Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен молчания в познании человека Кузьмина, Елена Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмина, Елена Владимировна. Феномен молчания в познании человека : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Моск. гос. ун-т сервиса.- Москва, 2004.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-11/192-6

Введение к работе

Мы посвящаем данную работу теме, которая была актуальной во все времена, а в последние полтора века особенно находится в центре внимания многих философов.

Кроме того, проблема молчания всегда относилась к числу междисциплинарных. Феномен молчания изучался и сегодня так же внимательно рассматривается в философии и теологии, в художественной литературе и поэзии, в театральной сфере и психологии. Всегда перед мыслителями стояли различные вопросы и, в том числе, такие как: что есть молчание, что оно выражает и как через него возможно познание человека. В этой связи вставал еще один вопрос, вопрос об отношении молчания и истины. Потому что молчание уводит человека к иррациональной форме знания, которое, в свою очередь, позволяет прикоснуться к несловесным мыслительным актам, к непроявленной форме знания, к тому, что не может быть раскрыто логико-аналитическим суждением.

Но со времен античности укрепилось негативное отношение к иррациональному знанию. Античные философы опирались всегда на логико-аналитические суждения. Они считали, что только с помощью логики открывается подлинная реальность. Иррациональное знание же, основанное на чувстве и эмоции, наоборот, ведет к искажению истины. Скептическое отношение к такому знанию привело к тому, что оно оставалось неизученным до середины XIX века.

Затем наметился поворот к переосмыслению и признанию статуса невербальных структур сознания. Причем, их изучение самым тесным образом связано с понятием языка, с исследованием его внешней и внутренней формы, с изучением невербальных слоев. Так появилась еще

одна перспектива для изучения языка, как „коммуникативного средства.

|

М>С НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 БИБЛИОТЕКА I

Изучение невербальных слоев языка в настоящее время проходит в областях самых разных наук и имеет огромное практическое значение. Достаточно указать такие дисциплины, как паралингвистика, кинесика и др.

Какие бы не происходили перемены в обществе и сознании, человек всегда будет искать альтернативные формы общения, ради приобретения и расширения индивидуальной свободы. А часто бывает так, что социум навязывает человеку жесткие правила существования и, тем самым, ведет к разрушению внутренней человеческой гармонии и связи с самим собой. Человек попадает в ситуацию манипуляции его сознанием и нуждается в тишине, в молчании для встречи с самим собой.

Все это создает проблему в коммуникации. У человека меняется отношение к слову как к основному средству общения, как способу единения и выражения истины. Современный человек начинает искать в слове дословное и, возможно, там же истину.

Отсюда мы наблюдаем изменения литературных форм языка. Повествование уступает место «потоку сознания», а поэзия порождает визуально-графические формы, свернутые тексты. Философия, в свою очередь, в поисках альтернативных форм и способов выражения истины, сплетается с поэзией, использует элементы внутренней речи. Теперь за словом человек замечает молчание, которое так же является «говорливым» и, отсюда, не менее важным, чем слово, фактом речевой культуры. Причем, молчание доминирует над словом, оно пронизано различными смыслами за счет своей обращенности к предметному миру и к трансцендентному, к высшим смыслам одновременно.

Поэтому современный человек, стремящийся познать себя и найти свое место в мире, в значительной степени опирается на невербальный язык, основанный на символах, молчании и внутренней речи. При более внимательном взгляде на внутреннее слово, человек способен прикоснуться к молчаливому языку истины, а с помощью молчания он способен обрести себя, «выйти из подполья» и проявиться в деятельной любви.

5 Становится очевидным, что на пути постижения молчания и истины, на пути раскрытия внутреннего мира самого человека, невозможно опираться только на современную технологию, на логико-аналитическое суждение и формальные методы исследования. Необходима опора и на невербальные знания. Данный подход ведет к выявлению безграничных возможностей в освоении новых и решении старых проблем. Это подтверждает мнение о том, что изучение данной темы актуально как никогда.

Степень разработанности проблемы.

Интерес к данной проблеме наметился только полтора века назад. Вот уже целое столетие вопросы феноменологии молчания находятся в эпицентре исследовательской мысли. Научный анализ проблемы формировался в различных плоскостях изучения. Существует значительное число публикаций отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих вопросы языка, отношения языка и мышления. Исследования в этой области были проведены В. Фон Гумбольдтом и ААПотебней. Вопросы о языке поднимались М.Хайдегтером.

В зарубежном и русском структурализме наметились пути решения проблемы о влиянии невербальных языковых структур на смысловую содержательность художественных произведений. В этом направлении значительны работы М.М.Бахтина, Г.Г.Шпета и ЖДеррида.

Изучение и попытка описать молчание, как явление целого, была проделана русскими писателями и философами ХГХ-ХХ века. Значительны в этом направлении работы Ф.М.Достоевского, В.Соловьева, Н.Лосского, ПАФлоренского. Исследование феномена молчания в отечественной философии проводилось А. Подорогой, Н.Абрамовой и К. Богдановым.

Однако можно констатировать, что, несмотря на несомненный интерес к невербальным структурам сознания и проблеме выражения в языке, взаимоотношения молчания и истины, а так же невербального знания в

целом, данная тема требует более фундаментального изучения, осмысления и обоснования.

Целью данного диссертационного исследования является анализ феномена молчания в познании человека. Соответствующие этой цели задачи таковы:

определить идею молчания;

проанализировать статус феномена молчания в философском дискурсе;

рассмотреть взаимоотношения молчания и «другого»; определить онтологическую связь молчания и истины; проанализировать пути разумного человека к молчаливой истине, исследовать пути природного человека к молчанию, как к целому; рассмотреть пути духовного человека к постижению молчания;

ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА НАУЧНОГО

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений. Они разработаны в отечественной и зарубежной философии и лингвистике и отвечают задаче специфического анализа соотношения философии и религии, вербального и невербального знания, языка и молчания, рационального и иррационального в человеческом познании. Автор исследования опирается на работы ученых, работавших над проблемами сознания, смысла, языка и мышления: А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета, Н.О.Лосского, СЛ.Франка, В.Франкла, С.Хоружего, М.М.Бахтина,

7 ААЛотебни. Использованы труды Ф.М.Достоевского, романы «Братья Карамазовы» и «Бесы»; работы Г.Паламы, Гр. Богослова, В.Соловьева, ПА. Флоренского.

В методологическом подходе были использованы работы Э.Гуссерля, МХайдеггера, НГумбольдта. На формирование концепции исследования повлияли также идеи Ф.И.Гиренка, К. АБогданова.

  1. познание молчания как целого, стремление к этому знанию, позволяет человеку смотреть не только шире вокруг себя, но и глубже внутрь себя. Познание человеком самого себя является очевидным для раскрытия себя как личности и в этой связи, раскрытия мира, как целого. Именно в молчании мир становится равным самому себе.

  2. молчание в сфере публичного и общественного связано с идеологией, сферой секретности и умолчания. А идеология сопряжена с принципами управления сознанием. В сфере публичного происходит манипуляция сознанием, реализуется «демократия шума». В этой связи молчание является: а) средством уклонения от идеологических целей, защитой от манипуляции; б) выражением иррационального в структуре идеологического рационализма.

  3. молчание является одной из сторон истины, природа которой двойственна. Познав одну сторону истины, человек тут же упускает другую, поэтому он все время находится в модусе бесконечной погони за истиной. А молчаливая истина - это что-то недоговоренное, скрытое, это то, что не может познать человек. И

здесь истине не нужны ни слова, ни мысли, потому что в молчании она находится наедине с собой, являясь себе в качестве целого.

  1. вьщеляются три пути человека к молчанию, как к целому, как к истине: разумный, природный, духовный. Разумный человек ищет истину и связывает ее со словом. Но в итоге, он всегда приходит к иллюзии, к идеалам, к чему-то очень громогласному и, соответственно, проявленному. Для разумного человека представление любви и добра является чем - то рефлексивным, производным от понятия «я знаю». Происходит как бы подмена ценностей. И путь к молчанию он проходит только через свершение подвига, который позволяет человеку «перерождать» свой рассудок.

  2. для природного человека природа является высшим законом, целым. Поэтому он идет к истине молчания по горизонтали, по цепочке случайных связей сущего. В горизонтальном пространстве сущего природного человека удерживают страсти. Они расшатывают человека, делают его не сильным духом, а слабым. Чтобы вырваться из этой цепи, чтобы услышать молчание истины, необходимо отказаться от страстей и чувств, от всего внешнего и укрепиться в духе. Это позволяет сделать страдание. Страданием человек укрепляется в духе, и создаются условия для покаяния. А раскаяние и страдание избавляет человека от «срединности карамазовской души», от безудержа желаний, страсти, влюбленности или ненависти. Человеком обретается надежда на духовный рост и возможность прикосновения к целому.

  3. духовный человек живет знаниями духовного порядка, однако, все это рассуждения нашего рассудка, природной интуиции и духовного воспитания. Это все проявление внешнего, хотя, возможно, и истины. За светом истины скрывается ее молчание. В молчании живет дух, и он так же непостижим. Духовный человек должен отказаться от границ человеческого знания о духе, чтобы

дух в нем жил. Человек должен опираться на «ничто», на «я знаю, что ничего не знаю». И тогда «ничто» будет предполагать «все», молчание проявит истину, а истина прольет свет.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

в исследовательской работе рассмотрен вопрос об идее молчания. Доказано, что идея молчания состоит в заботе о самом себе. Это, в свою очередь, является необходимым условием для жизни целого, как живого организма.

в диссертации показано, что молчание присутствует в языке как внутреннее слово и, как предвыразительный слой смысла. Молчание присутствует в невыразимых смыслах бытия и во внутреннем монологе, а так же, в знаковых системах. При этом молчание способствует возникновению и развитию новых значений и смыслов.

в исследовании показаны отношения молчания и «другого» и сделан вывод о вариантности манипуляции сознанием в горизонте умолчания. Доказано, что фактическая манипуляция сознанием осуществима в ситуации, в которой люди не имеют возможности остаться наедине с собой. автором доказывается возможность постижения, и, следовательно, сохранения молчания как модуса существования целого. Этот вывод позволяет по-новому взглянуть на соотношение двух феноменов: целого и молчания.

в диссертационном исследовании показаны отношения молчания и истины. При этом впервые выделяются три пути человека к молчанию: разумный, природный и духовный.

Теоретическая и практическая значимость исследования в

современных условиях состоит в том, что полученные результаты вносят определенный вклад в понимание феномена молчания и возможности постижения его человеком. А так же с помощью изучения молчания, появилась возможность более близкого прикосновения к истине и внутреннему миру самого человека.

Данная работа дает методологические основы для дальнейшего теоретического анализа проблем молчания, открывает новые ракурсы в исследовании отношений вербального и невербального знания. В тоже время, в работе собран и проанализирован значительный лингвистический, философский материал, определенная часть которого позволяет более полно рассмотреть молчание как целое, формы молчания в сфере социального и индивидуального, в философском дискурсе. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по философии, эстетике, онтологии.

  1. Идеи диссертации обсуждались на научной конференции «Онтологические проблемы человека» 17.12.2003 г. Москва. МГУ, Философско-экономическое собрание.

  2. Тезисы диссертации обсуждались на ежегодных Ломоносовских чтениях в МГУ, на философском факультете 14.04.2004 г.

  3. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философской антропологии МГУ.

  4. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГУС и рекомендована к защите в диссертационном совете Д - 212.150.04

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.