Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феноменология непосредственного и опосредованного знания Лобастова, Вера Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лобастова, Вера Александровна. Феноменология непосредственного и опосредованного знания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Санкт-Петербург, 2000.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/259-2

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема непосредственного и опосредованного знания в философской традиции не является новой и скорее может быть отнесена к разряду «вечных». Стремление к истинному познанию сущего побуждает к поиску условий его возможности, в качестве которых выступают начала и принципы, устанавливающие границы, в которых может быть достигнуто знание, не допускающее сомнения.

Знанием начал является непосредственное знание, основополагающую роль которого подчеркивал Аристотель, утверждая, что научное доказательство должно исходить из истиных неопосредованных посылок, непосредственно усмотренных нусом. Естественным светом разума называет интуицию Р.Декарт, с помощью которой открываются простые и очевидные аксиомы, из которых дедуктивным путем выводятся все научные положения. Идеалом науки для Р.Декарта является математическое естествознание, по образцу которого он предпринимает попытку преобразования философии с целью придать ей характер абсолютной и строгой научности. Аксиоматическим фундаментом философии становится несомненная достоверность субъекта с врожденными ему идеями. Понимая философию как универсальное единство наук, И.Кант стремится подвести под философию подлинное теоретическое основание. Его критическая реформа направлена на превращение философии из «естественной склонности человека» в идеальную аподиктическую науку.

Идея построения универсальной науки требует постоянного поиска ее предельных оснований, которые становятся решающими для понимания сущностной природы истины, относительной или абсолютной. В ранг универсальной науки Ф.Брентано возводит дескриптивную психологию, возникающую в конце XIX века на волне возрастающего интереса к антропологическим наукам и претендующую на открытие естественных законов мышления при исследовании психических актов сознания. Идеями Ф.Брентано были увлечены его ученики: А.Мейнонг - создатель теории предметности и основатель лаборатории экспериментальной психологии в Австрии, К.Штумпф - один из основателей гештальт-психологии, К.Твардовский - основатель Львовско-Варшавсвой философской школы, А.Марти - исследователь в области философии языка, а также Э.Гуссерль - основатель феноменологического направления в философии.

Однако Э.Гуссерль не принимает психологизм, характерный для философии Ф.Брентано, и создает феноменологию с целью найти аподиктическое основание познания, в качестве которого он предлагает сначала учение об идеальных сущностях, а затем после критического пересмотра результатов своего исследования выдвигает интерсубъективный опыт трансцендентального субъекта. Феноменология как «наука о началах» может осуществлять

критику эмпирических и априорных наук благодаря тому, что она способна на самокритику, которая нацелена на определение объема и границ аподик-тичности. В ситуации плюралистического развития современной филоси-фии особенно актуальным становится рассмотрение феноменологического подхода к обоснованию философского знания.

Степень-разработанности-проблемы.-Исследования^дескриптив-

ной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля за рубежом насчитывают значительную библиографию. Монографии, посвященные философии Ф.Брентано, написаны Ф.Гаубером - об истине и очевидности, Г.Кёбелем - о феноменологии теории познания, М.Бруеком - об отношении Э.Гуссерля к психологии Ф.Брентано и другими.

Первыми интерпретаторами феноменологической философии ЭХуссерля были участники феноменологического движения: Н.Гартман и Р.Ингарден занимались исследованием в области эстетики, А.Щюц пытался обосновать социологическую науку на основе феноменологического метода, Ж-П.Сартр исследовал природу воображения. В феноменологическом варианте теории познания интерес М.Шелера был обращен к учению об эйдосах, в котором он подчеркивал возможность адекватного познания непосредственной самоданности идеальной сущности предмета с помощью интеллектуальной интуиции. Что касается М.Хайдеггера, то он выделяет три открытия феноменологии, а именно, во-первых, априорную природу интенциональности, которая независима от того, существует ли воспринимаемое в реальности или нет, во-вторых, категориальное созерцание, которое выявляет конституирующую функцию интенциональности, раскрывает сущность идеирующей абстракции, позволяет исследовать категории, существующие в вещах и не являющиеся продуктом субъекта, и, наконец, позволяет исследовать смысл бытия a priori, а в-третьих, априорность как таковую, которая непосредственно схватывается сама по себе, коренится в предметных областях, следовательно, не принадлежит изначально сфере субъективности, но и неподвластна реальности, а значит, не имманентна и не трансцендентна.

Среди современных исследователей следует выделить К.Хельда, рассматривающего феноменологический метод и феноменологию жизненного мира, В.Кюнна, анализирующего понятие интенциональности, Л.Лангребе, исследующего проблему первоначального опыта, выделяя в нем вопрос о фактичности и индивидуации, Э.Штрёкер, обращавшуюся к исследованию трансцендентального этапа феноменологии Э.Гуссерля и ее роли в обосновании наук, а также П.Янссена, В.Марха, СШтрассера, Б.Вальденфельса.

Дефицит интереса к феноменологии Ф.Брентано в нашей стране явился одним из мотивов диссертации, в которой раскрывается гносеологическая проблематика учения Ф.Брентано о сознании и выявляются положения, нашедшие свое дальнейшее развитие в феноменологии Э.Гуссерля.

В отечественной литературе к феноменологической философии Э.Гуссерля обращались Г.Г.Шпет, развивавший идеи герменевтической феноменологии, Н.О.Лосский - при исследовании трансцендентально-феноменологического идеализма Э.Гуссерля, А.Ф.Зотов - при исследовании раннего этапа феноменологии, П.П.Гайденко - в связи с проблемой интен-циональности, М.А.Кнссель - в связи с критикой феноменологического метода, Е.Борисов - в связи с проблемой интерсубъективности. Монографические исследования опубликованы З.М.Какабадзе, М.В.Мотрошиловой, К.А.Свасьяном, В.У.Бабушкиным, В.И.Молчановым.

Цель данного исследования заключается в определении взаимозависимости непосредственного и опосредованного способов выявления аподиктических оснований абсолютного знания. Указанной цели соответствуют следующие задачи: во-первых, раскрыть эмпирический характер дескриптивной психологии Ф.Брентано, во-вторых, обозначить пределы психологизма, в-третьих, показать ведущую роль интуиции, образующей источник непосредственного знания и, в-четвертых, обосновать возможность абсолютного знания в рамках трансцендентальной феноменологии.

Методология исследования. При рассмотрении проблемы диссертации используется феноменологический метод, в основе которого лежит дескрипция, понимаемая как аналитическая процедура, позволяющая выявить основные элементы структуры сознания, образующие остов концепций ранней и поздней феноменологии Э.Гуссерля, раскрыть взаимозависимости между ними, а также проследить динамику их развития. Сравнительный анализ дескриптивной психологии Ф.Брентано и феноменологии Э.Гуссерля основывается на принципе интенциональности сознания.

При выборе методических оснований исследования принимался во внимание опыт методологических разработок в гуманитарных науках и в собственно философских исследованиях, учитывались достижения в исследовании новоевропейской классической и неклассической мысли, представленные в трудах Я.А.Слинина, Б.В.Маркова, Б.И.Липского, С.С.Гусева, Г.Л.Тульчинского, А.Н.Исакова, В.Ю.Сухачева и других.

Источниками исследования послужили издания произведений Ф.Брентано и Э.Гуссерля на немецком и русском языках, исследования феноменологической философии Э.Гуссерля, предпринятые отечественными и зарубежными учеными.

Новизна исследования состоит в следующем:

1. В диссертации дается развернутая характеристика дескриптивной психологии Ф.Брентано как одного из источников феноменологической философии Э.Гуссерля.

  1. Исследуется основополагающее понятие интенциональности и ее свойств.

  2. Характеризуются основные этапы становления феноменологии Э.Гуссерля.

  3. Дается сравнительный анализ основных понятий концепций ранней и лоздней феноменологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве теоретической основы для исследования в области фундаментальных и частных проблем онтологии, гносеологии, философской антропологии, теории и истории науки.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по философии, гносеологии, истории философии, феноменологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные в ней результаты были обсуждены на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Ряд ключевых положений работы излагался на научных конференциях. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.

Структура и обьеи диссертации определяются требованиями, предъявляемыми к диссертационным работам, а также характером и способами решения поставленных в ней задач. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, научной библиографии по теме исследования.