Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психосемиотическая организация автобиографического нарратива Богдановская Анна Борисовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богдановская Анна Борисовна. Психосемиотическая организация автобиографического нарратива: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Богдановская Анна Борисовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»], 2017.- 210 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Нарратив как способ организации автобиографического опыта личности 11

1.1 Нарратив в системе общегуманитарного знания 11

1.2 Нарративный подход в современной психологии и психотерапии 20

1.3 Категория автобиографического нарратива в психологии 24

1.4 Автобиографический нарратив и концепции Я-образа и личностной идентичности 27

1.5 Автобиографический нарратив как система отношений личности 32

1.6 Автобиографический нарратив в структуре жизненного пути 35

1.7 Роль автобиографического нарратива в семиотической организации субъективной реальности 40

1.8 Методы изучения автобиографического нарратива 46

Глава 2 Организация и методы исследования 58

2.1 Программа исследования. 58

2.2 Методы и методики исследования 60

2.3 Авторская методика нарративного интервью 62

2.4 Методика анализа автобиографических событий 63

2.5 Авторская методика «Шкала оценки автобиографических воспоминаний» 65

2.6 Схема контент-анализа автобиографического нарратива 67

2.7 Психодиагностические методики 74

2.8 Методы статистической обработки данных 75

Глава 3 Эмпирическое исследование психосемиотической организации автобиографического нарратива 76

3.1 Результаты психосемантического анализа автобиографического нарратива 76

3.1.1 Анализ способов наррации, характерных для автобиографических повествований 76

3.1.2 Личностно-смысловое содержание автобиографических нарративов 83

3.1.2.1 Образ главного героя в автобиографических нарративах 84

3.1.2.2 Эмоции и чувства главного героя автобиографических воспоминаний 85

3.1.2.3 Потребности и мотивы главного героя автобиографических нарративов 86

3.1.2.4 Ведущие области жизнедеятельности и темы автобиографических событий 87

3.1.2.5 Образ значимых других в автобиографических нарративах 91

3.1.3 Лингвостатистические характеристики автобиографических воспоминаний 92

3.1.4 Психосемантическая организация автобиографического нарратива 97

3.2 Результаты психосинтаксического анализа автобиографического нарратива 102

3.2.1 Формы психосинтаксической организации автобиографического нарратива 104

3.2.2 Сюжетная схема автобиографического нарратива 106

3.2.3 Жанровая структура автобиографического нарратива 108

3.2.4 Модальная структура автобиографического нарратива 110

3.2.5 Функциональная структура автобиографического нарратива 114

3.2.6 Психосинтаксическая организация автобиографического нарратива 122

3.3 Результаты психопрагматического анализа автобиографического нарратива 127

3.3.1 Коммуникативные функции автобиографического нарратива 128

3.3.2 Фокус и модус наррации автобиографического нарратива 130

3.4 Результаты анализа личностных особенностей нарраторов 132

3.4.1 Личностная опосредованность психосемиотической организации автобиографического нарратива 134

3.4.1.1 Личностная опосредованность психосемантической организации автобиографического нарратива 134

3.4.1.2 Личностная опосредованность психосинтаксической организации автобиографического нарратива 142

3.4.1.3 Личностная опосредованность психопрагматической организации автобиографического нарратива 145

3.5. Психосемиотическая организация автобиографического нарратива 150

Выводы 156

Заключение 158

Список сокращений и условных обозначений 160

Список литературы 161

Приложения 174

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных гуманитарных исследованиях возрастает
интерес к изучению автобиографического нарратива, в котором отражаются ведущие
жизненные смыслы человека, опосредованные сложившимися в социокультуре

повествовательными формами (Дж. Брунер, Й. Брокмейер, Р. Харре, Т.А. ван Дейк, Ж. Женетт, В. Лабов, Л. Люборски, Э. Люборски, Д.П. Макадамс, В.В. Нуркова, Е.Е. Сапогова и др.).

Автобиографический нарратив отражает субъективный и социокультурный опыт человека, объединяющиеся в ходе повествования через знаковую (семиотическую) структуру или текст, который проявляется во внешнем мире через общение и взаимодействие человека (Н.Н. Королева, В.Х. Манёров, Д.А. Медведев, А.С. Турчин и др.).

В русле психосемиотического подхода автобиографический нарратив можно определить как форму дискурса, через которую индивид реконструирует и репрезентирует в акте наррации прошлый опыт, описывающий последовательность личностно-значимых событий, в системе причинно-следственных связей, объединенных сюжетом на основе усвоения социокультурных текстов (А.Ж. Греймас, Ж. Женетт, В. Пропп, Ю. Б. Шлыкова и др.).

Психосемиотическая организация нарратива представляет собой систему знаков (семиотических объектов), отраженных в повествовании и связанных с личностно-смысловыми аспектами автобиографического опыта (Дж. Б. Хирш, Дж. Б. Петерсон, В.В. Нуркова, Н.Н. Королева). Личностно-смысловое содержание автобиографии глубоко раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Ш. Бюлер, Л. Ф. Бурлачука, Е.Ю. Коржовой, Н. А. Логиновой, Д.А. Леонтьева и др., однако, структура и функции индивидуальных знаковых систем автобиографии изучались в меньшей степени (Н.Н. Королева, В.В. Нуркова, Е.Е. Сапогова и др.).

Анализируя знаковую организацию автобиографического нарратива в русле структурно-событийного (Т. Ван Дейк и др.), лингвистического (К. Бремон и др.), психодинамического (Л. Люборски, Э. Люборски и др.), когнитивного (Дж. Брунер и др.) и личностного (Е.Е. Сапогова и др.) направлений, исследователи выделяют ее отдельные компоненты, акцентируя внимание на структуре и типе повествования, его коммуникативных функциях, Я-репрезентациях автора в тексте, способах словоупотребления. Указанные компоненты знаковой организации являются универсальными чертами автобиографического повествования, целостное описание которых возможно в рамках психосемиотического подхода. В то же время, отмечается дефицит психологических исследований, в которых автобиографический нарратив анализируется с позиций психосемиотики. В этом плане теоретическая проблема изучения нарратива как знаковой системы связана с необходимостью обоснования психосемиотической классификации знаков, анализом их функционального назначения в организации автобиографического опыта, что будет способствовать его более глубокому пониманию (Н.Н. Королева, В.Ф. Петренко, Н. Г. Салмина, Н.Б. Мечковская и др.). Другой аспект проблемы связан с изучением личностной опосредованности знаковых структур нарратива, которая проявляется и на уровне вербального отражения в стилевых особенностях повествования, и через индивидуальное соотношение личностных смыслов и социокультурных значений.

Исследование этой проблематики опирается в настоящей работе на концепцию психосемиотической организации субъективной реальности Н.Н. Королевой, которая позволяет рассматривать автобиографический нарратив как выражение социокультурного и субъективного опыта, имеющего знаковую природу. Данные научных исследований показывают, что концепция Н.Н. Королевой обладает большим научно-исследовательским потенциалом в решении широкого спектра теоретических и практических задач, связанных с анализом знаково-символической организации сознания современного человека (Н.Н. Королева, И.М. Богдановская и др.), вследствие чего может быть использована в исследовании психосемиотической организации автобиографического нарратива. С позиций данного подхода

4 возможно изучать знаковую организацию автобиографического нарратива в трех направлениях: на психосемантическом, психосинтаксическом и психопрагматическом уровнях. Основными характеристиками знаковой организации психосемантического уровня автобиографического нарратива выступают семиотические объекты, связанные с личностно-смысловым содержанием мировосприятия человека. Психосинтаксический уровень знаковой организации отражает особенности его структуры как целостного повествования. На психопрагматическом уровне знаковой организации отражаются коммуникативные функции и связи содержательных аспектов автобиографического нарратива с комплексом личностных свойств.

Психологический анализ знаковой организации автобиографического опыта является значимым для практической психологии и психодиагностики, поскольку связан с задачей поиска новых методов и категорий психологического познания, которые должны достаточно явно прослеживаться в процессе взаимодействия и быть доступны для объективного экспериментального исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение
компонентов знаковой организации автобиографического нарратива с позиции

психосемиотического подхода.

Задачи исследования

  1. Провести теоретический анализ исследований автобиографического нарратива в контексте общепсихологического подхода.

  2. Осуществить сравнительный анализ методов изучения знаковой организации автобиографического нарратива среди существующих научных концепций.

  3. Выделить основания и описать психосемиотическую классификацию компонентов знаковой организации автобиографического нарратива.

  4. Разработать авторский комплекс методов выявления и анализа знаковой организации автобиографических воспоминаний.

  5. Определить специфику и функции знаковых структур, образующих психосемантический, психосинтаксический и психопрагматический уровни автобиографического нарратива, а также выявить их взаимосвязь с личностными и индивидуально-психологическими свойствами. Объект исследования: корпус автобиографических текстов-воспоминаний (489

нарративов) о раннем детском опыте, периоде обучения в школе, событиях настоящего (недавнее, актуальное прошлое).

Предмет исследования: функции компонентов знаковой организации

автобиографического нарратива.

Гипотезы исследования:

  1. Способ наррации является системообразующим в знаковой организации автобиографического нарратива, проявляется на всех ее уровнях и реализует функции смысловой регуляции опыта личности.

  2. Знаковая организация автобиографического нарратива опосредована индивидуально-психологическими и личностными свойствами рассказчика. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Разработано определение автобиографического нарратива в контексте общепсихологического исследования, теоретически обоснованы компоненты его знаковой организации, проведена их психосемиотическая классификация.

  2. Выявлены ведущие смысловые параметры автобиографического опыта, образующие способ наррации, раскрыта его системообразующая роль на всех уровнях знаковой организации автобиографического нарратива, получена эмпирическая классификация повествований, выявлены их стилевые особенности и функции в автобиографическом опыте.

  1. Раскрыта специфика и функции знаковых структур, образующих психосемантический, психосинтаксический и психопрагматический уровни автобиографического нарратива.

  2. Эмпирически доказано, что компоненты психосемиотической организации автобиографического нарратива опосредуются личностными и индивидуально-психологическими свойствами рассказчика.

  3. Разработана процессуальная модель акта наррации, включающая все компоненты знаковой организации нарратива на определенных этапах повествования, которая может быть использована в практической работе для анализа автобиографического опыта. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные

результаты обогащают концептуальные положения и методы исследования

автобиографического нарратива в контексте психосемиотического подхода. Уточнено понятие автобиографического нарратива как объекта психологического исследования. Теоретически и эмпирически обоснованы основные составляющие психосемантического, психосинтаксического уровней автобиографического повествования. Разработаны структурная и процессуальная модели психосемиотической организации нарратива.

Практическая значимость исследования. Предложена процедура анализа нарративов, ориентированная на понимание индивидуально-психологической специфики способа наррации, которая может быть использована в консультативной и психокоррекционной работе с личностью для определения ее ресурсов и ограничений, связанных с автобиографическим опытом. Разработаны методика «Шкала оценки автобиографических воспоминаний» и схема контент-аналитического исследования, позволяющие проводить экспериментальное изучение компонентов знаковой организации автобиографического нарратива. Результаты исследования могут использоваться для развития коммуникативно-нарративных навыков в различных ситуациях взаимодействия; при создании диагностических процедур оценки саморефлексии, способности оценить свое поведение в различных социальных ситуациях; стать основой для создания тренингов, включающих в себя работу с автобиографической памятью. Полученные данные могут представлять интерес для психологов и психотерапевтов в целях разработки нарративных методов работы с автобиографическими историями клиентов, а также анализа процесса и динамики психологической консультации. Результаты исследования также могут быть использованы в лингводидактике для анализа закономерностей речевого поведения людей с различными индивидуально-психологическими свойствами.

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретические положения нарративной и дискурсивной психологии, нарратологии, социального конструктивизма (Дж. Брунер, К. Бремон, Р. Барт, Дж. Валецки, К. Дж. Джерджен, Л. Гриффин, Т.А. ван Дейк, Г. Мюррей, K.E.Altman, J.Quinn, В.В. Нуркова, Е.Е. Сапогова и др.); текстуально-аналитические модели в нарратологии и нарративной семиотике (Й. Брокмейер, Р. Харре, А.Ж. Греймас, Ж. Женетт, В. Лабов, В.Я. Пропп, В.П. Руднев, Б.А. Успенский, У. Эко, Р.О. Якобсон и др.); понятия и идеи нарративного подхода в психотерапии (М.Л. Кроссли, Д.П. Макадамс, Л. Люборски, Э. Люборски и др.); концепции отечественных психологов о психосемиотической организации субъективной реальности (А.А. Брудный, М.В. Гамезо, Г.А. Глотова, Н.Н. Королева, Б.Ф. Ломов, Д.А. Медведев, Е.Е. Сапогова, Е.А. Петрова и др.); принцип изучения личности в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.) и автобиографического опыта (Е.Ю. Коржова, В.В. Нуркова, Е.Е. Сапогова и др.).

Методы исследования: для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач были использованы опросные, психодиагностические и психосемантические методы, метод экспертных оценок, методы математико-статистической обработки полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Системообразующим компонентом психосемиотической организации автобиографического нарратива, представленным на всех ее уровнях, является способ наррации, образованный смысловыми размерностями «социальный интерес», «рефлексия», «активность жизненной позиции»; способ наррации определяет эмпирическую классификацию повествований, их функции («ассимиляция опыта», «поиск поддержки», «мобилизация на достижение», «фиксация на негативном опыте») и стиль вербально-знакового отражения (рефлексивный, фактологически-конкретный, хронологически-упорядоченный и инфантильно-эгоцентрический).

  2. Психосемантические характеристики автобиографического нарратива отражают специфику репрезентации личностных смыслов в воспоминании и различаются в зависимости от способа наррации; социальный интерес рассказчиков проявляется через описание конструктивного поведения, позитивные эмоции, потребность в аффилиации обращение к теме «победа»; у рассказчиков с низким социальным интересом преобладают темы «поражение», «утрата», проявления деструктивной активности, негативные эмоции, потребность в агрессии и отвержении.

  3. Психосинтаксические характеристики представляют собой инвариантные социокультурно обусловленные формы репрезентации воспоминаний; на психосинтаксическом уровне элементы знаковой организации повествования отражают коммуникативную направленность рассказчика; организуют нарратив как культурный текст; определяют логику жизненной истории; наличие социального интереса у рассказчика проявляется в выборе элементов сюжета, создающих общее коммуникативное пространство, жанров с положительной концовкой; отсутствие социального интереса - в выборе жанров «драма», «трагедия», сюжетов, связанных с утратой, нарушением социальных норм; активность связана с предпочтением приключенческого сюжета, описанием преодолевающего поведения, экспрессивной лексикой; низкая рефлексивность - с описанием ситуаций выбора, испытания, проигрыша; высокая рефлексивность - с повествованием о внутренних изменениях, использованием темпоральной и аксиологической модальности.

  4. Психопрагматические характеристики отражают способ передачи опыта, индивидуально-психологическую опосредованность его знаковых структур; на психопрагматическом уровне элементы знаковой организации нарратива отражают позицию рассказчика в повествовании, согласует его мнение с реакцией социального окружения, отражает коммуникативные особенности; социально-заинтересованные рассказчики описывают события «изнутри», придерживаются «равенства мнений»; при наличии слабого социального интереса занимают позицию «превосходства», используют табуистические замены и магические формулы; пассивные – описывают ситуацию «подчинения» чужому мнению; эмотивная и фатическая коммуникативные функции в большей степени выражены в повествованиях рефлексивных рассказчиков.

  5. Личность нарратора реализует взаимосвязь между содержанием и знаковым воплощением биографического опыта: способ наррации и коммуникативные функции повествования определяются характеристиками Я-концепции, самооценкой семейной ситуации, восприятием временной трансспективы; эмоционально-смысловые доминанты нарратива опосредованы субъективным переживанием прошлого; модальность нарратива преимущественно взаимосвязана с индивидуально-типологическими свойствами. Достоверность и надежность полученных данных, представленных в диссертации

обусловлены проведением содержательного анализа работ по теме исследования, применением психологических методов, адекватных поставленной цели, задачам и гипотезам исследования, репрезентативностью и объемом выборки (163 человека), использованием современных методов

7 статистической обработки данных, статистической значимостью эмпирических результатов, на основе которых проводилась теоретическая интерпретация.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на
VIII междисциплинарной конференции «Здоровье и образование» (Санкт-Петербург, 2011);
городской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы человека в
инновационных условиях современного образования и науки» (Санкт-Петербург, 2012),
Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-
2013» (Москва, 2013); международной научно-практической конференции XII Мухинских
чтениях - «Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития (Псков,
2013); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы
человека в инновационных условиях современного образования и науки» (Санкт-Петербург,
2013); Всероссийской научно-практической конференции «Мир, личность, информация:
перспективы междисциплинарных исследований» (Санкт-Петербург, 2013); ХXI

Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура»
(Санкт-Петербург, 2014); III всероссийской студенческой научно-практической конференции
«Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и
науки» (Санкт-Петербург, 2014); Всероссийской научно-практической конференции

«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка» (Санкт-Петербург, 2014), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» (Москва, 2015); IV всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки» (Санкт-Петербург, 2015), Международной научно-практической конференции «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» (Санкт-Петербург, 2015), Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития» (Уфа, 2016), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы инновационного развития науки» (Волгоград, 2017).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и 29 приложений. Основной текст диссертации изложен на 173 страницах, содержит 28 таблиц и 26 рисунков. Список литературы включает 240 источников, в том числе 21 на иностранном языке.

Автобиографический нарратив и концепции Я-образа и личностной идентичности

Понятие личностной идентичности активно разрабатывается в различных направлениях современной психологии. Быстро растущий темп социально-экономического и культурного развития окружающего мира обостряет проблему формирования личностной идентичности человека, ее содержания и структуры образа Я. Э. Эриксон раскрыл в своей работе идею о том, что личностная идентичность складывается в процессе активной переработки содержания Я-образов, социальных ролей и приводит к ощущению целостности (Л. И. Божович, Дж. Бьюдженталь, М. Малер, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).

Рефлексивное обращение к полученному опыту позволяет соотнести его со своими переживаниями, оценить его влияние на будущее. Упорядочивая события в рамках временной перспективы и устанавливая свою социально-культурную принадлежность в разных временных интервалах, человек формирует структуру личной идентичности задавая ее семиотические границы (К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Королева, Е. Ю. Коржова, В. В. Нуркова, Г. Олпорт, В.Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн и др.). П. Бергер представляет идентичность как взаимодействие противоположных влияний – биологического и социального, которые в своем единстве формируют уникальное внутреннее содержание личности [17]. Структурирование этого содержания происходит в процессе его осмысления, когда человек берет на себя ответственность за свое бытие, за себя и свои поступки. Процесс осмысления всегда связан с приданием значимости тем или иным событиям в своей жизни, что возможно в ходе автобиографического повествования. На индивидуальном пути развития человек, как существо постоянно изменяющееся, определяет свое будущее, становление своей идентичности, обращаясь к опыту своей жизни. В данном случае автобиографический нарратив является незаменимым источником, предоставляющим как конструкты социального плана, так и воспоминания о биологических факторах развития, принимающих знаковую форму и включающихся в семиотическую систему идентичности человека [38, 83].

Одним из способов осмысления непрерывности своего существования во времени и пространстве является его нарративная переработка [23, 29, 120]. Нарративная идентичность формируется в ходе повествования, соотнесения опыта с мнением слушателя, который выступает как носитель культурных и социальных ценностей и стереотипов [155]. Можно говорить о том, что идея нарративной идентичности основывается на идеи Л.С. Выготского о зависимости развития от деятельности, протекающей в культурной среде и историческом процессе [40]. Автобиографический нарратив, как знаково-символическая система, опосредует взаимодействие между субъектом и внешним миром, влияя на образование внутренней субъективной реальности [169]. Перенимая содержание прецедентных текстов (текстов, обладающих ценностью для социально-культурной группы) на разных этапах взросления, человек создает точки опоры для успешного функционирования в своей социальной среде [181]. Усваивая различные культурные тесты, субъект дает им новую жизнь, перерабатывая их в контексте личных значений и смыслов, порождая новые пласты культуры [13]. В каждой культуре человек с детства приобщается к хранилищу вековой мудрости – сказкам, мифам, фабулам, сюжетам, которые он может использовать как пример для формирования личной идентичности, системы отношений «Я-Мир» [166]. Осмысленно вдумываясь в суть прожитых ситуаций и объединяя их в одну линию автобиографического нарратива, человек возрождает прошлое для созидания своего будущего. Осознавая себя на всех возможных путях развития, он может заранее оценить последствия своих действий на основе прошлого опыта. Накопление текстов приводит к изменению отношения к своей биографии и расширяет сферу понимания человека [170].

По словам П. Бергера, Т. Лукмана существование в реальном мире возможно только через его объективизацию, происходящую в процессе усвоения языка и описывания с его помощью мира [15]. Субъективная реальность строится на основе знаков, интериоризированных в процессе формирования личной идентичности. Наиболее точное описание знаков возможно в процессе повествования, когда происходит соотношение объективной и субъективной реальности. С помощью автобиографического нарратива выстраиваются симметричные связи между внутренней и внешней реальностью, которые обладают подвижностью, за счет расширения знаковой структуры нарративной идентичности.

В концепции В.А.Шкуратова нарратив определяется как «способ поддержания человеческой идентичности с помощью рассказа… культурно-исторический канал, данный человеку для самовыражения» [цит. по 208, С. 25-28], т.е. его коммуникативные возможности раскрываются в процессе социализации. Осознание себя формируется не только из отдельных мнений и воззрений на себя, но и из личных историй (нарративов), связывающих жизнь в целом. Ведя постоянный внутренний диалог, человек видоизменяет свои нарративы, тем самым подтверждая ощущение личной идентичности [85]. У. Найссер указывал на осознание времени, осознание своей истории, как на одну из главных характеристик, отличающих человека от других существ. Реконструируя автобиографические воспоминания, человек включает их в структуру нарратива, которая является основой идентичности, самости человека.

Понятия автобиографического нарратива также тесно связано с понятием Я-концепции. В различных исследованиях рассматривается структура и содержание представлений человека о себе как о индивидуальности и как о части социальной общности. Через образ Я раскрывается самоопределение и самоотношение личности (М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и т.д.), взаимодействие социальных групп (И. Гоффман, Ч.Х. Кули, Дж. Мид) и способы познания человеком окружающей действительности и себя в ней (Дж. Келли, Ч. Осгуд, Д.П. Макадамс) [16]. Одной из главных функций Я-концепции является определение отношения к опыту. Через Я человека происходит фильтрация и интерпретация автобиографического опыта, полученного в результате наррации, который в свою очередь формирует структуру Я. В процессе саморефлексии автобиографического нарратива определяется характер образа Я на разных его уровнях.

В процессе внедрения нарратологии в психологию, современная психология личности обогатилась такими понятиями, как жизненные сценарии, Я-нарративы, личные мифы, что позволяет изучать индивидуальные истории жизни, выходя за рамки индивидуальных черт и обратить внимание на более широкие темы, важные для понимания человеческой жизни. Обращение к историям жизни человека, помогает отразить целостное, согласованное понимание жизни. Макадамс Д. П. выдвигает концепцию о том, что идентичность человека – это его жизненная история [120, 230]. Люди, живущие в современном обществе, обеспечивают целостность своей идентичности за счет построения и разворачивания внутреннего повествования о себе. Автобиографический нарратив играет главную роль в самоопределении, потому что придает смысл полученному опыту и событиям. Д.П. Макадамс пишет о том, что «идентичность – это интегрирующая конфигурация Я-в-мире-взрослых» [цит. по 120, С 138]. В процессе формирования идентичности необходимо связывать противоречивые жизненные истории, убеждения, в одну временную линию, что происходит в процессе рефлексии собственного повествования. С другой стороны, процесс интеграции происходит за счет коммуникации, когда в ходе повествования человек представляет другому свои ролевые позиций, что пересекается с концепцией Г. Херманса о «диалогической самости» [62], который писал о том, что общение – это единственный способ возникновения идентичности. В процессе диалога, человек усваивает разные формы нарративов, что формирует у него относительно автономные «Я» -позиции, интегрирующиеся уже за счет внутреннего диалога. Таким образом Д.П. Макадамс и Г. Херманс подчеркивают важность автобиографического нарратива в интеграции «Я» и формировании идентичности [120]. Дж. Мид выделил в структуре Я-концепции «Я сознающее», и «Я как объект», что соотносится с представлениями У. Найссера, который говорит о необходимости различать два вида историй: «вспоминающее Я», которое рассказывает историю о «Я» человека и «воспоминаемое», которое рассказывает историю жизни человека. Таким образом автобиографический нарратив отражает Я как объект и Я как субъект, что является важным в методологическом плане изучения Я-концепции. Понятие автобиографического нарратива включает в себя эти образы Я, но уже не в виде теоретических конструкций, а как знаковые конструкты, отражающие реальные события человеческой жизни.

Схема контент-анализа автобиографического нарратива

На основе работ К. Бюлера, Б.И. Додонова, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Н.Б. Мечковской, Г. Мюррея, А.О. Преображенской, В.Я. Проппа, В. Руднева, Е. В. Сидоренко, Б.А. Успенского, Ю.Б.Шлыковой, У. Эко, Р.О. Якобсона, В. Лабова, Дж. Валетски нами была разработана схема контент-анализа автобиографического нарратива [31, 112, 153, 154, 159, 177, 195, 209, 214, 216, 227].

Целью использования контент-аналитической схемы в нашей работе явился анализ семиотической организации нарратива на психосемантическом, психосинтаксическом и психопрагматическом уровнях.

На психосемантическом уровне рассматриваются основные компоненты нарратива, раскрывающие личностно-смысловое содержание повествований. Основными компонентами события являются:

1) Образ Я главного героя, включающий описание следующих элементов: стратегии взаимодействия с окружающим миром (активная/пассивная позиция) (Е.В. Сидоренко); эмоций и чувств, которые главный герой нарратива проявляет по отношению к окружению (Б.И. Додонов, К.Э. Изард); мотивов и потребностей, которые проявляются как осознаваемые или неосознаваемые тенденция внешнего поведения (Д.А. Леонтьев, Г. Мюррей).

2) Области жизнедеятельности, в которых происходит действие нарративов (Д.А. Леонтьев, Г. Мюррей)

3) Образ значимых других, которые окружают главного героя и с которыми происходит коммуникация (Е.В. Сидоренко)

4) Ведущие темы в событии (Д.А. Леонтьев, Е.В. Сидоренко)

В таблице 3 отражено содержание категорий анализа психосемантического уровня автобиографического нарратива.

На психосинтаксическом уровне нарратива нами была рассмотрена специфика структурной организации повествования, которая отражает устойчивую инвариантную модель индивидуального автобиографического опыта. Основными элементами анализа психосинтаксического уровня события являются:

1) Имплицитные принципы и правила организации нарратива (К. Бюллер, У. Эко, В.Кальмейер и Ф.Шюце) [31, 214, 235, 236].

2) Сюжетная схема нарратива (В. Лабов, Дж. Валетски) [227].

3) Жанровая структура нарратива [21, 114, 180].

4) Модальная структура нарратива (В. Руднев) [159].

5) Функциональная структура нарратива (В.Я. Пропп) [154]. Раскроем содержание категорий анализа психосинтаксического уровня автобиографического нарратива.

1) Имплицитные принципы и правила организации нарратива включают в себя:

- Континуальность - наличие последовательности сменяющих друг друга действий. Пример: наличие в тексте глаголов несовершенного вида - петь, бежать, мечтать, подпрыгивать, смеяться и т.д

- Завершенность - повествование доведено до завершения

- Целостность - сюжеты и эпизоды автобиографии отражаются в их тематической взаимосвязи - Наличие метафор - слов или выражений, употребляемых в переносном значении Пример: «у меня просто разбежались глаза от такого обилия всех этих штучек и сердце замерло».

- Наличие сленговых выражений - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых для передачи экспрессивности высказывания. Пример: «Это было просто супер, мы весь мешок весело раздербанили и раздали игрушки всей группе».

- Наличие разрывов - пауз в устном повествовании, которые в ходе письменного повествования обозначаются в виде многоточий. Пример: «Однажды тренер подошел и предложил меня прокатить, но я отказалась, хотя мне очень этого хотелось...Я побежала к маме...Сказала, что я отказалась мол, она же мне говорила, что нельзя принимать предложения от незнакомых людей...Ждала ее одобрения...Но она сказала, что я глупая дурочка».

- Наличие цитат - дословной выдержки из чьего-либо высказывания. Пример: По дороге домой мама говорила: «Ну вот, видишь, ничего с тобой не случилось, сходила же на занятие!».

2) Сюжетная схема нарратива включает в себя:

- Зачин - начальные слова, предваряющие описание.

- Экспозицию - описание ситуации (условий, расстановки персонажей)

- Завязку - описание факта появления сюжета проблемы

- Развитие действия - действия персонажей

- Кульминацию - момент разрешения основной ситуации

- Развязку - описание следствий разрешения ситуации

- Коду - возврат к настоящему времени, оценка событий, понимание

Пример: Зачин. Это событие произошло давним давно. Но я очень хочу его здесь написать.

Экспозиция. День рождение брата. Очень много гостей, все мальчики –друзья старшего брата. Я в красивом цветастом платье с красивыми кудрями и длинными волосами

Завязка. Это был десятый день рождения брата, и родители решили приготовить настоящий праздник. Мама с папой приготовили большой праздничный стол, где куча сладостей и вкусностей.

Развитие действия. Мы, дети, сначала покушали, а потом ждали конкурсов. У мамы их было заготовлено очень много. Больше всего мне запомнился конкурс, где нужно было вытаскивать яблоко из воды без рук. Все мальчики опускали голову на дно тазика, но сначала ни у кого не получалось. Я не участвовала, не хотелось намочить волосы.

Кульминация. Но потом мне мама разрешила, как единственной девочке чтобы не мочить кудри, схватить яблочко за веточку от него, и я первая достала яблоко!

Развязка. Я была очень счастлива. Потом были конкурсы групповые, потом тянули бумажки с заданиями, а потом очень вкусный домашний торт! После сладкого у нас была детская дискотека в другой родительской комнате, где мы водили хороводы и весело танцевали. Интерпретация. Наверное, это было самое яркое воспоминание о детстве. Все меня очень любили и уделяли нам с братом равное внимание. И самое главное, что, взрослые старались создать атмосферу праздника для детей, а не отмечали сами и не выпивали.

Кода. Сейчас нас в семье уже больше, у меня и у брата есть свои дети и мы по-прежнему собираемся по праздникам и сценарий не меняется!

3) Жанровая структура нарратива включает:

- Комедию – юмористический или сатирический жанр, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта.

- Трагедию – жанр, в котором развитии событий приводит к катастрофическому для персонажей исходу.

- Драму – жанр, который специфически изображает частную жизнь человека и его социальные конфликты.

- Мелодраму – жанр, раскрывающий духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах.

- Приключенческую повесть – жанр, который описывает стремительно развивающееся действие, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.

- Путешествие – жанр, в основе которого описание странствий героя, необычные события, с которыми ему пришлось столкнуться

- Поток сознания – жанр, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации героя.

- Сказка – жанр, для которого характерен поэтический вымысел, обычно со счастливым концом.

- Бытовой реализм – жанр, заключающийся в правдивом, объективном отражении действительности.

4) Модальная структура нарратива включает в себя:

- Темпоральные модальности – сведения, касающиеся того, что происходило в прошлом, происходит в настоящем или будет происходить в будущем. Пример: «Потом через какое-то время мы пошли на прогулку; Я всегда вставала на его сторону; Мне казалось, что так как я его люблю никто никогда больше любить не будет».

- Пространственные модальности – сведения о принадлежности субъекта к одному актуальному пространству с говорящим (здесь), к разным пространствам (там) или нахождении его за пределами пространства (нигде). Пример: «И я подумала, что могла бы здесь жить; Мне хотелось пойти в школу потому что там был праздник; Ей нужно было уходить на работу, а меня нигде не было».

Психосемантическая организация автобиографического нарратива

В данном параграфе приведено рассмотрение системы взаимосвязей между смысловыми компонентами наррации и лингво-статистическими параметрами (формальными характеристиками стиля наррации) представляющими собой базовый уровень знаковой организации автобиографического опыта.

На рисунке 5 отражены взаимосвязи между смысловыми конструктами, представляющими собой фактологическую часть автобиографического опыта с основными темами и центральными мотивами нарративов. Исходя из рисунка, можно отметить, как над компонентами наррации, отражающими особенности взаимодействия героя и социального окружения (герой присоединяется/не присоединяется к окружению; социальное окружение воспринимает героя положительно/отрицательно; герой получает/не получает поддержку), а также характер индивидуального переживания героем среды (герой принимает/не принимает среду; среда справедливая/несправедливая; результат достигнут/не достигнут, герой побеждает/проигрывает) надстраиваются личностные смыслы, представляющие собой бинарные оппозиции (позитивная/негативная реакция окружающих; победа/поражение; аффилиация/отвержение; радость/печаль). Бинарные оппозиции являются универсальным средством упорядочивания воспринимаемой информации свойственным мифологическому мышлению. Это позволяет говорить о том, что одним из ключевых знаков автобиографического нарратива является мифологема - особый вид смысловых установок, служащих концептуальным обоснованием поведения в данном обществе.

Компоненты наррации, описывающие степень осмысления событий, входящие в состав общей размерности «рефлексия», соотносятся с проявлением в тексте нарратива потребности в порядке, абстрактно-философской тематики, а также с негативным эмоциональным фоном печали и горя. Компоненты наррации, составляющие основу размерности «активность», соотносятся с появлением в тесте таких личностных смыслов как экспериментирование, игра, образ активного и целеустремленного героя.

На рисунке 6 приведены результаты исследования взаимосвязей лингво-статистических характеристик со смысловыми компонентами наррации.

В результате анализа корреляционных взаимосвязей можно сказать, что большое количество слов, лексем, большая длина текста и низкое лексическое разнообразие, которые ярче всего выражены в первой (СИ+РФ) и третьей (НСИ+РФ) группах, связаны с:

1) компонентами наррации, относящимися к смысловым размерностям «социальный интерес» и «рефлексия»;

2) с позитивными (переживание чуда; отдых; путешествие; праздник) и негативными (потеря, утрата чего-либо) личностными смыслами;

3) чувствами (коммуникативные, гедонистические);

4) эмоциями (горе, радость, печаль, удивление);

5) мотивами и потребностями (аффилиация, порядок, избегание неудач).

Высокая грамматическая сложность связана с такими вариативными личностными смыслами как тема потери, абстрактно-философская тема, потребность в аффилиации, проявление печали, а также с описанием героя нарратива, скорее, как переживающего, чем действующего. Данный лингвостатистический параметр чаще всего встречается в третьей (НСИ+РФ) и восьмой (НСИ+ПАСС) группах наррации. Большая длина предложений, связанная с проявлением гедонистических чувств, также чаще встречается в данных группах наррации. Можно предположить, что негативный фон событий, блокируемые потребности, отражаемые в сложном построении текста, связаны с отсутствием у героя нарратива социального интереса.

Рассмотрев данный фрагмент корреляционных плеяд, можно говорить о том, что интенции субъекта воспоминаний (смысловые конструкты фабулы, ведущие темы), а также актуальные для него в настоящий момент чувства, мотивы и потребности проявляются в автобиографическом нарративе посредством его стилевых характеристик. Обобщая результаты проведенного анализа, можно резюмировать:

- Психосемантический уровень нарратива отражает особенности знаковой организации индивидуальной системы значений биографического опыта, которая раскрывается в процессе наррации;

- Способ наррации представляет собой коммуникативный процесс осмысления и систематизации автобиографического опыта, основными компонентами которого являются: поведение героя повествования по отношению к социальному окружению, эмоциональное переживание среды, направление реализации потенциала субъектности, простота/сложность внутреннего мира, уровень осмысления биографического события;

- Факторная структура способа наррации представлена смысловыми размерностями «социальный интерес», «рефлексия», «активность жизненной позиции», определяющими осмысление и систематизацию воспоминаний, среди которых теоретически возможны восемь крайних вариантов;

- Классификация повествований в соответствии со способом наррации позволила выявить их функции в автобиографическом опыте личности: ассимиляция позитивного/негативного опыта, поиск ресурса в собственной личности/ожидание внешне-социальной поддержки, мобилизация на достижение социально-значимых/индивидуалистических целей, фиксация на негативном опыте, блокирующая поведенческую/рефлексивную активность;

В зависимости от способа наррации достоверно значимо различается смысловая организация фабулы нарратива:

- У нарраторов с выраженным социальным интересом наиболее частыми темами нарративов являются «победа», «позитивная реакция окружающих», «переживание защищенности в семье», «переживание семейного единства», получение подарков» и «экспериментирование»; герой повествования проявляет конструктивную активность, переживает позитивные эмоции, ему свойственны потребности в аффилиации, повиновении, опеке, порядке, проявлении чувств и помощи;

- У нарраторов с низким социальным интересом превалируют темы, раскрывающие особенности негативного индивидуального и социального автобиографического опыта («поражение», «утрата», «негативная реакции других», «страх, тревога», «обида»); герой повествования достоверно чаще проявляет деструктивную активность, связанную с нарушением социальных правил; преобладают негативные эмоции как стеничные (гнев, презрение), так и астенизирующие (печаль, отвращение, горе); наиболее выражены потребности в агрессии, избегании опасности и неудач, в отвержении и самооправдании, автономии;

- Лингвостатистические характеристики текста, различающиеся в зависимости от способа наррации, определяют рефлексивный, фактологически-конкретный, хронологически-упорядоченный и инфантильно-эгоцентрический стили повествования;

- Выявлены взаимосвязи между смысловым содержанием нарративов и лингвостатистическими характеристиками стиля наррации: большое количество слов, лексем, большая длина текста ярче всего выражены у рефлексивных рассказчиков с выраженным социальным интересом;

- Высокая грамматическая сложность связана с такими вариативными личностными смыслами как тема потери, абстрактно-философская тема, потребность в аффилиации, проявление печали, а также с описанием переживаний героя;

- Одним из ключевых знаков автобиографического нарратива является мифологема -особый вид смысловых установок, служащие концептуальным обоснованием поведения; ее психосемиотическими маркерами в тексте выступают бинарные оппозиции (позитивная/негативная реакция окружающих; победа/поражение; аффилиация/отвержение; радость/печаль).

Личностная опосредованность психосемантической организации автобиографического нарратива

Все компоненты психосемантической организации нарративов образовали множественные взаимосвязи с личностными свойствами респондентов. Обратимся к интерпретации наиболее информативных фрагментов корреляционных плеяд.

На рисунке 16 приведены результаты исследования взаимосвязей между смысловыми конструктами, отражающими характерные особенности наррации и итоговыми показателями семантического дифференциала времени.

Большинство взаимосвязей характеристики способа наррации образуют с особенностями восприятия испытуемыми прошлого времени. Чем больше рассказчик удовлетворен своим прошлым, ощущает его полным, структурированным, понятным и в целом оценивает его позитивно, тем чаще главный герой повествования описывается как активный, побеждающий, действующий, достигающий результата, принимающий социальное окружение, со сложным внутренним миром. При этом, особенности наррации отражают в большей степени события внутреннего мира главного героя, социальное окружение предстает как справедливое и принимающее. Высокая оценка нарратором активности будущего, его величины, структурированности и близости, повышает уровень осмысления, представленный в нарративе, главный герой которого использует творческий подход и воспринимает социальное окружение как безопасное. С другой стороны, можно предположить, что нарраторы с высоким уровнем рефлексии способны сформировать четкий образ будущего.

Пессимистичное отношение нарраторов к настоящему, уменьшение величины данного периода времени связано с восприятием социального окружения как более опасного, отвергающего главного героя, который описывается как «глупый». Напротив, выраженное ощущение реальности настоящего связано с оценкой социального окружения как более безопасного, поддерживающего. Можно предположить, что негативный опыт, отраженный в нарративе, указывает на наличие проблем в настоящем, которые сужают восприятие данного периода времени.

Рассмотрим корреляции между отдельными характеристиками способа наррации и субъективными представлениями о своей биографии, выявленными с помощью биографического опросника (BIV) на рисунке 17.

Большинство смысловых конструктов связаны со шкалами, описывающими субъективное восприятие нарратором детской семейной ситуации и воспитательного воздействия родителей. Высокая оценка этих параметров биографического опыта взаимосвязана с характеристикой главного героя повествования как активного, действующего, побеждающего, достигающего результата, присоединяющегося к социальному окружению, осуществляющего коммуникацию с ним и получающего от него поддержку. Выраженная сила «Я», способность добиваться своего у нарратора проявляется в текстах нарративов через направленность на описание событий внешнего мира, в ходе которых герой представлен деятельным, с «простым» внутренним миром. Устойчивость нарратора к стрессовым нагрузкам проявляется в тексте через описание главного героя с выраженной интенцией к общению; социальное окружение также описывается как активное, осуществляющее коммуникацию с главным героем.

Из приведенного рисунка видно, что чем чаще нарратор проявляет черты экстраверта и опирается на интуицию, нежели на опыт, тем он более склонен описывать зависимого главного героя. Интровертированные, здравомыслящие нарраторы достоверно чаще описывают независимого от внешних обстоятельств героя. Нарраторы, которым более свойственна опора на логику, а не на чувственный опыт, чаще описывают события внутреннего мира главного героя, который представлен «умным», принимающим рациональные решения. Нарраторы, у которых импульсивность в поведении преобладает над рассудительностью, чаще описывают события внешнего мира и безопасное социальное окружение.

Рассмотрим корреляции между особенностями наррации и компонентами самоотношения испытуемых, выявленными с помощью методики С.Р. Пантелеева (МИС) на рисунке 19.

Выраженное ощущение самоценности у нарраторов взаимосвязано с описанием «глупого» героя в безопасном социальном окружении. Можно предположить, что самоценность нарратора способствует отсутствию опасений, связанных с отражением своего образа в повествовании в невыгодном свете по сравнению с более высокой оценкой социального окружения. Нарраторы с выраженной самоуверенностью, «закрытые» по отношению к переживаниям в адрес собственного Я описывают главного героя не склонного к рефлексии, с «простым» внутренним миром.

Рассмотрим корреляции между смысловыми конструктами и субъект-объектными ориентациями испытуемых, на рисунке 20

Корреляция между характерными особенностями способа наррации и субъект-объектными ориентациями показала, что высокая познавательная активность субъекта в освоении внутреннего мира отражается в тексте через описание главного героя как «умного», осознающего последствия своих поступков, интересующегося своим внутренним миром. Нарраторы, уделяющие большое внимание описанию внутреннего мира главного героя, характеризуются стремлением к внутреннему росту, самосовершенствованию, преобразующей творческой активностью.

Обобщая результаты корреляционного анализа, можно говорить об опосредованности способа наррации индивидуально-типологическими особенностями, характеристиками биографического опыта и самоотношения, а также оценкой своего прошлого:

- нарраторы, с выраженной силой Я, удовлетворенные прошлым, высоко оценивающие детскую семейную ситуацию и воспитательное воздействие родителей, подчеркивают в автобиографическом повествовании такие свои качества как реалистичность, активность, результативность, потребность в аффилиации, развитые коммуникативные навыки;

- нарраторы, негативно оценивающие прошлое, детскую семейную ситуацию и воспитательное воздействие родителей, но при этом честные, критичные по отношению к себе, направленные на трансситуационное освоение внутреннего мира, склонны отражать в повествовании свои глубинные переживания;

- интровертированные, здравомыслящие нарраторы подчеркивают в повествовании присущую им независимость, тогда как экстравертированные достоверно чаще описывают свою зависимость от внешних обстоятельств Также мы рассмотрели взаимосвязи ведущих тем, представленных в автобиографических нарративах и личностных характеристик нарраторов (рисунок 21 )