта. Другими словами, женщины приспосабливаются к ситуации, а мужчины выходят из нее, найдя новое решение. К тому же надо отметить, что дискомфорт стимулирует мужчин на поиск новых решений.

В связи с этим, мужчины охотнее и с большим энтузиазмом берутся за новые, неординарные задачи, требующие поиска в достижении цели. Представительницы женского пола довольно часто доводят решение поставленных задач с достоинством и до верха совершенства. Миссия мужского пола в любом деле - новаторство. Мужчинам принадлежит роль авангарда, но вместе с эти они подвержены некоторым определенным болезням и им присущи социальные пороки. Мужской пол в особенной степени подвержен «новым» болезням, так называемым болезням века (атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДУ). Им так же свойственны социальные пороки - алкоголизм, курение, наркомания, азартные игры, преступность и т.д. «Поскольку диморфное состояние признака свидетельствует о том, что он на «эволюционном марше», максимальными должны быть различия по самым последним эволюционным приобретениям человека - абстрактному мышлению, творческим способностям, пространственному воображению, юмору, именно они должны преобладать у мужчин» [37, с. 8].

Иерархическая структура переменных самореализации личности у китайских мужчин

Как и в женской выборке на первом этапе эмпирического исследования у мужчин проводилось исследование с помощью авторской анкеты на определение удовлетворенности профессиональной деятельностью испытуемых. Выборка мужчин была отобрана идентичная женской по критерию удовлетворенности профессиональной деятельностью с целью нивелирования этого фактора в показателях самореализации. Таким образом, испытуемые мужчины как и женщины в экспериментальной группе соответствовали высокому и средене-высокому уровню удовлетворенности профессиональной деятельности. Анализ анкеты позволил установить их осознанный профессиональный выбор и стремление работать в соответствии полученным образованием. Средний стаж работы респондентов 5,5 лет. При ответах на вопросы, касающиеся социальной защищенности, были получены положительные ответы. Испытуемых на данном профессиональном этапе устраивает их заработная плата, социальный пакет, определенные социальные гарантии, которые обеспечивает их организация. По третьей группе вопросов были также получены утвердительные ответы, свидетельствующие о высокой профессиональной мобильности испытуемых. По последней позиции как и женщины практически все испытуемые отметили, что при качественном выполнении своих профессиональных обязанностей их ожидает карьерный рост, высокая социальная защищенность и материальное благополучие. Итак, анализ анкеты по удовлетворенности профессиональной деятельностью позволяет заключить, что все испытуемые, в большей или меньшей степени, удовлетворены выбором своей профессиональной деятельности и не хотели бы в обозримом будущем поменять место работы или профессию. Данные анкеты свидетельствуют, что каких либо оснований для внешних препятствий самореализации в профессиональной деятельности у испытуемых не существуют.

На следующем этапе проводилось анкетирование респондентов с помощью авторской анкеты, с целью выявления самооценивания своего уровня самореализации. Первая часть вопросов анкеты была направлена на понимание феномена самореализации респондентами. Как видно на гистограмме № 6 ответы испытуемых распределились следующим образом. Больше 80% испытуемых мужчин связали самореализацию с достижением высоких результатов в профессиональной деятельности. Этот доминирующий показатель для них является определяющим. При ответах на вопросы, мужчины под высокими показателями понимали, профессиональное мастерство, достижение карьерного роста.

Вместе с этим, они считают, что за этим стоит материальное благополучие, социальная защищенность, уважение окружающих, коллег, членов семьи. Главное для них самореализоваться на работе, а все остальное произойдет само собой. Это позволит содержать семью, обучать и развивать детей, помогать родителям и т.д. На второй позиции самореализация для мужчин это ответственное отношение к воспитанию детей и забота о семье, 60% испытуемых ответили положительно. Для этой части испытуемых семья стоит на первом месте, все остальное не столь важно и существенно. Респонденты уверены, что главное в жизни это достойное воспитание и образование своих детей, их обеспеченность, создание в семье благоприятной, дружеской атмосферы, поддержка и помощь своим родителям и старшему поколению. Работа всего лишь средство для самореализации в семье. Чуть больше пятидесяти процентов испытуемых отметили, что самореализация это участие в общественных мероприятиях и самовыражение личности в разных сферах жизнедеятельности. Детализируя ответы на поставленные вопросы респонденты мужского пола утверждали, что гармоническое развитие личности предполагает всестороннее развитие, а следовательно человек не может и не должен все свое время посвящать только работе либо семье. По мнению данных респондентов, каждый индивид должен заниматься спортом, не стоять в стороне от общественной политической, культурной жизни и т.д. Истинная самореализация возможна на их взгляд, только в круговороте событий, где они становятся действующими их участниками. И чуть более пятидесяти процентов мужчин указали, что самореализация это духовное развитие личности. Аргументируя свою точку зрения, они отмечали, что главное в человеке это духовность, нравственность, все остальное вторично. Именно поэтому, человек может быть полностью реализован, если он нравственен. Ибо истинная самореализация, по их мнению, это возможность быть полезным кому либо.

При оценивании своей самореализации основные позиции у мужчин распределились следующим образом, гистограмма №7.

Доминирующее место они отвели работе. Причем чуть более шестидесяти процентов. Это указывает на определенный потенциал мужчин. Как и в ситуации с женщинами, по всей видимости, незначительный стаж работы, отсутствие достаточного опыта и другие причины не позволяют респондентам оценивать уровень своей самореализации выше данного значения. Примерно одинаково респонденты самореализованы в семье и саморазвитии чуть более пятидесяти процентов, что соответствует среднему уровню. И снова это можно объяснить молодым возрастом и небольшим семейным стажем. И на последней позиции мужчины оценили уровень своей самореализации в общественной жизни 45%. По всей видимости, для молодых специалистов общественная сфера не является приоритетной.

Среди основных барьеров мешающих проявлению их самореализации мужчины, как и женщины, указали недостаточное материальное благополучие, больше пятидесяти процентов респондентов, гистограмма 8.

Для всей выборки испытуемых этот показатель является знаковым. Иначе говоря, отсутствие достаточного количества средств сдерживает респондентов от осуществления задуманного, не позволяет им полностью реализовать свои планы в самых разных сферах жизнедеятельности. Препятствует быстрому профессиональному становлению, поскольку приходится много работать кроме основной работы, чтобы содержать семью, а это в свою очередь отвлекает от основной профессиональной деятельности.

Среди других барьеров респонденты выделили собственную лень чуть более тридцати процентов, и незначительный процент распределился между такими показателями как семья, другие люди, администрация и незнание своих сильных сторон. По каждой из этих позиций показатель не превышает двадцати процентов. Скорее всего, здесь можно говорить об адаптивной стандартной ситуации. На наш взгляд, все эти факторы в какой-то степени являются сдерживающими для каждого субъекта в его самореализации. Поскольку это связано с другими людьми, их властью, влиянием, настроением и т.д., то это вольно или невольно отражается на эмоциональном, когнитивном и конативном уровнях субъекта деятельности.

И наконец, доминирующие сферы предпочтений самореализации у китайских мужчин распределились следующим образом, гистограмма 9.

Более 80% мужчин указали, что для них предпочтительна самореализация в карьерном росте. Карьерный рост с точки зрения респондентов является той важной сферой, которая с одной стороны позволяет видеть результаты собственного труда, позволяет увидеть другим достижения субъекта и дает возможность обрести материальную независимость, социальную защищенность и повысить социальный статус. Чуть меньше, 63% испытуемых указали предпочитаемой сферой самореализации высокий профессионализм. Однако при детализации ответов, они оказались идентичными первой группе. Интересно, что все ответы респондентов смещены на некоторые внешние индикаторы оценивания самореализации, такие как материальная независимость, социальный статус, защищенность и т.д. Практически никто не указал, что карьерный рост и профессионализм обеспечивают удовлетворение от работы, радость, дают возможность проявлять творчество и т.д. Третьей по выраженности выступает самореализация в общественной жизни чуть более, чем у пятидесяти процентов испытуемых. Этот показатель свидетельствует о значимости данного фактора в самореализации мужчин. По всей видимости, эта сфера приобретает особую важность для тех мужчин, которые в будущем стремятся связать свою жизнь с политикой либо управлением. И как ни странно, на последнем месте мужчины хотели бы реализоваться в семье. С другой стороны это вполне закономерно, так как мужчины ориентированы на профессию, социальную сферу и собственное совершенство.

Итак, результаты анкетирования позволили установить, что предпочитаемой сферой самореализации мужчин является карьерный рост, профессиональная деятельность, а основным барьером для полноценной самореализации выступает отсутствие достаточного материального благополучия.

Специфика психологической структуры самореализации китайских мужчин

Специфичность психологической структуры самореализации у китайских мужчин выявлялась также с помощью корреляционного и факторного анализа. Проведенный анализ позволили вскрыть основные специфические связи и отношения в структурной организации данного феномена. Как видно в таблице 6, в структуре самореализации китайских мужчин просматриваются связи между отдельными переменными на высоком уровне значимости. Так социально-корпоративные установки и цели к проявлению самореализации положительно коррелируют на 0,001% уровне значимости положительно соотносятся с личностно - значимыми целями и установками, социально-значимой мотивацией и креативностью. Выявленные связи указывают, что установки и цели призванные в процессе самореализации решить какие либо социальные и профессиональные проблемы на благо коллектива, общества или группы людей заметно активизируют и личностно-значимые установки и мотивы позволившие реализовать намеченное. Более того, из данной связи, очевидно, что самореализация мужчин не может быть направлена либо на себя, либо на социум, данный феномен реализуется в социально-личностном пространстве. Следуя общественным целевым задачам, у респондентов активизируются креативные нестандартные приемы и способы самовыражения. Несколько ниже на 0,01% уровне достоверности социально-корпоративные установки и цели связаны с конструктивностью, на 0,05% уровне значимости с эгоцентрической мотивацией и обратно с деструктивностью. Содержательно это означает, что самореализация ради решения общественных проблем чаще осуществляется весьма продуктивно, успешно. Личностно-значимые установки и цели в свою очередь положительно коррелируют на 0,001% уровне значимости с социально-значимыми мотивами и креативностью и на 0,05% уровне достоверности с личностно-значимой мотивацией, конструктивностью и отрицательно деструктивностью.

Отмеченные связи полностью повторяют рисунок, который просматривался при анализе социально-корпоративных установок, при доминировании личностных установок направленных на удовлетворение своих узколичностных потребностей значительно возрастает успешность процесса самовыражения. В целом по этим параметрам необходимо отметить, что установочно-целевые переменные находятся в очень тесной связи с мотивацией, креативностью и показателями успешности самореализации. Характерной особенностью здесь является отсутствие, какой либо зависимости с показателем консервативность. Иначе говоря, мужчины намного чаще используют, чем женщины оригинальные нешаблонные способы и приемы самовыражения, что вероятно приводит и к большей успешности их самореализации.

Социально-значимая мотивация к проявлению самореализации положительно коррелирует на 0,001% уровне значимости с показателем креативность, на 0,01% уровне с конструктивностью и на 0,05% уровне отрицательно с деструктивностью. То есть, чем ярче респонденты осознают и руководствуются при самовыражении мотивацией направленной на разрешение общественных проблем, тем чаще они используют в своем поведении, деятельности и общении нестандартные способы и приемы самовыражения. И соответственно чаще достигают успешного воплощения своих способностей и возможностей, на это указывает связь с конструктивностью. В пользу успешности самореализации свидетельствует еще одна обратная связь с деструктивностью. В данной плеяде корреляций интерес вызывает отсутствие связи между разнонаправленными мотивационными показателями и также отсутствует связь с консервативностью. Что еще раз подтверждает, нестандартный характер самовыражения мужчин. Эгоцентрическая мотивация положительно коррелирует на 0,001% уровне достоверности с креативностью и 0,05% уровне отрицательно с деструктивностью. Данная связь показывает, что при доминировании мотивов связанных с обеспечением личностного благополучия у респондентов резко активизируется креативное поведение, расширяется диапазон средств, методов и приемов для самоосуществления и опредмечивания своих способностей и возможностей, все это позволяет им достигать высоких результатов в успешности самовыражения. Интересно, что данная конструкция связей мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик самореализации обнаруживается только у мужчин.

Креативность положительно соотносится на 0,01% уровне значимости с конструктивностью и отрицательно на 0,05% уровне достоверности с деструктивностью. Иначе говоря, нестандартные способы и приемы самовыражения китайских мужчин исключительно благоприятно влияют на успешность их самореализации. Данный факт подтверждается как прямой, так и обратной связью. И наконец, что касается консервативности, то данная переменная не имеет ни одной связи с другими когнитивно-смысловыми характеристиками и проявляется автономно. В целом можно отметить, что между указанными характеристиками самореализации отмечается очень плотный характер связей на высоком уровне значимости в отличие от женщин. Это может свидетельствовать о более высоком качестве самовыражения мужчин. Поскольку зафиксирована ярко выраженная мотивационно-установочная составляющая, креативность и продуктивность самовыражения респондентов мужского пола.

Перейдем к анализу связей между инструментально-волевыми характеристиками самореализации у китайских мужчин табл.7

Как видно на данной таблице статистически значимых зависимостей между отдельными показателями самореализации намного меньше, чем в когнитивно-смысловых показателям. Между тем, активность положительно соотносится с оптимистичностью на 0,001% уровне достоверности и отрицательно на 0,05% уровне с социальными барьерами. Проявление инициативности и общей активности в разных сферах жизнедеятельности существенно повышают настроение, вселяют уверенность, повышают самооценку и уровень притязаний, а также заметно снижают влияние внешних неблагоприятных факторов на результативность самореализации. По всей видимости, социальная активность как инструментальная характеристика обладает заражающим эмоциональным эффектом. Данный факт можно наблюдать особенно ярко в спортивной деятельности, когда спортсмен начинает усиленно тренироваться или проявлять активность другими словами у него заметно происходит рост самооценки, позитивное предвосхищение результатов соревнования и другие положительные эмоции. Подвижность, активность обуславливают выброс в кровь эндорфинов, этим и объясняется психоэмоциональный подъем. Снижение социальных барьеров также объясняется тем, что с нарастанием уверенности в своих силах, способностях самовыражении нивелирует недостаток опыта, знаний и негативное воздействие окружающих. Инертность в свою очередь на 0,001% уровне соотносится с экстернальностью и 0,01% уровне с пессимистичностью. Отмеченные связи вполне закономерны и при усилении одной позиции резко активизируются связанные с ней другие. В данном случае речь идет о сдерживающих характеристиках самореализации, которые скорее снижают эффективность самовыражения. При нарастании такого инертного поведения как длительная переключаемость субъекта с одного предмета на другой. Преобладание стереотипности в поведении, пассивность, отсутствие желания участвовать в какой либо деятельности, лень, низкая инициативность, организованность и целеустремленность, узко ограниченный спектр вариативного поведения и низкий жизненный тонус с одной стороны, усиливают спад настроения, страх и волнение вначале новых и необычных мероприятий, снижают собственную самооценку. Испытуемые во всех новых начинаниях, чаще усматривают неблагоприятный исход. Именно поэтому неохотно берутся, за что-то новое, Среди эмоций доминируют апатия, тревога, раздражительность, депрессивность, агрессивность. У них чаще проявляются фиксированные формы поведения, являющиеся препятствием для полноценного самовыражения. С другой стороны усиливается экстернальный локус контроля. Проявляющийся в низкой самоорганизации. Испытуемые с трудом берут на себя ответственность за все, что с ними происходит, в работе, семье, социуме, собственном совершенстве. Они предпочитают перекладывать ответственность во всем на других людей и обстоятельства. Для них легче и удобнее обращаться за помощью к другим людям и затем в случае неуспеха перекладывать на них ответственность, даже в том случае, когда они самостоятельно могут что-то сделать. Они склонны винить весь мир в своих неудачах, успех их самореализации должны обеспечить обстоятельства, окружающие люди, руководители разного уровня, власти, государство и т.д. Указанные связи логично объясняются в структурной организации самореализации субъектов.