Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологическая функция философии: единство истины, добра и красоты Пономарев, Юрий Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарев, Юрий Юрьевич. Аксиологическая функция философии: единство истины, добра и красоты : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.01 / Киевский гос. ун-т.- Киев, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/176-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Времл переоценки прежних И становление нових ценностей ~ характерная черта наге-го времени. Процесс этот идет в самых/разпггх, подчас, драма-тчгчных формах - в вцце войки ценностей, Такое утверждение справедливо, пожалуй, по отношению ко- всем областям' ~нзни: экономике, политике, культуре, которые буквально разрклзвт- * ся на части ценностным антагонизмом. Облегчить рождение новых форм общественно-политического устройства, экономических отношений, культурной- деятельности мо~но в том случае, если будут ясно осознаны фундаментальные ценностные приоритеты развития, если удастся найти такую систему ценностних ориентиров, которые позволят гармоннзігровать противоречивые тенденции общественлого- развития.

Философия, являясь общественным самосознанием, не і,шет стоять в стороне от этих" процессов. Она обязана выявить и виразить в философских понятиях причины конфлггкта ценносгеЯ и возмояные пути его разрешения. Освобождение философии от ггресса идеологизации, восстановление её права на самостоятельное и-свободное развитие ставит вопросы о'назначении и сущности философии. В связи с этим'актуализируется и вопрос о т-л\т, какой должна бить философия, способная выявить и разрешать сущностные противоречия натего времени, способная наГ-ти компромисс ме.тду основными человеческими ценноетяг:н. В ._ 'современном мире выбор истинных ценностей ."гпзнн :; их прапт.ч- _ ч-. чес кое утвертденне становится до такой степени актуальніші,' что от этого зое: :нт не только конкретики путь развития нашего общества,но и сама возможность его существования. В этом смысле аксиологическая проблематика емлтаєтея' с экзис-. тенцкальноГі.

Разработка аксиологии высших ценностей дает возможность уточнить понимание судностп *илософіш, не ограничивая её лишь рамками теории /такое понимание присуще сциентистское мьклению/, а рассматривать её как единство этической, эсте-т;гческой и познавательной деятельности.

Теыа диссертационной работы актуальна в двух аспектах: во-первых,.для уяснения сущности философской деятельности, её ценностнис и целевых основанийf во-вторых, для определения способов и механизмов связи философии с другими формами общественного сознания, а в конечном счете, со Dceft общественно-исторической практикой.

Основная проблема, решаемая в диссертационной работе состоит в том, как происходит интеграция этического, эстетического и гносеологического содержания в цельное философское знание, почему в философии неизменно присутствуют высшие духов-іше ценности - истина, добро, красота - и как эти ценности трансформируются в философском идеале.

Состояния исследованнооти темы, Аксиологический подход б исследовании специфики философии довольно широко представлен как е зарубежной философии, особенно в работах философов баденской школы неокантианства /Впндельбанд, Риккерт/, так и в классической русской философии, прежде всего в работах Вл.Соловьева и С.Л.Франка. 'Значительное место занимает проб-.лема бытия высших духовных ценностей в философии жизни /Ницше,' Бергсон, Дильтей/. В современной отечественной философии аксиологический подход утвердился благодаря пионерским работам В.П.Тугаринова и О.Г.Дробницкого, Дальнейшее развитие проблема ценностей в разных её аспектах получила в трудах таких философов как П.П.Гайденко, В.А.Василенко, Ю.Н.Давыдов, А.Г.Здравомыслов, Н.С.Злобин, А.А.Ивин, А.А.Ручка, Б.Н.Сагатовский,' А.И.Яценко и другие. Мировоззренческо-гума-нистическое понимание, природы философии И её, ценностных оснований разрабатывается В.В. Гречаяым и В.Ф.Сержантовым. В.В. Гречаний-на основе предлагаемого ли определения ценностей рассматривает аксиологию б качестве системообразующего компонента философии, который органически саязыаает три её аспекта - онтологический, гносеологический и аксиологичесн кий.'Близка к этому позиция В.И.Шердакова, который, однако, . больше сосредоточился на обосновании 'материалистической онтологии морально-этических ценносте:". Этим же автором бытие

7i:?~:dc ценностей определяется как проблема раскрытия кулъ-T}"p:io-iiCTop!frec;:;r; сколов человеческого бытия. Специфику философии он усі.:атр:пзаот в её способности Еі.рглать эти куль-їурно-нетормчеекив сшолг с поі.ю:;;гло морально-зтпчссігол "сгЛ-лекспп над пробл5мш.пі человеческого бытия. Работы В.П.Свин-цора посвяяенн проблеме единства высших ценностей. Основу этого единства он обнаруживает путей сопоставления гуманистического содержания духовных ценностей. В отличие от В.Н. шердакоЕа, этот автор определяет высшие духовике ценности пре.тде всего как субъективные целевые ориентиры деятельности. Назначение философии В.Я.Свинцов эццпт в том, чтобы совместно с другая: формами общественного сознания создавать культурно-ценностный континиум человеческой .-кизнп. В. Г. Федотова предлагает інтересную и перспективнуи типологии форм .духовности» основанную на выделении ценностно-мировоззренческой доминанты. В зависимости от того, какая из высших духовных ценностей занимает господствующее положение в ценностной иерархии З.Г.^едотовоП выделяются три типа духовности! Зэтизы, эстетизм, гносеологнзм, которые определяются как альтернативные типы ценностных ориентации, Будущее развитие гуманистической духовности В.Г.Федотова связывает с объединением всех этих культурно-исторических птов ценностных ориентации в гар:.гон!язг/ю общечеловеческую духовность. В целом, при обльиом числе работ, посвященных анализу природы емсшік духовных- ценностей почти отсутствуют работы, в которая рассматривалась би вся система, высших духовных ценностей, в её целостности и воспроизведение этой целостности в фклософсйои онании. Обычно рассматривается какая-то с дна ценность /истий", добро или краоота/ и её представленность в философии, либо сопоставляются друг* о другом какие-то две енспиє духовнуе Ценности /истина и добро, истина и красота, добро и йрзвояа/ с целью определить какая из них более полно Енраэав& содержание человеческой духовности. Такая избирательность и фрагментарность анализа обусловлена, с одной стороны, сложностью и-многоплановостью самого предмета исследования, а с другой - традиционной внутрифи-

липь в тем случае, если сукзет виразить её дух е многообразии іісох. его ценностных определений. Реферируемая работа представляет собой попытку реализовать такой кятегративный * подход, опираясь на аксиологию шешое духовгшх ценностей. Этот заіаісел определяет цели и задачи работы.

Основная цель работ состоит в том, чтобц выяснить кал; выесие духовные ценности /добро, истина, красота/ интегрируются б целостное философское анание, как это влияет на структуру философии и каково значение этих ценностей в реализации философией своих функции. Поставленная цель требует решения следувагих задач:

-на историко-философском материале проследить характер присутствия вшита духовных ценностей в философии и, исходя из этого, выделить исторические форш ценностных ориентации философской деятельности}

раскрыть содержательную связь висаих духовных ценностей друг с другом и представленность втой связи в предаёте философии и её структуре!

выявить основания систешого единства категорий добро, истина, красота».' .

проследить зависимость г-одерзателышх определений , ' категорій добро, лютика, красота от практических ценностей

ЙИЗНИ(

- прояснить механизм синтеза ценностей добро, истина,
красота в единую духовность. v

Шсийе духовные ценности содержательно присутствуют в любой философской системе, поэтому предметной базой даішой работы может быть практически любая философская школа и направление. Выбор ке конкретных философских персоналий

ітроизводняся по одному критерию - насколько полно и to'-wj в Tort или лисп фгдоссфсг.оГ; концепции гтрелста&лены типологические ценности определенного исторического- периода п характерные форігі объединения этих ценностей d филосогсггеґ: системе, "чогге яркие- мыслители ке вклкченн в предметну;? базу исследования по разным1 причинам. Так, например, автор" сознательно не рассї.гатрігваег злснологгю фіпоссфии К.Маркса, т.к. " по этой темо уже существует огромное число, работ. В реферируемой работе ксторк*-^-философский анализ носит подчиненны?., служебный характер и не претендует на полноту.

Научная новизна исследования состоит f определении ак
сиологического основания гумакиетігческо" философии. Ецннст-
венно возмолсньс.т аксиологическим оснозанпеї.: такс" нлосо*ин
является ценностное ядро, образующееся в результате гармошг?-
ного'_ синтеза добра, истины, красоты в универсальную духов
ность, где нет места каким-либо ценностный иерархиям и прио
ритетам, т.к. лишь при условии отсутствия такой иерархии
человек мотет определиться как универсальное самоценное су-
щество, а не.как агент какой-либо абстрактной, возведенной1
в абсог :т духовноП способности /познавательной, этической,
эстетической/. * .

На защиту выносятся следующие положения:

- ценности добро, истина, красота являются инвариантны
ми формами всеобщего /философского/ знания. Философская дея-

телькость как процесс постижения всеобщего протекает в виде актов глобального оценивания шгра с точки зрения высших ценностей, в перг-то очередь ценностей добра, истины, красо-' тк. Такое оценивание составляет сущностное содержание било- сотского мышления. В соответствии с тремя формами всеобщего, выделяются три формы философствования, которые условно называются этическая, гносеологическая и эстетическая,'

- для адекватного познания сущности философской рефлек
сии необходимо выделять особую аксиологическую функцією ф-и-
лосогип. Под этой функцией понимается логическая эксплика
ция и рационачьно-понятипная интерпретация ценностных осно
ваний .культуры, т.е. её ценностное самосознание. Главная

-F,-

цель и продукт аксиологический функции - рационализация, уштероалгалшш и гармонизация мировоззрения;

— но отношению к сакоії ф-плософии аксиологическая функ-
ц:іл выотупьот б качестве её шгегріятр-^уго начала, г.к. сам
предмет философии /всесбітзє/ конституируется потребностью
найти универсальна, объодшяьжг/г іі пріз.::іряїпгуга сенегу для
Еоего многообразия точек зрения и форм лшзнп;

- осноб'ПЛ.1 содержанием аксиологической функции ЯВЛЯЭтСЯ
рационально-понятийная экспликация ценностно-смыслового яд
ра культури, благодаря которому она существует как ценност-
исгомогенная система. Сбой воплощение аксиологическая функ
ция получает б философском /целостно-всеобщем/ идеале.

Научно-лтактическая значимость работы определяется там, что ее о( ;нй замысел находится б русле наиболее актуальной задачи отечественной философии - создания концепции гуманистической философии, способной к социальному созиданию и развитию духовности личности и общества. Обцее содержание и характер работы, намеченные в ней пути решения проблем способствуют более точному уяснению вопроса о механизме взаимосвязи фитософии с яизныо, о влиянии философии на состояние духовности общества.

Открьшается возмсзиость использовать результаты, полученные в хсде исследования, в подготовке качественно новых учебных курсов по философии, ориентированных не на инфориа-ционно-Боспроизводящее обучение, а на дуповно-праклтаеское освоение философии. Нетодолоигческоп основой такой концепции образования может служить аксиология высших духовних ценностей.

Аггробания работы. Диссертация обсуждалась на теоретических сешшарах кафедры философии Краматорского гадустрк-ального и полтавского педагогического институтов. Основные положения диссертационной работы излагались автором в докладах к сообщениях на ряде- конференцій: Всесоюзной научной конференции "Характер и способи связи философии с г.ьзньк" /Москва, 1988/; Неспублпкннской на.-'чио-птзактилкоко!': конференции Тенденции и факторы совершенствования социально":

отруктуры советского общества в условиях перестройки" /Краматорск» 1990/} Всесоюзной научно-теоретической конференции "Человек, Мировоззрение. ЇЇТП" /Киев-Краматорск, 1991/} Всероссийской научно-теоретической . онференции "Перестройка: проблема и перспективы" Архангельск, 1991/.

::: йрукїура и основное содейшие работе,

Структура работы определяется её целями и задачами. Обычно первым этапом всякого исследования является определение предметного поля и первичная систематизация материала /в данном олучае историко-филс офского/. Второй этап состоит в разработке основных понятий и общей концепции, третий -в "опробовании" наработанного понятийного аппарата и концептуальных схем к актуальным проблемам. В соответствии.с этой последовательностью диссертационная работа,помимо традиционного "обрамленияі /введение, заіілючение, библиография/ содержит три раздела» каждай из которых состоит из трех подразделов.' В первом разделе - "Место и роль категорий добро, истина, красота в структуре философии1' - На Материале европейской философии рассматривается развитие содержания высших духовных ценностей'И характер их взаимосвязи й истории философии. При этом добро» Истина и красота анализируются Не как Термина?' Исгіользуемие в той или иной философии, а как её содержательные ценноемц Подраздел ІЛ. посвящен античной Л средневековой .'философии* Делается вывод, что для античности характерна нераздеяенность этических и эстетических суждений, целостное представление о прекрасно-Добром, в кото- . ром ещё не'т четко оформленных категорий» соответствующих гносеологии» чтине и эсте-йкв. Связь меаду'этическими» эстетическими и космогоническими элементами синкретична и выражена.в специфическом понятий античной философии - калокагаг тии. S средневековой философии эта органичность теряется и заменяется субординационной связью категорий. Высшие ценности объединяются в строгую иерархию, вершину которой образует Моральное добро в его теологической интерпретации. Истина трактуется как аутентичное воспроизведение духа святого