Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические воззрения Аль-Фараби Чистов, Владимир Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чистов, Владимир Владимирович. Психологические воззрения Аль-Фараби : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Москва, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность_теми. Богатое духовное наследие советского народа, побравшее в себя многовековые самобытные идеи мыслителей проилого, существенно пополняет психологическую науку, обеспечивал её поступательное движение вперед к более глубокому позна -низ природы психического.

В своих работах В.И.Ленин, указывая на огромнуп роль освоения достижений предаествувщих поколений, подчеркивал, что мировая наука и .чультурз являптся "закономерным развитием тех запасов знаній, кг -орые человечество выработало".

D речи Генерального секретаря ЦК КПСС И.С.Горбачева на февральском Пленуме (1988) отмечалось, что "обращение к напей истории продиктовано не просто интересом к прошлому. Оно нам жизненно необходимо для сегодняшней работы, для решения,задач пере -

2 стройки". В Политическом докладе ХХУП съезду КПСС им подчеркивалось, что "когда возникает общественная потрэбность осмыслить

время, в особенности время'переломное, о. - всегда выдвигает лю-

дей, для которых ого становится внутренней потребностьп".

В великой плзяде мыслителей эпохи раннего средневековья, переломного периода, связанного с зарождением феодальных отноие-ний на арабоязычном Востоке, особо выделяется имя выдавйегося ученого-энциклопедиста Абу Насра алъ-Фараби (870-950), богатое v. многоплановое наследие которого представляет ецй недостаточно изученную область как в советской так и в зарубежной ориента-

Г.~Ле"нй"нТ371!7 ЗаЯач"и~со"в!Гов* молодежи. // Поли.собр.соч., - Ь-о
изд. - ТЛІ. - С.304. *

  1. Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеология обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 фсвр. 196 г. - М.: Политиздат, 1968. - С.12.

  2. Горбачев М.С. Политический доклад ХХУП съезду КПСС // Магв-ииалч ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1987. - С.90.

  3. Исторические данные подтверждают, что а.'.ь-Фарабн вмгодец

из тирі'ского племени, родился в округе От papa (Фараб). Нкно Чимкентс.ая область КазССР.

лисгике.

Выбор теми диссертации, обусловлен, необходимостью более полного, освещения роли ученого в развитии и становлении психологической мысли средневекового Востока. Объективная оценка его на учного вклада представляет сегодня несомненный интерес для современной истории психологии, ибо, ка.. отмечал Л.С.Выготский, "мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним: даже отрицая его,, мы опираемой на него".

Актуальность данной: работы определяется также возможностью опровергнуть нигилистические суждения. А.Арберри, В.Мвльмана, Карра де Во и ряда других буржуазных исследователей, считавших аль-Фпраби лишь комментатором учений античных философов (Аристотеля, Платона и др.), проповедовавших расис ~?кие теории о неспособности тюркских народов к самостоятельному научному мышлению.

Степень_изученности_поблемы._ Трактаты Абу Насра аль-Фа-раби на протяжении многих веков привлекали к себе внимание перловых ученых всего мира. Однако целенаправленное изучение их начинается с работ видного немецкого ученого-арабиста Ф.Г.Дите-рици (XIX в.), который, на основе перевода берлинских, лейденских и лондонских рукописей мыслителя, впервые опубликовал в о Германии свои монографические работы , характеризующие средневекового ученого как основоположника арабоязычной философии Востока.

В XX в. к трудам аль-$араби обратились видные советские

  1. Выготский Л.С. Соч. в 6-ги т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.І. г С.487.

  2. Dieterici F. Die Logik und Fsycologie der Arabeo. - Leiden, 1858 ; Die Naturecbanung und Naturphilosophie der Areben іш X-Jehrhundert. - Berlin,1861.

~3 ~ у--і5нуз; А.С.Крымский, З.В.БартолЪД, 3»В*ерте»Ь«> ЙА.Крачков -сг.кя, й.М.Муминов, С.Н.Григорян, Б.Г.Гафуров, М-.ЙЛайруллаев, А.В.Сагадеез, которые раскрыли существенные сторовы его философского -наследия. О все возрастающей интересе к трактатам мыслителя свидетельствует международная конференция {Алма-Ата, 1975), посвященная 1100-летнему юбилею ученого и тот факт» что в современном еостокоеєдєнии ныне выделилось специальное нагіравление -фарабиеведение, в многоаспектном плане изучайте различные во -проси его научного творчества^

Фарабиеве. Казахстана А-.Х.КасійгаанОв» МкСЧЁура'баев, А.Mama-нов, А.Кубесов, С.К.СатУбекова п другие также косвятили свои труды освоений многогранного и весомого вклада средпевекового ученого в мировую науку»

Проблемы познания душевных процессов человека* просленивапт-ся Ео многих трактат-х аль-Фараби , которые ещё недостаточно изучены. Отдельные психологические воззрения мыслителя отмечены на фоне "'ллософских и педагогических исследовании М.М.Х&ярул-лаева, А.С.Иванова, К.Б.Жарикбаева, в ряде статей А.А.Абдусат -тарова, М.Вахидова, А.К.Закуева, а также в отдельных публикациях зарубежных ориенталистов А.Коргабарии, М.Хортена» М.Плессно-ра, И.Мадкура, Ф.Рахмана, Н.Решера, Вали-ур-Рахыана> которые нацеливают нас на дальнейшее изучение богатого психологического наследия, отраженного в многочисленных трактатах средневеково-

і. Аль-Фараби. Книга о душе. - Док. № 1883} 0 Достижении бла -женства, вытекающего из знаний и самосовершенствования человека. - Док. !ё 1903, 0 духовных образах, о душе, её деятельности, её силе и способностях. - Док. К І91Л» Рассуждения о понятии "разум". - Док. !fc 1902 и др. // Собр.восіїрукописей ин-та востоковедения АН УзССР /Под ред. А.А.Семенова. - Ташкент, 1955. - Т.Ш.

2. По мнении академика Ь.Г.Гафурова, число тоактагов аль-Фара-
би достигает 200 наименовании // Гафуров Ь.Г. - ЙзОр.тр. -
- И.: Наука, 1985. - С.510. 1

- I* -

го мыслителя.

Объектом_иссдвдо»ашш является психологическое учение аль-Фараби о душевных садах человека, а также отдельные стороны его воззрений, связанные с некоторыми проблемами психологии обучс -ния, воспитания, искусства и медицины.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что аль-Фараби является создателем арабоязычной психологической терминологии , основоположником учения, положившего начало глубокому посгижеыш» внутреннего мира человека в эпоху раннего средневековья»

Предмет исоледаваиад_сосіавляет систематизация и анализ воззрг ий мыслителя, представляющих основу его психологического наследия.

Цель_работы состоит в том, чтобы обобщая разрозненные идеи и научные выводы ученого, отметить их ^заимосвязі и единство, проявляющиеся в его концепции о душевных силах, оказавшей значительное влияние на становление психологической мысли.

В соответствии с целью работы были определены следующие конкретные задачи исследования:

раскрыть исторические предпосылки и идейные истоки дея -тельности ученого; '

выделить и охарактеризовать существенные стороны его психологических воззрений;

проследить последующее развитие и значимость наследия аль-Фараби для современной психологии.

I. Как подчеркивает академик Э.В.Бертельс, "только работы оль-Фараби обеспечили правильное понимание древней науки // Бер-тельс Э.В. История персидско-таджикской литературы. - М.:

. Наука. I960; - С.112.

_Мртодологичєской основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма, материалы ХХУП съезда КПСС, по-слодув-.их Пленумов ЦК КПСС, а также ряд работ крупнейших советских психологов, з которых нашли глубокую разработку основные положения и принципы подхода к оценке научного наследия прошлого, базирующиеся на данных объективного исследования, предпола-гавгего детальный анализ динамики становления психологических знаний сквозь призму истории науки.

_Источники_и_методы исследования^ Основой для изучения психологических во: рений аль-Фараби послужили.историко-философские, социально-этические, логические, математические, естественнонаучные и другие трактаты мыслителя, изданные в СССР ц за ру -бежои, архивные материалы и рукописи, находящиеся в фондах Института востоковедения им.Бируни, ЦГИА КазССР, ЦГИА УзССР, All КазССР, АН УзССР, *х>сударственной библиотеки ик.А.С.Пушкина (Алма-Ата), государственной библиотеки им.А,Навои (Ташкент) и др., а такж^ работы советских и зарубежна авторов, в которых нашли отражение отдельные аспекты психологического наследия средневековых мыслителей Востока.

В ходе исследования использовались методы логического и исторического анализа, синтеза разрозненных материалов и фактов, сопоставления, сравнения с учетом взаимодействия основополагаю-iu.sx принципов историзма, развития и конкретизации.

Достоверность полученных результатов, выводов определяется постоянной опорой автора на исторические источники, труды советских психологов и востоковедов, логическое осмысление и до-казательство непротиворечивости фактов, подтверждающих- выдви -нутую гипотезу.

Научная новизна данной работы заключается в слодускен: на-

- б -

ми впервые в целостном плане подвергнуты систематизации и анализу психологические воззрения аль-Фараби; выявлены прогрессивные стороны его учения; отмечена преемственность научных традиций предшественников и последователей мыслителя; составлен психологический словарь терминов и схема классифи: іции душевных сил согласно концепции ученого; указан его неоценимый вклад в арсенал мировой психологической мысли.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение наследия аль~Фараби дает возможность выявить основные этапы зарождения и развития учения о душе в арабоязычном мире средневекового Востока, покасать несостоятельность высказываний отдельных зарубежных ориенталистов, п'-^аищихся фальсифицировать и умалить роль ученого в становлении и формироьании научной масли тсркоязычных народов.

Ирактическая_ценносгь работы заклинается в то.., что результаты исследования дают богатый материал для лекционной, пропагандистской и учебно-воспитательной работы среди учащихся и студентов и могут быть использованы при чтении спецкурсов и прове-

I. До сих пор в исгорико-психологической литературе господствует мнение о том, что зарождение психологической мысли на арабоязычном Востоке связано с именем Абу Али Ибн Сини. Между и прочим, в книге "Жизнеописание" Ибн Сины мы Hc-..одик утверждение о том, что труды античных авторов стали ему более по -нятны благодаря изучению трактатов аль-Фараби (См.: Абу Али Ибн Сина. - Избр. произв. - Душанбе: Ирфон. - 1980. - Т.І. -- С.56). Нами обращен^ внимание на своеобразие и самобыт -ность психологического учения аль-Фараби, сложившегося на Востоке задолго до появления психофизиологических исследований Ибн Сины, в то время как проф. Н.Г.Ярошевский даже не упоминает имени великого мыслителя (Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд. пэрераб. - М.: Мысль, 1985. - С.92--98). Тем не менее, в советской историко-философской, научной и учебной литературе, а также в работах зарубежных иссле дователей аль-Фараби {Второй учитель) давно занимает место видного ученого-энциклопедиста Востока. (М.М.Хайруллаев, В.Б.Соколов, О.В.Трахтенберг, В.А.Роменец. О.Фаррух, М.Плес-снер, М.Фахри и др.).

дении семинаров, посзяценных наследию великого мыслителя сред -невековья, в университетах, педагогических институтах,-подучи -лицах и общеобразовательных школах, а такие при подготовке психологической энциклопедии и книг по Антологии истории психологической мысли народов СССР и з частности Средней Азии и Казахстана. Выдвинутые нами предложения и рекомендации обогатят арсенал истории психологической науки и послужат основой для дальнейшего детального изучения наследия аль-Фараби.

Положения, выносимые на защиту;

  1. Аль-$аьіби - основоположник прогрессивной психологической мысли Востока.

  2. Учение о внешних и внутренних душевных силах - ядро психологической концепции мыслителя. ^

  3. Вопросы обучения и воспитания в трудах аль-Фараби - первоначальное применена практической психологии на Востоке.

Апробация оаботьи Материалы исследования докладывались на Республикам сих научных конференциях (I9oJ, 1990), обсуидались на методологических совещаниях и заседаниях кафедры психологии КазГУ кн.С.М.Кирова, использовались при проведении лекцкП и бесед со студентами КазГУ, учащимися общеобразовательных пкол к городского педагогического училища JS 2 (Алма-Ата).

Диссертация обсуждена и одобрена членами кафедры психолопн КазГУ им.С.М.Кирова, лаборатории методологии, теории и истории психологии Института психологии АН СССР. Материалы исследования наили отражение в пяти'публикациях автора.

'Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения « двух приложения. Список использованной ли-хараздры .содэрэдг 230 наименований работ, из ко.торы* ДО» .на даяс^рэдных іягдос&х. .Ойъа^ диссертации составляв? 5.8 ,<*^ражіц ЛЗЧИИфПИЧК^к» ^«W^i. ,nk^o-

_ 8 -чая приложения. Основной текст 155 страниц.