Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-социологический анализ атеистической убежденности советских воинов и пути ее формирования Ныров, Владимир Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ныров, Владимир Алексеевич. Философско-социологический анализ атеистической убежденности советских воинов и пути ее формирования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Военно-полит. академия им. В. И. Ленина.- Москва, 1990.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-10/1332-1

Введение к работе

I. АКТУАЛЬНОСТЬ, ДЕЛИ И СТРУКТУРА ИШі^ШАНИН

Современное состояние и ближаишіе перспективы нашого общества с особой остротой ставят проблему убежденности сойотских людей в правильности сделанного Октябръсьои революцией социалистического выбора, ориентирующего на создание подлинно человочео-ких отношений между людьми, исключающих потребность воэвышвть религиозные иллюзии над реальной жизнью;

Характеризуя перспективы религии К.Маркс писал: "Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связах их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса, т.е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем"1.

Убежденность а научной обоснованности и подлинной гуманистичное социалистической идеи является одной из необходимых предпосылок формирования мотивов деятельности по воплощению этой идеи в жизни. И хотя вытеснение религиозных иллюзии или предрасположенности к ним адекватными представлениями об окружающем людей мире осуществляется по мере социального прогресса, оно представляет собой относительно самостоятельный, весьма сложный процесс изменения духовного мира личности, нуждающийся в специально научном изучении.

Ь последние годы усилиями советских ученых созданы теоретические предпосылки перехода от изучения различных аспектои атеистической убежденности к целостному филоиофско-соцнологнчесному осмыслению ее сущности, имеете с тем ощущается и явная ц.рагнон-тарноеть философских представлений о формировании ачеиотнчьог.сй убежденности у различных социальных групп нашего оо.-ч.-тн», и

ТОМ ЧИСЛе у ВОИНОВ 8Ш-И " фЛОТа. JTI1M Обусловлен ]!.СО| теч!!

на стоящей диссертации. 1. :,!аььс к., Энгельс !. - Соч. 2-е из/,., '|.д.- С.'Ч).

- г -

Актуальность исследования возрастает в силу следующих обстоятельств.

Во-порьь'х, крайней противоречивости отражения перестроечных процессов в общественном сознании.

"Одни воспринимают происшедшее как величайшее революционное событио, открывающее широкие возможности для гуманизации нашего общества, его очеловечения, b .глазах же других происшедшие изменения предстают как крушение, распад, развал всего и вся, настоящий апокалипсис" .

Социальная практика последних лет неопровержимо доказывает правильность марксистско-ленинского вывода о закономерной взаимосвязи социолистичности общественного развития с атеизацией сознания людой и наоборот. Апелляции к богу всегда были проявлением неспособности людой найти удовлетворяющий их выход из того положение, в котором они оказались. Идея бога - это специфическое признание безысходности в реальной, посюсторонней жизни. Но мере выхода страны из кризисного состояния будут неизбежно укрепляться предпосылки формирования эгоистической убежденности людей и раскрываться ее созидательная, действенная природа.

Но-вторых, фактического свертывании атеистической работы в стране и в вооруженных Силах.

в последние годы резкие нападки на атеизм стали чуть ли не "признаком хорошого тона". Он подвергается бездоказательному охаиванию и необоснованным обвинениям. Сложилась передоксальнея ситуация: на земну религии и церкви, которым сейчас никто и ничто не угрожает, встали многие представители интеллигенции, а подвергающийся нападкам втеизи защищать некому.

Однако реванш религиозного мировоззрения ни при каких обстоятельствах не может абсолютно парализовать процесс формирования атеистической убежденности советских людей восоще и советских воинов в частности. Новая обстановко лишь сурово провернет убегде-нин атеистов не твердость и настоятельно требует существенного повышения уровня научной обоснованности всей атеистической работы.

й-третьих, специфики процесса формирования атеистической убежденности личности в условиях Советских йооруконных Сил.ког-I. Ііраьдо. - Ь'УО - НО кюнл.

.-3-да они стоят на пороге рафорыы, сущность и содержание которой пока еще являются предметом острых дискуссии, а необходимость уха общепризнана. Реформа так или иначе затронет принципы комплектования Вооруженных Сил, повлияет на их состак. Ііри этом, безусловно, основную массу воинов как и сейчас будет составлять молодежь, наиболее восприимчивая к происходящим в общества переменам. Идеологическая ситуация последних лег объективно подталкивает молодежь к религии, причем нередко к наиболее реакционным віз течениям и экстремистским проявлениям. События последних лет убедительно показали, что эту опасность не все до сих пор четко осознают.

перспентивы утверждения многопартийности, все более настойчивое требование представителен некоторых общественных движений деполитизировать армию, находящееся на стадии законодательного закрепления введение альтернативной слузбы и многое другое, создает лринципиално новую атмосферу ъ духовной жизни воинских коллективов, характер влияния которой на нормирование атеистической убеяденности советских воинов в современных условиях вун-деэтся в серьезном научном переосмыслении.

В-четвертых, необычайного обострения идеологической борьбы по проблемам отношения к культурному наследию прошлого, взаимосвязи науки, идеологии и мировоззрения. Стремление значительной части интеллигенции и служителей кулыо гипертрофировать роль религии и церкви в сохранении духовности и ценностей культуры приобрело не просто воинствующее, 8 явно агрессивное выражение, попытки обосновать лояльность науки по отношению к религиозному мировоззрению предпринимаются весьма авторитетными и заслуженными людьми, конечно, ученый может обладать любым мировоззрением, оставаясь в познании сущности конкретных процессов на почве науки, ho научных открытий, лишенных мировоззренческого смысла быть не может уже потому, что в них заключена объективная истина. Идеология, как выражение коренных интересов определенных нлассов, действительно ыожет быть различной. Но и любой из идеологии с той или иной степаньи последовбтелььосги /іроведено определенное мировоззрение ухе потому, что идеологию разрабатывают люди, занимающие те или иные мироиоззренчоские позиции.

Атеистическая убекденность слукит одним из специфических "фильтров" очищения духовного наследия от объективистских и субъективистских извращений.

Степень научной разработанности проблемы. Специальных исследовании по теме диссертации ранее; не проводилось. Теоретические источники, в которых представлены вопросы атеистической убежденности, можно подразделить на следующие группы:

а) посвященные исследованию диалектики индивидуального и об
щественного сознания, мироиоззрения как компоненте духовной жиз
ни общества и как компонента духовного мира личности?

б) посвященные исследованию убеждения как относительно са-

мостоятельного элемента сознания и мировоззрения;

1. См.: Арцишс-вскии Р.А. Мировоззрение: сущность, специфике, раз
витие.- Львов: Вица школа,1986; Болкогонов Д.А. Методология
идейного воспитания.-і\!.:Воениздат,ІУ80; Гидиринский В.И. Лич
ность воина социалистической армии.-П.: ВПА,1У77; Каверин

Ь.И.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.-to.:ВПЛ, 1У7У; Ксанофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявления в духовкой кизии советских воинов.-М.ц(ПАЛУ8У; Орлова й.С. О понятии и типах нерелигиозного сознания // Актуальные проблемы атеистического воспитания и критика религиозной ид оологии.-U.: Изд.МГУ.-1983; Иеринове О.в. Особенности стоновлсапл атеистического сознания студенческой молодежи: Лис. ...канд. филос.наук.-Л.,ІУ8о; Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и еа преодоление.-.М.:Мысль,1984; Саух іі.Ю. Категории научного атеизма: филос.-ыетсдол.анализ. - Львов: Вища школо, 1988; Сииркин А.Г. Мировоззрение: опыт теоретического внели-88.-М.:Наука,1У85; Стойко И.И. Оормирование атеистической убекдоьности.- Львов, 1986; Уледов А.К. Духовная кизнь общества.-I!..'Мысль,1980; Его ке. Общественная психология и идеология. -М.: Мысль,1985;Чагин В.А. Структура и закономерности общественного сознония.-і\і.:йаукв, ІУ82.

2. Додонов в.И. Коммунистические убеждения и их формирование у
советских воинов: ВііА, Труды академии.-Т.69.-19/2; Звбовин

.11. Политические убеждении и их Формирование у советских воинов //Сб.науч.статей.-М.:ВПА,1976,- С.294-314; Кулаков H.L. Убеждение в системе методов социалистического регулирования в развитой социалистическом общество: Автсреф.дис. ...канд. филос.наук.-М.,1977; Марченко Н.Г. .Убежденность в системе коммунистического воспитания:Автореф.дис. ...канд.филос.наук.-Иркутск ,1981; Павлов А.Ь. Война.Армия.Религия.-Ы.: Воониздот, ІУЄ8; Он ко: Соврененико религии и атеистическое воспитанно советских воинов // Военная ныель.-1988.-ТА.-С.59-68; Стор-ченко А.Л. Анализ категории "убежденно" // Сіаософскиа науки.-ІУ71.і.-«г5.-С.ІІ-22; Паюсов К.М. tosyu прошв религии. Вопроси атеистического воспитания советских воинов.-її. :ііісль, 1986; Чабан В.в. Природа и сущность коммунистической идейной убоа-донностн.-И,,1У7у;Щердаков В.Н.Иллюзия добро Моральные ценности и религиозная веро.-М. Политиздат,I9B2.

в) посвященные выявлении специфики атеистических убеждений и процесса их формирования, анализу сущности атеистической работы, пропаганды и воспитания, исследованию коннретных причин воспроизводства религиозности среди значительной части населения страны, реальной религиозной ситуации в ее различных регионах и определению путей духовного освобождения трудящихся .

В последние годы внимание исследователей привлекли и проблемы атеистической убеуденности различных социальных групп2.

Все авторы сходятся на той, что убеждение - это чувственно пережитое знание, прошедшее через сознанио, психологию, ум и сердце человека. Основный признаком, по ноторону и окно определить убеждения человеке, - является его готовность к действию в соответствии с усвоенными ценностными установками, непримиримость к чуждой идеологии, но всякого рода антиобщественным явлениям. Современная наука все глубже исследует процесс превращения знаний в убеждения. Но пока этой работе еще явно не хватает глубины, ПЛаНОНерНОСТИ, ОСОбеННО В рВЗрббОТКе фШІОСО'ІСИО-СОЦИОЛОГИ-

ческой проблематики.

I. Зверев Ю.И., Нечаев В.В. Атеистическое воспитание советских воинов в современных условиях,- Ы.:В1.А,19В7; Зои в.А. Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи,- Киев, ІУ86; Кабецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма.-й.: ЛГУ,1987; Каверин Б.ІІ. Атеизм и религия в современной идеологической борьба.-М.:Ы.А,1эВ4: Колодный А.И. Атеистическая убежденность личности.-К;ієь,іу83; Лысенко С.Ь. Советский воинский коллектив как субъект научно-ьтеистичес-кого воспитания воинов: Азтореф. дис. ...канд.фил ос.наук.-Киев, 1996; Основы (іилосо4скнх знаний. Воинская этика.Научный атеизм. Выпуск Ш.-М.: апа,іу87; Платонов Р., Ленсу М. Воспитание атеистической убежденности // вопроси научного атеизма, Вып.13.-М.:Мисль,1У76; Сандов й.Х. Система научно-атеистического воспитания в условиях развитого социализма.-Ташкент, 1982.

2. Бастракова Т.О. Социально-психологический аспект формирования атеистических убеждений: Авторе^, дис. ...квнд.филос. наун.-М., 1979; Гортопен Н.А. Утв^ждающвя сущность научного атеизьь: Авторе^, дис. ...канд.д,шюс.наук,- Кишинев, 1982; Гурский А.к. Критический а ни, и з воздействия протестантского сектантства на призывную и арыейскую молодежь ъ условиях социалистического обществе: Авюреф. дис. ...канд. филос.наук.-,'і.:з1іА,ІУ88; Дубоаенко ИЛ. Ьроблемы фораиронп-ния научно-атеистического мг.ровозз] опия современной рабочей молодежи.-киев,1981; .Пенсу U.И.Методологические проблемы научного атеизма и атеистического воспитания.-Минск,1978.

Анализ теоретических источников показывает, что наряду с бесспорными успехами в теоретическом осмыслении процесса атеизации сознания советских людей ряд содержащихся в исследованиях обобщений и выводов необоснованно оптимистичны, в некоторые аспекты изучаемого процесса вообще остались вне поля зрения философов. Актуальность проблемы формирования атеистической убежденности советских воинов, а такие недостаточная степень ее разработанности и явились побудительным мотивом в выборе темы диссертационного исследования.

Объект исследования - реальный процесс функционирования и формирования мировоззрения советских воинов.

Предмет исследования - диалектика формирования у советских воивов атеистической убежденности как неотъемлемой черты научного мировоззрения.

/ Цель исследования заключается в выявлении сущности и структуры атеистической убежденности советских воинов, определении И6Х8ВИ8М8 ее формирования и-основной предпосылки - комплексного подхода в обеспечении эффективности этого процесса.

Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи:

определение сущности и структуры атеистической убежденности, ее места в системе нвучного мировоззрения;

выявление специфики атеистической убежденности советских воинов как феномене их духовного мире;

раскрытие механизме формирования атеистической убежденности воинов, кок необходимого звена в их атеистическое воспитании; *

обоснование роли комплексного подхода в повыиешш эффективности процессе формирования атеистической убежденности советских воинов в современных условиях;

анализ теоретических источников и проведение конкретных социологических исследований с целью обосновения «концепции и проверки гипотезы о.механизме фондирования атеистической убежденности воинов.

Идейно-теоретической и методологической основой диссерта-ujyi являются философеко-социологические положения классиков

марксизма-ленинизма, содержащие анализ мировоззренческих проблем, соотношения материального и духовного, исследование сущности религии и атеизма, их взаимосвязи, влияния на общество и личность, путей преодоления религиозности и становления атеистической убежденности. Диссертация опирается на партийные решения по идеологическим вопросам, активизации человеческого ^актора, усилению пропаганды научно-материалистических взглядов, совершенствованию воспитания советских людей, воинов армии и ^лота, В исследовании используются методологические положения трудов ученых-обществоведов по мировоззренческим проблемам.

Эмпирической базой диссертации явились результаты военно-социологического исследования в частях Прибалтийского и Іурке-станского военных округов, экспертного опроса политработников нескольких военных округов, бесед с верующими воинами, контент-анализе публикаций по проблемам атеизма в военной печати зе Т985-І98У годы, а также изучения состояния атеистической работы в частях и подразделениях и личный опыт автора по атеистическому воспитанию воинов. Кроме того, диссертант опирвлся но денные социологических исследований, проведенных советскими учеными по проблемам атеизма и религии.