Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гносеологическая функция категории условия Платонов Андрей Владимирович

Гносеологическая функция категории условия
<
Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия Гносеологическая функция категории условия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Платонов Андрей Владимирович. Гносеологическая функция категории условия : ил РГБ ОД 61:85-9/441

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Категория "условие" в системе диалектического материализма

1.1. Обусловленность как форма универсальной связи объективного мира II

1.2. Системный подход к определению категории "условие" 26

1.3. Типология видов условий 47

ГЛАВА П. Роль категории "условие" в научном познании

2.1. Принцип обусловленности научного знания 61

2.2. Категория условия в системе специальнонаучного знания 83

2.2.а. Обусловленность познавательного цикла

2.2.6. Вхождение категории условия в теоретическую систему научного знания 104

2.3. Условие и гносеологическая условность 130

Заключение 146

Библиография 152

Введение к работе

ХХУІ съезд КПСС, выдвигая перед обществоведами задачу систематической творческой разработки марксистско-ленинской науки, указал, что ее решение является важнейшим условием успешной деятельности Коммунистической партии в теоретическом анализе происходящих событий, творческом предвидении будущего, эффективном управлении общественными процессами. "Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории" .

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС указал, что "... эффективность и сила идейно-воспитательной и идеологической работы - в ее обоснованности, в опоре на самую передовую, постоянно разви р вающуюся марксистско-ленинскую теорию... .

В решении этих задач немаловажное значение имеет исследование системы категорий материалистической диалектики и теории познания, составляющих методологическую базу специальнонаучного знания и практической деятельности. Материалистическая диалектика - живая душа марксизма, к которой, по словам В.И.Ленина, схо 3 дится вся сеть высказываемых и обсуждаемых марксизмом идей . Именно поэтому категориальный строй диалектики должен быть достаточно динамичным, гибким, отражать и творчески осваивать то новое, что происходит в науке и повседневной практической деятельности.

Существенная роль в решении стоящих перед обществоведами задач по осмыслению новых процессов общественной жизни и современной науки принадлежит категории условия, являющейся объектом

Актуальность темы исследования. В структуре диалектического материализма "условие и обусловленное" занимают особо важное место, выполняя существенную методологическую, гносеологическую и мировоззренческую нагрузку. Отражая важнейшую форму всеобщей связи и обусловленности явлений материального мира, категория условия входит в понятийный аппарат всех принципов и законов диалектического материализма и особенно - детерминизма и причинности, где без учета фактора обусловленности невозможно раскрыть конкретный механизм причинения и детерминации.

Заметно возрастает значимость категории условия в системе специальнонаучного знания, где процессы интеграции и дифференциации выдвинули задачу детального анализа условий перехода одних теорий в другие, пределов функционирования методов, границ действия фундаментальных научных законов.

Все более актуальным становится практическое изучение и создание оптимальных условий дальнейшего развития социалистического образа жизни, всестороннего развития личности, когда в дело формирования коммунистической сознательности, выявления эффективных условий воспитания нового человека включаются все сферы духовной жизни общества. Программа социального развития, разработанная Коммунистической партией и правительством на грядущее десятилетие, также выдвинула ряд задач детального изучения условий совершенствования научного управления обществом, совершенствования его прогностических функций.

Перечисленные (далеко не исчерпывающие) факторы вызывают необходимость теоретического анализа категории условия и характера ее функционирования в качестве принципа обусловленности.

Степень разработанности темы. Несмотря на актуальность и настоятельность дальнейшего анализа категории условия, специальное исследование последней не проводилось более двух десятилетий. Причем и два десятилетия назад лишь кандидатская диссертация Г.Кребера и несколько статей посвящены анализу проблемы

обусловленности. Во всех других работах данная категория анали р зировалась лишь в структуре детерминизма и причинности . Важность такого исследования несомненна, но очевидно и то, что вхождение категории условия в данные и другие принципы говорит о ее значении как автономной самостоятельной категории.

Почти отсутствуют исследования о функционировании категории условия в специальнонаучном знании, за исключением работ, посвященных анализу вхождения данной категории в физические науки и работы В.В.Мантатова , посвященной анализу диалектики условного отражения вообще и знакового отражения в частности. В перечисленных выше работах справедливо отмечается возрастающая роль категории условия в современном знании, что выражается фактом включения последней в структуру многих теоретических систем, в частности в структуру современных физических теорий. Диалектика обусловленности знания и соотношение категорий "условие" и "закон" исследуется в работе М.В.Асатряна , где поддерживается концепция причинности как достаточного и необходимого условия.

Указанные труды существенно восполняют пробел в изучении категории условия, но не снимают актуальности дальнейшего изучения этой малоразработанной проблемы как в онтологическом, так и в гносеологическом плане.

Цели и задачи диссертационного исследования заключаются в том, чтобы, опираясь на исходные идеи, сформулированные основоположниками марксизма, а также на имеющуюся информацию по указанной проблеме, осуществить дальнейшую разработку малоисследованных онтологических и гносеологических аспектов категории условия, ее роли в познавательной и практической деятельности общества.

Конкретные задачи диссертации состоят в том, чтобы:

- продолжить разработку концепции обусловленности как единства онтологического и гносеологического аспектов категории условия ;

- на основе применения системного подхода дать более корректное по сравнению с существующим определение категории условия и выработать критерии классификации видов условий ;

- разработать понятийный аппарат принципа обусловленности и выявить характер связи последнего с другими гносеологическими и методологическими принципами ;

- исследовать специфику функционирования категории условия в системе специальнонаучного знания;

- раскрыть несостоятельность односторонних субъективно-идеалистических концепций категории условия и обусловленности ;

- показать методологическую значимость принципа обусловленности в познавательной и практической деятельности общества.

Методологической основой настоящего исследования явились труды основоположников марксистско-ленинской философии, партийные и правительственные документы о повышении эффективности научной и идеологической работы, роли общественных наук в совершенствовании социальных отношений развитого социализма.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- показано, что принцип обусловленности является самостоятельным методологическим, гносеологическим и мировоззренческим ориентиром, входящим в содержание теории диалектического материализма с соответствующим понятийным аппаратом ;

- с помощью системного подхода дано определение категории условия, раскрыта структура категорий "условие - обусловленное" и ее отличие от структуры причинно-следственной связи ;

- проведен анализ и дана классификация видов обусловленности ;

- показана роль гносеологической функции категории условия в анализе объект-субъектных отношений ;

- установлен механизм функционирования принципа обусловленности в познавательном цикле, включающем взаимодействие объекта, субъекта, средств познания на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования ; - обоснована специфика включения категории условия в структуру естественнонаучных теорий (преимущественно физики и химии), ее модификации в понятийном аппарате формализованных и неформализованных теоретических систем ;

- проведен анализ содержания понятия "условность" и выявлена связь последней с проблемой субъективной обусловленности знания, отражающей свойства объективного мира в опосредованной форме ;

- осуществлен критический анализ субъективно-идеалистических конвенционалистских концепций обусловленности знания, рассматривающих фактор условности как результат чистой конвенции, произвольно принятой в процессе познания.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты имеют научно-теоретическое, научно-практическое и учебно-методическое значение.

Научно-теоретическое значение состоит в углублении знаний о сущности категории условия и конкретном функционировании ее в специальнонаучном знании, во введении принципа обусловленности в категориальную систему философских принципов. Научно-практическое - в возможности применения рассматриваемой категории при выявлении оптимальных условий совершенствования социальных отношений зрелого социализма, системы управления народнохозяйственными комплексами, совершенствования идеологической и воспитательной работы. Учебно-методическое - в дополнении разделов учебной программы по диалектическому и историческому материализму по темам "Категории материалистической диалектики", "Познание как отражение действительности" информационным материалом о гносеологических и методологических функциях категории условия.

Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в работе методологических семинаров.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на объединенном заседании кафедр философии, истории философии и логики философско-экономического факультета Ташкентского Государственного университета им.В.И.Ленина. Отдельные аспекты диссертации докладывались на всесоюзных конференциях "Ленинское философское наследие и современность", Ташкент, 1980 ; "Проблемы диалектики и логики научного познания", Ташкент, 1984, а также на научно-теоретических конференциях молодых ученых Узбекистана в 1982 и 1983 гг.

Содержание и структура работы отражают логику задач, поставленных в диссертационном исследовании.

В первой главе,"Категория "условие" в системе диалектического материализма",обсуждаются подходы к определению категории условия и дается авторская позиция по данной проблеме на основе применения системного подхода. Раскрывается структура обусловленности по пространственному и временному параметрам, а также соотношение категории условия с системой категорий детерминации. Предлагается авторская позиция в решении проблемы типологии видов и форм обусловленности явлений материального мира и познания.

Во второй главе, "Роль категории "условие" в научном познании", раскрывается содержание и структура принципа обусловленности знания, разрабатывается его понятийный аппарат. На основе изложенных идей дается методологический анализ специфики функционирования категории условия в контексте диалектико-материалистической концепции объект-субъектных отношений в процессе познавательно-практического освоения человеком законов объективного мира. 

Рассматривается типология условий, функционирующих в познавательном цикле: объективные, объективно-субъектные, субъективные. Подобная типология позволяет раскрыть диалектику взаимосвязи объекта и субъекта в процессе познания, решить проблему вхождения субъективного фактора в познавательный цикл, а также выявить соотношение категорий "условие" и "условность" с последующей критикой концепций, абсолютизирующих особенности условного отражения, превращающих результаты познания в следствия субъективной конструирующей деятельности субъекта.

В диссертации проводится исследование специфики вхождения категории "условие" в теоретические системы логико-математических и естественных наук, модифицированных в структуре естественнонаучного знания в понятиях: "начальные условия", "краевые условия", "условия предельного перехода". Ставится на обсуждение вопрос о функционировании категории условия в обществоведческих науках и в решении задач, диктуемых практическими потребностями современной жизни.  

Обусловленность как форма универсальной связи объективного мира

Буквальное значение понятия обусловленности является производным от категории "условие", согласно которой утверждается зависимость существования или изменения тех или иных явлений, процессов от определенной совокупности существующих и воздействующих на них объектов или факторов . Понятие обусловленности и представляется сокращенным выражением этой специфической связи условия и обусловленности наподобие того, как термин причинность предполагает генетический характер связи причины и следствия. В самом общем плане обусловленность - это особая форма универсальной связи, существенными чертами которой являются связанность (непосредственная или опосредованная) явлений, воздействие их друг на друга, выражающееся в обмене энергией, движением, информацией и т.д., зависимость конкретной цепи связей одних явлений от других. Причем характер зависимости может быть закономерным и случайным.

Обнаружение этой общей формы обусловленности и зависимости относится к тому периоду зарождения научного знания, когда человечество становится способным выделить из природы, абстрагировать идею связи всех мировых процессов. Этот период, по единодушному мнению специалистов в области истории и культуры человечества, заслуженно связывается с древнегреческой цивилизацией. Как отмечал Ф.Энгельс, "У греков - именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания"1.

То же самое отмечали исследователи, изучавшие различные аспекты эволюции духовной жизни общества, - известные историки науки Дж.Бернал, Дж.Томпсон , П.С.Кудрявцев и др. Так П.С.Кудрявцев писал, что "несмотря на огромные заслуги Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических ре-цептов, именно здесь развивался научный метод" . Иными словами, практические знания, рецепты, как справедливо отмечает П.С.Кудрявцев, еще не составляют науку. Для последней необходима способность обобщать эти знания, формулировать общие принципы, составлять общую систему.

Ф.Энгельс отмечал, что подлинное развитие науки опытного естествознания, опирающегося на факты, начинается лишь с конца ХУ века. Основное направление его развития, вплоть до XIX столетия, состояло, по его словам, в следующем: в разложении природы на ее составные части, разделении различных процессов и предметов природы на классы, исследовании внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам . Соответственно этим задачам науки изменяется способ научного мышления, требующий рассматривать явления и процессы природы в их обособленности, конкретном воздействии друг на друга. Этот способ мышления, как известно, вошел в историю как метафизический. Только после накопления достаточного фактического материала возникла возможность и потребность вернуться опять к идее всеобщей взаимосвязи и взаимодействия, но не умозрительно, а на основе фактического материала. Идея всеобщей универсальной связи получает конкретное обоснование как связи, представляющей бесконечное многообразие качественно различных взаимодействующих и взаимообусловленных процессов .

Этот краткий экскурс в историю становления и эволюции научных методов в естествознании позволяет сделать несколько обобщающих выводов следующего порядкаі возникновение системы научного знания возможно лишь при наличии способности общества (той ее части, которая занимается интеллектуальным трудом) фиксировать всеобщую взаимосвязь и взаимозависимость процессов природы и общества, при наличии определенного минимума фактических данных, полученных в процессе практической деятельности. Эта фиксация, несмотря на созерцательно-абстрактный характер, ошибочность в объяснении частных деталей картины мира,является необходимым звеном в дальнейшем развитии знания, ибо без умения схватывать общее, единое, целостное невозможно глубоко проникнуть в сущность природы.

Типология видов условий

В современной философской литературе проблеме типологии условий, так же как и самой категории условия, уделяется относительно незначительное внимание, хотя, на наш взгляд, выявление различных видов условий могло бы способствовать получению положительных результатов как в научно-исследовательской, так и в производственной практической деятельности людей, ибо существованию, изменению, возникновению или гибели какого-либо процесса или явления способствуют условия, которые различаются между собой и по своей природе, функции, и по способу связи с обусловливаемым объектом. Это усложняет выбор какой-либо оптимальной системы с минимальным количеством условий для получения максимального эффекта как в процессе научного исследования, так и в практической деятельности. Тем не менее, несмотря на недостаточность анализа этой проблемы, можно выделить ряд попыток исследователей в обосновании классификации видов условий.

Интересным представляется детальный анализ данной проблемы, предпринятый М.В.Асатряном в его книге "Закон и" условия его действия" в плане исследования роли условий в функционировании закона. Так, в зависимости от отношения условий к содержанию закона, значимости их в его действии Асатрян выделяет четыре группы условий: специфические, неспецифические, случайные и частные . Специфическими Асатрян называет условия, "...являющиеся имманентными и существенными для закона, определяющие его специфическое содержание... условия же необходимые для действия закона, но не определяющие его специфического содержания... - "неспецифическими условиями".

Далее автор отмечает, что поскольку специфические и неспецифические условия являются необходимыми условиями для закона, возникает необходимость выявления каких-то признаков, отличающих их друг от друга. Один из этих признаков состоит в том, что связь между специфическими условиями и законом является неразрывной с обеих сторон, в то время как связь неспецифических условий с законом оказывается неразрывной только с одной стороны. В первом случае закон действует параллельно возникновению и исчезновению специфических условий, неспецифические же условия могут существовать независимо от закона как до его появления, так и после . Другим моментом является то, что специфические условия, характеризуемые как внутренние для процесса и определяющие его содержание, не могут быть связанными с процессами качественно иного характера, в то время как неспецифические условия, являясь внешними, могут служить условиями для качественно иной области явлений.

Однако выделение этих двух признаков является верным лишь для всего комплекса специфических условий, но не по отношению к выделяет следующие виды условий. Сопутствующие условия или условия, от которых какое-либо явление или процесс зависит случайным образом. Эти условия "... образуют общий фон событий или явлений, на котором данное явление существует - совокупность одновременно с данным явлением существующих и окружающих его обстоятельств"1. Они не оказывают существенного влияния на сущность и содержание данного явления или процесса, а определяют только форму их существования, само же существование явления от них не зависит.

Необходимым Кребер называет такое условие, без осуществле-ния которого данное явление не может существовать . В случае необходимого, но недостаточного условия реализация его еще не влечет за собой обязательное существование обусловливаемого явления, и его "следует далее определить как условие, осуществление которого делает существование данного явления возможным . С этого момента в типологии Кребера нарастает неопределенность выделения признаков, по которым можно отличить достаточные уело -вия. В данном случае достаточные условия определяются как "совокупность всех необходимых для существования" явлений условий, в другом - достаточными могут быть и не необходимые условия . В то же время, определяемое далее понятие необходимого и достаточ-ного условия также может быть заменено в определенных ситуациях понятием совокупности всех необходимых условий.

Принцип обусловленности научного знания

Важнейшим принципом марксистско-ленинской философии в целом и теории познания в особенности является положение об обусловленности всей познавательной деятельности человека. #.Энгельс писал: "... все приобретенные нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем" . Это ключевое положение диалектико-материалистическое теории познания получило впервые обоснование в марксистской концепции обусловленности знания, в которую органично и строго включается система факторов природной и социальной реальности. В рамках материалистического решения основного вопроса философии определяется конкретная форма воздействия данных факторов на познавательный процесс.

Марксизм смог с позиции диалектико-материалистической методологии конструктивно и критически переработать весь предшествующий позитивный материал о механизме познавательного процесса, который был добыт философией и наукой предшествующих периодов. Применительно к концепции обусловленности знания это означает выработку нового взгляда, прежде всего, на сам познавательный процесс. Познание, по мнению основоположников марксизма, - это не просто освоение индивидумом, человеком каких-либо фрагментов внешнего мира, как утверждали домарксовские материалисты, а сложный общественно-исторический и практический процесс объективно-субъективных отношений, где в структуру общественно-исторического взаимодействия включены оба элемента познавательного процесса . Далее, важным моментом диалектико-материалистической концепции знания является проблема обусловленности познания в контексте основного процесса философии, что позволяет выделить в системе обуславливающих факторов главные, определяющие и на основании последних более детально изучить другие аспекты обусловливания.

Этот момент имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение с точки зрения критики плюралистических концепций, получивших широкое распространение в политике, социологии и в науке. Как отмечает А.В.Момджян, в философии и социологии "...плюрализм направлен против материалистического понимания истории, против фундаментальных идей о первичности общественного бытия в сложной системе общественных отношений. Плюралистическая теория факторов пытается уравнять все структурные элементы общества, придать им автономность" .

Применительно к знанию плюралистическая концепция множественности равнодействующих факторов не в состоянии раскрыть реальную обусловленность знания, и зачастую изменение последнего объясняется психологическими или биологическими детерминантами. Так, английский социолог Старк полагает, что знание в одинаковой степени обусловлено факторами духовного и социального порядка, которые в своем воздействии на познавательный процесс симметричны . Такого рода подход лишь по форме является нейтралистским, якобы независимым от философского направления, а по существу, искажая характер обусловленности познавательного процесса, смыкается с идеалистической интерпретацией знания. Не отрицая многофакторности воздействия на знание, марксистская философия, в соответствии с принципами материалистического монизма, выделяет главные обусловливающие факторы знания, заключающиеся в определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Диалектический материализм вносит существенное изменение в схему познавательного процесса, представленную в методологии метафизического материализма и естественнонаучного материализма двухэлементным отношением: объект познания и субъект. Объект познания в этой двухэлементной системе обусловливает знание своей специфической природой, субъект - своим активным воздействием, субъективным человеческим чувственно-рациональным и эмоциональным способом освоения объекта.

В действительности же процесс познания более сложен, он опосредован субъектом не только индивидуально, но и всей общественно-исторической практикой человека, которая вплетается в структуру познавательного процесса в качестве связующего звена, воздействующего на характер и способ познания . Это опосредующее звено или третий элемент познавательного процесса обусловливает характер и способ познания, а также и его направление не фрагментарно, а комплексно, системно и постоянно. В этот комплекс входят социально-экономические, культурные, политические, идеологические, нравственно-оценочные и другие факторы, связанные между собой определенным образом. И эта связь специфична на каждом этапе исторического развития. Характеризуя особенность социально-политической обусловленности знания, Маркс писал: "Главный недостаток всего предшествующего материализма... заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как чувственно-человеческая деятельность, практика; не субъективно. Поэтому деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась абстрактно идеализмом, - который, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой .

Вхождение категории условия в теоретическую систему научного знания

Важным аспектом гносеологической функции категории "условие" является функционирование ее в структуре готового научного знания - в системе теорий, представляющих целостные системы.

Известно, что современное знание - сложная комплексная система со своими специфическими принципами и регулятивами. Теоретическое знание в этой системе является более зрелым и совершенным компонентом, обеспечивающим не только объяснение фактов и законов, но и предсказание будущих событий. Теорию определяют как систему знаний, выраженную в форме идеальных образов, отражающих всю необходимую совокупность свойств и связей объекта, взятых в их естественной взаимозависимости . По своему содержанию, обусловленному спецификой отражаемого объекта, и по форме, обусловленной особенностями освоения последнего в категориальной системе, теории различньг. Так, выделяют формализованные теоретические системы с предельным использованием логико-математического аппарата, гипотетико-дедуктивные, такие, как математика, логика, физика; частично формализованные, но с преобладанием качественного описания процессов - такие, как химия, биология; неформализованные -гуманитарные науки.

Тем не менее, несмотря на различия, есть инвариантные черты, свойственные всем теориям. Каждая теория представляет собой систему законов, принципов, категорий, понятий, взаимосвязанных определенным образом, функционирование которых определено и ограничено строгими условиями. Многие естествоиспытатели считают даже, что ограничение - существенный признак всякой теории. Так, Уит-текер утверждает, что законы природы и науки - это запреты, которые, подобно первому и второму началу термодинамики, определяют не то, что может быть, а то, что не может происходить в природе . То же самое утверждают А.Фишер и Дк. Марсден, считая, что "если мы хотим иметь достаточно хорошую теорию..., мы должны на-ложить жесткие ограничения , т.е. выявить те условия, при которых функционируют входящие в теорию законы. Этот момент отмечал также и Л.Бриллюэн, характеризуя информационный аспект теории . Согласно теории информации, получение информации всегда происходит как ограничение на поле ожидаемых событий4.

Рассмотрим конкретно особенности вхождения категории условия в теоретическую систему знаний.

Начнём с системы физической науки, которая по праву относится к лидирущей системе знаний по всем параметрам: сфере охвата законов природы, глубине их отражения, эффективности внедрения в практику и совершенству теорий. Последний момент особенно важен в нашем исследовании, поскольку на примере более зрелой теории, представляющей собой синтез строгой формализации и содержательного отражения физических законов, выявление функции категории условия будет более репрезентативным. Как отмечалось выше, системообразующей основой теоретического знания являются фундаментальные принципы и законы. Естествоиспытатели не видят между ними большого различия и очень часто употребляют данные понятия как синонимичные и взаимозаменяемые . Видимо, здесь есть определенный резон, ибо принципы, как правило выражают закон или группу законов (например, принцип сохранения), а в тех случаях,когда принцип формулируется в качестве постулата и раньше закона, последний, как правило, содержится в неявном виде и рано или поздно открывается. Поэтому есть смысл начать исследование с фундаментальных принципов и законов, составляющих скелет, основу теории, а также определяющие условия и пределы функционирования последней.

По существующей типологии, физика представляет собой систему наук "о фундаментальных структурах материи, о веществе и поле... о формах существования материи - о пространстве и времени, отличающихся друг от друга, прежде всего, по объему исследования, который составляет фрагмент отмеченных фундаментальных структур и законов. В этом случае физика представляется как система дисциплин, включающих физику элементарных частиц, атомного ядра, атомную физику, молекулярную физику, физику твердых тел, жидкостей и газов, физику плазмы и физику космических тел .

Различие и единство этих теорий раскрывается в системе фундаментальных регулятивных принципов - соответствия, инвариантно-сти, ограничения . Не вдаваясь в историю рассмотрения данных принципов, отметим, что с точки зрения методологического философского подхода данные принципы раскрывают единство прерывности и непрерывности, преемственности и обновления, единства и качественного различия в развитии физического знания. Они показывают, что физические теории возникают не беспорядочно, а в определенной последовательности, где каждая, опираясь на предшествую 108 щую теорию, включает ее в свою структуру как частный случай и тем самым ограничивает рамки ее функционирования. Остановимся, прежде всего, на принципе соответствия, с которым физики связывают возникновение новых физических теорий-1-.

Похожие диссертации на Гносеологическая функция категории условия