Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис принципа единства исторического и логического в космогоническом знании Иванов, Андрей Федорович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов, Андрей Федорович. Генезис принципа единства исторического и логического в космогоническом знании : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Ленинград, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

... Актуальность настоящего исследования диктуется динамикой развития-человеческого познания на современном этапе. Существо этого процесса составляет проникновение идеи развитая во все области нашего знания, вследствие чего она приобретает универсальный характер. В связи с этим получают доланую универсальность аринпдда материалистической диалектика как теории познания, в том числе пришил бдинства исторического и логического. Философия, дедуцируя своя принципы из истории сознания, при уточнении их сути и сферы реализации привлекает опять же исто-рико-цознавательиый материал. До сих пор вопрос об отношении исторического и логического разрабатывался главны;.! образом на материале общественных наук. Теперь же, с проникновением идол развития в самые основания естествознания резко увеличилась сфера реализации указанного принципа. Таким образом становится возможным проверить правильность различных подходов к проблеме единства исторического и логического через анализ последней в различных областях знания. "

Потребности естественных наук так же определяют необходимость дальнейшей разработки принципа единства исторического и логического, и прежде всего космолого-косыогонического знания. Суть трансформаций, каторые оно переливает, состоит в том, что идея развития проникает в саму ткань научного исследования, все более упрочается идея глобального эволюционизма. Идея эво-лшии. приобретает глобальное, космологическое значение. Ира - этом не исключается возможность изменения в процессе эволюции Вселенной фундаментальных законов природы1. Идея развития ста-. новится неотъемлемой частью концептуального фундамента новой. научной картины мира. .

. - ., Подобное преобразование естественнонаучного взгляда на мир в значительной степеня актуализирует философский анализ цроблемв.тождества исторического я логического применительно к

: ^*См.г Мостепаненко A.M. Физика н космология XX века:, от субъективной диалектика' - к объективной // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. - 1., 1987. - С.5-6.

аредмвту естественных наук. Тем более "чрезвычайно благодарной кажется задача проследить его конкретнее, подробнее, на ас-тории отдельных н а у к ., в частности космологии и космогонии.

Современное состояние. Из истории философии нам известны два способа постановки и решения этой проблемы: в немецкой идеалистической диалектике, наиболее полно - в системе Гегеля, и в марксистской материалистической диалектике, которая вскрш:

; и преодолела ограниченность гегелевской постановки вопроса. . дальнейшее свое развитие .марксистская концепция соотноше-

' ния исторического и логического получила в.ходе дискуссии 50-ЄО-х годов. Однако еда рано говорять о том, что все аспекты названной проблемы нашли однозначное и общепринятое решение, тем более если учитывать специфику и отличие друг от друга общественных наук и естествознания. Соответственно этому довольп обширная философская литература по данной проблематике условно делится на две неравноценные группы. .'"'

В первой - домннирувдей - анализируется отношение^ догичес

, - кого к историческому на материале . общественных наук,, главным Образом в виде комментариев к "Капиталу". К.Маркса: работы Вазі - лина В.1., Ильенкова Э.З., Касымяанова АД., Копнина П.В., Ма-равва С.Н., Розентадя МЛ., Шоптулина А.П., Шинкарука В.И. и

ДР.. ' ' ..

Во второй группе, заметно меньшей, диалектика историческс . го и логического рассматривается на материале естествознания: работы Ивакива А.А., Палий В.Ф,, Подкорытова Г.А., Рожанко Н..'. Черняка В.С. - и некоторых других.

Такая диспропорция отнюдь не случайна. Она отражает те . трудности, которые испытывает науки о неживой природе, штаясі

приложить понятие исторического к своим объектам /особенно в
физике/. ',;.'.,-'

В диссертации используются работы как из первой, так и и;

второй групп. Привлекается так же ряд работ по истории филосо
фии: Асмуса В.Ф., Богомолова А.С., Каримского A.M., Кессиди Ф.

. Семушкива А.В., Соколова В.В., Сусловой I.А. и др., и по исто] науки: Ахутина А.В., ГаЙденко П.П., .Ервмеевой А.И., Козенко А,

^'двнин ВЛ. .Полв.собр.соч. - Т. 29,' -Є.298.

Сойре А., Лейзера Д., Рожанского И.Д., Такнаря П. я др.

Кроме того, при написания диссертации автор опзрмся на штературу, в которой рассматриваются философские вопросы физики и космологии: работы Амбарцумяна В.А., .Ахлибинанского Б.В.-, Балашова А.В., Казютинского В.В., Мостепанешсо A.M., Роженко Н. L, Турсунова А., Чудиноза В.А. и др., и на литературу, в кото-. рой представлены современные научные взгляды на строение а эволюцию Вселенной: работы Гуревича Л.Э., Девиса Д., Черница А.Д., Литовского И.С-. и др.

Особое внимание уделяется анализу историко-философских и историко-научных источников: фрагментов древнегреческих филосо-|юв, сочинений Н.Кузанского,"Р.Декарта, И.Канта, П.С.Лапласа, ДжЛ.Джинса и др..-.'

Нежь настоящей работы может быть определена в двух планах. Во-первых, предполагается исследование двух вопросов, имеющих важное значение для концептуального понимания.отношения логического к.историческому: вопрос о необходимых предпосылках возникновения-проблемы соотношения исторического и логического и вопрос об условиях ее правильного решения. Во-вторых, -имеется в виду проследить генезис и развитие этой проблемы в- конкретной области человеческого знания - космологии и'космогонии.

Методологической основой данного исследования служат принципы материалистической диалектики как теории познания. В более узком смысле - это принцип развития,,принцип объективности законов познания-и.сам.принцип единства исторического и логического.

Основные результаты:

.- показано, что в качестве своей необходимой предпосылки идея тождества исторического и логического имеет.идею развития. 'Отношение логического к историческому, независимо от того осознает ли его познающий субъект или нет,, т.е. объективно, возникает- тогда, когда пытаются рассматривать развитие, как закономерный процесс, имманентный исследуемому объекту; ;. ' - на основе анализа и сопоставления различных способов реализации идеи.развития обосновывается тезис, что-правильность логической реконструкции истории объекта непосредственно зависит от принятой субъектом концепции развития. Если, модель развития неверна, то неизбежно искажается реконструируемая, исто- " .рая. Реконструируемое прошлое должно совпадать с известными

фактами. 3 противном случае,, если этого совпадения нет, сле
дует исправлять концепцию развития, т.о. логическое, а не реал
ную истории, что сделал, например,' Гегель, столкнувшись с этой
проблемой; . "

единство исторического и'логического.включает в себя следупдяз моменты: /1/ взаимоотношения развивавшегося предмета истории формирования, теории этого предмета, теории асследуемог' предмета в.самой развитой ее фаза и развивающейся логики человеческого мышления; /2/ требование рассматривать историю предмета с точки .зрения высшей стадия его развития, при этом.необх димо иметь в виду два аспекта: развиваются сама законы эволюци. предмета и проблему начала и .последовательности логической реконструкции истории предмета; /3/ соотношение исторического и логического методов критики' предшествующих теорий; /4/ откры- . тость теоретической системы;

общая тендонция -проявления единства исторического' и логического в античных космолого-космогонячаских построениях характеризуется движением от неосознанного утверждения-их тоядес тва ранними материалистами через осознание совпадения единства онтологического и логического идеалистами к осознанному отнозе кию логического к историческому поздними материалистами /стопками/; .. '

- в последующие эпохи соотношение исторического и логичас - кого в связи с допущением некоторой эволюции Космоса подвергается методологической рефлексии, в результате чего была предпр пята попытка реализовать их единство в космогонической теории концепции космогеноза Солнечной системы Р.Декарта, которая характеризуется закрытым типом единства исторического и. логического;

П.С.Лаплас, проанализировав последовательность разверть вания предмета в современной ему астрономической теории и сраї нив ее с историческим развитием астрономии, обнаружил их совпг дениэ, т.е. осознал единство исторического и логического в фот Mg, единства истории теории и самой теории в высшей стадии ее раэвятия; . - .

в рамках современной космологической теории происходит переход от абсолютного актуализма классической науки к относительному актуализму наклассической науки. Тем самым создаются

- о -

івобходимне предпосылка для реализация отктитого тяла единства ;сторического я логического з космолого-космогоиическом знании.

Новизна исследования. 3 дзссзртапда анализируется реализация принципа единства исторического ї логического в ясторяя кос-гагснип. 3 связи с этим вводится эха един яаря-Т/ с сузвствувиш-ш ксптеряй периодизации истории этой науки - степень понимания объектом отнопинзя логического / кссмолого-яссмогоняческих юнцепций / к историческому / действительной эволеция Мегами-;а/. ._ "

Согласно указанному критерии историю космогония «одно раз-іять на три перледа /"круга"/. Первый период ограничен антячнн-и представлениями о Зселеннсй, в которых соотношение ясторз-гаского и логического осознается з предельно абстрактней форма сак отношение мысли и бытия /Элааты/. Второй период охватывает :обой главным образом движение кссмолсго-кссмогснического знания эпохи Возрождения и Ясного времени, основным результатом сотового является установление первых законов природы /механи-:а Ньютона/; тем самым логическое получает строго оОсснованЕОэ гомологическое основание. Третий период развития космогония :вязан со становлением естественнонаучного подхода к проблеме сосмогенеза /от П.Канта до наших дней/; в рамках этого периода гроблэма тождества исторического а логического раэзаваятся от іакрнтого типа их единства в механистической космогонии Канта-[аяласа, в которой законы-Вселенной инвариантны, к открытому :ппу единстза исторического и логического в современных кссмо-

[ОГЯЧеСКИХ МОДеЛЯХ, 3 КОТОРЫХ ЯрИЗКаеТСЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЕОМОЛОГНЧВС-

:оЗ структуры Вселенной.

В целом истории космогония /космология/ свойственна определенная направленность. Во-первых, развитие космолого-космого-сжческих идей идет от единства онтологического л логического к іданству исторического и логического, при этом каздый новый этац іазвптжя науки о Вселенной связан с расширением помологической !ази логического. Во-вторых, указанная наука развивается от ак-гуалязма, как ограниченной формы реализации единства ясторячзс-сого н логического /закрытый тип/, к днадактяко-матэриалястн-геской концепции их единства /открытый гид/.

. Таоретнчаская я практическая значимость. Результаты, полу-тпниа при проведении настоящего исследования имеют непосредст—

венное отношение к целому ряду проблем материалистической диалектики: проблемам развития, построения научных теорий, эволюции номологической структуры мира и т.д. Основные выводы данноі работы могут и должны быть учтены при построении космологических теорий. Кроме того, эти результаты имеют практическое значение для преподавания общего курса философии в учебных заведениях, а также для чтения философских и естественнонаучных спецкурсов по истории и методологии космолого-космогонического знания.

Структура и объем работы. Структура диссертационного иссл> дования определяется необходимостью преодолеть существующий ны разрыв между анализом принципа единства исторического и логиче< кого в качестве одного из важнейших принципов материаллстическ диалектики как теории познания, с одной стороны, и реализацией-этого принципа в космологии /космогонии/ в результате элиминац сомнения в развитии неживой природы, включая фундаментальные з, коны мироздания, - с другой.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения /в го - 182 стр./ и списка литературы Д34 наименований/.