Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов Виничук Наталья Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виничук Наталья Владимировна. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Виничук Наталья Владимировна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Хабаровск, 2008.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/38

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время запрос на изучение проблемы счастья связан с ростом числа стрессовых ситуаций, усложнением конструирования человеком собственной жизни, выбора жизненных ориентиров, трудностями социализации, вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей, одной из причин которых является межкультурное взаимодействие.

Интерес психологов к изучению счастья появился сравнительно недавно. Только в 1930-е годы XX в. стали возникать первые эмпирические исследования счастья (Watson, 1930; Hartmann, 1934; Symonds, 1937), где применялись простые и графические типы шкал или списки из основных категорий. Но эти попытки скорее случайность, нежели закономерность. Начало развития психологии вообще можно назвать односторонним, т.к. разработка проблемы счастья началась с негативных его значений или с того, что З.Фрейд назвал «нормальным несчастьем повседневности». И последние полвека, как справедливо замечает М.Селигман, наука психология, по существу занималась одной-единственной проблемой – психическими расстройствами человека. Эта односторонность предмета изучения по-настоящему впервые начинает исчезать только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл и др.). В конце 1990-х годов, главным образом по инициативе американского психолога М. Селигмана и его коллег Дж. Вейланат, Э. Динера и М. Чиксентмихайли и др., возникла новая отрасль психологического знания – позитивная психология, основным направлением исследования которой стало счастье. Отечественная психология рассматривает счастье как ценность и аффективное состояние (И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин и др.). Но до сих пор нет единых, принятых всеми определения и теории счастья. Также в полной мере не решена проблема объективации субъективного переживания счастья и представления о нем. Счастье, как конкретно-психологический феномен практически не рассматривается, как правило, его исследуют с позиции объективного подхода.

Исследование детерминант счастья осложняется специфичностью этого понятия. Поэтому изучение феномена счастья с позиции психосемантического подхода открывает возможности для выявления его осознаваемого базиса, позволяет установить определенные отношения между конкретным понятием и сознанием субъекта. Предложенное А.Н.Леонтьевым понимание сознания выделяет единый способ описания его содержания и механизмов изменения с помощью семантического анализа значений. Понятие «значение» является одним из основных в теоретической системе психологии и экспериментальной психосемантике и широко представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Д. Брунера, Ч. Осгута, В.Ф. Петренко, В.П. Серкина и др. Отражение действительности является обобщенным, нормативно-культурным, т.е. обусловленным рамками тех деятельностей, в которые вовлечен человек как представитель данной культуры. Представления о счастье, существующие на уровне обыденного сознания, детерминируются этими этно-культурными особенностями, которые начинают ярко проявляться в период ранней молодости, когда личность завершает свое формирование. Поэтому данный период крайне интересен для психологического исследования счастья, особенно с позиции культурно-исторического подхода.

Культура китайского этноса многогранна и имеет свои специфические черты. Это касается и представлений о счастье. Особенности этнического сознания китайского этноса освящены в трудах отечественных и зарубежных авторов (В.К. Арсеньева (1917), В.М. Алексеева (1966), Л.С.Васильева (1976), В.Я. Сидихменова (1987), В.В. Малявина (1992), М.Л. Титаренко (1997), В.Ф. Феоктистова (1997), Н.А. Абрамовой (1998), Ю.М Сердюкова (1998), М.Е. Кравцовой (1999), Р. Невилл (1996), Тань Аошуан (2004), М. Гране (2004) и др.). Стремление психологической науки исследовать китайский этнос, обусловлено рядом причин. Во-первых, китайцы одни из немногих сохранили свою этническую особенность и самобытную культуру, насчитывающую около 5000 лет, за которые практически не изменились основы общества и основные моральные ценности. Во-вторых, Россия граничит с Китаем, и знание национально-психологических особенностей, особенно представления о счастье, будет способствовать развитию взаимопонимания и решению спорных вопросов. В настоящее время китайская и российская культуры снова находят точки соприкосновения, ширится культурный обмен, и отношения улучшаются, что позволяет говорить о культурном пространстве в новом качестве. В-третьих, несмотря на многочисленные философские, социологические исследования счастья, психологический аспект практически не изучен, особенно у восточных этносов. Современный этап развития Китая, экономические реформы страны, влияние западной культуры, безусловно, отражаются в сознании китайской молодежи. Но умелый синтез западной культуры и восточных духовных ценностей определяет сущность нового этапа развития китайской цивилизации. В настоящее время в России также ощущается давление западноориентированных ценностей, но, по мнению М.И. Воловиковой, существуют, по крайней мере, три ценности, лишившись которых русские перестают быть «русскими» в полном смысле этого слова: это братское принятие других народов, способность прощать (отсутствие мстительности) и любовь к святости. К этим ценностям можно было бы добавить душевность, терпимость, огромное желание счастья, и одновременный страх перед ним.

Но этнопсихологические особенности россиян являются основой их представления о счастье. Определением специфических черт, свойственных российскому «суперэтносу» (по определению Л.Н. Гумилева), волновали философов (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев), этнографов (Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, В.А. Тишков), этносоциологов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов), этнопсихологов (В.Г. Крысько, А.О. Бороноев, Н.В. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.). Исследованием русского этноса занимались Д. Пибоди, А.Г. Шмелев, М.К. Андреева, А.Е. Граменицкий, З.В. Сикевич, А.Г. Шмелев и другие.

Исследование счастья связано с решением двух задач. Во-первых, с выявлением и интерпретацией различий представлений о счастье и, во-вторых, с его проявлением в образах мира и времени.

Объект исследования: счастье как психологический феномен.

Предмет исследования: психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

Цель исследования: психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов.

Общая гипотеза: существуют психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

Частные гипотезы:

существуют различия представлений о «счастье» и «субъективном благополучии» российских студентов.

счастье имеет проявления в образах мира и времени (прошлого-настоящего-будущего).

В соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами исследования предусматривалось решение следующих задач:

исследовать представление о счастье китайских студентов;

исследовать представление о счастье российских студентов;

выявить различия семантических пространств счастья китайских и российских студентов;

дифференцировать понятия счастье и субъективное благополучие в представлениях российских студентов;

исследовать счастье в контексте образа мира и времени (прошлого-настоящего-будущего).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: теоретический подход к пониманию счастья как конкретно-психологического феномена (М. Аргайл, М. Селигман, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, М.В. Соколова, С.Л. Соловьева); теоретические положения проблемы сознания, значения, положенные в основу психосемантического направления в психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко); культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач использованы следующие методы исследования:

1. общенаучные исследовательские методы:

теоретический анализ психологической и философской литературы;

сравнительно-аналитический метод.

2. Частные психологические методы:

ассоциативный эксперимент;

Семантический дифференциал «Счастье» на китайском языке;

Семантический дифференциал «Счастье» на русском языке;

Семантический дифференциал «Субъективное благополучие» на русском языке;

Оксфордский опросник счастья;

Шкала субъективного благополучия;

Шкала Фордайса;

проективная методика «Картина мира»;

проективные методики «Прошлое», «Настоящее», «Будущее».

Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью критерия t-Стьюдента, критерия * Фишера. Для обработки результатов использовались статистические пакеты SPSS 11.5 и Excel 2000.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что с помощью методов психосемантики составлены три частных униполярных семантических дифференциала на китайском и русском языках. Выявлены семантические универсалии и факторное пространство счастья в представлениях китайских и российских студентов. Обнаружены психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов. Дифференцированы понятия счастье и субъективное благополучие. Выделены критерии счастья в контексте образа мира и времени.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут широко использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов, работающих с молодыми людьми, в учебном процессе в качестве методических рекомендаций преподавателям, а также в тех областях знания, где необходимо учитывать специфику этнического сознания, что будет способствовать гармонизации межкультурного взаимодействия Китая и России.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работы; использованием системы методов, адекватных сущности изучаемых явлений, цели и задачам исследования; эмпирической проверкой гипотез; количественным (с применением методов математической статистики) и качественным анализом эмпирического материала.

Положения, выносимые на защиту

  1. Существуют психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

  2. Сходство в представлениях о счастье выражается в полиэтнических детерминантах: семья, взаимопонимание в семье, родители, здоровье близких, личное здоровье.

  3. Счастье в представлениях российских студентов выступает как многогранное психологическое понятие и компонент субъективного благополучия.

  4. У «счастливых» молодых людей образ мира представлен как желаемое будущее, как реально существующий и позитивный.

  5. Время (прошлое, настоящее и будущее) «счастливыми» молодыми людьми воспринимается позитивно, реально, взаимосвязано и содержит этнопсихологические детерминанты счастья.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в научных статьях и докладах: на Первой Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2007); на Второй Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2008); на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» (Хабаровск, 2008). По теме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах и семинарских занятиях учебных дисциплин «Личностные расстройства», «Основы психосоматики», «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга», читаемых автором студентам факультета психологии Института психологии и социальных наук ДВГУ, слушателям Института дополнительного профессионального образования ДВГУ.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 217 человек:

107 китайских студентов (54 юноши и 53 девушки), обучающихся в ДВГУ (г.Владивосток) и ДВГУПС (г.Хабаровск), в возрасте от 19 до 25 лет. Средний возраст юношей – 21,3; средний возраст девушек – 21,4.

110 российских студентов (53 юноши и 57 девушек), обучающихся в ДВГУ (г.Владивосток) и ДВГТУ (г.Владивосток), в возрасте от 19 до 25 лет (средний возраст юношей – 21,5; средний возраст девушек – 21,1).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирована таблицами и рисунками. Основное содержание работы изложено на 173 страницах. Библиографический список включает 163 наименования отечественных и зарубежных источников.

Похожие диссертации на Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов