Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологический анализ антиномии "человек-язык" Кругляк, Юлия Вадимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кругляк, Юлия Вадимовна. Философско-методологический анализ антиномии "человек-язык" : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Саратов. ун-т.- Саратов, 1993.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/627-7

Введение к работе

Актуальность теш исследования. Один из яаиболе.. характерных признаков философ л и культуры Т' века - обращение к .эяомену яз^-ка как к атрибуту жизненного мира, как к сп9цифи-* ческому предмету и методу исследования. Выступая в качес ве наиболее общего и универсального модуса челояоческого бытия, , язык в современной культурно-исторической ситуации занял позиции объективирувщего условия и одновременно субъективируемого объекта познш„л. Выдвижение в эпицентр философской мысли языковой проблематики связано с существенными для современной философии темами: осознанием неполной прозрачнссти человека как объекта философствования, снятием жесткодетер-минированяых определений с понятия человеческой реальности, смещением акцентов с сознания человека на его бытие и движением от содержания и структуры сознания - к бытию "орчания, осмыслением фє омена языка как выражения .,апрозр?чности сознания.

Без рег-чшя вопросов о «"-ч, что домик рует в-культуре XX века - язык или человек, как соотносятся в плане саморв-изапии человеческая и лингвистическая реальность, является ли язык функцией человека или, наоборот, человек являэтся функцией языка, - невозможно остшслить всв сложность и многообразие ..оняткй, составляющих антиномии "человек - язык". Исследовательский интерес к этой проблеме вызвал также устремленностью современной философии к анализу предельных оснований смысла жи"чи, сущности человека, которые обнаруживаются и в ткани языковой реальности.

Исследование смыслового поля фунд^..еиталыого противоречия совремакной культуры в системо координат "человек - язык" позволяет рассмотреть механизм взаимодействия, взаимопроаик-новения человеческой и языковой реальности, осмыслить многогранную, противоречивую природу как человеческого, так п языкового феномена. " Стзпень разработанности проблемы. Анализируемая проблема находится на пересечении различных направлений философской,

ЛИНГВИСТИЧвСКОЙ, КуЛЬТурОЛОГИЧееКОЙ МИСЛИ. Б СВЯЗИ С ЭГ'М я ,

исследовательской литературе можно вычленить несколько содер-кателььых пластов, так или иначе ь-лвлявдих взаимодействие лингвистической и антропологической реальности.

Неоспорима плодотворі сть исследований в области теории и истории языка и культуры С.С, Аверинцева, U.K. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.А. Тахо-Годи.

"ггаблекы взаимоотноления языка и человека всесторонне рассматривались в работах Г.А. Брутяна, Р.А. Будагова, И.Н. Горелова, В.А. Звегинцева, В.В. Налш/ова, Ю.С. Сенокосова. Н.А. Серебренникова, Ю.С. Степанова.

Языковой феномен в контексте широкой гуманитаризации линг— вистичЄ'...оЙ проблеь' гики исследуют B.C. Библер, А.В. Гулыга, К.К. Жоль, В.А. Подорога. В связи с актуализацией культурологических вопросов проо^ема языка получает дополнительный импульс для своего развития. Tam.j авторы,как Е.И. Беляев, О.А. Донских, Э.С. Mr тарян, М.С. уваров, В.А. 4-риауф.опредг -ляют язык как составную часть, условие и средг?во для многих форм культурного универсума.

Исследование философского темпоралистского языка и категорий времени в языках культуры представлены в работах Я.Ф. A<-tui-на, Ю.Г. Васильева, Н.П. Лысиковой. Е.Р. Смирновой, К.Ї.5. Таланкиной. Г.А. Хотинской, В.Н. Ярской.

Психологические аспекты отношения "челові" - язык" анализировались к-чссиками отечественной психологии: Л.С. Выготский, З.П. Эинченко.А.Н. Леонтьев. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн.

Специальный интерес для вашего исследования представляют работы, связанные с изучение]* проблем текста. Прежде всего это работы С.А. Васильева, И.Г. Іальперииа, С.К. Гиндина, Т.М. Дри-дзе, Н.А, Сласарева, Н.Н. Трошина, Н.А. Шинкина.

Вопросам западной аилософии языка посвящены исследования Н.С, Автономовой, В.У. Бабушкина, В.В. Бибихина, М.А. Козловой, Г.К. Косикора, Т.А. Кузишной» В.И. Малахова, В.Н. Молчанова, Н.В. Мотроуиловой.

Понимание взаимосвязи человеческой реальности и языкового универсума на уровне фи.юсорокой концептуальности представлено в западной лингво-философской и культурно-антропологической традиции. Это работы Р. Баїта, Г.-Г. Гадаыера, Э. Гуссерля,

Я. Деррида, Ю. Кристевой, Я. Лакана, Ф. Лиотара, П. Рикера, Е.-П.Сартра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера.

Таким образом, отечественными и зарубіжними исследова
телями не только заложена определенные '. адиции, но и проле-
< ла конкре'-чая работа в освещении, описании и разработке
различных аспектов соотношения человеческой и языковой ку; .- \
турной реальности. Вместе с тем, несмотря на большое коли
чество разнообразных антропологических и лиггвиетичосккх кон
цепций еще не найдено удовлетворительного, исчерпывающего от
вета на вопросы, продуцируемые антиномией "человек - язык".
В силу наличия гльтернативяых подходов в понимания феномена
языка и человека и отсутствия в них единого концептуального
ядра, в философия языка остается поле для-"дискуссий по проб
лемам сущности и ярироды языкового фенокана, коррелятивных от
ношений языкового и человеческого универсума, не выявлен меха
низм взаимоотноте.ий элементов этого универсума. О п>~\ сле
дует необходимость специального философсксд) иссл'- цования, на
правленного на выявление глубоко.па,лДоксального существа
данного уву "реума. .

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования т. іяется философско-штодологический анализ внутренней анти-"омики отношений в универсуме "человек - язык". Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих зада^;

выявление философских парадигмальных установок в исследовании универсума "человек - язык";

анализ кулі--урно-историчесішй эволюции отношения "язык - (.«лишение - реальность";

исследование эвристических возможностей семиотического и онтологического подходов к феномену языка;

распитие философского смысла, содержания и структуры антиномии "язык - человеческая реальность".

Методологической основой исследования является СИНТЯЗ и ассимиляция водущих принципов и форм мышления как классической мировой философии, так и принципов современной ноклаоси-чаской философии. Источником дал анализа и обобщений послужили исследовагаїя з области отечественной к зарубежной философа.

_ 5 -

в специальны* отраслях знания: лингвистике, семиотике, культурологии. В диссертации использовав вдел, разработанные русской школой языкознания.

Научная новизна пссл дования заключается в- раскритіш л обосновании антиномичности и одновремешо коррелятивной связи элементов универсума "человек - язык".

""чзультаты проведонного исследования определяется еле, ja-цимп положениями, выносимыми на защиту:

две зеновныо установки-понимания сущности языка задаются внутренней двойственность» этой сущности. Феномен язцка изначально конституирован антиномикой отношений двух структурных koml-гшнтоб: се юзиса и символизма. Редукция этой структуры к сомпозису порождает рационально-понятийный тип дискурса в процессе движения "от ..лфа к логосу", а редукция сущности языка к символическому полюсу задает .оявлание трансрационального типа дискурса в движении с "мифа к эй' icy".

Парадоксальная сущность языка впервые ' іявляется в качество постоянного колебательного движения между знаком и симв том и позволяет установить детермшшты, обусловившие историчеспю метаморфозы как развития феномена языка, так и развития его теоретических объяснений. Эаа дихотомия определена, во-первых, двойственность» процесса демифологизации в европейской культуре, во-вторых, антиномическим сочетанием в природ; лзыка двух момон-,тов: инструм'чтальности, лрелзводностн от социальных практик и онтологической укорененностьг языка, его пред-данностью г. отношению к сознанию и человеческой реальности в целом.

- Внутренняя антиноуичноегь языка задает условия возможности понимания и объяснения его либо как семиотической системы, либо как онтологического феномена, что определяется типологически как семиотический и онтологический подхода к ого сущностной интерпретации. Современная философия обусловлена "лингвистическим поворотом", вследствие чего язык осознается в качестве основного предмета и икотр/ментария философствования. Феномен языка выступает как самодостаточный универсум и в силу этого он становится не только кщтеоием, но и абсолютной точкой отсчета в борьбе с классическим метафизическим дискурсом.

- Антипомика языка по-новому локализуется в проблемном
пространстве коррелятивных связей с двойственностью самой че-

леваческой реальности, имеющей в свою очередь, д г полиса : онтологической укорененности и функциональной обусловленности ее стороны социума, культуры, языке история. Отношение "язык - человеческая реальность',' с точки зрения диссертанта, обусловлено наличием единого ; чверсума, в котором ни один из элементов не может являться генетическим источником другого: между ними существует не причинно-временная, а синхронически-коррелятивная связь и взаимообусловленность. Язык и человеческая реальность ігринцигіиаль"о дополнительны: либо они сосуществуют, либо не существуют вовсе.

Теоретическая и практическая значимость работы: Результаты данного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для развития теории познания, Философии культуры и философии языка. Основные матеріали и Выводы работы могут быть использованы в курсах философии, теории и истории культуры, а также в спецкурсах по проблемам истории и теории языка, по разделам философской антропологии.

Апробация 'работы. С нслые положения и выводы диссертационного исследования докладывались на кэздународном научном симпозиуме "Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития" (Целиноград, 1991), республиканской научно-практической конференции "Духовное обновление общества" (Волгоград, 1992), Всероссийской научной конференции "Русская фи: софия: преемственность и роль в современном миро" (Санкт-Петербург, 1992), I международных фялософско-культурологических чтениях "Язык и Тй"кст: онтология и рефлексия" (Санкт-Петербург, 1992), творческих семинарах аспирантов СГТ7 (I99I-I993 г.г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета.

Основные положения диссертации изложены в четырех пуб-ликацшг', апробированы в процессе лекционной работы.

Структура работы. Диссерт_ ;ия состоит из введения, двух глав / четырех параграфов /, заключения и списка литературы..