Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-эстетический потенциал личности и механизм его реализации (на примере рабочей молодежи Узбекистана) Намазова, Шоира

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Намазова, Шоира. Духовно-эстетический потенциал личности и механизм его реализации (на примере рабочей молодежи Узбекистана) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Тамбов, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теш исследования. Происходящие в вашем общества революционные процессы охватывают все сферы жизнедеятельности населения, в том числе и сферу эстетического. Становится очевидным, что без коренного изменения духовной аиз-яи общества, без перелома в общественном сознании, без повышения духовно-эстетического потенциала личности решить поставленные самой жизнью задача невозможно. Духовно-эстетическая культура и Боепитание превращаются в социальную необходимость, становятся не только целью, но и условием осуществления обновления, становления и развития демократического общества во нсах суверенных независимых республаках.

Осознание этой социальной'необходимости особенно важно в отношении молодежи, подрастающего поколения. Кризис, который отхватил практически все сфера жизнедеятельности наших людей, особенно остро ощущается молодежью, и выход аз него осложняется недостатком общей культуры, неразвитостью духовно-эстетического потенциала общества и личности. .3 условиях тоталитарной системы осуществление проблем духовности под единой дс-итякой и идеологией, привело к плачевный итогам, глубокой ^ег/ызнизации и деградации людей, особенно молодежи, к признанию абстрактных и искусственных духоЕНС-эстетичаских ценностей за ястиянне, объективные и справедливые, т.е. были вытеснены из нашей жизни подлинные общечеловеческие и национальные ценности .духовного сыта. Сегодня становится ясным, что успех радикального преобразования общества невозможен'без глубокого изменения духовно-эстетических условий человеческого бытия ,чбез выработки целенаправленной гушнистической политики цивилизации.

Как указывает Президент Республики Узбекистан И.А.Кариаов, одним из четырех устоев ее обновления и развития является "свободная реализация человеком своего потенциала", и зто касается особенно молодежи, с которой начинается "постижение духовности"1.

Каримов ЇЇ.А» Узбекистан, свой путь обновления я прогресса. -Ташкент, 1992г -с-60,67.

Зтм радикалх-а,;; ачіиод к исследованию преойразу*вдгсея сегодня общества, его цуховпо-эстетического бытия является на обходимым как с позиций теоретического осмысления переломных этапов развития общества, так и с позиций практической реализации политики духовно-эстетического Боепитания людей и прежде всего - молодежи. Целенаправленное, систематическое воздействие, на духовно-нравственные, эстетические основы жизни молодого поколения должно способствовать успешному прове-~денно радикальных реформ. В связи с этим предстоит переосмыслить многие догматические положения, например, об автоматическом росте духовно-эстетического потенциала общества, реально оценить достигнутое; отказаться от абстрактных суждений, схоластического теоретизирования, приблизить теорию к потребностям практики развития общества. Конкретно определить механизм реализации эстетической культуры у молодежи в условиях независимости республики.

Одной, из проблем, выдвигаемых на передний план научного анализа, является проблема формирования и развития духовно-эстетического потенциала молодых рабочих.

Наряду с вышеуказанными факторами, особый урон духовно-эстетическому потенциалу рабочей молодежи наших республик, в том числе Узбекистана, нанесли недостатки национальной политики, проводимой в стране в прошлом. В частности, исходя из искаженного толкования характера интернационализации рабочзго класса у нас в той или иной степени осуществлялся сознательный и бессознательный отрыв его от национальных духовных традиций, национального художественно-эстетического наследия, традиционных форм духовности и даже своего родного языка.

К тому же в Узбекистане, ориентированном на преимущественно аграрно-сырьевое и зависимое в промышленном отношении развитие, полиение осложнялось и тем, что по существу не уделялось серьезного внимания вопросам подготовки высококвалифицированных национальных кадров рабочей молодежи. Все это способствовало еде большему понижению духовно-эстетического потенциала нашей молодежи. Вопросы становления рабочих кадров в республике Узбекистан, и прежде всего из лиц коренных национальностей, являются многоплановыми, охватывают широкий круг факторов национально-этнографичаского,- экономического, социального, психологического» духовно-эстетического характера. Вчерашние сельские школьники:,, попадая в непри-

вычную социально-бытовую и культурную среду, нуждаются в особо продуманной политике духовно-эстетического образования и воспитания. Естественно, что такая концепция может быть выработана только на основе подлинно научного, комплексного анализа особенностей и факторов формирования духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи, всесторонней оценки уровня его реального развития в нашей республике.

Степень разработанности проблемы. Проблемы духовно-эстетического развития, являясь актуальными для социальной практики, привлекают активное внимание исследователей. Благодаря усилиям таких авторов, как Л.А.Волович, В.Я.Волков, П.И.Гаври-люк, А.Г.Егоров, А.Ф.Еремеев, Л.А.Зеленев, М.Л.Злотина, В.П. Кротус, D.А.Лукин, А.В.Пирадов, А.К.Скатерщиков, У.Ф.Суна и другие, имеются разнообразные обстоятельные исследования, в которых рассматриваются многогранные аспекты проблематики духовно-эстетического бытия. Научные исследования данных авторов посвящены анализу различных аспектов функционирования и развития многообразных сфер культуры, культуры как целостного явления, ее содержательных и формальных характеристик, а также рассмотрению социально-экономических, идеологических сонов процесса вза шло действия культур, эстетической культуры в частности. Существенный вклад в анализ этих проблем внесли ученые Узбекистана: М.А.Абдуллаев, А.К.Валиев, Л.А.Ислаиоза, І.Кари-мов, З.Л.Подольская, Х.П.Пулатрв, З.Т.Туленов, О..П.Умурзакова, М.М.Хайруллаев, Х.А.Шайхоза, С.Ш.Шерыухаыедов, Г.Ширматова, Э.Ю.Осупов и др.

В философской литературе имеется ряд работ, посвященных молодежной проблематике. Это - труды Василеску Г.Я., Козлова Н.А., Ярской Е.Р., Сохань Л.В., Когана Л.Н. и др. 3 исследованиях конкретизируется общая методология анализа предмета эстетики, ее трансформация в методику эстетико-социологического исследования молодежи, дается комплексная оценка важнейших

1 Более подробный обзор трудов вылвуказанных авторов о указанием на их конкретные труды приводится в диссертации.

Засилеску Г.Я. Эстетический портрет молодежи - Кишинев, Шти-лниа, 1938. Козлова Н.А., Ярская Е.Р. Эстетическая культура /элэдежи // Культура чолодежи. - Саратов, 1933.Сохань Л.а. ''нтедлйхг.-альный потенциал личности. Москва,-1933. КогаЕ Л.Н. "чультупз и творчество ызес. - Свэрдлозск, 175.

4 компонентов эстетической культуры шлодого человека в их взаи-мосвязи и взаимозависимости, с позиции единства теоретического и прикладного подходов к рассматривавши вопросам.

В рамках эстетических исследований, проводимых учеными нашей республики, большое внимание было уделено анализу проблем духовно-эстетической культуры школьников, в частности в работах С.Z.Файлулиной, С.К.Аннаыуратова и др. и в значительно меньшей мере - вопросам духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи.

В целом, цроблеш духовно-эстетического потенциала личности еще не стала объектом, специального изучения, хотя интерес к ней ученых, занимающихся различными аспектами эстетической проблематики, значительно возрос; есть все основания полагать, что в настоящее время происходит ее интенсивное научное осмысление. Однако в научной литературе до сих пор еще не раскрыто содергзние понятия "духовно-эстетический потенциал", нз определен его статус в системе философских категорий. Это объясняется не только отсутствием должной ясности в понимании эстетического и общей слабой разработкой философских категорий с учетом современного уровня знаний, но также известной оторванностью многих теоретических исследований от реальных сложных и противоречивых процессов развития духовно-эстетического потенциала. Вместе с тем,, следует отметить наличие значительного "теоретического и практического материала, который создает необходимый фундамент длн разработки проблемы ду- -ховно-эстетического потенциала.

-Специфика подхода, предпринятого в исследовании. На современном этапе развития нашей философской науки становится ясно, что эстетика в рамках собственного предмета не дает разрешения проблем сущности духовяо-эстетичзского потенциала, специфики его формирования и развития, не выходя на общефилософский уровень анализа данного социального явления. Поэтому научная разработка цроблеш духовно-эстетического потенциала предполагает необходимое использование различных аспектов философского анализа.

..В гносеологическом плане определяются методологические и мкровоззоенческие позиции, совокупность принципов и методов ^ С.К.Аннамуратсва. Хтдокественно-рстєткческоє Боепитание школьников Узбекистана. Ташкент. Изд-во "ФАН", I9SI-С.Х.Файзулива. Эстетическое воспитание учащихся. Ташкент, "Укитувчи", 1Э31Гс

.5

анализа, яз которых наиболэе полно используются принципы объективности, системности, обращенности к практике и др.

С другой стороны, духовно-эстетическое содержание человеческого отношения к миру, выраженное в предметно-практической, преобразовательной деятельности людей, составляет онтологическое содержание в исследовании духовно-эстетического потенциала. Онтологический аспект в изучении проблемы необходим не только для определения его объективной основы; но и для преодоления психологизаторекого или любого другого одностороннего подхода.

Другое обоснование постановки проблемы исследования духовно-эстетического потенциала в онтологическом плане заключается в том. что духовно-эстетическое как форма развития человеческого zr:.a имеет и реальное бытиё. Материальные и духовные стороны духовно-эстетического штенциала в.общества выступают в определенном единства.когда материальная жизнь включает в себя духовные эстетические, элементы как средство выражения материального, а духовная (художествннно-эстетическая) жизнь осуществляется через материальное. В диалектика материальных и духовных элементов в эстетической жизни общества проявляются сложность этого социального образования, неразрывная связь духовной и штериальной сторон в жизнедеятельности людей.

Специфика примененного в данном исследовании социологического, аспекта позволяет осуществить анализ духовно-эстетического потенциала с точки зрения его реального существования. В.отличие от гносеологического подхода, позволяющего исследовать структурные элементы духовно-эстетического потенциала с точки зрения их единства и'различий, социологический план реализует возможность исследования взаиглосвязи субъективного и объективного, материального и идеального в духовно-эстетическом. Такой анализ необходим для исключения абсолютизации объективного или субъективного в духовно-эстетическом потенциале.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении категориального содержания понятия "духовно-эстетический потенциал личности", а также разработке его концептуальной основы, анализе теоретических и практических проблем формирования и реализации духовно-эстетических потенций рабочей иоло-дежи, особенностей, этого процесса в Узбекистане:

Для реаіілзацвд поставленной цела в диссертации выдвигаются следующие основана задачи:

  1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию понятия "духовно-эстетический потенциал личности", выявить его структуру и место в системе философского знания.

  2. Исследовать основные характеристики духов но- эстети-чеокого потенциала как общественного явления на базе теоретического философского анализа.

3'. Исследовать и определить уровни духовно-эстетического развития современной рабочей молодежи, состояние основных компонентов ее эстетического потенциала, рассмотреть существующие между этими компонентами связи и зависимости.

4. Определить пути развития и реализации духовно-эстети-<аского потенциала рабочей молодежи в условиях суверенного развития республики Узбекистан.

Объектом исследования являются молодые рабочие ряда профтехучилищ, а так же промышленных предприятий Республики Узбекистан, что определяется спецификой социально-демографической ситуации в республике, относительно малочисленной представленностью рабочего класса в структуре общественного производства и значительными перспективами его развития с приобретением подливной независимости и самостоятельности Узбекистана.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являится диадектико-материалистическая методология исслвдавашя духовного бытия, практической роли и значения духовно-эстетических детерминант 'деятельности субъекта исторического процесса—

В исследовании использовались современные концепту а ль но-теоретические достижения в области философии, социологии, эстетики,, связанные, с анализом явлений общественной жизни с точки зрения их духовно-эстетического содержания.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в самом подхода к анализу избранной темы, направленном на осмысление аущности духовно-эстетического потенциала, особенностей его -проявления в социальных группах рабочей молодежи в региональных условиях Республики Узбекистан. Впервые комплексно рассматривается взаимодействие важнейших элементов духовно-эстетического дотенвзгада рабочей молодежи і анализиру-

стоя философские аспекты механизш формирования и реализации ее духовно-зстетическихл потенций.

Теоретическая и практическая значимость исследования ооо-тоит в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы югут быть использованы в ходе дальнейшего анализа проблем эстетической культуры, а также найти применение в процессе теоретического обоснования и поиска практических путей осуществления преобразований некоторых сторон жизнедеятельности нашего общества, призванной устранить искусственные преграда полному и всестороннему выявлении и развитию творческих дарований человека. Полу-ченше в диссертации обобщения и выводы могут быть использованы при разработке, комплзксной программы по эстетическому воспитанию молодежи, оптимизации этого процесса в Узбекистане, а такта в преподавании курса "Социальная философия" по темам: "Проблема человека в философии", "Сознание", "Культура и цивилизация"; по курсу "Основы эстетики".

Источниковедческой базой исследования послужили большой статистический и фактический кате риал, материалы периодической печати, а также результаты проведенных автором социологических исследований. Зсего было опрошено около 2000 человек, из них 750 учащихся ряда ПТУ г.г. Ташкента (й* 35, 35, 37, 40), Бухары (&& 7, 25) и 1250 молодых рабочих промышленных предприятий г.г.Ташкента и Самарканда.

Структура диссертации включает в себя Зведе ниє, две главы. Заключение и список использованной литературы.