Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные основания духовности Дуденок, Валентина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дуденок, Валентина Ивановна. Ценностные основания духовности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Харьков, 1992.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема духовности принадлежит к вечным философским проблемам, являясь, по сути, лишь иным выражением и одним из вариантов вопроса о том, что есть Человек и какова его сущность. Как любой вопрос содержит в неявной форме и направление возможного ответа, так и формулировка проблемы Человека посредством вопроса о его духовности предопределяет особый аспект рассмотрения: не культивирование образа "простого советского человека", не акцент на объективности и необходимости законов общественного развития и не сведение ценностных аспектов к познавательным, а прежде всего - рассмотрение человека как личности, как субъекта, обладающего суверенным Я. Проблема духовности предполагает ту стадию развития человека и общества, когда у идеального появляется собственная история,а у индивида - возможность самопознания и самодетерминации, поскольку лишь развитие индивидуального самосознания порождает проблему взаимоотношений человека и Духа.

В современной отечественной философии данная проблема,как правило, не ставилась, как в силу отождествления понятий духовности и религиозности, так и из-за.-отсутствия социального заказа, на её исследование, поскольку в нашем обществе длительное время преобладало акцентирование на первичности материальных, экономических факторов развития и рассмотрении человека как функции производства, государства, как бесконечно малой вели -чины по отношению к любым социальным структурам.

Сегодняшняя актуальность исследования духовности объясняется как обострением мировых глобальных проблем, поставивших под вопрос само суа(ествование человеческой цивилизации, так и значительными переменами в нашей стране. Изживание тоталитаризма, отсутствие жёсткого идеологического давления, пришедший на смену плюрализм и относительная свобода самоопределения, ломка устоявшихся стереотипов мышления и поведения, резкие изменения, происшедшие в социальной структуре - все эти перемены обусловливают переориентацию общественного сознания и изменение проблематики философских исследований.

Возрождение интегюса к проблемам духа и духовности само по себе симптоматично, поскольку свидетельствует о кризисе прежних традиционных структур и ценностных установок: когда рушатся казавшиеся вечными внешние опоры, то закономерной становится об-

ращённость к своей субъективности, поиск внутренних устоев и личностных ориентиров. В масштабах общества такая обращённость сопровождается,как правило, всплеском иррациональности, увлечённостью религией, теософией, мистицизмом, отказом от идеи общественного прогресса. Этот взгляд во внутрь в конеч-ном счёте может оказаться для личности и спасительным, ибо предполагает не возможность спрятаться за новыми перегородками - классовыми или национальными, а укоренённость в более глубокой общности - всечеловеческой.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на повышенный интерес к проблеме духовности, она и сегодня является одной из наименее разработанных в советской философской литературе. В связи с последними событиями в духовной жизни общества эта проблема активно обсуждается в публицистической, художественной литературе и налицо явно недостаточный собственно философский анализ духовности.

В советской философской литературе проблема духовности непосредственно исследуется в работах Г.Э.Бурбулиса, В.Е.Кемерова, М.С.Кагана, Ы.Кулэ, Б.Петерсоне, П.В.Симонова,П.М.Ершова, Ю.П.Вяземского, В.Г.Федотовой, Т.В.Холостовой, tt.B.Шелковой.

. Косвенное рассмотрение-проблемы духовности как духовного мира личности, духовной сферы общества, духовного производства, духовной культуры или различных форм существования духовного содержится в исследованиях Е.К.Быстрицкого, А.И.Горак, В.П.Иванова, В.П.Козловского, С.В.Пролеева, В.Н.Сагатовского, К.А.Свасьяна, В.И.Толстых. В аспекте рассмотрения духовно -го как особого рода реальности, как идеального, очень важны работы Д.И.Дубровского.

Лотя в настоящее время духовность преимущественно исследуется как светский феномен, существенный интерес представляют и работы, в которых дух и духовность анализируются в непосредственной связи с религиозностью, как имеющие свои корни именно в религиозном сознании. В русской философии эта традиция представлена именами Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова,А.И.Ильина, В.С.Соловьёва, С.Л.Франка. Такой сложный и малоизученный

аспект проблемы духовности как взаимосвязь понятий "душа" и "дух" освещается в работах М.М.Бахтина, В.Г.Федотовой, С.Л.Франка.

Поскольку в нашей работе духовность рассматривается как интегральное качество личности, особый интерес представляют работы, анализирующие бытие духовного в плане личностно-экзистенциальном: произведения Н.А.Бердяева, А.Камю, Ф.Ницше, В.В.Розанова, Ж.П.Сартра.

Духовность, рассматриваемая в личностном плане, как о-дух-о-творение, по своей природе есть отношение ценностное, поэтому не случайно особенности того или иного понимания духовности во многом предопределяются спецификой понимания сути ценностного отношения вообще. В настоящее время существует обширная литература по проблеме ценности, в методологическом плане наибольший интерес представляют работы Н.Гартмана, Н.О.Лосского, Г.Риккерта, М.Шелера, М.М.Бахтина, О.Г.Дробни-цкого, Е.В.Золотухиной-Аболиной, Ю.М.Смоленцева, В.П.Тугари-нова.

Поскольку изучение феномена духовности предполагает обращение к проблеме взаимосвязи личности и общества, относительного и абсолютного, единичного и всеобщего, особый интерес представляют в этом плане исследования М.М.Бахтина, В.Данченко, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева. .

Анализ духовности как качества личности предполагает и специфическую интерпретацию проблемы деятельности: рассмотрение её не только как средства объективации и способа бытия объекта для субъекта, но и как со-деятельности, со-бытия, со-существования. Этот недостаточно разработанный в советской философии аспект представлен работами Г.С.Ватищева, М.М.Бахтина, М.М.Пришвина, А.А.Ухтомского.

И всё же, несмотря на значительные достижения в разработке проблемы духовности, остаются недостаточно исследованными целые пласты её философского осмысления: духовность и проблема человеческой целостности, проблема ценностных оснований духовности, особенности способа бытия и механизма реализации общечеловеческих ценностей, проблема абсолютного и относительного применительно к нравственным ценностям, сущности и условий формирования надличностного самосознания,

проблема субъективного и объективного в духовности, исследование явлений и выявление сути бездуховности и многие другие проблемы.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - изучить комплекс вопросов, связанных с сущностью и формами бытия духовности как качества личности / сквозь призму её ценностных оснований/, для чего необходимо решить следующие задачи:

осуществить анализ познавательной нагрузки категорий "дух" и "духовность". Выяснить специфику соотношения понятий "дух" - "сознание", "идеальное" -"духовное";

вычленить сущностные характеристики духовности как интегрального качества личности, определить условия её становления;

исследовать диалектику личностно-экзистенциального и социально-нормативного в духовном развитии личности, выяснить основания её творческой интенции, механизм становления феноменов надличностного;

. - рассмотреть особенности духовности как развитого- ценностного отношения, установить содержание понятий "высшие ценности" и "общечеловеческие ценности", исследовать имеющиеся в литературе подходы к определению общечеловеческих ценностей, их функциональных особенностей;

-проанализировать феномен религии в плане соотношения с "высшими" духовными ценностями и в целом с феноменом духовности.

Научная новизна исследования, заключается в вышеизложенных подходах к анализу проблемы духовности и обусловливается тем, что в диссертации:

духовность исследуется как целостное интегральное качество, личности, основанное на самосознании и имманентно включающее в себя ориентацию на "высшие" общечеловеческие ценностр

аргументируется, что предпосылкой духовности является развитие суверенного личностного Я, в силу чего духовность не формируется в ходе биологического развития;

анализируется сущность духовности как интенции /осознанного устремления/ к "высшим" духовным ценностям, которые аккумулируют в себе общечеловеческое, характеризуются качествам] безотносительности /абсолютности/ и другодоминантности;

духовность рассматривается как другодоминантное отношение, предполагающее не поиск себя в другом, а признание

принятие Другого как в себе ценной личности, как самоценности;

- обосновывается, что предикат "надличностное" является характеристикой содержания сознания шдивида, его качества, а не бессубъектности идеальных образований.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовность как личностный феномен- это воплощение Духа/объективных смысловых значимостей/, его одушевление.Духовность не может быть сведена ни к чисто мыслительным операциям, ни к безотчётным душевным порывам, это есть целостное качество личности, основанное на самосознании и имманентно включающее в себя ориентацию на высшие общечеловеческие ценности.Духовность - синоним собственно человеческого.

  2. Предпосылкой духовности индивида является развитие его самосознания, личностного Я, которое предполагает само -детерминацию и внутреннюю свободу. Развитие личностного Я и переход к надличностному самосознанию - это неотъемлемое условие актуального существования общезначимого и общечеловеческого. С утратой одушевляющего личностного начала безличные идеальные образования обретают тенденцию отклоняться от здравого смысла, их существование становится самодовлеющим.

  3. духовность есть интенция к общечеловеческому, к "высшим" духовным ценностям. Возможность общечеловеческих ценностей обусловлена наличием определённой-общности их субъектов /на уровне чувственной значимости или на уровне смысла как осознанного долженствования/. Эта общность имеет свои истоки в единых предпосылках существования /природных и социальных/ и находит своё выражение в признании общезначимости /ценности/ заповедей "не убей" и др., которые являют собою условия выживания человечества как сообщества.

"Высшие" общечеловеческие ценности символизируют иной уровень общности, связанный с необходимостью её осознания, как и с пониманием того, что духовное может быть ценностью и может быть "высшей" ценностью. "Высшие" ценности символизм -руют всеобщность не условий бытия, а человеческого сямосоз -нания, evo надличностность, общечеловечность, .духовное еди -нение.

. 4» Ценности по своей природе суть общественные отноше -ния.Так, добро есть особое общественное свойство, в качестве добра может выступать лишь такое действие, которое обуслов -лено потребностями Другого и которое есть попытка отречься

/отвлечься/ от своей субъективности, своего понимания ценности и принять ценностную позицию Другого / принять Другого как в себе ценную личность/.

5. Духовность может носить религиозную окраску, но религиозность не является атрибутом духовности, как и духовность не является закономерным следствием религиозности. От меры духовности личности зависит и наполненность тем или иным ду -ховным содержанием религиозного чувства. И самые высокие об -разцы религиозности должны быть поняты не как сверхъестест -венный дар, не требующий усилий, а как личностное самоотречение и подвижничество, личностное мироЪознание и труд души.

Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования его вынодов и рекомендаций для теоретического осмысления происходящих сложных процессов в нашем обществе. Выводы и основные положения диссертации могут послужить созданию дальнейших философских разработок по пробле -мам духа и духовности человека, оснований его творческой ин -тенции, специфики ценностного самоопределения в культуре и по многим другим вопросам, затронутым в нашем исследовании. Материалы диссертации могут найти применение и при чтении курса философии, при подготовке специальных курсов по теории культуры, этике, эстетике. Выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке и применении результатов конкретно-социологических исследований, в политико-воспитательной, лекционно-пропагандистской работе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Ввиду сложности, многоаспектное и малоразработанности исследуемой проблемы автором в качестве теоретической основы использовались различные философские системы - домарксистские,марксизм, русская философия XIX-XX вв., современная западная философия, психологические исследования. В работе содержится также философское осмысление публицистической, дневниковой, художественной литературы, затрагивающей проблему духовности. Методологическую основу исследования составили: учение К.Маркса о родовой сущности человека, неокантианская концепция ценностей, идеи М.М.Бахтина об истоках долженствования, о поступке как событийном отношении, о ценностной вненаходимости, а также другие концепции и положения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертаци-

онного исследования изложены автором в тезисах выступлений на научных конференциях в городах: Павлодаре /1987 г./, Риге /1989 г./, Москве /1969 г./, Чебоксарах /1990 г./, Ужгороде /1990 г./, Уфе /1990 г./ материалы работы использовались при разработке программ и планов семинарских занятий по курсу философии, в процессе преподавания философских дисциплин в Бердянском государственном педагогическом институте и ларьков-ском государственном университете.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования проблемы. Работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка основной использованной литературы.