Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-эпистемологические аспекты теории речевых актов Вайчук, Татьяна Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вайчук, Татьяна Викторовна. Философско-эпистемологические аспекты теории речевых актов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Москва, 2000.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/53-0

Введение к работе

Актуальность темы. Теория речевых актов, сложившаяся в рамках лингвистической философии, представляет собой исследование и структуризацию естественного языка с точки зрения его деятелыгостного понимания. Она развивалась в соответствии с аналитической традицией англоязычной мысли, а в 50-80 годы привлекла внимание выдающихся философов, логиков и лингвистов — Н.Хомского, У.Куайна, Дж.Остина, АТарского, Г.Грайса, М.Даммита, Д.Дэвидсона, У.Патнэма, С.Крипке, П.Стросона, Р.Монтегю и еще "добрый десяток других фигур первой величины" (Серль). Эта теория внесла существенный вклад в описание структуры и разнообразных функций языковых выражений, поэтому ее рассмотрение представляется весьма актуальным.

Исследование языка как правплосообразного и контекстно-значимого, характерное для теории речевых актов, позволяет обнаружить в нем аспекты, которые могут быть обозначены как философские: 1)понимание языка как посредника в социально-конвенциональном взаимодействии индивидов, т.е. коммуникативный аспект; 2)выявление связи между ментальными состояниями и речевыми практиками, т.е. когнктивно-интещгюпалънын аспект; 3)соотношение конвенционального и интенщюнального в языковых выражениях, 4)оригинальная трактовка значения, вытекающая из преимущественно прагматического подхода к языку.

Данное исследование опирается на анализ языка в концепциях четырех представителей аналитической философии — Л.Витгенштейна, Дж.Остина, П.Стросона и Дж.Серля. Идеи Л.Витгенштейна, казалось бы не имеющие

прямого отношение к теории речевых актов, повлияли на философию языка ь целом и в значительной степени сформировали теоретический фундамент теории речевых актов. В 1955 году Дж.Остин прочитал курс лекций под названием "How to Do Things with Words" ("Слово как действие"), в 1962 году они вышли книгой и это событие вызвало самый широкий резонанс в аналитическом сообществе. П.Стросон принял деятельное участие в обсуждении концепции Остина ("IirVention. and Convention in Spcch Acts" —"Намерение и конвенция в речевых актах"). Дж.Серль в 1969 году опубликовал монографию "Speech Acts: An Essays in the Philosophy of Language" ("Речевые акты: опыт философии языка"), выдержавшую 17 изданий к 1994 году и ставшую одной из классических книг аналитической философии. В последующие годы им был опубликован рад статей на эту тему: "A Taxonomy of Illocutionary Acts" — "Таксономия иллокутивных актов" (1975), "Indirect Speech Acts" — "Косвенные речевые акты" 11975), "A Classifications of Illocutionary Acts" — "Классификации иллокутивных актов" (1976) .

За последнее тридцатилетие, т.е. по сути с момента оформления в монографии Серля, эта теория привлекала внимание философов, специализирующихся в самых различных областях и относящих себя к самым разным традициям. Ее результаты использовали, например, М.Фуко ("Что такое автор?"), Ж.-Ф. Лиотар ("Состояние постмодерна"), Р.Г.Харре ("Varities of Realism. A Rationale for The Natural Sciences"—"Многообразие реализма: рационализация в естествознании"); достижения отмечались как маститым австрийским религиозным метафизиком, SJ, Э.Коретом ("Основы метафизики"), так и словенским философом С.Жижеком ("Возвышенный объект идеологии"). Можно найти точки соприкосновения между теорией речевых актов и рефлексией над языком Р.Барта

("Писатели и пишущие"), ЖДелеза ("Представление Захер-Мазоха. Холодное и жестокое"), ЖДерриды ("Страсти", "Кроме имени").

Методы теории иллокутивных актов были применены Р.Г.Харре к анализу научных дискурсов, Г.Латуром и С. Вулгаром — к научным и "журналистским". Представляется, что они могли бы быть использованы и в анализе разных типов политического дискурса. Существует, на наш взгляд, пока что не до конца ясная связь между теорией речевых актов и PR. В свете сказанного интерес к философским аспектам этой теории представляется оправданным.

Степень разработанности темы. Данная тема,
ориентированная на исследование философских аспектов
анализа естественного языка, не привлекала до сих пор
внимания отечественных философов, что, возможно,
объясняется ее междисциплинарным характером. Первое
упоминание о теории речевых актов принадлежит
В.В.Петрову в работе "Структуры и значения" (1967), затем
последовали исследования Р.И.Павилениса и А.Л.Блинова.
Обсуждению чисто лингвистических аспектов этой теории
посвящены работы Н. Д. Арутюновой, Е.В.Падучевой,
И.М.Кобозевой. Пожалуй, только философия

Л.Витгенштейна обсуждалась в русскоязычной литературе досгагочио основательно. Упомянем хотя бы некоторые публикации соотечественников: труды А.Ф.Грязнова, работы по философии языка и переводы Витгенштейна М.С.Козловой, статьи и книга о Витгенштейне З.А.Сокулер. В отечественной философской науке на сегодня нет исследований теории речевых актов. Такие работы по истории аналитической философии как «Философия и язык» М.С.Козловой (1972) "Англиийская буржуазная философия XX века" А.С.Богомолова (1973), "Очерки по философии США.ХХ век" Н.С.Юлиной (1999), не

рассматривают идей Дж.Остина и П.Стросона с точки зрения теории речевых актов. Не нашли пока что своего изложения и анализа на страницах философских публикаций и философско-лиигвистическне разработки Дж.Серля.

Оценочно-нормативный аспект языка был исследован в работах Г.Х.фон Вригта и А.А.Ивина. Однико их работы посвящены, главным образом, формализованным языкам, в меньшей степени — естественному языку. В связи с этим, представляется важным, выйдя за пределы чисто логического подхода, взглянуть на проблему ценностей с точки зрения эпистемологии.

Цели исследования. Основная цель диссертации заключается в рассмотрении теории речевых актов с точки зрения того, в какой мере она содействует выработке более глубокого и полного представления о структуре и функциях естественного языка, какой вклад вносит в философию и эпистемологию языка.

Основные задачи: 1)показать, каким образом теория речевых актов сформировалась в трудах Л.Витгенштейна, Дж.Остина, П.Стросона, Дж.Серля, 2)быявить содержание теории речевых актов и ее результаты, относящиеся к описанию структуры и функций языковых выражений, 3)расширить теорию речевых актов за счет описания оценочно-нормативного аспекта языка, 4)провести исследование языка этики с точки зрения расширенной интерпретации методологии теории речевых актов.

Методологическая основа диссертации. В работе были использованы как метод проблемного анализа, так и описательные методы исторической и проблемной реконструкции.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной литературе дан философско-эпистемологический анализ

лингвистической теории, существенно расширяющий наши представления о разнообразных функциях выражений естественного языка. Теория речевых актов дополнена анализом оценочно-нормативного употребления языка. Основные положения, выносимые на защиту

  1. Показано, каким образом сформировалась теория речевых актов. Ее истоки обнаруживаются в трудах позднего Витгенштейна ~ его концепции языковых игр. Раскрыта эпистемологическая связь между деятельностно-конвенциональным пониманием языка в теории Остина и его когнитивно-интенцнональной интерпретацией в работах Ссрля.

  2. Выявлены и сформулированы результаты теории речевых актов, расширяющие и углубляющие философские представления о структуре и функциях выражений естественного языка. Теория речевых актов показала, что языковые выражения носят 1)правилосообразный (Серлем введены 9 правил показателя иллокутивной функции и 12 значимых измерений для речевых актов), 2)контекстно-значимый (значение языковых выражений определяются контекстом их употребления); 3)интенциональный (языковые выражения необходимым образом связаны с направленностью на объект) характер.

  3. Вскрыта существенная ограниченность теории речевых актов, выразившаяся в трактовке описательной функции языка. Понягие репрезентатива, введенное Серлем для отображения описательной функции языка, не требует сопоставления утверждений с реальностью и, соответственно, понятия истины, которое заменяется на понятие ответственности говорящего за сообщение о некотором положении дел. В диссертации сделан вывод о том, что тест на истинность или ложность не является ни необходимым, ни достаточным условием для

отличения репрезентативов от других видов речевых актов.

  1. Показано, что в теории речевых актов отсутствует реконструкция оценочной функции языковых выражений. В случае оценок отношение между словом и миром является противоположным тому, каково оно в случае описаний: оценка требует приспособления реальности к слову, а не наоборот, при этом описание претендует на истинность, оценка - на эффективность.

  2. Сделан вывод о невозможности исследования языка этики в отсутствие категорий ценности и оценки. Однако если пытаться использовать в языке этики абсолютные оценки, то их обоснование оказывается невозможным.

Научно-практическая значимость работы. Материал и
общие выводы предлагаемой работы могут быть
использованы при дальнейшем теоретическом
исследовании философии языка; при изучении
аналитической традиции в истории философии, а также при
исследовании и изучении некоторых

общеметодологических вопросов гуманитарных наук. Для лингвистов небезынтересной может оказаться та часть диссертации, в которой выявляется связь между философией языка позднего Витгенштейна и теорией речевых актов.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в опубликованных и подготовленных к публикации работах автора, некоторые из них использовались в курсах лекций по истории философии, прочитанных автором в РГТУ и этике — в Колледже философии, теологии и истории им. Св.Фомы Акшшского.

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.