Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура в контексте утопического сознания Ус, Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ус, Елена Николаевна. Архитектура в контексте утопического сознания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Санкт-Петербург. ун-т.- Санкт-Петербург, 1997.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-4/157-5

Введение к работе

Актуальность проблемы основывается на непреходящей современности вопросов, связанных с необходимостью оптимизации существования человека и его окружающей среды. И утопическое сознание, и архитектурное мышление, каждое по-своему, решают именно эти проблемы, отчего зачастую между ними возникает своеобразный симбиоз: мыслители-утописты прибегают к помощи архитектуры или/ наоборот, практики и теоретики архитектуры становятся идеологами социального реформизма.

Архитектура играет огромную роль в жизни человека, предметно-пространственно организуя его пребывание в мире. Она обращается ко всему человеку, и, отвечая также на социокультурный запрос, способна выражать требования индивида и социума в их единстве. Создавая "условия жизни как таковые" (Р.Бэнем), архитектура предстает как немаловажная сфера возможного согласования индивидуальных и социальных потребностей и входит в круг интересов утопического сознания; современное его обращение-к зодчеству стимулируется значительными техническими возможностями архитектурной деятельности, открывающими простор для создания, казалось бы, любых предметно-пространственных форм жизни.

Утопическое сознание - свидетельство недовольства человеком своим положением в мире, отражение его желания изменить свое существование к лучшему. Во все века утописты уделяли немалое внимание архитектуре, но необходимость исследования места, роли и функции архитектуры в контексте утопических идей возникает еще и потому, что в XX веке произошла смена позиций: архитектура из одного из компонентов утопических проектов ("утопическая архитектура") превратилась в генератор таких проектов - в архитектурную утопию. Возникла ситуация, когда социальные утопии исходят из архитектурной мысли, что рождает необходимость установить возможности архитектуры в организации человеческой жизни, но и, одновременно, уберечься от ложных шагов, от попыток навязать архитектуре решение задач, превышающих ее компетенцию. Поэтому актуально исследование истории и осмысление взаимоотношения архитектуры и утопического сознания.

Степень разработанности проблемы. Архитектура в контексте утопического сознания в истории науки рассматривалась в трех аспектах.

В первую очередь необходимо назвать исследования утопических трактатов, в которых осуществляется, в большей или меньшей степени, изучение и архитектурной стороны проектов. Это работы Э.Блоха, В.Волгина, О.Кудрявцева, И.Осиновского, Д.Панченко, А.Свентоховского, Л.Фирпо, Л.Чиколини, А.Штекли и др.

Второй подход основывается на способности архитектуры зримо и осязаемо воплощать проект, оптимизирующий условия бытия человека, отчего архитектуре приписывается имманентный утопизм. Таковы идеи Л.Мамфорда, сближавшего историю зодчества с историей утопии в силу присущих этим явлениям черт реконструктивно-проективного характера. В утопическом контексте предстает архитектура и в концепциях Т.мальдонадо, М.Тафури, Р.Б.Фуллера.

Существуют также теории, распространяющие понятие утопии не на всю архитектуру, а только на определенный период ее развития, ограниченный либо временными рамками так называемого "современного движения" в архитектуре Запада, либо включающий и постмодернистский этап истории зодчества. Эти точки зрения представлены в исследованиях С.Батраковой, В.Глазычева, А.Иконникова, А.Рябушина, А.Стригалева, В.Тасалова, В.Хаита, С.Хан-Магоме-дова, А.Шукуровой и др.

Феномен утопического сознания становился предметом изучения для большого числа ученых, как отечественных - Э.Араб-Оглы, Э.Баталова, В.Гуторова, В.Лекторского, А.Ушкова, В.Чаликовой, Е.Чертковой, В.Шестакова и др., так и зарубежных, среди которых - Д.Блейч, Й.Дюво, М.Дюфрен, М.Ласки, К.Мангейм, Х.А.Мара-валль, Х.Ортега-и-Гассет, К.Поппер, Ш.Сорель, П.Тиллих,Е.Шацкий. Несмотря на разносторонние разработки проблемы утопического, различные подходы к рассмотрению архитектуры в контексте утопических идей во многом определяются отсутствием четкого представления о самой природе утопии, что отражено в ее зачастую противоречивых трактовках. Показательно в этом отношении исследование Як.Вуека, усматривающего мифы и утопии в архитектуре на самых различных основаниях в силу широкого и неопределенного употребления этих понятий*.

І.См.Вуек Як.Мифы и утопии архитектуры XX века.М.,1990.

Фундаментом изучения архитектурного утопизма является поэтому не столько теоретические выводы работ, рассматривающих утопическое сознание, сколько вполне согласованные основные положения архитектурной мысли. Исследование взаимоотношения "архитектура - человек" осуществлялось на протяжении всей истории зодчества. Значительный вклад в решение вопроса об установлении возможностей архитектуры в организации человеческой жизни, создающий основу изучения архитектурного утопизма, внесли как классики архитектурной мысли - Витрувий, Л.Б.Альберти, А.Палладио, Э.Виолле-ле-Дюк, так и современные теоретики и практики зодчества - Р.Арнхейм, Л.Беневоло, З.Гидион, В.Гропиус, Ч.Дженкс.Б.Дзэ-ви, Р.Ингарден, Ле Корбюзье, Ян Мукаржовский, О.Нимейер, М.Ра-гон, Ф.Л.Райт, К.Фремптон, У.Эко и др.

Цель и задачи исследования. Автор настоящей работы стре- ' милея установить причины существующего взаимодействия архитектуры и утопического сознания на основе выявления их сущностных черт, а также определить роль эстетической функции архитектуры в этом процессе. Панорамное рассмотрение утопических идей, а также ситуация в художественной культуре конца XX века показывает, что связи утопического сознания и архитектуры не только не ослабевают, но, напротив, при всей изменчивости их форм, становятся все крепче. Основанием для этого служат неисчерпаемые возможности архитектуры, проявляющиеся в выходе ее на новые рубежи в постиндустриальном обществе.

В данном исследовании мы поставили своей целью

- установить основание неоднократно повторяющегося явления
обращения утопического мышления к архитектуре и рассмотреть на
материале утопических трактатов, а также истории архитектуры
формы и способы взаимодействия этих двух видов человеческой де
ятельности;

- показать отношение эстетической функции архитектуры к
утопическому сознанию.

В соответствии с определенной таким образом целью исследования были поставлены следующие задачи:

- соотнести утопическое сознание и мифосознание для выяс
нения глубинных основ феномена утопического и установления ос
нований его постоянного наличия в культуре;

рассмотреть феномен утопического сознания в его исторических модификациях;

раскрыть способности архитектуры в деле отражения сущностных потребностей человека, многообразных аспектов его бытия;

выявить особенности построения художественного образа в архитектуре в сопоставлении художественной деятельности и утопического сознания;

исследовать архитектуру как компонент утопических проектов в историко-философском аспекте, а также ее роль в социально-реформаторских учениях XX века, выделяя различные формы функционирования архитектуры в утопическом контексте.

Методологическая основа и теоретические источники диссертации. Теоретико-методологической основой исследования явились философские направления, осмысляющие существование человека, проблемы его социального бытия и возможные пути их решения. Автор опирался на основные тезисы исследующей утопическое сознание мысли, на положения философско-эстетических теорий, постигающих существо архитектурной деятельности, а также на результаты научных разработок, посвященных рассмотрению изучаемых явлений в их единстве. Вопросы, поднимаемые данной диссертацией, не находили достаточного освещения в философском ракурсе; они, как правило, решались в рамках искусствоведческих, историко-культурных, архитектурно-теоретических исследований. Автор стремился систематизировать мыслительный материал, научно-теоретические разработки подданной проблемен рассмотреть-ее в новом-ключе.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

осуществлен новый подход к анализу утопического сознания на основе осмысления .главных положений философских и психологических направлений XX зека, постигающих существо человека;

архитектура представлена как со-бытие жизненных явлений и отражение всей целокупности аспектов существования человека, в том числе призванных компенсировать неустраивающие его стороны действительности;

рассмотрены различные формы взаимодействия архитектуры и утопического сознания, основывающиеся как на способности архитектуры организовывать пространство жизнедеятельности человека, так и на эстетической функции зодчества.

Практическая значимость исследования обосновывается содержанием в нем методологических и теоретических разработок для дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы. Результаты исследования могут быть использованы в различных аспектах учебного процесса, осуществляемого в рамках преподавания курсов истории мировой культуры, истории и теории художественной культуры, истории философии и эстетики. Данная диссертация помогает определить значение архитектуры в организации социокультурного бытия человека, и также ее возможности в оптимизации яшз-неустроения.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре и на заседании кафедры философии культуры, этики и эстетики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые аргументы, затрагиваемые исследованием, были представлены на следующих конференциях: "Нравственный идеал русской философии" (1995г.) в г.Санкт-Петербурге, "Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ" (1995) в г.Омске, "Урбанизация и культурная жизнь Сибири" (1995г.) в г.Омске. Материал третьей главы диссертации издан в качестве учебного пособия к курсу "История мировой культуры" в г.Хабаровске (1996г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.