Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бытийный статус праздника Рыбникова Ирина Юрьевна

Бытийный статус праздника
<
Бытийный статус праздника Бытийный статус праздника Бытийный статус праздника Бытийный статус праздника Бытийный статус праздника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбникова Ирина Юрьевна. Бытийный статус праздника : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Омск, 2001.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/163-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Праздник как объект философского исследования

1.1. Специфика философского подхода к пониманию праздника 14

1.2. Природа праздника: онтологический аспект 23

1.3. Опыт классификации праздников 46

Глава II. Роль и место праздника в бытии общества и человека

2.1. Праздник и сущностные аспекты общественного бытия .64

2.2. Праздник как особая сфера бытия ценностных отношений 78

2.3. Личностное бытие человека в празднике 99

Заключение 115

Библиографический список использованной литературы 119

Специфика философского подхода к пониманию праздника

Праздники принадлежат к числу самых ранних и постоянно воспроизводимых элементов человеческого бытия. Их существование в качестве универсального социокультурного феномена не связано ни с какой-либо отдельно взятой ступенью общественно-исторического развития, ни с какой-либо особой формой мировоззрения.

История не располагает примерами обществ, которые не включали бы в строй своего бытия праздничные дни. В древности с помощью праздников отмечались наиболее значимые события жизни рода и явления космического цикла; современность придала им в основном характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа и героев.

Представление о празднике имеет каждый человек; это совершенно знакомое явление. Но, по Гегелю, знакомое ещё не есть познанное.1 Как раз то, что кажется нам привычным и само собой разумеющимся, порой наиболее упрямо ускользает от какого бы то ни было понятийного постижения. Человек знает праздник по своей собственной жизни, знает праздничное поведение ближних, знаком с многочисленными формами празднования. Мы считаем, что такая привычность праздничного действия не только не может препятствовать, но, скорее наоборот, является хорошим стимулом для постановки вопроса о сущности, бытийном статусе и смысле праздника.

В научном плане немалое значение имеет знание истории понятий и языковых терминов, выражающих изучаемое явление. Несмотря на то, что праздники существуют у всех народов, содержание самого понятия «праздник» варьируется в различных языковых структурах. К. Жигульский отмечает, что в древнелатинском языке, например, использовались два термина: «feriae», который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и обозначает дни отдыха, каникулы; и «festwn» - праздник, торжество. Современные лингвисты термин «feriae» выводят от слова «fanum», означавшего священное место, а термин «festum» от санскритского корня «бхас» -блестеть. Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в особые дни.

Древнегреческое слово «панегирис» (праздник) означало торжественное собрание, общее восхваление, прославление. Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг», от глагола «хагал» - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Эта церемония часто упоминается в дошедших до нас древних источниках.2 Немецкий язык различает праздник (das Fesi) как всестороннее и обширное явление, которое лучше всего подходит группе открытой, и праздник как торжество (die Feier) - более соориентированное и определенное, отмечаемое группой замкнутой.3

Украинское «свято», польское «свито», древнерусское «святки» зафиксировали связь празднования с религиозным культом и в наиболее древнем слое - с поклонением силе света, поскольку «свят» происходит от «светить».4 Современное русское слово «праздник» лингвисты трактуют как родственное древнеславянским «праздь» и «праздный», означавших период, когда можно не работать, «не занятый», «пустой».5

Уже с помощью обозначенных немногочисленных примеров выясняется, что такую всеобщую категорию (праздник) язык вовсе не везде и не изначально различал с одинаковой определенностью и именовал одним словом. На наш взгляд, различия в смысловых оттенках, передаваемых словом «праздник», указывают на многогранность самого явления.

Наиболее полно, с нашей точки зрения, содержание понятия «праздник» раскрывается в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, в котором представлено семь значений данного слова. 1. В религиозном обиходе праздник - это день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного, исторического или легендарного события или так называемого святого. Праздник Пасхи. Праздник кущей. 2.День торжества в память какого-нибудь исторического, гражданского события, отмеченный публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники. 3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням (смотри праздник в первом и втором значениях). Несколько дней подряд, составляющих один праздник. 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь. 5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. б.Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием, удачей и т.п.; само такое событие. 7. В переносном значении праздник — это испытываемое от чего-нибудь наслаждение, источник наслаждения.6

Следует иметь в виду, что само явление, которое человечество обозначило понятием «праздник», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как в различных языках появилось для этого данное слово. Описания праздничных церемоний, к примеру, встречаются в древнейших дошедших до нас письменных источниках, шумерских и египетских текстах. Если же мы заглянем в еще более глубокое историческое прошлое, то обнаружим, что уже мифологическая эпоха делала различие между временем праздника и другими временными отрезками жизни. В архаических мифах сакральный акт творения бытия противопоставлен профаническому (безблагодат-ному) существованию, «низкому быту».

Этот сакральный акт необходимо воспроизводился архаическим обществом в ритуально-праздничном оформлении. Какая потребность двигала при этом людьми - вопрос особый и требует специального освещения, здесь же мы хотим акцентировать внимание на двух моментах. Во-первых, уже мифопоэтическое сознание связывало с праздником представление об особом (сакральном) времени. И, во-вторых, осознанию собственной значимости праздника предшествовало осознание его важной роли в общей схеме космологизированного архаическим сознанием мира - в миниатюрной форме повторять акты творения бытия.

Мировоззрение мифологической эпохи исходило из тождества (или, по крайней мере, из особой связанности, зависимости) макро- и микрокосма, мира и человека. Для мифопоэтического сознания всё входит в состав космоса, причастно ему, а именно космос и образует высшую ценность в рамках соответствующего универсума. В жизни человека архаического общества, отмечает В.Н. Топоров, разумеется, можно выделить аспект злободневности, «низкого быта», профаниче-ского существования. Но жизнь в этом аспекте не входит в систему подлинных ценностей. Существенно, реально лишь то, что порождено в акте творения, входит в состав космоса как его часть. Вместе с тем все в принципе может быть возведено к первоначальной схеме сакрального, включая и то, что отпало от него.

То, что было вызвано к бытию в акте творения, стало условием существования и воспринималось как благо. Но к концу определенного цикла оно приходило в упадок, убывало, «стиралось» и для продолжения прежнего существования нуждалось в восстановлении, обновлении, усилении. Средством (основным инструментом), с помощью которого это достигалось, был ритуал. Он верифицировал вхождение человека в тот же самый космологический универсум, который был создан «в начале». А во временном плане ситуация «в начале» повторяется во время праздника, помещаемого в центре вписываемых друг в друга циклов.8

Опыт классификации праздников

Всем известно, что праздников, равно как и отличий между ними, великое множество. Многообразие обусловливается характером празднуемого события, спецификой места и времени празднования, составом участников, особенностями их интересов и психологического склада, их языка, культуры, настроением, своеобразным сочетанием в каждом отдельном случае множества факторов, в том числе, например, индивидуальным вкладом организаторов торжества в его подготовку и проведение и т.д. Между тем, указанный в заглавии вопрос в литературе разработан недостаточно. В разных изданиях называются разные группы праздников.

Так, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона праздники подразделены на ветхозаветные, церковные и народные. Ветхозаветные определяются как священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней, указывается в словаре, состояли, во-первых, в свободе от трудов и работ; во-вторых, в торжественных жертвоприношениях, свойственных празднику; в-третьих, в некоторых обрядах и церемониях, дававших отличительный характер тому или другому празднику в отдельности. К ветхозаветным праздникам Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон относят: субботу, Пасху, пятидесятницу, праздник труб, день очищения, праздник кущей.

Праздники церковные определяются как дни, назначенные церковью для торжественного чествования Господа Бога и святых. Они установлены: 1) в память важнейших событий из жизни Иисуса Христа; 2) в честь Пресвятой Богородицы - в память событий ее жизни (рождения, кончины и т.д.), обретения и положения в храмах ее вещей, в честь ее чудотворных икон (Владимирской, Казанской и т.д.); 3) в честь «бесплотных сил», то есть мира ангельского, в частности - архангелов Михаила и Гавриила; 4) в честь святых - целых разрядов их (преподобных, мучеников) и отдельных лиц из их числа.

Церковные праздники Брокгауз и Ефрон разделяют по степени торжественности на малые, средние (преимущественно в честь апостолов и великих святителей) и великие, куда относятся так называемые двунадесятые праздники и другие наиглавнейшие. Последние имеют «предпразднества» и «попразднества».

Народными праздниками Брокгауз и Ефрон именуют такие, которые совпадают или не совпадают с церковными праздниками и неприсутственными днями, которые основаны на поверьях и обычаях, свойственных преимущественно простому народу. В качестве примера можно рассматривать деревенский праздник в честь святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь. Из числа церковных праздников народ чествует такие, которые церковь считает скорее второстепенными. Таковы, например, Юрьев день или вешний Егорий, Иванов день или Ивана-Купала, Петров день.76

С нашей точки зрения, описание групп праздников, выделенных в словаре, представлено довольно полно, однако не совсем ясно, в чем, например, главное отличие между церковными и народными праздниками.

Интересная попытка типологизации праздников была предпринята сторонниками циклической концепции, основу которой составила подмеченная связь праздников с теми календарными циклами, которые заложены в самой природе, в смене времен года. По этой типологии своеобразие народных праздников и праздничной обрядности подчиняется делению года на летний и зимний циклы, причем весна предстает преддверьем лета, а осень — зимы. Порядок праздников протекает в виде восходящей кривой от Рождества к Ивану Купале и нисходящей — от Ивана Купалы к Рождеству.

Безусловной заслугой авторов типологии77 является указание на привязанность праздничных дней к переломным, кризисным моментам в жизни природы. Вместе с тем намеченная типология оставляет без внимания праздники, не связанные с временами года, например, торжествами, которые вводятся произвольно.

Некоторые группы праздников, как мы уже отмечали, перечисляются в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова: религиозные, революционные, семейные, балы, детские, спортивные и др.78 Здесь нет единого логического основания классификации, но такая задача и не ставится, ибо это не философский, а толковый словарь русского языка, где преследуется цель показать ряд значений слова "праздник".

Очевидно, что дать научную классификацию праздников можно только при том условии, если в ее основу будет положен наиболее совершенный критерий. Многообразие классификации обусловливается возможностью выбора различных критериев.

В.Н.Топоров в «Мифах народов мира» предлагает различать праздники годового цикла [практически известны и многогодовые циклы - семи-, двенадцати-, шестидесятигодовые; циклы, связанные с новым веком, новой эрой (летоисчислением) и т.п.] ; праздники, приуроченные к более дробным временным подразделениям (сезонные праздники, месячные праздники, недельные праздники и их эквиваленты, в частности суточные образы праздника, т.е. те разрывы мирского времени, которые приходятся, например, на утреннюю или вечернюю молитву, на посещение храма, на ежедневные фиксированные во времени сеансы медитации, транса, йоги и т.п.); праздники жизненного цикла (рождение, инициация, брак, смерть).

В ряде случаев, указывает В.Н. Топоров, существенно различать праздники официальные (в более позднее время часто совпадающие с государственными праздниками) и неофицальные [сравним такую нередкую их трансформацию, как церковные и «народные» (внецер-ковные) праздники], праздники «закрытые» (тайные, узкоконфессиональные) и «открытые» (в которых в принципе могут участвовать все), праздники частичные (например, женские, детские, воинские) и полные, праздники разовые и повторяющиеся периодически, праздники подготовленные и импровизированные (нередко без четкого плана и программы, но с наличием некоторых «праздничных» ходов, операций; из них, как из заготовок, монтируется целое праздника) и Т.П.

По мнению Я.П. Белоусова, при разработке классификации праздников целесообразно применять совместно критерий их общественно-исторической значимости и временной. Использование этих критериев позволит наиболее четко определить циклы и группы праздников. Классификация праздников, предложенная Я.П. Белоусовым, выглядит следующим образом.

В цикл общенародных праздников он включает следующие четыре группы: а) общегосударственные революционные праздники (с нерабочим днем) - годовщины Великого Октября, праздник Первого мая, праздник Победы, День Конституции и Международный женский день; б) общегосударственные революционные праздники (без нерабочих дней) - например, День Советской Армии; в) дни (и даты) образования СССР, союзных и автономных республик; г) международные дни солидарности, например, Международный день солидарности молодежи, Международный день студентов, Международный день защиты детей, Всемирный день здоровья и другие.

Цикл трудовых праздников, в классификации Я.П. Белоусова, включает в себя следующие группы: а) дни работников различных профессий, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР (День строителя, День металлурга, геолога, машиностроителя, учителя, м едицинского работника и т. д.); б) праздники в честь человека труда, отмечаемые в силу установившихся традиций (посвящение в рабочий класс, чествование юбиляров и др.); в) праздники производственного цикла (праздник урожая, сабантуй и т.д.).

Праздник и сущностные аспекты общественного бытия

Вопрос о связи общественного бытия и праздника на первый взгляд не относится к числу проблемных, ибо его решение представляется очевидным: праздник есть продукт социальной жизни. Научный анализ требует соблюдения принципа обоснования и доказательства даже самых очевидных вещей.

Исходным моментом философского анализа обозначенной проблемы должна стать определенность в понимании общественного бытия, его сущностных аспектов. Важно установить, что именно мы выделяем в качестве определяющего признака общественного бытия, а от чего отталкиваемся как неглавного, непринципиального.

Как известно, в отечественной философской литературе долгое время шла и продолжает идти дискуссия о категории общественного бытия. Разные авторы дают различную интерпретацию этого понятия, например, придерживаются узкой трактовки, когда общественное бытие абсолютно противопоставляется общественному сознанию, сводится к так называемому экономическому фактору.1

Критикуя такую концепцию, академик Т.И. Ойзерман отмечает, что исключение общественного сознания из общественного бытия является ошибочным, что общественное бытие — это «реальный процесс человеческой жизни».2

В рамках нашей темы нет необходимости вдаваться во все перипетии дискуссии о понятии общественного бытия в отечественной литературе. Мы считаем правильным приведенное положение Т.И. Ойзермана, ибо оно позволяет учитывать всю сложность и многогранность общественного бытия, включать в основу общественной жизни не только экономические, но и духовные факторы.

Значение духовных факторов в «реальном процессе человеческой жизни» в той или иной мере признавали сторонники как социально-философского идеализма, так и сторонники социально-философского материализма.

Если речь идет о вторых, то достаточно вспомнить положение К. Маркса о духовных производительных силах3, положение Ф. Энгельса о взаимодействии экономических и внеэкономических факторов 4 и многие другие. Как подчеркивает Т.И. Ойзерман, «сознание внутренне присуще человеческой жизни, оно образует существенную ее определенность».5

Естественно, что роль духовных факторов в образовании, укреплении и сохранении общественного целого была обстоятельно разработана сторонниками социально- философского идеализма, в чем состоит несомненная заслуга этих мыслителей. Достаточно вспомнить теорию коллективного сознания Э. Дюркгейма,6 в основе которой лежит постулат о нравственной сплоченности членов общества. Только материальная сплоченность, по Э. Дюркгейму, не может иметь значения, если индивиды или, скорее, группы индивидов? разделены нравственными пустотами. Определяющим условием солидарности является признание всеми членами общества некоего минимума общих ценностей, образующих коллективное сознание. Что не имеет нравственного основания, носит временный и непрочный характер.

Широко известно учение М. Вебера о протестантизме как творческом духовном начале в процессе становления и укрепления запад-ноевропейского капитализма. Весьма важны высказывания С.Л. Франка по интересующему нас вопросу. Само существо общества, по С.Л. Франку, есть единство и общность в смысле объединенности, совместности жизни, ее упорядоченности, как единого конкретного целого 8. "Единство общества, - поясняет он, - существует, присутствуя и действуя, как сознание общности, как идея «мы» в отдельных его членах".9

Это внутреннее, органическое единство, чувство сопринадлежности к социальному целому С.Л. Франк и другие русские философы называют «соборностью». Именно оно лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения, является духовным капиталом, питающим и обогащающим жизнь членов общества.

К сожалению, в нашей отечественной философской литературе длительное время имели широкое распространение взгляды, недооценивающие роль духовных факторов в функционировании и развитии общества. Особенно это касалось нравственности, что выражалось, например, в забвении или игнорировании моральной стороны христианства. Между тем, и социальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что любые экономические и политические институты базируются на определенных нравственных основах. Соответственно, чтобы преобразовать указанные институты, требуется изменить эти основы, восстановить их или опереться на них. В противном случае даже самые верные экономико-политические решения не могут быть реализованы.

Для понимания места и роли праздников в общественном бытии большую роль играет его интерпретация в русле системного, а не атомарного подхода. С позиций системного подхода к обществу «рассмотрение одного элемента системы безотносительно к другим ее элементам, независимо от них, принципиально несостоятельно, так как каждый член системы лишь в рамках данной системы, данного соотношения ее элементов является тем, что он есть».10 Системного подхода к обществу придерживались весьма разные мыслители, как, например, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Дюркгейм и другие.

Итак, сущностной чертой общественного бытия как «реального процесса жизни людей» является системность; общественное бытие как интегральное системное качество возникает из взаимодействия его элементов, как материальных, так и духовных. Важнейший аспект общественной системы — сплочение, единение, коллективность, соборность (как говорили русские философы). В создании и поддержании этой объединенности (соборности) играют роль все взаимодействующие стороны общественного целого (политика, экономика, право и др.); важнейшее место здесь принадлежит часто недооцениваемой нравственности.

Исходя из приведенного понимания общественного бытия, задача данного раздела, в целом состоящая в выявлении связи общественного бытия и праздника, может быть конкретизирована в следующем вопросе: как влияют праздники на сплочение, коллективность, соборность общества.

В разделе о природе праздника отмечалось, что объединяющее начало присуще любой игровой деятельности (спорту, искусству...), но в празднике мы склонны видеть способ наиболее интенсивного (предельного) переживания людьми своего единства, своей связанности друг с другом.

Многие виды деятельности человек может, а иногда вынужден, осуществлять в одиночестве, уединении: созерцать, мыслить, творить, молиться... Праздник принадлежит к иному виду деятельности: он, за редким исключением,11 всегда «требует» присутствия и непосредственного участия многих людей. Объединяет уже сама идея праздника: его ждут, к нему готовятся сообща, а праздничное настроение делает людей ближе и роднее друг другу.

В атмосфере праздника ощущение единства часто переживается и на материально-телесном уровне, и на эмоционально-психологическом. Содержание первого раскрыто в карнавальной концепции М.М. Бахтина. Народно-площадная карнавальная толпа, по М.М. Бахтину, есть народное целое. Эта праздничная организация народа прежде всего глубоко конкретна и чувственна. Даже сама теснота, сам физический контакт получает некоторое значение. Индивид ощущает себя неотрывной частью коллектива, членом массового народного тела. «Народное тело на карнавальной площади, - подчеркивает М.М. Бахтин, - прежде всего чувствует свое единство во времени, чувствует свою непрерывную длительность в нем, свое относительное историческое бессмертие».12

Личностное бытие человека в празднике

В понимании человека мы исходим из сложившегося в философии представления о нем как лично-общественном существе. Этот философский подход позволяет учитывать всю сложность и многогранность человеческого бытия: индивидуальность, творческое «я» каждого человека и его обусловленность факторами социального порядка, включенность в общество.63

Последнее означает, что реальная жизнь человека есть обязательное погружение в систему общественных отношений, есть непременно жизнь социализированная в рамках определенного общественного бытия. Общество задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные культурные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.

Социализация, процесс вхождения индивида в объективный мир общества или отдельную его часть, осуществляется через устойчивые конкретно-исторические типы отношений, которые выражаются в системе институтов. Праздник, наряду с семьей, образовательными, трудовыми и рядом иных институтов, играет существенную роль в этом процессе.

Влияние праздника на формирование человека как члена общества не раз отмечалось представителями различных отраслей гуманитарного знания. В частности, И.С.Кон в работе «Социология личности» выдвигает важный тезис об органическом включении массовых празднеств в механизм общественного саморегулирования и социализации, распределения социальных ролей и навыков, необходимых человеку как в его собственной возрастной группе, так и во взаимоотношениях с другими возрастными группами.64

Польский социолог К.Жигульский также отмечает, что праздник играет определенную роль роль в процессе социализации личности, в осознании ею своего места в обществе и отношения к социальным группам.65 В узком смысле роль праздника в социализации, по К.Жигульскому, сводится к усвоению человеком социальных ролей. Общественные и культурные роли, указывает он, обнажаются в это время так, как никогда не обнажаются в обыденной жизни. Праздник позволяет увидеть эти роли в действии ( по крайней мере, некоторые из них).

Действительно, праздник имеет отношение к осознанию человеком своей принадлежности к определенной возрастной и социальной группе и, следовательно, к уяснению социальной роли. Праздник сопровождает человека на всех значительных этапах жизненного самоопределения: как было отмечено нами ранее, существуют детские, юношеские праздники посвящения (в пионеры, в скауты, в студенты), специальные молодежные праздники и даже особый праздник — День пожилых людей. Может быть, здесь прослеживается онтологическая связь с древнейшими праздниками посвящения, закреплявшими в общественной структуре новый статус и социальные функции людей, достигших необходимого возраста или положения. До сих пор у всех народов, например, существуют специальные праздники, закрепляющие особый статус молодоженов. Свадьба — один из ярких примеров современной праздничной культуры.

Интересно, что на Руси новый статус молодых супругов освящался не только свадебным торжеством. Так, особое внимание молодоженам уделяла русская Масленица. Катание с гор в масленую неделю отличалось тем, что в это время катались исключительно молодожены, и в этом состоял весь смысл увеселения.66 Обычай под названием «столбы» также ставил в центр внимания молодые брачные пары. Обычай заключался в том, что молодые становились рядами («столбами») по обеим сторонам улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга.

Уяснение индивидом своей социальной роли обеспечивают и профессиональные праздники. В советское время в нашей стране их атрибутом были конкурсы «Лучший по профессии», что способствовало эффективному овладению профессиональными навыками. Праздники пробуждали чувство профессиональной гордости. В настоящее время большинство из них превратилось в простую календарную дату. Между прочим, отношение государства к профессиональным праздникам (их устройству, финансированию) — один из показателей востребованности обществом той или иной профессии, оценки труда людей, занятых в данной сфере.

Итак, праздник (вернее, некоторые праздники) способствует усвоению человеком определенных возрастных и социальных ролей. Однако, во-первых, эту свою функцию праздник может выполнить лишь при наличии других социальных институтов. Например, посвящение в студенты предполагает обучение в ВУЗе, даже сотню раз разыгранное посвящение еще не сделает молодого человека студентом вне вузовских стен. Во-вторых, социализирующее влияние праздника не следует сводить только к закреплению социального статуса и социальной роли празднующих, оно значительно шире.

Ряд исследователей справедливо отмечает, что праздник аккумулирует общепринятые принципы, образцы поведения, мышления и чувствования, входящие в структуру духовной культуры.68 Подобного рода оценки социализирующей значимости праздника нам представляются верными по сути (праздник, действительно, — важная традиционная форма передачи культуры), но в то же время слишком декларативными.

Мы считаем, что наиболее точно суть влияния праздника на формирование человека как члена общества была «схвачена» античными философами. Как уже отмечалось, Платон и Аристотель видели в празднике средство воспитания человека (гражданина). Вот что писал Платон о воспитательной функции праздника: «... Верно направленные удовольствия и страдания составляют воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются. Поэтому боги, из сострадания к человеческому роду, установили празднества, даровали Муз и Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах».69 Участие в праздничных хороводах, по Платону, развивает у людей чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием, наслаждением. Последнее служит правильным мерилом праздника, ибо он осуществляется исключительно ради физического и нравственного совершенствования.

Мы разделяем точку зрения на праздник как средство воспитания индивида. Основой для этого служит сам факт онтологической связи праздника с ценностной сферой общества, о чем шла речь в предыдущем разделе. В отличие от образования, которое есть передача знаний, и в отличие от научения, которое есть передача умений, воспитание есть приобщение к ценностям. Воспитательный эффект праздника заключается в приобщении отдельного человека к ценностям и нормам жизни общества в целом или определенной социальной группы.71

Обратимся теперь к вопросу о роли праздника в творческом развитии личности. Способствует ли праздник формированию индивидуального «Я»? Отвечая на этот вопрос, заметим, что участие в событиях праздника вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние и имеет гораздо более глубокие последствия для человека, чем участие в культурных событиях повседневности. Общее праздничное мироощущение существует не само по себе, как некая данность, но обязательно имеет индивидуальных носителей - отдельных участников. Безусловно, праздничная «соборность»-коллективность основана на совпадении одинаковых, сходных душевных движений. Но при всей одинаковости и всеобщности эти движения сугубо индивидуальны, личностны. Праздничное «мы» только потому и возможно, что есть и «я», и «ты», и «другие». Индивидуальность, как известно, заявляет о себе при каждом удобном случае в условиях свободы в реальной жизни, а праздничная свобода открывает для неё ещё больший простор.

Похожие диссертации на Бытийный статус праздника