Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Яцевич Олег Борисович

Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма
<
Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яцевич Олег Борисович. Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Кемерово, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:04-9/501

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мистицизм как феномен духовной культуры

1. Характеристика основных мистических учений и их классификационный анализ 12 -37

2. Место и функции мистицизма в духовной культуре общества 38 - 67

Глава 2. Гносеологические и ментальные особенности мистицизма

1. Характер символического языка мистических учений 68 - 100

2. Ментальная специфика мистицизма 101 -121

Заключение 122 -126

Список литературы 127 -144

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране появилось множество работ, посвященных философскому осмыслению духовных, социокультурных, социально-исторических и других граней религиозной проблематики. В то же время, такое очень близкое к области религиозного явление как мистицизм до сих пор остается недостаточно исследованным в ряде аспектов. Между тем, известно, что мистицизм оказал значительное влияние на культурно-исторические традиции многих народов. Многие философско-мировоззренческие идеи мистических учений в трансформированном виде прослеживаются в положениях мировых религий, смысловых структурах философских концепций и научных теорий, влиявших и влияющих на общую картину мира. В оболочке мистицизма неоднократно вызревали идеи, дававшие инициирующие импульсы значительным духовным и социальным движениям. Неоспорима значимость мистических воззрений и практик в культуре и образе жизни различных общественных групп в социально-историческом процессе.

Исследование мистицизма позволяет расширить наши представления о духовной составляющей бытия человека. Формирование духовности, адекватной потребностям современного человечества, является жизненно важной задачей, неразрешимой без осмысления феномена мистического, являющегося существенным компонентом духовной культуры. На современном этапе развития философских и научных знаний обнаруживается все более очевидная неадекватность односторонне-рациональных ориентации, в русле которых в течение многих десятилетий развивалась наша наука. Возникает острая необходимость в расширении, углублении, обогащении наших знаний, культуры в целом за счет привлечения вненаучных, внерациональных сфер осознания действительности, в том числе религиозной и мистической.

При анализе исторического опыта обнаруживается, что мистицизм неоднократно являлся значимым катализатором социальной динамики. Известно влияние мистических доктрин на мышление и образ действия видных реформаторов. Мистицизм играл важную роль как в реформировании, так и в порождении религий (мистический опыт -"просветление Будды" - явился началом новой религии, многие современные эклектико-синкретические религиозные культы возникли на основе различных мистических традиций). Тяготение культуры к различным разновидностям мистицизма, в особенности в кризисные эпохи, является известной закономерностью общественного развития. С этой точки зрения исследование мистицизма актуально как в плане углубления представлений о механизмах социальной динамики, так и в аспекте развития методологии социального управления, в особенности управления кризисными процессами.

Наконец, исследование мистицизма актуально и в антропологическом аспекте, поскольку дает возможность выявить многие еще не раскрытые потенциальные возможности и качества, заключенные в самой природе человека.

Степень разработанности проблемы. Феномен мистического в качестве особого объекта философского исследования начал привлекать к себе внимание в историко-философском плане примерно с середины ХГХ -начала XX века. Именно в этот период появляются работы Вильяма Джемса и Владимира Соловьева, посвященные исследованию различных аспектов мистического опыта, мистики и мистицизма. В частности, заслуживает внимания интерпретация В. Джемсом с позиций прагматизма аксиологической (смысложизненной) значимости мистического опыта и конституирования его равноценности в познавательном плане другим известным видам опыта. Следует отметить обоснование В. Соловьевым статуса мистицизма как одного из видов познания, причем наивысшего, наиболее совершенного по сравнению с другими, проведение дифференциации между мистикой и мистицизмом, а также рассмотрение

истории мистических учений. Осмыслению понятий мистика, мистицизм и мистический опыт уделяли внимание С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Лосский и другие русские философы.

К этому же времени относятся работы "эзотерических" авторов, принадлежащих к так называемой "неофициальной" науке - исследователей, авторитетных в неакадемических кругах и, как считается, владевших некими скрытыми для большинства знаниями. Это, прежде всего, Е. Блаватская, А. Безант, Р. Штайнер, Э. Леви, П. Пиобб и др. Работы данных авторов представляют собой достаточно эклектичные изложения оккультно-мистических идейных построений с привлечением положений из различных известных древних оккультных и мистических доктрин. Общий идейный тон их произведений ориентирован на создание некоего единого эзотерического учения, объединяющего на своей основе все религиозные, мистические и оккультные традиции.

К числу "эзотерических" авторов несколько более позднего периода следует отнести приверженцев течения "традиционализм", прежде всего -Р. Генона и Ю. Эволу. Кардинальным отличием их исследований от работ мыслителей, перечисленных выше, является отсутствие привлечения оккультных идей и критика присутствия таковых у других "эзотерических" авторов. Много внимания они уделяли изучению символического языка мистических доктрин.

Нельзя не отметить труды систематизирующего характера Ч.У. Гекерторна и М.П. Холла, являющиеся богатейшим энциклопедическим источником по сравнительному религиоведению, мистическому символизму, мистическим учениям и оккультизму.

В ходе исследования возникла необходимость изучения мистических элементов в менталитете, мифах и верованиях первобытных народов и народов древнейших цивилизаций, поскольку возникшие тогда формы "протомистицизма" - мистерии и шаманизм - значительно повлияли на содержание более поздних мистических учений. С этой целью были

6 привлечены работы М. Элиаде, Д. Фрэзера, Э. Тайлора, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Лосева, Э. Шюре, Д. Лауэнштайна, У. Баджа и др.

Существенным аспектом познания природы и особенностей мистицизма является осмысление мистических практик (техник), с помощью которых мистики достигают состояния мистического опыта. Этот аспект мистицизма представлен в работах ряда авторов, где описываются данные практики, а также различные формы самого мистического опыта: Вивекананды, Голмена, Ауробиндо Гхоша, Джемса, Дюмулена, Лайтмана, Макены, Махариши, Минделла, Норбу, Ошо, Радхакришнана, Рамачараки, Синнета, Стака, Судзуки, Уотса, Уолша, Шолема, др. В этом направлении можно отметить усилия и отечественных исследователей: Э.М. Каструбина, Ю.А. Кимелева, И.А. Ильина, В.В. Малявина, Л.П. Митрохина, Е.А. Торчинова, Э.С. Стуловой, П.В. Ушакова, С.С. Хоружего и др. Работы современных западных ученых: Р. Зенера, С. Каца, П. Мура, Ф. Олмонда, Р. Отто, Н. Смарта, Ф. Стаала, У. Стейса, Ф. Стренга, У. Уэнрайта, Г. Шоля, Р. Элвуда и других - являются серьезными обобщающими исследованиями по типологии и философии мистицизма.

Идейное содержание отдельных мистических учений рассматривается в исследованиях, опубликованных в различное время, авторами которых являются: С. Абенананда, Б. Геливер, В. Гараджа, Г. Глазенапп, Т. Григорьева, Б. Губман, П. Гуревич, Л. Жмудь, Е. Завадская, Ф. Зелинский, Н. Исаева, В. Костюченко, М. Ладыженский, А. Лукьянов, Г. Мебес, М. Холл, М. Мюллер, Э. Пуссе, Радхакришнан, Е. Рерих, Д. Странден, Ю. Шуцкий, Ф. Щербатской и др.

При выявлении специфики мистического символизма были использованы работы, а также привлечены идеи по проблеме символа следующих авторов: С. Аверинцев, П. Бицилли, А. Ветров, Г. Гегель, Р. Генон, А. Дугин, Э. Кассирер, И. Кант, X. Кэрлот, С. Лангер, А. Лосев, Ю. Лотман, В. Мантатов, Е. Мелетинский, Е. Панов, Ч. Пирс, П. Рикер, Ю. Романов, К. Свасьян, Ц. Тодоров, Л. Уваров, М. Шнайдер, У. Эко и др.

В целом можно отметить, что по проблеме мистицизма существует значительный объем исторической, философской, религиозно-философской, религиоведческой и другой литературы, в которой феномен мистического исследован с различных сторон.

Вместе с тем, к настоящему времени весьма слабо осмыслены (или вообще не исследованы) многие существенные аспекты мистицизма.

Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности философских представлений о категориально-понятийных, символических, функциональных характеристиках мистицизма, необходимых для раскрытия его целостного характера как особого, имманентного явления духовной культуры общества.

Объект исследования: духовные аспекты общественного бытия.

Предмет исследования: мистицизм как духовное явление в истории общества.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании характерологических особенностей духовной природы мистицизма.

Основными задачами работы, конкретизирующими ее цель, являются:

1. Исследование взаимосвязей понятий "мистическое", "религиозное",
"эзотерическое", "оккультное".

2. Анализ существующих вариантов классификации мистических
учений.

3. Исследование особенностей мистического символизма, специфики
символа как "выразителя" мистического опыта.

4. Выявление концептуальных особенностей ряда европейских и
восточных мистических учений - пифагорейства, герметизма, гностицизма,
неоплатонизма, исихазма, даосизма, йоги, веданты, тантризма, каббалы.

Методологическая основа исследования.

В качестве методологической основы использованы фундаментальные работы по исследованию мистицизма Р. Генона, В. Джемса, В. Соловьева, М. Холла, М. Элиаде.

Основными методами диссертационной работы являются: метод
классификации, сравнительно-исторический метод, элементы

диалектического метода и элементы системного подхода, а также общенаучные методы - анализ и синтез, концептуализация, индукция и дедукция.

Важнейшим категориальным средством исследования выступают категории рационального и иррационального, что позволило вычленить концептуальные основания мистических учений.

В качестве нормативной базы исследования использованы работы таких ученых, как П. Гуревич, Ю. Кимелев, Р. Отто, В. Поликарпов, В. Стейс, В. Уэнрайт.

Научную новизну работы составляют следующие положения,

выносимые на защиту:

1. Проанализированы классификации мистических учений, в качестве
методологического основания новой классификации использовано
представление об их практическом и теоретическом типах.

2. В ходе исследования содержаний понятий "мистическое",
"религиозное", "эзотерическое", "оккультное" определены их соотношения и
взаимосвязи друг с другом, а также смысловые границы данных понятий, что
позволяет определить мистическое учение как религиозно-философскую
доктрину, направленную на достижение контакта со сверхъестественным
и,
как предполагается мистиками, содержащую высшее, "абсолютное"
знание (эзотерическую информацию).

3. Конкретизировано содержание понятия "символ" через уточнение
его соотношения с понятиями "знак", "образ", "метафора", "аллегория",
"олицетворение", что позволило выявить качественную особенность,
присущую мистическому символу: трансцендентно-эмпирическую
интегративностъ
как принцип построения информационного содержания.
Эта особенность заключается в том, что в мистическом символизме все вещи,
события, процессы и т.д. "естественного", эмпирического уровня реальности

указывают на феномены, находящиеся на "сверхъестественном", трансцендентном уровне реальности.

4. Выделены характеристики ментальной специфики мистицизма:
иерархизм (имманентно присущая мистическим представлениям смысловая
градация по принципу "высшее - низшее"), признание ступенчатой градации
бытия от низшего к высшему и возможности перехода в развитии от низших
ступеней к высшим; полярность содержательных представлений о
принципах мироустройства и миропонимания ("активное - пассивное", "инь
- ян", "пуруша - пракрити" и т. д.); аналогия между уровнями бытия,
предполагающая возможность суждения о фактах мира невидимого на
основе фактов мира видимого (змея как символ Зла, небо как символ
духовного совершенства, дерево как символ космического устройства и т. д.).

5. Выделены основные функции мистицизма в культуре: когнитивно-
трансцендирующая
(ориентация на поиск духовно-практических средств
достижения контакта с запредельной реальностью); реформаторская
(заключается в стимулировании мистицизмом в кризисные эпохи социальной
активности, направленной на смену устаревших культурных норм и
традиций, обновление социальных структур); экуменическая
(стимулирование интегративных тенденций в религиозно-конфессиональной
сфере на основе фиксирования глубинного единства разнообразных
религий); инициирующая (характеризующая мистицизм как явление,
создающее основу для возникновения новых религиозных учений, новых
парадигм в науке, искусстве, политике и т. п.).

Теоретическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы расширяют представления об иррациональных формах духовного бытия человека. Результаты исследования духовной природы мистицизма могут содействовать развитию методологической базы исследований общественного сознания, обогащению содержательных представлений современной культурологии и философской антропологии. Тем самым

конкретизируется содержание важнейших понятий философии: бытия, сознания, познания, рационального и иррационального, человека. Кроме того, расширяются представления о методах познания как познавательных практиках с учетом значения иррационального.

Практическая значимость исследования.

На основании полученных результатов для студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности разработан курс "Философские идеи основных религиозно-мистических учений", изданы методические рекомендации и указания по указанному курсу.

Материалы исследования были использованы при разработке учебных тем курса философии для студентов Кемеровской государственной медицинской академии по разделам: "История философии", "Теория познания", "Философия культуры".

Материалы исследования могут быть использованы для разработки и углубления отдельных тем вузовских курсов философии, культурологии, религиоведения, а также специалистами, исследующими различные аспекты проблемы мистического и иррационального в познании.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на Всероссийской научной конференции "Первые Кузбасские философские чтения" (Кемерово, 2000), на Республиканской научно-практической конференции "Естественнонаучное, техническое образование и философская культура" (Екатеринбург, 2000), на межрегиональной научно-практической конференции "Православие и образование на рубеже веков" (Кемерово, 2000), на областной научной конференции "Молодые ученые - Кузбассу. Взгляд в 21 век" (Кемерово, 2002), на Международной научной конференции "Третьи Кузбасские философские чтения" (Кемерово, 2004).

Диссертационная работа в полном объеме обсуждалась на методологическом семинаре кафедры философии и политологии КемТИПП, а также на заседаниях кафедр философии КГМА и КузГТУ.

11 Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем диссертационного исследования составляет 144 страницы. Список литературы включает 317 наименований.

Характеристика основных мистических учений и их классификационный анализ

Исследование природы мистических учений и мистического опыта предполагает в качестве исходного шага выбор первичной смысловой основы понятий "мистицизм" и "мистика". В философском словаре им дается следующее определение: "религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы" (267, с.264). Отсюда следует, что мы имеем дело с определенного рода мировоззрением, называемым мистическим. Наиболее распространенное понимание мистического мировоззрения основывается на том, что последнее исходит из наличия в мире таинственных, сверхъестественных сил, воздействующих на человека. Предполагается, что с этими силами человек может вступить в определенные отношения через молитву, медитацию, внутреннее созерцание и так далее (198).

Для решения задач настоящей работы необходимо дать сжатую, концентрированную характеристику наиболее заметных и крупных мистических учений, на которые мы опирались при исследовании феномена мистицизма. Характеристика данных учений позволит выявить особенности заключенного в них мистического опыта, создаст необходимую основу для анализа и развития их типологии, позволит выявить и осмыслить их место и функции в духовной культуре, исследовать гносеологические и ментальные особенности мистицизма.

Начнем с наиболее древних мистических учений: шаманизма и мистерий. Заметим, что эти учения явились основой возникновения множества более поздних (неоплатонизм, гностицизм, каббала, герметизм, пифагорейство, тантризм и др.). Обозначим их как архаичные.

Шаманизм очень часто называют протомистицизмом или архаичным аналогом мистических учений. Как архаическая система верований он является особым историко-культурным явлением и выполняет в архаических культурах вполне определенные социальные и культурные функции. В различных исследованиях часто используется следующее определение шаманизма, данное Д. Шредером, последователем и оппонентом М. Элиаде: "Шаманизм — это установленная обществом и выраженная в определенной форме экстатическая связь людей с потусторонним миром, служащая интересам всего общества" (210, с.254).

Сущность шаманизма слагается из трех детерминант: мифологическая детерминанта, где мир представляется в виде трех зон (земля — небо — подземный мир), имеющих космический центр; медиумная детерминанта, где шаман реализует связь между этими зонами; ритуальная детерминанта — камлание, как средство осуществления этой связи. Сам же шаман, с точки зрения психологии, — это человек, испытавший кризис личности, прошедший процесс специального психического тренинга, в результате чего он достигает "необычного состояния сознания" и вырабатывает особый "способ восприятия реальности".

Деятельность шамана характеризуется выполнением трех функций: функций жреца, знахаря и колдуна. В психологическом плане шаман дает своим соплеменникам возможность "общения" с миром духов, якобы обитающих в небесной и подземной зонах Вселенной, в ходе сеанса медитации, создающего у участников ощущения путешествия в "иной" мир. Возникающие впечатления настолько сильны, что их невозможно передать словесным образом. Это приводит к тому, что трудно реконструировать логически сам процесс акции шамана, выразить его посредством рационального языка. Благодаря используемым в шаманском ритуале символическим средствам стирается граница между естественным и сверхъестественным миром. Шаманский ритуал представляет собой реализацию модели целостного мира, выработанной в рамках архаических культур. Именно такая модель мира позволяла древним коллективам ориентироваться в реальности и осуществлять свои жизненные функции.

Мистерия, прежде всего, - это религиозно-философский институт древних народов, цели которого - посвящение избранных в тайные знания. Термин "мистерия" происходит от греческого существительного, означающего "то, что предназначено только для посвященных" (163, с.28). Существительное, в свою очередь, происходит от греческого глагола, означающего "закрывать". О мистериальных ритуалах и учениях в настоящее время нет достаточно достоверных сведений, поскольку тайны мистерий, как правило, никогда не разглашались непосвященным.

По мнению большинства исследователей, мистерии существовали у всех древнейших народов, образовавших в далеком прошлом первые цивилизации. Следы мистерий многочисленны, и это, в первую очередь, храмы и святилища, где происходили посвящения: пирамиды и храмы Древнеиндейских и Древнеегипетской цивилизаций; многочисленные храмы в Индии, на территории Древнегреческой и Древнеримской цивилизаций; "странные" культовые, масштабные сооружения в Британии и Ирландии и другое.

Мистерия (Мистерии) в узком (строгом) смысле - тайное (мистическое) учение жрецов древних цивилизаций. Одной из важнейших особенностей этого учения были религиозные, праздничные действа, церемонии, в которых символическим образом отображались его некоторые идейные положения.

Мистерии как определенные действа происходили в строго определенный пограничный астрономический или природный период (весеннее или осеннее равноденствие, зимнее или летнее солнцестояние, полнолуние или новолуние). В той части, которая непосредственно связана с отображением в символизме некой тайной информации, исключая массовые праздничные гуляния, мистерии состояли из трех последовательно связанных в хронологическом плане событий: разыгрывание театрализованной сцены из конкретного мифологического сюжета во время всенародных празднеств или же в узком кругу посвященных лиц. Во всех мистериях разыгрывался один и тот же мифологических сюжет, который можно назвать сюжетом "возрождения": смерть какого-либо бога и его последующее воскрешение или его периодическое сошествие в подземный мир мертвых, ад и затем благополучное возвращение оттуда. Второе, обряд испытания избранного к посвящению (неофита) (следует различать посвящение и обряд испытания - зачастую под ними подразумевают одно и то же). В большинстве случаев он включал в себя испытание страхом от опасности четырех основных природных стихий - земли, воды, огня и воздуха, во-первых, и, во-вторых, испытания постом. Третье, непосредственно сам процесс посвящения в тайные знания в присутствии жрецов-посвященных, сопровождавшийся демонстрацией символов, означавших соответствующие положения учения. Как считают исследователи, участники тайных мистериальных обрядов переживали особый (мистический) вид религиозного опыта (295).

Необходимо отметить некоторую вариацию в общей схеме мистерий: учение мистерий имело два уровня посвящения - менее скрытое и более скрытое, поэтому мистерии делились на малые и большие, либо же в самой среде жрецов-посвященных присутствовало более узкое, секретное общество, обладавшее знанием второго, наивысшего уровня. Если верить одному из авторов "эзотерической" традиции Б. Геливеру, на воротах греческого храма мистерий Диониса висела надпись: "Посвященных немного, хотя многие несут жезл" (45, с. 14).

Место и функции мистицизма в духовной культуре общества

В данном разделе мы попытаемся, во-первых, исследовать духовную специфику мистицизма, обнаруживающуюся, в первую очередь, во взаимоотношении характеристик религиозного и мистического опытов, а также во взаимоотношении мистицизма с близкими, нередко отождествляющимися с ним феноменами. Во-вторых, кроме того, что специфика любого явления культуры обнаруживает его, делает заметным вообще, одновременно бесспорно и полагание непосредственной связи специфики (в данном случае духовной) этого явления с его функциональными особенностями. Следовательно, затем мы перейдем к изложению тех функций, которые, на наш взгляд, выполняет мистицизм в том, частью чего он является - то есть в самой культуре.

В наиболее общем виде, раскрытие специфики какого-либо объекта исследования начинается с выяснения содержания понятия, обозначающего данный объект. В предыдущем разделе мы уже коснулись понятий мистицизм и мистика - но ровно настолько, насколько этого было достаточно для внесения исходного принципа рассмотрения совокупности основных подходов к классификации мистических учений. Здесь же мы более углубленно подойдем к решению вышеназванной проблемы.

Как уже было отмечено, мистическое мировоззрение, мистицизм основывается на представлении о существовании сверхъестественных сил, с которыми человек может вступить в определенные отношения, способные привести к состоянию мистического опыта, направленному на непосредственное взаимодействие со сверхъестественным. Термин "мистическое", как правило, употребляется по отношению к чему-то загадочному, непонятному, необъяснимому, Существующие философские определения мистики трактуют это понятие в весьма широком спектре. В этом можно убедиться на примере того пристального внимания, которое уделяли мистике и мистицизму русские философы начала двадцатого века.

Так, например, С.Н. Булгаков определяет мистику как внутренний (мистический) опыт, который дает соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира. Возможность мистики предполагает наличие у человека особой способности непосредственного, сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения. Мистический опыт, по мнению Булгакова, имеет объективный характер, потому как предполагает выхождение субъекта из себя, за пределы "самости" (26).

Исследованием феномена мистики занимались также Н.А. Бердяев и Вл. Соловьев. Н.А. Бердяев выделяет два типа мистики: 1) духовный опыт; 2) умозрение, познание. В первом типе описывается драма между душой и Богом, восхождение индивидуальной души к Богу, а во втором типе описывается космическая драма, в которой человеческая драма также превращается в космическую. Н.А. Бердяев подчеркивает, что официальные представители христианства, как впрочем, и всех религий, всегда относились подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа. Столкновения между мистикой и теологией неизбежны и вечны. "Подлинная мистика и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с символами, как бы "откровение откровения", раскрытие реальностей за символами. Настоящие мистики были реалистами" (16, с.428).

Вл. Соловьев пишет о том, что кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные преимущественно с новыми божествами. Все, сюда относившееся, и называлось мистикой. Он отмечает, что в переносном словоупотреблении, мистика означает: совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на а) прорицательную к которой принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и б) деятельную, или оперативную, которая стремится производить различные действия. "Сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений" (268, с.287).

В другом смысле, как считал Соловьев, мистикой можно назвать особый род религиозно-философской последовательной деятельности, которая направлена на достижение возможности непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания -сущностью всего, или божеством. "Если такое общение признается самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом... являются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия. Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии - Упанишады. Теософические идеи, связанные с "умным деланием", были в XIV в. предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием, благодаря стараниям архиепископа фессалоникийского Григория Паламы. Вне христианства развивались в средние века два великих мистических движения - каббализм у евреев и суфизм у персов-мусульман" (Там же, с.288 - 290).

В другой работе Вл. Соловьев проводит следующие различия между мистикой и мистицизмом: "...следует строго различать мистику от мистицизма: первая есть прямое, непосредственное отношение нашего духа к трансцендентному миру, второй же есть рефлексия нашего ума на то отношение и образует особое направление в философии. Мистика и мистицизм также относятся друг к другу, как, например, эмпирия и эмпиризм" (230, т.2, с. 152). Мистика часто понимается как некий практический процесс. Например, как религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Абсолютом, хотя одновременно, впрочем, также и совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику (4, с.376). Или как духовный поиск скрытой истины или мудрости, целью которого является связь с Богом или священным (трансцендентным) началом (295, с.328).

Наконец, в "Краткой философской энциклопедии" дается обобщающее и краткое объяснение мистики: "... первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия, стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге - мистическое единение... Мистика встречается, начиная с древности, во всех достаточно высоких культурах в разных странах - в Египте, Китае, Индии, Греции; в Средней Азии существует в виде суфизма в исламе; в Европе и России развивается в виде христианской мистики". Отмечается также, что католическая теология определяет мистику как эмпирическое познание божественной благодати в человеке (123, с.271).

Характер символического языка мистических учений

Рассмотрение мистического символизма, являющегося существенным аспектом мистических учений, выяснение его логики и функциональных особенностей имеет большое значение для понимания философско-мировоззренческого содержания мистицизма. Раскрытие характера символического языка мистических учений, являющегося "выразителем" мистического опыта, подразумевает выполнение следующих задач: исследование характеристик символа, обусловливающих его существование; выявление тех характеристик символа, которые делают его подходящей формой для передачи "эзотерической информации"; раскрытие специфики мистической символики и функционирования мистического символизма.

Несмотря на то, что исследование природы символа имеет значительную историю, на данное время общепризнанной трактовки его не существует (227). Это обстоятельство указывает на сложность и неоднозначность символа как своеобразного явления культуры. Наполненный специфическими смысловыми содержаниями, символ, к примеру, в равной степени присутствует как в искусстве, так и в науке, обнаруживая, тем самым, свою "универсальную природу". Но если в науке символ выступает в качестве синонима знака, то в искусстве он универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой (4).

"Универсальная природа" символа в научной литературе часто проявляется в качестве его отождествления с близкими ему понятиями знака, аллегории, образа, метафоры и т.д. Поэтому исследование основных характеристик символа должно основываться как на установлении существующих связей между символом и этими понятиями, так и на выявлении его специфических особенностей по отношению к ним.

Действенной, в этом смысле, является попытка К. Свасьяна определения символа, исходя из понимания его как единства формы и содержания (218). В ходе сопоставления символа и смежных категорий, привлечение данного подхода будет полезно для дальнейшего обозначения собственной трактовки решения данной проблемы, и, соответственно, последующего рассмотрения специфических особенностей мистического символа.

Как представляется, основная идея данного подхода основывается на справедливо замеченной специфической черте символа - его нередуцируемости (Там же). Это выражается в том, что символ никогда невозможно однозначно и точно объяснить. К. Свасьян отмечает, что символ культурно выявлен в многообразии своих частных спецификаций, как то: образ, знак, понятие и т.д. Однако если частные его проявления известны и понятны, то общая его природа остается невыясненной до конца. Каждое проявление символа высвечивает его особенным образом, но демонстрирует собственно в определенном смысле одно и то же. Вот это "одно и то же" и есть символ в чистом виде, "...взятый в аспекте своей неразложимой цельности и равный себе во всяком частном проявлении" (Там же, с.90). Естественно, что ни одно из этих проявлений (спецификаций) не раскрывает его полностью, следовательно, символ не сводим ни к одному из них. Проявления эти - суть "символические формы" ни в отдельности, ни в сумме они не исчерпывают сам символ. "Символ тождествен и различен со своими формами; в аспекте тождественности он есть форма, в аспекте различия он есть нечто большее, превышающее форму, ускользающее от нее" (Там же, с.91). Таким образом, проблема символа понимается как проблема формы плюс "нечто большее". Однако взаимосвязь воспринимается здесь не механичной, а органичной. "Символ" как существительное происходит от древнегреческого глагола "сюмбалло" - сталкиваю или соединяю вместе. Отсюда: "символ есть сталкивание формы и содержания, их диалектическое взаимоотрицание и взаимопереход, дающий в итоге высшее единство" (Там же). "Форма", "частное проявление", "спецификация символа" - это символическая форма. "Содержание", "нечто большее" - это символ. О символе известно только то, что он есть тот "нередуцируемый остаток", который остается после выявления символической формы. Следовательно, определить символ можно лишь исключая то, что является признаками символической формы, одновременно выявляя этот "нередуцируемый остаток".

Одна из символических форм обнаруживает себя в знаке. И поскольку знак столь же универсальное явление, как и символ, их взаимоотношениям стоит уделить особое внимание.

Символ и знак. Синонимизация знака и символа. Если учитывать этимологию слова "символ" (как древнегреческое существительное - "знак", "примета"), то она, в какой-то степени, может быть оправдана. Так неокантианец Эрнест Кассирер в своем знаменитом трехтомном труде "Философия символических форм" производит феноменологический анализ различных "культурно-символических миров" - мифа, языка, науки, религии и искусства - как форм внешней манифестации и самопознания человеческого духа. Эти "культурно-символические миры", по его мнению, являются "символическими формами" освоения человеком окружающего мира, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос (269). Делая вывод о том, что человек -есть "животное символическое", Кассирер предельно расширяет понятие "символ". Однако в своем исследовании и градации символических форм он не уделяет достаточного внимания возможности размежевания знака и символа. Постулируя в качестве одной из сущностных функций "символической формы" "установление системы знаков" и "употребление этих знаков как постоянных представителей предметов" (55, с.134), он определяет символическую форму фактически как некое вместилище знаков, конституирующее их структуру и функционирование.

В другом случае наблюдается выстраивание взаимоотношений символа и знака по принципу "общее-особенное". И если еще Аристотель, например, выбирал в качестве "общего" символ, подразделяя символы на (условные) "имена" и (естественные) "знаки" (248), то Ч.С. Пирс - основатель прагматизма, занимавшийся проблемами семантики, проявил совершенно противоположную позицию, предложив следующую семантическую классификацию знаков, ставшую впоследствии классической:

1. Знак - икона (иконический знак) создается путем более или менее точного копирования реальных объектов или явлений, характеризуется естественным сходством с объектом - мысленный образ, рисунок, диаграмма и т.д.

2. Знак - индекс (знак - примета). Привлекает внимание к объекту посредством слепого импульса - сигнал, крик, след, дым от костра и т.д.

3. Знак - символ (символ) в отличие от двух других конвенционален, не обязан иметь ни малейшего сходства с тем предметом или явлением, которое он обозначает - математические знаки, слова, рассказ, книга и т.д. (288).

Понимание символа как одного из видов или типов знака встречается и у современных отечественных исследователей. Так, в работе Н.П. Катаевой символ тоже представлен как один из типов знака (106). Для выяснения связей между символом и знаком необходимо эксплицировать понятие "знак".

Ментальная специфика мистицизма

В данном разделе, в ходе интерпретации мистического символизма нам предстоит выделить характерные для мистицизма мыслительные образы действительности, способы организации мыслительного содержания.

Кроме результатов собственной интерпретации мы будем использовать и экзотерические данные - это либо результаты ранее проведенных исследователями интерпретаций, либо существующие в текстах и устных традициях мистических учений положения, доступные и открытые.

Рассмотрение ментальной специфики мистицизма наиболее удобно производить на основе привлечения сведений о мистериях, поскольку именно эти мистические учения, во-первых, содержат наиболее богатый интерпретационный материал, и, во-вторых, как мы увидим далее, являются своеобразным средоточием многих наиболее встречающихся в других мистических учениях идей.

В изучении мистерий символизм занимает особое место, при отсутствии достаточно достоверных экзотерических данных он является основным источником для раскрытия философского содержания данных мистических учений.

И еще одно предварительное замечание. В ходе интерпретации мистических символов, эзотерическим значением мы будем называть тот смысловой уровень, который максимально удален от материального порядка - с учетом раскрытых в предыдущем разделе специфических особенностей мистической символики. В таком же качестве мы будем приводить философские идеи мистических учений, которые в работах различных авторов характеризуются аналогичном образом.

В мистериях их идейные положения содержатся в качестве символических значений: мифологического сюжета; обряда испытания; символов как объектов; чисел и геометрических фигур. I. Мифологический сюжет.

Все мистерии происходили в строго определенный пограничным природным или астрономическим состоянием период (Весеннее или осеннее равноденствие, зимнее или летнее солнцестояние, полнолуние или новолуние). Во всех мистериях разыгрывался один и тот же мифологический сюжет: смерть какого-либо бога и его последующее воскрешение или его периодическое сошествие в подземный мир мертвых, ад и затем благополучное возвращение оттуда. Просматриваются, по крайней мере, три символических значения, содержащиеся в представленных сюжетных рамках: магическое; природно-сезонное; эзотерическое.

Магическое основывается на представлениях о соответствующей (магической) связи между воспроизведением в периодически повторяющихся ритуальных действиях, происходивших в далеком прошлом событий, - и продолжением хода жизни и истории (отсюда следует, что ритуальный обряд - инсценировка мифологического сюжета "возрождения" являлся необходимым условием сохранения существования человека и Вселенной).

Природно-сезонное - сюжет "возрождения" ассоциируется с поступательной сменой времен года: зимы, весны, лета и осени - то есть с тем, что непосредственно влечет за собой чередование кардинально отличающихся стадий существования природы и человека. Основывается на "циклическом" понимании исторического процесса и течения времени.

Эзотерическое - как представляется, было доступно (то есть, могло быть воспринятым) лишь посвященным "второго уровня" и наиболее абстрактным образом, оно подразумевает отображение перманентно актуальной взаимозависимости в противоборстве Добра и Зла, Истины и Лжи, Счастья и Несчастья, Жизни и Смерти, Идеала и Несовершенства, Света и Тьмы.

Тем самым, что для одних являлось необходимым условием существования, для вторых - прообразом смены стадий существования, то для третьих - символическим отображением вселенского устройства, основанного на взаимосвязи двух диаметрально противоположных качественных типов Бытия. Понятия, характеризующие первый из них: Добро, Истина, Счастье, Жизнь, Идеальное, Свет. Понятия, характеризующие второй, соответственно: Зло, Ложь (Обманчивость), Несчастье, Смерть, Несовершенство, Тьма.

Необходимо отметить, что обе группы противостоящих друг другу понятий, как результаты интерпретации мистического символизма, представляются, выводимыми на вербально-понятийном уровне, характеристиками двух противоположных типов бытия. Хотя необходимо учитывать, что сами эти понятия, в свою очередь, могут быть рассматриваемы как символы, и, соответственно, подвергнуты интерпретации, поскольку их смысловые содержания (значения как символов) зависят от личностного восприятия, а, с учетом этого, индивидуальны и ассоциации, связанные с типами бытия. Однако надо иметь в виду, что всегда возможна дифференциация значений, в зависимости от их тяготения к материальному или к духовному порядку. Характеристики же являются "общим ритмом".

При рассмотрении трех значений мифологического сюжета "возрождения", выстраивается иерархия пониманий ценностной потенции, которую несет в себе данный мифологический сюжет. "Магическое" отражается фразой: "Для того, чтобы существовать". Природно-сезонное: "Существуя, познавать". Эзотерическое: "Познав, жить, а не существовать". Под "существованием" следует понимать тот образ жизни, который складывается в соответствии с пониманием ее только как физического явления, то есть в соответствии с несовершенным ее пониманием. Следовательно, "жизнь" есть форма существования, складывающаяся в соответствии с пониманием жизни как не только и не столько физического явления, то есть в соответствии с ее полным, совершенным пониманием.

Таким образом, первое значение отождествляется со вторым типом Бытия, эзотерическое - с первым. Непосвященное большинство смысл и ценность Бытия видели в "существовании", посвященные "второго уровня" - в "жизни".

Понятия "существование", "тип Бытия", "жизнь", в данном случае, должны восприниматься именно в конкретно взятом контексте, то есть: "тип Бытия" - качественный тип осознанного наличествования; "жизнь" и "существование", учитывая вышеприведенные значения, - два качественно противоположных типа осознанного наличествования. "Образ жизни" же и "форма существования" - суть "тип Бытия".

Смерть бога непосвященными воспринималась как отсутствие "существования" (второго "типа Бытия"), посвященными "второго уровня" -отстутствие "жизни" (первого "типа Бытия").

2 .Обряд испытания. Вышеизложенное понимание эзотерического значения мифологического сюжета "возрождения" подтверждается и уточняется результатом интерпретации обряда испытания как мистического символа.

Обряд испытания состоял из двух частей. Во-первых, неофит подвергался опасностям (частью мнимым, частью реальным), исходящим от четырех природных стихий - земли, воды, огня и воздуха (то он должен был, к примеру, долгое время плыть под водой без возможности доступа к воздуху, то пройти между двумя стенами огня, то зависнуть, стоя на узкой тропинке над огромной пропастью). Во-вторых, определенное время (девять суток) он должен был находиться в совершенно изолированной пещере, помещении без малейшего света и соблюдать абсолютный пост (либо же его клали на некоторое время в гроб, имитировав смерть).

Все это происходило глубоко под землей (в пещерах, гротах, в подземных помещениях Храма), в то время как третья часть действ мистерий - посвящение происходило на поверхности, в торжественной обстановке, при ярком свете.

Похожие диссертации на Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма