Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные отношения как вид общественных отношений Хмелько, Ирина Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хмелько, Ирина Станиславовна. Духовные отношения как вид общественных отношений : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Киев, 1991.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Нела странг вступила ь 90-о годы XX столетия под знаком глубоких перемен. Последовательное продвижение it гуманному, справедливому, демократическому обществу обусловило возрастанче интереса к идее общечеловеческих ценностей, духовной свободе личности. Практика развития самоуправления, повышения политической активности масс в решений народнохозяйственных задач значительно актуализируют проблей духовных отношений, формирующих личность как деятельного субъекта общественной жизни.

Для решения задач преобразования системы духовных отношений, создания условий для полноценного функционирования их *> современных условиях требуется глубокая разработка теории. Теоретическая потребность в исследовании духовных отношений вызвана также противоречивостью сложившейся ситуации» Сущность ее j том, что несмотря на признание значимости категории "духовные отношения" и широкую сферу ее применения, употребление ее не обеспечено всесторонним теоретическим анализом. Позтому необходимо комплексное исследование сущности, содержания и структуры духовных отношений.

Исследование фундаментальных проблем теории социально-исторических процессов (таких, -например, как соотношение материального и духовного в общественной жизни), а также развитие таких ее базисных- категорий, как "общественные отношения", "духовная жизнь общества", "духовная деятельность", "духовное производство" и др., непосредственно зависит от уровня разработки теории духовных ovHcme-ний: Таким образом, необходимость исследования духовных отношений продиктована также развитием самой социально-исторической теории как н-уни, в рамках которой она выполняет важные методологические функции. В этой связи очень важно определить удельный вес катего-і рий "духовные отношения" как b системе других Общественных отношений (таких как экономические, политические й социальные), так И в ее соотношении с близкими по содержанию категориями - "духовная деятельность", "духовные потребности'', "духовное общение"* . : ;

Следствием перекоса в развитии общественных наук явилось преимущественное исследование базисных отношений и общество, в центре внимания находились Прежде всего вопросы экономики, совершенствования производственішх отношений, поддержания и* соответствия производительным сипам, а духовные отнОйения либо вводились к Идеологическим, либо из-за признания главенства йатёриайьных отношений в обществе, т.е. превратно толкуемого принципа первичности Матеря-,

-2.-

ального по отношению к духовному в его социологической модификации, сфера духовного Исследовала^ меньше, а духовные отношения выпадали из поля зрения исследователей. Следовательно, актуальность предпринятого исследования определяется такте неотложными задачами выработки целостной концепции общественного развития и управления общественными преобразованиями в целях обновления общества.

Трудно такие переоценить методологическую важность данной категории длл науки вообще И для гуманитарных и общественных науі . Э Чаг ности. Без категории "духопше отношения" не могут обойтись \\н педагогика, ни обиее языкознание, ни психология, И надо скарать, что философы оказались в определенном долгу перед представителям этих и других наук.

Степень разработанности П|>облемы. Анализ современной литературы по Темг исследования показывает, что категория "духовные отношения" не нашла целс тного освещения на страницах журналов, монографий, брошюр, как вид общественных отношений. Отечественные философы сконцентрировали внимание на некоторых сторонах духовных стнооений б контексте решаемых ими познавательных задач. Исследования, направленные на изучение духовных отношений, затрагивают лишь некоторые аспекты их функционирования. Следствием малой изученности проблемы и слабой ог ценности на страницах отечествен-ных изданий явилось использование болыгго количества раб-т, непосредственно не связанных с предлагаемой темой и аатрягиваюкх смежные области общвствознания. Таким образом, в результате poor -имя исследователями других теоретически задач, получены результаты, кокиле составляют предпосылки для целостного, обобзашіего изучения духовных отношений как вида общественных отношрчий.

К наиболее значимому из втих результатов принадлежит разработки ыет~дологических проблем социального поананмл, проведенная В работах Б,Г. Афанасьева, И.В. Бойченко, П.Ф. Йолсна, B.S. Келле, В.И, І^Иенко, М.К» Ыаыардалтили, Н.І!. Нкхйльчанко, З.И. йшяг.рука. Полученные результата рг дшряют осьову для содержательного анали-ва категории "духошае оі ошения", вовлекая в процесс анализа категории, овриетический потепдеал которых не бпл полностью ИСПОЛЬ-еован в райках решаемых поспавітальннх задач.

Важные в теоретическом плене вопросы спе^фцеи социслъко-фио-софского содержания категории "духовны? отношения" исследованы в работах В.В. Гркшша, А.Б. Лебедева, А.В. Дроздова, 0.0. Лариина,

В.А. Рябенко,. Е.В. Совалевой. Актуальнне пробліі.гь: обцоГі теч .рий духовной жизни общества, непосредственно связанные, с производством духовных отношений, исследуются в работах В.В. Куравлева, Л.С'.Ильичева, Л.К. Когпна, В.Н. Орлова, Б.И. Толстих, А.К. Уледова, В.Е. Хмельно.

Определенней интерес вызывает категориальный ак :из духовных
потребностей как одной из детерминант целостного' процесса духовной
жизни общества , проведешінй в работах П.М. Еріпова, АЛ\ Здраво-
мыслова, Е.А. Иваненко, Г.Х. Мусина, Н.й, Надольного, Е.Б* ЭлеМеН-
ШШП. '

Сознательным субъектом духовных отношений выступает личность, поэтому можно гіделить группу работ, связанных с исследованием личности и функционирования духовных отноиений. Ее составляют работы Л.В. Азархииа, П.П. Гайденко, Г.Г. Дилигенского, Е*Б. Быст-ріщкого,-Р.А. Злотникова, Н.С. Злобина, В.П. Иванова, М.С. Кагана, В.П. Козловского, В.Г. Семенова; Н.Ф. Тарасенко* Г.Л. Тульчинско-Го, С.А. ..урыгича, II.М. И'ибаева.

Отдельные особенности функционирования духовных отношений исследованы в работах А.Л. Андреева, В.П. Белоуса, Ю.В. Гороховского, В. Кямайтиса, А.Л. Казипа,-З.А. Рябовой, А.И. Титаренко, СП. Андреева, 1.В. Дроздова, И.Г. Коряунова, D.K. Пяэтникова, П.А. Рачкоза, A.M. Румянцева.

Более полно в литературе по теме исследования раскрыта проблема социальных функций коммуникации, духовной деятельнгти, духовного общения. Здесь, в первую очередь, следует выделить работы А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, В.А. Герта, Е.Г. Злобимой, В.Н. Ие^о-польской, B.C. Коробейникова, И.А. Мальковской, Л.Е. Попова, С.Д. Прилша* Б.А. Родионова^ В.М. Соковнина, С.Ф. Шевчука.

Исходя из определения категории "духовные отношения" как парной категории "материальные отношения", выделилась еще одна группа работі в которой рассматривается диалектика взаимодействия материальной и духовной сфер общественной жизни. К ней относятся работы П. Гиндева, А.И. Горак, В. Иванова, М.С. Когана, D.T. Малышева, Н.Н. Мокляка, Н.И. Михальченко, М.А. Молчанова, Л.В. Новопа-шиной, В.А. Ядова и др.

Вместе с тем целый ряд вопросов теории духовных отношений в отечественной литературе или не поставлен вообще, или разработан еще очень слабо. К ним можно отнести1 логические основания структурирования духовных отношений; диалектику взаимосвязи различных

_ 4 -бйдог духовных отношений; роль духовного общения в формировании' махашэмоп взаимодействия духовных отношений и духовной деятельности; роль духовім* потребностей п форвйфопянкн духошых отношений к кногие другие.

Огоьень разработанности проблем, связанных с темой диссертационного исследования, потребности развития обшесоцкологическоЯ теория и требования, выдвинутые реалиями развернувшихся в стране перемой, обусловили выбор цели и основные задач исследования.

Цель^ задачи исследования. Оспе пая цель диссертационной работу состоит в той, чтобы с позиций обяееоаиодогкческого подхода я на основе современного уровнл развития науки, правде всего дка-BCK?KKO-uaTetпаяистичаской теории, исследовать наиболее актуальные и слокша проблеми теории духовних отноасгоїй, такие, гак специфика духовных отношений как вида общественных' отношений, как неотъемлемой части всей снетекы общественных отношений.

Достижение посавлекной цели предполагает репониэ следувздх исследовательских эад v..

изучить к обобщить результаты применения категории "духовные отношения* в исследовангш общественных процессов;

раскрыть структуру духовних отношений;

исследовать диалектику взаимодействия иатерваяьных и духовных стнозенкй;

определить содерааиие духовних огновенкЯ на основе анализа духовных потребностей и соотношения. кх с таяюш близкими по содер-зканк» понятиями как "духовная деятельность", "духовное ойцвнк-", "духовный труд**;

виявить влияние духовных отношений .на процесс гуманизации всех сфер общественной жизни.

ЇІетодолоптчесігуїз и .теерэтятаскуй основу диссертации составляет социально-философский и коияретно-нсторйческнй подхода к кс-следованию явлений духовней жизни обі ^еїва, анализа некоторых видов духовках отноааняй.

С учвїсл соврєяеїшш: реалий и перспективних задач общества, в диссэртадаонноы исследования использованы идеи, содержащем в' работах общестооведоз, направленная на ранение і^'ндакентаяьшх: проблем общественного развития, икегаих значенио для анализа нови явлений й процессов общественно!! хадзчк и определения перспектив развитая различных ее сфер.

. В работе были использованы результаты исследования, изложен- .

- Ь -

іше в осік ном в трудах отечественных і{млософса, роботаших в области методологии социального иознания, исследования духовной сфери общественной юіаіін. В работе учтены результати работы теоретических н на) .но-практігческих конференций, связанные с тсиой длс-сертациг, публикации пер» ,;ическшс изданий, а так Ев необходимее материалы по откке, эстетике, мекоторие результаты социологических исследований религиеведческая литература.

"' работе были конструктивно использовали результаті» иссяедопа-нцй, проведенных эирубезоЕыд) авторами, которие затратна»? круг проблей, связанных с тсиой диссертационного исследовшшл и квллит-ся предметом живого oi /зденнд s западноевропейской фмлософш.

Научная новизна раболі. В процессе сбдсссцнологического анализа выр.чботзиы обобаїшко характеристики дух jhux отноэений как вида обзествешшх отколе -й; раскат обаесоциояогкчоский статус категории "; хипше отношения"; на основе исследования сущности и

Внутренней структури ДШШОГО'ВИДД ОТНОЛПНИА ВиЯВЛеНи ВЭйИМГ'СВЯЗЬ

духовных -несений со всей с.'.с-и не;!'. .-ґсссшнні'Г отношений, а тах же с кл г? і свыше категориями социильно- ^торической теории, состаи-ляшида сод(-"їлі-:иє понятия " уховнал жизнь общества".

На основа.'!.„; приведенного исс. дования получены слодуиэдие виводи, сб^іадаиіме научной новизной:

духовные отнесения - эг- возки:г.ііій и , зультаго общественного разделении труда вид общественных отношений, осуществяяешй по-средствеи ду»оі'-:')Я деятельности по поводу создания, распределения, обмена н потребления духовны* ценностей в цепях реа*изаці:к вегнкз-лих духовных потребность'.;

прояьлениеа вааашевязи духовних отношений И духовной деятельности являются формы духовного обдения (тал называемое "цаесо-все" а "цеданчноегне^"). Духовные отншетія выступам систешобра» зушии факторам духовного обаеиия, духовная деятельность - способов его с.утас-ствлеиия;

- единство духовных стновений и духовній деятельности объективируется в формах'Пі-едиетностя (главные образец, институциональной а знаковой);

- духовные потребности личности форшіруют цотипи и установки ду-
х шей деятшшіесїН, "зшг/екают" ыеханизм духовной деятельности.
Многообразием духовных потребностей (познавательных, эстетических,
нравствешых/религиозных) обусловлено видовое своеобразие фори
ду-хьвных отношений и обществе;

категория "духовные отжшения" имеет относительную самостоятельность в системе других общественных отношений (экономических, социальных, политических) и играет важную методологическую роль в их исследовании;

духошше отношения являются "дной из спределяших систем формирования духовности личности и, таким образом, цианизации всех сфер общественной жизни. Как осознанная фчзрца социальной деятельности духовіше отнесения непосредственно участвуют в практическом преобразовании социальной реальности.

Практическое знаменна диссертационного исследован" і состоит и том, что его результаты могут бить ислользоваїш п последующей разработке теоретико-методологических и практических вопросов функционирования систекш духовних отношения общества, совер-генствова-ния взаимосвязи духовной сфіериі с экономической., социальной и- политической сферами, а такг.о в других областях социального и гуманитарного познания; при чтении курса социальной философии (теш: "Духовніш жизнь облества, наука, культура", "Апории общественного сознания", "Проблема человека в философии", "Общественное Ситке и общественное сознание"); хультурнг.-проссегитсдьской деятельности; в качестве спецкурса по современной методологии сгцнального познания, науки, культуры, искусства и религия.

Апробация" работы.: Осношше полысения диссертационного исследования были лзложсіш на Всесоюзной научной межьузовской конференции "Творчесгьо как предмет философского исследования" (Киев, ISM), 3-й республиканской школе молодкх философов (Layzxa., Ії>(.й), Xii .Ecu coiwhom теоретическом семинаре "мировоззрение и нг.учн-о познание " (Киев-Ужгород, 1990). По теме диссертации опубликовало Ь работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введший/?, четырех разделов, заключения и списка основной нсполізовакнсП литературы. Цель и задачи исследования потреб о в :-5 и енлчаяа осуществить, фпло-софско-социологическнЯ анализ категории "духовике отноеьннх", определить структуру данного вида рбцественшг отное-.-ний, их ме~.~