Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика соотношения аналитического и образного составляющих сознания Масалкин, Георгий Тенгизович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масалкин, Георгий Тенгизович. Диалектика соотношения аналитического и образного составляющих сознания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Тбил. гос. ун-т им. И. Джавихишвили.- Тбилиси, 1989.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/3378-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Можно уловить определенную закономерность в обострении интереса к проблеме человека, его сущностных основ, внутреннего мира - обычно оно наблюдается в кризисные, точнее, переломные периоды развития общества. Сейчас человечество перекиввет очень важный исторический период, когда под влиянием научно-технического прогресса и определенных тендєнгий в политической картине ыира, происходят кардинальные изменения в условиях существования и развития че-. ловекэ и общества, настоятельно требующие перестройки сознания, придания ей, например, "глобэлистского" характера. Изучение определенных тенденций в развитии сознания, отражающих изменяющиеся условия жизнедеятельности человека, представляет собой в этой плане задачу огромной важности.

На общий пер лоиный период для всего человечества, для нашей страны как бы наслаивается важнейший процесс изменений во

ВСЄХ СфервХ С0ЦИЭЛЫШ-Э1С0Н0«ИЧеСК0Й И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, К0ГД8

перед нашим обществом со всей очевидностью встал вопрос-быть илі: не быть социализму, как прогрессивной общественно-экономической формации. Это обусловливает глубокую заинтересованность в активизации человеческого фактора - как необходимой предпосылки и условия решения поставленных временем задач. В передовице "Вопросы философии" от, ноября 1986 года, одним из трех направлений, которые сегодня выходят на первый плэн в творческом развитии философской мысли было названо: "... возрастание роли человеческого фактора в наступательном развитии обществе, выявление всех человеческих способностей и воамоаностей - как движущая сила и г 'сиая цель общественного прэгресса"(289, с.4).

Рост значения человеческого фактора определяет и значимость знания законов человеческого сознания, проблемы его перестройки, формирования нового динамичного и передового способа мышления, анализа новых данных и тенденций в развитии сознания, которые могут быть использованы в процессе обучения, воспитания, идеологического воздействия и, в целом, при проведении социальной политики.

В проблеме изучения человеческого сознания огромную важность представляют вопросы, связанные с происхождением человека, становлением "социальной системы" как рубежа между приходным и социальным. Важность данных вопросов вытекает из той простой истины, что без знания прошлого, невозможно предвидеть будущее и понять настоящее, из требования историцизма в рассмотрении данной проблемы. Для исследования вопросов функционирования сознания в историческом ключе, многое могут дать данные о функциональной межполушарной асимметрии мозга, являющейся физиологической основой существования у человека двуединого (бинарного) способе отражения действительности - образного (превополушарного) и понятийно-логического (левополутарного), и существования соответственно двух форм мышления - образной и аналитической. Диалектический метод рассмотрения становления функциональной асимметрии мозга (ФАМ) и вопроса о хврвктере взаимоотношений между двумя формами мышления п'іожет прояснить ряд вопросов гнтропосоциогенеза, функционирования сознания в изменяющихся условиях человеческой жизнедеятельности, во общем, поможет понять специфику человеческого сознания. Анализ бинарной системы отражения действительности (через исследование характера взаимоотношения двух форм мышления - обрааной а енали-

гвческой), помоает преодолеть одну обцуя установку, существующую з современных исследованиях по проблеме сознания п играющую во многой негативную роль. Д.Н.Дубровский определяет ео пек парадигму ясности сознания, ведущую родословную от Депорта; суть ее заключается в упрощенной рационализме при подходе к сознанию, признание сугубо рационального и разумного его устроеняя, отсутствия в ней тайн, эагвдок, иррациональности

..и т.д. (223, с.20), Эта установка приводила к отсутствию доля-ной реалистической модели сознания, что сыграло свою отрицательную роль как в буржуазной, так и в социалистической обществах. Данный анализ, являющийся основной задачей настоящего исследования, позволит'критически осиыслить и оборотную сторону "парадигмы ясности сознания", которая выражается в преувеличении (или абсолютизации) роли бессознательных, образных коапонентов созичния (инстинкт, интуиция ...).

Исследование бинарной системы отражения действительности будет способствовать выяснению причин элементов мифологизации сознания человека XX века, анализу осознанной на" сегодняшний день потребности и необходимости взаимодополнительности двух картин мира - научной и художественной, анализу проблемы установления более тесного диалога между Востоком и Западом, распространения аудиовизуальных средств и их влияние на функционирование сознания, создания ЭВМ новых поколений и ряд других новых и не совсем новых данных, имеющих, на наш взгляд, своп основу также и в наличии и принципе взвииоотноиений иез-ду двумя формами мышления. '

Никогда еще человечество не стояло перед столь скоротечными и кардинальными изменениями всех форм жизнедеятельности

' человеке. В этих условиях, проблема сознания, специфики чело-

- 6 -веческого мышления, ого отражения действительности - встает во весь свой громадный рост и требует к себе огромного и пристального внимания. И мы надеемся, что наш анализ бинарной системи отражения позволит пролить дополнительный свет 118 ее изучение.

Состояние разработки исследуемой проблемы. По проблеме функциональной асимметрии мозга (ФАМ) - как физиологической основы бинарной системы отражения сознанием действительности мы опирались, в основном на работы А.С.Абасова, И.Л.Андреева, Ф.В.Басейна., Г.А.Прангишвили., А.А.Шерозия, В.Л.Бианки, Н.Н. Брэгиной., Г.А.Доброхотовой, Вяч.Вс.Иванове, Ф.Н.Ильясова,В.Ф. Лобаса, В.М.Носидзе., К.К.Акбардия, В.М.Ыосидзе., В.Л.Эзрохи, В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского, Э.Г.Сиыерницкого, Э.А.Костан-дова и большой .группы авторов," чьи работы опубликованы в четырехтомнике "Бессознательное. Природе. Функции. Методы исследования (Тбилиси: Мецниереба, 1978-1984 гг.). Анализируемая литература обосновывает наличие у человека двух взаимодополняющих форм мышления, формирующихся в результате двух различ-, них способов, обработки данных внешней действительности в двух полушариях человеческого мозга. При этом образуется такое неравенство полушарий, когда в отношении одних функций главным оказывается левое, а других - правое полушарие.

В вопросе о семиотической дополнительности двух картин мире, порождаемых двумя формами мышления, большую поиощь в работе нам оказали исследования представителей тартусской школы Ю.М.Лотмана и П.Э.Тульвисте, проводимые ими в плане концепции гетерогенности мышления..

Анализ зависимости бинарной системы отражения от реальных видов кизнедеятельности людей, вывел нас на проблему ьифа л

доминирования мифологического образа мышления как проявления большей активности правополушарной формы мышления в определенную эпоху. По вопросу о мифологическом образе мышления мы опирались на работы М.И.Стеблии-Каиенского, К.Р.Мегрелидзе, Е.М. Мелетинского, А.Д.Голосовкера, A.M.Золотарева, С.А.Токарева, А.В.Гулыги, Ф.Х.Кессиди, И.В.Полякова, Д.М.Угриновича, А.Л. Андреева, И.П.Вейнберга, Е.Леви-Стросс8, И.Л.Андреева, А.Н. Чанышева, Б.А.Душкова, Е.Г.Яковлева, И.А.Ермолаева и ряда других авторов.

Очень важной проблемой, касающейся как бы непосредственно сегодняшнего дня сознания и его будущего, является проблема определенной его мифологизации в наше время, проявляющейся в активизации правополушарных, образных компонентов сознания. Данные вопросы нашли освещение в трудах П.С.Гуревича, Б.Н.Бессонова, Т.А.Чернышевой, Ю.В.Орфеевэ, А.И.Панченко, А.В.Гулыги, Д.М.Угриновича и ряда других авторов.

На проблему бинарного отражения действительности определенным образом выходят авторы, пишущие о разработках по созданию "искусственного интеллекта", наподобие человеческого. Об этой проблеме писали В.В.Иванов, Е.Л.Фейнберг, В.А.Звягинцев, В.В.Миронов, А.В.Мкртчян, Г.И.Рузавин, П.Р.Зенков, Ю.М.Лот-ман и др.

Много полезного в плане выяснения характера взаимодополняющей работы двух форм мышления дает анализ работ Б.С.Мейлаха, Ю.У.ФохттБабушнииа, И.Л.Савронского, Г.Г.Джахая, А.М.Мостепа-ненко, Р.А.Зобовв и др. Анвлиз приводимых в этих работэх данных свидетельствует о необходимости и практической возможности обеспечения должной социокультурной среды для влияния на

- 8 -принцип сотрудничества полушарий.

Большую помощь в рвботе оказал наи анвлиз работ, посвященных проблеме бессознательного, в которых авторы непосредственно или косвенным образом затрагивает вопрос о взаимовлиянии двух форм мышления. Ыы имеем в виду прежде всего работы Н.Н. Трвуготта, Л.Р.Зенкова, В.С.Ротенберга, В.В.Иванова, Г.Л.Ильина, М.Р.Сербиненко, Т.А.Голицына, В.Я.Репина, А.С.Кармина из четырехтомника "Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования", а' также работы В.Л.Райкова, А.М.Вейна, Ф.В.Басейна., А.С.Прэнгишвили, А.А.Шерозия, Б.Ф.Сергеева, В.ВІИванова, . В.С.Ротенберга, Б.В.Аршавского. В научной литературе по проблеме бессознательного сформировалась точка зрения о связи бессознательной психической активности с деятельностью правого полушария, о родстве семиотических механизмов бессознательного и правополушарной, образной формы мышления (В.В.Иванов, Б.Ф.Сергеев, Л.С.Зенков, A.M.Войн и др.).

И наконец, анализ бинарной системы отражения неизбежно вывел нас на проблему рвзличия и сходства культур Востока и Запада, в плане исследования истоков большей образности восточного мировосприятия. О взаимодействии культур Востока и Запада существует большая и во времени и по масштабам литература. В своей работе мы опирались прежде всего на работы В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского, Н.И.Конрада, Н.Г.Федорекчо, В.П.Илюшеч-кина, В.И.Кузищинэ, Ф.Х.Кессиди, Д.Слобина, Дж.Грина, Д.Гуле, ряда авторов сборников "Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации" и "Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востоке", в частности, Г.Б.Шаймухаибетовой и Р.И.Сулгапове. Большой эмпирический материал, представленный в этих рабоїах, свидетельствует о характере различия гэпадного

- 9 -и восточного мировосприятия.

Теоретическая обработке большого эмпирического материала, накопленного в анализируемой литературе, позволит выработать методологического характера представление о влиянии бинврной систеыы отражения на функционирование и развитие сознания, углубить понимание некоторых общих закономерностей, касающихся процесса абстрактного мышления, взаимоотношения мышления и языка и т.д.

Требуется белее глубокое и детальное рассмотрение вопроса' о принципе диалогичности мышления, анализ механизма подобного дивлога, специфики установления отношений доминантности-недо-минантности в отношениях между двумя формами мышления во времени, относительно различных регионов и форм общественного сознания. Это ванно для понимания современных тенденций в функционировании сознания.

Мы считаем полезным дополнит* концепцию гетерогенности установлением более тесной ее связи с феноменом ФАН и теоретическими проблемами развития сознания, форм мышления в историко-генетическом ключе (анвлиз тартусцев ведется в основном через анализ текстообразующего механизма культуры).

Работам, посвященным проблеме сходства и различия культур Востока и Запада, на наш взгляд, недостает теоретических обобщений для установления причин большей активности обрезного компонента сознания на Востоке по сравнению с Западом, что не дает возможности оперирования некоторыми методологическими инвариантами.

И наконец, в исследованиях по проблеме мифологизации сознания - кок одного из путей иллюзорно-компенсаторного воздей-

- 10 -ствия на действительность рассматривается в основном лишь ка-питаллистическая действительность и робко, или почти не исследуются схожие проблемы в нашей обществе, анализ которых крайне необходим и яелэтелен.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических вопросов относительно, места и роли б.нарной системы отражения действительности в функционировании человеческого сознания, через историко-генетический и диалектический аналиа хврвктера взаимоотношений между двумя формами мышления - образной и аналитической.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

обоснование положения о функциональной межполушарной асимметрии мозга,пек физиологической основы наличия у человека двух форм мышления; ~ '

анализ соотношения мифологического и логико-понятийного образов мышления, неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, западного и восточного типов мировосприятия, проблемы мифологизации сознания человека и ряда др0гих феноменов сознания - как проявления механизма бинарности отражения действительности человеком;

обоснование основополагающего характера бинарной системы отражения для устойчивого существования и развития человеческого сознания.

Методологические и теоретические основы диссертации. В работе мы опираемся на те труды К.Маркса и Ф.Энгельса, в которьс-рассматривается сущность человеческого сознания, человеческоп отношения к природе и, в цєлоіі, проблема социализации индивиді. Их работы оказали нам методологическую помощь в исследовании.

- II -

Специфика исследуемой темы вызвала необходимость ознакомления с научными данными из ряда смежных наук - физиологии, психологии, этнографии, семиотики, ориенталистики, социологии, которые составили как эмпирический, так и, в определенной мере, теоретический багаж, необходимый при исследовании.

Научная новизна исследования. В диссертации, в русле проблематики становления социального (в историко-генетическом .ключе), на основе внвлиза диале..тики становления форм отражения действительности человеком - проводится теоретического характера исследования взаимоотношения образной и аналитической форы мышления, в результате которого обосновывается основополагающая роль дополнительности данных двух форм мышления для функционирования и развития сознания.

Элементы научной новизны работы определяются следующим:

- анализом понятия "социальное", обоснованием целеполага-
ния как его "клеточки" и словесной знаковой системы - как ос
новы функционирования целеполагания;

- анализом хеханизыэ разрыва эквипотенциальное ти работы полушарий (посредством обретения речи - словесной знаковой системы), как условия отрыва от-конкретного пространства и времени, ситуационного интеллекта и выработки способности целеполагания, следовательно, как рубежа перехода становящегося человеке на социальный уровень; зарождения двух форм мышления как основы функциональной асимметрии человеческого мозга;

- определением характера связи между мифологическим обра
зом мышления и правополутарной формой мышления,анализом мифоло
гии не основе бинарности отражения;

определением связи бессознательных психических процес-оов с правополутарной формой мышления, анализом бессознательного на основе бинарности отражения;

анализом существа дополнительности двух картин мира,порождаемой бинарной системой отражения, возможности влияния на характер данной дополнительности;

исследованием истоков большей иифологичности Востока, причин становления двух типов мировосприятия и их особенностей на Западе и на Востоке - не основе бинарности отражения; анализом причин тяготения между Западом и Востоком;

Определением ПРИЧИН определенной МИфОЛОГИЗаЦИИ С03Н8НИЯ

в наше время через установление связи этого явления с бинарной системой отражения мира человеком; анализом новых тенденций в соотношении индивидуального и общественного сознания.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теорети- . ческая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связанных с сознанием, анализу ряда новых тенденций в его развитии. Они могут быть также использованы в средних и высших учебных заведениях в процессе изучения соответствующих вопросов по курсу философии, могут окэзать определенную услугу этнографам, психологам, социологам, политологам, культурологам и другим исследователям, заинтересованным в изучении сознания.

Практическая значимость работы определяется возможностью её применения в деятельности, направленной на активизацию человеческого фактора, как условия и цели процесса изменения нашего общеотва и требованиями к обществоведаы по выработке надлежащих теоретических предпосылок для обеспечения успеш-

-ІЗ-ной целенаправленной рэботы по изучению сознания в этих целях.

Данные в работе положения могут быть использованы как теоретическое основание в деле мобилизации и всестороннего раскрытия интеллектуальных и эмоциональных ресурсов человека, необходимость в которых ставится самой жизнью и в наличии которых нет никаких сомнений. Так, например, полученные данные иогут быть использованы как теоретические предпосылки совершенствования системы обучения и воспитания - в плане учета взаииооотрудничества двух форм мышления и организации соответствующего этому взаииосотрудничеству условий.

Апробация работы. Основные итоги исследования излагались и представлялись в виде тезисов на научной конференции профессоре ко-преподачзтельс кого состава Батумского педагогического института (Батуми, 1987г.), на ХУШ, XIX и XX республиканских научных сессиях (Батуми, 1987 и 1988 гг.), на республиканском семинаре-совещании молодых обществоведов (Телави, 1988г.),на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Батуми, 1988г.), на теоретической конференции: "Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А.Ф.Лосев8и(Росгов-на-Дону, 1989 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 8 параграфов, заключения и библиографии.