Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философское осмысление мировоззренческих ориентаций польской студенческой молодежи Теплав Славомир

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Теплав Славомир. Философское осмысление мировоззренческих ориентаций польской студенческой молодежи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ин-т молод. ЦК ВЛКСМ И Госкомтруда СССР.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/3085-7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Трудно найти проблему, волнующую современный мир более, чем* проблема будущего общества, его социального уотройотва, мировоззрения человека. Пред -отовления об зтих проблемах неразрывно связаны о вопросом о путях развития современной молодежи. Именно от ее активного участия в преобразовании общественных отношений, в решении обшочо-ловечеоких проблем зависят оудьбы исторического прогресса. Проблематика молодежи, среди которой особое меото занимает студенчество, его мировоззренческих ориентации, взглядов, отремлоний, поведения, столь существенная в кавдый иоторичеоний период и сегодня сохраняет свое теоретическое и практическое значение в условиях современного развития Польши. Таи как специфика мировоззрения заключается в целостном осмыоленном отражении действи-""4 тельности, опосредованном общественными и индивидуальными потребностями, интересами,звдачами, идеалами,то следует подчеркнута важность исследования, проводимых в отуданческой ореде и общественно-прагматическое знание нзе результатов. Ориентации, взгляды и идеи, входящие в состав мировоззрения отановясь убеждениями человека, активно участвуют в формировании его позиции по отношению но всем жизненно важным явлениям И событиям в мире.

Студенчество, как чаоть польской молодежи, представляет собой особую социально-демографическую группу общества, которая ооотоит из людей, примерно одинакового возраста, близкого образовательного уровня, представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Студенческую молодвяь как общественную группу отличает харантер ее деятельности, заключающийся в систематическом накоплении мировоззренческих и специальных знаний.

Именно среди студентов наблюдается относительно наиболее высокая степень самосознания, формирование собственной мировоззренческой ориентации. Наряду о этим в сознании польокоіі студенческое молодежи проявляется самое глубокое размежевание между традиционными идеала№і и ценностями и новыми условиями их реализации.

Таким образом поставленная исследовательская задача имеет определенные антропологические, социологические и политические аспекты. В силу этого возникает необходимость определения, постановки в меру адекватного диагноза позиций молодого студента, касающихся человека, пира, общественно-политических отношений, їого оуашствениого измерения общественного бытия, в котором осуществляется формирование его сознания, аизненноіі ориентации. Поскольку огромную роль в обновлении жизненных ориентации поляков играет церковь, представляется существенным изучение влияния католической общественной доктрины на мировоззрение студенческой молодежи. Опыт предыдущих исследовании выявляет необходимость актуализации знании о состоянии мировоззрения студентов в динамично меняющихся условиях. Исследования охватывают период, в котором кризисная ситуация в стране приобретала новые качественные черты, а процеос общественно-экономической, политической и институционально!! реформы из програшного измерения вошел в реальную практику под влиянием необратимых общественных перемен. Актуальность томи исследования вытекает также из вопроса популярных, часто противоречащих друг другу характеристик польской молодёжи , ироблемы традиционной, релитиозно-мнституїиіснальнои формы оценки и прогнозирования вопросов, связанных со студенчеством, в категориях добра и зла. Многосторонняя синтез накопленных результата!} умиирических исследований, вскрывает плюрализм мировоэзрон-

- з -чесних позиции» Это плюрализм в самом разном разрезе и объеме, одобряющий или отрицающим мир ценностей, ведущий поиск новых образцов, кумиров. Известный польский"социолог религии Б.Пиповар-окий подчеркнул, что " Там, где начинается процесс секуляризации, там проявляется также плюрализм. И именно плюрализм является таким элементом, который совершает наибольшие разрушения в религиозности культурно-сословного характера связанной со средой обитания. Плюрализм заставляет сделать выбор" *.

Фант избрания в исследований польской студенческой молодежи основывается на глубоком знании автором этой среды в результате учебы, общественной деятельнооти и преподавательской работы в вузе. Передаваемые в виде обыденных суждений мнения о молодежи не могут даввть достаточного основания для прогнозирования их мировоззренческих ориентации и динамики изменений, и гораздо аире, для процесса цивилизационно-культурного развития общества как в ближайшее вромя, тан и на более длительный период. Такім образом, необходимостью становятся дальнейшие систематические исследования среды молодежи, в.том числе г студенчества/ в которые автор данной диссертации надеется внести свой скромный вклад.

ртепень разработанности проблему определяется развитием ряда направлении философской, психологической, социологической, педагогической и религиоведческой научной мисли. В советской научной литературе в настоящее время существует значительное количество работ, посвяшешшх исследованию общественного сознания и мировоззрения как его основы. Общетеоретические проблемы разработаны в трудах Богомолова л.С, Оіізершна Т.Н., Овчинникова B.C., Алексеева П.А., БуеЕо.і Л.П., Красила А.Н., Федосеева П.А., и у поль-

I. Oblicza Icatolicy z;,.u / r и і.;; о ... - ./tirsiauwa,I^;.-s.I3.

- 4 -сних доеных: Келлера I)., Леговича Н., Цацковского В., Опары С.

Вопросы методологии изучения духовной сферы, диалектики форы общественного сознания, становления мировоззренческих ориентации огранены в грудах: Тонких А.С, Куравлева B.D.,' Моисеева П.А. .КогшинаП.В., Демачева В.А., Уледова А.К. Среди польских исследователей над проблемой работала: Ладош Л,, Ярошевский Т., Козакевич U. и другие. Особенности сознания молодежи, специфика ее мировоззренческого становления рассмотрены в работах: Су-димова Е.Ф., Ожегова D.I1., Садавичуоа B.C., Лавренапко В.Н., Мо-носэона Э.И., Іііерзги Ф.Э. и других. Следует токае отметать труды поляков: Хиллебрандта Т., Карвата М,, Мивоша Е..Большую ценность для разрабатываемой проблемы составляют исследования прикладного характера: Рахматуллаева М., Скрипника М.А., Кораенко В.В., Копытки А.И. в других.Ваюшй фактографический материал в анализ процесса формирования мировоззрения польских студентов содержится в работах польских исследователей : Зыха А., Чупа-ка Е., Казацкого 3., Ершакн Я., Дарчевской К.

Несмотря на большое число материалов по проблемам мировоззрения молодежи следует заметать, что много вопросов требует актуализации. В научных трудах гипертрофировались успехи в социалистическом воспитанна молодекн, преобладал односторонний подход к оценка состояния мировоззрения студентов, абсолютизировались полоаительные тенденции в его развитии. Недостаточно работ, посвященных изучению данамйки преобразования мировоззренческих ориентации студентов. Особенно мало исследований рассматривавших влияние общественной доктрины римоко-католйческой церква на мировоззрение студенчества.

ijij4f>o иссдедсшдлия является теоретико-методологический н Еыцираческий aKanas формирования мировоззренческих ориентации польской студенческой цолодоеи, исследование факторов в социаль-

пнх дотериинант ях становления.

Реализация этой цели предполагает решение следущях взаимо-

«

связанных задач:

выявить матодологичеоние основания анализа мировоззрения, его сущности, структура, генезиса,

Проанализировать отуденческуп молодежь как особую социальная группу,

проанализировать влияние институциональной римско-католической церкви я ее доктрины на молодежь в Польше,

выявить диалектику взаимодействия объективных условий и субъективна факторов, влияющих на динамику мировоззренческих ориентации польских студентов,

анализ социологических исследований для определения характера мировоззренческих позиций польской студенческой молодежи.

Теоретической и методологической, основой исследования является диалектино-материалистический метод, примененный основоположниками маркояама а аналвзе процеооов общественной жизни. Комплексний характер исследования потребовал изучения широкого круга трудов оовэтоних и польских авторов в облаоти философии, социологии, психологии, педагогики, политологии, религиоведения. Серьезное значение для разработки поставленной проблемы имело аопользование архивных документов партии и молодежных организация. Мы обраталиоь также и официальным документам Ватикана, польской римско-католической церкви и работам теоретиков католицизма.

Решение задач исследования было обеспечено комплексом взаимосвязанных методов научного изучения социальных явлений:

взаимосвязанные методы анализа и синтеза,

метод восхождения от абстрактного к конкретному,

методы индукции и дедукции,

единство исторического и логического методов,

сравнение и сопоставление объектов с целью выявления черг сходства или различий,

теоретический анализ проблемы с помощью изучения философской, социологической а психологической литература,

сравнительный анализ польской и советской литературы по исследуемой проблеме,

изучение и ойобщение опыта студенческих организаций,

метода фактографии, беседы со студентами, изучение документации студенческих организаций,

метод включенного наблвдокия, опросе, внгервыгароваяая, независиїше характеристики, анкетирование.

Эмпири.чзскую базу диссертации составила результаты социологических исследований, проведенных самим автором и при его участии в больших вузовских центрах Польша: Варшава, Вроцлав, Кедьцз, Кещув, Краков, Катовице, Оаоле, Познань, Еыдгсщ. Первое исследование было проведено в 1983г., второе - в 1588г. В обоах исследованиях использован одинаковый исследовательский внотру-ыеНтарвй.

Необходимость проведеная социологических исследований визвана такими факторами как :

.- потребность актуализации исследований ыировоззреичеокцх ориентации студенческой иододека в динамически изменяющихся социально-политических условиях ее пазки;

сущестаущве различия в итогах предыдущих исследований, их неоднократно фрагментарный и локальный характер;

ьогиохноагь сравнительного анализа результатов, получениях » царвоя и во втором исследовании, учитывая однородность ко— пользуемого инструментария а исследовательского истода;

вшиивнне динамики преобразований, возможность вервфака-

цвв предыдущих прогнозов в более четкое, надежное определение восходящих тенденций в формировании мировоззренческих ориентации польских студентов.

Проверка достоверности выводов осуществлена посредством использования данных различных социологических исследований путем сопоставления полученных диссертантом итогов с результатами исследований других авторов.

Научная новизна исследования состоит в том, что дан комплексный теоретико-методологический в конкретно-социологический анализ состояния а тенденций становления мировоззренческих ориентации польской студенческой молодежи в динамически изменяющихся социально-политических условиях ее жизни. Результаты исследования вскрывают не только плюрализм мировозаренческих позиций, ценностей и жизненных идеалов, плюрализм направленный на поиск нового иоточнина и содержания, но одновременно выявляют мало-иэученность данного вопроса, фрагмэнтаричнооть предыдущих социологических исследований, что сказалось на слипкон оптимистических оценках самих итогов этих исследований. -

Проведение комплексных исследований о пятилетний интервалом пря йспользоваява одного в того же исследовательского метода а инструментария позволила дать долее объективный диагноз а выявить тенденции становления мировоззренческих ориентации студентов. Новизна работы определяется также отражением противоречивости процесса формирования мировоззрения польского студенчества, выявлением динамики его преобразований. Студенчество рассматривается как особая социально-демографическая, общественно-деятельная и переходная группа, определяющаяся своим положением в социальной структуре общества в характеризующаяся большим самосознанием своего отличия, что в итоге позволяет рассуждать об определенном способе функционирования мировоззрения

Среди СГУДЄІІЧЄСК0Й ЫОЛОДеЖИ. Следует ОТЫвТИТЬ ТаКЖО СИСГеЫНЫЁ

подход в основный нонятиаы (таким, вш "мировоззрение", "общественная донтрана католицизма", м студенческая молодей" , "религиозность" и др.), связанный о изучаемой проблемой. Соцаологе-т;эские исследования, проведенные авторои позволили выявить, что:

общественно-экономические а политическое положение ПОЛЬСКИХ студентов в восьмидесятые годы привело и радикализации вх мировоззренческих позиций,

ослабляемся связь между признанной мировоззренческой сво-т^ыий и собственной практикой студентов;

по мере роота образования и,развития саку .ля газации наступает рационализация мировоззрения,

существует группа факторов, особенно сильно воздействующая на мировоззренческие позиции студентов: идвйко-воспататель-ИШ1 работа католической церкви, градации семейного воопитаниа, углубление знаний.

.Практическая значимость исследования определяется тен, что полифония и выводы диссертации могут найти применение при дальнейшей научной разработке проблей повышения качества подготовке специалистов с высший образованием,при выработке в реализаций государственной молодежной политики, использоваться в воспитательной работе с молодыми лздьма, а также при определении оонсв-ішх направлений и иетодов работы общественных организаций вузов,

ііиводц и материалы диссертационного исследования могут прзд-сташшть определенный интерес для читающих лекции ц ведущих прак-тачвсква занятия по курсу фалософаи, етики, религиоведения и ВОДИ тилОГВи.

Ааробйчця работы._ Диссертация обсуждалась на ааседанш яа-;>,ии фадософаа а stbks Института Полодо&іі. ї&атерааші в рэсуль-

- 9 -тати исследования докладывались на научно-практических конференциях, проводиши в ВКШ (1987), в АОН (1988), на научных конференциях Всепольского совета молодых учеши ОПС (1988-1990), на советско-польских семінарах молодых ученых (Москва 1987,1988), (Катовице 1989), на италкянсио-польских семинарах (Милан 1989), (Мессина 1990).

Различные аспекты содержания диссертации нашли отражение в лекционной деятельности автора, а также в методической работе ОПС.