Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Афанасьева Вера Владимировна

Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ
<
Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Афанасьева Вера Владимировна. Детерминированный хаос : Феноменологическо-онтологический анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01.- Саратов, 2002.- 353 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/23-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феноменология Хаоса

1.1. Феноменология как метод исследования детерминированного хаоса 30

1.2. Хаос: от интуитивных представлений до новой общенаучной парадигмы 43

1.3. Основные общенаучные проблемы, связанные с феноменом детерминированного хаоса 55

1.4. Эйдетическая онтология нелинейной динамики. Гомоморфизм динамических и философских категорий 62

1.5. Феномены - спутники детерминированного хаоса 82

1.6. Детерминированный хаос как феномен в смысле Гуссерля 98

Выводы из первой главы 110

Глава 2. Постнеклассическая теория развития

2.1. Нелинейная динамика и синергетика как постнеклассическая методология гуманитарных исследований 112

2.2. Постнеклассические представления о развитии 122

2.3. Постнеклассическая интерпретация диалектики 133

2.4. Применение идей нелинейно-синергетического метода для анализа гуманитарных систем 146

Выводы из второй главы 184

Глава 3. Постнеклассическая интерпретация общенаучных и философских категорий

3.1. Связь фундаментальных категорий эйдетической онтологии нелинейной динамики с общенаучными и философскими категориями 186

3.2. Снятие дихотомии классических противоположностей 192

3.3. Фрактальность и пространство 219

3.4. Постнеклассические представления о детерминизме 229

Выводы из третьей главы 241

Глава 4. Виртуальное и хаотическое

4.1. Феномен виртуальности 243

4.2. Законы развития виртуального 259

4.3. Онтология виртуальности 268

Выводы из четвертой главы 281

Глава 5. Онтология Хаоса

5.1. Онтологические основания описания Хаоса 283

5.2. Связь Идеального мира с актуальным 300

5.3. Трансцендентальный феномен Хаоса 309

5.4. Метафизика Хаоса 318

Заключение 337

Библиография 339

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Со времени создания ньютоновской динамики прошло более трехсот лет. Классическая динамика стала одной, из самых незыблемых наук, лишь однажды, в начале двадцатого столетия, пошатнувшись под ударом теории относительности, но тут же вернувшись в устойчивое состояние равновесия. Однако в конце тысячелетия по ней снова был нанесен сильный удар. Выяснилось, что если уравнения динамики той или иной системы нелинейны, то система, при отсутствии всяких случайных воздействий, вопреки детерминированным уравнениям, которые должны однозначно определять ее движение в любой момент времени, может вести себя неупорядоченно, непредсказуемо, хаотически. В 1963 г. Э. Лоренц обнаружил подобные хаотические режимы в нелинейной системе, описывающей атмосферную конвекцию . Это открытие сломало стереотипы классической механики и теории колебаний, согласно которым движение системы с малым числом степеней свободы при отсутствии случайных внешних воздействий должно быть упорядоченным и предсказуемым. Сначала в это с трудом верили, пытаясь объяснить полученные результаты ошибками численных экспериментов, потом занялись массовым поиском хаотических режимов в самых разнообразных системах, затем стали строить теоретические обоснования подобных явлений. Почти одновременно в нелинейных системах было обнаружено явление самоорганизации, тоже оказавшееся универсальным. В результате конец двадцатого столетия ознаменовался быстрым развитием двух очень близких наук: теории динамического хаоса и синергетики.

Но настоящей популярностью проблема детерминированного хаоса стала пользоваться после того, как в 1970 г. Рюэль и Такенс ввели поня-

1 Лоренц Э. Детерминированное непериодическое движение // Странные аттракторы. М., 1981. С. 88-116.

тие "странного аттрактора", математического образа детерминированных хаотических колебаний, положив начало новому направлению качественной теории динамических систем2. Это открытие положило начало исследовательскому буму, во время которого число публикаций, посвященных изучению детерминированного хаоса росло по экспоненте, достигая нескольких тысяч в год. Странные аттракторы стали находить в системах самой различной природы, от них стали даже уставать. Явление детерминированного хаоса, казавшееся еще совсем недавно чем-то из ряда вон выходящим и экзотическим оказалось типичным, а при определенных условиях неизбежным, для большинства нелинейных систем. Выяснилось, что явление детерминированного хаоса является поистине всеобъемлющим, универсальным, оно наблюдается на всех уровнях организации материи.

Первый этап становления нелинейной динамики и синергетики, этап накопления теоретических и экспериментальных результатов, уже закончился. Настало время "остановиться и оглянуться", более глубоко осмыслить имеющийся материал, определить место новых наук и открытых ими феноменов в системе общенаучного и философского знания. Безусловно, вновь открытые явления динамического хаоса и самоорганизации требуют философского осмысления, потому что вводят в науку ряд новых, весьма общих понятий, ломают привычные представления о движении и развитии самых разных систем, рождают систему общенаучных взглядов, наполняют новым смыслом некоторые общенаучные и философские категории и законы.

Концепция динамического хаоса и самоорганизации, подобно квантовой механике и теории относительности, в конце двадцатого столетия стала новой общенаучной парадигмой. В пользу этого говорят следующие факты. Во-первых, детерминированный хаос оказался общенаучным явле-

Рюэлъ Д., Такеис Ф. О природе турбулентности // Странные аттракторы. М, 1981.С. 117-151.

ниєм. В настоящее время трудно представить хоть сколько-нибудь известную нелинейную систему, в которой не найдены хаотические режимы. Явление динамического хаоса обнаружено в гидродинамических, космологических, метеорологических, биофизических, химических, экономических, экологических, оптических, электронных и даже социальных и экономических моделях3. Во-вторых, концепция детерминированного хаоса привлекла внимание огромного числа специалистов различных областей знания, объединила усилия множества ученых, создала новые научные направления и школы, что привело к необыкновенным успехам таких общенаучных дисциплин как теория колебаний и качественная теория динамических систем. В-третьих, качественная теория динамических систем, изучающая явление детерминированного хаоса создала специальный математический аппарат и новый нелинейный язык, изменила господствующее до этого в науке линейное мировоззрение, заменив его нелинейным. В отличие от прежних, новая парадигма охватила не только физику, но и многие другие науки, в том числе и гуманитарные, став по-настоящему общенаучной. Явление детерминированного хаоса дало новые важные инженерные идеи, привела к созданию на их основе устройств, уже используемых на практике.

Однако со временем эйфория от успехов в исследовании детерминированного хаоса стала проходить. Детерминированный хаос "давал себя

Helleman R.H.G. Self-generated Chaotic behavior in Nonlinear Mechanics. N. Y., 1980; Leven R.V., Koch B.P. Chaotic behavior of a parametrically exited damped pendullum II Phys. Let., 1981. V.86, № 2. P. 71-74; Huherman B.A., CrutchfiddJ. P. Chaotic States of anharmonic Systems in periodically fields II Phys. Rev.Let.,1979. V. 43, № 23. P. 1743-1747; Holms P. J. A Nonlinear Oscillator with a Strange Attractor II Philos. Trans. R. Soc. London, 1979. V. A292. P. 419-448. Афанасьева B.B., Трубецкие Д.И. Динамический хаос в электронных сверхвысокочастотных приборах.Ч.1, 2 // Обзоры по электронной технике. М., 1991. Вып. 3,4; . Кайзер Ф. Нелинейные колебания (предельные циклы) в физических и биологических системах // Нелинейные электромагнитные волны. М.,1983; Кук А., Роберте П. Система двухдискового динамо Рикитейка // Странные аттракторы. М, 1981. С. 164-192;

исследовать", ученые были изобретательны, но огромное число полученных результатов, все более и более сложных и тонких, не позволили проникнуть в хаос достаточно глубоко. Мы открыли океан, называемый "Хаосом", однако находимся на его поверхности, Хаос по-прежнему остается неизведанным и непостижимым. Знания о хаосе, добываемые математиками и физиками, подобны крупицам золотого песка, дающим весьма малые представления о структуре земных недр. Перед исследователями, пытающимися проникнуть в сущность хаотических явлений, хаос ставит множество проблем. Необходимо констатировать, что несмотря на огромные научные усилия, мы не проникли в хаос интеллектуально, он стал для нас ненамного более понятным.

В настоящее время очевидно, что математика и физика не могут "справиться" с хаосом. Как общенаучное явление, как явление, раздвигающее рамки наших представлений о действительности, как явление, ломающее привычные стереотипы, меняющее мировоззрение, как подлинный феномен, хаос нуждается в философском осмыслении.

Следует подчеркнуть, что детерминированный хаос - это апофеоз, высшее проявление нелинейности, однако он тесно связан с другими феноменами, порождаемыми нелинейностью, в частности, с мультиста-бильностью (множественностью состояний), фрактальностью, виртуальностью,* и не может рассматриваться отдельно от них. Поэтому философское осмысление феномена детерминированного хаоса влечет за собой необходимость осмысления родственных ему явлений, требует решения "веера" задач. Феномен детерминированного хаоса и связанные с ним явления-спутники ставят перед исследователями целый ряд общенаучных и философских проблем.

Первый блок проблем общенаучный. Возникает проблема применимости нелинейного и синергетического методов в разных науках, проблема обоснования новой нелинейной методологии. Появляется и про-

блема относительности критериев хаотизации, не дающих абсолютной уверенности в том, что исследуемые процессы являются хаотическими. До сих пор неясно, связана ли эта относительность с несовершенством методов исследования хаотических колебаний, или является свойством самих хаотических движений. Универсальность детерминированного хаоса позволяет выявить несогласованность основных физических теорий, которая проявляется в различии описания хаотических систем различных классов, например, диссипативных и консервативных, макросистем и микросистем, систем с малым и большим числом степеней свободы. В теориях, описывающих хаотические явления и созданных в рамках отдельных дисциплин, отсутствуют предельные переходы, служащие доказательством согласованности их позиций в описаниях хаоса. До сих пор нет единого мнения по поводу того, какие хаотические режимы следует считать истинными: хаотические движения большого ансамбля час-тиц или детерминированный хаос.

И, конечно, явление детерминированного хаоса, ставит целый ряд вопросов, требующих чисто философского осмысления.

Во-первых, само понятие "хаос" нуждается в прояснении. Научное и обыденное сознание до сих пор не выработало четких, приведенных к ясности и отчетливости, представлений о хаосе, до сих пор ученые, работающие в разных научных областях, говоря о хаосе, подразумевают разные явления. Отчасти это связано с прежними представлениями о хаосе как о движении ансамбля большого числа частиц, отчасти со сложностью языка качественной теории динамических систем, на котором ведется исследование детерминированного хаоса, отчасти с множественностью представлений о хаосе в человеческом сознании. Наряду с понятием "хаос" в прояснении нуждаются многие другие понятия качественной теории динамических систем, к настоящему времени уже ставшие общенаучными. Приведение основных понятий качественной теории динамических

систем (таких, как "аттрактор", "бифуркация", "фрактал") к ясности и отчетливости - самостоятельная, весьма важная и сложная задача, решение которой, по-видимому, может быть получено только в русле феноменологии. Феноменологическое исследование хаоса неизбежно приводит к необходимости конституирования качественной теории динамических систем как эйдетической онтологии. Последнее обстоятельство позволяет провести параллели между основными понятиями качественной теории и философскими категориями, что служит отправным пунктом для чисто онтологического исследования хаоса и родственных ему явлений. Феноменологическое проникновение в хаос очерчивает круг вопросов, поэтапное решение которых приводит к постижению сущности хаоса.

Во-вторых , возникает вопрос об общих законах развития систем с детерминированным хаотическим поведением. Особенности хаотической динамики требуют создания нелинейной теории развития и нелинейной диалектики, в корне меняющих представление о развитии систем с детерминированным хаосом. Сложность поведения последних заставляет предполагать,* что законы их эволюции соотносятся с законами классической диалектики примерно также, как теория относительности с классической механикой. Законы диалектики для подобных систем, по-видимому, должны являться обобщением классических и требуют новых, более сложных формулировок.

В-третьих, представления о детерминированном хаосе приводят к переосмыслению некоторых связанных с ним общенаучных и философских категорий и их соотношений. Так, чрезвычайно важным представляется вопрос о диалектике понятий "хаос" и "порядок", "хаос" и "симметрия" в науке, сознании, природе. По-видимому, соотношение этих понятий и явлений, до последнего времени казавшихся взаимоисключающими, оказывается весьма сложным, развивающимся, динамичным и нуждается в тщательном изучении. Представления о фрактальности приводят к необ-

ходимости переосмысления категорий "пространство" и "протяженность", а представления о мультистабильности - к переосмыслению диалектики категорий "возможное" и "действительное".

В-четвертых, феномен детерминированного хаоса ломает ложившиеся представления о детерминизме. В рамках этой проблемы необходимо выяснить, чем вызвана непредсказуемость динамики нелинейных систем, и переосмыслить представления о предсказуемости, возможно, приписав ей не достоверность, а вероятность либо, правдоподобность. В русле новых представлений о детерминизме должны быть переосмыслены такие категории, как "закон" и "закономерность" и диалектика соотношений "случайное" и "необходимое ".

В-пятых, особое место занимает исследование феномена виртуальности, неразрывно связанного с детерминированного хаоса. Значимость виртуальных явлений, особенности их "существования" приводят к необходимости создания онтологии виртуального. При этом возникает ряд вопросов, прежде всего онтологических, связанных с явлением виртуальности: является ли виртуальное бытием, каковы законы развития виртуального, какова связь виртуального и реального, виртуального и хаотического, в чем смысл и значение виртуальности? В свете последних достижений компьютерных технологий, создания целого виртуального компьютерного мира эта проблема представляется весьма общей. Онтологическое исследование виртуальности позволяют считать ее неотъемлемой "спутницей" и элементарной составляющей хаоса. Поэтому построение онтологии виртуального обязательно должно предшествовать онтологическому исследованию самого хаоса. Существование виртуальности неизбежно приводит к представлениям о возможности существования в актуальном мире состояний и движений, отличающихся степенью воплощенности, о многоуровневой реальности, заставляет отказаться от примитивного деления всего существующего на два жестких класса: реальное и нереальное.

В-шестых, чрезвычайно важным представляется вопрос о роли нового научного нелинейного языка в процессе познания динамики нелинейных систем, в том числе и хаотических, и исследования этого языка в рамках существующих языковых моделей.

И, наконец, в-седьмых, возникает вопрос о возможности и необходимости метафизического описания детерминированного хаоса. Не вызывает сомнений, что в такое всеобщее и универсальное явление, как хаос, проникнуть можно только при помощи такого же всеобщего и универсального метода, позволяющего подняться над физикой и наукой вообще. Тут нужна "метафизика всеединства", призванная до конца идти по дороге познания явлений, которые открывают теоретическая физика и другие эйдетические науки. В связи с метафизическим описанием хаоса возникает целый ряд онтологических и гносеологических вопросов, а также вопросы о смысле существования и предназначении хаоса в мире.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся философской литературы, посвященной проблеме детерминированного хаоса, демонстрирует определенную недостаточность имеющихся подходов. В первую очередь это связано с новизной рассматриваемой темы.

Первые попытки философского осмысления феномена детерминированного хаоса сделаны И. Пригожиным , в работах которого, в первую очередь, решаются общенаучные проблемы, связанные с этим феноменом. В частности, показывается, что представления о детерминированном хаосе позволяют решить основные физические парадоксы (парадокс времени и квантово-механический парадокс) и приводят к созданию третьей, современной концепции физики. В работах Пригожина обсуждаются и связанные с детерминированным хаосом новые представления о детерминизме,

4 Пригожий И. От существующего к возникающему. М., 1983; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М, 1986; Пригожим И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994; Пригожий И. Конец определенности. Ижевск, 1999.

случайности, необходимости. Новые, связанные с хаосом, представления о детерминизме, обсуждаются и В.Н, Гасилиным .

В работах Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, А.Б. Потапова детерминированный хаос рассматривается как одно из характерных проявлений нелинейности, неразрывно связанное с другими нелинейными процессами, с процессами самоорганизации. Эти авторы обсуж-дают мировоззренческое значение представлений о детерминированном хаосе, принципиальную непредсказуемость поведения систем с детерминированным хаотическим поведением. Однако ни в одной из этих работ не проводится ни феноменологического, ни онтологического исследования детерминированного хаоса, а обсуждение существенных свойств хаоса, как правило, носит фрагментарный характер.

Более разработанной представляется проблема новых, связанных с хаосом и самоорганизацией, представлений о развитии. Помимо упомянутых авторов, эта проблема исследовалась B.C. Степиным, В.И. Аршино-вым, В.Г.Будановым, Ю.А. Даниловым, А.С. Борщовым, Э.Ю. Калини-ным, И.С. Добронравовой, С.Н. Коняевым и др. Выделяются такие осо-

^Гасилин В.Н. Имеет ли детерминизм границы? / Разум и культура. Саратов, 2001.С. 83-88.

^Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992.№ 12. С.4; Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопр. философии, 1998. № 4. С.138-143; Князева Е.Н, Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Курдюмов СП, Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Нестандартные структуры, динамический хаос, клеточные автоматы // Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996; Малинецкий Г.Г. Нелинейность. Новые проблемы, новые возможности // Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996. С. 165-190*; Малинецкий Г.Г, Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М., 2000.

7 Степин B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и,наука: опыт философского осмысления. М., 1994; Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект. "Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления". М., 1994; Калинин Э.Ю. Методологический анализ статуса нелинейности в естествознании. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994; Добронравова B.C. Философия синергетики // Вопросы философии. 1997.Х 10; Кояяев С.Н Философия синергетики //Вопросы философии. 1997. № 10.

I *

бенности нелинейного развития, как поливариантность, альтернативность выбора, необратимость, ставится вопрос об атрибутивности этих свойств.

Синергетические аспекты эволюции физических и биологических систем обсуждаются в работах В. Эбелинга и соавторов, М.Эйгена, B.C. Степина, Б.Б. Кадомцева, А.И. Рязанова, А. С. Бакая, Ю.С. Сигова и др.8 В исследованиях Г.И. Рузавина, А.Б. Венгерова, К.Х. Делокарова, А.П Назаретяна, Д.И. Трубецкова, А.А. Короновского, Т.П. Фокиной, Ю.В. Чайковского, ИА. Евина, Р.А. Браже, НН. Моисеева, Б.Н. Пойзнера, Д.Л. Ситниковой, В.В. Васильковой, А.А, Волошинова, Э.В. Барковой9 и др. нелинейные и синергетические представления, в том числе и представления о детерминированном хаосе, применяются при анализе процессов развития социальных и гуманитарных систем: в истории и обществозна-

Эбелинг В., Этель А., Файстель Р. Физика процессов эволюции. Синергети-ческий подход. М., 2001; Эйген М, Самоорганизация материи и эволюция биологических молекул. М.1973; Степин B.C. Эволюционный стиль мышления в современной астрофизике; Кадомцев Б.Б, Рязанов А..И. Что такое синергетика природы. М., 1993.

Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 63-72; Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4; Евин А. Синергетика искусства и синергетика мозга. М., 2001; Назаретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе // Синергетика и образование. М., 1997. С. 95-104; Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 91-98; Короновский А.А. , Трубецков Д.И. Нелинейная динамика в действии (как идеи нелинейной динамики проникают в экологию, экономику, социальные науки). Саратов, 1995; Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. Саратов, 1997; Фокина Т.П. Организационная культура с позиций синергетики // Синергия культуры. Саратов, 2002. С. 76-80; Делокаров К.Х. Социосинергети-каи образование// Синергетика и образование. М., 1997. С. 111; Бесоиое Б.Н. Образование - прорыв в XXI век // Синергетика и образование. М., 1997. С.8; Пойзнер Б.Н О "субъекте" самоорганизации// Изв. Вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1996. Т.4, №4. С. 149-158; Пойзнер Б.Н, Ситникова Д.Л. Big bifurcation: рождение математического моделирования // Изв. Вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2000. Т.8, № 5. С.82-97; Пойзнер Б. Н. Репликатор - посредник между человеком и историей// Изв вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1999. Т.7, № 6. С. 83-97; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999; Волошипов А.В. Синерге-тическая гїарадигма как явление культуры рубежа ХХ-ХХІ веков // Синергия культуры. Саратов, 2002. С. 9-16; Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры в парадигме синергетики // Синергия культуры. Саратов, 2002.С. 59-63; СП. Позднева,

ний, в теории управления, теории организаций и организационном проектировании, в стратегиях образования, в экологии, политологии, искусстве и т.д. - и обсуждается применимость подобных подходов.

В работах В.Л. Алтухова, Г.В. Яковлевой, СП. Поздневой поднимается вопрос о необходимости создания новой "неклассической"10 диалектики, охватывающей все многообразие путей развития систем с нелинейной динамикой, поскольку в рамках синергетики "нарушаются некоторые нормы диалектического мышления".

Недостаточно изучена и диалектика связанных с хаосом общенаучных и философских категорий. Основные исследования посвящены обоснованию статуса общенаучности некоторых категорий нелинейной дина-мики, расширению системы базовых общенаучных понятий (Г.В. Яковлева).11 В работах других авторов обсуждается связь хаоса и порядка, диалектика возможного и действительного для нелинейных систем, однако эти исследования носят фрагментарный характер и не выявляют сущностных отношений рассматриваемых категорий.

Значительный пласт исследований посвящен проблеме виртуальности. В работах Н.А. Носова, С.С. Хоружего, М.Д. Щелкунова, Р.В. Мусра-лимова, Л.П. Тимофеева, В.В. Курашовой, К.Х. Хайруллина, Ф.Т. Вали-шина, Г.В. Малясова, В.Н. Комарова, Э.А. ТаЙсиной и др. исследуются

Р.В. Маслов, ЮМ. Пименов. Культура и понятие хаоса // Синергия культуры. Саратов, 2002.С. 135-139.

10 Алтухов В.Л. О становлении новой формы диалектики// Философские науки.
1990. Позднева СП., Яковлева Г.В. Синергетика: современный категориальный аппарат
науки// Наука. Ценности. Человек. Саратов, 2001. С. 8-13.

11 Яковлева Г.В. Образы науки: от Ньютона в мир нелинейных процессов. Сара
тов, 2000; Позднева СП., Яковлева Г.В., Афанасьева В.В. Современный словарь меж
дисциплинарных понятий (к деловому общению научных сообществ). Саратов, 2000;
Добронравова B.C. Философия синергетики // Вопросы философии. 1997. № 10; Ко
тельников Т.А.
Теоретические основы синергетики. Белгород, 1998; Чайковский Ю.В.
Междисциплинарность современного эволюционизма // Концепции самоорганизации в
исторической перспективе, М., 1994.

различные аспекты виртуальности . Однако ни в одной из этих работ не обсуждается сущностная связь феноменов виртуальности и детерминированного хаоса, виртуальность не выделяется как элемент хаоса.

Практически отсутствуют работы, посвященные онтологическому и метафизическому исследованию хаоса, поиску его сущности и смысла. Основания для подобного исследования находятся не в современных работах, а в работах русских философов конца XIX - начала XX вв., прежде всего в работах В.Соловьева, С.Франка, С.Трубецкого, П.Флоренского.13

Фрагментарность, отсутствие системности и целостности в философском осмыслении феномена детерминированного хаоса приводит к необходимости его последовательного и систематического философского анализа.

Сформулированные выше вопросы и проблемы определили предмет и цель диссертационной работы.

Предметом исследования в данной работе является детерминированный хаос-как универсальный эмпирико-трансцендентальный феномен, меняющий традиционные взгляды на движение и развитие, заставляющий переосмысливать укоренившиеся представления о реальности и бытии.

Носов НА. Реальные нереальности // Человек. 1993. №1; Носов Н.А. Виртуальный человек. М., 1997; Мурсалимое Р.В. Виртуальная реальность: определение. Философские аспекты виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.3-5; Щелкунов М.Д. Виртуальная реальность как форма мироосвоения // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.40-42; Тимофеева Л.П. Философское понимание виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С. 12-15; Хайруллин КХ. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27; Валишии Ф.Т Виртуальность в современном мире II Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.60-61; Малясов Г.В. Виртуальная реальность: в поисках антрояной идентичности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 35-38; Комаров В.Н. О феномене виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань,, 2000. С. 52-56; Тайсина Э.А. К этимологии виртуального // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.12.

13 Соловьев B.C. Кризис западной философии // Соч.: В 2 т. М.,1990. Т.2; Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// Соч.: В 2 т. М.,1990. Т.1; Трубецкой СИ. Основания идеализма // Русские философы конца XIX - начала XX века. М.,1994; Трубецкой СИ. Метафизика в Древней Греции. М., 1890; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914; Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991.

Цель и задачи диссертационного исследования - построение оригинальной философской концепции детерминированного хаоса, позволяющей выяснить его существенные гносеологические и онтологические характеристики, смысл и место в структуре бытия.

Цель достигается при решении следующих основных задач:

  1. исследовать эволюцию представлений о хаосе в донаучном и научном сознании, "слои смысла" хаоса;

  2. построить минимальную систему фундаментальных категорий нелинейной динамики и определить их философские эквиваленты, конституировав эйдетическую (региональную) онтологию нелинейной динамики; определить "региональную сущность" построенной онтологии;

  3. выделить феномены-спутники детерминированного хаоса;

  4. прояснить понятие "хаос";

  5. проанализировать существенные особенности развития хаотических систем, выделить принципы постнеклассической теории развития;

  6. на основе анализа отношений фундаментальных категорий постро-енной эйдетической онтологии и фактуального материала дать постне-классическую интерпретацию диалектики;

  7. исследовать применимость синергетического и нелинейного методов к анализу процессов развития гуманитарных систем; выделить принципы постнеклассической (нелинейно-синергетической) методологии и изучить ее возможности при решении проблем гуманитарных наук;

  8. выявить новые отношения между классическими философскими категориями, возникающие при осмыслении феномена детерминированного хаоса;

  9. провести феноменологическое и онтологическое исследование феномена виртуальности, проанализировать сущностную связь хаотического и виртуального;

10. провести гносеологический и онтологический анализ феномена де
терминированного хаоса на основе исследования его интерсубъективного

трансцендентального феномена; определить место хаоса в структуре бытия.

11, выяснить метафизический смысл существования хаоса и его пред
назначение.

Методологические основания исследования.

При решении поставленных проблем использовались методы феноменологии Гуссерля и основные методы онтологического анализа: исторический и логический, анализ и синтез, системный подход, а также нели-нейно-синергетический метод.

Изложение материала диссертации проводится с привлечением философских и естественнонаучных работ, как отечественных, так и зарубежных. Фактической основой работы служили многочисленные результаты естественнонаучных исследований феномена детерминированного хаоса, в том числе и авторские.

В основу данного диссертационного исследования положен феноменологический анализ детерминированного хаоса, позволяющий конституировать эйдетическую онтологию нелинейной динамики; методом эйдетической вариации прояснить понятие "хаос"; выяснить сущностную связь фундаментальных динамических категорий и их найти их философские эквиваленты; выделить существенные свойства феномена виртуальности и выяснить его связь с феноменом детерминированного хаоса; исследовать на основе полученных результатов существенные свойства и смысл хаоса.

Выделение феноменологии Гуссерля в качестве основного метода исследования обусловлено следующими соображениями. Согласно Гуссерлю, феноменология способна исследовать все данное нам - утверждение, которое имеет смысл проверить при анализе такого трудно изучаемого феномена, как детерминированный хаос. Физическое и математическое

исследование детерминированного хаоса потребовало привлечения новых, нетрадиционных методов, его философское осмысление требует не менее сложных и радикальных процедур. Мы полагаем, что именно феноменоло-гия предлагает набор методов, пригодных для обоснования тех сложных эйдетических наук, которые исследуют феномен детерминированного хаоса. Конституирование эйдетической онтологии позволяет построить систему фундаментальных категорий нелинейной динамики, выявить сущности и философские смыслы этих категорий и сущностные отношения между ними. Метод эйдетической вариации позволяет прояснить основные понятия нелинейной динамики. Эти процедуры выполняются на основе пред-данных наук, т. е. в пределах естественной установки и являются "подготовительными" для подлинного феноменологического анализа, хотя и сами обладают большой значимостью.

По нашему мнению, хаос изначально фундаментально противоречив. Будучи универсальным естественным феноменом, являя себя в бесчисленных натурных и компьютерных экспериментах, хаос приобретает свой смысл и являет свою сущность только в интенциональной деятельности своих исследователей, предельно познается только как трансцендентальный феномен. Эмпирико-трансценденталъная двойственность хаоса с необходимостью требует преодоления эпистемических разрывов и рационального механицизма в его исследовании, преодоления позитивистских тенденций описывающих феномен детерминированного хаоса наук. Исходная эпистемическая трансценденталистская установка Гуссерля позволяет вывести исследование естественных феноменов из рассудочно-эмпирического позитивистского поля в поле интенциональной смыслосо-зидающей деятельности. Согласно Гуссерлю, основой наук является "жизненный мир", однако это постоянно меняющееся, подвижное, "самоорганизующееся" основание. Это не аксиоматика наук, не эмпирическая реальность, это трансцендентальный и ускользающий фундамент, своим

движением заставляющий науки постоянно искать в нем опору. Существующие отношения "жизненный мир и наука", "жизненный мир и трансцендентное" заставляют заняться и поиском связей "наука — трансцендентное", осуществляемых через "жизненный мир" и экземплифицирован-ные в нем трансцендентальные феномены изучаемых наукой явлений. По нашему мнению, современная наука, преимущественно имеющая дело не с эмпирическими данными, а с теоретическими сущностями высоких порядков, ищет свой путь в трансцендентальное, конституируется этим трансцендентальным и сама конституирует его. Пределом науки является не объективная реальность, а трансцендентальный феномен реального мира, т.е. мир "подразумеваемый в качестве реального", в котором все реальные феномены и обретают свой подлинный смысл, являют свою сущность. Поскольку универсальность детерминированного хаоса позволяет считать его важной структурной составляющей актуального бытия, его трансцендентальный феномен может оказаться важной структурной составляющей трансцендентального феномена мира. Поэтому исследование интерсубъективного трансцендентального феномена детерминированного хаоса, позволяет не только выяснить его собственные сущность и смысл, но и, посмотрев на мир через "призму" хаоса, увидеть бытие и реальность в новом свете, увидеть их скрытые от невооруженного глаза грани.

Феноменология, очерчивающая горизонты возможных исследований философии науки, открыта для творчества и интерпретаций. По нашему мнению, некоторые процедуры феноменологии Гуссерля близки тем феноменологическим процедурам, которые традиционно используются в физике и нелинейной динамике при анализе сложных явлений, и нашей задачей является-лишь сделать их более осознанными, высветить их сущность. При анализе такого революционного явления как детерминированный хаос, приведшего к переосмыслению многих физических представлений, привлекательной кажется и установка феноменологии на первоначальный

отказ от традиционной философии, от всяческих стереотипов. Феноменологический анализ детерминированного хаоса может и должен дать результаты, меняющие привычные представления о мире.

Другие перечисленные методологические подходы используются при решении следующих задач:

-нелинейно-синергетическиЙ подход - для анализа хаотических процессов в системах различной природы;

-исторический - для исследований трансформации представлений о хаосе в донаучном и научном сознании, для изучения эволюции традиционных представлений о развитии и детерминизме, а также эволюции классических философских категорий;

-общелогический (анализ и синтез) и системный подходы - для построения системы фундаментальных категорий качественной теории динамических систем и поиска связей между ними;

-метод индукции - для трансляции отношений между динамическими категориями на философский уровень и существенных свойств и законов развития физической виртуальности на виртуальности других уров-ней.

Философское исследование детерминированного хаоса фундируется некоторыми идеями классической идеалистической философии. Необходимость их привлечения диктуется трансцендентностью изучаемого феномена, особенностями процессов его познания и тем фактом, что его существование приводит к представлениям о существовании онтологически разнородных уровней бытия, из которых только один реален. Материалистическое описание детерминированного хаоса и связанного с ним феномена виртуальности оказывается чрезвычайно упрощенным, а в ряде слу-чаев просто непригодным. Кроме того, использование идей классической идеалистической философии логически обосновано применением в качестве основного метода исследования феноменологии Гуссерля, являющей-

ся по его собственному определению трансцендентальным идеализмом. Привлечение в качестве философского фундамента некоторых идей русской идеалистической философии, в частности, философии "всеединства", связано, во-цервых, с тем, что именно эта философская доктрина отводит хаосу чрезвычайно большое место и дает основания для поиска смысла его существования в мире, а во-вторых, с тем, что идея всеединства и всеобщности всего сущего приобретает новое звучание в свете новых открытий нелинейной динамики и синергетики. Давшая основание русской идеалистической философии немецкая классическая философия также играет значительную роль в философском осмыслении хаоса и виртуальности.

Научная новизна исследования.

Диссертация является первым комплексным философским исследованием феномена детерминированного хаоса, в котором:

-исследованы множественность представлений о хаосе в человеческом сознании и эволюция этих представлений от интуитивных до общенаучных; найдены "смысловые слои" хаоса;

-выделены основные общенаучные проблемы, связанные с детерминированным хаосом и показана несогласованность основных физических теорий в его описании;

-подстроена система фундаментальных категорий качественной теории динамических систем, найдены философские эквиваленты основных динамическцх категорий; тем самым качественная теория динамических систем конституирована как эйдетическая онтология нелинейной динамики; введен новый четвертый регион онтологии, объединяющий эйдетические науки о движении;

-выделены феномены, сущностно связанные с детерминированным хаосом;

-показано, что детерминированный хаос представляет собой феномен в смьісле Гуссерля а процесс его познания связан с исследованием ин-

терсубъективного трансцендентального феномена хаоса, создаваемого в рамках эйдетических наук о движении;

-методом эйдетической вариации понятие "хаос" приведено к ясности и отчетливости;

-выявлены и систематизированы основные существенные особенности нелинейного развития и проведено их сопоставление с традиционными представлениями о развитии;

-на основе анализа связей в системе фундаментальных категорий эйдетической онтологии нелинейной динамики и фактуального материала предложена постнеклассическая интерпретация классической диалектики; -показано, что применение нелинейного и синергетического методов дает возможность решения некоторых проблем философии, эпистемологии, истории, социологии и других гуманитарных наук;

-исследована "обратная связь" между языком нелинейной динамики и развитием последней, приводящая к генерации новых идей;

-на основе анализа связей в системе фундаментальных динамических категорий предложена постнеклассическая интерпретация соотношений связанных с феноменом детерминированного хаоса общенаучных и философских категорий; показано, что существование обратных связей между понятиями приводит к снятию дихотомии традиционно противоположных категорий, таких как "порядок - хаос", "случайное - необходимое", "возможное - действительное";

-исследованы постнеклассические представления о детерминизме; -показано, что универсальность фрактальности как сопутствующего хаосу феномена приводит к необходимости переосмысления категорий "пространство" и "протяженность";

-проведено феноменологическое и онтологическое исследование феномена виртуальности: прояснено понятие "виртуальный"; выделены существенные свойства виртуального; исследованы законы развития вир-

туальных движений; показано, что виртуальность - это элемент хаоса, его свойство; выделены четыре онтологических уровня виртуальности;

-в рамках феноменологического анализа детерминированного хаоса предложена концепция Идеального мира движений, представляющего собой интерсубъективный трансцендентальный феномен мира актуальных движений и содержащего три гносеологически разнородных и три онтологически разнородных уровня;

-выяснено, что именно в Идеальном мире движений возможно наиболее полное и глубокое познание законов развития актуальных систем; -показано, что существование реальных, виртуальных и потенциальных движений определяет существование трех перемешивающихся онтологических уровня бытия; при этом бытие и небытие представляются динамическими, взаимно превращающимися сущностями;

-показано, что универсальность детерминированного хаоса приводит к необходимости его метафизического описания, философскую основу которого дает метафизика всеединства В.Соловьева; выяснен метафизи-ческий смысл существования хаоса, три его взаимосвязанные природные функции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качественная теория динамических систем, фундирующая исследования детерминированного хаоса, является эйдетической онтологией, фундаментальные категории которой обладают философскими эквивалентами и образуют систему с бинаправленными связями; отображение системы фундаментальных категорий нелинейной динамики в систему философских категорий является гомоморфным, т.е. сохраняющим отношения между элементами. Конституирование эйдетической онтологии закладывает основу онтологического исследования хаоса. Во введенной Гуссерлем иерархии эйдетических онтологии качественная теория динамических систем вместе с другими универсальными науками о движении образует

новый четвертый регион, региональной сущностью которого является "движение".

2. Детерминированный хаос как всеобщее и универсальное явление, как явление, ломающее классические стереотипы движения и развития, как явление, постигаемое и созидаемое интуицией, представляет собой феномен в смысле Гуссерля. Процесс познания детерминированного хаоса связан с исследованием его интерсубъективного трансцендентального феномена, создаваемого в рамках эйдетических наук о движении. Методы эйдетической редукции и эйдетической вариации позволяют прояснить понятие "хаос" следующим образом: "Хаос - непредсказуемое, неупорядоченное движение, рождающее новые состояния или движения".

3. Исследование детерминированного хаоса и связанных с ним нелинейных феноменов приводит к построению постнеклассической теории развития, которая постулирует в качестве универсальных следующие принципы: 1. поливариантность и равноправность направлений развития, возможность выбора нужного направления; 2. отсутствие представлений о прогрессе и регрессе, снятие дихотомии "прогресс-регресс"; 3. закономерность и многообразие критических ситуаций; 4. закономерность процессов самоорганизации; 5 .закономерность хаотического развития. Анализ универсальных законов хаотического развития и сущностных отношений между фундаментальными категориями эйдетической онтологии нелинейной динамики позволяет дать постнеклассическую интерпретацию классической диалектики.

4. Став новой общегуманитарной парадигмой, нелинейная динамика и синергетика фундируют постнеклассическую методологию исследования гуманитарных систем, основными принципами которой являются: 1 .парадигмальность или универсальность; 2. феноменологичность; 3. динамичность; 4. принцип существования всеобщих обратных связей; 5. адихотомичность представлений; 6. праксичность. Применение методов

нелинейной динамики и синергетики к гуманитарным и социальным системам позволяет решить ряд философских, исторических и социологических проблем-

  1. Представления о детерминированном хаосе, фундированные исследованием связей в системе фундаментальных категорий эйдетической онтологии нелинейной динамики, неизбежно приводят к необходимости постнеклассической интерпретации связанных с исследуемым феноменом общенаучных и философских категорий. Основной особенностью постнеклассической интерпретации философских категорий является снятие дихотомии классических противоположностей.

  2. Представления о фрактальности как об универсальном свойстве нелинейных и хаотических систем приводят к постнеклассической интер-претации категорий "пространство", "протяженность", "длина", которые в случае фрактальных объектов теряют определенность таких характеристик как "сплошность" и "непрерывность" и должны рассматриваться как обобщения привычных классических понятий. Дихотомия "непрерывности" и "дискретности" для фрактальных объектов исчезает.

  3. Феноменологическое исследование виртуальности позволяет рассматривать виртуальность как "переходное", "пограничное", "неполноценное" бытие, оказывающее на реальность непосредственное воздействие, и прояснить понятие "виртуальный", выделив следующие четыре его существенные свойства: 1. способность существовать, но быть "невидимым"; 2. способность переносить взаимодействия реальных объектов, либо воздействовать на последние; 3. короткое "время жизни"; 4. возникновение в переходных состояниях или процессах, дающее выбор из ряда возможностей. Диалектика реального и виртуального предполагает их взаимные превращения. Сравнительный феноменологический анализ позволяет выявить сущностную связь хаотического и виртуального, показать, что виртуальное является элементом хаотического. Общими сущест-

венными свойствами хаоса и виртуальности являются способность творить и непредсказуемость (случайность).

  1. Онтологический анализ виртуальности позволяет ввести представление о "степени" виртуальности и выделить четыре онтологически разнородных уровня виртуальности: виртуальность физических объектов; виртуальность, создаваемую компьютерными технологиями и "масс-медиа"; "духовную" виртуальность; виртуальность мистического; предложить концепцию многоуровневой реальности. Существенные свойства виртуальности транслируются с уровня на уровень.

  2. Феноменологический анализ детерминированного хаоса и связанных с ним нелинейных явлений приводит к построению Идеального мира движений, являющегося трансцендентальным интерсубъективным феноменом мира актуальных движений и содержащего три гносеологических (умозрительный, умопостигаемый и метапостигаемый) и три онтологических уровня (реальный, виртуальный, потенциальный). Идеальный мир движений адекватно описывает все возможные виды движений актуальных динамических систем и их трансформации. Наиболее полное и глубокое познание законов развития актуального мира возможно только в Идеальном мире, который выявляет многомерность, "скрытые механизмы" процессов развития, в то время как актуальный мир демонстрирует лишь "плоскую проекцию" развития. Поиск смыслов и сущностей экземплифи-цированных в Идеальном мире движений объектов, позволяет считать, что реальное - это полноценное бытие, виртуальное - полубытие, неполноценное, недовоплотившееся, недореализовавшееся бытие, потенциаль-ное - это не воплотившееся, нереализовавшееся бытие, небытие или инобытие. Постоянное "перемешивание" онтологических уровней Идеального мира, выражающееся во взаимопревращениях реальных, виртуальных и потенциальных движений, приводит к созданию концепции онтологически-многоуровневого устройства бытия, к осознанию относительности

бытия и небытия как взаимно превращающихся сущностей, различных видов движений.

10. Поиск метафизического смысла существования хаоса, фундируемый представлениями метафизики "всеединства" В. Соловьева и подтверждаемый современными нелинейно-синергетическими представлениями о детерминированном хаосе, позволяет выделить три природные функции хаоса, три его предназначения: 1. свобода как выбор оптимального из множества возможного; 2. рождение нового; 3. разрушение отжившего, умирающего. Эти функции являются универсальными, определяющими существование и развитие Мира.

Научно-практическая значимость исследования.

В результате предпринятого диссертационного исследования учение о бытии пополнилось новыми положениями и выводами о хаосе, о виртуальности, о реальности, о соотношении бытия и небытия.

Результаты работы используются в учебном процессе в Саратовском государственном университете при чтении лекций по курсу "Концепции современного естествознания", при чтении курсов философии и физики в Военном, Артиллерийском университете, а также при чтении курса лекций "Нелинейная динамика" в Институте повышения квалификации преподавателей вузов при Саратовском государственном университете.

Последовательное развертывание исследования в широком философском контексте делает возможным дальнейшее его использование в научно-исследовательской и преподавательской деятельности при чтении лекций по философии науки, онтологии и теории познания, по синергетике и нелинейной динамике; в разработке учебных программ, касающихся формирования нового нелинейного мировоззрения; при решении практических задач гуманитарных и общественных наук. На основе диссертации возможны разработки таких спецкурсов как "Философия синергетики", "Философия даоса", "Синергетика культуры".

Апробация работы.

Основные результаты исследования изложены автором в монографиях "Детерминированный хаос: от физики к философии", "Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ" и других публикациях, в том числе и в центральных издательствах, общим объемом более 42 п.л.

Результаты исследования апробированы в докладах на следующих международных, российских, региональных научных конференциях: 2-ая Всесоюзная конференция "Нелинейные колебания механических систем" (Нижний Новгород, 1990);. 3-я Всесоюзная конференция "Стохастические колебания в радиофизике и электронике" (Саратов, 1991); Международная школа-се'минар "Хаос-94" (Саратов, 1994); 5-ая международная конференция "Нелинейные колебания механических систем" (Нижний Новгород, 1999); Всероссийская конференция "Современная картина мира: общество, время, пространство" (Саратов, 2000); научная конференция Саратовского регионального отделения Российского философского общества (Саратов, 2000); Всероссийская конференция "Разум и культура" (Саратов, 2001); Всероссийская конференция "Синергетика культуры" (Саратов, 2001); Всероссийская конференция "Жизненный мир философа "серебряного века " (Саратов, 2001); Региональная конференция "Философия и религия сегодня" (Саратов, 2001); Всероссийская конференция "Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры" (Саратов, 2002); Региональная конференция "Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития" (Саратов,2002); Международная конференция "Информационные технологии в естественных науках, экономике и образовании" (Саратов, 2002).

Результаты работы неоднократно обсуждались на научных семинарах кафедры философии СГУ.

Работа выполнена в докторантуре на кафедре философии Саратовского государственного университета (научный консультант доктор философских наук, профессор Позднева СП.).

Структура и объем диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, пяти глав (двадцати одного параграфа), заключения и библиографического списка.

Феноменология как метод исследования детерминированного хаоса

Детерминированный хаос - универсальный естественный феномен, открытие, которого изменило представления о движении и развитии систем всех уровней сложности, самых разных пространственных и временных масштабов. В этой главе мы покажем, что описание этого феномена с физической точки зрения неполно, его универсальность и существенные свойства требуют философского осмысления. Философия должна исследовать детерминированный хаос с онтологических и гносеологических позиций, проверить, изменятся ли при этом некоторые связанные с ним философские представления. Современная философия должна "впустить" в себя хаос, как это уже сделали многие науки, но сделать это она может лишь после Того, как будет доказана значимость хаоса как явления и понятия.

Важнейшим для успеха любого научного поиска является правильный выбор методологии исследования. Мы считаем, что оптимальным методом исследования детерминированного хаоса является феноменология Гуссерля14, предлагающая разнообразные процедуры анализа сложных феноменов. Неполнота естественнонаучного описания детерминированного хаоса заставляет с надеждой обратиться к тезису Гуссерлю, согласно которому феноменология способна исследовать все, данное нам, и должна служить философским основанием науки, - утверждение, которое имеет смысл проверить, проведя по возможности полный феноменологический анализ такого трудно постигаемого явления, как детерминированный хаос.

Современная философия далеко не в полной мере использовала возможности феноменологии для анализа научных процедур и значимых естественнонаучных феноменов. В первую очередь, это связано с антинатурализмом самой феноменологии и сложностью и радикальностью некоторых ее идей и методов. Однако одна из основных идей феноменологии, идея интенционального переживания, плодотворно применялась при интерпретации квантовой механики13, позволив заново сформулировать положения теории дополнительности. Идеи феноменологии применялись и в математике; сам Гуссерль исследовал язык и идеальные объекты геометрии, провел тонкий анализ интуиции, числа, формулы, проясняя основания современной математики.

Антинатурализм феноменологии отсрочил ее применение к обоснованию физических теорий, но современная физика, по нашему мнению, требует привлечения идей феноменологии. Во-первых, физика давно перестала быть натуралистической наукой и встала на путь теоретического, умозрительного исследования действительности, зачастую создавая на основе некоторых общих принципов сложнейшие теории, предвосхищающие открытие реальных феноменов, а. феноменология способна исследовать смыслосозидающие акты-озарения, конституирующие действительность, без которых не обходится создание ни одной физической теории. Во-вторых, физика конца XX столетья открыла ряд чрезвычайно сложных феноменов, таких как детерминированный хаос, самоорганизация и др., исследование которых потребовало крайней математизации аппарата физических исследований, создания специальных методов. В результате главная "работа" соответствующих физических дисциплин была перенесена в символическую сферу мышления: физика начала опериро- вать символическими понятиями, как "фишками в игре" , предполагая ценность познания именно символов, и, как писал Гуссерль, "терпя ущерб в интеллектуальной постигнутости". Это привело к тому, что достижения физики прекратили обогащать нас "в плане сокровищ интеллектуального проникновения", делая мир не более понятным, а только более полез-ным . Поэтому мысль Гуссерля, что только через работу прояснения и интеллектуального проникновения, выполняемую заново в различных науках и в русле феноменологии, можно извлечь из научных результатов сокровища подлинных знаний, становится все более значимой для многих физических дисциплин. Феноменология предлагает различные процедуры, позволяющие прояснять сложные научные понятия, наполнить их подлинным смыслом, извлечь из них истинное знание.

Мы полагаем, что феномен детерминированного хаоса изначально фундаментально противоречив. Будучи универсальным естественным феноменом, являя себя в бесчисленных натурных и компьютерных экспериментах, хаос приобретает свой смысл и являет свою сущность только в ин-тенциональной деятельности своих исследователей, предельно познается только как трансцендентальный феномен. Эмпирико-трансцендентальная двойственность хаоса с необходимостью требует преодоления эпистеми-ческих разрывов и рационального механицизма в его исследовании, преодоления позитивистских тенденции описывающих феномен детерминированного хаоса наук, требует исследования не актуального хаоса, а представлений о нем, хаоса мыслимого.

Радикальные процедуры феноменологии, прежде всего процедура трансцендентальной, или феноменологической, редукции являются чрезвычайно сложными. Однако ранние этапы феноменологического описания выполняются в пределах естественных установок, опираясь на эмпирические данные, - это положение весьма рационально и позволяет первоначально использовать богатейший фактический материал, который накопили к настоящему времени науки, изучающие хаос. Крайняя субъективность феноменологии, из-за которой она нашла немного последователей среди философов, занимающихся проблемами современной науки, становится интерсубъективностью, когда речь идет о научных исследованиях, поскольку результаты формулируются в специально проясненных понятиях региональных онтологии, а четко определенные, разработанные и воспроизводимые методы исследования превращают феноменологию в "строгую науку", в кооперативное предприятие. Исследователей, знакомых со спецификой изучения нелинейных и хаотических процессов не пугает и трансцендентальный идеализм феноменологии, поскольку нелинейная динамика широко используют интуитивные умозрительные процедуры, близкие разработанным Гуссерлем, феноменологические по существу, а конституирование представлений о сложных движениях происходит через смыслосозндающие акты и связано с различными видами интуиции, что позволяет, по сути, создавать трансцендентальные феномены изучаемых явлений.

Феноменологическое исследование неизбежно приводит к онтологическому, считал сам Гуссерль, они отличаются лишь "сдвигом точки зрения". Следуя логике феноменологического исследования, проходя последовательно его этапы, мы можем выделить существенные свойства и сущностные ..элементы исследуемого объекта, а также сущностные отношения меду элементами, - и неизбежно придем к онтологическим выводам.

Нелинейная динамика и синергетика как постнеклассическая методология гуманитарных исследований

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что хаос и другие нелинейные явления наблюдаются в огромном диапазоне систем. Нелинейность, детерминированный хаос и самоорганизация, обнаруживая себя в огромном числе реальных микро-, макро- и мега-систем, физических, химических, биологических, неизбежно приводят к формированию единого нелинейного взгляда на процессы развития систем любой природы. Формирующееся вместе с успехами нелинейной динамики и синергетики новое нелинейной мировоззрение , начинает затрагивать и поле наук гуманитарных, таких, как социология, экономика, эпистемология, история.

По словам А.С. Борщова, "направление, возникшее в недрах естественных наук,... посягает на гуманитарную общенаучную парадигму"89. Целесообразность подобного рассмотрения уже обсуждалась .

С нелинейяо-синергетических позиций рассматриваются общественно-исторические процессы, вводятся исторические модели, обсуждается возможность "проигрывания" исторических вариантов.91 Так, исследуются процессы самоорганизации общественного сознания, в частности процесс формирования коллективных предпочтений в мнениях избирате-лей на выборах, который происходит как процесс конкуренции структур, представляющих собой "политические стереотипы", динамика политиче-ского менталитета Российского общества . С синергетических позиций рассматриваются попытки создания глобальных картин современности и проблемы экологии , строятся модели биосферы как самоорганизующейся системы. Исследуются проблемы управления в технике, социологии, экономике. Идеи синергетики плодотворно используются в теории организаций9,5. Как процесс самоорганизации изучается динамика научного знания96. Обсуждаются синергетические стратегии образования . С си-нергетических позиций рассматриваются искусство, эмоции, красота, творческие процессы98.

Происходит то, что Е.Н. Князева назвала "синергетическим вызовом культуре". Несмотря на определенную инертность научного сообщества в принятии новых идей нелинеино-синергетическая парадигма постепенно овладевает гуманитарными науками, давая единую методологию исследования сложных гуманитарных систем и единый целостный подход к рассмотрению любых процессов развития, позволяя рассматривать мир не как существующий, а как развивающийся, эволюционирующий, подчиняющийся единым закономерностям.

Нелинейная динамика и синергетика к настоящему времени стали межнаучными, транснаучными дисциплинами. Дискуссии о применимости этих дисциплин в поле гуманитарных наук не прекращаются. Основным аргументом противников применения идей нелинейной динамики и синергетики в гуманитарной области знания является тот факт, что объекты познания гуманитарных наук не описываются адекватно никакими математическим моделями и, следовательно, не могут рассматриваться та-кими строгими науками как синергетика и нелинейная динамика.

Однако синергетика и нелинейная динамика являются универсальными науками. Они обладают гораздо большей степенью универсальности, чем, например, теория относительности, поскольку их методы применимы к описанию самых разных уровней природы, как живой, так и неживой. Более того, они по сути своей онтологичны, описывая все системы в контексте возникновения, существования, развития и исчезновения. Помимо сверхсложного математического описания процессов развития, нелинейная динамика и синергетика дают методологию исследования различных систем. Нелинейно-синергетическое описание следует "не букве, но духу" нелинейной динамики и синергетики, применение нелинейного и синергетического методов не означает строгого математического исследования той или иной системы, а предполагает применение нелинейных идей к описанию динамики последней, а затем проверку того, укладываются ли.имеющиеся факты в получившуюся модель, такой процесс феномене логичен.

Гуманитариев не может не привлекать красота и стройность обеих наук, возможность построения с их помощью определенных моделей "гуманитарного". Нелинейный подход в принципе "гуманен" и "оптимистичен": он оставляет право на существование разным режимам, движениям, возможностям, позволяет всем им соседствовать, сосуществовать. Хотя типичными для процессов развития являются не только образование упорядоченных структур, но и хаотизация движений, детерминированный хаос оказывается "странно привлекательным"99, "веселым". Разрушая отжившее, он дает жизнь новым движениям, обеспечивает возникновение новых возможностей. Нелинейное рассмотрение привлекательно еще и потому, что позволяет прояснить или хотя бы почувствовать взаимосвязь всех явлений, посмотреть на мир, как на очень сложную, но единую систему, не просто существующую, но постоянно развивающуюся по законам нелинейной динамики.

Такой взгляд на мир подобен взгляду с самолета или из космоса: многие детали при этом неразличимы, но зато видно то, что не удается увидеть с Земли; главные особенности рельефа, береговые линии океанов, морские течения. Однако наблюдатель, совершающий подобное рассмотрение, удален от наблюдаемого объекта не в пространстве, а во времени. Он рассматривает системы и процессы из Вневременья, из Вечности, поэтому может видеть прошлое и предсказывать будущее. Возможность предсказания, прогноза поведения рассматриваемой системы на больших временах - еще одна положительная особенность рассмотрения. При этом исследователь в состоянии предсказать не точный ход процесса развития, а его возможные пути, а искусство исследования заключается в том, чтобы обнаружить все возможности и определить наиболее вероятную.

Анализ существующих синергетических исследований систем различной природы, позволяет сформулировать следующие принципы не-линейжу синергетической методологии исследования:

1. Парадигмалъность или универсальность — процессы самой различной природы описываются в рамках единой универсальной парадигмы, существует единый нелинейно-синергетический взгляд на все, происходящее в мире.

Связь фундаментальных категорий эйдетической онтологии нелинейной динамики с общенаучными и философскими категориями

Анализ взаимосвязи общенаучных понятий и философских категорий позволяет утверждать, что общенаучные понятия имеют философские эквиваленты. Через посредство философских эквивалентов обнаруживается генетическая, структурная, функциональная связи между всеми общенаучными понятиями163. Поскольку общенаучные понятия являются трансформированным видом философских категорий164, то имеет право на жизнь более сильное утверждение: исследование связи между общенаучными понятиями может выявить новые соотношения между философскими категориями, дать новые интерпретации существующих соотношений. Формирование нелинейного мировоззрения привело к тому, что новое "поколение " общенаучных понятий стремительно вошло в систему общенаучных категорий из нелинейной динамики и синергетики165. В первой главе мы показали, что основные понятия нелинейной динамики образуют собственную систему. Практически все элементы этой системы к настоящему времени стали общенаучными понятиями ("аттрактор", "фазовое пространство", "бифуркация", "фрактальность"), поэтому анализ связи между основными динамическими категориями дает информацию, применимую на общенаучном уровне.

Нелинейность обуславливает наличие обратных связей между характеристиками любой нелинейной системы, что, в свою очередь, приводит к возникновению обратных связей между фундаментальными динамическими: категориями. Этот факт отражается бинаправленностью связей в рассматриваемой системе. Построенное нами гомоморфное (сохраняющее операции) отображение динамических категорий в философские позволяет предположить существование обратных связей и между последними. Наличие обратных связей эквивалентно сложной зависимости понятий друг от друга, изменению одного из них при изменении другого вплоть до взаимопревращения и взаимозамещения.

При анализе парных противоположных категорий существование обратной связи между понятиями означает снятие их коренного отличия и противопоставления, преодоление их дихотомии. Классическое философ-ское мышление является принципиально дихотомическим, будучи основанным на фундаментальных дихотомиях. Постнеклассическое мышление, предполагая существование обратных связей между любыми, даже противоположными сущностями, с необходимостью становится адгссотомич-ным. Это меняет диалектику классических категорий, приводит к необходимости их постнеклассической интерпретации.

Изменение смысла общенаучных и философских категорий и их отношений обусловлено двумя процессами. Первый процесс носит естественный и всеобщий характер, это процесс формирования нового нелиней-ного мировоззрения. Нелинейное мировоззрение, затрагивая как естественные, так и гуманитарные науки, становясь новой общенаучной парадигмой, не может не затронуть и систему общенаучных категорий. Меняя сложившиеся представления о развитии систем различной природы феномены детерминированного хаоса и самоорганизации наполняют новым содержанием и некоторые философские категории, придают им новое звучание, позволяют дать им новую интерпретацию. Этот естественный процесс требует времени.

Второй процесс специальный, это процесс поиска новых смыслов категорий, являющийся одной из ступеней постижения феномена детерминированного хаоса. Основа этого процесса закладывается конституиро-ванием качественной теории динамических систем как эйдетической онтологии нелинейной динамики и построением отображения динамических категорий в философские. Однако между универсальными динамическими понятиями и философскими категориями есть значительная разница: исследование первых фундируется строгим математическим и физическим описанием, исследование вторых - нет. Существование соответствия между категориями качественной теории динамических систем и философскими категориями позволяет "перевести" результаты исследования нелинейных процессов развития с языка нелинейной динамики на язык философских категорий, провести своеобразную индукцию, обобщение. Правомерность подобного обобщения оправдана универсальностью объекта изучения качественной теории динамических систем, движения, являющегося атрибутом не только материального мира, но и мира мысли, мира идей. При подобном рассмотрении происходит взаимное обогащение философских категорий и нелинейных понятий: первые становятся точнее, вторые - универсальнее.

Нелинейная динамика и синергетика усиливают процессы интеграции различных наук, позволяют с единых позиций описать процессы разной природы. Процесс интеграции наук неизбежно связан со становлением внутренне единой, целостной системы общенаучных категорий, о чем написавд» значительное количество работ. Проблема статуса общенаучных понятий и критериев их общенаучности, отличия от философских категорий к настоящему времени достаточно исследована таким авторами, как В.В. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, Ф.М. Землянский, СП. Позднева, Г.В. Яковлева, В.И. Снесар и др.166. Становление нелинейной динамики и синергетики в качестве новой общенаучной парадигмы привело к тому, что общенаучный статус приобрели такие понятия этих наук как "детерминированный хаос", "самоорганизация", "аттрактор", "бифуркация", " фрактал", " диссипативная структура", "паттерн" и др. . Образовался новый тип общенаучных понятий - "синергетический". Система общенаучных категорий оказывается динамической, подвижной, мобильной, принимающей основные понятия межнаучных, транснаучных дисциплин.

Однако система общенаучных категорий не только "механически" принимает в себя новые понятия. Будучи внутренне единой и целостной, эта система подразумевает глубокую связь и взаимозависимость входящих в нее категорий, их влияние друг на друга. Сложность системы общенаучных категорий подразумевает ее "нелинейность", означающую существование обратных связей: общенаучные понятия существуют не отдельно друг от друга, а взаимозависимо. Поэтому появление в этой системе новых общенаучных категорий с необходимостью меняет содержание уже имеющихся в ней. Войдя в систему общенаучных понятий, "детерминированный хаос" в той или иной степени наполняет новым содержанием другие общенаучные категории.

Феномен виртуальности

Конец XX века ознаменовался "взрывом" интереса еще к одному феномену - феномену виртуальности. Так же как и в случае с динамическим хаосом, интерес к виртуальному возник во многом благодаря созданию современных компьютерных технологий. Однако отнюдь не успехи компьютерных технологий породили этот феномен, они лишь "обнажили" его, привлекли к нему внимание.

Феномен виртуальности находится в тесной, неразрывной связи с феноменом детерминированного хаоса. Исследование детерминированного хаоса, глубокое погружение в него приводят к необходимости исследования виртуальности как составляющей хаоса. В первой главе мы определили детерминированный хаос как "устойчивую неустойчивость", "неравновесное равновесие". В самом деле, странный аттрактор представляет собой устойчивое множество движений особого типа, называемых седловыми, которые соответствуют короткоживущим, переходным состояниям и могут классифицироваться как виртуальные. Таким образом, виртуальность мыслится элементом хаоса, а хаос - сложным комплексом виртуальных движений. Чтобы изучить и понять "сложное", необходимо сначала изучить и понять "простое" - закон любого движение. Поэтому построению онтологии хаотического должно предшествовать построение онтологии виртуального.

Как любое интенсивно познаваемое явление, виртуальность, или виртуальная реальность, рассматривается и изучается с очень разных, ино-гда диаметрально противоположных позиций, это понятие уже стало многозначным. Когда речь заходит о виртуальном (а в последнее время это происходит очень часто), то вспоминают прежде всего о компьютерном и интернет-мире, пока еще недостаточно исследованных. Наиболее часто под "виртуальной реальностью" подразумевается созданный в высокоскоростных компьютерах гипотетический мир, "киберпространство". С подобных позиций виртуальная реальность определяется как продукт взаимодействия человека с инфотехносредой, в процессе которого: 1) в кибер-пространстве формируется система чувственно воспринимаемых человеком образов; 2) эти образы переживаются человеком как объективно реальные вплоть до замещения24 . Именно к "виртуальной реальности" в этом смысле привлечено внимание большинства исследователей.

Однако понятие "виртуальность" имеет и более широкое значение. Виртуальная реальность, по определению Ярона Ланье, это "погружающая интерактивная симуляция действительного или воображаемого мира". Существует мнение, что виртуальность в ее широком смысле и разнообразных проявлениях присуща в той или иной степени любым видам духовно-познавательной деятельности: научному, философскому, религиоз-ному, художественно-эстетическому отображению действительности . С культурных позиций рассматривается множество виртуальных реальностей, рождающихся при воздействии на наши органы чувств, порождающих общественное мифологическое сознание: музыкальная; виртуаль-ность, создаваемая запахами; зрительная, связанная с компьютерами, те-левидением, изобразительным искусством .

С виртуальных позиций рассматривается и история. При этом виртуальность мыслится необходимым и неустранимым моментом всякого знания об истории. Предполагается, что виртуальное проигрывание исторических ситуаций позволяет глубже понять уроки исторических событии .

Исследуются социальные аспекты виртуальной реальности, такие как бегсхво от реальности, суперкритическое отношение к традиционному, получение удовольствий, ее связь с настоящим, прошлым и будущим . Анализируется стремление человека "прорваться " в виртуальную реальность, создавая новый искусственный способ жизни, не схожий с природными условиями бытия, обсуждается возникновение Homo Virtualis, чело-века, ориентированного на виртуальность . Появляются и анализируются новые понятия, соответствующие новым явлениям: "виртуальный продукт", "виртуальная инновация", "виртуальная организация", "виртуаль легные деньги", "виртуальные потребности", "виртуальные страхи" .

Понятие "виртуальная реальность" приобретает и нравственно-этическое звучание. Так, с превращением виртуальной реальности в действительную, с преодолением разрыва между действительным и виртуальным существованием человека связывают осуществление идеалов. Идеал невозможно определить, имея опору лишь в действительном мире. С этих позиций рассматриваются взгляды Канта, который считал "особой заслугой Платона то, что он не подчинял виртуальный мир действительному миру, но, напротив, полагал, что действительный мир порожден и полностью зависим от мира виртуального". Виртуальным миром называется моральный мир Канта, "моральный закон во мне", открывающий "мне жизнь, независимую от животной природы" . Предполагается, что творцом идеала является сама жизнь, взятая в единстве виртуальной (не-бесной) и действительной (земной) реальности . Мир несет элементы гипотетичности, виртуальности , Виртуальность представляет собой уход от "абсурда действительности, приход к гармонии окольными путя-ми"259.

Исследуются и физические аспекты виртуальности . При этом постулируется, что физическая виртуальность - это особый вид существования, характеризуемый понятиями возможности, вероятности, становления, обменное и переходности. С этих позиций анализируются виртуальные истоки жизни. Предполагается, что Вселенная возникла из первобытного высоконравственного вакуума, из взрыва вакуумного пузыря, который освободил колоссальные ресурсы виртуального (непроявленного) бытия. Открытие нелокальных корреляций показывает, насколько Вселенная едина и конструктивна, благодаря порядку, скрытому в недрах виртуального субквантового мира . Мысля физическую виртуальность, можно говорить о вечности жизни, правда, не в актуальном, а в виртуальном состоянии. Подобно тому, как "фазовые судороги" вакуума взрыво-образно породили Вселенную, превратив ее виртуальные частицы в реальные, так и некие "бифуркации", испытываемые космическим веществом, создавая в нем асимметрию, "выпустили" жизнь, содержащуюся в виртуальном состоянии где-то в ее глубоких недрах . В динамической картине мира виртуальность есть "нерв близкодействия, момент опережающего отражения волновой природы самого движения как единства сущности всего многообразия природы. Виртуальность приводит к зарождению волны, к зарождению процесса. Виртуальность в физике приво-дит к вариационным принципам, физическому вакууму11 .

И как всякий универсальный феномен, виртуальность нуждается в философском осмыслении и уже начинает получать его. Философские и методологические работы выделяют следующие аспекты виртуальной реальности : -виртуальная реальность существует только "здесь и теперь"; в виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет прошлого и будущего; -включенность в события, человек - главный участник виртуальных событий, которые он переживает как реальные. Поэтому виртуальность предстает перед нами носителем не только онтологического аспекта, но и антропологического; -виртуальная реальность - это феномен, но феномен сотворенный.