Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры личности: социально-философский аспект Скрипка, Антонина Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скрипка, Антонина Петровна. Формирование экологической культуры личности: социально-философский аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Киев, 1990.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общественное развитие характеризуется осознанием необходимости выработки новых форм взаимодействия человеческого общества и природы, формирования новых социально-экологических и мировоззренческих ценностей.

В настоящее время экологическая проблематика оказіївает ощутимое влияние на все сферы человеческой деятельности: материальное производство, экономику, науку, идеологии, воспитание, культуру, международные отношения, на формирование обыденного и теоретического сознания, во многом определяет характер духовно-практических чувств человека, его культуру.

Реализация масштабных исторических задач по перестройке социально-экономической и духовной низни нашего общества предполагает оздоровление экологической обстановки в стране,.тробует оперативного научного, анализа возможных путай ее решения, обоснования основных направлений и задач экологической политики по оптимизации взаимоотношений человека, общества н природы. Для этого требуются на только самые решительные социадьно-экономичебкие, технологические и законодательно-правовые меры со стороны общества, но и перестройка духовно-практического отношения людай к природа, то есть формирование высокой экологической культуры общества в целом и какдого человека в особенности.

Вот почому актуальность данного исследования определяется необходимостью раскрыть неразрывную связь многоаспектных взаимодействий чолоішісл, общества и природы о проблемой природа оамого человека, выявления меры соотнототшиг "очеловеченной" природы социальным потребностям и природным пацаткам чолоыша.

Социально-философский анализ формирования люлоглчпокой культуры личности имоет нахноа мировоззрончиокоо значніше для разработки методологической основы решения глобальной экологической проблимы, для определения социальных целей, выбора путей и сродотв соворшонсткоппния социалистического природопользования и экологического воспитания.

Состояние разработанности проблем;/. Исследование проблемы экологической культуры в контексте матернлльпо-практичоского и духовнр-практичиского отношения человека к природе на является ном-то соваршиино новым для фллософской науки. Даанпя проблема имоет значительный научный задел и опродоленнуо исгорико-философ-

-2-.

скую традицию.

Тема, рассматриваемая диссертантом, является комплексной і находится "на стыке" нескольких относительно самостоятельных научных направлений. Условно их можно разделить на три группы.

I/ Исследования глобальных проблем современности. Здесь в главных и основных чертах проанализированы вопросы происхоЕденш и сущности глобальных проблем, их взаимодетерминация, место и роль в системе общественных отношений, социальные и научно-технические возможности их решения /Араб-Оглы Э.А., Гвишиани Л.Н., Загладил Б.В., Капица П.Л., Максимова М.М., Моисеев Н.Н., Рихта! Федоров Е.К., Фролов И.Т., ХозинГ.С, Холл Г., Шахназаров Г.X., Штайгервальд Р., Энгельгярдт В.А., Яншин А.Л. и др./.

. 2/ Проведен масштабный анализ различных аспектов социаль
ной экологии /философских, социально-практических, экономичес
ких, научно-технических, политических, правовых, культурно-исто
рических, международных и др./. Исследованы исторические' этапы
взаимодействия общества и природы, выявлена философская специфи
ка эко'логической проблемы в целом, причины ее возникновения, COI
ременное, состояние, определены некоторые прогнозы ее развития в
будущем /Антипенко А.И., Ахиезер А.С., Гиренок Ф.И., Гирусов 3J3.
Израэль Ю.А., Киселев Н.Н., Лось В.А., Лаптев И.Л^, Моисеев Н.Н.
Реймерс Н.Ф., Соломина С.Н., Тихонова Н.И., Тугаринов В.П., Фад
деев Е.Т. и.др./.- _..:...

3/ Достаточно изучена специфика общественной культуры, ее взаимодействие с природой. Установлено, что культура является атрибутом человеческой деятельности, раскрыта ее "прямая и обраї ная" связь с практикой, познанием, научно-техническим прогрессом человеческими ценностями и природой самого человека /Ананьев Б.Г. Артановский С.Н., Беляев Д.К., Давыдов Ю.Н., ЗлобинН.С., Ильенков Э.В., Иовчук М.Т., Каган М.С., Коган Л.Н., Келле В.Ж., Кс-вальзон М.Я., Маркарян Э.С., Менуев В.М., Ойзерман Т.И., Тарасен ко Н.Ф., Уледов'А.К., Фролов И.Т., Ярошевский Т.М. и др./.

Следует "также выделить разработки, связанные с анализом особенностей экологической культуры, экологического сознания, экологического воспитания и просвещения /Галеева A.M., Зверев. И.Д., Коган Л.Н., Курок М.Л., Липицкий B.C., Маркпрян Э.С., Иас-леев А.Г., Назарова Н.С., Солдаткина И.Ю.,. Тарасеико Н.Ф. и другие/. ....'-

Комплекс вопросов экологического воспитания и образования

обобщен на Первой Межправительственной конференции по образованию в области окрудающей среды /Тбилиси, 1977 г./ , на Меядуна-родном конгрессе ЮНБСКО-ЮНШ по образованию в области окружающей среды /Москва, 1987^г./ , на Всесоюзных конференциям.

В то же время мало изученными остаются вопросы, касающиеся -
определения особенностей экологической культуры и ее места в сис
тема глобальной экологической проблема, связь экологической куль
туры с процессом освоения обществом природы и формированием чело
века как личности, роль и функции экологического воспитания в об
щественной системе образования и просвещения в целом, понимание
метода и форм передачи экологической культуры.в достояние инди
вида, взаимосвязь экологической культуры и экологической полити
ки и другие. - -

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является социально-философский анализ экологической культуры как общественно вырабатываемой меры исторически определенного единства человека и природы, включая экологическое воспитание как особую форму общественной жизнедеятельности, на-г правленную на воспроизводство экологической культуры общества и формирование экологической культуры личности,

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

уточнить место и роль экологической культуры в системе общественной культуры в целом;

раскрыть, на основе принципа практики, природопреобразу-ющий и человекоформирующий смысл экологической культуры;

* См.:" Проблемы образования в области окру;яающей среды: Иатериаяы Менправигельственной конференции по. образованию в области окружающей среды, 14-26 октября 1977 г., Тбилиси. -'М., 1979.

^ См.: Контакт: Бюллетень ЮНБСКО-ЮНШ по образованию в области окружающей среды. - М.: ВИНИТИ, 1987. - iv 3 /сентябрь/.

См.: Образование в области окружающей среда: Материалы первой Всесоюзной конференции, 3-6 июля 1979 г., Минск. - М.: ВИНИТИ, 1979; Образование по вопросам окружающей среды: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Кн.1. - Иваново, 1934; Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Львов, 1986 и др.

раскрыть диалектику взаимосвязи экологических потребностей и экологической политики;

определить своеобразие экологического воспитания в системе комплексного воспитания личности, систематизировать соотношение целей и средств в формировании экологической культуры личности.-

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются основополагающие принципы диалектико-магериалистического.понимания общественной истории как естественно-историчеокого процесса, социально-философские идеи о формировании человеческой культуры на основе предметной деятельности, принцип детерминизма и целесообразности, принцип монизма гуманнотичеокого и экологического, принцип единства исторического и логического в методе воспитания его формах и дидактических ресурсах.

Важное значение в обобщении теоретического, и практического материала и решении поставленных задач имели концептуальные идеи советских и зарубежных философов, естествоиспытателей, экономистов, культурологов, юристов, педагогов /Вернадского В.И., Макаренко А.С., Маркаряна Э.С., Сухомлинского В.А., Печчеи'А.,ОдумГ. . О дум Э., Коммонера Б., ГржимекаБ., Лорста Ж., Одум Ю., Тейяр де Шар дена, и др./.'~

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнено, что культура не является социальной оппозицией
природы; они взаимосвязаны в сфере общественной истории как есте
ственно-исторического процесса. Общественная культура характери
зует естественно-исторический процесс развиічія человеческой дея
тельности, ее способность осуществляться по законам природы и об-
щественной жизни. Экологическая культура образует собой опреде
ленней "СЄГМЄНГ" Общественной КуЛЬТурЫ. Она ПрОЯВЛЯОТ ПрОЦеСС 40'

ловеческой жизнедеятельности, взятый в аспекте духовно-практического одинствэ преобразования как внешней природы, так и природы самого человека;

- раскрыто, что в содержание экологической культуры входит
как природо преобразуйся функция общественной практики, которая
превращает внешнюю природу в продметы потребности и сродства че
ловеческой жизни, образующих предметний мир общественной культу
ри, так и момент чоловеко^ормирукицей функции, поскольку именно

практика проявляет и формирует естественные задатки человека соответственно его природной индивидуальности и общественному своеобразию, развивает его как природное и общественное существо. От-свда общественная культура в целом и экологическая в частности выступает своеобразной социальной экологией человека;

обосновано, что экологическая политика - определенный ракурс общественной формы самосознания. Она соизмеряет экологические потребности и экологические интересы, вырабатывает социально-экологическую цель преобразования природы и находит материально-технические средства для реализации этой цели. Исходя из этого, экологическую политику можно определить как одну из форм социальной полигики, направленной на выбор и реализацию определенного типа взаимосвязей между обществом и природой, основывающегося на соответствующем типе производства, формах социально-экономической жизни общества и личностном факторе культуры;

предложено определение экологического воспитания как процесса целенаправленного воздействия общества на личность с целью формирования у нее экологического сознания, отражающего закономерности сохранения единства общества и природы, необходимых . убеждений и практических навыков, ценностных ориентации. Выделены и раскрыты три уровня формирования экологической культуры личности: эмоционально-психологический, нравственный, научно-мировоззренческий. Установлено, что общий метод экологического воспитания совпадает с механизмами генезиса трудовой деятельности человека и процесса познания. Применительно к личности экологическая культура монет быть рассмотрена как ее особое качество, как такое отношение к природе, в котором она, реализуя свою деятельность и раскрывая в ней свого индивидуальность, содействует рас-крнтига жизненных сил природы, ев многообразных сеойств и потенциальных возможностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические положения, выводы и обобщения могут быть использованы для определения содержания и средств формирования экологической культуры, ее соотношения с экологической политикой, потребностями и интересами, для разработки и реализации конкретных методов и форм экологического воспитания, учитывая их взаимную детерминацию и особенности вослнтуешх.

Теоретические выводы диссертационной работы могут быть использованы для дальнейшего углубления рассматриваемой проблемы в

области совершенствования общих и специальных курсов до эколог чеокой культуре' и экологическому воспитанию, социальной эколог педагогике. Свое практическое применение выводы диссертации на дут также в лекционно-пропагандистской работе, организации кру лых столов, диспутов, научно-практических конференций.

Апробация работы. Основные положения исследования апроби ровакы на УШ Всесоюзных чтениях молодых ученых "Молодежь и тво чеотво:' социально-философокие проблемы" /Мэоква, 22-28 мая

  1. г./, на Республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы коммунистического воспитания в условиях пе. стройки" /Киев, 19-21 октября 1988 г./, на Всесоюзной научно-т ретичеокой конференции "Актуальные проблемы научного коммунизм в условиях реальностей современного мира" /Киев, 30 мая - I ию

  2. г./. Основное содержание работы отражено в трех цубликаци ях. Материалы диссертации обсуждались на методологических семи pax кафедры философии философского факультета и кафедры социал но-шлитических проблем современного общеотва философского факультета Киевокого государственного университета им.Т»Г.Шевчея

Структура исследования. Выбор объекта исследования, сфорі лированная цель и поставленные задачи . преде лили структуру работы, которая состоит из введения, пяти разделов, заключения списка использованной литературы.