Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия техники и техническое творчество Ляликов, Аким Павлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляликов, Аким Павлович. Философия техники и техническое творчество : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / Санкт-Петербургский ун-т.- Санкт-Петербург, 1996.- 35 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/4016-0

Введение к работе

-3-

Актуальность темы исследования. Процесс формирования мира техники, его объекты, формы и способы взаимодействия между ними, наконец, связи субъекта технического творчества -человека с самим процессом и перечисленными факторами стали практически постоянными темами исследований в философии и частных науках. Как всякое социальное явление, роль техники многогранна: техника выступает и как деятельность, и как социокультурный фактор, и как совокупность средств труда и способов их использования.

Техника позволяет нам овладеть временем нашей собст
венной жизни, прожить лучше, дольше и больше того, что отпу
щено нам природой. Философия техники -это философия
человека в условиях цивилизации, принявшей сейчас технологи
ческую форму. В этих условиях основная задача философии
техники - объяснить, что именно происходит с человеком в этом
новом мире, мире техники, и предупредить о том, что может
произойти, если технологическая цивилизация будет продолжать
столь же бездумно и бесконтрольно развиваться. Потому, что
это развитие ориентировано на вовлечение в область человече
ского бытия все большего количества материи и энергии - и, со
ответственно, создания все большего количества артефактов.
Этот непрерывный и усиливающийся процесс привел к созданию
нового качества человеческого бытия, осознанию, "измерению"
которого и посвящается философия техники. ''

Исследования техники естественным образом приводят к необходимости рассмотрения процессов ее возникновения и --развития. Это направление познания возможно описать как область технического творчества. Техническое творчество - важнейший источник не только самой техники, но и всей материальной части культуры, око претендует на равноправное партнерство со всеми другими видами творческой деятельности, составляющими основу духовного производства. Искусственная среда обитания, в основном сложенная репродукцией созданных техническим творчеством объектов, уже заявила о себе, как о ведущем

-4-социальном факторе, определяющем человеческое бытие.

Техническое творчество как вид деятельности порождает социальные и технические феномены (объекты), которые в философской литературе называют артефактами, сама же такого рода деятельность названа артификацией. При этом существуют разногласия по поводу того, следует ли причислять к артефактам все разнообразие искусственно созданных объектов, или же считать их обобщением понятия "материальный объект".

Начиная с Р.Декарта, Ф.Бэкона и Г.В.Лейбница поток исследований, посвященных поиску и открытию истин, лежащих в основе технического творчества, непрерывно нарастает. Этот вид творчества философия техники представляет в последовательности: от общественной потребности - к задаче и далее к ее решению (удовлетворению потребности). В отличии от некоторых современных авторов (например, Г.Я.Буша, А.И.Половинкина, В.И.Белозерцева) автор считает, что содержащее в своем составе творческое начало "технологическое мышление" (термин, введенный Е.А.Гусевой, и представляющийся нам весьма полезным для широкого использования) несводимо по форме и сущности лишь к постановке инженерных задач и поиску их эффективных решений, но вовлекает в свою орбиту гораздо большее разнообразие явлений.

Содержание технического творчества, на первый взгляд сводится именно к описаниям тем, перечням и текстам конкретных технических задач, а также эвристическим методам их решения и самим решениям (интеллектуальным и техническим артефактам). Уровень таких решений, имеющих диапазон от элементарного усовершенствования и до вторжения в область научных открытий чрезвычайно много. Таким образом, анализ приводит нас к представлению о техническом творчестве, как о последовательности идеальных (мыслительных) процедур, реализующих причинно-следственные связи по схеме "общественная потребность - задача - решение".

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что такая трактовка представляет собой торжество сугубо рационального подхода к творческой деятельности, долго и тщетно пытающегося свести управление ею к определению и исполнению ал-

-5-горитмоподобных процедур, отображающих "правила", "закономерности" и даже некие "законы" развития технических систем, имеющие статус "истинных" - например, в концепциях А.И.По-ловинкина, Г.САльтшуллера и др. Конечно, такая позиция имеет право на существование, но лишь как определенный и уже фактически пройденный философией техники этап развития. В настоящее время получили приоритет принципы исследования, ориентированные на познание деятельности человека как сложного феномена, обязательно включающего экспликацию не только осознанных (вербализуемых) форм мышления, но и его бессознательных форм.

Поэтому стала очевидной необходимость разработки и обоснования такой системы представлений о техническом творчестве, которая позволяет продвинуться в области развития исследования комплекса факторов, лежащего в основе этой деятельности. Это, как нам представляется, возможно путем раскрытия связи технического творчества, как познавательной деятельности, с ее промежуточными и конечными продуктами (артефактами), а в числе которых особо выделяется обучение, являющееся важнейшей формой социальной памяти.

Степень разработанности проблемы. Корпус философской литературы, посвященной проблематике технического творчества достаточно скромен. Природа познавательной деятельности и одного из ее прямых следствий - технического знания - в ее историческом, социальном и теоретическом аспектах, проблематика и методология технического творчества как действующего начала технического знания начала активно обсуждаться философами на рубеже веков. Это связано с тем, что уже к началу XX зека потребность управления творческим потенциалом науки и техники стала очевидной. Систематические исследования в обпасти философской проблематики техники начали в конце XIX їека Т.Рибо, П.К.Энгельмейер и др. Сейчас проблематику технического творчества можно с полным основанием отнести к мирс-юззренческому уровню познания, поскольку искусственное (но-эсфера в союзе с артификацией и артефактами) стало приобретать космические масштабы, уравниваясь в значимости с естественным (природой).

В области познания техническое творчество, наряду с научным и художественным представляются основными факторами.

Техническое творчество - это важная составляющая осей творческой деятельности как целого, яркое выражение деятель-ностной стороны познания. Познание имеет технический аспект -техническое познание (знание) с собственными специфическими признаками в областях мышления, языка, методологии, традиций.

Основная часть работ отечественных и зарубежных философе^ и психологов посещена исследованию факторов, обусло-еиешкх еьгдоланне комплекса технических наук в самостоятельную огресль знания и особенностей позназательных процессов, характерных для технологического мышления. Вполне естестези-но причислять к этой области и проблематику технического творчества, особенно в той ее части, которая касается управления социальной эффективностью технического творчества (оптимизация творческой деятельности).

Стадийность технического творчества, его участие е общественном производства, в том числе духовном, психологические и интеллектуальные регулятивы творческого процесса, методология его оптимизации исследованы в работах Б.М.Кедроза, В.И.Белозерцева, Г.Я.Бушг, А.Ф.Эсаулова, Я.А.Панодареи, П.СДышлевого, Л.В.Яцонко, БАХусевой и др.

Сущностные признаки техники в ее неразрывных связях с наукой, их взаимовлияние явились темами исследований Ю.СМе-лещенко, В.В.Чошееа, М.Л.Шубаса и др. Теоретико-познаватель-ные, социальные и нсторико-научные проблемы технического творчества были целями работ Н.А.Бердяева, Б.В.Бирюкова, В.П.Бранского, А.Т.Шумилина, КХ.Пигрова, Е.А.Шапошникова и

ДР-

Фундаментальное значение для исследований -проблематики технического творчества имеют труды П.Т.Де Шардена, К.Маркса, Ф.Энгельса, П.Фейерабенда, М.К.Мамардашвили, М.Хайдог-гера, В.СБиблера, И.А.Майзеля и др.

Нельзя обойти вниманием работы отечественных и зарубежных специалистов, разрабатывающих тематику оптимизации технического творчества и обучения его основам - В.А.Моляко,

- 7 -И.М.Розета, В.Я.Боно, ДясДиксона, Дж.К.Дгеонса и др. Принципиальное значение для этой тематики имеют работы психологов О.КЛихомирова, А.Ф.Эсаулова, А.Н.Лука, В.И.Пушкина и др.

Несмотря на высокую плотность и разнообразие исслэдо-юкий проблематики технического творчества, око все еще о достаточной степени "вещь в себе": показателем этого является по-прежнему стихийный ("естественный", то есть практически неуправляемый) процесс творческой деятельности - как на индивидуальном, тек и на социальном уровнях.

Поэтому возникает вопрос о необходимости дальнейшего іродолжения исследования технического творчества на основе эазнообразных подходов, и поиск для них нового инструмента-зия. Отметим в связи с последним обстоятельством введение в эасшнряющнйся научный оборот понятия артефакта ("артифак-га" - в некоторых источниках). В отечественной философской іитературе наиболее полно понятие артефакта рассмотрено в монографии И.Ф.Игнатьевой; зарубежные исследователи здесь 5олее активны (ХЗаксе, Г.Беме, В.Даале, В.Крон и др.).

Анализ технического творчества необходимо включает ис--.ледование феномена технологического мышления (включая его гганоаление и развитие а процессе обучения) во всем комплексе (З&имодействия человека с окружающей действительностью -іему, как мы считаем, служат хорошую службу понятия артефакта и артефакцни.

Основой работы являлась опора на следующие методоло-ические принципы: системность, научная объективность, единсг-ю теории и практики, преемственность и классический рациоиг> іизм. '

В методологическом отношении важное значение для исследования проблематики технического творчества имеют труды 1.А.6ердяева, П.К.Энгельмейера, И.ИЛапшина, В.И.Белозсрцэ-а, А.Ф.Эсаулова, Г.Я.Буша, М.К.Мамардашвили, А.СКарггниа, ССПигрова, Я.А.Пономарева, Е.А.Гусевой, И.Ф.Игкатьезой и щз. (а рубежом эта проблематика исследуется гораздо менее интен-ивно, однако определенное влияние на весь ход исследования іказали работы К-Поппера, К.Ясперса, Х.3аксе, М.Хгйдеггера, І.Фенерабенда, П.Т.Де Шардена, Э.де Боно и др.

Исследование технического творчества на уровне механизма его функционирования и дальнейшего развития предполагает постоянное обращение к конкретно-научному материалу из области когнитивной психологии и соответствующим социологическим исследованиям. В работе использованы материалы собственных социологических исследований, которые автор проводил на контингентах учащихся (школьники, студенты, инженеры, преподаватели) с 1974 года, более поздние исследования под руководством С.А.Кугеля, а также работы Е.А.Шаповалова.

Исходной теоретической посылкой данного исследования является понимание процесса технического творчества как специфической формы проявления интеллектуальной активности личности, основанной на конкретном уровне развития ее психоинтеллектуального комплекса.

Основной целью диссертационного исследования является философское обоснование методологии технического творчества на основе понятий артефакта и артификации, их онтологической значимости в создании и развитии среды обитания социума.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

раскрыть сущность технического творчества как вида деятельности, формы познания и социокультурного феномена;

выяснить этапы развития мыслительных процессов в техническом творчестве;

раскрыть содержание понятий артефакта и артификации в их социально-историческом развитии;

дать анализ зависимостей между артефактом, нотификацией и технической картиной мира;

классифицировать артефакты и артификацию технического творчества как социокультурные феномены;

выяснить роль и место диалогики и эвристики в процессах технического творчеава;

дать философское обоснование методологии технического творчества и обучения его основам на базе новой педагогической технологии.

  1. Показано, что техническое творчество является одной из важнейших функций технологического мышления и представляет собой комплексный феномен, включающий в себя процессы возникновения и развития определенных видов идеальных и "вещных" артефактов, которые образуют в целом искусственную среду обитания социума.

  2. Дан анализ понятий "артефакт" и "артификация", который привел к выводу о том, что их целенаправленность и оптимальность могут иметь существенно различные (вплоть до противоположных) оценки с точки зрения экологии - в зависимости от установок процедуры конкретного оценивания.

  3. Рассмотрение сущности понятий "искусственное'' и "естественное" приводит к заключению об относительности их различия, поскольку первое из них описывает процесс и результат целесообразного изменения второго в рамках закона сохранения энергии (материи) - и с обязательным присутствием негативных в социальном смысле последствий, в том числе и непредвиденных.

  4. Техническое творчество развивается в технологическом мышлении только как возможное последействие определенных психологических установок и условий, имеющих эмоциональную природу, причем соответствующий мыслительный процесс возникает на бессознательном уровне, после чего может иметь продолжение в осознанной части мышления в форме идеальных технических артефактов а также, в некоторых случаях, и в ар-тификации.

  5. Идеальные артефакты в технологическом мышлении развиваются и преобразуются аналогично процессам художественно-образного освоения действительности (происходящим в художественном творчестве) с учетом психологических и интеллектуальных личностных факторов, включающих эстетические переживания. Таким образом, техническое и художественное творчество нельзя искусственно противопоставлять, они близки и по-

г Ю-добны ks только интеллектуально, но, и совпадают по психологической природа мыслительных процессов.

  1. Разработана классификация ертсфактоз и видов ерти-фикецми, поззоляющая обзепачить объзктнзироззиный подход к синтезу методологии технического творчества, прнчзм с союзу процздурь: классификации положен иерархический принцип -начиная от урозшз философский категорий (идеальное н материальное),, p. TS5SKO расширенный смысл понятия артефгггга (оно ЕКл:очазт сса баз исключения искусственно создзнныа объекты -пх&ой природы и любого назначения).

  2. ЕгшрЕыа описано язланиз круговорота ертефзктез, про-язляізїцзз себя е сохранении Ертсфа;стсз - технических идзй с культурного пространстаз социума и периодическом к ким обращении, сплоть до ертифккецмокной реализации (например, парус - как езтрозой дсжзітель корабля с ручным упрезлгхизм, сздиодшиП, казалось из широкого употребления, вернулся елозь ' ко ухго кек объект с езтоиатичоским упредозниом, крашз того, созданы рззльньіз просгаы "солнечного паруса" - как диожтелл длл космических сбъзктез, приводимого б дзйствиа корлуску-лкрнь;м потоков Солнца - "солнечным ьзтром").

8. Разработана ыатодологичзская концепция обучения рс-
козам технического тсзрчзстЕа, оешкз&нноя на принципа свобод
ного самоаьзргжемия езо-бодизй личности и реализующей *ту
концепцию ннтсрагстиснын ("обоюдный", разнолразный) катод
сбученнр, склкгчзгощий диалогические процедуры общения и зз-
ристичгский комплекс.

Научно-пргетичссхая значимость диссертации. Оскозныз поломжния и сыззды работа когут быть кспользоззны при чтении елгцкуреоз по философии техники, философии ТВОрЧССТСа, проблемам культура. Предстаалзнккй материал создаст предпосылки для дзльнзйшсн разработки философской проблематики техники, технического тсорчсства, а также ситропо- и соцмогс-коза. Выгоды диссертации можно кепзльзозать в качастез концептуальной базы при состазлзнии учебник пособий соотезт-ствующик затронутой проблзкатихо. В настоящее ерзмя полученная результаты уже используются в программах гумгннтери-

зации образования в технических вузах, а также учебных пособиях по методам инженерной деятельности и культурологии.

Апробация. Диссертация обсуждена на кафедре гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Основные идеи диссертации нашли отражение в публикациях, выступлениях и докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам философии техники, педагогики и организации технического творчества, в том числе на Всесоюзных конференциях "Проблемы развития научного и технического творчества трудящихся* (Тбилиси, 1987), "Научно-практическое творчество: проблемы эврилогии" (Юрмала, 1987), "Методологические проблемы научно-технического творчества" (Юрмала, 1988), "Проблемы обучения разработчиков и исследователей новой техники и технологии в условиях ускорения НТП" (Звенигород, 1989; Ижевск, 1990), Первой и Второй Международных конференциях "Ребенок в современном мире" (Санкт-Петербург, 1993 и 1994), расширенных заседаниях Проблемного совета по философии науки и техники "Наука, техника, ценности" (Санкт-Петербург, 1994) и "Идеалы в науке и технике" (там же, 1995), секции "Философия образования" Санкт-Петербургского Дома ученых РАН, сессиях Международной школы социологии науки и техники (Санкт-Петербург, 1994 и 1995) и др.

Общий объем авторских публикаций по теме диссертации -более 50 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (в них всего двенадцать параграфов), заключения и списка литературы. Содержание изложено на 232 страницах, библиография включает 208 наименований.