Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Никитин Владимир Николаевич

Человеческая телесность: онтогносеологический анализ
<
Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ Человеческая телесность: онтогносеологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитин Владимир Николаевич. Человеческая телесность: онтогносеологический анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Никитин Владимир Николаевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2007.- 340 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Человеческая телесность как предмет философского исследования . 16

1.1. Онтологические аспекты проблемы телесности. Понятие «жизненность». 16

1.2. Гносеологические ракурсы темы телесности: «тело как образ» и «тело как данность». 36

1.3. Методологические основания философского исследования телесности. 59

Глава 2. Телесность и самопознание: интерпретация темы в восточной и западной философских традициях . 74

2.1. Тема телесности в контексте осмысления путей самопознания в религиозно-философской мысли Востока (на материале даосизма, индуизма, буддизма). 74

2.2. Введение темы свободы в проблематику телесности в философии экзистенциализма и феноменологии . 111

2.3. Телесность и свобода в дискурсе философии постмодернизма. 133

Глава 3. Телесность как воплощенное отражение психической жизни человека . 152

3.1. Телесность в свете экзистенциальных и структурно-аналитических концепций сознания. 152

3.2. Телесность и измененные состояния психики. 172

3.3. Аффективная природа телесного существования. 188

Глава 4. Онтология телесного движения . 219

4.1. Телесное движение как форма проявления человеческой экспрессии. 219

4.2. Рефлекторное движение как средство реализации «направленности» человека на среду . 230

4.3. Конкретное движение как форма выражения «феноменального тела». 244

4.4. Абстрактное движение как движение для Себя. 257

Глава 5. Выразительность «культурного тела». 273

5.1. Танец как форма выражения «меня в Другом». 273

5.2. Выразительность аутентичного голосового звучания. 284

5.3. Телесность. Жизненность. Художественный образ. 300

Заключение. 320

Библиография. 324

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Острый интерес к «вечной теме» -проблеме человека - в наши дни обусловлен состоянием общества, нередко определяемым в философской литературе как антропологический кризис. Важнейший компонент этой проблемы - соотношение и взаимосвязь телесного и духовного в человеке.

Современные знания по этому вопросу основываются на представлении о единстве в человеке биологического и социального, о телесности как социокультурно обусловленном феномене. В развитии философского знания основной акцент при анализе данной проблематики делался на анализе человеческой духовности, телесность же нередко рассматривалась как некий «субстрат», материальная основа, природная оболочка, всего лишь обеспечивающая человеку биологическое существование.

Однако в XX веке постепенно становится очевидной неполнота и даже несостоятельность такого подхода. Философские исследования, осуществлявшиеся в русле феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, психоанализа, структурализма, постмодернизма, герменевтики, а с другой стороны, - естественнонаучные открытия, исследования в области культуры и искусства, позволяют по-новому взглянуть на данную тему.

При постановке проблемы и определения перспектив ее исследования в работах философов XX века проводится последовательное различение понятий «тело» («Кбгрег») и «плоть» («Leib»), «тело» и «телесность». Тело человека, как структурно организованное материальное образование, предстает в качестве объекта исследования естественнонаучных дисциплин - физики, химии, биологии и других. Телесность, как проекция состояний и форм коммуникативных репрезентаций тела, как знак и символ, выступает в качестве предмета анализа гуманитарных дисциплин. Однако при всем многообразии подходов к данной проблематике остается открытым вопрос о методологии познания феномена человеческой телесности.

В связи с этим, особенно важным оказывается проведение философского исследования таких аспектов этой темы как: раскрытие содержания понятия

5 «телесность», позволяющее определить выбор гносеологической перспективы в разработке данной проблематики; исследование содержания понятий «образ тела» и «тело как данность» в контексте анализа сущностных сторон телесности; осмысление методологических принципов исследования феномена, обеспечивающих системное рассмотрение всей совокупности составляющих аспектов проблемы.

В проблемное поле анализа феномена телесности включаются также вопросы об онтологической взаимосвязи форм телесной репрезентации с состояниями сознания; о влиянии пограничных состояний психики на восприятие тела, на характер объективации представлений о его бытии. В этом плане принципиальное значение имеет исследование вопроса о возможности познания человеком собственной телесности, о доверии к чувственному восприятию как основанию получения целостного представления о себе.

Проведение анализа социокультурных аспектов телесности, выявление ее аксиологического значения имеет существенное значение для понимания причин антропологического кризиса. Значимость философского осмысления феномена телесности обусловлена также необходимостью интерпретации представлений о генезисе многообразных форм телесных репрезентаций, о природе творческого самовыражения человека, о духовно-телесном единстве человеческого бытия.

Все это определяет актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Тема соотношения телесного и духовного в человеке - одна из центральных антропологических проблем -широко обсуждалась в истории философии, в таком контексте происходило и осмысление феномена телесности. В теле усматривалось и проявление сущности человека (включая выражение его духовных свойств и личностных характеристик), и отражение «низменных», животных инстинктов.

С чем же связано амбивалентное отношение философов к проблеме телесности? М. Монтень справедливо отмечал, что двойственный подход «заживо» расчленяет человека на бестелесную духовность и бездуховную телесность. Гиперрационализация сознания выступает как основная причина пренебрежительного отношения ко всему, что связано с телом. Двойственное отношение к телесности и поныне прослеживается во взглядах многих философов. По мнению С. Л. Бутина-Шабаль, причина «неопределенного отношения» к телесности кроется, в том, что человек, задумываясь о состоянии собственного тела, ощущает нечто, не связанное «ни с одним наличным или возможным предметом». Это обусловливает расхождение позиций философов в отношении к духу и к телу, восхищение одним и уничижение другого.

Актуализация интереса к философскому исследованию телесности происходит в начале XX века. Последовательный анализ данной проблематики представлен в работах философов феноменологического направления -Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Б. Вальденфельса и др. Исследование проблемы телесности связывается ими с рассмотрением сущности движения, восприятия, сознания и т. д. Тело интерпретируется как «двойственное образование, лишенное дуализма»; оно становится объектом не интенционального акта, а «действующей интенциональности» (М. Мерло-Понти). В поле внимания оказываются и воздействие на человека означаемой «вещи» (тела), и влияние означивающего «вещь» Другого.

Особое влияние на понимание природы человеческой телесности оказали идеи представителей экзистенциализма - К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя. Восприятие человека как существа, которое само определяет свое бытие, обусловливает трансформацию представлений о формах познания телесности. Так, Г. Марсель рассматривает тело в двух перспективах: тело собственное, данное во внутреннем опыте переживаний и тело физическое -наблюдаемое.

Представители немецкой философско-антропологической школы выдвигают задачу определения места человека в системе органической жизни. При этом человек предстает как существо, обладающее «эксцентрической позициональностью» (X. Плеснер). Благодаря способности к рефлексии индивидуум может постигать себя как «предметно данное тело», как душу в теле и как «Я» (М. Энафф, П. Шульц). В то же время А. Гелен пишет о «незавершенности» человека в силу его «неприспособленности» и «оттеснения

7 инстинктов»; преодоление, снятие «ущербности» человека он видит в его способности созидать себя и среду.

Особое место в развитии взглядов на проблематику телесности занимает психоаналитическое направление (3. Фрейд, К. Г. Юнг, В. Райх, А. Лоуэн, Э. Нойманн и др.), в котором значение придается тому, что природа телесности человека может быть рассмотрена в знаково-символических парадигмах, обусловленных социокультурным контекстом. Развитие представлений о значении символического в интерпретации сущности феномена телесности получило в работах постструктуралистов (С. Жижек, Ж. Лакан). Так, Ж. Лакан видит в человеческом бытии радикальную несоизмеримость с природным началом; возможность ее восполнения он усматривает в функционировании символического - в традиции, культуре, языке.

Тенденция к символизации феномена телесности наиболее последовательно прослеживается в работах философов постмодернизма Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Батая, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж.-Л. Нанси и др. Тело наделяется различными дискурсивными значениями, становится «конструктом» мысли.

Далее, существенное значение для анализа проблематики диссертации имеют работы М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», а также «Эстетика словесного творчества». Проблема объективации телесности связывается с исследованиями темы субъективности. М. М. Бахтин вводит понятия «внутреннего тела» и «внешнего тела»; собственное тело человека рассматривается им как «ключ» для различения «своего» и «чужого».

В отечественной философии особое звучание проблема телесности приобрела в последние два десятилетия. «Возврат» к телу - к тому, что можно наблюдать, чувствовать, чем можно восхищаться, удивляться - представляется вполне закономерным.

Современные представления о различных аспектах телесности человека полемически представлены в трудах отечественных исследователей С. Л. Бутиной-Шабаль, И. М. Быховской, Л. П. Киященко, В. Л. Круткина, B. Мерлина, В. А. Подороги, О. С. Суворовой, П. Д. Тищенко, Г. Л. Тульчинского, А. Ш. Тхостова, М. Н. Эпштейна и др.

П.Д. Тищенко ставит проблему двуаспектности феномена телесности, исследует гносеологические трудности в определении метода философского исследования психосоматической сферы человека. Л. П. Киященко очерчивает «границы телесности человека», рассматривая феномен телесности в контексте анализа пространства целостного организма, с включенными в него явлениями сознания.

С точки зрения В. Л. Круткина, для современной философии характерно стремление преодолеть ограничения «биологизаторски-ориентированного» и «социологизаторски-ориентированного» редукционизма. Это создает возможность объективировать и интерпретировать информацию о многоаспектности, сингулярности феномена телесности, внимание к которому возрастает в связи с обострением проблемы состояния физического и психического здоровья населения. И. М. Быховская раскрывает значение гносеологических и аксиологических аспектов проблемы телесности в свете социокультурной проблематики. Согласно М. К. Мамардашвили, вся философия XX века демонстрирует смещение спектра исследования к тому, что можно определить как «проблематику тела».

Дальнейшее развитие получили философско-антропологический анализ и герменевтика телесности, представленные в публикациях В. П. Визгина, C. А. Лохова, Ф. К. Михайлова, О. А. Орлова, А. А. Оскольского, О. К. Румянцева, М. Б. Туровского, С. В. Чебанова, Л. Ф. Чертова, A. Ю. Шеманова и др. Интерпретация проблемы телесности в рамках постмодернизма исследуется в работах Д. Голобородько, С. Л. Бутиной- Шабаль, О. Н. Бушмакиной, Ю. А. Разинова, Л. Е. Рыскельдиевой, О. Н. Чесноковой, О. Шпараги и др.

Таким образом, в современной зарубежной и отечественной литературе достаточно глубоко и полно освещены вопросы о генезисе телесности (П. Шульц, М. Энафф, Л. П. Киященко, В.Л. Круткин, А. А. Оскольский B. А. Подорога, И.П. Смирнов, О. С. Суворова, П. Д. Тищенко и др.), о проблеме взаимосвязи духовного и телесного в человеке (С. Гроф, Ф. Дальт,

9Э. Нойманн, С. Л. Бутина-Шабаль, В. П. Визгин, С. А. Лохов,

М. К. Мамардашвили, М. Б. Туровский и др.), о роли Другого в формировании образа тела (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, С. Жижек, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), о психологических и когнитивных аспектах телесности (О. Е. Баксанский, Н. Ф. Калина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. Ш. Тхостов и др.), представлений о его символическом и аксиологическом значении (И. М. Быховская, В. Мерлин, О. А. Орлов, Г. Л. Тульчинский, Л. Ф. Чертова, М. Н. Эпштейн и др.).

Цель исследования - провести онтогносеологический анализ феномена телесности человека и на этой основе выявить особенности восприятия человеком собственного тела, определить место данного процесса в самопознании и влияние на него коммуникативных отношений с Другим, исследовать природу экспрессивности телесных движений и раскрыть значение телесных репрезентаций для творческого самовыражения человека.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах.

Задачи исследования: выявить содержание и обосновать целесообразность использования понятий «тело как образ» и «тело как данность» в ходе философского исследования телесности; провести сравнительный анализ методологических принципов, характерных для восточной и западной философии и применяемых при исследовании феномена телесности; исследовать пути и особенности постижения человеком собственной телесности как компонента самопознания под углом зрения представлений о свободе, разработанных в философии экзистенциализма, феноменологии, постмодернизма; проанализировать возможности познания телесности человека в контексте современных представлений о сознании; обосновать методологическую необходимость анализа содержания измененных состояний сознания для исследования онтологии телесности;

10 исследовать онтологию телесного движения; проанализировать онтогносеологические, социокультурные и аксиологические аспекты выразительных форм телесного движения.

Методологические и теоретические основания исследования.

Существенное значение для философского осмысления проблемы человеческой телесности в рамках диссертационного исследования имело использование методологических принципов, разработанных в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме, психоанализе. Фундаментальными для анализа онтогносеологических аспектов телесности стали: идея неразрывного единства в человеке психического и телесного; положение о взаимообусловленности и взаимодополнительности биологического и социального в развитии телесности; гипотеза о решающей роли Другого в формировании образа тела; идея перманентности творческой деятельности, обусловливающей возможность самоопределения и самовыражения человека.

Диссертант опирался на традиции анализа проблемы телесности в философии Востока и Запада, обращение к которым позволило представить данную проблематику в различных мировоззренческих парадигмах. В качестве ведущего метода диссертационного исследования выступал «индуктивный метод» в интерпретации М. Мерло-Понти, обеспечивающий возможность адекватного прочтения феноменов как модальностей и вариаций целостного бытия субъекта.

Методологическими основаниями исследования также стали: метод феноменологической редукции Э. Гуссерля, обеспечивающий последовательное исследование феномена телесности; представление X. Плеснера о жизненности как центральном качестве живого существа; идея М. Мерло-Понти о неисчерпаемости телесного бытия для рационального познания; идея М. М. Мамардашвили о несуществовании неэкзистенциальной философии познания; идея В. А. Подороги о целостности образа тела в акте переживания.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты, обладающие новизной: обоснована методологическая необходимость различения понятий «тело как образ» и «тело как данность». Показано, что в процессах самопознания выбор ориентации на постижение образа тела или же тела, непосредственно данного в ощущениях, определяет перспективы и ракурсы восприятия человеком собственной телесности. Определено, что эти установки дополняют друг друга: первая отражает отношение к телу как пространственно организованному объекту, наделенного множеством трансцендентных и социокультурных значений, а вторая - стремление дешифровать содержание ощущений «чувственной ткани» тела; выявлены мировоззренческие и методологические различия в интерпретации темы телесности в восточной и западной философской традициях; реконструированы соответствующие представления о значении и путях постижения человеком собственной телесности в процессах самопознания; на основании исследования трактовок свободы, разработанных в рамках экзистенциализма и феноменологии, раскрыто значение личностной свободы как необходимого условия адекватного постижения человеком собственной телесности. Показано, что проблема телесности в постмодернизме рассматривается в контексте отношений означаемого и означающего, в качестве которых соответственно выступают тело субъекта и отношение к нему (Другого). В результате исследования проблемы свободы в пространстве взаимоотношений «Я» и «Другого» выявлено определяющее значение «Другого» в формировании образа «социального тела»; на основе систематического анализа представлений о природе сознания, раскрыт характер влияния состояния сознания субъекта на постижение форм проявления собственной телесности. Исследован трансгрессивный аспект телесности, проявляющийся в состоянии аффекта; исследованы онтические стороны основных видов движения человека, показано их «дообъектное» единство, интенциональная обращенность на среду, знание которой и определяет характер интенционального действия.

12 Раскрыто значение отношения Другого для формирования устойчивых паттернов движения; в контексте анализа проблемы телесности выявлены онтические стороны выразительных форм телесных репрезентаций в искусстве (художественного образа, голосового звучания, танца).

Положения, выносимые на защиту.

Рефлексия представленных в философской антропологии и феноменологии интерпретаций понятий «тело», «плоть», «телесность» позволила обосновать тезис о том, что «центральное качество» живого существа - «жизненность», выражающаяся в стремлении человека к созиданию себя и мира, к самовыражению. Телесные репрезентации (движения, аффекты, творческие акты) могут рассматриваться как одна из форм жизненности.

Осмысление феномена человеческой телесности предполагает анализ образа тела и тела, данного в ощущениях. Образ тела - виртуальный феномен, собирательное представление о «символическом», «социокультурном» теле, «копия копий»; он строится на основе интерпретаций представлений Другого. «Тело как данность» воспринимается целостно; познание собственной телесности осуществляется на основе осознания содержания чувств и ощущений, возникающих в процессе телесного действия, в сопоставлении с впечатлениями о внешних формах проявленности телесности Другого. Осмысление двуаспектности телесности, выражающейся в «присутствии» в сознании образа «собственно тела» и знаково-символического образа тела, имплицированного в сознание Другим, является отправной точкой для выявления методологических принципов исследования проблемы. В этом плане ведущим в данной диссертации стал принцип философского анализа в данной диссертации выступала установка на «доверия субъекту», способному в акте восприятия и переживания телесных ощущений и состояний осуществлять «схватывание» и означивание диады «соматическое - психическое».

Анализ представлений о человеческой телесности, сложившихся в ведущих философских школах Востока и Запада показывает наличие существенных различий в методологии исследования проблемы. В силу

13 многовековой традиции использования духовных практик философы Востока считают необходимым соблюдение двух условий, обеспечивающих возможность постижения телесности. Во-первых, это обретение человеком чувства свободы по отношению к Другому, к социальному миру, что обеспечивает возможность относительно беспристрастного самонаблюдения и рефлексию форм репрезентации своего тела. Во-вторых, это расширение сферы сознания, в границах которого оказывается доступным постижение тех сторон телесного бытия, которые «выпадают» из пространства внимания обыденного сознания. Определяющее значение в исследовании телесности для представителей западной философской мысли имеют социокультурные и аксиологические аспекты проблемы, связанные с отношениями «Я» и Другого, оказывающего существенное влияние на формирование личности («Я») в том или ином историко-культурном контексте. Эти стратегии не исключают, а дополняют друг друга, позволяя описать и интерпретировать многообразие форм проявления феномена телесности.

Существенное значение для рефлексии проблемы телесности в экзистенциализме и феноменологии имело обращение к теме свободы. В соответствии с установками экзистенциализма, познание собственной телесности, обретение истинного знания о теле невозможно без достижения человеком состояния «внутренней» свободы. Такое решение соотносится с образом личности, обладающей экспрессивным, «аффективным телом». В русле феноменологии (М. Мерло-Понти) «опыт моего тела» и «опыт тела Другого» - две стороны одного бытия; поэтому свобода отношения к Другому определяет ракурсы восприятия и рефлексии человеком феномена телесности.

В философии постмодернизма областью рефлексии феномена телесности выступает знаковая природа тела, то есть образ тела. С тем, чтобы защитить образ тела, сделать его недосягаемым для фетишизации, тело рассматривается здесь как «модель» производственных и политических отношений (М. Фуко, Ж. Бодрийяр). По мнению диссертанта, философы постмодерна вскрывают причины «отчуждения» человеком собственного тела, делающего его меткой, знаком. Такое тело уже не может быть «моим телом», но оно и не может

14 принадлежать Другому. «Безликое тело» становится местом развертывания социальных планов, сценой для разыгрывания социальных ролей.

Анализ существующих представлений о природе сознания приводит к выводу, что с изменением состояний сознания изменяется восприятие, чувствование тела, а вместе с этим и его образ. С изменением же состояний тела трансформируется воспринимающее его сознание; измененный характер восприятия тела вызывает искажение форм телесных репрезентаций. Однако имманентная способность человека отражать в сознании телесное обусловливает возможность различать то, что характеризует бытие «моего тела», и то, что привносится в представления о нем Другим. То, что отличает меня от Другого рефлексируемо в различных состояниях сознания; то, что делает тело симулякром, затушевывается, стирается в сознании в состоянии глубокой концентрации внимания на телесных ощущениях.

Анализ основных видов телесного движения (в терминологии М. Мерло-Понти - рефлекторного, конкретного и абстрактного) позволяет сделать вывод о том, что обретение все новых навыков телесных движений является одним из важных компонентов конституирования личности. Движение может рассматриваться как особый способ сополагания субъектом себя с Другим применительно к условиям, которые определяют характер и форму двигательного акта. При этом движение обладает свойством интенциональности.

Художественный образ, голосовое звучание, танец - внешне проявленное стремление человека к самовыражению, самопознанию, развитию. Экспрессия чувств, сила мысли находят воплощение в создании нового образа, звука, движения. Выразительность экспрессивных форм репрезентаций свидетельствует о единстве духовного и телесного, указывает на возможность самосовершенствования; при этом человек творит себя, расширяя границы представлений о себе и мире.

Теоретическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут использоваться при дальнейшем исследовании проблемы единства телесного и духовного в человеке, при анализе сущностных

15 характеристик человеческой телесности, а также при разработке ряда других философских проблем, связанных с изучением природы самопознания, самоидентификации, самореализации и творческой активности человека. Материалы диссертации могут применяться также при философском исследовании отношений «Я - Другой», при выявлении особенностей коммуникативных актов, при анализе единства когнитивного и ценностного в познавательной деятельности человека. Выводы и материалы диссертации могут оказаться значимыми для исследования ряда вопросов, касающихся развития философии в XX веке, а также при разработке философских проблем психологии.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе при чтении курсов философии, онтологии и теории познания, философской антропологии, истории философии.

Гносеологические ракурсы темы телесности: «тело как образ» и «тело как данность».

Представление о феномене телесности формируется в зависимости от того, в какой «системе координат», с каких позиций рассматривается бытие человеческого тела: на основе обобщения знаний о формах существования и репрезентации образа тела, отражающего представления о бытии социального человека в целом, или посредством рефлексии репрезентативных форм выражения единичного тела, принадлежащего конкретному индивидууму.

Спрашивается, в каком качестве в последнем случае предстает индивидууму собственное тело, только ли в виде «образа тела» или еще и в иной форме, не сводимой к образу, но делающей тело доступным для управления? В каких же ситуациях индивид ориентируется не на образ тела, а на его непосредственное восприятие? Автор полагает, что все неинтенционально опосредованные действия совершаются вне фиксации в сознании субъекта образа тела. Так, например, при выполнении локомоторного движения осознаются лишь фрагменты двигательного акта; сокрытая для рационального сознания «внутренняя» сторона движения, в той или иной степени воспринимается им на уровне ощущений. Предметом его восприятия являются ощущения и обусловленные ими чувства, отражающие характер телесного движения.

В связи с вышесказанным диссертант считает целесообразным для осуществления онтогносеологического анализа феномена телесности выделить понятия «образ тела» или «тело как данность», выступающее в своей чувственной непосредственности самому субъекту восприятия. В свою очередь выбор предмета восприятия - «образа тела» или «тела как данности» -обусловливает спектр возможного исследования феномена телесности и предпочтение тех или иных гносеологических моделей для его анализа.

Для определения содержания представленных понятий обратимся к предствлениям Ж.-П. Сартра о сущности восприятия. Ж.-П. Сартр отмечает, что образы порождаются в акте направленной интенции, не сводимого к образованию единичного образа; «воспринимаю я всегда больше и иначе, нежели вижу»1. Иначе говоря, в процессе перцепции в сознании «схватывается», но не осознается бесконечное число образов. По мнению Ж.-П. Сартра, образ и восприятие взаимно исключают друг друга, т. к. они представляет собой «две фундаментальные и не сводимые одна к другой установки сознания» (курсив мой - В. Н.). При восприятии объекта внимание сосредотачивается на его пространственно-временных и качественных характеристиках; при возникновении образа объекта акт непосредственного его восприятия, в силу неспособности сознания одновременно удерживать внимание на самом объекте и на его образе, завершается. Стало быть, предметом осознания могут выступать как впечатления от восприятия объекта, так и впечатления о его образе, складывающемся на основе информации, хранящейся об объекте перцепции в памяти. По мнению диссертанта, идеи Ж.-П. Сартра об отношении образа к восприятию в контексте исследуемой темы телесности являются определяющими в обосновании различения понятий «образ тела» и «тело как данность». Исследуем значения представленных понятий. Понятие «образ» используется для определения «всех осознанных субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но не перцептивный характер» ; различают мысленный, фантомный, эйдетический типы образов, галлюцинации, сновидение, образ собственного тела и другие. Восприятие образа «восходит» от смутного воспроизведения отрывочных ощущений, связанных с телом, до четкого, красочного его «видения» (в случае с эйдетическим мышлением). При этом исследователи генезиса восприятия человеком объектов реального мира отрицают тезис о прямом характере восприятия. Так, с точки зрения Б. М. Величковского, «внутренняя репрезентация стимулов может быть неопределенной, неустойчивой, вызывающе неадекватной» . В связи с этим делается вывод о том, что перцептивный образ обусловлен субъективным к нему отношением (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, В. В. Столин, А. Ш. Тхостов). В то же время «категоризация обязательна для чувствования любого субъективного ощущения, в котором и будет себя обнаруживать» . Данное утверждение, безусловно, отражает процесс рефлексии характера восприятия образа, т. е. в том случае, когда он носит субъективный характер.

Введение темы свободы в проблематику телесности в философии экзистенциализма и феноменологии

Во втором параграфе главы исследуется проблема человеческой телесности в контексте представлений философов экзистенциального направления о личностной свободе.

В теле человек обнаруживает себя как целостное живое образование, обладающее своей неповторимой экзистенцией. По-видимому, сфера телесности вступает в качестве той области бытия, по отношению к которой человек обретает знание, отнесящееся не к виртуальному, а к действительному миру. Явленность тела ему самому снимает двойственность его отношения к себе, которую он испытывает и в отношении ко всему остальному миру. Спрашивается, действительно ли мир вне человека таков, каким он его представляет? По меткому замечанию Б. Вальденфельса, «тело - это двойственность без дуализма, совпадение с собой внутри несовпадения»1. Иначе говоря, дуальность снимается в опыте телесного бытия. Я как «Я» и я как отражения Другого соединяются в моем теле, его единство делает меня единым. Стало быть, для познания феномена телесности необходимо обратиться к исследованию бытия реально существующего тела человека. Автор полагает, что для решения этой задачи, целесообразно обратиться к работам экзистенциально-направленных философов.

Прослеживается ли в творчестве экзистенциалистов связь между возможностью познания человеком своей телесности и необходимостью освобождения познающего от дискурсивного мышления? Автор полагает, что преодоление дискурсивного мышления в жизни происходит ежемгновенно. Моя экзистенция не может быть представлена дискурсом; «у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь» , - справедливо отметил Э. Фромм. В связи с этим тема свободы не может быть не представлена в теме жизни. «Свобода как реализация личности подразумевает безоговорочное признание уникальности индивида». Говоря о свободе человека, я подразумеваю его имманентную способность к творчеству, к созиданию. Свобода дает мне возможность воспринимать свое тело таким, каково оно являет себя мне, а не таким, каким его мне представляют другие. Определяя границы своей свободы, я усматриваю зависимость способности к познанию собственную телесность от способности определять ракурсы восприятия себя, «точки отсчета» при интерпретации наблюдаемых мной состояний собственного тела. Но моя свобода - это мое отношение к миру, определяемое моим сознанием. Существуя, я осознаю, что осознавание условий своего существования, определяет мою свободу к существованию. Таким образом, свобода - осознание телесности взаимосвязанные стороны моего пребывания в мире, определяющие меня как «индивидуализирующую сущность».

В работе Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто», в четвертой ее части «Обладание, действие и бытие», рассматриваются онтологические предпосылки свободы воли. С точки зрения Ж.-П. Сартра, рассуждения о свободе воли не имеют смысла, если не определить структуру и содержание человеческого действия. Действие не может не быть интенциональным, то есть оно должно иметь цель и мотив.1 Мотив, действие и цель образуют «континуум», полноту.

Мотивом к действию выступает проект по изменению ситуации. По мнению Ж.-П. Сартра, разработка проекта делает саму ситуацию, то есть положение в ней субъекта, - нестерпимой. Иными словами, в сознании сначала формируется образ идеального положения вещей, вызывающий чувство неудовлетворенности настоящим и желание его изменить. С другой стороны, «мотивы движущей силы имеют смысл только внутри проектируемой совокупности», которой являюсь «я-сам как трансцендентность; это я, поскольку я имею в бытии себя самого вне меня».

Иными словами, с точки зрения Ж.-П. Сартра, свобода достигается посредством действия и принадлежит исключительно субъекту, то есть «мне». Иначе говоря, рассматривая генезис свободы, можно говорить только, «о моей свободе», являющейся «содержанием моего бытия» и достигаемой мной посредством единичного опыта.3 Какое же отношение к «моей свободе» имеет Другой? Для Ж.-П. Сартра существование Другого «ставит фактические границы моей свободе. ...посредством возникновения Другого появляются некоторые определения, которыми я являюсь, не выбирая их»4. Эти границы оформляют формы действия субъекта не только в сфере его сознания, но и в пространстве его телесности.

Телесность и измененные состояния психики.

О значении анализа измененных состояний психики (сознания) для исследования феномена телесности указывают работы, посвященные особенностям чувственного познания. Внимание к исследованию сфер, лежащих «по ту сторону «нормального», чисто человеческого - ограниченного, недостаточного - чувствования и восприятия»1, обусловлено попыткой осмысления сущности человека. В качестве предмета анализа выступают примеры «дионисийского», трансового опыта мировосприятия, содержание «мифологического сознания», в которых обнаруживается «сворачивание» деятельности рассудка2.

Чем же обусловлена целесообразность исследования характера восприятия телесных репрезентаций субъектом, находящимся в измененном состоянии сознания? Как отмечалось выше, в качестве метода иследования феномена человеческой телесности автор предлагает использовать метод отождествления. Суть последнего заключается в проведении сопоставительного анализа характера переживаний чувств от восприятия «чувственной ткани» тела, находясь в разных состояниях сознания.

Пограничные состояния сознания определяют ракурсы и перспективы восприятия и рефлексии телесных репрезентаций. В философии сознания и психотерапии их относят к «не нормальным» состояниям психики. Состояния аффекта, транса, безумия - это формы «освобождения» субъекта от влияния своего социализированного «Я», пребывая в которых он не соотносит чувство себя с образом «Я»; - это способ самосохранения неспособного реализовать себя в Другом субъекта, но сохраняющего свою жизнь в ситуации, когда рассудок не способен принимать решение.

Каким же образом определяется «не-нормальное» состояние психики (сознания), имеющее, со всей очевидностью, прямую, а не опосредованную связь с состоянием реального, а не виртуального тела? По мнению диссертанта, отождествление «не-нормального» состояния только с состоянием психической сферы, по меньшей мере, не корректно. Принимая гипотезу о целостности человека, мы совершаем гносеологическую ошибку, описывая генезис чувственных переживаний вне контекста анализа характера восприятия того или иного телесного состояния, т. к. именно состояние тела существенным образом определяет спектр ощущений и чувств. В противном случае, мы должны представить сознание, как некоторое качество, «вложенное» в тело и только в этом случае можно говорить о том, что оно само себя определяет, само себя преднастраивает.

В современной философии и психологии «не-нормальное» состояние психической сферы обозначается как «измененное состояние сознания» или как «необычное состояние сознания». Понятие «измененное состояние сознания», по мнению В.В. Костецкого, исходит из анестезической практики, используемой для снятия «физической» боли,1 т. е. чувства боли, возникающего при восприятии человеком своей соматической сферы. Термин «анестезия» восходит к термину «эстетикос» - чувствительный, отсюда «анэстетикос» -бесчувственный. Иначе говоря, при обезболивании индивид теряет способность к чувствованию собственного тела, и, таким образом, «измененное состояние психики» связывается с характером восприятия тела. Но, если мы говорим, что чувства - телесно опосредованы, то картина взаимосвязи психики с телом может быть представлена иначе: анальгетик воздействует на тело таким образом, что вызывает в нем качественные изменения, обусловливающие изменения и в психической сфере. Не психическое состояние определяет характер восприятия субъектом собственного тела, а его тело под воздействием наркоза, анальгетиков, галлюциногенных препаратов и других наркотических средств вызывает трансформации в сознании.

При определении содержания термина «необычное состояние психики» С. Гроф исходит из новой парадигмы осмысления пограничного состояния психики, обозначая его как «холотропное состояние сознания» . «Холотропный» - «обращенный к цельности» или движущийся в направлении целостности (от греч. «holos» - «целый», «весь», «trepein» - «движущийся к чему-либо или в направлении чего-либо»). С точки зрения С. Грофа, в холотропном состоянии сознание осуществляет возврат к целостному восприятию человеком себя; «холотропное сознание» - это сознание «всецелообращающееся». Оно характеризуется качественным изменением восприятия пространства и времени, расширением сферы чувствования тела и возможностью видеть «надличностное»: рождение, смерть, стадии перерождения, архетипы и т. д.

Спрашивается, что же является человеку в холотропном состоянии сознания: множественность субъективных реальностей, данных ему в опыте чувствования пространства «Зазеркалья» или, говоря словами Н.А. Носова, многообразие форм проявления «психологической виртуальной реальности», в которой предикат «физическое лицо» замещается предикатом «Я». Или же измененное сознание воспринимается посредством особого чувства реальности, «собирающего» ощущения о характере перцепции субъектом себя и среды, в которой он находится?

Рефлекторное движение как средство реализации «направленности» человека на среду

Человек пребывает в мире, действует в нем, осознавая себя и не всегда осознавая формы своей телесной репрезентации. Его тело, данное «Я» в качестве физического объекта, и существующее «для себя» вне «Я», имеет свое бытие. Рефлекторно оно реагирует на внешние по отношению к нему воздействия, отмечая, тем самым, себя как независимую от «Я» субстанцию.

Рефлекторное движение осуществляется автоматически. Характер и формы рефлекторного движения зависят от состояния «внутреннего пространства» тела, под которым понимается вся совокупность свойств и качеств организма и психической сферы. Иными словами, рефлекторный акт, проходящий вне сознания, отражает естественную потребность организма в самовыражении.

Человек, сознающий себя, обладая соответствующим представлением об образе своего тела и о своих телесных возможностях, способен наблюдать за рефлекторными движениями. В процессе онтогенеза он научается управлять своим телом, однако это ему удается лишь отчасти; осознанный контроль форм проявления тела доступен ему до определенных пределов. Наблюдая поведение своего тела, и частично управляя им, человек не способен точечно воздействовать на механизмы «разворачивания» движения внутри собственного тела.

Чтобы понять природу рефлекторного движения, воспользуемся методом феноменологической редукции, согласно которому «за скобки» анализа выносится все то, что мешает усмотрению сущности «чистого» феномена. В нашем случае феноменом является рефлекторное движение, генезис которого обусловлен теми сторонами телесного опыта человека, которые «очищены» от влияния социального фактора. Такой телесностью может обладать только тот человек, воспитание которого проходило вне влияния на него сообщества людей. Этим человеком является «маугли». Для понимания природы рефлекторного движения проведем сравнительный анализ характера выполнения движения человеком - мыслящим и человеком - «маугли», не обладающим способностью к рациональному мышлению. Обращение к образу «маугли» позволяет осуществить мысленный эксперимент по исследованию механизмов формирования рефлекторного движения.

Кто такой «маугли»? Это человек или животное? На феномен «homo feras» - «человека-зверя», «дикого человека» - указывается как на реальный факт, встречающийся в современное время. Случаи нахождения детей, проживших несколько лет в «семье» животных зафиксированы в Индии, Китае и других странах.1 «Маугли» - это человек, так как рожден человеком и обладает телесным обликом человека, но его сознание не формируется в среде людей. Средой его развития является мир животных, в котором он приобретает навыки физического выживания, но в которой не вызревают высшие психические функции, определяющие формирование когнитивной среды. Иначе говоря, «маугли» имеет телесную форму человека и психику животного. Это животное в обличий человека, для которого основным мотивом жизни выступает неотрефлексированное стремление выжить.

Для осознающего себя человека рациональное восприятие тела осуществляется благодаря развитию у него когнитивных функций, отвечающих как за интенцию его внимания, так и за его способность к анализу. Интерпретация перцептивного опыта проходит посредством языка, обладая которым индивид определяет для себя самого значение своего телесного движения. При осознанном восприятии движения акт перцепции направляется волей субъекта; в сферу его внимания попадают качества, свойства и функции тела. Характер восприятия определяется намерениями субъекта, его мотивами и установками. В свою очередь, само намерение формируется в сфере рационального мышления; оно складывается из осознанного отношения субъекта к себе и соотносения своих действий (движений) с условиями среды и возможностями своего тела. Наблюдая свое тело, формы и характер его движения, человек каждый раз осуществляет акт самопознания, анализирует свои телесные репрезентации, взаимосвязи психических и физических сторон своего бытия. При этом рефлексия и опредмечивание содержания наблюдаемых им рефлекторных движений собственного тела, позволяют ему интуитивно предвосхищать результаты возможного рефлекторного акта.

Что же происходит с «маугли» в акте рефлекторного движения? Каким образом он направляет свои движения? Все ли они имеют рефлекторную природу? И чем, собственно говоря, является рефлекторное движение?

Рефлекторное движение, безусловно, и условно одновременно. Безусловный рефлекс представляет собой генетически предопределенную форму реагирования организма на воздействия среды, облаченную в форму движения. Структура движения определяется физиологическим строением организма, характером развития его телесных функций, филогенетической предысторией человека. Условный рефлекс формируется в процессе жизни человека, он - результат его научения, приспособления к имеющимся физическим и «социальным» обстоятельствам.

По-видимому, «маугли» - это и человек, и животное. Животное «организует» свое бытие благодаря врожденным инстинктам. По определению У. Джемса, «инстинкт есть способность действовать таким образом, что определенные цели достигаются непредвиденно и без предварительного научения относительно способа осуществления деятельности» . Инстинкт генетически предопределен и специфически задан опытом предшествующих поколений. Он автономен, так как обеспечивает развитие и выживание конкретного вида, рода. Но «маугли» имеет тело человека, ему свойственны исключительно человеческие инстинкты и формы безусловного рефлекторного движения. Стало быть, у «маугли» «безусловная» человеческая природа инстинктивного действия перекрывается условным, приобретенным навыком, рефлекторного движения животного. Каким же образом тогда он осуществляет движение?

По мнению К. Лоренца, инстинкт является некоторой формой «бессознательного мышления», которое лишено рефлексии. «Маугли» «научается» быть животным. Он подражает животным и таким образом выживает. Но его действия подкреплены не только приобретенным рефлексом. Если бы это было так, мы вынуждены были бы поставить знак тождества между человеком и животным. Рожденный человеком, «маугли», по сути, является получеловеком: его телесное начало, инстинкты и безусловные рефлексы унаследованы от человека, его психика, условные рефлексы -результат его жизни в среде животных. И то, и другое определяет, преднастраивает его рефлекторные акты.