Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основания биоэтики Кашапов Федор Адеевич

Философские основания биоэтики
<
Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики Философские основания биоэтики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 Челябинск, 2005 388 с. РГБ ОД, 71:06-9/39

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И БИОЭТИКИ 17

  1. Философское осмысление феномена биоэтики 17

  2. Предметное самоопределение философии 44

  3. Основные аспекты предмета философии и их скрытый аксиологизм 63

  4. Соотношение современной философии и биоэтики 112

Глава II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ 128

  1. Мировоззренческая природа биоэтики 128

  2. Исторические модели и моральные принципы врачебной этики 166

  3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека 188

Глава III. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИКИ „208

  1. Сущность человека: научный и духовный смысл 208

  2. Диалектика социального и биологического в человеке 246

  3. Человек и проблема качества его биологической наследственности 276

  4. Генетика человека как биосоциальная наука 300

Глава IV. СОЦИАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИОЭТИКИ 323

  1. Биоэтика как социальный институт 323

  2. Биоэтика и права человека 335

  3. Биоэтика и безопасность развития биосферы 353

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 362

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Многовековой опыт развития философии убеждает, что проблема человека - вечная проблема философии, стержнем которой является поиск путей свободного развития личности, защита экзистенциальных прав человека, а в современных условиях биотехнологической революции - защита его биосоциальной целостности. Решение этого вопроса предполагает глубокое научно-теоретическое изучение проблемы человека с учетом естественнонаучных и философских представлений о его природе. Социально-этические проблемы изучения человека возникли как естественное следствие научно-технического и социального прогресса, как потребность защитить уникальную природу человека от агрессивного вторжения науки в его природу.

В эпоху биотехнологической революции в медицине социально-этические проблемы изучения человека сконцентрировались вокруг биоэтики. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности. Поэтому возвращение этики, защищающей саму жизнь, подобающего ей места в структуре философского знания - актуальная задача гуманизации общественной жизни. Все более очевидным становится справедливость высказывания И.Канта который считал, что философия в конечном счете нужна людям для того, чтобы ответить на вопрос: «Как жить?...», добавляя, «чтобы жить долго и при этом не болеть». Мысль И.Канта приобрела особую актуальность в условиях биотехнологического вторжения медицины в жизнь человека. В то же время кантовский вопрос «Как жить?» трансформировался в вопрос «Как защитить жизнь?».

Понятие биоэтики, введенное в обращение в последнюю четверть XX века, получило широкое распространение. Биоэтика стала не только разделом «этики науки», но и самобытным феноменом человеческой культуры. В связи с этим возник ряд вопросов. Что такое биоэтика и в чем специфика ее

4 проблематики? Почему биоэтика приобрела в наши дни такое значение, которое делает ее особой областью философского исследования? Каковы философские и естественнонаучные предпосылки формирования биоэтики? Как соотносятся «вечные» проблемы смысла жизни, добра и зла, смерти и бессмертия, и современные конкретные «биотехнологические» решения в сфере биоэтики? Ответы на эти и другие вопросы - задача данного исследования. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо раскрыть предмет философского исследования человека, рассмотреть его наиболее общую природу, включая его духовно - нравственную сущность. Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком.

Острота современного звучания этических проблем изучения человека, которые привели к формированию биоэтики определяется рядом факторов. Во-первых, бурное развитие новых биомедицинских технологий, в частности, включение генетики в процесс научно-технической революции и выдвижение биологии в лидеры естествознания вносит в жизнь человека, в его господство над природой и самим собой новый круг этических проблем, которые требуют широкого социально-философского анализа. Во-вторых, современная биомедицина не ограничивается теоретико-познавательными задачами, а становится одним из средств управления жизненными процессами человека, она становится способной не только лечить, но и управлять жизнью. Качественно изменяется сфера возможностей медицины, она получает возможность «давать» жизнь, «управлять» жизнью, «контролировать» смерть, то есть манипулировать процессами зарождения, протекания и окончания человеческой жизни. При этом новая медицина вступает в конфликт с традиционными ценностями. В-третьих, изменение духовной ситуации в

5 обществе, демократизация общественного сознания, в котором центральное

место занимает идея прав человека, привело к изменению меры

ответственности человека за жизнь. Возрастание морального плюрализма,

необходимость этического и правового контроля за экспериментальными

исследованиями, медикализация жизни, глобализация биоэтических проблем,

необходимость борьбы с возрождающимися евгеническими идеями - все это

делает актуальной задачу дальнейшей разработки социально-философских

проблем биоэтики.

Необходимо подчеркнуть, что первоначально в отечественной философии

проблемы биоэтики обсуждались в рамках более широкого исследовательского

направления - «этики науки», в контексте вопроса о социально - этической

ответственности ученого, о роли науки в решении «глобальных проблем

современности»1. При всей дискуссионности и противоречивости понятия

биоэтики все отчетливее просматривается определенная объективная основа,

специфическая «новая реальность», которая образует широкое проблемное

поле и составляет предмет специального перспективного исследования, в ходе

которого открывается возможность получить новую интегральную дисциплину.

Следует отметить отсутствие фундаментальных исследований по

теоретической биоэтике. В этой связи можно согласится с Б.Г.Юдиным в том,

«что подавляющую часть нынешнего потока литературы по биоэтике

составляют работы прикладного характера, в которых ставятся и обсуждаются

конкретные моральные проблемы, порождаемые прогрессом биотехнологии и

развитием медицинской практики. Что касается теоретической биоэтики, то ей

уделяется на много меньше внимания» . Сближение медицины и философии,

необходимость философского обеспечения развития биоэтики диктуется

объективной потребностью в ее теоретизации. «Однако, - как отмечает

Смирнов И.Н., - настоятельная потребность во всестороннем изучении

биоэтики, в философской рефлексии социальных истоков и гносеологических

1 Фролов И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М.,1986. С.10.

2 Юдин Б.Г. Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа/ЛЗопросы философии. 2003. №5.
С.180.

причин, порождающих новую социальную сферу, еще не реализована в должной мере»1. Тем более это важно тогда, когда биоэтика претендует стать «новым мировоззрением».

В отечественной философской литературе социально-этические проблемы познания человека активно исследуются исходя из представления о диалектической связи социального и биологического в природе человека. В целом сложилась концепция социальной сущности человека. Это обстоятельство предопределило гуманистический подход к исследованию проблемы человека. Движение мысли от сущности к существованию способствовало раскрытию гуманистического содержания социально-этических проблем, выявлению специфики российской модели биоэтики, наполнило новым содержанием категории жизни и смерти, смысла жизни, биосоциальной целостности человека.

Философские подходы к проблеме человека так или иначе интерпретируются в биоэтике и в философии медицины. Методологическая установка о социальной сущности человека должна быть в полной мере реализована в биоэтике и ее основных принципах. Можно сделать вывод, что различные философские подходы к биоэтике обусловлены различным пониманием сущности человека и зависят от осмысления человека в контексте природы, социума, культуры и духа.

Сегодня назрела необходимость именно в философском осмыслении духовно-нравственных проблем биоэтики. В современной литературе отмечается актуальность такого подхода: «Биоэтика как нравственная сфера медицинской науки и практики сегодня остро нуждается в философском осмыслении: мировоззренческой и аксиологической оценках биомедицины и новых медицинских «технологий» лечения людей. Специфика биоэтики в сопоставлении с более широкой областью - этикой науки - заключается в преимущественном внимании ее к тем граням науки и практической деятельности, которые сегодня претендуют на радикальное изменение природы

1 Смирнов И.Н. Философские измерения биоэтики//Вопросы философии. 1987. №12 .С.83.

7 человека или сторон его жизнедеятельности»1. Интерес к философии медицины

выразился в публикациях по биоэтике. А. П. Огурцов удачно назвал первый

этап становления биоэтики «моралью казусов». Биоэтика, выявляя предельные

случаи моральных коллизий, возникающих в практике врачевания, вводит эти

ситуации в орбиту общественного обсуждения. Обсуждение проблем донорства

органов, права на смерть, искусственного оплодотворения, клонирования,

транссексуальной хирургии, суррогатного материнства, эвтаназии,

насильственного врачевания приводит к развитию самого принципа гуманизма.

Биоэтика, возникнув в развитых странах, показывает что конкретный гуманизм

- это проблема. Проблема, которая нуждается в методологической,

аксиологической и философской проработке.

Одним из недостатков исследований по социально-этическим проблемам познания человека является незавершенность разработки целостной концепции биоэтики как системы знаний, формирующейся на стыке социального и биологического познания человека. Разработка и систематическое изложение, предельно общих, философских оснований решения проблем биоэтики является необходимым этапом исследования в этой области.

Основная цель диссертации заключается в исследовании путей создания социально-философской концепции биоэтики, в обосновании закономерного и необходимого характера взаимосвязи философии и биоэтики, плодотворности их союза в реализации актуальных мировоззренческих вопросов, имеющих принципиальное значение для познания жизни.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- исследование философских и естественнонаучных предпосылок формирования биоэтики; поиск ответа на вопрос о том, как соотносятся «вечные» проблемы смысла жизни, добра и зла, жизни и смерти, качества здоровья и современные конкретные «биотехнологические» решения в сфере биоэтики;

1 Хрусталев Ю. М. Этюды философских идей и мыслей. М., 1998. С. 263.

- исследование философских оснований биоэтики делающих возможным

становление биоэтики как новой формы практической философии и адекватного ответа на угрозы биотехнологического вторжения в природу человека;

исследование методологического значения концепции социальной сущности человека, открытой К. Марксом, для решения проблемы взаимодействия естественных и гуманитарных наук при изучении биоэтических проблем и формировании принципов биоэтики, в частности, принципа биосоциальной целостности человека.

уточнение статуса генетики человека как пограничной науки, возникающей на стыке биологического и гуманитарного познания и влияющей в этом качестве на формирование «нынешнего облика биоэтики» (А.А. Баев).

- поиск нового сущностного понимания взаимосвязи науки и
нравственности, свободы и ответственности, культуры и цивилизации, которое
могло бы быть положено человечеством в основу глобальной стратегии своего
развития.

В соответствии со сказанным выше объектом нашего исследования является взаимосвязь биоэтики и философии, а анализ философских оснований биоэтики и естественнонаучных предпосылок ее формирования образует предмет исследования.

Проблемы биоэтики существуют в определенном историческом контексте. Современный период мировой истории имеет глубоко переломный характер. Человечество переживает глубочайшую драму своего существования. Кризис цивилизации, связанный с изменением человеческого бытия в биотехнологическом обществе, является, в конечном счете, кризисом человеческого существования. О вступлении человечества в критическую стадию своего развития можно говорить по нескольким причинам.

Во-первых, творческие силы человека, пробудившие научно-техническую революцию, породили веру в неограниченный прогресс человеческой цивилизации, в его потенциальное бессмертие. В тоже время

возникла опасность тотального самоуничтожения человечества в результате

термоядерной войны или атаки генномодифицированного вируса. Созданная человеком гигантская техносфера ставит под вопрос его способность принимать ответственные решения и контролировать их последствия. Под вопросом оказываются традиционные способы понимания внешней реальности и самого человека, а также наше понимание науки и фундаментальных этических ценностей. В этом плане Эрих Фромм сравнивал современную цивилизацию с «Вавилонской башней», которая уже начинает рушиться и под развалинами которой, в конце концов «может погибнуть всё и вся»1.

Во-вторых, в последней четверти XX века появились новые биомедицинские технологии, которые принципиально изменили реальность нашей жизни, реальность физического и нравственного бытия человека. Эти технологии уже сейчас позволяют вторгаться в глубинные процессы человеческой жизни, изменять геном человека, управлять механизмом размножения и процессами умирания, трансплантировать органы и ткани, изъятые из тел умерших людей. Возникает беспрецедентная ситуация, когда человеческая жизнь может стать и уже становится объектом различных биомедицинских манипуляций, включая размножение в пробирке, суррогатное материнство, создание искусственного мозга, донорство, куплю-продажу, т.е. коммерческое использование человеческих органов и тканей. Происходит глобализация биомедицинских проблем, решение которых затрагивает интересы всего человечества, имеется ввиду, в частности, клонирование человека. Моральные коллизии и социальные последствия появления генетически идентичных человеческих копий трудно предсказуемы. Академик РАМН Ю.М.Лопухин отмечает: «Одним из важнейших итогов прошедшего XX столетия является осознание мировым сообществом потенциальной опасности необоснованного внедрения новых достижений биологии в практическую медицину. В конце века в силу ряда причин страх перед атомной бомбой сменился страхом перед «бомбой» медико-биологической. Гарантии

1 Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990. С. 209.

10 безопасности человечества нынешнее поколение видит в первую очередь в

создании морально-этических барьеров, подкрепленных правовыми актами,

которые в настоящее время объединены собирательным понятием биоэтика или

биомедицинская этика»1.

Биоэтика возникла как ответ на биотехнологические вызовы в медицине.

Новые медицинские технологии поддержания жизни, её зарождения,

трансплантации органов вступили в конфликт с традиционными культурными

ценностями и по-новому поставили «вечные» социально-философские

проблемы - определения жизни и смерти, смысла жизни и качества здоровья,

взаимоотношения врача и пациента, медицины и общества, человека и

природы. К этим проблемам существует разное отношение и по-разному

понимается роль философии. Однако вряд ли можно согласится с

существующим мнением о том, что философия сегодня если и имеет право на

существование, то только как некая интеллектуальная игра, как наслаждение от

тасования концептуальных конструкций. Такого рода философствование, не

связанное с решением каких-либо серьёзных проблем, предполагает

ироническое отношение ко всему на свете. Как нам представляется,

ироническое самоустранение от решения мировоззренческих,

смысложизненных проблем биоэтики было бы величайшей

безответственностью. Игнорирование философии, недооценка этики и права,

принципа святости человеческой жизни, инструментальное отношение к

человеку особенно в медицине может привести к трагическим последствиям и

преступлениям против человечества. Так, в 1947 г. на Нюрнбергском процессе

мир узнал о чудовищных опытах, планомерно проводившихся на живых людях

в нацистских концлагерях представителями самой гуманной профессии.

Важным достижением в моральном опыте человечества стал «Нюрнбергский

кодекс», закрепивший основополагающее требование биоэтики - уважение

автономии личности, запрет на любое вмешательство без добровольного

согласия испытуемого.

1 Лопухин Ю.М. Биоэтика и современная медицина// Врач. 2001. № 10. С. 6.

В период биотехнологической революции всё большее значение приобретает поиск новых «биоэтических» постановок и решений традиционных философских проблем, а не простое «клональное» повторение давно открытых истин, какое бы важное содержание они не имели.

Господство технократического мышления порождает сциентистские представления о возможности безграничного манипулирования человеком посредством изменения либо его социальных условий, либо его биологической природы. Опыт истории показывает, что сциентистски ориентированное мировоззрение неизбежно порождает трудно распознаваемые вне философской культуры диалектического мышления призраки и мифы в виде «казарменного коммунизма», «призрака евгенизма», идеи создания «сверхчеловеческого» человека. Проблемы, порождаемые современным биотехнологическим этапом развития цивилизации, имеют важнейшее философское и ценностно-мировоззренческое значение. Эти смысложизненные проблемы не могут , возникнуть в недрах спекулятивной философии или сциентизма. Они возникают под «давлением» современного естествознания - биологии, генной инженерии, биомедицины. Это своеобразный «вызов» современной философии, человеческому разуму, тем более что эти вопросы нельзя решить в рамках частонаучного знания, отдельной религии или медицины.

Совершенно очевидно, что новое тысячелетие будет кризисным для человеческого существования и соответственно насыщенным философскими вопросами и нравственными конфликтами. В такую эпоху говорят о «звёздном часе» философии, так как это время глубокого осознания человеком самого себя, своего места в мире и перспектив своего развития. Человек приходит к осознанию необходимости решающегося выбора между добром и злом, абсурдом и разумом, бытием и небытием, смертью и бессмертием. Современный период мировой истории требуют нового сущностного понимания взаимосвязи науки и нравственности, свободы и ответственности, культуры и цивилизации, которое могло бы быть положено человечеством в

12 основу глобальной стратегии своего развития, обеспечивающего не просто выживание, а действительное бессмертие человеческого рода.

Уникальность современной эпохи состоит в том, что глобальные кризисные явления и биотехнологическое вторжение человека «в жизнь» сделали чрезвычайно острыми традиционные, всегда казавшиеся «скучными» академические философские проблемы. Биомедицинские технологии ставят под угрозу одно из важнейших достижений современной культуры -уникальность личности, её право на свободу и автономию. Вопросы о природе человеческого существа, о сущности и смысле его жизни, о человеческом достоинстве и экзистенциальных правах становятся коренными вопросами выживания цивилизации. В самом деле, чтобы понять исторические перспективы человека, его возможности глубокой экспансии в космос, необходимо знать какова действительная природа человека, его духовно — нравственный потенциал, знать «чужд» человек этому миру или онтологически - бесконечно «укоренён» в нём.

Философия как сфера духовного освоения мира имеет право на приоритет в оценке смысла революционных изменений в современном мире. Философия выступает как высшая форма рационального осознания человеком себя в мире, «открытая» для диалога со всеми отраслями знаний и со всей духовной культурой общества. Это даёт философии право переоценки ценностей. Отсюда чрезвычайно велика ответственность философии в осмыслении эпохи, в выработке адекватной формы нового типа мышления и поиска нового типа цивилизации.

Биомедицинские технологии начинают вторгаться в такие сферы культуры, где решаются вечные вопросы о смысле жизни, об отношении к смерти и бессмертию. Биоэтика по новому высвечивает «биополевые» контуры классических философских проблем - соотношения духовного и физического, конечного и бесконечного, социального и биологического в человеке. Невозможно представить духовно-нравственную жизнь современного человека без попыток самостоятельного решения этих вопросов, как нельзя представить

13 современную философию, пытающуюся понять тайну жизни, роль жизни во

вселенной без сотрудничества с генетикой, биологией, медициной. Сегодня уже нельзя серьёзно обсуждать проблему человека, игнорируя данные генетики, результаты исследовательской программы «Геном человека». Вне естественнонаучных и биомедицинских исследований, вне феномена биоэтики проблема человека будет выглядеть абстрактно и даже архаично.

Особенность философских проблем биоэтики состоит в том, что они не имеют догматического характера и в этом плане однозначных, пригодных на все времена решений. Особый смысл биоэтики как явления человеческой культуры, имеющей глубинные философско-экзистенциальные корни, состоит в её диалогичности, предполагающей активную духовную позицию личности, фундамент которого был заложен в сократовском постулате "знание и добродетель неразрывны".

Биоэтика первоначально возникает как раздел этики науки, т.е. как социально-этическая и гуманистическая проблематика научного познания, однако со временем, интегрируясь с философией, из функции науки превращается в самостоятельную область исследования. Изучая взаимосвязь философии и биоэтики, нельзя не упомянуть вопрос о сущности философии, о культуротворческом смысле философского исследования. Основное предназначение философии - синтезировать знания о человеке для его жизнедеятельности. Биоэтика в этом плане выступает как специфическая форма синтеза знаний о человеке, продолжая традиции философии и медицины и в то же время отличаясь от классической метафизики тем, что это происходит в условиях глобального кризиса цивилизации, появления новых биомедицинских технологий. Всё это требует от философии определённой концептуальное, исходящей от самой жизни.

Теперь уже видно, что второе тысячелетие завершилось формированием в сфере научного познания особой пограничной системы знаний. Возникновение биоэтики и её социокультурная значимость сопоставима с появлением гиппократовской модели медицины и философии как нового

14 способа рационально-теоретического мышления. Биоэтика выражает

изначальное взаимное тяготение и дополнительность философии и медицины.

В таком историческом контексте биоэтику можно рассматривать как новую

форму практической философии, а в условиях агрессивного вторжения

биомедицинских технологий в природу человека, биоэтика начинает выступать

как философия жизни и человеческого достоинства.

Биоэтика, будучи в ценностно-мировоззренческом плане философией жизни, в социальном измерении выступает как особая форма синтеза знаний в этико-правовом пространстве жизнедеятельности человека, осваивающего революционные биотехнологии в медицине. Поэтому в литературе по данной теме встречаются две тенденции в трактовке биоэтики. С одной стороны, существует тенденция к сужению данного понятия и связана она с тем, что биоэтика сводится к узко понимаемой профессиональной медицинской этике. Логика расширительного толкования связана с тем, что биоэтика понимается не просто как этика жизни, лежащая в основе медицинской этики, а как практическая философия жизни. Биоэтика не претендует, как в своё время евгеника, стать религией будущего, но даже если станет таковой, то будет отличаться от традиционной религии тем, что она будет заниматься не спасением души - что является её целью, а спасением и защитой жизни. Цель биоэтики - сохранение и исцеление жизни, возвышение её духа. Человеческий смысл философии и сверхзадача биоэтики совпадают. Философия и этика исторически взаимосвязаны. Этика всегда рассматривалась как практическая философия, как обоснование морального выбора и критерия нравственной оценки деятельности человека. Практическая философия в условиях, порождаемых современной биомедициной получает мощный импульс для своего развития в новой форме - в форме биоэтики.

Процесс концептуального самоопределения биоэтики находится ещё в стадии становления, но контуры её просматриваются в сфере научной философии, способной соединить в себе диалектику, материализм и гуманизм. Концептуальный образ биоэтики определяется полярностью духовного и

15 материального в исследовании человеческой жизни, глубинным противоречием

социального и биологического в человеке и поиском адекватных способов их

разрешения. Духовно-нравственные проблемы биоэтики невозможно понять

без обращения к философии, а философское решение проблемы биоэтики

приобретает глубокую социально-духовную значимость. Это говорит о

закономерном росте социальной ценности философии.

Основной задачей исследования является выяснение мировоззренческой сущности социальных проблем биоэтики и как результат формирование биоэтики, её междисциплинарного статуса в качестве биосоциальной науки, в основе которой лежит диалектическое соотношение социального и биологического в человеке. Осмысление этих проблем ставит научную мысль перед необходимостью исследования в новой биотехнологической ситуации одного из основных вопросов философии - вопроса об отношении философии к жизни. Этот вопрос уже не является чисто гносеологическим, он приобретает онтологический статус и экзистенциальное значение. Рассмотрение этих вопросов послужит более глубокому пониманию ценностно-мировоззренческой духовной природы философии, её универсальной способности аккумулировать в себе высшие ценности, открывать перед человеком высшую реальность, в которой его жизнь не есть средство, а цель.

В итоге отметим, что важнейшим направлением развития биоэтики является решение глобальной задачи современной цивилизации - создание новой парадигмы, нового типа биоэтического мышления, который изменит представления о реальности и человеческой природе, перебросит мост между современной наукой и древней мудростью, сможет примирить западный прагматизм с восточной духовностью, философию с жизнью. Таким образом, познание великого чуда жизни, осмысление космического масштаба жизни и ответственности за нее, проникновение в тайну стратегии жизни, попытка собственно человеческого измерения жизни, требует от мыслящего человека не только большой интеллектуальной инициативы, особенно в поисках новых социальных форм ее защиты, но и трепетного, как отмечал А. Швейцер,

благоговения перед жизнью, что и находит сегодня наиболее адекватное выражение в достаточно информативном термине биоэтика.

Проблемы биоэтики неисчерпаемы. Поэтому следует обратить внимание на постановку цели исследования. Исследуется взаимосвязь философии и биоэтики, т.е. философско-мировоззренческие проблемы биоэтики, проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Достижение поставленной цели предполагает преодоление крайностей биологизаторства и социологизаторства, натурфилософских и позитивистких тенденций ярко выраженных, в частности, в евгенизме, манипуляторском подходе к человеку. Преодолевая рассматриваемые крайности, философия позволяет проникнуть в объективную логику взаимосвязи биологического и социального в человеке и тем самым раскрыть их истинное соотношение в природе человека.

Философский анализ биоэтики имеет важное социально-этическое и юридическое значение для исследования этики науки, и требует регулярно проводить биоэтические мониторинги, которые позволяли бы выявлять приемлемые как для сообщества учёных, так и для социума нормы этического поведения при осуществлении таких биомедицинских манипуляций, как вмешательство в геном человека и на основе этого разрабатывать биоэтические кодексы, выраженные и в форме юридических нормативов. Всё это делает задачу дальнейшей разработки социально-этических, философско-мировоззренческих проблем биоэтики не только теоретически актуальной, но и практически значимой для современной науки о человеке.