Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Усова Ольга Валерьевна

Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения
<
Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усова Ольга Валерьевна. Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Пермь, 2006 186 с. РГБ ОД, 61:06-19/598

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПАМЯТЬ 16

1.1. Я-концепция: межличностный (полимодальный) и когнитивный (информационный) подходы

1.1.1. Унитарность и многоаспектность Я 17

1.1.2. Концептуальная модель полимодального Я 28

1.1.3. Я как устройство по обработке информации 33

1.2. Память: деятельностный и когнитивный подходы 40

1.2. Память как деятельность и действие 40

1.2.2. Когнитивные подходы к памяти 48

1.3. Двигательная память 61

1.3.1. Деятельностный подход 62

1.3.2. Когнитивный подход 65

1.3.3. Невербальная (визуальная) и вербальная память на 69 движения

1.4. Проблема и предпосылки исследования 72

1.4.1. Проблема 72

1.4.2. Базовые понятия 74

1.4.3. Предпосылки 76 1.5. Объект и предмет исследования, задачи и гипотезы 80

1.5.1. Объект и предмет 80

1.5.2. Задачи 80

1.5.3. Исследовательские гипотезы 81

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 84

2.1. Общая схема исследования 84

2.2. Метод 85

2.2.1. Участники 85

2.2.2. Процедура 85

2.2.3. Инструментарий 86

2.3. Исследовательский дизайн и статистический анализ данных 91

ГЛАВА III. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ 95 ОТ УСЛОВИЙ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ

3.1. Воспроизведение амплитуд движений 95

3.1.1. Количество амплитуд 95

3.1.2. Точность амплитуд 101

3.2. Воспроизведение ориентации движений 109

3.2.1. Количество ориентации движений 109

3.2.2. Точность ориентации движений 115

3.3. Обсуждение 122

ГЛАВА IV. ПОЛИМОДАЛЬНОЕ Я И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

4.1. Полимодальное Я 127

4.1.1. Проявления субмодальностей Я в речи 127

4.1.2. Структура полимодального Я 127

4.2. Полимодальное Я и воспроизведение танцевальных движений: эффекты и взаимодействия

4.2.1. Авторское Я 132

4.2.2. Воплощенное Я 137

4.2.3. Превращенное Я 144

4.2.4. Вторящее Я 151

4.2.5. Общие итоги дисперсионного анализа данных 154

4.3. Интегративная модель полимодального Я и воспроизведения танцевальных движений

4.3.1. Предпосылки построения интегративной модели 156

4.3.2. Состав гипотетической модели 157

4.3.3. Пригодность интегративной модели 158

4.3.4. Эмпирическая модель путей 159

4.4. Обсуждение 163

4.4.1. Точность воспроизведения танцевальных движений и 163 полимодальное Я

4.4.2. Точность воспроизведения танцевальных движений и 165 способы их предъявления

4.4.3. Точность воспроизведения танцевальных движений и 166 их хранение в памяти

4.5. Общее обсуждение 166

Выводы 170

Литература 173

Введение к работе

Настоящая работа продолжает линию исследований взаимоотношений Я-концепции и когнитивных процессов (Л.Я. Дорфман, 1999, 2002, 2005; Л.Я. Дорфман, Е.В. Дудорова, 2003; Е.В. Дудорова, 2005; Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева, 2000; Г.В. Ковалева, 2000, 2002; Л.Я. Дорфман, В. А. Гасимова, 2004; Л.Я. Дорфман, А.В. Огородникова, 2004; Л.Я. Дорфман, С.А. Щебетенко, 2003; С.А. Щебетенко, 2004). В отличие от предшествующих работ, в которых акцент делался на креативном мышлении, интеллекте, знаниях, когнитивных взаимодействиях с людьми и литературными персонажами, данное диссертационное исследование посвящено изучению взаимоотношений Я-концепции и двигательной памяти.

Как отмечают А.В. Брушлинский и Е.А. Сергиенко (1998), восприятие, память, принятие решений, внимание, когнитивное развитие можно рассматривать как разные аспекты единой системы когнитивного взаимодействия человека с миром. С другой стороны, человек - это также его Я-концепция.

Актуальность настоящего исследования выражается в том, что некоторые фундаментальные проблемы памяти до сих пор изучены недостаточно. Следуя некоторым авторам (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001; A. Bandura, 1989; R. Tafarodi, Т. Marshall, & А. Milne, 2003), можно было бы полагать, что Я-концепция и память относятся к единой системе. Однако эти представления недостаточно обоснованы эмпирически. Собственно в теоретическом плане показана возможность разработки этой проблемы в разных направлениях. В отечественных исследованиях Я-концепция не сводится к памяти, но предлагаются более общие понятия, чем и Я-концепция, и память. Ментальная репрезентация - понятие, которое позволяет в общем контексте рассматривать человека как субъекта и его когнитивные процессы во взаимодействиях с миром (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001) следовательно, Я-

концепцию и память относить к единой системе. Другую перспективу разработки этой проблемы обозначает Л.М. Веккер. Он отмечает, что память способствует удержанию Я и является универсальным интегратором психики, участвует во взаимодействиях человека с внешним миром (Л.М. Веккер, 1998). Следовательно, функционирование Я ставится в зависимость от деятельности памяти.

В зарубежных работах намечаются, по меньшей мере, три линии исследований. В одних работах (W. Mischel & С. Morf, 2003) функционирование Я уподобляется устройству по динамической переработке информации и функционированию когнитивных процессов. В других работах (J. Kihlstrom, L. Marchese-Foster, & S. Klein, 1997) Я-концепция относится к памяти - на том основании, что в памяти кодируется Я в виде абстрактной информации об атрибутах личности. В третьей линии работ, напротив, память рассматривается как компонент иерархически организованной системы Я (A. Bandura, 1989; А. Greenwald & М. Banaji, 1989; R. Tafarodi, Т. Marshall, & A. Milne, 2003). Взятые совместно, однако, все эти работы свидетельствуют о разнопорядковости и множественности отношений между Я-концепцией и памятью. Эта проблема остается открытой и требует дополнительных исследований.

Проблема разнопорядковости и множественности отношений между Я-концепцией и памятью обнаруживается и со стороны Я-концепции. Я может пониматься как унитарное или многоаспектное образование (М. Leary & J. Tangney, 2003). Однако в наименьшей степени изучены взаимоотношения памяти и Я-концепции с учетом многоаспектности последней. С учетом полимодального подхода к Я-концепции (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004) ее взаимоотношения с памятью не изучались.

Целью исследования является изучение характера взаимосвязей Я-концепции и памяти.

Объектом исследования являются Я-концепция и двигательная память.

Предметом исследования являются взаимоотношения полимодального Я и двигательной памяти на танцевальные движения (на примере старших дошкольников).

Методологической основой исследования являются системный подход (В.А. Барабанщиков, 2004, 2005; Б.А. Вяткин, 2005; В.П. Кузьмин, 1982; Б.Ф. Ломов, 1984) и представления о когнитивных взаимодействиях человека с миром (А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко, 1998; А.В. Брушлинский, 2000, 2001; Т.А. Ребеко, 1998). С позиций системного подхода двигательная память характеризуется разнопорядковыми и множественными отношениями, взятыми совокупно. Двигательную память можно понимать, во-первых, как самостоятельную систему, во-вторых, как часть своей видо-родовой макросте-мы - когнитивного взаимодействия человека (включая его Я-концепцию) с миром, в-третьих, как систему, которая имеет внутреннюю структуру (запоминание информации, ее хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти и воспроизведение), в-четвертых, в связи с внешними условиями, в частности, с условиями предъявления материала для запоминания.

Теоретической основой исследования являются концепции полимодального Я (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004), полимодальности двигательной памяти (В.И. Гончаров, 1981; Е.П. Ильин, 1990, 2002; А.Ц. Пуни, 1979; В.П. Умнов, 1980), множественной (A. Paivio, 1986) и амодальной (J. Theios & P. Amrhein, 1989) ментальных репрезентаций вербальной и невербальной информации.

Теоретическое значение работы выражается в развитии представлений о Я-концепции и двигательной памяти дошкольников как единой системе. Большое значение для понимания особенностей и функционирования этой системы имеет идея полимодальности, объединившая полимодальное Я с по-лимодальностыо двигательной памяти. Получившая эмпирическую поддержку, эта идея выражается в разработке концептуальной (интегративной) модели Я-концепции и двигательной памяти. Данная модель раскрывает особен-

ности вкладов субмодальностей Я в двигательную память с учетом условий предъявления информации, ее хранения в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также воспроизведения. Обнаруженная при этом многоаспектность способствует углублению знаний о характере взаимоотношений Я-концепции и двигательной памяти и намечает новую - «полимодальную» - перспективу исследований в данном направлении.

Научная новизна работы выражается в том, что впервые получены эмпирические данные в пользу влияния способов предъявления движений (невербально - вербально) на их хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти, а также на особенности их воспроизведения. Впервые выявлена структура Я-концепции (полимодального Я) у детей дошкольного возраста. Впервые обнаружено, что полимодальное Я оказывает эффекты на воспроизведение танцевальных движений при визуальном и вербальном предъявлении и хранении их в кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Впервые разработана основанная на эмпирических данных интегративная модель полимодального Я и двигательной памяти дошкольников.

Были поставлены 5 задач исследования:

  1. Выяснить особенности двигательной памяти старших дошкольников при невербальном (визуальном) - вербальном предъявлении танцевальных движений.

  2. Выяснить особенности полимодального Я старших дошкольников.

  3. Выяснить эффекты полимодального Я на двигательную память старших дошкольников.

4. Выяснить особенности взаимодействий полимодального Я, условий
предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти по
параметрам воспроизведения их последовательности, амплитуды и ориента
ции в пространстве.

5. Построить интегративную модель полимодального Я и двигательной памяти старших дошкольников.

Исследовательские гипотезы формулировались в терминах корреляционного, дисперсионного факторного и конфирматорного факторного анализов, а также в терминах путевого анализа (структурных линейных уравнений).

На основании теоретических и эмпирических данных, полученных при анализе литературы, были выдвинуты 5 групп гипотез.

Первая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей двигательной памяти при невербальном (визуальном) и вербальном предъявлении танцевальных движений (решение первой задачи). Были сформулированы 3 исследовательские гипотезы, которые излагаются в тексте диссертации.

Вторая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей полимодального Я (решение второй задачи). Были сформулированы 2 исследовательские гипотезы, которые излагаются в тексте диссертации.

Третья группа гипотез была направлена на тестирование эффектов полимодального Я на двигательную память (решение третьей задачи). Была сформулирована 1 исследовательская гипотеза, которая излагается в тексте диссертации.

Четвертая группа гипотез была направлена на тестирование особенностей взаимодействий полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти (решение четвертой задачи). Были сформулированы 3 исследовательские гипотезы, которые излагаются в тексте диссертации.

Пятая группа гипотез была направлена на построение интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти (решение пятой задачи). Были сформулированы 4 исследовательские гипотезы, которые излагаются в тексте диссертации.

Участники. В исследовании приняли участие 144 ребенка (68 мальчиков и 76 девочек) старшего дошкольного возраста (возраст в диапазоне от 6 до 7 лет, М = 6,5 лет, SD = 4,4 мес). Исследование проводилось на базе детских садов № 4 и 213 г. Екатеринбурга. Дети имели опыт занятий музыкально-ритмическими движениями (от 1 до 2 лет, М = 18 месяцев, SD = 3,1 мес). Каждый ребенок дал согласие участвовать в исследовании. Было получено согласие родителей на участие их детей в исследовании.

Метод

Процедура. Были разработаны оригинальные процедуры исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была танцевальная комбинация, состоящая из 8 движений. Были выделены 4 условия предъявления танцевальной комбинации и ее воспроизведения с учетом хранения материала в разных видах двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти), (2) несколько предъявлений и воспроизведение: количество предъявлений определял сам ребенок (хранение в оперативной памяти), (3) воспроизведение через 10 минут после первого предъявления (хранение в долговременной памяти), (4) воспроизведение через 24 часа после первого предъявления танцевальных движений (условие хранения в долговременной памяти в течение 24 часов).

Танцевальная комбинация предъявлялась (в разные дни) детям невербально (визуально) и вербально, причем танцевальная комбинация предъявлялась разным детям в случайном порядке.

Каждый ребенок воспроизводил танцевальную комбинацию (эталон) индивидуально. Эталон и фактически воспроизведенные детьми комбинации записывались на видеопленку при одних и тех же позициях видеокамеры.

Применялся контент-анализ речевой продукции детей для определения особенностей субмодальностей их полимодального Я. Предметом контент-анализа были местоименные формы: личное местоимение я (в котором выра-

жается субмодальность Авторское Я), местоимение я в категориях падежа -меня, мне, мной, обо мне (в которых выражается субмодальность Вторящее Я), личное местоимение 3-го лица - он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие (в которых выражается субмодальность Превращенное Я), притяжательные местоимения - мой, моя, мое (в которых выражается субмодальность Воплощенное Я) (Л.Я. Дорфман, 2002; Л.Я. Дорфман, И.М. Гольдберг, 2000). Эти местоименные формы были использованы в качестве показателей субмодальностей Я.

Каждого ребенка (индивидуально) просили подробно рассказать о том, как он провел предыдущий день. Продолжительность рассказа не ограничивалась. Рассказ записывался на диктофон. Применялся количественный контент-анализ местоименных форм в рассказах детей по диктофонным записям.

Инструментарий. Измерялись двигательная память на танцевальные движения и субмодальности Я с учетом возраста детей.

Двигательная память

По материалам видеосъемок 2 эксперта (возраст 35-40 лет, преподаватели детских танцевальных коллективов, образование высшее, стаж работы -12-15 лет, педагоги первой квалификационной категории), независимо друг от друга, анализировали и давали оценки танцевальным комбинациям, воспроизводимых детьми в сравнении с эталонной танцевальной комбинацией. Экспертные оценки усреднялись. Эксперты оценивали (в баллах от 0 до 8) воспроизведение детьми амплитуд и ориентации танцевальных движений в пространстве по параметрам их количества и точности в сравнении с эталоном. Более детально показатели воспроизведения танцевальной комбинации излагаются в тексте диссертации.

Субмодальности Я

Субмодальности Я определялись по результатам количественного контент-анализа местоименных форм в рассказах детей. Доли местоимений (личного

местоимения я, местоимения я в категориях падежа, личного местоимения 3-го лица - он, она, оно, они или замещающие их логических подлежащих, притяжательных местоимений) к общему количеству сказанных слов в пересчете на 1 минуту служили показателями субмодальностей Я: Авторского, Вторящего, Превращенного, Воплощенного.

Исследовательский дизайн и анализ данных. С учетом характера исследовательских гипотез применялись разные исследовательские дизайны и методы статистической обработки данных.

В рамках корреляционного дизайна изучались взаимосвязи субмодальностей Я по данным корреляционного (по Пирсону) и факторного (метод главных компонент, вращение компонент способом Варимакс с нормализацией по Кайзеру) анализов.

Внутригрупповой однофакторный дизайн применялся для изучения различий между субмодальностями Я. Данные обрабатывались с помощью одно-факторного внутригруппового дисперсионного анализа ANOVA: 1 (полимодальное Я) х 4 (субмодальности Я).

Внутригрупповой двухфакторный дизайн применялся для изучения взаимодействий условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений (внутригрупповые факторы) по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. В каждом внутригрупповом факторе выделялись 4 уровня, соответствующие условиям хранения танцевальных движений в двигательной памяти: кратковременной, оперативной, долговременной (через 10 минут и 24 часа). Применялся двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA: 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).

Трехфакторный смешанный дизайн применялся для изучения взаимодействий полимодального Я, условий предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений по показателям воспроизведения танцевальной комбинации. Каждая из субмодальностей Я выступала в качестве межгруппового

3-х уровневого фактора, условия предъявления (визуально и вербально) танцевальных движений - как два внутригрупповых фактора. Данные обрабатывались с помощью трехфакторного дисперсионного анализа ANOVA: 3 (субмодальность Я) х 2 (визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений) х 4 (уровни хранения танцевальных движений в двигательной памяти).

Корреляционный дизайн и путевой анализ (в терминах структурных линейных уравнений) применялся для построения интегративной модели полимодального Я и двигательной памяти.

В программе SEPATH статистического пакета Statistica (версия 5.5) строились модели по данным корреляционной матрицы манифестных переменных. Оценка функции расхождения определялась методом обобщенных наименьших квадратов. Поиск базового решения и количество итераций определялись методом золотого сечения. Для оценки пригодности гипотетической модели использовались 4 индекса: %2 статистика, отношение %2 / df, индекс Стейгера-Линда и отрегулированный индекс пригодности Йорескога.

Практическое значение и внедрение. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов «Общая психология» (темы «Личность» и «Память»), «Возрастная психология» (темы «Я-концепция: развитие и формирование» и «Память») на факультетах психологии классических и педагогических университетов, «Психология физической культуры и спорта» (тема «Возрастные особенности двигательной памяти дошкольников») на факультетах физической культуры и спорта педагогических университетов, спецкурса по психологии искусства (тема «Возрастные особенности двигательной памяти танцоров») в институтах искусства и культуры. Материалы исследования могут быть использованы в консультативной и психотерапевтической практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международном симпозиуме «Личность, творчество, искусство» (Пермь,

2002); Международном конгрессе «Креативность и психология искусства» (Пермь, 2005); научно-практических конференциях ПГИИК (2002, 2003, 2004); Всероссийской научной конференции «Творчество в образовании, культуре и искусстве» (Самара, 2003). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры (2004,2006), кафедре психологии Уральского государственного педагогического университета (2004, 2005), Фестивале аспирантов и студентов Урало-Сибирского региона (Омск, 2005); Всесоюзном фестивале профессоров и аспирантов институтов физической культуры (Москва, 2005). По теме исследования опубликовано 2 главы в коллективной монографии, 4 статьи и 2 тезиса докладов.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Полимодальное Я и двигательная память дошкольников на танцевальные движения представляют собой единую систему. Она характеризуется взаимодействиями полимодального Я, условий предъявления и хранения танцевальных движений в разных видах памяти.

  1. Система «Полимодальное Я - двигательная память» складывается из двух подсистем: «Полимодальное Я» и «Двигательная память». Полимодальное Я включает 4 субмодальности: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Двигательная память включает условия предъявления (визуально -вербально), хранение (в кратковременной, оперативной и долговременной памяти) и воспроизведение танцевальных движений. Эти две подсистемы взаимодействуют.

  2. Пониженная выраженность субмодальностей полимодального Я производит позитивные эффекты на воспроизведение точности амплитуд движений, но при определенных условиях. В качестве таких условий выступают условия предъявления (визуально - вербально) и виды памяти, в которых они хранятся.

  1. Высокая выраженность Превращенного Я производит позитивные эффекты на точность воспроизведения ориентации движений в пространстве при вербальном предъявлении танцевальных движений и их хранении в кратковременной памяти.

  2. Ядром системы «Полимодальное Я - двигательная память» дошкольников являются субмодальности их полимодального Я, визуальное и вербальное предъявлении танцевальных движений, их хранение в оперативной и долговременной памяти, воспроизведение точности амплитуд движений.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, списка литературы. Работа изложена на 186 страницах, содержит 29 таблиц, 22 рисунка, 1 структурную диаграмму. Список литературы насчитывает 216 наименований, из них 75 - на иностранных языках.

Унитарность и многоаспектность Я

Первоначально проблема Я в психологии в значительной мере была связана с историей развития философской мысли. В философии проблема Я рассматривалась, прежде всего, в контексте соотношения субъекта и объекта, человека и мира, человека и бытия. Сократ возвел призыв «познай самого себя!» в принцип своего философского мировоззрения (Платон, 1936). Свойство людей «познавать самих себя и мыслить» отмечал Гераклит (Антология мировой философии, 1969, с. 295-296).

У Декарта (1950) Я означало «мыслящего» субъекта. Беркли (1979) соотносил Я с комбинациями впечатлений и ощущений. У Юма (1965) Я распада-лось на отдельные ощущения и оставалось только как их связка. Фихте (1916) сводил Я к взаимодействию «Я» и «не-Я» как противоположностей и силе, порождающей внешний мир. Гегель (1929) определял Я через его отношения с другим «Я». Хайдеггер (1988) считал, что Я формирует «бытие внешнего мира» и обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я. Ясперс (1991) понимал Я как экзистенцию - наиболее глубокий уровень личности человека, над которой доминирует бытие, а не сознание. В марксистской философии Я трактуется как единство природного и социального, материального и духовного, как форма жизнедеятельности и сознания (А.Г. Спир-кин, 1972) человека.

В начале прошлого века Я понималось в психологии как динамическая система сознания, важнейшей функцией которой является регуляция психических процессов. В последующие десятилетия представления о Я менялись. Так, С.Л. Рубинштейн (1966) трактовал Я не как первичную непосредственную данность, а как производное и результат «обработки» исходной информации. Посредством Я человек осознает свои телесные и интеллектуальные особенности (Психологический словарь, 1998). Я как один из компонентов структуры личности выделял B.C. Мерлин (1970, 1977, 1990). Он рассматривал личность двояким образом: такой, какой она является для других (для других людей, общества), и такой, какой она является для себя. Я как последняя инстанция в личности трактуется Д.А. Леонтьевым (1993). Согласно Д.А. Леонтьеву (1993), Я - это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Кроме того, на Я человека влияют другие люди, и потому Я существует как бы в «интерперсональном» пространстве (цит. по: Л.Я. Дорфман, 2002). Между тем разные авторы постигают психологическую природу Я различным образом: многообразие подходов приводит к многозначности определений Я.

В подходах к пониманию Я можно выделить две конкурирующие тенденции: (1) Я - унитарное, согласованное, монолитное образование и (2) Я -дифференцированное образование, распадающееся на субмодальности (Л.Я. Дорфман, 2002, 2004; С. Martindale, 1980).

Согласно С. Martindale (1980), представления о едином Я и Я, распадающемся на субмодальности, конкурировали между собой на протяжении столетий.

Унитарное Я Унитарный подход к Я идет от Канта (1963) (цит. по: С. Martindale, 1980). В зарубежной психологии эту традицию развивали Ю. Кули (1912), I. Meyer-son (1954), G. Allport (1961), A. Adler (1927а, 1964), К. Rogers (1961), А. Maslow(1971).

Ю. Кули (1912) рассматривал унитарное Я с позиций концепции социального взаимодействия. Он исходил из трех посылок: (1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы этой среды; (2) эти значения являются продуктом социальных взаимодействий; (3) эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия. Таким образом, Я определяется социальными условиями и воспроизводит их во внутреннем плане. С этой точки зрения Я есть «зеркальное Я». Зеркальное Я возникает в результате взаимодействий человека с группами, членом которых он является. Восприятие себя глазами других (субъективная интерпретация социальных взаимодействий) и самовосприятие (безотносительно к другим людям) являются главными источниками происхождения Я человека (цит. по: Р. Берне, 1986).

Представления о Я как унитарном образовании разрабатывал Г. Олпорт (G. Allport, 1961) в рамках своей теории черт личности. По Г. Олпорту, Я есть совокупность личностных черт, способностей и атрибутов. Их влияние перевешивает влияние ситуаций или контекста на поведение и действия человека. Будучи носителем определенной черты, человек одинаково реагирует на разнообразные стимулы, и множество реакций имеют для него одинаковое функциональное значение. Черты не являются пассивной реакцией на внешние стимулы. Напротив, человек активно выискивает социальные ситуации, в которых может проявиться его уникальное Я. Предполагается, что внутри Я нет расслоений, расхождений, несоответствий, которые могли бы спровоцировать какой-либо внутренний конфликт. Человек не озабочен вопросом близости к своему «истинному Я»; он и есть это «истинное Я» (A. Rorty, 1980).

A. Adler (1964) разрабатывал индивидуальную психологию и с этих позиций определял Я как единое и самосогласующееся целое. Для A. Adler Я и личность тождественны. Но Я есть сущность, которую нельзя разделить. Раскрыть общее основание мышления, чувств, действий, сознательного и бессознательного - главное условие познания Я (А. Адлер, 1927а). Человек представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении к психической жизни. Свободная, осознанная, творческая активность определяет своеобразие Я человека, с одной стороны, его опыт (восприятие, память, воображение, фантазию и мечты), с другой, его стиль жизни - с третьей. Творческая сила делает личность архитектором собственной жизни (A. Adler, 1964).

Инструментарий

Были разработаны оригинальные процедуры исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была танцевальная комбинация, состоящая из 8 движений.

Были выделены 4 условия предъявления танцевальной комбинации и ее воспроизведения с учетом хранения материала в разных видах двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти), (2) несколько предъявлений и воспроизведение: количество предъявлений определял сам ребенок (хранение в оперативной памяти), (3) воспроизведение через 10 минут после первого предъявления (хранение в долговременной памяти), (4) воспроизведение через 24 часа после первого предъявления танцевальных движений (условие хранения в долговременной памяти в течение 24 часов).

Танцевальная комбинация предъявлялась (в разные дни) детям невербально (визуально) и вербально, причем танцевальная комбинация предъявлялась разным детям в случайном порядке.

Инструкция к условию 1. «Я покажу тебе фильм с танцующей девочкой (мальчиком). Посмотри внимательно, - так, чтобы запомнить танец, а затем повторить его. Твое исполнение я буду снимать на пленку».

Инструкция к условию 2. «Ты можешь воспроизвести танцевальные движе

ния еще лучше. Для этого ты можешь смотреть этот фильм столько раз и до

тех пор, пока не запомнишь все движения. Ты можешь запоминать их любым,

щ удобным для тебя способом. Когда тебе покажется, что ты готов эти движе ния повторить без ошибок, скажи мне об этом. Я запишу твое исполнение на пленку еще раз».

Инструкция к условию 3. «Повтори, пожалуйста, разученный танец еще раз. Я запишу его на видеопленку».

Инструкция к условию 4. «Ты вчера исполнил(а) танец, разученный по фильму. Повтори этот танец еще раз, пожалуйста. Я вновь запишу твое исполнение на видеопленку».

Вербальное предъявление танцевальных движений »

Предварительно танцевальные движения были описаны и изложены в письменном виде. Затем один и тот же инструктор (женщина - хореограф)

. зачитывала описание танцевальных движений каждому ребенку перед вос произведением. Дети владели терминологией, использованной в описании танцевальных движений. По степени сложности танцевальные движения, предъявляемые вербально, были сопоставимы с танцевальными движениями, предъявляемыми визуально. Танцевальные движения (см. табл. 2) предъявля ь лась каждому ребенку индивидуально.

Исходное положение исполни- Лицо и тело анфас, руки вниз, ноги теля вместе (шестая позиция)

Движение 1 Хлопок в ладоши на уровне груди

Движение 2 Хлопок по коленям

Движение 3 Развести руки в стороны на уровне пояса

Движение 4 Поставить руки на пояс

Движение 5 Топнуть правой ногой

Движение 6 Топнуть левой ногой

Движение 7 Наклон вперед, затем встать прямо

Движение 8 Поклон головой

Для каждого условия воспроизведения танцевальных движений была составлена соответствующая инструкция.

Инструкция к условию 1. «В прошлую нашу встречу ты воспроизвел танец после того, как посмотрел его по фильму. Сегодня ты услышишь описание танца. Постарайся запомнить его по моему рассказу, а затем повторить его. Давай посмотрим, знаешь ты эти движения или нет (зачитывается название движений в произвольном порядке с просьбой исполнить их ребенком). А сейчас я буду читать названия движений в последовательности, в которой они следуют в танце. Твое исполнение я буду снимать на пленку».

Инструкция к условию 2. «Сейчас я буду читать названия движений столько раз, сколько тебе необходимо для запоминания танца. Ты можешь запоминать их любым, удобным для тебя способом. Как только ты почувствуешь, что запомнил весь танец, скажи мне. Ты его исполнишь, я запишу твое исполнение на видеопленку».

Инструкция к условию 3. «Повтори, пожалуйста, танец о котором я рассказывала еще раз. Я запишу его на видеопленку».

Инструкция к условию 4. «Вчера я рассказала тебе о танце, который ты за тем исполнил. Постарайся вспомнить, что ты танцевал. Если не можешь вспомнить весь танец, исполни те движения, которые ты запомнил. Я вновь запишу твое исполнение на видеопленку».

Каждый ребенок воспроизводил танцевальную комбинацию (эталон) индивидуально. Эталон и фактически воспроизведенные детьми комбинации записывались на видеопленку при одних и тех же позициях видеокамеры.

Полимодальное Я

Применялся контент-анализ речевой продукции детей для определения особенностей субмодальностей их полимодального Я. Предметом контент-анализа были местоименные формы: личное местоимение я (в котором выражается субмодальность Я-Авторское), местоимение я в категориях падежа -меня, мне, мной, обо мне (в которых выражается субмодальность Я-Вторящее), личное местоимение 3-го лица - он, она, оно, они или замещающие их логические подлежащие (в которых выражается субмодальность Я-Превращенное), притяжательные местоимения - мой, моя, мое (в которых выражается субмодальность Я-Воплощенное) (Л.Я. Дорфман, 2002; Л.Я. Дорфман, И.М. Гольдберг, 2000). Эти местоименные формы были использованы в качестве показателей субмодальностей Я.

Каждого ребенка (индивидуально) просили подробно рассказать о том, как он провел предыдущий день. Продолжительность рассказа не ограничивалась. Рассказ записывался на диктофон. Применялся количественный контент-анализ местоименных форм в рассказах детей по диктофонным записям.

Измерялись двигательная память на танцевальные движения и субмодальности Я с учетом возраста детей.

Двигательная память По материалам видеосъемок 2 эксперта (возраст 35-40 лет, преподаватели детских танцевальных коллективов, образование высшее, стаж работы -12-15 лет, педагоги первой квалификационной категории), независимо друг от друга, анализировали и давали оценки танцевальным комбинациям, воспроизводимых детьми в сравнении с эталонной танцевальной комбинацией. Экспертные оценки усреднялись. Эксперты оценивали (в баллах от 0 до 8) воспроизведение детьми амплитуд и ориентации танцевальных движений в пространстве по параметрам их количества и точности в сравнении с эталоном.

Точность ориентации движений

Обнаружены корреляции показателей точности ориентации (ТО), воспро Ь изведенных в разных видах памяти. Корреляции показателей ТО в ответ на визуальное предъявление танцевальных движений приведены в табл. 13. Корреляции показателей ТО в ответ на вербальное предъявление танцевальных движений приведены в табл. 14. При визуальном предъявлении танцевальных движений показатель ТО движений в кратковременной памяти, коррелировал с показателями ТО дви жений в оперативной (р .001), долговременной (р .001 -г .001) памяти. По казатель ТО движений в пространстве, воспроизведенных в оперативной па ) мяти, коррелировал с показателями ТО, воспроизведенных в долговременной памяти (через 10 мин. и 24 часа) (р .0011.001). Показатели ТО движений в пространстве, воспроизведенных в долговременной памяти (через 10 мин. и через 24 часа), также коррелировали между собой (р .001).

При вербальном предъявлении танцевальных движений показатель ТО движений, воспроизведенных в кратковременной памяти, коррелировал с показателями ГО движений, воспроизведенных в оперативной памяти (р .001).

Показатель ТО движений, воспроизведенных в оперативной памяти, коррелировал с показателями ТО движений, воспроизведенных в долговременной (через 10 мин.) памяти (р .001).

Примечания: п = 144; р .05, р .01, р .001, незначимые коэффициенты корреляции опущены.

Сравним теперь корреляции показателей ТО в ответ на визуальное и вербальное предъявление танцевальных движений.

Были обнаружены различия корреляций показателей ТО, в кратковременной и оперативной (р .001), кратковременной и долговременной (в течение 10 минут и через 24 часа) (р .001 т .001), оперативной и долговременной (в течение 10 минут и через 24 часа) (р .001 г .001), долговременной (в течение 10 минут и через 24 часа) (р .001 f .001). Эти различия свидетельствуют, во-первых, о том, что связи этих видов памяти по показателям ТО были более высокими при визуальном предъявлении танцевальных движений, чем при вербальном, во-вторых, о связях показателей ТО, характеризующих разные виды двигательной памяти.

Дисперсионный анализ

Факторы условий предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти произвели эффекты на переменную ТО. Средние (и стандартные отклонения) значения этой переменной приведены в табл. 15.

Таблица 15. Эффекты условий предъявления танцевальных движений по переменной ТО (фрагмент внутригруппового 2-факторного ANOVA)

Фактор визуального предъявления танцевальных движений по переменной ТО не произвел специфический эффект на их хранение в кратковременной, оперативной и долговременной (в течение 10 минут и через 24 часа) памяти на условия хранения танцевальных движений в памяти.

Фактор вербального предъявления танцевальных движений по переменной ТО не произвел специфический эффект на их хранение в кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Показатель ТО был выше в ответ на вербальное предъявление (во всех условиях хранения танцевальных движений в памяти). В ответ на вербальное предъявление танцевальных движений точность ориентации в пространстве была выше при условии хранения в кратковременной памяти (р .001).

Основные выводы по показателю точности ориентации

1. При визуальном предъявлении танцевальных движений были обнаружены корреляции показателей точности ориентации движений в пространстве, воспроизведенных в разных видах памяти. При вербальном предъявлении были обнаружены корреляции показателей точности ориентации движений только в кратковременной и оперативной, оперативной и долговременной (в течение 10 минут) двигательной памяти.

2. В целом степень связности хранения двигательного материала по показателю точности воспроизведения ориентации была выше при визуальном предъявлении танцевальных движений, чем при вербальном предъявлении.

3. Точность ориентации движений в пространстве воспроизводится в большем объеме при вербальном, чем визуальном предъявлении танцевальных движений.

4. Не имелось различий точности ориентации движений в пространстве привизуальном предъявлении танцевальных движений во всех условиях хранения их в памяти. При вербальном предъявлении танцевальных движений точность ориентации движений в пространстве воспроизводились в большем объеме в условиях их хранения в кратковременной двигательной памяти, чем при хранении в оперативной, и долговременной двигательной памяти.

4. Условия предъявления танцевальных движений и условия их хранения в памяти производили общие и раздельные эффекты на воспроизведение точности ориентации движений в пространстве. Причем эти условия не взаимодействовали между собой.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы по воспроизведению параметра ориентации движений в пространстве:

1. Итоги корреляционного анализа данных свидетельствуют о следующем.

- хранение количества ориентации движений в пространстве в памяти не зависело от условий их предъявления (визуально - вербально). Хранение точности воспроизведения ориентации движений в памяти зависело от условий их предъявления (визуально - вербально).

- количество ориентации движений и точность ориентации в пространстве, воспроизведенные в разных видах памяти, были взаимосвязаны между собой.

2. Итоги дисперсионного анализа данных свидетельствуют о следующем.

- условия предъявления (визуально - вербально) танцевальных движений оказывали эффекты на показатель количества ориентации и показатель точности ориентации.

- условия хранения танцевальных движений в двигательной памяти оказывали эффекты на показатель количества ориентации. На показатель точности ориентации данных эффектов условий хранения танцевальных движений памяти не выявлено.

- условия предъявления и хранения танцевальных движений в двигательной памяти не взаимодействовали между собой по показателям количества ориентации и точности ориентации.

- Были обнаружены специфические взаимодействия визуального предъявления танцевальных движений на условия хранения их в двигательной памяти как по показателю количества ориентации. По показателю точности ориентации специфических взаимодействий визуального условия предъявления на условия хранения танцевальных движений в памяти обнаружено не было.

Похожие диссертации на Взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения