Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика национального и интернационального в общественной жизни и ее отражение в художественной литературе : (На материалах Узбекской ССР) Махмудова, Мавлюда Махмудовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмудова, Мавлюда Махмудовна. Диалектика национального и интернационального в общественной жизни и ее отражение в художественной литературе : (На материалах Узбекской ССР) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Мин-во образования Узб. ССР.- Ташкент, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/1235-1

Введение к работе

А«їїЩ!Ь!іооть_темн_иоо:5едоаанйя определяется тем, что перестройка и демокоатизацйя, захватывающие день ото дня see новые сторони общественной жизни, естественно, йе могут обойти И процесс формирования интернациональных основ образа жизни и духовного мира советских людей.

Недостаточная разработанность данной проблемы как в объективном, так и в субъективном их проявления*, не позволяла раскрыть жизненные проблемы развит^ общественных отношений» подлинные причины и пути изливаний негативну* явлений. В частности, как один из компонентов общественных, отношений - содержание диалектики межнациональных свйзеи ограничивалось Лйіь показом позитивных сторон веаимодвйстйия тенденций расцвета я сближения наций и народностей і Это затрудняло і Например, анализ пасуиных вопросов совершенствования форй й методов Правильного сочетания интернационального и Национального в Практической деятельности.

У нас немало проведено Исследований, з которых подвергаются анализу эффективность Воздействия тех или м№х гіредств информации, органов печати, рааИо, телевйдёНия, художественной культура на интернационализации образа иизнй советских людей. При этом имеется ряд проблем, которые Не получили еще должного освещения в научной литературе* В Чйстйовтйч речь идет о месте художественной Литературы я интернационализации образа жизни. Оценка художественных произведений с точки зрения того, как отражается в них интернационализации образа жизни, традиций и обыЧаез даеТоя очень Слабо* Не Чётко, Тогда как литература оказывает оГромнЬэ воздействие йа формирование и развитие интернациональных основ1 образа жизйи, духойнЬго мира личности.

Особенно важно проследить, как в литературе отображаются сочетание национального и интернационального, развитие и. укрепление дружбы народов, сотрудничество лйдеа разных наций и народностей в трудовых коллективах, на производстве и Я быту.

Зяино отметить, что интернационалистские тенденции п черты образа жизни советского народа, укрепляясь в ходе преобразования материальных основ его жизнедеятельности, способствовали формирование человека которому присущи общесоветские тра-

і*

диции, черты психологии, усиливающие значение общесоветских элементов в национальных культурах. Отсюда, очевидно, изучение и обобщение опыта деятельности сферы художественной литературы по интернациональному воспитанию трудящихся в условиях обновления социализма, а также выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию этой деятельности, художественной литературы приобретает большую научную и практическую значимость.

^Т^пъНЬ^^^аб^йннос^тн^оовпеШ' В последние годы в нашей стране опубликовано значительное количество работ, посвященных различным аспектам исследуемой проблемы .

Определенный вклад в разработку актуальных вопросов интернационального воспитания внесли научно-теоретические конференции, Проходившие в Москве, Тешкенте, Риге, Вильнюсе, Баку, Махачкале .

Проблемы интернационального воспитания( а также задачи формирования у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения были всесторонне проанализированы на Всесоюзных совещаниях идеологических работников .

Ряд вопросов, связанных с исследованием социально-эконо-

Куличенко М.И. Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни. М., 1980;- Нация и социальный прогресс. М., 1983; Метелица Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. 1982; Ьаграмов Э,А. Национальный вопрос: Две системы - два подхода. М., 1985; Дашда-миров А.Ф. Идеологические проблемы совершенствования социа- диетического образа жизни, тку, 1981) Проблема личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Еаку, 193ч; АрутюНяИ Ю.В. Социально-культурный облик советских наций. М., 1986; Черненко А.Г., Черняк А,В. Консолидации: 0 межнациональных отношениях в СССР. М., 1989; Ткичен-ко В.Hi Интернационализация общественной жизни и буржуазная советология. Киев( 1989.

  1. Развитие Национальных отношений- в условиях зрелого социализма. Опыт й проблемы патриотического и интернационального воОПиТагіиЯі Рига» 1983; Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г J Пленума ЦК КПСС. М., 1984; Интернационализация Духовной жизни советских народов в современных условиях. Вильнюс, 1985; Диалектика национального и интернационального в духовном Мире советского человека. Іаку, 198ч; Интернациональное И патриотическое воспитание молодежи. Махачкала, 1989.

  2. Сил За высокое качество и действенность идеологической работы. (Материалы Всесоюзного семинара идеологических работ-Ников). М*, 1981! Наращивать интеллектуальный потенциал .переотройки» Ве-треча в Центральном Комитете КПСС с деятелями ', науки и культуры // Правда. 1989. 9 янв.

МИЧРРКИ5! И идейных основ дружбы народов СССР, социалистической культури И ДР»! всесторонне освещались на научно-теоретических конференциях, проведенных в Ташкенте*.

3 разработку отдельных проблем повышения эффективности художественной культуры в идейном и интернациональном воспитании трудящихся определенный вклад внесли и ученые Узбекистана .

J Узбекіютане за последние годы был подготовлен ряд дио-е.ертяццо11ных исследований по проблемам художественной культури и ее воздействия, на интернационализации общественной жизни .

Таким образом, хотя советскими учеными Проделана значительная работа по исследовании проблем общественных отношений, в час?тнрдти роди художественной литературы в, интернациональном воспитании трудящихся, однако рпециалЬнн* работ, посвященных раскрытии в художественной, литературе процесса Интернационализации общественной жизни, на Имеется,

В овчзи о обновлением обйеотва возникаю? Новые явления, (сотррче до оих пор не выдвигадиаь ИМ передний план научного

См,^ Зоссоозная научно^практичеокая конференция, НооізНщенна^ 60-летию образования СССР, Ташкент, J983| ВоеооюзНая науч^ цо-теоретическая конференции посвященная бО-лбтйп образования Узбекской ССР и Компартии Узбекистана! Ташкент, ;98**| Совершенствование национальны* отношений В сяйте решений ХХУП съезда КПСС (Всесоюзная. НауЧно-^праКТйЧеакзд КоНфвреН-» ция), Ташкент, І98бі Актуальные проблема роаериївнотвованич межнациональных отношений / Региональная науччЬ-«лрактичеа« кан конференция. Ташкент, 1989*

См,! Шермухамедов С.Ш. Некоторые вопросы теории и ИрактИНИ развития социалиотИчесКоЙ культуры, ТашкбНТі 19801 Ханаза--ров К.Х, Диалектика национального и ИНтёочеуИонального в культуое развитого социализма. Ташкент» 5,9831 ppHa*QBa Г. Взаимодействие национальных культур й духовной фьимйроааНий личности. Ташкент* 19861 ^Нурмухамедов м»К» Судьба Народов «' оудьбы культур. Ташкент, І98Н,

Бабаханов Б.Ю. Развитие интернационального характера нацйо-* нальных культур народов СССР а условиях развитого qounaJiMS-* йа. Ташкент, 1983( нурйддинов Е.З. Диалектика национального И интернационального в развитии кулЬтуЬ ооЦиалисМеокик Наций» Ташкент, 1985( МумиНов А*Г. ВЬзрйбтаНйе роли худружественной литературы в интернациональное.вобпит&кий трШ-> щихоя в условиях совершенствования социализма* Ташкент) 1987; Ширматова 1\ духовное формирование личноатм я уодози-ях взаимодействия национальных культурі TataKSHtj 1988( Рахимова 3. Интернационализация советского образа %№М Как J актор сближения Национальных культур народов СССР, Ташкент» 988{ Туленова Г.Я. Диалектика расцвета И сближений национальных культур СССР и критика ее буржуазны* фальсификация, Ташкент, 1989.

иосладйіШНйл, '.lib ОТІІЬЙйїСя И К ilpddrteMa глубокого И КоМШКЙ-Ного ИгіуЧеШіЛ Meeta ХУДЬЖЄЄЇЙЙІШОЙ Литература й иНтёрнЙЦйсШ^ ЛйЗаШй ОбщвстНеШІОІІ чіізЧій»

Цил?> ii задачи исследования^ це тій найтоНЩбго МссгіедсйаІІШ является выяышнле диалектики национального И иНтёриацйбНай-Ноґо в розвитий общественной АизШІ И её отражение із худоЯбЬт-вённОЙ Литературе і В сооШтЄтіЬШ d УШІ ЙІТОр ОпреДе/Ійл рЯД иесладайитвльскйх задачі

вШівйть Состояний 1ІНШ№Мл"ЬШ Щхіццйсов' в услсШШх іій^ рестройкй общества J

ПрОслйдйть свНЗй й ЬтНоШеШІЯ кМ Мв*ДУ наШямй(Нйрадйо'-бтйМй)Так іі в Других *1<зрах развития советского обцестйа {

рсіСкрііть: а) прсЩесо формирования единства НацйоНйлМо-< I'd й интернационального в узбекской художйстйекНой литературе (І)взШіі!авіилнИе Национальна*. Й іШторнац.іонатьннх традиций й Процессе Зорчйровйнкя соіШтского образа жизни и ого отрааэНИВ fi художественной литературе {

определить тенденций усиления и развития форм,методов и средств интернационализации общественной жизни ;

выработать конкретные предложения и рекомендации, направленные на дальнеиаоо усиление роли художественной литературы в интернациональном воспитании личности.

Теоретической и методологической осново»! диссертации являются положения марксистской философии, партийные документы, материалы съездов народних депутатов CCJP и Узбекистана. При написании работы били использованы также труды ведуашх советских ученых.

Источниковур базу исстедопания составлявт произведения ведущих писателей многонацяонаїьной советской художественной литературы, в частности, писателей Узбекистана. З диссертаїши использованы также документы съездов и пленумов Союза писателей СССР и УзССР, материалы научно-теоретических конференций, публикации шриодачоской печати, тематические и статистические сборники последних лет, в которых отражены особенности интернационального воспитания средствами худояестионной литературы.

7 Цаучцая новизна работы заключается в следующем: - фундаментальные понятіш социальной фичософии "историческая общность советского народа", "рассвет" и "сбтиженнэ" наций, "национальное" и "интернациональное" рассмотренн в. контексте тех изменившихся исторических условий, которые характеризуются современным периодом перестройки и взаимоотношений нации ;

вскрыты причины возникновения негативных явлений в офера национальных отношений и обоснованы пути их разрешения |

раскрыт процесс формирования единства национального. И интернационального в узбекской, худобаотданной литературе |'

я раосмотран маханием, рааимовлдщнвд национальных н интер-Национальных традиций и ее отражение в художественной литературе ;

- разработаны конкретные предложения по актуализации ас
пектов межнациональных отношений

На защиту выносятся следующие положения.: I.ленинская мысль q том,что советское многонациональное государство строится и развивается на основе последовательно-го проведения интернационализма, в государственном строительств ва, свободы самоопределения наций И добровольности их объединения, национально-территориального принципа построения,всестороннем и полной равноправии входящих в нее республик, суверенитете всех ее членов, общности идейной и культурной жизни нарс дов имеет не только исторически приходящее значение,но остается и. в наше время методологическим основанием анализа ряда явлений общественной жизни, в том числе и понятий "расцвет" и "сближение" наций, "национальное" и "интернациональное" j категория "расцвет" нации не мо*ет рассматриваться как аопдоще-. ние тенденций к развитии только надионально-осоо'анкаго ( вта тенденция охватывает все национальное - и национально-апэци-фичэокое, и то приобретенное, общее в национальномj

3,принцип национального самоопределения сегодня - ото не что иное,как самоуправление в сфере национальных отношений.. Самоуправление, осуществляемое в рамках единой страны:, hq по самым различным направлениям: в области нациойапьно-гооудар-ствонннх отношений, в офоре экономик», культуры, языковой

" О"

ша&нАі Национальных обычаев» традиций и т*д* {

3»категоркя "национальная форма культуры" и "национальная (ШеЦИфяка культуры" не может рассматриваться как однозначное понятие ; понятие "национальной формы культуры" шире Понятия "Национальной специфики культури" ; "национальное и об^есовегское" существует неразрывно, образуя органический сплаві новую качественную определенность {

4.неверно делить формы на "художественную" и "национальную", йонлмая первую как эстетическую, а втору» как социологическую категорию ; национальные особенности органически Входят в ткань художественной формы, я в единстве о нею образует то і что называет национальной формой ;

Ё* ш& из ііаиоалеб важных но национальному вопросу « йрзбЛША Соотношения * социального" н Этнического" в Ной; нет оснований соглашаться с авторами, которые, подчеркивая определяющую роль "социального", вместе о тем недооценивают аначение "этнического" ; другие склонны свести содержание "нации" к этническим факторам, отождествить нацию с "этносом" ; есть все основания характеризовать нацию как социально-этническую общность ; "этническое" выступает в качестве одного на системообразующих нацию Факторов ;

6.этническим процессам присуще диалектическое сочетание общего и особенного ; важнейшее проявление в них этой закономерности - Наличие двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующий, другая - дифференцирующий характер (

7.процесс становления этнического самосознания у граждан нашей страны остается еще недостаточно изученным; между тем, на его формирование влияет значительное число факторов: от семья до различных каналов идеологического воздействия, включай и средства художественной культуры j художествекная литература призвана нравствонно и эстетически воздействовать на Духовно-психологический мир личности, прививать чувство любви к Отечеству і уважение к другим народам, к языку, обычаям, культуре, содействуя осознанию сложной связи между на-

ционалыши самосознанием и сознанием принадлежности к интернациональной общности.

Научно-практическая значимость работы. Предложенный в работе системний подход к анализу процесса воздействия художественной литературы на формирование интернациональных черт будет содействовать повышению эффективности интернационального воспитания трудящихся, позволит глубже раскрывать ряд аспектов воздействия литературы на личность.

Теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в лекциях при изучении курса философии,спецкурсов по национальным проблемам, также в агитационно-пропагандистской работе по линии общества "Знание". Конкретные предложения и рекомендации, содержащиеся в дисоертационцом исследовании, могут быть использованы также при проведении мероприятий по интернациональному воспитанию в трудовых коллективах, молодежных организациях, в деятельности махаллинских комитетов, в ое-нье и т.д.

Апробация работы. Основные полонений и результаты исследования докладывались на научно-теоретичеокой конференции профессорско-преподавательского, состава университета "Диалектика национального и интернационального в общественной жизни" (Ташкент, май, 1990); всесоюзной научно-теоретичеокой конференции "Проблема человека в современном мире" (Ташкент, 24-25 декабря 1990 г,).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, ДЕух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность теш, показана степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи,обозначены научная новизна, практическая значимость и методологические основы исследования.

Первая глава - "Сущность национального вопроса и современность" - объединяет два параграфа.

В первом параграфе - "Объективные и субъективные факторы образования интернациональной общности людей", - опираясь на марксистско-ленинкусга концепцию по национальному вопросу,еда-

«10-

лапа попытка Шнвить состояние национальных Процессов в условиях перестройки нйиего' ОбЩеСЇЕй»

Изучение.Национальных отношений во всей полноте их Противоречий, проблем углублений интернационализации общественной жизни кемыслиыо вне использования всего богатства революционной теории, практики ее осуществления Советский правительством, вне ранок марксистско-ленинской методологии анализа общественных явлений. В связи и отим, в работе особое внимание уделяется идее о праве наций на самоопределение.

ПраЕО на самоопределение понималось В.И.Лениным как свободно осуществлять свое экономическое, политическое,социальное и культурное развитие, Все эти права непосредственно втекают из суверенитета наций и направлены на его упрочение и развитие. Как отмечается в диссертации, принцип самоопределения В.И.Ленин рассматривал б плане самих инроких возмокностей, которые он предоставляет в области государственного устройства.Конкретное решение вопроса о формах самоопределения зависит от совокупности ряда объективных и субъективных факторов: характера социального строя, политических отношений, уровня его экономического и культурного развития, ... национальной консолидации и др.1

В работе подчеркивается,что о достижениях надо говорить, но в. то же время нельзя забывать о реальных проблемах. В по/ следкио годы вопрос о формировании новой исторической общности " людей - советского народа - стал спорным. Более взвешенной является формулировка резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС, где говорится, что новая историческая общность людей - советский народ - "стала реальностью".

В диссертации такке рассматривается диалектика расцвета и обликения социалистических наций, подчеркивается, что долгое время в научной литературе имел место такой подход,будто расцвет наций и их сближение выотупают в диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Вместе о тем,многие годы у нас велась дискуссия о соотношении этих тенденций

  1. См.«.Ленин В.И.Полн.собр.соч.Т.25.С69.

  2. Материалы XIX Всесоюзной конференции Компартии Советского Союза.28 июня - I июля 1988 г. :Ііолитйздат,І989.С.Ш.

-II-

ыежду собой. Большинство авторов доказывали,что ведущей является тенденция к сближению. Однако нередко и:) отого делили вывод о предпочтительности тенденции сближения по отношении к расцвету. Основное внимание уделялось всестороннему изучению процесса сближения наций и их культур, но выпадала из доля зрения другая сторона - стремление национальных общностей, к сохранению своих особенностей,

В диссертации подчерк!п;ї<;їМ,чпі к рпмимх нового упаде-, пня принципиально важна обеспечить действительно интернационалистическое понимание cauoro интернационального.Как считает автор, современная ситуация требует,видиыо, и уточнения понч-тип "интернационализма". Дело в том,что вне соотнесения этой категории о данной исторической эпохой, а конкретними социальными и политическими условиями кизни обшеотва она лишается смысла и действенности,

ІІ диссертации подчеркивается,чтосегрдня на передний план выдвинулись задачи сохранения мира, выживания человечества, проблема защиты окружающей среды и т.д.

Но уже очевидно,что дальнейшее развитие человечества возможно только при условии развития широкого сотрудничества народов и государств, в"частности в разработке и освоении НО" вого политического мышления, его интернационализации. Особую ценность сегодня имеет ленинская мысль о том,что*>нр определенных переломных этапах истории общечеловеческие ценности преобладают над всеми остальными интересами,

Перестройка нашего мышления в национальном врпросо неотделима от восстановления исторической правда, Она состоит в том,что наше общеотво достигло в этой области определенных успехов, которыми мы поправу гордимся, так и в том,что на этом пути имели место серьезные недостатки и ошибки, Между тем, объективный анализ этих недостатков и ошибок необходим для ликвидации "белых пятен" в освещении нашей истории и восстановления социальной справедливости яо отношению к целых народам, и для дальнейшего совершенствования национальных отношений в нишей стране,

Во втором параграфе - "Национальные процессы в условиях \ обновления общества" - на большом фактическом мпторйале рас-

онатриваютсн такие узлоше вопроси, определяющие взаимные связи народов, как экономические, социально-класаовые,государственные, духовные отношении. Перестройка вызывает глубокие перемены и в этих отношениях, но в силу относительной самостоятельности национального фактора, уходящего корнями в историю, здесь долго еще придется иметь дело и с инерцией отживших традиции.

Диссертант отмечает,что бытовавшее ложное представление о беопроблемности национальных процессор, догматичоокий подход к ним привели к значительному ослаблению борьбы с проявлениями национализма и шовинизма. Сфера национальных отношении остается сложной и противоречивой. Годы застоя, ошибок и извращений в национальной политике оставили тяжелое наследие в виде целого комплекса национальных проявлении: местничество, национальный эгоизм и карьеризм, национальный нигилизм и шовинизм. Событии в Казахстане, Якутии, Прибалтике, Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане еще более окивили националистические настроения,

В работе подчеркивается,что советские нации и народности, имеют свои национальные интересы в различных областях экономического и культурного строительства, что эти интересы могут в отдельных случаях, в определенных условиях, вступить в противоречие с общесоветскими, интернациональными интересами.

Сейчас сложились все необходимые предпосылки, чтобы подходить к экономическим вопросам прежде всего' с точки зрения интересов республик и центра в целом.

При реализации этой задачи приходится иметь в виду и те негативные тенденции в экономике, которые проявились в 70-е - начале 80-х годов. Они не могли.не сказаться на национальных процессах. Сюда относятся прежде всего низкие темпу ро-. ста производительности труда в промыоленности в некоторых реопубликах. Так, на XXII съезде Компартии Узбекистана отмеча-лось.что допущенные ранее недостатки в партийном руководстве, а такке продолжающаяся кое-где инерция облегченного подхода к экономике,серьезно задерживают уровень эффективности использования производственного и научно-технического потенциала республики. Образовались серьезные диспропорции между

вложениями б ее экономику и росток производства. По наличию ооновных производственных фондов Узбекистан находится на четвертом месте в стране. Но используются они не аффективно. Доля Узбекской ССР в производстве национального дохода страны за последние десять лег практически не увеличилась.

Эти и другие факторы экономической жизни закономерно привели к снижению уровня благосостояния населения по сравнению со среднБсоюэными показателями: заработная плата рабочих и служащих, раохода на ві'сиую и среднюю школу, здравоохранение, детские сады и ясли на душу населения в поыей республике били ниже, чем в целом по союзу.

В работе отмечается,что экономическое содержание самоопределения и суверенитета в современных условиях находит выражение в переходе республик на хозрасчет и самофинансирование. В соответствии с этим,выбор экономя- эских методов и форм хозяйствования осуществляется республиками на своеіі территории самостоятельно, походя из реального уровня обобществления производства и структуры производительных сил, о учетом экономической1 эффективности и социальной справедливости, полной занятости населения. В работе такие подчеркивается,что требованиям интернационализма отвечают и принципы национально-территориального построения советской федерации и суверенитета СССР и союзных республик. В работе отмечается,что глубинные корни сложившихся межнациональных реалий лежат в самой системе командно-административного управления со своим неотъемлемым бюрократическим аппаратом.Бюрократия же в силу озоего no- , ложения ведомственные интересы воегда ставила выше национальных.

Ленинизм исходит из того,что характер и уровень решения национального вопроса находятся в непосредственной и определяющей зависимости прежде всего от природы и степені: демократизма общественно-политической жизни в стране.К сожалению,это положение длительное время предавалось забвению. Думается,что сама жизнь вкладывает сегодня в понимание принципа национального самоопределения более гибкое и вместе с тем ясное содержание.Это нечто,иное,как самоуправление,осуществляемое в рамках единой страны,но по самым различным направлениям: в области национально-государственных отношений,

в сфере экономики, культуры, язикоиой жизни, национальных oduj чаев, традиций и т.д. В постановлении Пленума Центрального Комитета КЛСС "О концепции Союзного договора" говорится: "что концепции Союзного договора создает оонову для демократического преобразования национально-гоаударатвенного устройства общества. КПСС поддерживает такие ... фундаментальные положения государственной политики, как кура на демократию, экономическую свободу, многообразие форм собственности, развитие и аааи-мообогащение национальных культур, оочетание общечеловеческих і и национальных ценностей .

Диссертант, завершая второй параграф, обращает внимание на возрастающую роль духовной сферы, духовного богатства каждого человека, народа, нации.

еїЕУІ..Г.-!1ЇЇІ ~ "Интернационализация общественной жизни й ее отражение в художественной литературе" - состоит из трех параграфов.

!iLQlE2.?yi_!HLEiE!!! ~ "Единство национального и интернационального в художественной литературе" - речь идет об отражении единства национального и интернационального в узбекской художественной литературе.

Так, принципы ленинской национальной политики, впервые оформулированные еще на П съезде партии, нашли свое отражение в художественной литературе, где раскрывалось содержание ленинской программы по осуществлению ликвидации фактического неравенства национальных окраин, программа выравнивания уровней экономического, социально-политического и культурного развития народов СССР.

В работе отмечается, что еще до революции отдельным представителям демократической литературы удалось разорвать путы национальной и религиозной ограниченности. Эти великие художники слова своим творчеством подтверждают, что развитие самосознания какого-либо народа или нации никогда не должно вступать в противоречие с интересами другого народа.

Глубоко в веках лежат начальные источники художественных

О концепции Союзного договора и задачах партийных организаций: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС от II декабря 1990 г. // Правда. 1990. 14 дек.

принципов, характерна для узбекской литературы. Заложенные впервые ухе в древнзтюркских памятниках, в фольклоре, они затем совершенствуются в поэмах Алшаера Навои, в исторических хрониках Ьабура, в классической поэзии, дастанах. Позже. Фур-кат, Мукими, Завки выступали против патриархально-феодальных устоев: Садриддин Айни и Хамза Хакимзаде Нияэи пропагандировали достижения русской передовой культуры. В работе оообоа внимание уделяется дискуссии, развернувшейся в ЭО-х годах по вопросу о классическом наследии, в частности творчестве Фитрата и Чулпана. Можно оказать, что именно атмооферя глаонооти помогла найти правильное решение этого вопрооа.

Среди главных закономерностей развития национальных культур в 40-х - 70-х годах в диооертации выделяется оледующее: продолжение лучших демократичесі^х традиций каждой из национальных культур, насыщение духовной жизни идейно-теоретическими и художественными ценностями, создаваемыми в недрах общеоо-ветской культуры, в прогрессивных культурах мира.

Формирование на базе интернационализма самобытных нацио
нальных школ, сложившихся в результате органического синтеза
национального и интернационального, появление новых форм в об
ласти литературы и иокусства обеспечит в какой-то мере расцвет
народных талантов. о

Чувство интернационализма в ооветской многонациональной литературе проявилось в разные периоды истории" советского общества по-разному, выражая новые, всерасширяющиеся связи между народами.

Социальное развитие узбекской нации - неотъемлемой ооо-тавной части новой исторической общности людей - тема многих произведений. В качеотве примеров в работе приводятся ;-')маны А.Мухтара "Рождение", "Время в моей оудьбе", "Сеотры";.'Х.Гуляма "Светоч", "Ташкентцы", трилогия С.Ахмада "Горизонт", повео-ти и рассказы А.Каххара раскрывают широкую панораму экономического и культурного прогресса узбекской нации на различных этапах строительства нашего общества.

Не не всем писателям, отмечается в работе, удалесь подняться до высоких социальных обобщений в вопросе о традиционных моральных и культурных ценностях предшествующих исторических эпох. У некоторых литераторов появилась тенденция замк-

нутьоя в своей национальной самобытности .

В диссертации отмечается, что в период 70-80-х годов в художественной литературе нашли отражение вопросы национально-, патриотической гордости за то нетленно ценное, что оставили нам, своим потомкам, предки наши, народный нравственный опыт, гуманистическое культурное наследие широкого диапазона, что национальное начало в явлениях художественной культуры получает тем более олагоприятные условия развития, чем теснее оно связано о интернациональными тенденциями, о достижением мировой художественной культуры. В качестве примеров этого периода анализируется романы Адыла Якубова "Совесть" и X.Гуляма "Первые ласточки", стихи Э.Вахидова и т.д.

Основными компонентами развития формы культуры, опреде
ляющими ее содержание и национальное своеобразие, диссертант
очитает национальный язык и психический склад нации. Язык же
межнационального общения не оттесняет национальные языки, а
наоборот способствует полному раскрытию их потенциальных Воз
можностей. '

Диссертант также отмечает, что диалектика художественного феномена преодолевает различного типа противоречия и несоответствия, что его ведущей особенностью становится нерасторжимое единство, соответствие содержания и формы.

BTqp_oft_nagarga$ - "Взаимовлияние национальаых и интернациональных традиций в процессе формирования советского образа жизни" - посвящен раскрытию соотношения социального и этнического в сущности наций; показано взаимовлияние национальных и интернациональных традиций в процессе формирования советского образа жизни и ее отражение в художественной литературе.

Как отмечается в работе, экономические, социальные факторы являются определяющими в развитии нации. Но этб ie может служить основанием для недооценки этнических факторов и их роли в жизни нации, в историческом процессе национальное не может оущеотвовать без этнического, хотя и не сводится к нему. Национальный вопрос - это еще и огромная совокупность духов-

См. подробнее: Нурмухамедов М.К. Литературнее наследство и идеологическая борьба // Сбщестгзнные науки в Узбекистане. 1975. * 9. С.3-І'»; Каюмов Лазиз. Адабиет гоявий курашда // Гоявий кураш ва узбек адабиёти. Ташкент: Фан, 1985. С.5-22.

ПУХ ШроЧЭЬЗ Наций й НарЬДНЬйтеЙ, КОМПЛЕКС Исторически сложив-ІІШйЙ НацИоНальйых траДМЦий, йеМОйторймогО национального опыта, национальной психологии, национального сознания и происходящих отсюда национальных интерасов. D последние годи во всех республиках ношей страны значительно возрос интерес ко всему национальному -фольклору, атнографии, истории, национальной литературе и экологии. Происходит ренессано исторического сознания, особенно среди молодежи.

Как известно, имевшее место в недавнем прошлом администрирование в сфере культуры и духовной жизни народа, огульное игнорирование веками складывающихся традиций с одновременным навязыванием надуманных мероприятий негативно сказались на оо-Циально-нравственноП атмосфере в республика. Формализм, чрез-мерН:м заорганиэованность стали>*одйой из причил выхолащивания идейной содержательности праздников.

В работе особое внимание уделяется роли художественной литературы в утверждении новых традиций и обычаев. При отом автор придерживается историчнвоти и пооледовательнооти отражаемых событий, начиная с 20-х годов по настоящее время. Анализируются отдельные произведения этих лет. По произведениям этих лет можно проследить длительную и оложную историю восхождения национальных характеров.

В уоловиях демократизации проблемы соверяенотнования национальных отношений, интярнационального воспитания требуют новых подходов, политического чутья, компетентнооти и научной обоснованности.

Интернационализация традиций - это объективная тенденция ' совершенствования советского образа жизни. Для оптимизации этого процесса автор предлагает следующее:

глубоко анализировать, обобщать ^оперативно пропагандировать накопленный положительный опыт;

усилить внимание к внедрению новых традиций и обычаев, придав этому целенаправленный, систематический и комплексный характер;

совершенствовать обрядовую сторону традиции, оказываемых большое психологическое воздействие на сознание человека;

анализировать и воеоторонне обобщать общественное мнение.

Помимо этого, автор считает, что современное школьное

Гфйпедшние us дзет ивойршого минимума знаний вб этнически*, нйчионадьнн* 0QppenHHGT*i« культури, й0раэа мани других

ІКЦІРЛОЙ «іЧЦІЄЙ fiTPAHN' 9 ЙЧНЗИ R ЗТИНі ПрВДЗГАеТ. Что пкола дрланп. ла+іатh Ие ТОД(,КР МеМШіТОрнНР герГрйФичеркие, но и эт-НРГрафцЧрркие анадйЧт

iBSl^Jl&EiLBi'i1. ~ "Кудр*РРТРеМНая -лЦТергшри И вопросы интернационального вррпитчния" - посвящен раскрытию значения интернационального воспитания в условиях обновления социализма.

В рдОотс указано на npeHPPP*HTCj|bHPe отношение к делу ИНТернйЦИОнальиРГР ЦорпиТЗДИЧ- ДМР В TPMt ЧТР Ч^СТР У на о не-^ООЦіїїНРадорь значение Нвр^РйНМРН ферратНЧШРЙ работы., Она рснренЧОДарь. F-PPHUM PPpsqoH на идеальной, ЧОРИВ'ГИВНРЙ ИР4РЛИ ме^ндциРНВДьііН1* отношений и слабо связывалась р реальной действительностью! Интернациональное единство, о крторок розорилось на нрек уровнях, рассматривалось ь. террии и на практике нередко без учета национального мнРГОР0раэц?1 f специфики различив и йущертвующих прртиворечий. Dqe ртр мешало дать объективную рцецку нараставшим негативный явлениям.!

Далее ртнрчаетря., что недооценка национального, эрпррра несовместима, р задачами обновления и демократизации рбщертва, Она. способна стать серьезным тормозом на пути не трлько PQfipp^ іаенствования национальных отношений, но и вовлечения цногрна-цирнцльных M^gq трудящихся в процессе перестройки и обновления нащегп обшеотва,

Как иэвертно, что национальный фактор имеет и относитель,= Hyp рамоотрятел>нооть, и, не испытывая в какой-то период целез направленного, воздействия партийных, советских, общественных организации на том или ином участке развития общества, может Претерпевать ненормальное, одностороннее развитие. Особенно в рфере культуры, литературы, исторической науки. Как было отмечено на XXfJ съезде Компартии Узбекистана "...мы слишком предвзято ртноаилиоь к озоему историческому прошлому, оценивая творчеокую деятельность выдающихся ученых и позтов далекого Прошлого на о учетом реалий той эпохи, в которой они жили и работали» а иоходя из вульгарных толкований современности".

Р рдСоте подчеркивается, что в процессе сближения наций ц народнрзтей открываются неограни :енныэ возможности для раз-

Правда Потока. 1990. 5 июня.

ви turf разнообразны* форм культурнее аеоддничеатйа й Шзшй літератури й иейуеаш( йэльшое значение для" тйьрчеч'Квги od-

ВогіНйя Ьпьі-rd. братских HapoAoSj Их КуЛЬтУР И «ИЗНИ ИМйй+ II Переводы1 художественных йройзведйНйй;

Подытоживая работу, автор отмёчйет* 4tcJ НДЦйоІШлІіІНІІ fio— Лйтика требует Новых подходов к" организации комплеквНчх теоретических и этносоциологйческих исследований объективных Процессов развития наций и национальных отношений в стране, освобождения теории и практики от догматизма и стереотипа, использования мирового опыта решения национального вопроса, пиработ-кл научно обоснованных рекомендаций.

I_HH5itl!ii! Диссертации подведен общий итог проделанной работе, сформулированы теоретические выводы, предлагаются практи іеские меры, направленные "іа дальнейшее совершенствование национальных отношений.