Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика взаимодействия непосредственного и опосредованного знания в научном познании Бубыренко, Николай Федорович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бубыренко, Николай Федорович. Диалектика взаимодействия непосредственного и опосредованного знания в научном познании : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Киев, 1990.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность т:іНной темы определяется также и тем, что ее решение связано с интенсификацией процессов воспитания, образования,обучения, формирования.мировоззренческой культуры ллчностл,'всестороннего развития человека в целом. В этой сложившейся системе объем необходимых для ч^-лог ;Ка знаний резко и быстро возрастает я уже невозможно делать глрзную ставку на усвоение определмной суммы знаний. Необходим творческий подход в выбора и ус"оэяии получаемой информации. Кроме того, мир влечений, интимных чувств, страстей, побуядоняй и потребностей современного человека становятся все более противоречивым и с трупом поддается научному изучению, а также воспитательному регулировании. Все это и побуждает к дальнейшему исследованию природы творческого поиска, характера его проявления, а такдэ месте я роли интуиции в этом процессе.

Исследозаїшз проблемы иітуиции, критически!! анализ интуитивного влашш поьиоляыу выявить я гакиа направления и взгляды, в которых всо более явко начинают проявляться симптомы раздвоенности кяра я чаловека чриасдящяо к своеобразному, иногда, искаженному пониманию и.самого отношения человек к мру и процесса получения новых зна-ясй. Та.чов понимание вытакгог из утверждения бессилия человеческого равумо; фатальной предопределенности человеческого существования. Иа оошвг дяалектяко-г.-аторі алистического анализа интуиции в диссертации дается методологическая и мировоззренческая неоостоятольнооть трактовок интуиции в духе гиотицизма.

Соотоя.чие научной разргботки проблему. Исследование проблемы интуиции имеет длительную историю и проводятся в настоящее время как советскими, так и зарубежными учеными. Это нашло своз отражение в многочисленных монографиях, статьях,' диссартошіях. В них содержится глубоко развернутый анализ философских положений длалекти-чеокого процесса познания, в котором важиуч роль играет творческое

воображешзэ в .интуиция, но специфика и розулыеты исследования этой пройдеш разллчішб.

Иотордкс-філософский гзнеэйо понягия интуип"и в борьбе материализма о идеализмом, диалоктяки с метафизикой раскрывается в работах В.Ф.Асмуса, А.Н.Лука, В.В.Ляха, М.Р.Радоваля, в.Н.Хвостова я др. .в которых прослеживается сложившееся представление о противоположности логики и интуиция, критически анализируемое В диссертации. Вместе о тем представляется в значительной степени разработанным сам историко-философский аспект проблемы интуиции в названных работах, что позволяв специально его не рассматривать в диссертация.

Пояхслогические закономерности процесса познания' и их структурного элемента - интуиции - анализируются в работах В.П.Алексеева, А.Г.Асмолова, Ф.В.Басейна,-А.Н.Бойке, А.М.Ивэшщкого, А.Н.Леонтье-вч, А.В.Непалкова, И.П.Павлова.Я.А.Пономарева, П.В.Симонова, А.В.Шерозия, Д.Н.Узнадзе, зарубежных ученых Р.Аткинсона, Т.Бауэра. Дк Брунера, И.Хормана и др. J работах этих авторов рассматриваются такие аспекты интуиции как психофизиологические проблемы, пути изучения памяти и неосознанного психического, теория психологической установки, прохождение интуитивных процессов.

Гносеологические закономерности процессов творческого мышления, .антуиция анализируется в обширной литература, которую условно можно разделять иа следующие направления: субъект-объектная структура

отра:,тзг.ия, инт/ацни - районі Г.Г.Пдст!ччо.-":а, Н.П,Г;.'/--;;ч"-г>, И.і;..ї''::і-цзко, В.Ф.Кузьмаа, В.Л.Лекторсіссуо, М.А.Пармгкл, 3. С.У wtv '.:; з и др., г. которых расскатраваттгсл законсшзряостп дотсрмапзи'за д егру::-турного переноса а гносеологрчэсксм взаякодайсггап субьпктз я outon-та; логические фор«) а прннгдіга поз на пая - рз^отн И.В.Бачио, В.Г.Виноградова, Г.И.Волинка, И.Г.Горзсимова, Г.Гаргшюпп Auty, Д.П.Горского, Г.А.Давидовой, Б.С.ЗІарлковл, А.С.Кяр;ш.і:і, П.В.Кгг-х .-.а, A.M.Коршунова,' В,П.Кузьмина, СБ.Крымского, И.С.Ллдзш;б, М.Я.ІЬ'ГО-впча и др., в которых ялзлэдустся', наряду с друг::мл пробьете.?/!, соотногаэнив логики к рнгупцг'.л; социокультурная о^услепланпесг:. ?nop-чзскогс мшпг.і.'ішя, интуиция - работа Г.С.Арзфьово'ї, H.H.Fjpofifit, З.Т.Грягорояяо, П.А.Колозптоея, Тад.М.Яроаовского /ffi-aV, я др., п которой анализируется проблема социокультурной дотарманаціш кдяр-яаняя и форм позі.а.чпя, его структурах злеі.:оятов, шітуацаа з гем "яслз.

Духовно-лыкт-чаская доягельность ':ллолзі-.а по оспезлнп д-у'<;~ш~ тель.чоста, с/ановлаїшн мировоззрения а глзтодологяи, г.х дпалсн?;"по~ кал пза.даосвязй л процесса такого оезсоняя нселздуетел я рзбс-т.сг В.К.Бистр.шкого, в.Іі.Нпансва, В.М.Купл.чна, Б.В. Шийкова, A.B.Ifc; ;"% Н.В.Попона, Л.В.Стор.'ико, В.Г.'ГаСачковскога, Н,Ф.їарзсз:;пз,В,П,П:ш-ішрукк, А.И.Яцзико а др.

Несмотря на спрздэлэ.'ншо достіганм, лільгія одг-лг;о 'з —т.., что вопроо о природа, мзсто, (їункцлях л тгорчяоаом uwiW і '[//-ця и в научном дознаная яроакаллзирозял я гкооодегячзс '<* о і ещз явно недостаточно а нообходкмо д.?яы?еПетэ. пссде;:сл"'1го«' "^

СЛОЖНОЙ И ПрОТЛВОрЗЧППОЙ ПРИРОДИ ІІЗПООрадОТЗОЯПСГО PX'IV ',, "

врамеїшси учогз его гломаигоз /начального нг.поерздотг.энкез.э ч результативного непосредственного - иптуитазисі-о гша.ччг/, г *'> покрить реально оущвстиущиэ раэлачитвлышо прязнгяя "а*.; ^о п кантов, а вмаств о отим а воявлвнав нового зияния - всі ait ,,я и становятся объектом д осартационяого еослєдобзнші.

Цель и задача иоолалояанкя. Исходя из оонсінгча зяиокпз . if-горай материалистической дяалэктияп я о учзтогі спецзфака научного познания, а также па основа марксистско-ленинский мотодо'лсгва ставится цель: виявить и проанализировать дкалактапу взавмоделстася непосредственного л опосредствованного знаная а сяоесб кпггмадьяоул поиска нових знаний а сложном а противоречивом незнания объективно;! действительности.

~ 4 -Для реаливиции поставленной цели а ис&дедавиини шншчиатсл к раїюется ряд видач:

- виявить масто и роль нешосрадотвеннаго внакия в научном поана-

ІШІ1 ОбЪаКТИШЮЙ ДРІІС;ТВИТ9ЛЬІ!00'ГИІ

раскрыть слоьшую динамику диалектического язаимодаЧртвиА не-іюопадстьешюго и опосредствованного знания від раново канонов и категорий моте,іИ8листичвской диалектикиj

оп'рвчвлить специфику интуитивного вшіора исследователя! аго уившл ті'орчаоки виявить, диалектически осі целить л теоретически развернуть новоа вна/ша, а последующим ого логическим обоснованием а докр<штєльстеоіл истинности;

обосновать митодологическую наооотояталыюсть антинаучных, міігїичоиких трактовок интуиции.

Мчтодп.поричоскуа и тйорвтичоскую основу данного исследования газтавллют труда К.Маркси, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в частности: uo-дсшшіо К.Маркса о сущности человека кик совокупности всех обцест-ы-нных о'люшйііийі 4,2ііголиса о пзобходиг.'оств формирования соака-тельно-диалакгачве.ого естоствешшпия, всей науки, научного поана-№іц В.И.Ленина об ошибочности абсолютного противопоставлений катера і а оовнания еа пределам ~>оновиого гносеологического вопроса, о необходимости союза і{їілосо.)юв с естеотьоиспнтателямя. Развиваемая в датой работе концвнция также отроятся на таких фундаментальних по-локлшях.даалаятико-датвриалйстичвсиого учення о непосредственном вішали и путях научного познания объективной действительности, как пололекие о взаимодействии непосредственного л опосредствованного внаяия и положение п методе и форме научного познаний объективной реальности,

Исследование базируется па принципиалышх теоретических полоив-ниях, оодаряащихоя а Программе КПСС /Новая редакция/, Материалах ХХУП Сивадч КПСС, в которых подчеркивается роль диалоктчко-катера-1 алистичеокой и^гс^ологии для развития научного познания, необходимость ее дальнзйшаго развития на основе обобщения новейших достижений теории и практики, более широкого применения ее в исследовательской работа.

Важное вначгниа в таоротичеоком отношении имели работы многих советских й впрубажннх философа, поихологов, ученых конкретных каук, в к wopax содержатся положения, позволяющие глубоко и bcgoto-эдинв провести диалектико-штериалиотичаокий аналив интуиции.

Вывода и полегания/ сфорыудирова;.нш в дйгчартацяя, основали не

методологическом анализе значительного материала по психологии, логика И ФИЛОСОФИИ.

Ііаучная новизна исследования, заключается в уточнении механизма диалектического взаимодействия непосредственного и опосредствованного знания как способа оптимального выхода к новому значив и выяснения методологических путей формирования познавательно-эвристических способностей человека, его интуитивного мышления.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в олэ-дуюгаїх положениях, выносимых на защиту:

раскрыто содержание и структура понятия "непосредственное знание", показана его диалектическая сущность;

обосновано место непосредственного знания в процессе познания, выступающего стороной противоречия, взаимодействующей с опосредствованным знанием;

раскрыты функции интуиции в проблемной познавательной ситуации;

выявлена ограниченность идеалистического понимания интуиции в современных немарксистских философских концепциях.

Теоретическая к практическая значимость исследования состоит преї де всего в том, что преодолевается чисто рационалистический подход к процесоу сознания! раскрытие роля л функций непосредственного знания, интуиция позволяет углубить представления о сложном процессе познания, выделить в нем эвристические моменты, субъективную с'ірояу. Это раскрывает я ценностные аспекты пооцесса познания, я значительной « море гуманизируй представления о познавательном процессе.

Положения и выводы диссертации имеют широкую практическую значимость; в воспитании к^тодологической культуры личности, в более аффективном научном поиске, управлении процессом перестройка, в чахоя-дении оптимальных практических путей решения экономических, полиглчео-, ких.социально-культурчых и других противоречий нашего общества. ,

Материалы диссертации могут быть использован-; при ттении нормативных лекций и птгаведении семинаров по томе: "Д»алзктяка а ее альтернативы. Концепция развития". "Сознание". "Познание". "Научное познание", в спецкурсах "Ияжеяерное творчество и современность", "Философские проблемы манэджмечта" и др.

Анализ интуиции, уточнение ее .функций и природы имеет важное значение для глаголической теория: здесь откроется новые дидактические возможности для Тюрмирования интуитивного мышления у учащихся, формирования у них творческих мотиваций и навыков. Выяснение гносеологической природы интуиции, ее поискового механизма способствует созданию методологической основы для элективного управления малоизученными процессами.

- f -Аігрсбацяя, jvaQort;.,' Основшё положения и внвочы диссертации обсуждались на заседаниях кафздры (Ьялософии Института повышения квалификации пропсднвателай обдествениых наук при Киевском государственном университете «м... Т.Г.Шевченко и яв теоретическом семинаре олушателвії. Кроме того, апробация результатов исследования осущвот-плона лвтором а выступлениях На Всесоюзной иояфэрвти«я "Философские проблеми аргументации" /ЕрЕван,198бг.А на научных конференциях и методических сзі.-ииврах в ДгеігооПотшвском гооуїшвевоятотв /I90G-Т990гг/, на науч'но-іірактяч{ оких конфетекциях Криворожского горнорудного института /. І930-І990 it./, в мести научных статьях по тэмэ диссертации,