Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен классического философствования : На материале ретроспективного анализа немецкого идеализма конца XVIII века Суркова, Наталья Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суркова, Наталья Алексеевна. Феномен классического философствования : На материале ретроспективного анализа немецкого идеализма конца XVIII века : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Башкирский ун-т.- Уфа, 1997.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1349-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью гносеологического анализа феномена классического философствования как реальной альтернативы иррационализму, мистицизму, отсутствию системности.

Усиленный рост научного знания, процессы его интеграции, совершающиеся через углубленную дифференциацию, привели к размыванию границ между объектом и субъектом, а вместе с этим и к устранению самого языка классического философствования как языка повседневной жизни вместе со свойственным ей стремлением к гармонии, мере, порядку, спокойствию.

Классическое философствование, тяготея к познанию первых начал и причин всего сущего, оппозиционно как материалистическому, так и идеалистическому догматизму. Такое философствование не отстаивает принципа верховенства духовного над всеми сферами жизни. Оно старается соблюсти золотую середину между системностью и духовностью. Именно этот аспект классического философствования является актуальным.

Современная духовность, ее типы (этизм, эстетизм, теоретизм) почти разрушили систематическое мышление. Люди разучились мыслить системно, их мышление едва скользит по поверхности политических и духовных реалий. Специализируясь на'критике старого, ученые создают всякого рода "квазиэмпирические" системы. Однако данные системы представляют собой лишь некое неклассическое использование прежних классических понятий. В результа-

1 См.: Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., Наука, 1991.

те, подлинно новое не создается, а происходит только ухудшение старого.

Однако неклассический и постклассический дух современного философствования не следует оценивать однозначно. Классическая эпистемология базировалась на протяжении двух тысяч лет на евклидовом мышлении. В этом плане классическая наука и классическое философствование отталкивались от принципов доказательства и поиска самоочевидных аксиом (эти последние доказывали все остальные утверждения). Напротив, в неклассических способах теоретизирования гипотезы только занимаются объяснением истинных базисных предложений.

СопостаЕшение работ Канта и трудов представителей так называемой предфихтевской критики Канта с произведениями Фихте позволяет выявить истинное соотношение духа и системы, классического и неклассического элементов в философском мышлении.

Мы полагаем, что отказ от классических традиций в философствовании привел к образованию пропасти между буквой и духом в философии. Абстрактно-философские рассуждения о любви, об абсолютном самосознании, впрочем как и резкая переориентация философии на задачи практического преобразования мира, создали ситуацию, в которой философские науки стали ограничиваться лишь констатациями и описаниями.

В данном плане настоящее диссертационное исследование представляет собой ретроспективный анализ противоречий, характерных для общего движения философской и метафизической мысли Германии конца XVIII века. Именно в этот уникальный период мыслительной истории была круп-

ным планом высвечена борьба между разумно-систематическим и гениально-духовным началами философствования.

Степень разработанности проблемы Феномен классического философствования специально в литературе не осмысливался. Введение в научный обиход терминов "немецкая классическая философия" и "классическая философия" вообще связано с работами Ф. Энгельса, который под классическим философствованием имел в видуто, что сохраняет свое значение во все времена, а именно формапьная логика и диалектика.

Анализ фундаментальных принципов, на которые опирались все классические философские традиции, позволяет заключить, что к их числу можно отнести главным образом принципы объективизма и интеллектуализма. Однако, в качестве предмета исследования настоящей диссертации выступает тот отрезок времени в развитии классических традиций, который связан с перерастанием немецкой классической философии сначала в классическое философствование, а затем в иррационализм и мистицизм.

В данном плане труды Р.Лаута и Э.Фухса (в частности, опубликованная ими переписка под общим названием "Фихте в разговорах: сообщения современников"), а также труды В. А. Малинина,' В.И.Метлова, Н.В.Мотрошиловой, А.В.Лукьянова, К. Н.Любутина, В. Г.Федотовой и А. Н.Чаны-шева являются для нас определенным ориентиром в процессе исследования логики перехода от классического восприятия духа и духовного к различным неклассическим моделям мышления.

Работы Валеева Д.Ж., Волченко Л.Д., Вышеславцева

і Б. П., Гайденко П. П., Галимова Б. С, Доброхотова А. Л., Кудряшева А. Ф., Кузнецова В. Н., Кузнецовой Т.Ф., Сады-кова Ф.Б., Степина B.C., Французовой Н.П., Эфендиева А.Г., Яковенко Б. значительно конкретизировали задачу нового философского и культурного синтеза. Они подготовили почву для методологической разработки категориального аппарата классической философии вообще и немецкого классического философствования в частности.

В данной диссертации понятие классического философствования анализируется в тесной взаимосвязи с понятиями духовного и разумно-систематического, духа и системы. В этом отношении ключевую роль для нас играли работы М.Бура, Г.Дрейера, В.Н.Кузнецова, Н.В.Мотрошиловой и Куно Фишера. Эти авторы, обратившиеся к феномену немецкого классического философствования, подчеркнули важность исследования систем немецкого идеализма в достаточно широком общекультурном, методологическом и логико-гносеологическом контексте, что напрямую выводит нас к постановке актуальной проблемы дополнительного анализа соотношения буквы и духа в философии.

Цель и основные задачи диссертации. Главной целью диссертационного исследования является выявление особенностей и критериев классического философствования'в свете развертывания противоречий и парадоксов духа и духовного.

Достижение данной цели диссертант видит в решении следующих конкретных задач:

- выявить социально-исторические и духовные предпосылки возникновения феномена классического философствования;

дать логико-гносеологический анализ духовной ситуации в которой возникает данный феномен;

исследовать коммуникативный аспект феномена классического философствования;

раскрыть взаимосвязь классического и романтического в системах немецких философов;

проанализировать внутреннюю логику развития понятий "дух" и "система" от Канта до Гегеля;

- реконструировать немецкую теорию трансценденталь
ной субъективности с точки зрения развития эвристических
возможностей классического философствования.

Методология и источники исследования. В качестве методологической основы диссертации выступает принцип объективности рассмотрения, а также принципы историзма и системности.

Источники исследования в основном следующие. Это -труды Канта и Фихте, Рейнгольда и Маймона, историко-философские произведения Куно Фишера, В.Виндельбанда, Г.Дрейера и М.Зелинга.

Автор диссертации анализировал фундаментальное современное немецкое издание "Фихте в разговорах: сообщения современников", осуществленное Э.Фухсом и В.Шиехе при участии Р. Лаута. Диссертант использовал работы наших отечественных философов, а также труды видных культурологов и историков.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена целостным, системным подходом к изучаемой проблеме. Результаты диссертации можно сформулировать в виде следующих основных положений:

- развит трансцендентальный подход к философствова- -

нию как к процессу размыкания границ философской системы;

выявлены критерии классического философствования: опора на естественнонаучный разум, поиск самоочевидных аксиом, соблюдение границ между объектом и субъектом, между духом и системой;

установлено, что отождествление систематического и духовного начал в философствовании приводит к развитию неклассического теоретизирования;

раскрыта внутренняя связь между феноменом классического философствования и понятием трансцендентального субъекта;

выявлен коммуникативный аспект мыслительного движения от Канта к Фихте, что позволяет воссоздать лабораторию классического философствования.

Научно-теоретическая и практическая ценность диссертации обусловлена новизной постановки проблемы классического способа философствования как мыслительного процесса, не допускающего слияния духа и системы.

Анализ духовных и социокультурных детерминант возникновения немецкого классического философствования позволяет глубже выявить закономерности становления и развития фундаментальных идей, теорий.

Результаты диссертационного исследования найдут свое практическое применение в процессе преподавания философии, при разработке спецкурсов, в чтении проблемных лекций. Выводы и основные положения диссертации явятся методологической основой практической деятельности действующего в России "Общества И.Г.Фихте".

Апробация диссертационного исследования. Основные положения, выводы и научные результаты работы докладывались:

на научно-практической конференции "Культура и общество" (г. Екатеринбург, февраль 1994 г.);

на республиканской конференции "Обучение студентов и овладение приоритетными прогрессивными технологиями в подготовке специалистов" (г. Уфа, май 1994 г.);

на конференции "Философия и вызов XXI века" (г. Санкт-Петербург, октябрь 1995 г.);

на итоговой XXXVII научной конференции преподавателей Стерлитамакского государственного педагогического института, посвященной 100-летию со дня рождения С.А.Есенина (г. Стерлитамак, декабрь 1995 г.);

на всероссийской теоретической конференции "Декабризм и конец XX века" (г. Оренбург, февраль 1996 г.);

на межвузовской научно-практической конференции "Экономический рост: проблемы развития науки, техники и совершенствования производства" (г. Стерлитамак, март 1996 г.). '

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и библиографии.