Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ категории вероятности : Онтологический и гносеологический аспект Кащей, Николай Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кащей, Николай Александрович. Философский анализ категории вероятности : Онтологический и гносеологический аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ленинград. гос. пед. ин-т.- Ленинград, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-8/2090-0

Введение к работе

Актуальность теин исследования. необходимость ..нлосо„ского осмысления категории вероятности 11« иизываст сомнении и обусловливается то.і фундаментально:, ролью, которую нгряст данная категория в различных отраслях современной на^кп. Специальные л:досоіскиє работа, псследу^жде вероятность, в наиеи литераторе появились в осноьноы в последние три десятилетня. Проведении.! анализ в значительно.: степени способствовав разработке и обогащению концепции детерминизма, выяснению философских основании вероятности в рамках статистически:: захзлемерлосто::. Важную роль при этой сыграло обращение к категориям возможности и действительности, необходимости и с.дчал-ности, а при рассмотрении ^илосодских вопросов квантово;'; теории природа вероятности стала рассматриваться в ранках дихотомии детерминизма и индетерминизма. В ото;'; связи представляется, что выяснение суцностп вероятности не сводится к рассмотрению ее отношении к отдельным категориш.1 диалектики и предполагает ала-лнз данной категории в системе понятии материалистической диалектики.

возрастание значимости вероятностных представлен;:.: велет г. необходимости дальне,л.е,. разработки id: іплосеісно-нотелслсги-чеекпх основан;:.:, тем более, как свидетельствуют cOBt.i:;s;;;a:3 дискуссии по логине, методологии и , ллосолін науки, вероятность до сих пор во .'.'логом остается омпнрнческс: категорией л проблема теоретической, и з особенности і:'л;лосоіскон, ее іііітергірета-цпи является открыто:;, сто обусловливается трє:.:л і;актора:.:;:: во-пеив.чх, "окіпанснек" вероятности в самце разнообразнее области научного знания, включал ;сак науші о нежгивон, так и о ллвой природе и осдоство; во-»тарнх, происходит возрастание знания о вероятности, ее хаизствепно-содегдлтелыгих особенностях, нал::-чпе широкого спектра з ее определении; в-третыгх, развивается процесс интеграции знания о ііоргладьшгх аспекта:: вероятности, которые носят сегодня весьма сло.лшді и абстрактных характер.

ііселельно широкое на разных уровнял и в разике отраслях знания обсуждение в надел и зарубежно;": литературе їєнсмепа вероятности говорит о то:.:, что ее необходимо рассматривать как целостную категорию. їс.дно согласиться с С.'.І.Кекраласом, что вероятность з самом шігоком сиыеле есть математическая судно ст/Ъ, но существует л некоторое общенаучное понятие вероятности. Сп-

4 ределить вероятность как общенаучное понятие, как наг.; представляется, возможно лишь в рамках философского анализа, представив ее как целостную категорию, которая несводима ни к одному из ее отдельных экспликатов, и обосновав единство двух ее предельно широких аспектов - онтологического и гносеологического.

Онтологическая точка зрения на вероятность связана с ее статистическим определением как некоторой диспозиции. Серьезные разногласия в современной методологии науки и философской литературе по поводу характера этой диспозиции, ее взаимоотношении со статистической вероятностью, а также интерпретация вероятностей в квантовой механике, поиск адекватного выражения, которой протекал в рамках феноменализма, теоретического операцпона-лпзма и научного рационализма, требуют анализа методологических перспектив, которые открывает онтологический подход.

Становление вероятности как гносеологической категории связано с философским обоснованием вероятности как мери ии^ошыь-ного знания /незнания/. 3 настоящее время делаются попытки в рамках гносеологического подхода охватить два вида неопределенности /объективную и субъективную/. При реаенші этой задач;: об-нару,;сивается, что гносеологігаескші подход к вероятности содержит логическую и психологическую компонента, а ее понимание как логического отношения и как степени личной уверенности индивида в наступлении какого-либо события тесно связано с эпистемологией научного знания. Но поскольку возникает возыожость объединения этих аспектов и рассмотрения их в рамках единого ансамбля, то возникает проблема, каким образом соединение логической и субъективной вероятности в гносеологическом аспекте дает возможность получить объективное знание.

Актуальны;! характер философского анализа категории вероятности обусловливается такке тем, что данная категория вьшолняет ваишую методологическую функцию инструмента исследования, которая в значительной степени зависит от ее общефилософского истолкования, выяснения реальногс-содергання теоретико-вероятностных понятии.

Степень разработанности проб л е-ы ы. Пристальное внимание к категории вероятности стало проявляться у философов и мєтодологое науки после того, как Р. фон !.!изес, Г. Реіїхенбах и Р.Карнап вдвинули свои концепции вероятности и индуктивной логики. Критически;'; анализ мнзесовского,

реііхепбаховского и карнаповского подходов способствовали быстрому развитию вероятностных идей и позволили устранить некоторое присущие им философ ские и логико-методологические недостатки. Дальнейшее развитие категории вероятности протекает з рамках доктрин критического рационализма и постпозитивизма как полемика мегду эволгангонным /диахроническим/ антииндуктивистским направлением, с одной стороны, и структурой, формально-логическим - с друго.'.. Це лід; ряд работ с позиций научной методологии и гносеологии диалектического материализма, способствовали преодолении противопоставления днахронизма и синхронизма, анти-индуктивизма и нндуктнвнэма. За/шеЛшими среди ir.zr. являится работы БудбаевоЛ СП., Костака З.іі., Ллхтен^ельда Б.Л., Ненрапаса 1.11., Пятншдша Б.Н., Ракнтова А. Я., Рузавина Г. К., Светлова З.А., Смирнова Л.3., Уемова А.И.

С проникновение!", вероятностных методов-в различные отрасли науки и общественной практики анализ вероятности концентрируется вокруг двух полисов:

ведутся интенсивные исследования гаосеолопгческого и ло-гнко-методологлческого аспектов категории вероятности;

зе;;етсл поиск онтологического референта вероятности ;; Еііявляется рель последнее в :ормировакп;: прпнанпоз современного детерминизма.

Разработке первого направления существенно способствовали исследования Будбаево.. СП., Геворкяна Г.А., Зрунова L.A., Костяка 3. Л., Ь'екрашаса Э.Н., Лятнпцша Е.ІІ., Рузавика Г. П., Свет-лоза З.А., Смирнова Л.2.; второго - работа Готта З.С., Кравца А.С, лупцова З.Л., Огородникова З.П., Ланченко А.Л., Рузавина Г.Л., Сачкова І0.А., Степаніїдева А.*-., Титова СП. Среди зару-Оо..ліі-j: авторов, последующих указанные направления, следует отметить раооты 3.Амстердамского, І.І.Еунге, ЛДІїспра, Г.Лгиберга, Р.Нарнапа, Д.Леллора, К.Поппера, Т.Сеттла, Л.Лакинга, Л.Линтпк-кп, В.Лтегмдллера.

Вместо с тем остается серьезно.; проблемой разработка Скило-со.ского понимания вероятности і:ак целостной категории, недостаточна (iii[it;^'Vii-n.'i Т(ііі,;',і:ііция (лнпнтня ос.|101'.|1Ы:< коицопцип указанно.: категории, требует уточнения место вероятности в системе категории материалистическое диалектики.

Цели и задачи исследования. Лель дпе-сс: ч'.'циюццого нсследопанпл состоит п том, чтобы провести анализ

вероятности как целостно;; категории и обосновать единство двух предельно широких ее аспектов - онтологического и гносеологического.

Для осуиестЕлеиил это.! цели ставятся следупцне задачи:

выяснить генезис, философские основания и тенденцию развития основных концепций вероятности и дать им дналектпко-мате-риалистическую оценку;

определить иесто категории вероятности в системе категорій материалистической диалектики;

раскрыть онтологический и гносеологическиіі характер вероятности и определить в какой степени правомочны устремления к исключительности только онтологического или только гносеологического подхода;

обосновать единство онтологического и гносеологического аспектоз исследуемой категории.

Методологической о с н о в о іі исследования являются фундаментальные положения материалистической диалектики о единстве логики, диалектики и теории познания, о диалектике исторического и логического, о философской обусловленности научного познания, положения современного ово-л:хаюнлзма, принципы системности и синергетики. В диссертации использованы материалы современной методологии науки, индуктивной и вероятностной логики, современного естествознания и психологии.

Результаты исследования, выносимые на зашиту. В процессе исследования были получены следулвде результаты:

  1. Показано, что в исторически существующих концепциях вероятности последняя часто односторонне трактуется либо только как онтологическая, либо только как гносеологическая категория. Диалектнко-цатериалистический анализ категории вероятности позволил представить ее как единство онтологического и гносеологического аспектов. Liwm ьияшиліа тенденция ее шішпкіи с о'олио широких онтологических и иниотимшшгпчиских позиции, что способствует переосмыслению места и роли ее основных аспектов. Трудности, которые обнаружились в процессе анализа были решены посредством более широкого взгляда на проблему объективности вероятности, что позволило интегрировать со основные концепции.

  2. Обосновано, что исследование категории вероятности не

!.!o:;:st ограничиваться дистинкцией эмпирического и теоретического уровнел. познания, а предполагает анализ на философском уровне. Философский анализ вероятности позволил рассмотреть ее как одну из форі.; проявления закономерных связей еєідєй и явлений материального мира,обусловленных сущностью и многообразие:.? связен предмета, явления с другими предметами и явлениями, изменчивостью этих связей. Вероятность была определена как мера от-нокеннл и тенденций развития предаетов и явлений, мера познания истины, сухости, тесно связанная с полярныш категориями диалектики а выступаюцея как степень необходимости и мера воы.:оп-ности и действительности, как вероятностная характеристика особенного в диалектике единичного и обцего, как мера проявления суіцности. Категория вероятности вцраглет новый тип причкшост-но.: детерминации, основой которого являются структурная сложность материи, наличие качественно различных связей и закономерностей на различных структурных уровнях организации материи, некзолпрованность материальных систем, их существенная связь со средо;і. Зхо;.%цение категории вероятности з круг принципов построения различных научных теорий выступает как основание формирования определенного стиля мышления, так называемого вероятностного стиля ыккления, и при этом обогащается содержание основных категории диалектик» таким образом, что они оказывается взаимосвязанным!; и субординированными с категорией вероятности.

  1. Показано, что категория вероятности не мо:::ет рассматриваться только как онтологическая категория, поскольку познание объективных вероятностей требует постулирования субъективных вероятностен, и, что в рамк&х индуктивной логики байесовского направления устанавливается взаимосвязь обозначенных аспектов.

  2. Обосновано, что единство онтологического и гносеологического аспектов категории вероятности является генетическим единством, которое сло;;:илось в процессе эволюции аівои природы. Основанием такого понимания является вероятностный характер: эволюции /в дарвиновском понимании/; взаимосвязи живой и неживой природы; единства психического и физиологического.

Научная новизна исследования. К элементам научно:! новизны диссертационного исследования относятся:

- рассмотрение генезиса категории вероятности с точки зрения внутренней логики ее саморазвития и классификация в связи с

этим основных подходов к определению ее содержания;

определение места категории вероятности з системе категорій материалистической диалектики;

обоснование диалектического единства онтологического и гносеологического аспектов категории вероятности.

Теоретическое и практическое значение работы. Положения, обоснозываеше в диссертации, имеют теоретическое и практическое значение, поскольку способствуют развитию философских представленій: о категории вероятности, ее содержании, месте и роли в современном научном знании. Выводы диссертационной работы могут быть использованы в , дальнейших философских исследованиях по проблеме вероятности и других категорий материалистической диалектики, исследованиях по проблемам логики и методологии науки, а такке специалистами конкретных наук, занимающимися изучением данной категории.

В практике научно-педагогической деятельности результаты проведенного исследования могут быть использованы при чтении также курсов философии как "Основные законы и категории диалектики", "Методы и (][ормы научного познания", "Немарксистская. ~илосо-фіія XX века", спецкурсов по логике и методологии научного поз- нания.

Апробация работы. Диссертация обсуадена на заседании кафедры философии ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена в сентябре 1990 г. Тезисы докладов "иировозэрение и вероятность истины и заблуждения", "Проблема предсказуемости исторического прогресса в терминах статистической вероятности", "Проблема взаимосвязи логическо:: и статистической вероятности" по материалам исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции "ХХУІІ съезд КПСС: мировоззрение и практика совершенствования социализма" /Петрозаводск, октябрь 1988 г./, на республиканской ме;:сву-зовской научной конференции "Притиворечия современного общественного' прогресса" /Гродно, декабрь 1989 г./, на научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в-науке" /Ленинград, май 1990 г./.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения "и списка литературы.