Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Айбазова Софья Ратмировна

Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности
<
Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айбазова Софья Ратмировна. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Айбазова Софья Ратмировна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2015.- 239 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к анализу проблемы самореаизации и ценностно-смысловой направленности личности 21

1.1. Исследование самореализации личности в отечественной и зарубежной психологической науке 21

1.2. Современные исследования самореализации личности в русле системной парадигмы 43

1.3. Ценностно-смысловая направленность личности как условие самореализации субъекта 61

Выводы по первой главе 76

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование ценностно смысловой направленности и самореализации личности 79

2.1. Организация эмпирического исследования и характеристика используемых методик 79

2.2. Выделение и обоснование ценностно-смысловой направленности личности 93

2.3. Психологические особенности самореализации личности с разной ценностно смысловой направленностью

2.3.1. Психологические особенности самореализации личности с прагматично-профессиональной ценностно смысловой направленностью 111

2.3.2. Психологические особенности самореализации личности с социально-коммуникативной ценностно смысловой направленностью 126

2.3.3. Психологические особенности самореализации личности с индивидуально - эгоистической ценностно смысловой направленностью 142

2.4. Сравнительный анализ составляющих самореализации у субъектов с разной ценностно-смысловой направленностью 157

Выводы по второй главе 167

ГЛАВА 3. Динамика самореализации личности с разной ценностно смысловой направленностью 171

3.1. Динамика самореализации личности с прагматично-профессиональной ценностно-смысловой направленностью 171

3.2. Динамика самореализации личности с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью 181

3.3. Динамика самореализации личности с индивидуально-эгоистической ценностно-смысловой направленностью 192

3.4. Психологические основы гармонизации различных типов ценностно-смысловой направленности личности

3.4.1. Основы гармонизации прагматично - профессионального типа ценностно-смысловой направленности личности 203

3.4.2. Основы гармонизации социально-коммуникативного типа ценностно-смысловой направленности личности 206

3.4.3.Основы гармонизации индивидуально - эгоистического типа ценностно смысловой направленности личности 210

Выводы по третьей главе 212

Заключение 214

Список использованной литературы

Современные исследования самореализации личности в русле системной парадигмы

Проблема самореализации личности имеет длительный исторический период своего становления. В настоящем разделе представлены разные точки зрения, касающиеся предмета изучения самореализации в отечественной и зарубежной науке. В этой связи проанализированы основные подходы известных авторов, в том числе и современных ученых, которые успели внести свой вклад в развитие психологической науки. Для начала проанализируем те концепции, которые предвосхитили появление теорий самореализации личности.

А. Маслоу стал одним из первых ученых, кто выделил феномен самоактуализации как центральное понятие в психологии, но не смотря на тот факт, что до этого момента сам термин не был обозначен, ученых и мыслителей беспокоил вопрос о том, что именно и каким образом побуждает человека к саморазвитию, является ли этот процесс независимым или же он подвластен некоторым социальным или внутриличностным факторам, обосновано ли это стремление к развитию внутренними и собственными мотивами или же оно находится под влиянием внешнего окружения.

В течение нескольких веков психология развивалась в русле философии и уже тогда древних философов интересовала проблема развития человека как личности нравственной и стремящейся достичь духовных высот. Таким образом, на наш взгляд, необходимо рассмотреть взгляды некоторых широко известных философов на самореализацию личности.

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что главная и самая существенная человеческая мудрость состоит в том, чтобы познать самого себя и во всей полноте выполнять истинное назначение человека. «Стремясь к достижению этого познания, человек должен отлично понимать, что, хотя нормально развитому человечеству и необходима твердая материальная почва, на которой он мог бы стоять, и здоровая физическая атмосфера, которой он мог бы дышать, но что вообще степень человечности определяется не столько тем, что человек приобретает извне, сколько тем, что вносит из самого себя». Другими словами, самореализация основывается на нравственных достоинствах человека, отсутствие которых делает ее возможной только лишь при достижении материальных ценностей. В таком случае самореализация теряет свою суть и превращается во всего лишь механическое достижение целей без личностного развития (Сократ, 2010).

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем известном труде «Этика» дает понятие самореализации, как высшего назначения человека, в процессе поиска которого необходимо посмотреть вокруг себя и понять, что доставляет удовольствие как самому человеку, так и его окружению, и тогда только будет возможно найти свою обязанность. Это представляется возможным только лишь в том случае, если побуждающей силой будет добро, как актуализация гуманной или рациональной души. (Аристотель, 1983). Аристотель рассматривает воспитание, как основу самореализации, о чем прежде говорил и другой известный древнегреческий философ Платон 428-348 гг. до н.э.).

В период средневековья наблюдалось господство религиозного понимания личности и всех ее психических проявлений. Так, известный римский философ и теолог Фома Аквинский рассматривал понятие самореализации как духовную активность личности и видел в ней человеческую индивидуальность, которая есть личностное единство души тела. В основе данного единства лежит свободная воля (поскольку личность самостоятельно выбирает путь своего развития) и интеллект, которые занимают ведущую позицию в процессе самореализации. В свою очередь воля представляет собой дар за глубокую религиозную веру (Фома Аквинский, 1991. С. 177).

Все вышеперечисленные источники относятся к разным эпохам, но тем не менее они характеризуют достаточно конкретное представление о самореализации личности. Итак, самореализация предполагает воплощение своих талантов и навыков во внешнюю среду и, таким образом, происходит создание материальных и нематериальных благ. Самореализация всегда имеет положительный стимул или так называемые «благие намерения» и в завершении всего данное понятие носит характер осознанности, где человек сознательно делает выбор в пользу той или иной деятельности.

Самореализация личности представляет собой специфический феномен, сложный для описания в силу того, что чаще всего для наблюдения доступен только лишь ее результат, которым могут быть различные достижения в искусстве, в науке или в повседневной деятельности человека. В Оксфордском словаре было приведено следующее определение самореализации, где особенным образом подчеркивается суть самореализации личности: «Самореализация - это реализация собственных усилий человека, возможностей развития «Я». Этот процесс может быть назван самореализацией (или развитием) ... Согласно христианским воззрениям, это не вершина достижений, но божий дар» (TheOxfordEnglishDictionary.Secondedition / PreparedbyJ. A. SimpsonandS. С. Wein. Vol. XIV, Oxford, 1989, p. 921).

В психологии средневековья, феномен самореализации понимается как добродетель, которая представляет собой именно процесс и не является чем то статичным. «Добродетель, на самом деле, это привычка (Св. Павел, Евр. ч. V. 14) и как один случай выпивки еще не делает человека пьяницею, так один великодушный благородный поступок не делает человека великодушным, и целый ряд самых разнообразных добрых дел, совершенных только раз или два, не делают человека добродетельным». Значит, самореализация не может быть единожды совершенным действием, но наоборот, она сопутствует гармонично развивающейся личности на протяжении всей ее жизни.

В зарубежной психологической науке понятие самореализации личности развивалось преимущественно в рамках гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Гольдштейн).

В рамках гуманистического подхода личность рассматривается как уникальная, целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Хочется отметить, что в гуманистической психологии понятие самоактуализации выступает синонимом самореализации, в связи с чем следует указать на некоторое различие с целью конкретизации изучаемого нами понятия. Реализация,как часть понятия «самореализация»предполагает прежде всего осознание, когнитивную деятельность. Самоактуализация же есть уже само стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Это не только результат, но также и сам процессвоплощения присущих индивиду способностей, движение которого идет вверх по пирамиде потребностей от удовлетворения базовых к удовлетворению высших потребностей. Самоактуализация подразумевает длительную, постоянную вовлеченность в процесс роста и развития способностей до максимально возможного (А.Маслоу, 1999. С. 9).

Ценностно-смысловая направленность личности как условие самореализации субъекта

В нашей работе мы придерживаемся точки зрения Д. А. Леонтьева, считающего личностные ценности, как источниками, так и как носителями значимых личностных смыслов в онтогенезе человека. Динамическое развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентации, а также их функционирование носит взаимосвязанный и взаимообусловленный характер.

Интересен подход Г. Е. Залесского, который считает «убеждение» фактором взаимодействия личностных ценностей и жизненных смыслов. Убеждение, по мнению исследователя выполняет роль интегрирующего фактора системы регуляции активности человека, с существующими одновременно побуждающими, и когнитивными функциями. Убеждения, по своей сути являются осознанными человеком ценностями, субъективно готовыми к реализации, посредством их использования в социально ориентированной деятельности (Залесский, 1994. С. 142). Убеждение выступает в роли эталона, основного критерия выбора между разнонаправленными мотивами, направленное на определение способов практической реализации мотива, в соответствии с содержанием ценности. Г.Е. Залесский полагает, что убеждения несут посредническую миссию между социальными ценностями и способом реализации определенных жизненных целей. Принятие личностью определенных социальных ценностей, «запускает» механизмы их реализации, а актуализированное убеждение, уже само привносит личностный смысл, пристрастность в характер и форму реализации усвоенной общественной ценности, участвуя в выборе мотивов и целей. При этом, более высокое субъективное иерархическое положение убеждения, соответствующее тем или иным ценностям, придает большую смысловую значимость его реализации, и как следствие - выделяемому с его участием мотиву. Рассматривая исследования, изучающие роль и значение ценностных установок необходимо отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера (L.Festinger). Согласно данной концепции, возникновение диссонанса происходит между элементами когнитивной системы, содержащей как ценности человека, так и накопленные знания о себе и окружающей действительности. Диссонанс может возникать как следствие логического диссонанса одновременно существующих мнений, суждений, имеющих стойкие внутренние противоречия. При общей тенденции к согласованности, наличие противоречии когниции, ценностных установок ведет к возникновению выраженных аффектов и мотивов. При этом диссонанс выступает как фактор мотивирующий изменение когнитивных элементов. В процессе разрешения когнитивного диссонанса происходит изменение и реструктуризация системы ценностей. Диссонанс возможен также при имеющихся противоречиях личных когнитивных элементов и культурных норм социального окружения (Андреева, 1997.С. 61).

Для большинства психологических концепций «естественнонаучной» или «биологической» направленности ценности не относятся к научно обоснованным, т. е. эмпирически верифицируемым категориям.

Так, К. Левин сознательно выводит ценностные суждения за рамки научных психологических построений, на том основании, что, по его мнению, естественно-научное мышление объективно не может содержать «никаких ценностных концепций» (Левин, 1992. С.63).Тем не менее, достигнутые успехи, расширяющие наши представления о личности приводят к постепенному принятию положений о социальной детерминированности поведения человека и, следовательно, обращение к вопросам ценностных ориентации.

Данным вопросам ключевое значение придают представители гуманистического и экзистенциального направлений в психологии.

Теория личности К. Роджерса определяет самость (self), как организованную, подвижную, но вместе с тем последовательную концептуальная модель восприятия собственного «Я», а также систему ценностей, применяемых к данному понятию (Роджерс, 1997. С. 46). Структуру самости составляют, как переживаемые непосредственно организмом социальные ценности, так и ценности заимствованные, благоприятствующие сохранению и улучшающие состояние организма (Роджерс, 1997).

А. Маслоу, в свою очередь отмечает, что стратегия выбора высших ценностей предопределена самой природой человека. Как и К. Роджерс, он видит определяющую роль психолога в распознавании, пробуждении и раскрытии внутренних ценностей личности, а в их формировании преобладающую роль играет цивилизационный фактор (Маслоу, 1999).

Общая социологическая направленность взглядов Г. Оллпорта, направляет поиск источников большинства личностных ценностей в господствующих в обществе моральных ориентирах. Образование и дальнейшая поддержка моральных норм и ценностей происходит посредством внешнего подкрепления, и выступает в качестве условий и средств формирования внутренних ценностей, являющихся целями личности. Трансформирование средств, в цели, обращение ценностей внешних в ценности внутренние Г. Оллпорт назвал «функциональной автономией». Данный процесс он понимал, как последовательное преобразование «категории знания» в «категорию значимости». «Категории значимости» возникают и получают свое развитие при самостоятельном осознании смысла получаемых извне «категорий знания» (Оллпорт, 1998). Во многом разделяя его позиции, В. Франкл пишет об «универсалиях смысла», присущих человечеству на всем протяжении его исторического развития. Однако осмысление самой ценности требует от личности, и ответственности за ее реализацию (Франкл, 1990).

Психологические особенности самореализации личности с разной ценностно смысловой направленностью

Как отмечено в табл.6, активность статистически значимо коррелирует с оптимистичностью на 0,01% уровне, отрицательно на таком же уровне достоверности с инертностью и на 0,001% уровне связана с интернальностью. Представленная плеяда корреляций свидетельствует о том, что оптимизация активности респондентов в социуме повышает их самоконтроль, уверенность в своих силах и заметно снижает инертность поведения, пассивность. Инертность в свою очередь на 0,05% уровне достоверности коррелирует с пессимистичностью и экстернальностью. То есть здесь просматривается обратная тенденция, когда при снижении индекса активности у респондентов нарастает неуверенность в своих силах, формируется отрицательный прогноз результативности своей деятельности и усиливается влияние внешних чаще негативных факторов на самоконтроль респондентов. Оптимистичность на 0,001% уровне значимости коррелирует с интернальностью, то есть, чем больше уверенности в своих силах, своих возможностях и способностях тем ярче реализуется внутренний локус контроля у испытуемых. Пессимистичность на 0,01% уровне положительно соотносится с экстернальностью. Иначе говоря, чем выше неуверенность в свих силах и отрицательном прогнозе своего самоосуществления, тем больше воздействие других людей и ситуационных обстоятельств на самоконтроль респондентов. Интеркорреляции смысловых переменных представлены в табл.7

Прокомментируем результаты, представленные в таблице. Так, социально значимые цели к проявлению самореализации положительно коррелируют с личностно значимыми целями, альтруистической мотивацией удовлетворенностью настоящим и прогнозированием будущего. Это означает, что четко осознанные и поставленные цели, посредством самовыражения, изменить жизнь других в лучшую сторону, помочь им в чем то, резко актуализирует и личностные цели, связанные с удовлетворением личностных потребностей, соответственно активизируется роль мотивов направленных на удовлетворение потребностей других людей. Возможно это связано с профессией, так как медицинские работники всю свою сознательную жизнь служат другим людям. Однако, необходимо отметить, что при этом они испытывают удовлетворение от своей настоящей жизни и с успехом строят планы на будущее. Личностно значимые цели самореализации на 0,01% уровне положительно коррелируют с эгоцентрической мотивацией и креативностью и на 0,05% уровне достоверности с конструктивностью, удовлетворенностью настоящим и прогнозированием будущего. В данной корреляционной связке просматривается более продуктивная составляющая, в отличие от предыдущей плеяды. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что эгоистические цели и мотивы тесно взаимосвязаны, при этом активизируются нестандартные способы самовыражения, что приносит в итоге удовлетворение настоящему этапу жизни и позволяет строить оптимистичные планы на будущее. Социоцентрическая мотивация положительно на 0,05% уровне значимости коррелирует с такими составляющими как консервативность, конструктивность, удовлетворенность настоящим и прогнозирование будущего. То есть чем сильнее осознаются и реализуются мотивы, направленные на решение проблем других людей, тем реже испытуемые прибегают к нестандартным, оригинальным способам самовыражения, но при этом их самореализация всегда завершается успешно, что приносит удовлетворенность и дает возможность позитивно прогнозировать свое будущее. Эгоцентрическая мотивация на статистически значимом уровне положительно взаимосвязана с креативностью, конструктивностью, прогнозированием будущего и обратно с консервативностью. Иными словами, доминирование мотивации при самовыражении связанной с продвижением личной перспективы стимулирует использование креативных способов и приемов самоосуществления, в большей степени обеспечивает успешность самореализации и дает возможность развиваться, выстраивая планы на ближайшую перспективу. Креативность положительно взаимосвязана с конструктивностью и удовлетворенностью настоящим. Данная связь подтверждает выше приведенную в определенной степени. Чем креативнее личность, тем большего успеха она достигает в самореализации и соответственно больше удовлетворена жизнью в настоящий момент времени. Консервативность на 0,05% уровне положительно взаимосвязана с деструктивностью. Иными словами, чем больше респонденты проявляют косность, ригидность, однотипность способов и приемов самовыражения, тем чаще они попадают в ситуации неуспеха. Конструктивность на высоком уровне достоверности коррелирует с удовлетворенностью настоящим, то есть успешность самовыражения приносит удовлетворение от жизни и наоборот, чем больше личность удовлетворена своим качеством жизни, тем успешнее она самореализуется. В тоже время, деструктивность на статистически значимом уровне отрицательно связана с удовлетворенностью настоящим. Данная связь является обратным отражением выше прокомментированной. Здесь просматривается противоположная тенденция, чем чаще субъект переживает трудности самовыражения, тем больше он недоволен жизнью в настоящий период времени. Удовлетворенность настоящим положительно, на высоком уровне достоверности коррелирует с удовлетворенностью прошлым и прогнозированием будущего. Это означает, что успех самореализации во многом обеспечивается качеством прошлой жизни и определенным прагматизмом, позволяющим заглянуть вперед. И наконец, удовлетворенность прошлым на 0,05% уровне значимости положительно соотносится с прогнозом будущего. Чем, позитивнее переживается прошлый опыт, тем реалистичнее видится будущее.

Динамика самореализации личности с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью

На данном этапе эмпирического исследования были изучены особенности динамики составляющих самореализации у респондентов с разными типами ценностно-смысловой направленности личности. Повторное изучение самореализации осуществлялось через год, когда респонденты статус студента изменили на статус специалиста. В ходе исследования использовались ранее заявленные психодиагностические методики: «Многомерный опросник самореализации личности» и «Бланковый тест самореализации», разработанные СИ. Кудиновым, а также «Экспресс шкальная анкета самореализации».

В ходе проведения анкетирования у респондентов с прагматично-профессиональной ценностно-смысловой направленностью личности было установлено, что они готовы полностью отдавать себя работе. Профессиональная деятельность их полностью захватывает, им интересен процесс деятельности, они отмечают, что многому научились за год работы в медицинских учреждениях. Респондентами было отмечено, что практическая медицина позволяет им не только использовать имеющиеся профессиональные компетенции и способности, но и стимулирует их развитие и формирование в конкретной практической работе. Эти респонденты в большей степени склонны считать, что полученные профессиональные компетенции необходимо использовать во благо других людей 56%, тогда как 34% респондентов указали, что их профессионализм должен приносить пользу как стране, конкретным людям так и непосредственно им и только 10% специалистов отметили, что их профессиональные способности должны прежде всего обеспечить личное благополучие респондентов. Из ответов респондентов очевидно, что в качестве основных мотивов и целей самореализации выступают социально значимые ценности и установки, направленные на служение другим людям и обществу в целом. При ответах на вопрос, касающийся эмоционального благополучия респондентов данные распределились следующим образом. Чуть больше чем 72% специалистов указали, что их все устраивает в их профессиональной деятельности. Они с удовольствием приходят на работу, благоприятно оценивают свое профессиональное становление и ближайшую перспективу. Стремятся повысить свое профессиональное мастерство и полностью реализовать себя в нем. Другая часть респондентов 19% полагают, что в настоящее время их все устраивает, но в перспективе они бы хотели продвинуться по карьерной лестнице, улучшить свое материальное благополучие и возможно перейти на работу в более оплачиваемую коммерческую медицину. В то время как 9% респондентов не столь оптимистично оценивают свои перспективы, ссылаясь на низкую оплату, недостаточно комфортные условия работы, прогнозируемые трудности в продвижении карьерного роста. Эти же испытуемые указали, что основной сферой их самореализации является не только профессиональная деятельность, но и участие в других видах активности, спорт, искусство, туризм и т.д. Наибольшие затруднения у респондентов вызвал вопрос, касающийся способов и приемов самовыражения. Если на этапе обучения эти респонденты в своем большинстве указывали, что используют нестандартные, креативные способы и приемы самовыражения, то в профессиональной деятельности только 7% из них подтвердили первоначальный ответ. По всей видимости это связано с двумя аспектами. В период обучения в вузе, самореализация охватывает учебную деятельность и участие во всевозможным мероприятиях, где можно выражать себя используя искусно как вербальную, так и невербальную коммуникацию, а также прилежание в учебе и завоевание авторитета среди сокурсников и преподавателей. Поэтому в образовательном пространстве заведомо больше возможностей для нестандартного самовыражения. Что же касается самореализации на первом этапе профессиональной деятельности, то здесь возникает множество препятствий не только для креативного самовыражения, но и вообще для самоосуществления. Первопричиной этого является социально-психологическая адаптация молодых специалистов и второе это то, что в профессиональной деятельности выразить себя можно только с помощью высокого мастерства, которым кстати еще не обладают наши респонденты. Поэтому самовыражение осуществляется стандартными, консервативными способами и приемами, что вполне оправдано. На это кстати указывают также ответы испытуемых касающихся трудностей самореализации, где 83% отметили, что последние увеличились с окончанием университета. В качестве основных препятствий самовыражения они указали отсутствие достаточного профессионального опыта, на втором месте новый коллектив и отношения этих людей. Если во время обучения отношения в коллективе носили выраженный толерантный и даже эмпатический характер, то в профессиональном коллективе, более строгие требования и оценивание по результатам деятельности. Еще одна из основных трудностей самореализации, это повышенная ответственность за дело, поскольку касается здоровья и жизни людей и соответственно страх оказаться неуспешным, допустить ошибку и т.д. Среди частных трудностей, были отмечены равнодушие или предвзятое отношение со стороны сотрудников, недостаточное пространство для самовыражения, авторитарный стиль управления в подразделении указывающий все выполнять строго по инструкциям и никакой импровизации и т.д. И наконец, на вопрос о том насколько самореализация взаимосвязана с профессионализацией 87% указали на прямую зависимость, еще 8% респондентов отметили, что связь есть но неоднозначная и 5% респондентов вообще не видят этой связи. Среди тех, кто указал на однозначную зависимость в своих ответах показали, что их способности и возможности позволят им в перспективе добиться высоких результатов в своем профессиональном мастерстве и признания в профессиональной среде. Часть из них отметили, что после получения профессионального опыта обязательно продолжат обучение в аспирантуре и докторантуре, чтобы стать известными специалистами в стране и за рубежом по отдельным направлениям медицины. Респонденты, попавшие в группу из 8% считают, что реализация себя должна осуществляться намного шире чем в профессии. Они полагают, что полностью реализованной может быть только разносторонняя личность, а это и хороший специалист, и образованный, воспитанный, разносторонне увлеченный, интересный человек, любящий семьянин и т.д. Пожалуй, трудно не согласиться с подобными выводами, но все же очевидно, что сосредоточенность на одном объекте, степень погружения в него требует глубокой концентрации и отвлечения от посторонних дел, а это значит, что направленность самореализации на разные сферы, скорее всего, не позволит достичь высоких результатов повсеместно.