Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Горшенина Надежда Викторовна

Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста)
<
Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста) Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горшенина Надежда Викторовна. Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности (на примере юношеского возраста): диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Горшенина Надежда Викторовна;[Место защиты: «Казанский (Приволжский) федеральный университет], 2016.- 145 с.

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретические подходы к исследованию завистливости 11

1.1.Нравственно-психологические подходы к явлению завистливости 11

1.2. Виды зависти 29

1.3. Детерминанты формирования завистливости 37

1.4. Выводы по первой главе 42

II. Исследование завистливости как нравственно психологической особенности личности в юношеском возрасте 44

2.1.Методический инструментарий исследования завистливости. 44

2.2. Организация исследования и обоснование методов 47

2.3.Сравнительный анализ содержательных аспектов завистливости 61

2.4. Корреляционный анализ содержательных аспектов завистливости в зависимости от уровня проявления 100

2.5. Выводы по второй главе 115

2.6. Общие выводы 117

Заключение 120

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем нравственной психологии является проблема Добра и Зла, данные понятия на уровне психики и ее внешних проявлений являются органическими элементами установок личности, ее мотивов, целей, а также ценностных ориентаций. Завистливость – одна из нравственно-психологических особенностей личности.

В настоящее время эмпирические исследования зависти представлены
в работах Т.В.Бесковой, К.Муздыбаева, Р.М.Шамионова, Ю.В.Щербатых.
Зависть и завистливость исследовались в сочетании со следующими
параметрами: социально демографическими характеристиками, эгоизмом,
мстительностью (К.Муздыбаев); качеством супружеской жизни

(С.К.Летягина); мотивацией достижения, локусом контроля, ценностными ориентациями, субъективным благополучием личности (Т.В.Бескова, Р.М.Шамионов); стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, материальным достатком, склонностью к асоциальному поведению (Т.В.Бескова).

В литературе недостаточно широко представлены исследования завистливости как нравственно-психологической особенности личности. Наиболее известны исследования К.Муздыбаева, которые направлены на изучение предрасположенности разных социальных групп к завистливости, и Т.В.Бесковой, представившей широкий спектр методик для изучения зависти и завистливости: «Метод продуктов деятельности (контент-анализ) для изучения склонности к зависти», «Метод семантического дифференциала», «Незаконченные предложения», опросник «Афоризмы о зависти» и «Представления о зависти и ее самооценка», «Методика исследования завистливости личности». Ю.В.Щербатых предложил методику «Семь смертных грехов», в которой представлены восемь особенностей личности: равенство, справедливость, успех и богатство других, обида на судьбу, негативное отношение к другим, ревность, заниженная самооценка, неумение извлекать пользу из поражений. Он считает, что при проявлении одной или нескольких из вышеуказанных особенностей у человека проявляется завистливость.

Однако в работах по исследованию склонности к зависти сложилось двойственное представление о характере зависти с точки зрения общественной оценки: конструктивное, которое часто интерпретируется как «белая зависть» и деструктивное, под которым понимается «черная зависть».

Отмеченные противоречия определили грани проблемы и задали направление научного поиска, которое представлено в диссертационном исследовании.

Проблема состоит в том, чтобы выявить специфику завистливости, как нравственно-психологической особенности личности, в наиболее значимом для формирования нравственной сферы возрасте и в тех взаимосвязях с

психологическими характеристиками личности, которые тяготеют к одному из двух ее полюсов: конструктивному или деструктивному.

Объект исследования: завистливость.

Предмет исследования: нравственно-психологические особенности завистливости.

Цель исследования: выявить проявления завистливости как

нравственно-психологической особенности личности на примере

юношеского возраста.

Гипотеза. Завистливость как нравственно-психологическая особенность личности характеризуется позитивным, конструктивным («белая зависть») и негативным, деструктивным («черная зависть») полюсами. Чем больше завистливость тяготеет к ее позитивному проявлению, тем выше показатели деловой активности, принятия другого, отсутствия агрессивности в поведении и наоборот: чем ближе завистливость к ее негативному полюсу, тем выше агрессивность и менее выражены показатели деловой активности.

В соответствии с целью и выдвинутым предположением, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. осуществить теоретический анализ нравственно-психологических подходов к завистливости, ее видов и детерминант для обоснования предпринятого исследования;

  2. провести эмпирическое исследование завистливости личности в ее конструктивной и деструктивной представленности в соответствии со спецификой ее связей с другими личностными характеристиками.

Теоретико-методологической основой работы являются: научные взгляды философов и психологов: Аристотеля, А.Адлера, Р.Декарта, У.Джемса, И.Канта, С.Кьеркегора, Б.Спинозы, Э.Фромма, в которых завистливость рассматривается как негативная и как позитивная характеристика человека; основные положения системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов), согласно которым завистливость рассматривается как регулятивная составляющая комплекса личностных параметров; модельное представление психологической организации человека как субъекта саморазвития, где нравственно-этическая составляющая включена в структуру детерминантного комплекса, и абстрактно-аналитической стратегией исследования отдельных свойств, процессов, состояний личности (Л.М.Попов). Теоретическая база работы построена с учетом представлений о феномене завистливости в работах Т.В.Бесковой, Е.П.Ильина, Л.В.Куликова, К.Муздыбаева, В.А.Лабунской, Е.Е.Соколовой, А.В.Пилишиной, P.M.Шамионова и др.

Методы исследования. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования подразумевал теоретический анализ проблемы.

Исследование организовано методом сравнения. В качестве методов
диагностики использовались: «Методика исследования завистливости
личности» Т.В.Бесковой, «Самооценка» С.А.Будасси, методика

Й. Шварцландера «Моторная проба», исследующая уровень притязаний (в модификации Л.В.Бороздиной), «Тест уверенности в себе» В.Г.Ромека,

«Добро и Зло» Л.М.Попова, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Деловитость, агрессия и миролюбие» Л.М.Попова, «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» Н.П.Фетискина. Всего анализировалось 50 показателей. Обработка полученных данных проводилась с помощью сравнения степени выраженности показателей по средней арифметической величине с применением t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа по Пирсону.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались репрезентативностью выборок, комплексом надежных и валидных диагностических процедур, соответствующих цели, предмету и задачам исследования, соблюдением процедур использования методик исследования, адекватным аппаратом математической статистики при обработке эмпирических данных.

Характеристика выборки исследования. Для изучения завистливости личности в качестве испытуемых выступали студенты, составившие однородную выборку, объединенную общим видом деятельности. Данный возрастной период является возрастом активного становления личности (Б.Г. Ананьев), кроме того, именно в этом возрасте завистливость достигает максимального значения (К.Муздыбаев).

Выборку исследования составили студенты (от 18 до 24 лет) очного
отделения факультета управления Волжского филиала «Московского
автомобильно-дорожного государственного технического университета

(МАДИ)» в количестве 132 респондента, в основном этапе исследования было задействовано 100 респондентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

– по-новому раскрыты содержание завистливости как нравственно-психологической особенности личности, и ее соотнесенность с самооценкой, человечностью, ценностными ориентациями, миролюбием, агрессивностью, деловой активностью, инициативностью к социальным контактам, конкурентоспособностью;

– выявлено три уровня завистливости в виде крайних деструктивной и
конструктивной, и промежуточной степенями проявления. На крайнем
конструктивном полюсе завистливость сочетается с высокими показателями
деловой активности, «позитивной» агрессивностью в общении,

человечностью, принятием другого. На деструктивном полюсе данные характеристики имеют низкие значения. На промежуточном – средние. Каждому из уровней соответствует своя комбинация ценностей:

деструктивному полюсу («черная зависть») соответствуют

терминальные ценности: «здоровье», «общественное признание»,

«материально обеспеченная жизнь», «любовь», «интересная работа»; инструментальные ценности: «исполнительность», «высокие запросы», «нетерпимость к недостаткам в себе и других», «ответственность», «аккуратность»;

конструктивному полюсу («белая зависть») соответствуют

терминальные ценности: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей»,

«любовь», «уверенность в себе», «свобода»; инструментальные ценности: «честность», «жизнерадостность», «ответственность», «воспитанность», образованность».

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных представлений о завистливости как нравственно-психологической особенности личности, путем выделения двух полюсов завистливости: конструктивного и деструктивного; полученные результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на проблему исследования завистливости в нравственно-психологическом ключе.

Выполненное исследование соответствует пункту 31 Паспорта специальности 19.00.01.

Практическая значимость исследования. Дифференцированный

подход к исследованию уровней завистливости на примере юношеского
возраста является основанием для применения полученных результатов в
психологии личности. Предложенный комплекс параметров, задающих
нравственно-психологическую основу личности, позволяет по-новому
интерпретировать завистливость как нравственно-психологическую

особенность личности. Полученные результаты исследования дополняют и конкретизируют описательные характеристики уровней завистливости. Данные, полученные при исследовании завистливости личности, могут быть использованы при диагностике нравственно-психологических особенностей личности. На основе проведенного исследования возможно формирование и проведение психологических тренингов, направленных на снижение высокого уровня завистливости личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения диссертации обсуждены на Международной конференции
«Бехтерев В.М. и современная психология» (Казань, 2010), на Всероссийской
конференции, посвященной 80-летию Чувашского государственного

педагогического университета им. И.Я.Яковлева (Чебоксары, 2010),

межвузовской научно-технической конференции «Дорожно-транспортный
комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития» (Чебоксары, 2014,
2015, 2016), а также на заседаниях кафедры психологии Чувашского
государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, кафедры
гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Волжского филиала
«Московского автомобильно-дорожного государственного технического

университета (МАДИ)», на заседаниях кафедры психологии личности Казанского университета.

Основное содержание диссертации изложено в 13 публикациях автора, общим объемом 4,1 п.л. (авторский вклад составил – 4,1 п.л.) из них в ведущих рецензируемых журналах – 3.

Положения, выносимые на защиту:

1. Завистливость как нравственно-психологическая особенность

личности обладает дуалистической природой: как конструктивная

особенность личности («белая завить») и как деструктивная особенность личности («черная зависть»).

  1. Завистливость личности задается соотношением комплекса параметров, влияющих на уровень ее проявления: самооценкой, уровнем притязаний, уверенностью в себе, нравственно-психологическими характеристиками личности (соотношением «Добра» и «Зла», человечностью), способностью быть предрасположенным к миролюбию или агрессии в общении, такими ценностными ориентациями как «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «развитие», «высокие запросы», «исполнительность», а также способностью к деловой активности и личностной конкурентоспособности.

  2. Высокому уровню завистливости соответствуют, с одной стороны, высокие показатели зависти-уныния и зависти-неприязни, завышенная самооценка, преобладание отрицательных нравственно-этических качеств, высокая агрессивность, низкие показатели миролюбия, деловой активности, конкурентоспособности; с другой стороны – низкий уровень притязаний, неуверенность в себе, низкий уровень инициативы в социальных контактах, низкие проявления человечности.

Среднему уровню завистливости соответствуют средний уровень зависти-неприязни и зависти-уныния; адекватная самооценка, умеренный уровень притязаний; средний уровень уверенности в себе и социальной смелости; достаточно выраженная инициатива в социальных контактах; положительный коэффициент человечности, средние показатели деловой активности; миролюбие; низкая агрессивность и средние значения конкурентоспособности.

Низкому уровню завистливости соответствуют низкие показатели зависти-неприязни и зависти-уныния, адекватная самооценка; низкий уровень притязаний; средние показатели уверенности в себе и инициативы в социальных контактах; высокий уровень социальной смелости; высокий коэффициент человечности; деловая активность; миролюбие; низкие проявления агрессивности и конкурентоспособности.

4. Выявлены уровни завистливости как нравственно-психологической
особенности личности. Выделенные уровни соответствуют двум полюсам
завистливости: позитивному (конструктивному) полюсу, которому
свойственны такие наиболее значимые личностные характеристики как
деловая активность, принятие другого, отсутствие агрессивности в общении,
уверенность в себе, высокие показатели «Добра» и человечности;
негативному (деструктивному) полюсу, которому соответствуют менее
выраженные показатели деловой активности, уверенности в себе, «Добра» и
человечности.

Структура диссертации включает введение, две главы, выводы, заключение, список литературы, состоящий из 131 источника, из которых 9 на английском языке, и приложений. Общий объем работы составил 145 страниц

Виды зависти

Феофан Затворник причисляет зависть к страсти, которая противопоставляется добру и истине, основу зависти составляет злоба и ложь. Он называет эту страсть самой несправедливой и ядовитой как для самого завистника, так и для субъекта, на которого проецируется эта страсть. Кроме того, он уточняет, что зависть граничит с эгоизмом, по своей природе она неугомонна и проявляется до тех пор, пока не погубит самого завистника. Рецептом преодоления страсти, связанной с завистью Феофан Затворник видит в избавлении эгоистических чувств, в преобладании симпатии к окружающим.

Таким образом, путь к погашению зависти заключается по Феофану Затворнику в том, чтобы взращивать в своем сердце добрые семена. Описывая динамику зависти в сердце человека, Феофан Затворник считает, что необходимо делать добро тому, к кому проявляется данная страсть, что и может привести к ее угасанию [103].

В духовных поучениях преподобных Старцев Оптинских на вопрос: «Что может терзать завистника»? – преподобный Макарий определяет как благополучие ближних, даже если сам завистник имеет подобные блага. Лекарством от зависти преподобный Макарий считает любовь к ближнему и смирение

Преподобный Амвросий пишет, что зависть происходит от гордости и от нерадения к исполнению должного, приводя в пример поступок Каина Согласно Преподобному Амвросию, зависть необходимо истреблять в самом зачатке, с помощью смиреной молитвы и смиренной исповеди, а также с помощью благоразумного молчания [74].

Святой Иоанн Дамаскин пишет о зависти как о печали по причине чужих благ, которые наблюдает завистник. Иоанн Лествичник считает, что зависть связана со страстью гордыни, а гордыня в православной традиции является самым страшным дьявольским грехом [74]. В исламской традиции зависть, бесспорно, является объектом осуждения, согласно исламу, Аллах сотворил естество людей, склонных к проявлению зависти и ревности, как часть мирского испытания. В Коране сказано, что верующие должны непременно избегать формирования данного чувства в своей душе и бороться с ним.

Американский исследователь проблемы смеха Б.Сандерс в работе «Нечаянная радость» описывает зависть как одно из сильнейших эмоциональных состояний человека, занимающая особое место в галерее символов и аллегорий позднего Средневековья. Так, в основе средневекового мировоззрения зависть олицетворяется в образе Змеи, Жабы, Собаки, отвратительной старухи [5].

Кроме того, в древние времена зависть ассоциировалась с большой собакой, этот образ животного пришел со времен Востока, где собака считалась воровским и нечистым животным.

Р.И.Александрова в статье о зависти и ее моральной символике описывала, что В XII-XIII веках зависть могла изображаться в виде фигур, погрузившихся в замерзшую реку. Р.И. Александрова считает, что задача исследования зависти затрудняется в связи со сложной интерпретацией процессов данного явления. Она рассматривает зависть сквозь призму моральной аллегории [2].

Б.Сандерс уточнял, что зависть в процессе персонификации чаще всего выражена женской фигурой. Дело в том, что женщину в христианстве в Средневековье рассматривали как олицетворение ведьмы. Ответ, «виделся в зависти мужчины к женщине, ее красоте и физической зависимости от нее [6].

А.Мень в работе «Пролог Книги Бытия» в процессе анализа убийства Каином Авеля, раскрыл истоки зла, где также кроится порок зависти. Каин убивает своего кровного брата Авеля из зависти, размышляя, что Бог не видит его преступления [66].

Таким образом, выявляется тесная связь лжи, ненависти, гордыни (как главного дьявольского порока) и зависти. В ряде философских источников уточняется, что зависть и ложь изображаются художниками в виде змеи. Кроме лжи зависть окружают и другие пороки. Дж.Льюис утверждал, что гордыня и зависть неразрывно связаны друг с другом [65].

Обращаясь к словарю по этике И. Кона, под завистью он подразумевал проявление враждебности в отношении чужих успехов, неприязни, демонстрации морального превосходства или проявления преимущественного положения другого по отношению к завистнику. Зависть в этическом аспекте рассматривается как нечто враждебное и разрушающее личность [94].

Кроме того, зависть возникает у человека на основе себялюбия (эгоизма), честолюбия и тщеславия. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, возбуждая в человеке негативные желания. Дореволюционный исследователь истории нравственного учения А.Бронзор, считал, что зависть является коварным и худшим из смертных грехов [34].

В.Галкин под завистью понимает качество, которое недостойно человека, причем в проявлении данного качества люди стараются не признаваться. Он уточняет, что зависть чаще всего свойственна тем людям, которые склонны себя переоценивать, а данное свойство проявляется только у некоторых личностей [13]. Он считал, что зависть в своем проявлении обязана завышенной самооценке, что очень важно понять, рассматривая ее. Кроме того, зависть мимолетна и имеет место в юношестве, соответственно, она способна быстро проходить с возрастом. В.Галкин уточняет, что особого влияния у зависти на поведение или жизненные позиции к другим людям нет [13]. В.В. Филипенко связывает зависть с желанием личности изменить свою жизнь, в результате чего считают ее источником прогресса. Счастье для личности они трактуют как доказательство того, что важно для человека в настоящий момент [105].

Детерминанты формирования завистливости

Сравнение средних значений самооценки во всех трех группах демонстрирует, что в 1 группе при высоком уровне завистливости проявилась завышенная самооценка, свидетельствующая о проявлении жесткости, инертности, несмотря на свои незаурядные способности. При завышенной самооценке субъект стремится к самоутверждению, проявляет активное желание найти свое место в жизни, утвердиться в глазах окружающих, но не активизируется, а скорее наоборот, оставляет на уровне желания свои потребности и стремления, ничего не реализуя в действительности, считая, что это должно прийти как бы само собой [23].

В результате личность, обладающая высоким уровнем завистливости и завышенной самооценкой способна проявлять агрессивность в силу того, что ее потребности не удовлетворяются, как следствие этого ощущается крах в жизни завистника и активизируется негативизм по отношению к более успешным конкурентам.

Тогда как во 2 группе со средним уровнем завистливости наблюдается нормальная самооценка, свидетельствующая о степени соответствия реального проявления личностных качеств, которые выражаются в поведении и переживаниях, при этом личность вполне реалистично воспринимает свои сильные и слабые стороны. Наличие нормальной самооценки позволяет субъекту сформулировать вполне реальные планы, стремясь к достижению адекватных целей и исполнению желаний.

Нормальная самооценка является одним из показателей гармоничной личности, поэтому при наличии среднего уровня завистливости, респонденты в большей степени стремятся соотносить свои реальные состояния с оценкой своих же качеств в идеале, при этом вполне трезво осознавая свои возможности и свои способности.

В 3 группе с низким уровнем завистливости также наблюдается нормальная самооценка, которая чаще всего возникает у тех, кто гибко формулирует поставленные цели, соотнося соответствующий уровень притязаний со своими реальными возможностями, обладая трезвым отношением к своим успехам и неудачам.

В результате респонденты, имеющие низкий уровень завистливости, гораздо более гибко воспринимают критику, оценивают свои возможности. Тогда как респонденты 1 группы с высоким уровнем завистливости не желают осознавать свои недостатки, считая, что они и только они способны занять доминирующую позицию в обществе, а конкурент, каким бы он ни был, не смотря на его незаурядные способности, не заслуживает тех благ, которые ему преподносит судьба. Либо он достиг этих благ случайно или незаконно.

Самооценка развивается на основе самопознания: чем больше человек проявляет активность, энергичность и оптимизм по отношению к себе, использует самоанализ, тем больше у него шансов к формированию нормальной самооценки и ощущению внутренней гармонии и тем меньше он будет испытывать завистливое отношение к другим.

Таким образом, изучая особенности проявления завистливости личности и самооценки, выявлено, что 1 группа с высоким уровнем завистливости имеет существенные отличия от 2 группы со средним уровнем завистливости и 3 группы, имеющей низкий уровень завистливости, которые проявляются в том, что респонденты с высоким уровнем завистливости чаще демонстрируют завышенную самооценку, тогда как испытуемые со средним и высоким уровнем завистливости имеют в доминанте нормальную самооценку.

Сопоставляя группы по уровню притязаний, выявлено, что большинство респондентов демонстрирует проявление низкого уровня притязаний. Это можно объяснить тем, что низкий уровень притязаний личности, связан с установкой на неудачу, в большинстве своем студенты ориентированы на подчинение, планируя свои действия в ближайшем времени и при этом не соотносят данные действия с их перспективой.

Однако в группе со средним уровнем завистливости чаще встречается умеренный уровень притязания, а также наблюдается тенденция к различию групп с высоким и низким уровнем завистливости (p 0,05), что демонстрирует статистические отличия средних значений по показателю уровня притязаний.

Низкий уровень притязаний можно связать с возрастными особенностями, дело в том, что студенческая аудитория в современной действительности еще не обладает полной уверенностью в ценности своих действий, не обладает высоким стремлением к ответственности, к самоутверждению. Довольно сложно констатировать, что на основе собственных неудач они способны увеличивать усилия и соизмерять их с устойчивыми жизненными планами, как это свойственно высокому реалистичному уровню притязаний.

Низкий уровень притязаний, проявившийся в доминанте у респондентов 1 группы, может приводить к дезадаптации личности в случае длительной неэффективности в какой-то определенной деятельности, вследствие долгой неудачи. Нередко занижение уровня притязаний сопровождается дефицитом социально значимого для личности успеха, она не претендует на большее в своей жизни, не нацелена на активность. Возможно, это связано с определенными социальными неуспехами, либо с нежеланием или с боязнью раскрыть себя, свои возможности, свой внутренний потенциал либо наоборот, связано с тем, что личность довольна всем, что имеет и не стремиться достигнуть большего. Не смотря на то, что представители, имеющие высокий уровень завистливости могут пытаться что-то поменять, планировать свои действия, соотнося их с ближайшей перспективой, но завышенная самооценка мешает им трезво и адекватно оценивать себя, свои индивидуальные возможности. Отсутствие стремления к саморазвитию и желание владеть тем, что есть у других любым способом – это и есть агрессивное проявление завистливости, в то время как представители 3 группы не стремятся к большему.

Организация исследования и обоснование методов

Высокий уровень и выше среднего по показателю «Добро-Зло» чаще всего связаны с низким Достаточно показательным являются результаты взаимосвязи коэффициента человечности и уровней завистливости. Так при высоком уровне завистливости наблюдается отрицательная взаимосвязь с показателем «Добро-Зло» (r=-0,58; р 0,01), что демонстрирует влияние нравственно психологических качеств личности на составляющие завистливости. Чем выше коэффициент человечности, тем меньше субъект испытывает завистливость. Это достаточно логично укладывается в контекст нравственно-психологических составляющих личности. Данный факт можно интерпретировать тем, что субъекты, с ярко выраженной завистливостью обладают в большей степени отрицательными нравственно психологическими качествами характера, тогда и средним уровнем завистливости. Поскольку данные уровни завистливости подразумевают отсутствие озлобленности, которая свойственна высокой завистливости, у них преобладает высота духовной силы, мягкость в характере, доброжелательность, толерантности по отношению к другим. Все эти особенности характера свойственны низкой и средней завистливости. В результате, чем выше показатель «Добро-Зло» иначе сказать коэффициент человечности, тем ниже уровень завистливости.

Доказательством того, что респонденты среднего и низкого уровня завистливости обладают доброжелательностью в характере, является результаты взаимосвязи высокого уровня завистливости и показателя «Добро» (r=-0,37; р 0,01).

Таким образом, у респондентов с высоким уровнем завистливости гораздо меньше проявляются особенности характера, свойственные характеристике показателя «Добро»: добродушное отношение к людям, ориентация поведения на нравственные нормы в обществе. Кроме того, в результате корреляционного анализа было выявлено, что высокий уровень завистливости имеет положительную связь с показателем «Зло» (r=0,45; р 0,01). В результате полученных значений можно констатировать: чем выше уровень завистливости, тем выше выражены характеристики у субъекта, относящиеся к категории «Зло».

Данный факт можно интерпретировать тем, что завистливость как черта характера нередко связана с проявлением тех качеств, которые соответствуют показателю «Зло». Под данной категорией подразумевается злобное начало в личности (что взаимосвязано с высокой завистливостью), ненависть к окружающим, корысть, стремление к жесткой конкурентной борьбе. Вероятно, что деструктивные компоненты, свойственные категории «Зло» создают почву для процветания завистливости. Тогда как характеристики по шкале «Добро» наоборот, развивают положительные нравственные характеристики.

Методика «ДДА» Л.М.Попова позволяет дополнить особенности проявления положительных характеристик личности, свойственных показателю «Миролюбие» или как его еще называют «Дельфин» и отрицательных проявления характера, связанных с «Агрессией» или с показателем «Акула».

Сравнительно новой характеристикой относится способность к деловой активности, которая имеет отрицательную взаимосвязь с высоким уровнем завистливости (r=-0,28; р 0,01), и положительную взаимосвязь со средним уровнем завистливости (r=0,42; р 0,01).

Полученные результаты демонстрируют важность влияния деловой активности на завистливость в характере субъектов учебной деятельности. Результаты исследования четко показывают, что чем выше деловая активность, тем выше уровень завистливости. Это можно интерпретировать тем, что завистливая личность предстает как боец-одиночка, который проявляет активность, но у завистника активность нацелена только на одно: отнимать у других желаемое и лишать их собственности [1, 195].

В результате при высоком уровне деловая активность приобретает негативный смысл и направлена на активизацию внутренних резервов завидующей личности, но несущих в себе деструктивную функцию. Тогда как субъекты с низкой и средней завистливостью более доброжелательны, следовательно, деловая активность проявляется по-иному: как стремление к цели, но добиваясь этой цели через самосовершенствование и работу над собой, а не в желании отнять желаемое у других.

Показатель этической предрасположенности быть миролюбивым с партнерами по общению отрицательно коррелирует с высоким уровнем завистливости (r=-0,38; р 0,01). Необходимо уточнить, что показатель «дельфин» (миролюбие) дополняет изучаемые особенности характера, относящиеся к показателю «Добро». Следовательно, субъекты, имеющие высокое миролюбие менее склонны к завистливости, чем больше у субъекта выражена способность к проявлению миролюбия в общении, тем меньше у респондентов проявляется склонность к зависти.

А.Адлер, описывая завистника, считал, что личность, склонная к зависти не ценит положительных взаимоотношений с другими. Соответственно, стремление к миролюбию в общении у завистливой личности гораздо менее выражено [1].

Многие философы и психологи считают, что завистливость личности обусловлена агрессией, враждебностью. Так А.Адлер считал, что если зависть охватывает человека целиком, то он склонен к ненависти [1; 194]. А ненависть в свою очередь изливается через агрессивное состояние.

К.Хорни [113] считала, что враждебность личности часто связана с ущемлением интересов других людей; например у невротических людей эти тенденции ущемления могут иметь сильный эмоциональный заряд, что нередко связано с проявлением чувства зависти. Таким образом, проявление этической предрасположенности быть агрессивным с партнерами по делу, вполне дополняет компоненты завистливой личности.

Корреляционный анализ содержательных аспектов завистливости в зависимости от уровня проявления

Интересный факт связан с корреляционной связью завистливости и жизнерадостности. В результате корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь показателя «жизнерадостность» и среднего уровня завистливости и «жизнерадостности» (r=-0,46; р 0,01). Получается, что чем выше уровень завистливости, тем меньше субъект проявляет жизнерадостности, способен к проявлению чувства юмора. Однако, обращаясь к описанию личностных характеристик субъектов, склонных к высокой завистливости, стоит упомянуть, что завистливый человек способен злорадствовать, для него радость сопряжена с неудачей своего соперника, поэтому, скорее всего жизнерадостность у субъекта с высокой завистливостью будет проявляться в радости наблюдать неудачи конкурента. Тогда как личностные характеристики респондентов со средним уровнем завистливости, сосем иные: они более доброжелательны и открыты социуму, следовательно, чем выше их жизнерадостность, тем меньше проявляется завистливость.

В результате анализа взаимосвязи завистливости и жизнерадостности можно констатировать, что жизнерадостность у завистников может быть гипертрофирована, тогда как у тех, кто меньше склонен к завистливости, более искренне способны радоваться успехам других и быть свободным от зависти.

Была обнаружена корреляционная связь высокого уровня завистливости и «исполнительности» (r=-0,34; р 0,01). Значит, чем меньше субъект обладает такой особенностью характера как дисциплинированность, тем больше проявляется завистливость. Такая черта характера личности как исполнительность подразумевает неукоснительно соблюдение законов и правил, которые установлены в социуме, следовательно, завистливым личностям данная черта характера менее свойственна.

Обнаружена взаимосвязь среднего уровня завистливости и «твердой воли» (r= -0,55; р 0,01), что демонстрирует следующее: чем выше выражена у субъектов такая черта характера как умение настаивать на своем, что М. Рокич интерпретирует в своей методике «Ценностных ориентации» как твердую волю, тем больше проявляется завистливость.

Таким образом, в результате изучения корреляционных зависимостей высокого уровня завистливости (респондентов 1 группы), были выявлены отрицательные взаимосвязи с ценностями «высокие запросы», «исполнительность».

В результате исследования обнаружена связь среднего уровня завистливости и «образованности» (r=0,19; р 0,05). Действительно, чем больше респонденты стремятся к широте знаний, повышению своей общей культуре, тем больше они свободны от завистливости, поскольку стремятся к саморазвитию, что не свойственно субъектам, страдающим от высокой завистливости. Это предположение подтверждает взаимосвязь низкого уровня завистливости и «образованности» (r=-0,40; р 0,01). То есть чем больше стремление к образованности выражено в характере субъектов учебной деятельности, тем меньше уровень завистливости им свойственен. А поскольку респонденты 3 группы расцениваются согласно показаниями методики Т.В.Бесковой, как свободные от завистливости, то наличие высокой общей культуры, свойственной ценностной ориентации «образованности», влияет на отсутствие завистливости. Была обнаружена взаимосвязь среднего уровня завистливости с ценностью «честность» (r=-0,49; р 0,05). Надо полагать, что чем более честны по отношению к окружающим субъекты учебной деятельности, тем меньше у них проявляется склонность к завистливости. Честность в характере – это выдающееся моральное качество, проявляющееся в правдивости и прямоте по отношению к окружающим, соответственно субъектам с высоким уровнем завистливости данное качество, как правило, не приемлемо. Таким образом, корреляционный анализ показал, что для респондентов со средним уровнем завистливости, свойственны следующие взаимосвязи: положительная взаимосвязь с ценностью «образованность», И выявлены отрицательные взаимосвязи с ценностями: «жизнерадостность», «твердая воля», «честность». В результате корреляционного анализа обнаружена взаимосвязь низкого уровня завистливости и ценности «образованность» (r=-0,40; р 0,01). Таким образом, в группе с низким уровнем завистливости обнаружена положительная связь с ценностью «честность» и отрицательная связь с ценностью «образованность». высокая завистливость средная завистливость низкая завистливость