Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Пономарев Вадим Петрович

Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности
<
Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарев Вадим Петрович. Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Пономарев Вадим Петрович;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2015.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические и теоретические основы исследования правосознания как психологической категории 14

1.1. Исследование правосознания в контексте различных гуманитарных наук 14

1.2. Исследование правосознания в контексте общепсихологических подходов, в рамках акмеологии, юридической и правовой психологии 19

1.3. Этноконфессиональные проблемы правосознания 38

Выводы по Главе 1 47

ГЛАВА 2. Характеристика эмпирического исследования психологических основ правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности .. 50

2.1. Общая характеристика объекта и программы исследова ния 50

2.2. Характеристика методов диагностической части исследования 79

Выводы по Главе 2 86

ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования 90

3.1. Характеристика эмпирических результатов исследования 90

3.2. Общепсихологические закономерности формирования правосознания у различных этноконфессиональных групп 104

Выводы по Главе 3 113

Заключение 117

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Правосознание на протяжении многих десятилетий привлекает внимание ученых-гуманитариев. В современной научной литературе представлено достаточно большое количество исследований посвященных изучению проблем, связанных с формированием правосознания у молодого поколения. Правосознание рассматривается как совокупность взглядов, ценностных ориентации, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. По сути это вера человека в то, что законодательная система, позиционируемая государством как система определенных прав и обязанностей человека по отношению к обществу, государству, окружающим людям, является его личностной ценностью и основанием для определенных стратегий поведения. Правосознание, которое зачастую в научной литературе определяют как форму общественного сознания, в реальности обобщает представление конкретного человека о том, что является законным, а что, нет и, по сути, является его индивидуальным, личностным смыслом, раскрывающимся при осознании правовых основ существования в реальном жизненном мире.

В традиционных учебниках по общей и юридической психологии чаще всего при определении психологической составляющей правосознания, говорится, что психологическую основу этой области сознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Однако, такая трактовка не соответствует современным психологическим интерпретациям, в частности теории смысла и смыслообразования. С точки зрения именно этого современного научного подхода правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением (по принципу хорошо-плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами. Конституция, законодательство страны, правовые акты и нормативы есть не просто совокупность значений, которые человек постигает на протяжении всего жизненного пути, они потенциально являются внеличностными формами существования смысла как интенции к тому, что индивид может в процессе постижения их содержания раскрыть «смысл для себя» переводя его из потенциальной в актуализированную зону познаваемого. Однако, в настоящий период, лишь немногие специалисты анализируют именно эти ценностные аспекты правосознания.

Степень разработанности проблемы исследования. В современных работах по исследованию правосознания, можно выделить три уровня: методологический, теоретический, эмпирический. В методологических работах, в первую очередь, идет активное осмысление сущности правосознания на стыке философии, аксиологии, правоведения. Большой пласт работ посвящен осмыслению общественной и межличностной природы правосознания, что придает им

междисциплинарный характер. Именно междисциплинарный подход позволяет рассматривать специфику функционирования правосознания в современном обществе и обосновывать как оно испытывает на себе детерминирующее воздействие социальной реальности напрямую (через ценности) и опосредованно (через универсалии: концепты, картину мира, правопонимание), описывать основные формы проявления в правосознании исторического опыта общества (А.А. Алексеев, С.А. Арыстамбаева, Ю.Д. Воробей, А.А. Корник, А.К. Уледов, Ю.В. Шумова, В.А. Щегорцев).

Теоретический уровень исследований правосознания связан с разработкой основ современного отечественного правоведения, которое характеризуется большим количеством публикаций, посвященных различным аспектам теории правосознания (А.А. Абдумаминов, Р.С. Байниязов, П.П. Баранов, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, А.С. Гречин, A.M. Евстратов, В.И. Егоров, А.Ю. Мордовцев, Л.Д. Мостовщиков, Ю.Е. Пермяков, А.П. Плешаков, А.В. Поляков, В.Б. Романовская, В.Е. Семенов, А.П. Семитко, В.Н. Синюков, Т.В. Синюкова, В.А. Суслов, Н.М. Тапчанян, А.В. Трошев, И.В. Хрючкина, Н.В. Щербакова). В контексте данной науки правосознание рассматривается, прежде всего, как отражение юридического бытия, одно из средств функционирования и воспроизводства системы права и правопорядка. Наибольший интерес представляют такие аспекты как формирование правосознания для достижения социального правопорядка, проблемы регуляции поведения в социально-правовых ситуациях, основные параметры построения правового государства с позиций ценностного восприятия гражданами основ законодательства и правопорядка.

Эмпирические исследования правосознания чаще всего проводятся в контексте акмеологии, социологии и психологии. Вопросами изучения содержания и структуры правового сознания занимались А.И. Долгова, П.С. Игошев, P.P. Муслумов, Т.В. Синюкова, В.А. Чефранов, В.А. Щегорцев, Е.И. Фарбер и др., его функций - К.Т. Вельский, А.В. Грошев, Е.А. Лукашева, А.Р. Ратинов и др. Проблемы специфики правосознания преступников в разное время разрабатывали A.M. Антонян, Г.Х. Ефремова, В.И. Каминская, В.Н. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, Е.Г. Самовичева и др. Анализ профессионального правосознания юристов представлен в работах Н.А. Катаева, А.В. Клочковой, Н.Я. Соколова и др. Такие исследователи, как Ю.М. Антонян, Ю.А. Васильева, М.И. Еникеев, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, Т.А. Симаков рассматривают наличие негативных или искаженных ценностных ориентации и антиобщественных установок, деформацию ценностно-смысловой сферы в качестве личностных предпосылок противоправного поведения. В настоящее время появляются работы связанные с исследованием религиозного правосознания (А.И. Хвыля-Олинтер), описывается его специфика, выделяются отличительные признаки при сравнении со светскими формами правосознания.

Однако, несмотря на большое количество работ и многоаспектный характер исследований правосознания, в настоящий период наблюдается очевидный дефицит работ, которые бы выявляли особенности правосознания связанные с определенным национальным и конфессиональным статусом человека. Психо-

логические составляющие правосознания людей разной этноконфессиональной принадлежности в современной гуманитарной науке нуждаются в детализированном осмыслении. Эта проблема и определила цель настоящего исследования.

Цель исследования - выявить психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности.

Объект исследования - молодежь и взрослые разной этноконфессиональной принадлежности.

Предмет исследования - психологические особенности правосознания как компонента ценностно-смысловой сферы личности.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

  1. Психологические особенности правосознания могут зависеть от этноконфессиональной принадлежности личности.

  2. Содержательные и динамические компоненты (составляющие) правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности могут различаться в зависимости от возрастной, профессиональной и тендерной принадлежности.

  3. Может существовать взаимосвязь между уровнем развития правосознания и уровнем сформированности смысловых образований личности.

  4. Специфика правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности может зависеть от особенностей определенных смысловых образований личности: смысложизненых ориентации, ценностных регуляторов поведенческой активности, стратегий самореализации и самоуправления, приоритетных механизмов совладания.

Цель исследования была конкретизирована в задачах: Теоретические

  1. Проанализировать специфику интерпретации правосознания в контексте разных гуманитарных наук.

  2. Провести сравнительный анализ различных подходов к описанию правосознания как психологической дефиниции. Осуществить теоретический анализ понятия «правосознание», и его соотношение с понятием «общественные ценности».

  1. Выделить характеристики правосознания как общепсихологической категории.

  2. Показать смысловые и ценностные особенности правосознания, выявить его отличительные особенности как ценностно-смыслового конструкта, описать механизмы смыслообразования как инициирующий фактор в процессе формирования разных уровней правосознания.

  3. Изучить исследования, посвященные анализу феномена «правосознания» в зависимости от возрастных, профессиональных и тендерных особенностей.

  4. Выделить этноконфессиональные исследования личностных ценностей, сопряженных с целью данного исследования.

Методические

  1. Подобрать и обосновать методический инструментарий, соответствующий цели исследования.

  2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности. Сформировать группы респондентов, провести анкетирование, психометрическую диагностику на выявление уровней сформированности правосознания и смыслового развития личности.

Эмпирические

9. Изучить психологические особенности правосознания у лиц разной эт
ноконфессиональной принадлежности.

  1. Описать значимые различия в этноконфессиональных группах с разным уровнем сформированности правосознания по возрастным, профессиональным и тендерным критериям.

  2. Эмпирически выявить личностные особенности у лиц с высоким уровнем развития правосознания в различных этноконфессиональных группах.

  3. Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей сформированности правосознания. На основе полученных результатов разработать программу по профилактике и преодолению правового нигилизма у юношей и девушек разной этноконфессиональной принадлежности.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теории личностных трансформаций и деформаций в этноконфессиональных регионах (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, СВ. Белов, А.А. Волков, В.Т. Ган-жин, Т.М. Краснянская, М.Ш. Магомед-Эминов, А.А. Реан, В.В. Семыкин, Г.В. Солдатова, КВ. Чернов, Л.И. Шершнев); подходы к изучению национального самосознания (В.Г. Бабаков, П.Л. Белков, Ю.В. Бромлей, А.А. Зубов, Э. Сара-куев, В.М. Семенов, В.П. Торукало); психологические концепции ценностей и ценностных ориентации (Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, А.И. Донцов, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов); теоретические исследования психологических особенностей, характеристик и закономерностей формирования правосознания в различных жизненных контекстах (С.С. Алексеев, Е.А. Белканов, З.И. Бри-жак, А.Б. Венгеров, А.А. Волков, Н.Л. Гранат, О.Э. Лейст, B.C. Нерсесянц, СП. Рожков, О.В. Сергачева, Т.В. Синюкова, Н.М. Юрашевич).

Методы исследования. Для решения поставленных в диссертационной работе задач и проверки экспериментальных гипотез были применены метод теоретического анализа, анкетирование, методы контент и интент анализа, а также ряд конкретных психодиагностических методик: Модифицированный опросник О.В. Протасовой «Правосознание»; Тест-анкета «Правовое и гражданское сознание» Л.А. Ясюковой; Опросник «Индекс жизненного стиля», разработанный Р. Плутчиком с соавторами и адаптированный и рестандартизиро-ванный Л.Р. Гребенниковым; Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ); «Тест смысложизненных ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО); Методика «Ценностные регуляторы организационного поведения» Т.С. Кабаченко

(ЦРОП); Методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова); Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н.М. Пейсахова.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования определяется тем, что исходные теоретические положения, их операциона-лизация, определение задач, предмета и объекта исследования, выбор методик, а также интерпретация полученных данных осуществлялись с учетом достижений современной психологической науки. Повышением обоснованности результатов исследования служил комплексный характер батареи эмпирических методик. Достоверность результатов исследования обеспечивалась также применением адекватных методов математико-статистической обработки полученных эмпирических данных с помощью соответствующих компьютерных программ.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна: впервые самостоятельным предметом психологического анализа стали особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности молодежной и взрослой выборок.

Трактовка правосознания дополнена благодаря сравнительной аналитике определений данной категории в контексте разных гуманитарных наук (философия, культурология, аксиология, социология, синергетика, юриспруденция, правоведение), выделены смысловые инвариативные центрации правосознания характерные для всех аналитических подходов.

Выявлено, что междисциплинарный характер понимания правосознания обусловлен ценностно-смысловой природой данного феномена. При этом правосознание испытывает детерминирующее воздействие общества напрямую (через ценности на уровне ценностно-смыслового принятия) и опосредованно (через универсалии: концепты, картину мира, правопонимание как систему внеличностных и межличностных смыслов).

Показано, что правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением (по принципу хорошо-плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами.

Выделены и операционализированы критерии оценки сформированности уровней правосознания в зависимости от особенностей выведения правовых норм на личностно-смысловой уровень оценки: правовая грамотность (осведомленность); понимание ценностей права как категории общественного сознания (регулятивная функция права для жизни общества в целом); оценка правовых норм и законодательства как определенной внеличностной ценности (достижение культуры, цивилизации, религиозных догм и т.д.); оценка правовых норм и законодательства как определенной межличностной ценности (референтные группы, группы сопряженные по национальным, этническим, религиозным, тендерным, возрастным, профессиональным признакам); выведение

правовых норм в процессе оценки на личностно-смысловой уровень, на уровень личностных смыслов и смыслообразующей мотивации - ситуативные смыслы (ответы по типу: мне кажется, я считаю, мне бы хотелось и т.д.), фиксация ситуативных смыслов; оценка правовых норм как личностной ценности, влияющих на специфику взаимодействия с окружающим миром и межличностным взаимодействием с другими людьми (система жизненных ценностей), фиксация устойчивых смысловых образований; ценности правосознания как компонент смысловой саморегуляции личности (я сам юрист и готов этому посвятить жизнь; я считаю, что это самое важное и т.д.).

Теоретическая значимость исследования. В работе проведено содержательное обогащение категории правосознания как психологического конструкта имеющего определенную смысловую составляющую. Показана специфика влияния этноконфессиональной принадлежности личности на ценностно-смысловые и поведенческие компоненты развития правосознания. Выявлены и описаны уровни сформированности правосознания в зависимости от смысловой насыщенности в оценке и принятии законодательных и правовых норм: низкий (респондент плохо информирован по вопросам правовой регламентации своей жизни и не понимает для чего ему необходимы знания, связанные с правом и законодательством); средний (респондент понимает межличностные формы смысла, заключенные в предложенных для оценки правовых нормах и положениях, может интерпретировать их значение для своей собственной жизни); высокий (понимает значение правовых норм и законодательства как для жизни всего общества, так и для себя лично, может наделить их личностно-смысловыми интерпретациями, соотнести их с различными жизненными контекстами, выделить их общие и специфические характеристики, а самое главное, определить их ценность для своего индивидуального жизненного мира).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для инициации развития правосознания студентов разной этноконфессиональной принадлежности. Предложенная авторская анкета позволяет выявить уровни смысловой насыщенности правосознания как компонента личностного развития, определить готовность индивида относится к правовым нормам поведения и законодательству как жизненной ценности. Разработанные, на основе полученных и проанализированных эмпирических данных, результаты исследования позволили разработать методические рекомендации для педагогов высших учебных заведений поликультурных регионов РФ.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Этноконфессиональная принадлежность личности влияет на особенности правосознания, определяя стратегию позитивной или нигилистической перспективы развития правосознания как определенной жизненной ценности.

  2. Особенности правосознания у представителей разных этноконфессио-нальных общностей имеют содержательные (личностно-оценочное понимание правовых норм) и динамические (готовность действовать в соответствие с пра-

вовыми нормами) различия в зависимости от возраста, профессиональной и тендерной принадлежности.

  1. Существует взаимосвязь между уровнем развития правосознания и уровнем сформированности смысловых образований личности. Смысловая насыщенность в оценке и принятии законодательных и правовых норм определяет уровни сформированности правосознания.

  2. Особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности зависят от: смысложизненых ориентации, ценностных регуляторов поведенческой активности, стратегий самореализации и самоуправления, приоритетных механизмов совладания.

Экспериментальные базы исследования: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (Нальчик), Институт Дружбы народов Кавказа (Ставрополь), Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2013-2015) и были представлены на: Международной научной конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (Шахты, 2011); Материалы XII Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика» (Москва, 2014); Международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука» (Тамбов, 2015); XI International scientific and practical conference «Cuttingedge science» (Sheffield, 2015); на Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категории смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 2014); Юбилейной конференции «От истоков - к современности» (130 лет организации психологического общества при Московском университете) (Москва, 2015); Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии, педагогики и языкознания» (Шахты, 2011).

Материалы диссертации используются в учебном процессе Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Шахтинском филиале «Южно-Российского гуманитарного института» (Шахты), Институте сферы обслуживания и предпринимательства (филиале) «Донского государственного технического университета» в г. Шахты Ростовской области.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 14 работ общим авторским объемом 4,1 п.л., в том числе 3 публикации - в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов диссертаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы, состоящего из 232 источников, из них 8 - на иностранном языке, и 5 Приложений. Объем ос-

новного текста составляет 141 страницу. Работа включает 4 Таблицы и 22 Рисунка.

Исследование правосознания в контексте общепсихологических подходов, в рамках акмеологии, юридической и правовой психологии

Несмотря на значительное число психологических работ, посвященных проблеме психологической составляющей правосознания, чаще всего они представлены исследованиями, направленными на изучение какого-либо одного аспекта этого явления. Вопросами изучения содержания и структуры правового сознания занимались А.И. Долгова, П.С. Игошев и др. Проблемы специфики правосознания преступников в разное время разрабатывали A.M. Антонян, Г.Х. Ефремова, и др., они рассматривают наличие негативных или искаженных ценностных ориентации и антиобщественных установок, деформацию ценностно-смысловой сферы в качестве личностных предпосылок противоправного поведения.

В работах, посвященных изучению психологических причин формирования противоправного поведения, основное внимание уделялось исследованию отдельных смысловых структур личности: ценностных ориентации (В.П. Голубев, А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.), жизненных планов (В.Г. Деев, А.В. Наприс и др.), установок и диспозиций (В.Н. Иванченко, Т.В. Калашникова, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Ю.А. Новик и др.), мотивов (В.К. Вилюнас, И.А. Иванов, К.Е. Игошев, В.В. Лунев, А.П. Тулузов и др.). В то же время установлено, что механизмы, которые лежат в основе восприятия, познания и оценки правовых объектов, явлений и процессов, во многом детерминируют отношение к правовой сфере, усиливая или уменьшая эффективность регулятивного воздействия правовых норм (А.Г. Белобородое, И.А. Кудрявцев, Г.Б. Морозова, А.С. Потнин и др.). Чаще всего правосознание определяется в психологии как «совокупность правовых знаний и представлений о правовой действительности, личностный смысл которых определяется особенностями ценностно-смысловой организации личности».

Анализ литературы показал, что концепция правосознания продолжает оставаться одной из ведущих психологических теорий, раскрывающих субъективные детерминанты законопослушного и противоправного поведения (Анто-нян Ю.М., Еникеев М.И., Карпец И.И., Ратинов А.Р. и др.). Правосознание не только отражает правовые нормы, принципы, оценивает их, делая достоянием сознания, но и обеспечивает реализацию через систему ценностных ориентации и установок (Жуков Ю.М., Новик Ю.И., Пристанская О.В. и др.). Оно ориентирует субъекта в важнейших социальных связях и отношениях, формирует понимание того, каким образом следует поступать в юридически значимой ситуации, определяет стереотипные модели нормативного поведения.

В то же время правосознание остается достаточно неоднозначным и многомерным явлением и, несмотря на теоретическую разработанность концепции, до сих пор не существует единого понимания его структуры, содержания, функций, механизмов формирования и способов репрезентации правовых явлений в сознании субъекта. Тем не менее, изучение представлений о правосознании показало, что его наиболее полная функциональная модель разработана в исследованиях А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой, которые в функциональном плане выделяют гносеологическую, эмоционально-оценочную и поведенческую структуры правосознания, осуществляющие познавательную, оценочную и регулятивную функции соответственно. На этой основе автор в своем исследовании выделяет, исследует и описывает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты правосознания.

В работах отечественных и зарубежных авторов показано, что в основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни, и именно в юношеском возрасте появляются предпосылки реального выполнения системой ценностно 21

смысловых образований всех своих регулятивных функций. Для большинства работ по проблеме правосознания характерна тенденция к отнесению этого явления к познавательной сфере (знание правовых норм, правил и законов, суждения о праве и практике его применения, правовые убеждения), что приводит к использованию преимущественно социологического, а не психологического инструментария при его исследовании (Каминская В.Н., Клочкова А.В., Константинова Н.Я., Николаева О.П. и др.). В то же время в работах А.Г. Белобо-родова, В.В. Яковлева и других показано, что смысловые слои субъективного опыта, где происходит слияние эмоционального и поведенческого компонентов, активно влияют на структуру и функционирование правосознания в целом, определяют стабильное отношение субъекта к правовым объектам, явлениям и процессам, оказывают воздействие на регуляцию поведения.

Кроме того, проведенный анализ теоретических и эмпирических исследований правосознания позволил условно, в зависимости от того, какой из ценностно-смысловых структур отводится ведущая роль в регуляции социально-правового поведения, выделить следующие подходы к его изучению: ценностно-нормативный, социально-установочный и психосемантический. Все они имеют свою специфику, но являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Значимо-важная часть исследований правосознания в контексте общепсихологической теории. Правосознание рассматривается как совокупность взглядов, ценностных ориентации, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. По сути это вера человека в то, что законодательная система, позиционируемая государством как система определенных прав и обязанностей человека по отношению к обществу, государству, окружающим людям, является его личностной ценностью и основанием для определенных стратегий поведения. Правосознание, которое зачастую в научной литературе определяют как форму общественного сознания, в реальности обобщает представление конкретного чело 22

века о том, что является законным, а что, нет и по сути является его индивидуальным, личностным смыслом, раскрывающимся при осознании правовых основ существования в реальном жизненном мире

А.Н. Леонтьев полагает, что именно деятельностный подход позволяет рассматривать смысл во всех его многочисленных проявлениях и потому его следует считать приоритетным [Леонтьев А.Н., 1977]. В основу деятельностно-го подхода легли положения, изложенные в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. По сути, первенство в изучении проблемы смысла в отечественной психологии и признается за Л.С. Выготским, который первоначально рассматривает понятие «смысл» как психолингвистическую категорию в рамках противопоставления смысла слова его значению. Но в дальнейшем идея автономности смысла переносится на проблему человеческого сознания. Л.С. Выготский указывает на зависимость смысла от мотива, вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая личностью актуальная ситуация его поведения и говорит о том, что «... смыслообразующая деятельность значений приводит к определенному смысловому строению самого сознания» [Выготский Л.С, 2005, С. 162].

А.Н. Леонтьев, исходя из деятельностного подхода, полагает, что личностный смысл порождается отношением мотива к цели, то есть мотив выполняет смыслообразующую функцию. Любое внутреннее движение системы индивидуального сознания, по мнению автора, создается смыслами. Так, предметная направленность человека, который «творит» самого себя в процессе деятельности, становится связующим звеном между личностью и миром [Леонтьев А.Н., 1977, С.153].

Этноконфессиональные проблемы правосознания

Анкета предполагала, что участники опроса должны давать развернутые ответы (анкета открытого типа). Это подчеркивалось в инструкции, предлагалось давать развернутые, продуманные ответы. Вопросы были составлены таким образом, чтобы не просто выявлять уровень осведомленности респондента о правовых нормах жизни, но и инициировать их оценочную позицию в отношении законодательства при даче ответа. Для обработки полученных результатов был использован метод контент-анализа. Контент-анализ (англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой систематичностью и позволяет проводить как количественный, так и частично качественный анализ изучаемых феноменов. Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг. XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Г. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных. Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсо-на «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг.). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся: 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т.п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Для анализа результатов настоящего анкетирования была разработана категориальная сетка, ориентированная на следующие показатели (смысловые единицы анализа): - правовая грамотность (осведомленность); - понимание ценностей права как категории общественного сознания (регулятивная функция права для жизни общества в целом); - оценка правовых норм и законодательства как определенной внелично-стной ценности (достижение культуры, цивилизации, религиозных догм и т.д.); - оценка правовых норм и законодательства как определенной межличностной ценности (референтные группы, группы сопряженные по национальным, этническим, религиозным, тендерным, возрастным, профессиональным признакам); - выведение правовых норм в процессе оценки на личностно -смысловой уровень, на уровень личностных смыслов и смыслообразующей мотивации -ситуативные смыслы (ответы по типу: мне кажется, я считаю, мне бы хотелось и т.д.), фиксация ситуативных смыслов; - оценка правовых норм как личностной ценности, влияющих на специфику взаимодействия с окружающим миром и межличностным взаимодействием с другими людьми (система жизненных ценностей), фиксация устойчивых смысловых образований; - ценности правосознания как компонент смысловой саморегуляции личности (я сам юрист и готов этому посвятить жизнь; я считаю, что это самое важное и т.д.). Данные критерии позволили выделить и описать три уровня сформированное правосознания в зависимости от особенностей выведения (или напротив отчуждения) норм права на личностно-смысловой уровень: - низкий (респондент плохо информирован по вопросам правовой регламентации своей жизни и не понимает для чего ему необходимы нормы права); - средний (респондент понимает межличностные формы смысла, заключенные в предложенных для оценки правовых нормах и положениях, может интерпретировать их значение для своей собственной жизни); - высокий (понимает значение правовых норм и законодательства как для жизни всего общества, так и для себя лично, может наделить их личностно-смысловыми интерпретациями, соотнести их с различными жизненными контекстами, выделить их общие и специфические характеристики, а самое главное, определить их ценность для своего индивидуального жизненного мира).

Далее был проведен сравнительный анализ по ранее обозначенным груп-поформирующим показателям. В этой части исследования приняли участие 284 респондента (160 студентов в возрасте от 18 до 27 лет, взрослые 124 человека в возрасте от 30 до 50 лет), (176 женщин, 108 мужчин), (87 работающих или обучающихся юриста, 132 гуманитария, 65 естественников), (129 мусульман, 105 православных, 28 иудеев, 22 атеиста); (129 кавказцы, 122 славяне, 33 евреи). Всего 284 респондента (164 студенты в возрасте от 18 до 23 лет; 120 взрослые в возрасте от 32 до 55 лет). В исследовании принимали участие 186 мужчин и 98 женщин.

В процессе организации эмпирической части исследования, особенно при подборке методик для диагностики смысловой сферы, учитывались те различия, которые характеризуют данные возрастные группы. В современной психологической науке достаточно подробно описаны различия смысловой сферы между этапом юности и взрослости. Смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции, характерной для зрелой автономной личности. Это означает, что к 18-19 годам личность выходит на уровень смысловой саморегуляции, основу которой составляет возможность охвата мира в целом в представлении человека; у нее появляется свое собственное, независимое мнение, стремление самостоятельно принимать жизненно-важные решения и нести ответственность за их осуществление; в ее сознании выкристаллизовываются и иерархизируются смыслоне-сущие ценности.

Характеристика методов диагностической части исследования

В процессе проведенного исследования, были использованы психометрические методики, направленные на выявление личностных особенностей респондентов, которые могут влиять на уровень развития правосознания. Правосознание как психологический феномен, прежде всего как было описано ранее (параграф 1.3), представляет собой оценочно-установочный комплекс, это отношение к праву и правовая установка-ориентация, в основе которых лежат личностные смыслы, ценностные ориентации.

Правовое сознание тесно связано с формированием личностной структуры ценностей, поскольку как отмечает Е.П. Белинская именно личностные ценности выступают для индивида основанием для построения индивидуального образа мира, «ценности задают направление действиям и помыслам людей» [Белинская Е.П., 2001, С. 21].

Модифицированный опросник О.В. Протасовой «Правосознание». По мнению автора методики: «Правовое сознание изучается в рамках различных научных дисциплин, соответственно, в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры общества. У историков оно предстает, прежде всего, в облике исторически развивающегося феномена. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право явление психологическое (Л. Петра-жицкий). Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем». Данная методика направлена на изучение трех основных компонентов правосознания: отношения к законам в целом, действующему законодательству и практике его применения. Для выявления особенностей правосознания по этим гностическим компонентам, респондентам предлагалась анкета из 23 вопросов (приложение) и давалась следующая инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд вопросов юридического характера. Мнение по этим вопросам представляет серьезный научный интерес, поэтому мы обращаемся к Вам с просьбой помочь нам. Желательно, чтобы Вы высказались как можно более точно и искренне. Часть вопросов уже содержит возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать ответ, с которым Вы согласны, и обвести кружком стоящую рядом букву. Когда на вопрос может быть дано несколько ответов, из них следует выбрать и отметить один, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если имеющийся выбор ответов Вас не устраивает, допишите то, что считаете нужным. На некоторые вопросы ответ дается в свободной форме на отведенных для этого строчках».

Тест-анкета, предложенная Л.А. Ясюковой (НИИКСИ СПбГУ), позволяет оценить общую сформированность правосознания и три относительно самостоятельные сферы его функционирования: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую. Данная анкета включала 13 вопросов, на которые надо было дать ответ по способу регламентированного выбора (варианты ответов были предложены, необходимо было выбрать тот, который в наибольшей степени соответствовал самооценке респондента).

Наша авторская анкета, подробно описанная в предыдущем параграфе (параграф 2.1) выявляла уровень развития правосознания относительно ценностно-смыслового критерия (позволяет выявить в какой степени законы и правовые нормы становятся частью ценностного мира человека), две предложенные и описанные в данном параграфе методики, дополняют результаты первичного анкетирования. Модифицированный опросник О.В. Протасовой «Правосознание» позволяет выявить уровень правовой информированности (гностический компонент), а тест-анкета, предложенная Л.А. Ясюковой, позволяет соотнести уровень правосознания с общей жизненной направленностью (выявить, как именно функционирует правосознание на уровне поведенческих установок).

Опросник «Индекс жизненного стиля», разработанный Р. Плутчиком с соавторами и адаптированный и рестандартизированный Л.Р. Гребеннико вым. Опросник включает 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отри цание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллек туализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных меха низмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные ре акции человека, возникающие в различных ситуациях. В основе примененной методики лежит теория, согласно которой в основе психологических защит с различными аффективными состояниями (эмоциональная сфера) и личностны ми особенностями (ценностно-смысловая сфера). На основе ответов строится профиль защитной структуры «Я» обследуемого, которая позволяет определен ным образом описать поведение человека в ситуациях требующих оценочных действий. Данная методика позволяет выявить готовность человека поступать по типу определенной поведенческой стратегии: игнорирование, отчуждение, присвоение.

Общепсихологические закономерности формирования правосознания у различных этноконфессиональных групп

Эмпирическое исследование зависимости развития правосознания от особенностей смысловой сферы людей различающихся по возрасту, полу, профессиональной направленности и этноконфессиональной принадлежности, выявил следующее:

Уровень информированности по вопросам права и законодательства не зависит от этноконфессиональной и тендерной принадлежности. Но есть определенная зависимость от возраста и профессиональной принадлежности. По среднему показателю развития правосознания значения выше у представителей взрослых участников исследования, они более информированы и осведомлены в правовых и законодательных основах регламентации жизни в нашем обществе и государстве. Юристы обеих возрастных групп, независимо от этноконфессиональной принадлежности, по данной методике показали более высокие результаты, чем представители других профессий.

Исследование различных компонентов правосознания по трем составляющим: бытовой, профессионально-деловой и социально-гражданской пока 114 зало, что помимо возрастных и профессиональных различий, при анализе ответов по данной методике, можно выявить и этноконфессиональные различия. Бытовое правосознание оказалось более высоким у славян и иудеев (соответственно 86% и 73%), они в большей степени ориентированы на применение норм права в бытовой жизни, чем у мусульман и атеистов. Профессионально-деловое правосознание у всех групп примерно одинаковое (у юристов, независимо от этноконфессиональной принадлежности, выше, чем у всех остальных). При подсчете баллов по социально-гражданской активности как компонента в развитии правосознания, выяснилось, что наиболее высокий уровень характерен для мусульман (более 80% от общей выборки независимо от возраста), далее идут иудеи (более 65% от общей выборки), затем православные, и далее атеисты.

У лиц с высоким уровнем развития правосознания по уровню смысловой насыщенности, выявлены наиболее характерные для них копинг-стратегии: конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску характерен для молодых мусульман; самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий характерен для взрослых иудеев и православных.

Независимо от этноконфессиональной принадлежности, в целом СЖО выше у взрослых, однако, молодые участники исследования большее внимание уделяют целям в жизни. Молодежь более четко ставит себе цели и яснее видит перспективы дальнейшего развития, в то время как взрослое поколение выше оценивает продуктивность уже прожитого отрезка жизни. По шкалам «процесс» и «ЛК - Я», существенных различий в ответах не наблюдается, а высокие баллы по шкале «ЛК - Ж» свидетельствуют о том, что и молодое поколение и взрослые в наибольшей степени ценят процесс жизни и осознают себя достаточно сильными, чтобы самим управлять своей жизнью, в зависимости от выбранного смысла существования. Проведенный сопоставительный анализ показал, что существует определенная зависимость между уровнем развития правосознания и результатами СЖО. У респондентов с высоким уровнем развития правосознания преобладают высокие баллы по шкалам ло-кус контроля «Я» и цели в жизни.

Для юристов представляет большую ценность все, что связано с регламентацией поведения, даже то, что не относится непосредственно к правовому поведению. Отсутствие четких директив, регламента в работе, стабильности трудовой нагрузки вызывает у них чувство неудовлетворенности и снижает их трудовую мотивацию.

У атеистов стратегия самоутверждения проявляется в конфронтаци-онной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, стремлении позиционировать альтернативные оценки и позиции. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражению имеет низкие значения. Для них характерна выраженная тенденция самоподавления. И это находит определенную обратную зависимость относительно уровня развития правосознания. Высокие баллы по данной стратегии коррелируют с низким уровнем развития правосознания.

Для развития правосознания, особенно на этапе студенчества, целесообразно разработать образовательные программы, которые могут стать составной частью курсов «Введение в специальность», «Основы гражданского и трудового законодательства», которые будут основаны на модели развития правосознания будущих педагогов и методах развития гармоничных межкультурных коммуникаций. При этом надо учитывать специфику этнокон-фессионального состава групп обучаемых.

Для христиан характерны затруднения, связанные с самоидентификацией. Этот показатель значительно более проблемный именно в этой группе, в то время как у мусульман и иудеев этот показатель значительно более благополучный. Поэтому для развития правосознания этой этноконфессиональ-ной группы целесообразно использовать задания содержательно связанные с проблемами самоидентификации.

Мусульмане, которые в силу религиозных традиций, склонны к регламентированному поведению, нуждаются в большей степени чем представители других этноконфессиональных групп, в развитии смыслообразования в ситуациях неопределенности, когда выбор надо сделать не на основе традиционных способов поведения, а именно как ценностно-смысловое решение, нуждаются в заданиях, связанных с разрешением ситуаций неопределенности.

Иудеи в нашем исследовании показали себя как люди склонные к категорическим позициям (мое мнение безусловно правильное, я не хочу с вами соглашаться и т.д.), поэтому для этой группы целесообразно использовать задания в форме альтернативного позиционирования; задачи, преобразующие стимульную мотивацию в смыслообразующую (например, соревновательную в оценочную).

В полноценной программе по развитию правосознания целесообразно использовать различные типы заданий, но этноконфессиональные особенности надо учитывать и по возможности использовать принцип «адресного воздействия» с ориентацией на национальные и религиозные характеристики студентов.