Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Безвременье как отрицание онтологической категории времени Минигулова Ильмира Рафисовна

Безвременье как отрицание онтологической категории времени
<
Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени Безвременье как отрицание онтологической категории времени
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минигулова Ильмира Рафисовна. Безвременье как отрицание онтологической категории времени: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.01 / Минигулова Ильмира Рафисовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2015.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Концепции времени в философии 18

1. Объективистские концепции времени 19

2. Субъективистские концепции времени 40

ГЛАВА 2. Метод конструктивного отрицания 61

1. Понятие отрицания в философии 62

2. Конструктивная функция отрицания 77

ГЛАВА 3. Основные свойства безвременья 87

1. Категория безвременья в объективистских концепциях... 88

2. Категория безвременья в субъективистских концепциях 112

Заключение 128

Список литературы 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная онтология развивается в направлении постепенного углубления и расширения своей предметной области. К одной из сложнейших тем онтологии относят проблему времени. Многовековая история изучения времени продемонстрировала противоречивый характер данного аспекта бытия. Вместе с тем, в философии наряду с категорией времени, существует понятие безвременья, проблема разработки которого еще ждет своих исследователей. Следует отметить, что проблему безвременья мы рассматриваем аспектом более широкой проблемы времени. Безвременье – понятие известное, но недостаточно разработанное в философии и науке. Однако в самой онтологии и теории познания постановка проблемы безвременья, по сути, отсутствует. Иными словами, актуальность темы диссертационной работы объясняется отсутствием в онтологии и теории познания цельных работ по проблеме безвременья.

Другой аспект актуальности темы состоит в том, что философская постановка вопроса о безвременье позволяет выражать события, процессы и состояния вне явной связи с объективной реальностью. В диссертационном исследовании обосновывается необходимость рассмотрения безвременья не только как понятия, но и в качестве философской категории, обладающей рядом свойств. В связи с этим, начинать исследование целесообразно не с формулировки определения безвременья, а с рассмотрения его атрибутов и существенных модусов. В результате, должна получиться система знаний о безвременье, освещающая онтологическое содержание данной категории. При таком подходе различные трактовки безвременья не исключают, а дополняют друг друга. Иными словами, объективистские и субъективистские концепции времени воспроизводят разные черты безвременья, а все концепции, в целом, раскрывают его содержание.

Безвременье очень сложное для понимания понятие, затравочный смысл которого можно пытаться найти при помощи здравого смысла. В обыденном представлении безвременье отождествляется с несчастьем, бедой, застоем, затишьем, межсезоньем и т.п. Антонимами к указанным словам являются развитие и совершенствование. Отсюда можно заключить, что, с точки зрения здравого смысла, безвременье рассматривается как нечто негативное, пессимистичное и преходящее. Это самый первичный слой осмысления безвременья. Таким здравый смысл предстает в области художественной литературы. Однако есть особая область искусства, где безвременье изначально задействовано как принципиальный атрибут. Это живопись.

Обращение к изобразительному искусству объясняется не только тем, что в
нем фундаментальные категории бытия выражаются в виде художественных
образов. Только изобразительное искусство обладает лаконичностью,

способностью в каком-то замкнутом пространстве вместить все свое содержание и мгновенно передать его зрителю. Живописные полотна могут быть разными: и большими, и маленькими, но все равно они замкнутые. Изобразительное искусство, в отличие от художественной литературы, выступает несловесной

формой выражения аспектов бытия. Вместе с тем, живопись характеризуется более высокой концентрацией концептуальности, причем, если художественные литературные метафоры давно «схвачены» на языке философии, то это невозможно сказать об изобразительном искусстве.

Наконец, для понимания актуальности исследования темы безвременья существенную роль играет то обстоятельство, что в рамках данной работы исходный объект рассмотрения – время – берется без связки с пространством. Такой ход исследования объясняется определенной традицией изучения категорий пространства и времени. В истории философской мысли время часто рассматривается вместе с пространством: это одна из традиций, признающая неразрывную связь пространства и времени. Но существует другая традиция, где данные категории рассматриваются по отдельности. Дело в том, что время и пространство коренным образом отличаются друг от друга рядом своих существенных признаков. Поэтому, например, профессор А.М. Анисов в своей философской концепции объективного времени анализирует его без привязки к пространству, формулируя восемь его основных свойств. В физике аналогичным образом поступает американский физик-теоретик Л. Смолин, автор теории космологического естественного отбора. Кроме того, безвременье можно рассматривать категорией парной, то есть противоположной по отношению ко времени. Пространство и не время, и не отрицание времени, в смысле противоположной ему категории. Исследование безвременья безотносительно к категории пространства – это определенный подход, позволяющий, на наш взгляд, весьма продуктивным способом вывести свойства безвременья из свойств времени.

Диссертационное исследование включает в себя анализ объективистских и субъективистских концепций времени. Вместе с тем, исследование стало возможным благодаря конструктивно-описательному подходу профессора А.Ф. Кудряшева. Выводы, полученные в результате решения проблемы безвременья, в определенном аспекте расширяют круг ответов на вопрос, что такое время.

Степень разработанности проблемы. Исторический экскурс

демонстрирует, что, хотя безвременье не обладает столь высокой степенью изученности, как категория времени, и представлено небольшим количеством работ, оно как понятие все же встречается в социальной философии и психологии. Тема времени, в отличие от темы безвременья, в зарубежных и отечественных философских исследованиях освещена весьма широко. История изучения времени насчитывает около двух с половиной тысячелетий и представлена целым спектром концепций и теорий в философии и науке. Для человека и человечества, в целом, время всегда ассоциировалось с чем-то тайным, загадочным и неуловимым. Возможно, именно сакральность, таинственность и отсутствие единой теории времени делают проблему времени актуальной и дискуссионной. Круг исследований в рамках онтологического аспекта времени довольно обширен и включает в себя множество первоисточников и исследований компаративистского характера.

В зарубежной философии тема времени представлена в трудах Августина Аврелия, Аристотеля, Г. Башляра, А. Бергсона, Л. Витгенштейна, Н. Гартмана,

Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гидденса, Э. Гуссерля, Р. Декарта, М. Кастельса, И. Канта, Г.В. Лейбница, Дж.Э. Мак-Таггарта, Платона, А.Н. Прайора, А.Н. Уайтхеда, М. Хайдеггера, А. Эйнштейна.

В отечественной философии тема времени стала объектом исследования в работах А.М. Анисова, Р.А. Аронова, Я.Ф. Аскина, М.Д. Ахундова, В.И. Вернадского, И.В. Вишева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Д.В. Гарбузова, М.Г. Годарева-Лозовского, В.И. Жаркова, В.Н. Зимы, В.П. Казарян, В.А., Канке, Э.Ф. Караваева, Д.А. Клеопова, А.Ф. Кудряшева, А.П. Левича, Л.А. Микешиной, Ю.Б. Молчанова, А.М. и М.В. Мостепаненко, С.Э. Шноля, В.Я. Перминова, В.Н. Сагатовского, В.И. Свидерского, Л.Я. Станис, В.Н. Финогентова, И.А. Хасанова, А.Н. Чанышева, А.Г. Чернякова, В.Н. Ярской-Смирновой

Необходимо отметить, что в современных исследованиях актуальным становится междисциплинарный подход, что, в свою очередь, способствует развитию новых, ранее не разработанных идей.

В США с 1966 года работает Международное общество по изучению времени (г. Нью-Йорк), а в России с 1984 года функционирует Российский междисциплинарный семинар по изучению феномена времени (г. Москва). Ежегодный рост научных публикаций (научных книг, монографий, журналов, статей) и защищаемых диссертаций (кандидатских, докторских) свидетельствует о высокой степени разработанности темы времени.

Существует предположение, что в сознании первобытных людей конструкт
времени отсутствовал. Так, А.Т. Далфово в статье «Традиционное и современное
восприятие понятия времени у Лугбара» пишет, что у некоторых африканских
племен, живущих в изоляции от современного мира, а именно у племени
Лугбара, в языке отсутствует понятие времени. Такая жизнь внутри временной
стихии, не позволяющая замечать течение времени, для цивилизованного
человека как раз и означает безвременье как выпадение из исторического
времени. Безвременье, как таковое, функционирует в культуре, и

подтверждением этому служит наличие в истории целой эпохи безвременья.
Результатом художественного осмысления понятия безвременья являются

произведения выдающихся поэтов (А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова) и писателей (Е.Б. Анисимова, Х.Л. Борхеса), а также – косвенным образом – картины на тему времени в изобразительном искусстве. В социальной философии безвременье представлено работой Г.Э. Говорухина, в психологии трудами С.А. Кравченко. В онтологии и теории познания термин безвременье встречается редко и в концептуальном плане не является разработанным.

Таким образом, анализ актуальности и степени разработанности темы исследования дает нам возможность сделать вывод о том, что тема безвременья в онтологии и теории познания не становилась предметом самостоятельной научно-исследовательской работы ни в отечественной, ни в зарубежной онтологии.

Объект диссертационного исследования – объективная реальность во временном измерении.

Предмет диссертационного исследования – безвременье как аспект проблемы времени.

Целью диссертационной работы является разработка содержания онтологической категории безвременья.

Данная цель предполагает решение следующих основных задач:

– выявить основные свойства времени в рамках объективистской концепции для конструирования свойств категории безвременья;

– выделить главные свойства времени в рамках субъективистских концепции для формирования свойств категории безвременья;

исследовать философский смысл понятия «отрицание» в современной науке и философии;

обосновать необходимость применения метода конструктивного отрицания как основного инструмента диссертационного исследования;

– сформулировать общие свойства безвременья в рамках объективистской концепции; продемонстрировать необходимость единства чувственного и рационального типов познания для более глубокой интерпретации безвременья через аллегории объективного времени в изобразительном искусстве.

– вывести свойства безвременья в рамках субъективистских концепций; показать необходимость единства чувственного и рационального типов познания для более глубокой интерпретации безвременья через аллегории субъективного времени в изобразительном искусстве.

Методология диссертационного исследования. Безвременье принадлежит к числу тех категорий, которые характеризуются высокой степенью сложности для исследования, что можно связывать с отсутствием специальной методологии. Диссертационное исследование опирается на конструктивно-описательный подход, который конкретизируется в авторском методе конструктивного отрицания профессора А.Ф. Кудряшева. В работе также использовались методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции. В диссертационном исследовании основным является конструктивно-описательный подход. Вместе с тем, был применен диалектический подход, конкретизирующийся в следующих методологических принципах: научности, объективности, системности, единство исторического и логического. Категориальный каркас работы составляют следующие онтологические категории: «время», «безвременье», «движение», «мерность», «длительность», «бытие», «небытие», «материя», «атрибут», «объект», «субъект».

Основные пункты научной новизны диссертационного исследования можно представить следующим образом:

- установлено, что трактовка категории «безвременье» зависит от
соответствующей концепции, в рамках которой рассматривается категория
«время», а именно: объективистской или субъективистской, субстанциальной или
реляционной, динамической или статической концепций;

- обосновано, что значительная множественность трактовок категории
«безвременье» объясняется неоднозначностью не только концепций времени, но
и категории отрицания;

- выявлены основные характеристики понятия отрицания, используемого нами
для решения проблемы безвременья;

- доказана возможность применения метода конструктивного отрицания для
выявления основных свойств категории безвременья;

выявлено, что для объективистской концепции безвременье формально совпадает со временем в субъективистской концепции, тогда как для субъективистской концепции безвременье формально совпадает со временем в объективистской концепции; в парных противоположных концепциях времени безвременье формально совпадает с противоположной концепцией времени, причем, в содержательном плане, оно выступает для указанных концепций не как время, а как безвременье;

обосновано, что выводы, аналогичные предыдущему, справедливы для безвременья в других концепциях: в субстанциональной концепции времени безвременье формально совпадает со временем в реляционной концепции; в реляционной концепции времени безвременье формально совпадает со временем в субстанциональной концепции; в динамической концепции времени безвременье формально совпадает со временем в статической концепции; в статической концепции времени безвременье формально совпадает со временем в динамической концепции;

Положения, выносимые на защиту:

– Все многообразие трактовок времени представлено парно-противоположными концепциями: объективистской и субъективистской, субстанциальной и реляционной, динамической и статической. Содержание категории безвременья зависит от конкретной концепции времени. Неоднозначность свойств безвременья обусловлена множественностью трактовок времени и его свойств.

– Причиной отсутствия единой интерпретации категории «безвременье» является отсутствие единой концепции времени, поскольку наличие многообразия трактовок времени ведет к многообразию трактовок безвременья. Поэтому трудности создания единой теорий безвременья обусловлены трудностью создания единой теорий времени и единого, полного определения категории времени. Если первая теория стремится обозначить, чем является время, то вторая, противоположная ей концепция, признает те свойства, которыми не обладает время в рамках первой теории. Из этого следует, что сама категория отрицания носит неоднозначный характер.

– Содержание понятия «отрицание» и его основные черты раскрываются в
разных областях познавательной деятельности человека. В философии отрицание
рассматривается как диалектическое и метафизическое, полное и частичное,
явное и неявное. В психологии отрицание ассоциируется с механизмом
психологической защиты. В логике, отрицание выражается как логическая
операция, в лингвистике отрицание изучается как лексико-грамматическая
категория, рассматривается через антиномии и понятийные противопоставления.
Отрицание может быть лингвистически оформленным и не иметь

соответствующего выражения посредством отрицательных языковых форм. Применение отрицания ко времени позволяет рассматривать безвременье как парно-противоположную категорию времени.

– Позитивный смысл понятия отрицания в философии обусловлен конструктивной функцией отрицания. Данный метод в рамках диссертационной

работы позволяет вывести свойства безвременья. Отрицание свойств времени в рамках конкретной концепции не означает перехода в противоположную концепцию, так как понятие «безвременье» скрывает в себе более глубокий смысл и не сводится к простому отрицанию свойств времени. Хотя по признакам, сугубо зрительно и чисто формально, создается видимость того же самого, что характеризует время в другой концепции, однако отрицание не выводит из одной концепции в другую. Так, отрицание времени в объективистской концепции приводит не ко времени в субъективистской концепции, а к безвременью в той же самой объективистской концепции. Как видим, главные свойства «безвременья» можно понимать как результаты «переключения регистров», т.е. как результаты перехода из принятой концепции времени в противоположную ей концепцию. Однако отрицая время в конкретной концепции, переход в противоположную концепцию не происходит, мы остаемся в рамках первой концепции. Отрицание свойств времени не ведет к отрицанию концепции в целом.

– В рамках объективистской концепции безвременье обладает свойствами хаотичности, покоя, ветвистости (разнонаправленности), определенности (конкретности), моноструктурности. В субъективистской концепции безвременье равномерное и «внутренне» не переживаемое человеком, глобальное и не событийное. Подобно тому, как отрицание времени в объективистской концепции приводит к безвременью в объективистской концепции, отрицание времени в субъективистской концепции приводит не ко времени в объективистской концепции, а к безвременью в субъективистской концепции.

– В рамках субстанциальной концепции времени безвременье обладает свойствами относительности и разнородности. В реляционной концепции времени безвременье обладает свойствами абсолютности и многомерности (разномерности). В статической концепции времени безвременье обладает свойствами динамичности и изменяемости. В динамической концепции времени безвременье обладает свойствами обратимости и неуниверсальности. Отрицание времени в субстанциальной концепции есть не время в реляционной концепции, а безвременье в субстанциальной концепции; отрицание времени в реляционной концепции есть не время в субстанциальной концепции, а безвременье в реляционной концепции; отрицание времени в динамической концепции есть не время в статической концепции, а безвременье в динамической концепции; отрицание времени в статической концепции есть не время в динамической концепции, а безвременье в статической концепции.

Научно-теоретическая значимость диссертационной работы. Научно-
теоретическая значимость результатов диссертационного исследования
заключается в определении актуальности свойств категории безвременья в рамках
разных концепций и ее методологического значения для более углубленного
понимания категории времени. Вместе с тем, в диссертационной работе заложена
база для последующих исследований категории безвременья. Результаты научно-
исследовательской работы способствуют формированию и обновлению
философских категорий в сфере онтологии и гносеологии.

Практическая значимость диссертационной работы. Материалы

диссертации могут быть использованы в различных научных областях: в

философии, истории философии, логике, а также в преподавании философских дисциплин в современной учебной практике. Результаты проведенного научного исследования могут быть использованы в качестве методологической базы исследования целого спектра вопросов.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в научных публикациях автора, а именно: в трех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований и других публикациях общим объемом 3,9 п.л.

Основные идеи и материалы диссертационного исследования обсуждались
на заседаниях кафедры философии и истории науки Башкирского

государственного университета. Основные положения и результаты научной работы были представлены для обсуждения на:

- заседании Башкирского отделения Научного совета по методологии
искусственного интеллекта РАН 22 апреля 2014 года в Уфимском
государственном авиационном техническом университете (Уфа);

- Российском междисциплинарном семинаре по изучению феномена времени 25
ноября 2014 года в Московском государственном университете им. М.В.
Ломоносова (Москва);

- методологическом семинаре профессора А.Ф. Кудряшева «Проблема
обоснования знания», действующего в рамках секции «Онтология» Головного
совета Минобрнауки РФ «Философия» в Башкирском государственном
университете 28 февраля 2015 года (Уфа);

- аспирантском методологическом семинаре «История и философия науки» в
Башкирском государственном университете 5 марта 2015 года (Уфа).

Материалы диссертационного исследования были изложены в докладах на следующих республиканских, российских, международных конференциях:

- Студенческая научная конференция «Студент и наука» (Уфа, 2010 г.);

- Международная научно-практическая конференция «Теоретические и
практические вопросы развития научной мысли в современном мире» (Уфа,
2013 г.);

- IX Всероссийская зимняя школа-семинар аспирантов, студентов и молодых ученых (с международным участием) «Актуальные проблемы науки и техники» (Уфа, 2014 г.);

Вторая международная конференция «Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений» (Уфа, 2014 г.);

Третья международная конференция «Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений» (Уфа, 2015 г.);

- Международная научная конференция «Современная онтология – VII: проблема
времени» (Санкт-Петербург, 2015 г.);

- VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность.
Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (Уфа, 2015 г.).

Результаты диссертационной работы были представлены на

Республиканском конкурсе научных работ аспирантов, и по итогам конкурса автор был удостоен Стипендии Президента Республики Башкортостан (2014-2015 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа включает в себя введение, три главы по два параграфа, заключение, список литературы из 252 наименований, а также приложение в объеме 17 страниц. Общий объем диссертации без приложения составляет 155 страниц.

Субъективистские концепции времени

Возникновение идей времени связывают с различными обстоятельствами. Одни полагают, что в основе представлений о времени лежат наблюдения над непрерывно меняющимися, возникающими и преходящими явлениями внешнего мира, а также непосредственное участие человека в протекании многих из составляющих его окружение процессов. Другие считают, что основой того или иного представления о времени является непосредственное переживание человеком необратимых процессов, происходящих в его сознании и теле. Третьи полагают, что человек вообще обладает априорным врожденным чувством времени и т.д. Возникновению идеи времени способствовали в основном два фактора: существенная зависимость человека и человеческого общества от окружающей его среды, обусловленность ритма общественной жизни сменой времен года и бренность индивидуального бытия.1

В архаической модели мира пространственно-временной континуум выступает как основной параметр устройства Космоса. Пространство трактовалось не как физическая характеристика бытия, а как одухотворенное разнородное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых и злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена общим закономерностям.

Исследователи, которые изучали африканские племена, живущие в изоляции от современного мира, выяснили, что у некоторых из них, например у племени Лугбара, в языке отсутствует термин времени, а значит, и концепция времени в целом. Профессор А.Т. Далфово пишет, что «Лугбара приняли математический подход ко времени, не потеряв, однако, зависимости времени от человека» 1 . По словам профессора, анализ восприятия времени у африканских народностей показывает, что время лишь один из многих элементов культуры. Рассуждения об отсутствии в языке конструкта времени у племени Лугбара приводят цивилизованного человека к такой мысли, что такая жизнь внутри временной стихии, не позволяющая замечать течение времени, как раз и означает безвременье как выпадение из исторического времени.

Время – есть некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира, что придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки. Позже «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начальной эпохе, которая может конкретизироваться противоположным образом: либо как «золотой век», либо как изначальный хаос.

Мифическое время обладает свойством линейности. Оно первично разворачивается из нулевой точки, из момента творения мира. Линейное время перерастает в циклическое. Свойство цикличности (повторяемости) времени постепенно закрепляется в сознании человека и фиксируется в различного рода календарных и сезонных ритуальных праздниках, основанных на воспроизведении событий мифического прошлого, поддерживающих порядок и гармонию мирового целого.

Подводя некоторые итоги архаическим представлениям о пространстве и времени, можно сказать, что изначальный хаос упорядочивается посредством исходных пространственно-временных отношений и основанных на них структурообразующих ритуальных действиях. Все это определяет причинные схемы мирового развития посредством некой меры, «которой все соответствует и которой все определяется, мирового закона типа Дике или Логоса у древних греков, Маат у древних египтян и т.п.»1. «Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития; всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение и гибель происходит во времени. Анализ природы времени уже с первых шагов греческой мысли связан с попытками решить одну из сложнейших философских проблем -проблему континуума, или непрерывности»2. Милетская натурфилософия с самого начала была сформирована в рамках представлений о бесконечности времени и о вечности движения как источника взаимопревращений природных объектов. Первоначала милетских философов вечны, так Анаксимандр прямо заявляет, что апейрон непреходящ, бессмертен и неуничтожим. Фалес считает, что будущее не менее реально, чем настоящее, но оно впереди, оно лишь со временем раскроется человеку, хотя богам оно «видно» и сейчас.

Древнегреческих мыслителей начинают все больше интересовать проблемы физического и математического характера. Такой проблемой является, например, проблема делимости материи и пространства. Так, Анаксагор ввел представление о бесконечной делимости. Деление пространственной протяженности продолжается до бесконечности, не достигая нуля, математической точки.

Согласно пифагорейцам, материя есть пустое пространство (вот начало трансформации апейрона в пустоту). Числа выступали в роли начала всего сущего, основы реального мира. Числа, единицы пифагорейцы изображали точками, которые были неделимы и являлись некими математическими атомами. Эти идеи о дискретной числовой структуре мира, послужили одним из источников концепции атомов и пустоты.

Воззрения о континуальной и дискретной структуре пространства и времени, развитые соответственно Анаксагором и пифагорейцами, были подвергнуты критическому разбору в элейской философии. Сами элейцы исходили из признания вечности и неизменности единого бытия – движения вообще нет!1

Их же оппонентом выступали Гераклит, Левкипп и Демокрит. Гераклит считал, что в основе мира лежит огонь, который в своей бесформенности и неопределенности отвечает всем характеристикам началам милетских философов и олицетворяет вечное движение. Время, согласно Гераклиту, господствует над всем, включая Космос и Логос. Космос существует вечно.2

Понятие отрицания в философии

Современная онтология развивается в направлении постепенного углубления своего предмета и включает новые не формализуемые в рамках классической онтологии аспекты бытия. Если в рамках классической онтологии объективная реальность характеризуется наличием времени, пространства, движения, то в рамках современной онтологии понимание данных аспектов трансформируется. Изменяется классическое традиционное понимание указанных аспектов, они сами, в свою очередь, углубляются, расширяются и подразделяются на типы, слои, виды. В данном случае, нельзя не согласиться с А.М. Анисовым, который отмечает, что «знание, подобно древнеримскому богу Янусу, имеет как бы два лица, смотрящие в противоположные стороны и в человеческом мышлении несуществующие одно без другого. Первый лик знания обращен ко времени, второй отвернут от него» . Согласно Ю.С. Степанову, Янус «двойной от рождения», и представляет собой «вход и выход в какое-либо пространство». Янус является парным и двуликим, а также «соединяет две сферы мира: либо «прошлое» и «будущее», либо «то, что сзади» и «то, что спереди»» . В онтологии данное единство выражается связкой бытие-небытие.

Таким образом, целью нашего исследования, в рамках данного параграфа, является рассмотрение понятия отрицания. Впервые к категории отрицания можно составить описание изучаемого объекта. Существуют различные способы отрицания, среди которых наиболее интересными, с точки зрения А.Ф. Кудряшева, являются те, которые строятся по классическим схемам, характеризующим противоречащие и противоположные понятия, т.е. отношения контрадикторности и контрарности соответственно. Кудряшев выделяет гипотезы конструктивного отрицания: во всяком конструктивном акте содержится элемент отрицания; единых для всех принципов конструктивности отрицания нет 2.

Понятие отрицания является предметом изучения многих наук. Немаловажным является изучение роли отрицания в искусственном интеллекте. Поскольку искусственный интеллект является молодой, но актуальной дисциплиной, в рамках которого изучаются технологии создания интеллектуальных машин, а также создание сложных компьютерных программ (например: логическое программирование). Искусственный интеллект находит себя в новейших компьютерных технологиях, призванных работать с системами баз данных. Новейшие компьютеры предлагают самые простые и самые сложные системы управления базами данных3. Среди существующих баз данных выделяют темпоральные базы данных, которые состоят из совокупности данных, связанных с различными событиями и интервалами времени 4 . Здесь возникает спектр вопросов, существуют ли наряду с темпоральными базами данных, которые включают временной параметр, атемпоральные базы данных. Степень разработанности данного вопроса не характеризуется высоким уровнем. К примеру, в отечественной литературе упоминаются нетемпоральные базы данных и внетемпоральные базы данных. В зарубежной литературе иногда встречается термин atemporal databases. В рамках нашего исследования под атемпоральными базами данных подразумеваются вневременные или безвременные базы данных. Из этого следует, что атемпоральные базы данных могут стать темой отдельного философского исследования.

Следует отметить, что понятие отрицания, с точки зрения автора, помогает интерпретировать происходящие процессы и явления современного техногенного общества. Иными словами, развитие, расширение и углубление содержания категории отрицания в рамках современной онтологии ведет к осмыслению фундаментальных свойств бытия. Ценность исследования, заключается в том, что отрицание позволяет осуществить конструирование безвременья как парной категории времени.

В лингвистике отрицание изучается как лексико-грамматическая категория. В отечественной лингвистике исследование категории отрицания отображено в трудах российского филолога Л.А. Новикова1, выдающегося языковеда и философа А.А. Потебни2. Областью интересов Л.А Новикова являются антиномии, А.А. Потебни - соотношение языка и сознания, а также понятийные противопоставления. Что касается этимологии понятия небытия, то частица «не» указывает на содержание элемента отрицания в слове и на признание нечто, отличное от бытия. Понятие отрицания существует во всех языках мира и в широком смысле выражает отсутствие. отсутствие это всего лишь суждении о суждении, то есть высказывание, в котором отрицается Y, относится только к Y.

Согласно западным исследователям-логикам Дов М. Гэбби2 и Генрих Вансин (Dov M. Gabbay, Heinrich Wansing) категория отрицания является центральным среди логических понятий и играет важную роль в отборе логических систем. В настоящее время, в формальной логике, в философской логике, в логическом программировании категория отрицания является «горячей» (дискуссионной) темой («The notion of negation is one of the central logical notions. Therefore, negation plays an important role in selecting logical systems for particular applications. At the moment negation is a hot topic » 3).

В области отечественной символической логики значительными являются труды И. Н. Бродского 4 и О. Ф. Серебрянникова. 5 «Серебрянниковым предложены нестандартные способы построения исчисления секвенций и систем натурального вывода, которые особенно эффективны в модальной, релевантной и паранепротиворечивой логиках»6. И.Н. Бродский очень точно определил проблему отрицания и отрицательных высказываний. Согласно И.Н. Бродскому, основной вопрос распадается на три следующих вопроса: «что отражают отрицательные высказывания, какова их роль в познании и каким образом проверяется их истинность?»7 Он продолжает рассуждать о том, что «обычный ответ на вопрос, что отражает (или какой реальный смысл имеет) истинное

Конструктивная функция отрицания

С другой стороны, человек никогда не отказывался от стремления обрести бессмертие. Отказ от объективного времени или отрицание одного из свойств объективного времени, например, необратимости (анизотропности) времени выражается в стремлении человека выйти за пределы круга времени, стрелы времени или метлы времени (термин А.М. Анисова) и обрести бессмертие. Вневременность как отрицание объективного времени есть безвременье.

Динамическая концепция времени находит выражение в известном живописном полотне французского импрессиониста Эдгара Дега «Голубые танцовщицы» 1 , хранящемся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

В своих картинах Эдгар Дега всегда стремился передать мгновенное, неуловимое движение, то есть «запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни»2, поэтому ряд его картин посвящен балетным сценам. Изображая танцовщиц, Эдгар Дега открывал мир красоты и грации, а также танцовщицы» изображены четыре балерины, одетые в балетные пачки голубого цвета. Среди искусствоведов идет спор, сколько же танцовщиц изображено на полотне: четыре или только одна в разных позициях? Мы полагаем, что как импрессионист художник запечатлел одно мгновение, а не их длящуюся совокупность. Поэтому танцовщиц четыре, а не одна. Отличительной особенностью картины является необычный ракурс, который был придан фигурам балерин автором. Они изображают круг, а смысл всей картины может быть прочитан так, что здесь реальное время создается не только техникой живописи, но и самими танцовщицами в процессе самовыражения. Они творят это самое время, время, текущее по кругу, они часть и соавторы этого времени. Время из объективного превращается в субъективное. Живописец искусно передал каждое движение танцовщиц, что создает эффект мгновенной вовлеченности зрителя в поэтичную пластику. Данная картина является ярким примером динамической и вместе с тем субъективной концепций времени. Поскольку здесь дается изображение кругового понимания времени, его противоположное толкование – время линейное и однонаправленное – будет определенной конкретизацией образа безвременья.

Спор о количестве танцовщиц подталкивает нас к продолжению рассуждений о безвременье. По сути, это спор между динамической и статической концепциями времени. Отрицая динамичность времени, изображенную автором, мы приходим к статической концепции, которая себя проявляет уже в том, что сама картина, изображающая движение танцовщиц, его запечатлевает, то есть останавливает, дополняя тем самым динамическую концепцию до их противоречивого единства.

Статическая концепция времени находит свое выражение в знаковом для современного искусства триптихе К. Малевича «Черный супрематический квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» 1 - трех картинах, объединенных общей идеей. Триптих К. Малевича явился своеобразным манифестом супрематизма – направления в искусстве, созданного самим Малевичем. Свои идеи Малевич представляет в виде первоосновы формы (квадрат, круг, крест) и первоосновы цвета (белое и черное). Черное – отсутствие цвета, а белое – слияние всех цветов. Если мы приведем к масштабу «Черного квадрата» все живописные полотна, которые уже когда-либо были написаны или еще только когда-либо будут написаны, то в результате такого смешения всех цветов должен получиться не белый цвет, как можно было бы подумать, а цвет черный, широко и традиционно используемый художниками. Черный - отрицание всякого цвета, и он поглотит все остальные цвета. Квадрат будет черным, каким он и предстал на картине Малевича.

На первый план выходит не эстетическое переживание действительности, а ценность самой идеи. Черное и белое суть противоположные понятия, то есть понятия, находящиеся в отношении контрарности. Так как здесь присутствуют только два цвета, то картину можно считать некой границей: черное и белое как символы бытия и небытия, времени и безвременья, объективного и субъективного, статичного и динамического, простого и сложного. На языке искусствоведов, наличие в картине только двух цветов называется статикой. Для К. Малевича черный квадрат и черный крест стали символами нуля, перехода из предметного мира в беспредметный.

«Черный крест» в теории супрематизма является результатом определенного движения квадрата по полотну. «Черный крест» символизирует рождение из нуля другой новой статичной формы усложненного характера. Поэтому целесообразно считать, что данные картины («Черный квадрат» и «Черный крест») вполне могут служить

Реляционная концепция времени находит выражение в изобразительном искусстве в картине С. Дали «Три возраста» 1. Картина представляет собой зрительную иллюзию. Если всмотреться в картину, то одновременно можно увидеть разные образы, все зависит от угла зрения. Здесь можно увидеть черты города Порт-Лигат (Жирон, Испания) и через арку видны руины Ампуриаса (населнный пункт и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Жирона). Одновременно на картине изображены старик, мужчина среднего возраста и ребенок. Каждый их них характеризует как три момента времени (прошлое, настоящее, будущее), так и три периода жизни человека: становление, развитие, упадок. Таким образом, картина «Три возраста» сочетает в себе два взаимозависимых изображения, которые вместе образует систему.

Эффект иллюзии заключается в возможности размещения двух картин в одной, путем наложения друг на друга. При концентрации внимания мы видим либо первую картину, либо вторую. То есть формально мы видим картину целиком, но наш мозг устроен так, что он выделяет либо первую картину, либо вторую. Такая особенность характерна и для философии, когда различение одного невозможно без другого. Вероятно, время различимо из-за наличия другого, то есть безвременья. запечатлен в процессе написания Гражданского Кодекса (Кодекса Наполеона), фундаментального законодательного акта Франции. Замысел Н. Бонапарта о том, что Кодекс будет вечным, свидетельствует о признании абсолютного объективного времени, так как после смерти Бонапарта Кодекс продолжает существовать. Картина может служить образом исторического времени. Наполеон Бонапарт начинает отсчет нового времени своим гражданским кодексом.

Категория безвременья в субъективистских концепциях

Второй параграф, как и первый параграф третьей главы, включает в себя анализ художественных картин, посвященных теме осмысления проблемы времени. Хотя картины непосредственно посвящены теме времени, косвенно в них прочитывается его отрицание, благодаря чему соответствующее «безвременье» можно наполнить определенным содержанием. Обращение к изобразительному искусству оправдывается тем, что основное содержание любого произведения изобразительного искусства кроется в художественном образе, который может быть реализован только в рамках перцептуального пространства и времени субъекта создающего или воспринимающего художественное произведение 1 . Речь идет о том, что картина как физический объект подвергается влиянию физического времени (краски со временем блекнут, тускнеют и трескаются). Однако как отмечают отечественные ученые Р.А. Зобов и А.М. Мостепаненко, концептуальное время, «в случае картины обычно лишено длительности, - в самом деле, художником изображается как бы временной срез реальности, «остановившееся мгновение»» 2 . Согласно авторам, если рассматривать произведения изобразительного искусства как объекты, локализованные в концептуальном пространстве, то из этого следует, что в художественных картинах отсутствует временной, динамический аспект. Поэтому обращение к изобразительному искусству существенно раскрывает содержательную сторону категории безвременья. Субъективистские концепции времени в изобразительном искусстве мы находим, например, в картинах Л. Поповой «Портрет философа», А.В. Зубарева «Ритмы пространства и времени», «Событие», «Человек без прошлого», «Образы темпоральности. Субъективное время», А.В. Кандинского «Смутное», С.Дали «Постоянство памяти».

Картина «Портрет философа» Л. Поповой 1 выполнена в русле абстракционизма (беспредметного искусства, направления авангардизма). Автор картины изобразил философа-исследователя, можно сказать, - его мысли. На первый взгляд, кажется, что картина состоит из хаотичных геометрических фигур, но вглядевшись, мы увидим, что прослеживается структура и система, то есть создается целостный образ человека. Картина является олицетворением отказа от объективизма, традиций и стремления к новизне форм. Эстетический смысл картин, выполненных в стиле авангардизма, заключается в активном и агрессивном воздействии на публику (шок, эпатаж, переворот). Основная ценность картины заключается в стремлении художника выразить невыразимое. Можно предположить, что автор пытался изобразить некий переходный этап, временное отрицание времени, т.е. безвременье, которое выражается в переломе традиций и нагромождении образа философа.

Аллегория времени представлена в картинах А.В. Зубарева «Ритмы пространства и времени», «Событие», «Человек без прошлого», «Образы темпоральности. Субъективное время»2.

Четыре картины написаны в 1986 году и были представлены в художественной студии А.В. Зубарева «Темпоральная реальность». Картины выполнены в стиле абстракционизма. Здесь четко прослеживается попытка художника выразить темпоральность человеческого бытия, поскольку тема времени всегда была актуальной и дискуссионной не только в научных кругах, но и среди обычных людей, в их повседневной жизни. В повседневной жизни каждый человек опирается на здравый смысл, который дает себя знать в области искусства. Темпоральность человеческого бытия в картине «Ритмы пространства и времени» выражается в виде смены 4 сезонов года, смены дня и ночи. Картина «Событие» трактуется как факт, то есть как состоявшееся, которое перешло в прошлое. «Человек без прошлого» как олицетворения настоящего, мига, застывшего мига. Полотно «Образы темпоральности. Субъективное время» трактуется как признание художником субъективного времени и одновременно как отрицание противоположной концепции объективного времени (в данном контексте оно предстает как безвременье).

С позиции художника В. Кандинского, масса цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной темы – борьбы двух разнонаправленных сил, то усмиряя, то обостряя ее. В картине «Смутное» 1 происходит драматическое столкновение центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга, что вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере "вживания" в это произведение».2 Заброшенность человека в мир, заботы, тревога - все эти термины созвучны концепции Мартина Хайдеггера. Таким образом, картину «Смутное» В. Кандинского, условно, можно считать олицетворением субъективистской концепции времени М. Хайдеггера. Придерживаясь экзистенциальной концепции, можно считать, что если человек заброшен в мир, то мир не является его истинным местом. Где пребывает человек до того, как его забросили?! Возможно, в безвременье.

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали 1 вызвало резонанс в искусствоведческих кругах, о картине до сих пор ведутся дискуссии. Мягкие растекающиеся часы, которые изображены на картине «Постоянство памяти», могут свидетельствовать об отказе художника от линейного понимания времени. Для Сальвадора Дали мягкие часы, скорее, служили образом субъективного (нелинейного) времени, которое могло произвольно течь и неравномерно заполнять пространство. Трое часов на картине служат символом трех моментов времени: прошлого, настоящего, будущего. В центре картины мы видим закрытый глаз с ресницами – это автопортрет самого Дали. Художник показывает взаимосвязь пространства, времени и памяти человека. Таким образом, с точки зрения С. Дали, время подвержено влиянию из вне и, вместе с тем, оно способно меняться самопроизвольно.

Непосредственно выраженная, аллегория безвременья в изобразительном искусстве практически не встречается. Но можно попытаться ассоциировать безвременье в следующих картинах. Картина «Сон» (1937) Сальвадора Дали 2 вошла в список картин «Паранойя и война» и считается спорной по сей день. Картина является олицетворением спящего человека, его сознания. Хрупкие тонкие подпорки поддерживают разные части головы. Голова изображена в неестественной форме, здесь отсутствует тело человека.