Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию Черданцева, Инна Владимировна

Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию
<
Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черданцева, Инна Владимировна. Философия иронии: от познавательной специфики к концептуальному конструированию : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Черданцева Инна Владимировна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 312 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-9/75

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В современной ситуации философствования, представленной широким и многообразным проблемным полем, особое значение приобретает вопрос о преодолении обособленности традиционных гносеологических процедур, имеющих абстрактно-логический характер, от целостной структуры человеческого бытия и мира «человеческих, слишком человеческих» ценностей. Заданные еще в неклассической западно-европейской парадигме философствования стремление к преодолению установок классической рациональности и внимание к человеку как существу, определенному не только спецификой его разума, но и всем подвижным многообразием его чувств, желаний, настроений, переживаний, приобретают новое звучание в настоящее время, ставя перед гносеологической мыслью проблему поиска ее антропологических, экзистенциальных, этических горизонтов. Осознание и формулирование этой проблемы предполагает расширение традиционных границ гносеологического исследования до антропологического уровня.

Особенности иронической познавательной деятельности интересуют представителей философского знания, начиная со времен античности. Сократ одним из первых использует иронию для того, чтобы с ее помощью приблизиться к истине. Вплоть до настоящего времени мыслители предлагают разное понимание познавательной специфики иронии, но, как правило, подавляющее число этих интерпретаций сосредотачивается в области вопроса «что я могу знать?», предполагая общепринятый гносеологический ракурс рассмотрения иронического познания. Подобные исследования познавательных возможностей иронии, несомненно, имеют самостоятельную ценность, однако в свете задач современной философской мысли более важным является осуществление антропологического разворота познавательного содержания иронии и переключение внимания с вопроса «что я могу знать?» на вопрос «что такое человек?» или, точнее, на вопрос «кто такой иронизирующий философ?». В связи с этим вполне оправдано специальное выделение философии иронии как области философского дискурса, занимающейся изучением познавательных характеристик иронии и ставящей перед собой задачу обнаружения антропологического горизонта данных характеристик в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник».

Также достаточно значимым в философском плане представляется сам процесс построения концептуального конструкта «Я-философ-ироник» и раскрытие его основных смысловых элементов, призванных придать абстрактному образу философа-ироника более конкретный вид за счет такой дискурсивной структуры, которая предполагает обращение философствующего человека к самому себе как иронизирующему мыслителю.

Вообще следует заметить, что попытка ответить на вопрос «кто такой философ?» и вынести фигуру философа на «первый план» философской рефлексии очень часто заканчивается не столь удачно, как того хотелось бы: начиная говорить о философе, исследователи, как правило, переходят к рассмотрению его философской концепции, увлекаясь больше «жизнью идей» и логикой ее развития и обоснования, чем жизнью самого философствующего индивида. В лучшем случае о философе говорят как о создателе философской теории, в худшем случае предлагается изложение и анализ его философских взглядов, однако задача осмысления философа как создателя самого себя – человека, любящего мудрость и стремящегося к ее достижению, – почти никогда не ставится. Поэтому уже само изучение фигуры философа как человека, стремящегося стать мудрецом, представленное в одном из смысловых элементов концептуального конструкта «Я-философ-ироник», не может рассматриваться как маловажное и не имеющее значения для философской мысли. Тем более плодотворным должен быть признан поиск такой формы репрезентации философа, которая позволит ему размышлять в первую очередь о себе, а не о каком-то абстрактном любителе мудрости.

Актуальность данной диссертации определяется также и тем, что с помощью концептуального конструкта «Я-философ-ироник» удается привлечь внимание к имеющей непреходящее значение проблеме взаимосвязи теоретической деятельности философа с его образом жизни и, соответственно, к поиску тех языковых и речевых средств, которые способны помочь решению этой проблемы. Слова С. Кьеркегора о том, что философ должен мыслить для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы мыслить, выступают в качестве своеобразного ориентира, связывающего философский дискурс с изменениями, которые могут происходить или происходят в жизни философствующего индивида под влиянием этого дискурса или других специальных упражнений. Несмотря на то, что в настоящее время более распространенной является другая установка, согласно которой философская деятельность рассматривается как осуществляющаяся преимущественно в области концептуальных представлений, не следует забывать, что философия всегда стремилась помочь человеку изменить его жизнь в лучшую сторону. Однако, отстаивая положение о взаимосвязи философского дискурса с жизнью философа, нужно помнить о сложности «внедрения» результатов философского дискурса в сферу практических действий. В связи с этим особую значимость приобретает концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» как такая дискурсивная структура, которая позволяет философу не только выстраивать философские учения, но и выявлять возможное влияние этих учений на его жизнь. Еще один важный аспект диссертационного исследования относится к выяснению того, в какой мере использование возможностей иронического познания помогает реализации предназначения философа и есть ли какие-то преимущества в сфере дискурса и жизни у философа-ироника по сравнению с другими представителями философского знания. Также следует особым образом отметить, что с помощью концептуального конструкта «Я-философ-ироник» удается выделить влияние на практическую сферу жизни философа не только философского дискурса, но и других духовных упражнений, позволяющих философу совершенствовать себя.

Все вышесказанное позволяет заключить, что актуальный характер данной работы обусловлен рядом взаимосвязанных факторов, важнейшее место среди которых занимает проблема поиска антропологического горизонта традиционных познавательных структур, трансформирующаяся в этом труде в конкретную проблему обнаружения антропологических аспектов познавательных характеристик иронии с помощью концептуального конструкта «Я-философ-ироник».

Степень разработанности проблемы.

Понятие иронии и ее познавательные характеристики привлекают к себе внимание мыслителей на протяжении всей истории философской мысли. Понимание иронии как способа познания мира и человека возникает уже в диалогах Платона, специфика иронического способа мышления, а также трактовка иронии как способа конструирования возможных миров начинает разрабатываться в работах представителей немецкого романтизма, в первую очередь, в трудах Фр. Шлегеля. Интерес к особенностям иронической познавательной деятельности сохраняется вплоть до настоящего времени как в зарубежной, так и отечественной философской литературе, и на современном этапе развития философского знания изучение познавательных возможностей иронии чаще всего осуществляется в рамках категориального анализа.

Ирония как философско-эстетическая категория подвергается анализу в трудах И. Паси, Д.Д. Среднего, В.П. Шестакова, Е.Г. Яковлева, И.Л. Варшавского, И. Славова, Р.В. Восточной, Г.А. Цеймах, О.В. Солодовниковой. Категория романтической иронии в ее самых разных аспектах и проявлениях рассматривается Д. Бартельмом, Э. Белером, Н.Я. Берковским, Р. Буржуа, В.В. Вансловым, Р.М. Габитовой, М. Гуревичем, А.Ф. Лосевым, А. Меллором, Х. Прангом, А.Э. Соловьёвым, М. Финли, К. Хэндверком, В.П. Шестаковым, Д. Энрайтом; в работах В.М. Пивоева, С.Д. Савова раскрывается связь романтической иронии с категорией комического и обращается внимание не столько на познавательное, сколько на эмоциональное содержание иронии. Как исторически обусловленный способ восприятия ирония трактуется Ч. Гликсбергом; Э. Уайлд предлагает экзистенциально-феноменологическое понимание иронии, считая ее перцептивным ответом миру; психоаналитическая интерпретация иронии как формы поведения индивида, ведущей к самосохранению, принадлежит Ф. Стрингфеллоу и Э. Берглеру; как мировоззренческая позиция и жизненный принцип ирония рассматривается в исследованиях П.П. Гайденко, Т.Т. Гайдуковой, А.И. Стригунова, Л.А.Чикал, А.А. Сыродеевой; Е.А. Баллаевой; как феномен культуры иронию изучает Е.А. Петрова; на иронию как способ постижения истины указывает В.Янкелевич; ирония как форма соблазна интересует Ж. Бодрийяра, для постмодернизма в целом характерно отношение к иронии как способу конструирования возможных миров (особенно ярко это прослеживается в работах Р. Рорти, Ж. Делеза, Ж. Деррида). Кроме этого, в настоящее время известно большое количество отечественных и зарубежных работ, посвященных иронии как риторическому и стилистическому приёму (среди них труды Р. Альбере, В. Буса, С. Брукса, Н.С. Гребенниковой, Г.Л. Гуменной, Т.Н. Жужиной, Н.А. Иткиной, Е.Г. Комаровой, Н.И. Наказнюк, Л.Д. Рубиковой, С.Б. Рубиной, Л. Сетерфилда, Х. Форгримлера); Е.Н. Третьякова предпринимает попытку раскрыть иронию как средство коммуникации; С.И. Походня разрабатывает понятие «иронического смысла» и выявляет не только лексический и стилистический, но и текстовый план иронии; литературоведческий анализ иронии проводят Л.И. Болдина и Е.И. Кононенко; Н. Фрай, Х. Уайт, К. Мэррей относят иронию к универсальному образу действия и одной из «рассказовых структур» личности. Общие теории и классификации иронии, в основе которых лежит ироническое противоречие видимости и реальности, разрабатывают Н. Кнокс, Д. Мюки; отечественные исследователи В.О. Пигулевский и Л.А. Мирская, пытаясь принять во внимание разные точки зрения и разработать категорию иронии во всей полноте, трактуют ее как особую жизненную позицию, способ мышления и умонастроение; В.А. Серкова в своей кандидатской диссертации раскрывает онтологическое, гносеологическое, аксиологическое содержание категории иронии; наша кандидатская диссертация посвящена исследованию иронии как метода философствования.

Всё это, казалось бы, свидетельствует о том, что категория иронии уже является достаточно разработанной во всех своих главных аспектах, и в силу этого обращение к познавательной специфике иронии выглядит не совсем плодотворным, поскольку является очевидным тот факт, что многие философы так или иначе рассматривали эту специфику в своих работах. Однако проблема заключается в том, что познавательные характеристики иронии очень редко становятся самостоятельным предметом систематического философского изучения, а вопрос об их антропологическом развороте, как правило, вообще не ставится.

К трудам, в которых в той или иной степени анализируются особенности иронического познания, могут быть отнесены работы Р.М. Габитовой, А.Ф. Лосева, Л.А. Мирской, В.О. Пигулевского, Р. Рорти, В.А. Серковой, В.П. Шестакова, В. Янкелевича и других исследователей. Но даже эти мыслители не поднимают вопроса о подробном, углубленном и всестороннем изучении иронической познавательной деятельности, а ограничиваются простым признанием философского значения этой деятельности. Фактическое отсутствие работ, связанных с развернутым теоретическим осмыслением познавательных возможностей иронии, требует проведения их специального исследования, в котором были бы выделены различные аспекты процесса иронического познания и установлены взаимосвязи между ними.

Проблема поиска антропологического горизонта иронии определяет рассмотрение специфики концепта на основе работ С.С. Неретиной, Л.А. Микешиной, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, М. Эпштейна и др. Эти работы примечательны тем, что в них обосновывается позиция (берущая начало еще в философском учении П. Абеляра), согласно которой концепт и понятие не могут быть рассмотрены как тождественные структуры: в самом общем виде концепт отличается от понятийного образования своим творческим и субъективным характером, позволяющим придать абстрактным всеобщим смысловым элементам понятия индивидуальную окраску. Решение вопроса об основаниях концептуального конструкта «Я-философ-ироник», связанных с принципом непостижимости предельных оснований бытия человека и мира, становится возможным при обращении к работам представителей философии жизни – В. Дильтея, Г. Миша и философской антропологии – М. Шелера, А. Гелена, Э. Ротхакера и др., но в первую очередь, при обращении к трудам Х. Плеснера, а также к сочинениям русского философа С.Л. Франка. Для осмысления условий конструирования концептуального образования «Я-философ-ироник» используются идеи П. Ватцлавика, Э. фон Глазерсфельда, Е.Н. Князевой, В.А. Лекторского, В.Ф. Петренко, Б.И. Пружинина, М.А. Розова, В.С. Степина, Х. фон Ферстера, Е.Л. Чертковой, В.С. Швырева.

Обращение к фигуре иронизирующего философа влечет за собой анализ термина «образ жизни», представленного в научной литературе П. Адо, Е.А. Ануфриевым, Л.А. Арутюнян, И.В. Бачуриным, И.В. Бестужевым-Лада, В.Н. Борзовым, Э.А. Гуриным, С.И. Грабовским, Г.Е. Зборовским, И.Е. Лукьященко, В.И. Мироненко, А.И. Новиковым, Н.С. Савкиным, М.Н. Руткевич, В.И. Толстых и др. Также в связи с осмыслением феномена философа следует упомянуть об интересном исследовании феномена мыслителя У.С. Вильдановым.

Еще один важный момент диссертации связан с рассмотрением того, насколько понятие «Я» может быть использовано в качестве составной части концептуального конструкта «Я-философ-ироник». Понятие «Я» получает отчетливо выраженное философское содержание уже в эпоху Нового времени и вплоть до настоящего времени привлекает к себе внимание многих мыслителей, в число которых входят Р. Декарт, Д. Юм, Э. Мах, Э. Гуссерль, З. Фрейд, К. Юнг, Ж.-П. Сартр, М.М. Бахтин, Э. Эриксон, П. Стросон, Ч. Тэйлор, Р. Харре, И.С. Кон, В.А. Лекторский, Ф.Т. Михайлов, Д. Деннет, О.Г. Труфанова и др.

Кроме этого, говоря о категории мудрости как категории, играющей при конструировании концептуального конструкта «Я-философ-ироник» одну из главных ролей, хочется выделить труды П. Адо, Т.В. Васильевой, Г.Б. Вильдановой, У.С. Вильданова, В.Л. Курабцева, Г. Марселя, В.Н. Назарова, Л.Н. Столовича, Н.Н. Трубниковой, в которых рассматривается проблема мудрости и, соответственно, в большей или меньшей степени проводится изучение образа мудреца.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационной работы является философское содержание иронии, а в качестве предмета исследования выступают познавательные характеристики иронии и их антропологический разворот в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник».

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в разработке философии иронии как области философского дискурса, занимающейся выяснением специфики познавательных характеристик иронии и выявлением антропологических перспектив этих характеристик в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать познавательные особенности иронии, выделив их существенные признаки и установив возможные взаимосвязи между ними.

2. Определить понятие «философия иронии», предварительно обосновав данное определение.

3. Предложить дискурсивную структуру, позволяющую осуществить антропологический разворот познавательных характеристик иронии, и аргументировать выбор концептуального конструкта «Я-философ-ироник» в качестве этой структуры.

4. Охарактеризовать составляющие концептуального конструкта «Я-философ-ироник» и выявить его основные смысловые элементы.

5. Выяснить основания и условия построения концептуального конструкта «Я-философ-ироник».

6. Построить концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» и проанализировать, каким образом и в какой степени выявление антропологических возможностей иронического познания расширяет границы традиционного гносеологического исследования иронии.

7. Установить с помощью концептуального конструкта «Я-философ-ироник» те возможности, которые имеются у философа-ироника в области его философского дискурса и жизни.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Выбор методологии исследования обусловлен обращением к философии иронии как к самостоятельному и самоценному предмету философской рефлексии, при этом нельзя не предположить, что попытка изучения познавательных характеристик иронии с гносеологических и антропологических позиций предусматривает возможность синтеза различных философских дискурсов в более или менее единый конструкт.

Первая группа базовых элементов, входящих в состав методологической основы исследования иронического познания с традиционно-гносеологических позиций, включает в себя ведущие идеи философии немецкого романтизма. Согласно этим идеям, бесконечную реальность, жизнь, универсум нельзя познать с помощью традиционных законов формальной логики, и поэтому следует обратиться к поиску познавательных средств, допускающих существование противоречивых и парадоксальных структур. Кроме этого, к данной группе относится методологическая база постижения непостижимого, развиваемая в рамках апофатической традиции С.Л. Франком в труде «Hепостижимое» и использованная в данной диссертации для анализа иронии как способа постижения непостижимого, результатом чего становится возможность сравнения иронического способа постижения непостижимого и антиномистического метода познания непостижимого. Еще один компонент методологической основы исследования традиционно гносеологического содержания иронического познания (а именно, иронического способа конструирования возможных миров и смыслов), связан с философскими идеями постмодернизма, и особенно теми из них, которые касаются понимания философии как деятельности, связанной с созданием возможных миров и нуждающейся вследствие этого в применении элементов иронизирования (к таким концептуальным представлениям склонны Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр, Р. Рорти и др.).

Вторая составляющая методологической основы, способствующей изучению иронического познания, относится к антропологическому горизонту иронии, обнаруживающемуся в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник». Основанием данного концептуального построения выступает принцип непостижимости предельных оснований бытия человека и мира (развиваемый в работах Г.Миша, Х. Плеснера, С.Л. Франка и др.), а одно из важнейших условий его формирования связано с конструирующей деятельностью, являющейся важным компонентом философского творчества. Кроме этого, при создании концептуального конструкта «Я-философ-ироник» происходит активное обращение к элементам феноменологической и герменевтической методологии в рамках исследования фигуры философа. Использование методологических приемов понимания представляется необходимым при анализе различных интерпретаций образов философа и мудреца, а выделение в разнообразных проявлениях философского дискурса и философской жизни их сущностного ядра проводится на основе применения феноменологических процедур.

Осуществление попытки синтеза двух выше рассмотренных ведущих компонентов методологической основы исследования познавательных особенностей иронии в единую структуру стало возможным благодаря использованию элементов системно-структурного подхода. Результатом данного использования явилось согласование концептуальных представлений разных философских течений и рассмотрение иронического познания в виде образования, включающего в себя не только гносеологические особенности иронии, но и формы ее антропологического разворота в ироническом философском дискурсе и жизни философа-ироника.

Также нужно принять во внимание, что поскольку в диссертационном исследовании для выявления особенностей иронии как способа мышления, способа познания, а также способа конструирования возможных миров и смыслов используется историко-философский материал, оно, безусловно, базируется на применении компаративистского метода, позволяющего обеспечивать эффективный диалог различных философских направлений и традиций. Помимо этого, обращение к историко-философскому материалу и процедурам сравнительного анализа происходит на протяжении всей работы: как во второй главе, посвященной выявлению антропологических возможностей иронии в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник», так и в третьей главе, раскрывающей основные смысловые элементы этого конструкта. Кроме этого, является совершенно очевидным факт невозможности написания любого диссертационного труда без использования ведущих методов научного исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и т. п.

Научная новизна диссертации.

Научная новизна работы выражается в следующих положениях:

1. Установлено, что интерпретация процесса иронического познания как способа постижения непостижимого приводит к формированию более сложного (по сравнению с традиционным) вида иронического суждения. Если традиционное ироническое суждение состоит из высказанного тезиса и подразумеваемого антитезиса, то усложненное ироническое суждение совмещает оба противоположных смысла в своей высказанной части, а подразумеваемая часть данного суждения предполагает отрицание этих смыслов.

2. Обнаружена целесообразность использования иронического способа познания в тех философских концепциях, которую трактуют метафизику как сферу вопросов о предельных основаниях сущего и бытия и подвергают сомнению корректность ответов на данные вопросы. Данная целесообразность определяется тем, что метафизическое вопрошание о характере и сущности непостижимого (трансцендентного, бытия) в той или иной мере предполагает иронизирование по поводу любых предметных дефиниций непостижимых оснований реальности.

3. Найдена дискурсивная структура (концептуальный конструкт «Я-философ-ироник»), позволяющий осуществить антропологический разворот познавательных характеристик иронии за счет переключения внимания со сферы традиционно гносеологического исследования иронии на фигуру иронизирующего философа.

4. Выделена специфика концептуального конструкта «Я-философ-ироник», позволяющая провести его сравнение с другими понятийными образованиями, претендующими на представление жизни философа, и отмечено, что одно из главных достоинств данного концептуального конструкта связано с возможностью философа-ироника выстраивать дискурс о самом себе, а не о каком-то абстрактном образе иронизирующего мыслителя.

5. Выяснены основание и условие формирования концептуального конструкта «Я-философ-ироник», определяющиеся принципом непостижимости предельных оснований бытия человека и мира, и таким видом философской деятельности, как конструирование, являющимся важным компонентом творческой активности философа.

6. Определен основной каркас смысловой структуры концептуального конструкта «Я-философ-ироник», включающий в себя следующие обязательные смысловые элементы: «Я как философ-ироник, стремящийся стать мудрецом»; «Я как философ-ироник, способный творить, наблюдать, представлять и анализировать свои ценностные ориентации и экзистенциальный опыт»; «Я как творец своей иронической философской концепции и своего иронического философского дискурса»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника»; «Я как философ, выстраивающий взаимосвязи между своим ироническим философским дискурсом и своей жизнью философа-ироника».

7. Выявлено, что антропологический разворот познавательных характеристик иронии в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник» приводит к изменению традиционного вида этих характеристик за счет их включения в элементы философско-антропологического плана (иронический дискурс, ироническую концепцию, жизнь философа-ироника) и перевода с уровня всеобщности и обезличенности на уровень индивидуальности и конкретности.

8. Обнаружены возможности, позволяющие философу-иронику приближаться к достижению состояния мудрости и определяющиеся спецификой иронического философского дискурса и тех духовных упражнений, которые вытекают из прямого и косвенного влияния этого дискурса на жизнь философствующего ироника.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философию иронии можно определить как такую область философского дискурса, которая занимается изучением познавательных характеристик иронии и стремится к обнаружению их антропологического горизонта.

2. Выделение в едином процессе иронизирования мыслительных, познавательных и конструктивных аспектов, с одной стороны, является искусственным и условным, а с другой стороны, имеет смысл, поскольку позволяет провести их углубленное изучение.

3. Специфика мыслительной деятельности иронизирующего философа определяется тем, что соединение взаимно исключающих друг друга смыслов в ироническом суждении происходит таким образом, что ни одному из этих смыслов не отдается предпочтения и признаются их равные права на существование. В отличие от диалектики, стремящейся к разрешению тезиса и антитезиса в новом синтезе, ирония предполагает бесконечное движение между противоположными частями иронического высказывания.

4. Иронический способ познания эффективен для изучения не только бесконечной реальности в целом, но и отдельных ее элементов в том случае, если предполагается существование непостижимых граней этих элементов.

5. Концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» позволяет философу уйти от неосуществимой претензии рассмотрения своей жизни как непосредственности к исследованию собственного философского дискурса о своей философской жизни как опосредованной и более доступной для осмысления формы.

6. Концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» расширяет традиционно гносеологическое изучение познавательного содержания иронии до границ антропологического исследования и осуществляет переход философа-ироника от анализа иронической познавательной специфики к рассмотрению своего иронического философского дискурса, своей философской жизни, взаимосвязей между своим дискурсом и жизнью и т. д. Тем самым знание о познавательных особенностях иронии превращается в знание философа-ироника о самом себе, а абстрактные иронические познавательные характеристики приобретают «человеческое измерение».

7. Общие характеристики и виды практических духовных упражнений философствующего ироника и философа, не склонного к иронизированию, в основном совпадают. Отличие, которое является очевидным – это отличие дискурсивного плана. Дискурс философа, не считающего себя ироником, напрямую связан с теми или иными духовными упражнениями, а иронический дискурс – косвенно и опосредовано, так как этот вид дискурса не определяет конкретный вид упражнения, а просто в целом приводит философа к состоянию пробуждения интереса к своей жизни.

8. Изучение прямого влияния иронического дискурса на поведение иронизирующего философа позволяет выявить очень своеобразный вид духовных упражнений, отсутствующий в арсенале практик мыслителя, не относящегося к ироникам: это так называемое «совершенствование через не-совершенствование». Несмотря на то, что данное упражнение затрагивает область повседневной жизни и обычных дел, пребывание философа-ироника в этой сфере как человека, ищущего освобождения от привязанностей к результатам своих действий, очень сильно отличается от пребывания в ней нефилософствующего индивида.

Научно-практическая значимость работы.

Осмысление философского содержания иронии с теоретико-познавательных позиций, дополненное антропологическим ракурсом его рассмотрения в концептуальном конструкте «Я-философ-ироник», позволяет переключить внимание с философского дискурса на творца этого дискурса и поставить вопрос о философе не только как о создателе философского учения, но и как о человеке, стремящемся к достижению состояния мудрости. В связи с этим встает проблема поиска таких философско-духовных упражнений, которые бы способствовали достижению совершенного знания и совершенной жизни и иронизирующими философами, и теми представителями философского знания, которые не считают себя ирониками. Практическое применение этих упражнений в жизни философа приводит к преображению философствующего индивида и открытию возможностей его самосовершенствования, вследствие чего можно говорить о высокой значимости результатов данного исследования не только для развития иронического философского дискурса, но и для и конкретно-практического изменения жизни иронизирующего мыслителя.

Кроме этого, результаты данной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по онтологии и теории познания, истории философии, философской антропологии, эстетике, этике, культурологии и другим философским и гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы.

Основные положения и полученные результаты диссертации неоднократно обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры социальной философии, онтологии и теории познания Алтайского государственного университета. Также апробация диссертационного исследования осуществлялась в процессе работы на следующих научных конференциях: «Гуманитарные науки и образование на рубеже веков»: Региональная научно-практическая конференция (Барнаул, 1999), «Гуманитарное образование в высшей школе: вызовы и ответы»: Региональная научно-практическая конференция (Барнаул, 2000), «Высшая школа в современной социокультурной ситуации»: Региональная научно-практическая конференция (Барнаул, 2001), «Новые технологии в сфере гуманитарного образования»: VII Региональная научно-методическая конференция (Барнаул, 2003), «Гуманитарное образование как социальный заказ»: VIII Региональная научно-методическая конференция (Барнаул, 2004), «Интеллектуальный потенциал ученых России»: Четвертая Российская научно-практическая конференция (Барнаул, 2004); «Философия и будущее цивилизации»: IV Всероссийский философский конгресс (Москва, 2005), «Человек: философская рефлексия»: Всероссийская (с международным участием) научная конференция (Барнаул, 2006), «Этика, мораль, нравственность: Россия и современный мир. 40-летию этико-философской школы Тюмени»: Всероссийский симпозиум (Тюмень, 2006), «Эстетическая антропология»: Всероссийская научно-практическая конференция (Тюмень, 2007), «Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов»: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция (Барнаул, 2008). Результаты исследования отражены в двух монографиях («Ирония: от понятия к методу философствования, или до чего доводят философов насмешки» (Екатеринбург, 1999, (9,6 п.л.)), «Ирония: от метода философствования к концепту «Я-философ-ироник» (Барнаул, 2006, (18 п.л.)), а также в 36 статьях (общим объемом 20,5 п.л.), вышедших в различных журналах и сборниках (включая 8 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук) и использованы при разработке и чтении общепрофессиональных и специальных курсов по философии студентам факультета психологии и философии и факультета журналистики Алтайского госуниверситета.

Структура работы обусловлена целью исследования и характером решаемых задач. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения.