Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Алтмышбаева, Джаныл Асылбековна

Гносеологические и классовые корни социобиологии человека
<
Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека Гносеологические и классовые корни социобиологии человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алтмышбаева, Джаныл Асылбековна. Гносеологические и классовые корни социобиологии человека : Дис. ... канд. философские науки : 09.00.01.-

Содержание к диссертации

Іглава.ійосеологические корни социобиологии:

1.Ццейно-теоретические источники возникновения

социобиологии _. _ _ _ стр.1о-3?

2.Критический анализ методологии социобиоло
гии _ _ стр.38-55

3.Гносеологические особенности становления

социобиологии _ стр5о-74

Иглава.Классовые корни социобиологии человека: 1.Биосоциальная проблема и идеологическая

борьба __ __ _ _ _ стр.75-106

2.Научная несостоятельность и реакционная сущность
социобиологии человека __ __ стр.106-118

3.Диалектика социального и биологического в раз
витии человека _ _ __ стр. 119-134

Заключение _ _ _ __ стр. 135-137

Библиография __ _ стр.138

з.

Введение к работе

Отмеченная на ХХУІ съезде КПСС важность "вопросов, связанных с формированием нового человека , не только требует дальнейшей разработки теоретических аспектов проблем , но и вызывает необходимость анализа достижений современной науки в изучении человека.

В условиях непрекращающейся идеологической борьбы особое место в этом анализе занимает "осмысление новых явлений" в западной науке, связанных с политикой, так как крах старых теорий, отражая глубокий кризис современной буржуазной идеологии, вызывает попытки выдвижения новых, еще более утонченных и изощренных, прикрытых маской наукообразности.

Интерес к данному направлению в философской литературе вызван прежде всего важностью рассматриваемых в этом русле таких проблем как синтез знания и сущность человека.

Актуальность данных проблем обусловлена: 1/необходимостыо разработки теоретического обоснования особенностей соотношения социального и биологического в развитии современного человека, 2/более углубленным развитием представлений о них и научно-теоретическим осмыслением новой исследовательской ситуации, сложившейся в современном человекознании.

Проблема соотношения социального и биологического широко исследуется в работах советских ученых: Б.Л.Астаурова, П.К.Анохина, Л.О.Бадаляна, А.А.Баева, С.С.Батенина, Д.К.Беляева, Н.П. Бочкова, Л.П.Дергачевой, Д.И.Дубровского, Н.П.Дубинина, Р.С.Карпинской, Н.Б.Оконской, С.А.Пастушного, П.Ф.Рокицкого, С.А.Рудзя-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.63.

4. вичюса, К.Е.Тарасова, П.Н.Федосеева, И.Т.Фролова, Г.И.Царегоро-цева, Е.К.Черненко, В.П.Эфроимсона, Б.Г.Кдина и др.

В работах советских ученых глубоко исследуется диалектика социального и биологического в развитии человека, активно разрабатываются философские проблемы генетики человека. В меньшей степени рассматриваются теоретико-познавательные проблемы современного синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания о человеке.

В советской философской литературе концепция социобиоло-гии выдвигается в качестве нового подхода, направленного на решение проблем экологического будущего.

Почти одновременное выдвижение концепции социобиологии в советской философской литературе в качестве нового подхода в синтезе социально-биологического знания и в качестве новой дисциплины в биологическом познании на Западе требует специального анализа методологических и мировоззренческих основ данного

направления.

Бурные дискуссии на Западе о несостоятельности социобиологии в качестве новой научной дисциплины были вызваны именно теми идейно-политическими факторами,которые сопутствовали появлению социобиологии на Западе. При этом спор в основном касался не столько частнонаучных проблем,сколько философских - природы научного знания, научного эксперимента,ответственности ученых

  1. См.: Орлов В.В. Социобиология /Философия пограничных проблем наук/ Сб., Пермь, 1975, вып.7; Ефимов Ю.И., Лисеев И.К., Стрельченко В.И. - Экология и мировоззрение. М., 1979

  2. В диссертации специальный анализ концепции социобиологии, выдвигаемой советскими исследователями, не проводится, так как по предмету исследования обе концепции не совпадают. Некоторый их сравнительный анализ представлен в последнем параграфе диссертации.

5. и т.д. В этой ситуации становится настоятельной потребность в позитивной разработке биосоциальной проблемы с диалектико-мате-риалистических позиций, и на этой основе развернутая критика новейших идеологических спекуляций на открытиях в рамках социально-биологических исследований.

Проблема соотношения социального и биологического всегда была ареной острой идеологической борьбы. Поэтому обвинения ряда известных ученых Запада в адрес социобиологии, что это новейшая разновидность биологизаторского направления, концепция генетической предопределенности развития человека, что в ней используются данные для обоснования предопределенности классового деления общества, расовой неполноценности отдельных народов и т.д. - все это вызывает необходимость серьезного отношения к появлению этого направления, необходимость его оценки с точки зрения последовательного материализма.

Являясь.самым значительным, относительно "новым достижением" буржуазной науки в данной области, концепция социобиологии представляет нам также возможность наглядно проследить процесс превращения позитивной науки в реакционную идеологию.

Значительный интерес представляет также тот факт, что в

концепции социобиологии человека мы сталкиваемся с некоторой

"легализацией" естественно-научного материализма, выраженной в

попытке философского обоснования данной теории на основе "науч-

р ного материализма" , что, несомненно, связано с общим кризисом

  1. Среди них такие известные генетики как Р.Левонтин, Р.Левине, Дж.Бекквит, С.Гулд.

  2. "Научный материализм" - разновидность натурализма. По мнению А.М.Каримского может рассматриваться как "определенная легализация" естественно-научного материализма.

6.

философской буржуазной мысли и является результатом определенной реакции на усиление марксистских позиций как ряда естествоиспытателей, так и философов.

Хотя официально считается, что данное направление "интеграции" биологического и социального знания было начата журналом "J&lcsocccbC jae/ice» в 1969 г., но краткий обзор развития социально-биологического движения показывает, что использование термина "социобиология" встречается уже в 50-х годах ХХ-го века в работах американских зоологов К.Ф.Хоккетта /1948 г./ и Дж.Р. Скотта /1950 г./ в современном значении, то есть в качестве названия междисциплинарной науки, находящейся между биологией / а именно экологией и физиологией/, психологией и социологией'0.

Правда, наряду с данным названием дисциплины использовались параллельно "биосоциология" и "социология животных", по-видимому, в силу ее полуофициального характера.

Ряд работ таких авторов, как ДжХаксли, Дж.Холдейн, К.Х. Уоддингтон, Э.Майр, Ж.Моно, К.Лоренц, М.Рьюз, Н.Тинберген, В.Ар-дри, Д.Моррис, Р.Доукинс, Р.Фишер, I.Тайгер,и Р.Фокс, У.Гамильтон и Р.Триверс, В.Уинн-Эдвардс, Р.Д.Александер, Сьюэл Райт, содержали в себе в большей или меньшей степени те идеи данного направления, которые получили относительно законченное и систематическое оформление в концепции социобиологии Э.О.Вильсона .

Вклад этих ученых в разработку данного направления, конечно,

offers. /j/f.ssji,/,/,. Z&-Z3

Barlow У We s ^ten/press /9f0, f>. ZSS.

3. Э.О.Вильсон - известный американский энтомолог, профессор Гарвардского университета, основной систематизатор социобиологии.

7. неоднозначен: от откровенно популяризаторских /Ардри, Моррис, Доукинс/ и реакционных работ Д.Лоренц, А.Дженсен/, до более глубокого осознания необходимости развития научной социобиологии, прослеживаемого в работах Дж.Хаксли, Э.Майра, К.Х.Уоддингтона, М.Рьюза, М.Салинза, П.О.Хопкинса, Р.Тюйе и Ж Барро.

Новым моментом в обосновании социобиологии было предложение Э.О.Вильсона синтезировать все достижения этологии и экологии с помощью "научного материализма"1на основе популяционной генетики, распространив область исследования социобиологии на социальные организации человека^.

Новизна социобиологического подхода проявилась также в использовании собственных методов в изучении содержания социальных наук.

Если первое предложение Вильсона /введение популяционной генетики в предмет социобиологии было встречено с энтузиазмом многими видными биологами/ в частности, К.Х.Уоддингтоном, Ст. Дж.Гулдом и др./, то второе предложение несколько озадачило специалистов; во-первых, самим фактом включения социальных отношен ний человека наряду с общественной жизнью животных в одну область исследования, а, во-вторых, связью с философией и политикой.

Причем Вильсон пытается обосновать отличие последних разработок социобиологического направления тем, что доказательством

  1. При этом интересно отметить, что основные вопросы социальной биологии человека и "научного материализма" совпадают - синтез знания и проблема человека.

  2. С этого момента под социобиологией понимают два ее варианта: общую социобиологию и социобиологию человека. Хотя сам Э.Вильсон такого разделения не проводит, у него социобиология человека - составная часть общей социобиологии.

8. "валидности" новой дисциплины является утверждение о том, что "социальное поведение человека имеет генетическую основу". Однако речь идет не о выделении области потенциальных возможностей поведения людей, а в попытках доказательства значения генов для отдельных изменчивых черт человека, включая агрессию, ксенофобию, альтруизм, внушаемость, конформизм и т.д. В действительности же, доказательства социобиологов подменяются постулированием.

Выбор данного направления в качестве объекта исследования обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что концепция социо-биологии используется современной буржуазной философией для восстановления консервативно-охранительного миросозерцания и выступает как бы "квинтэссенцией" всех тех мировоззренческих противоречий в оценке социальных последствий и перспектив развертывания НТР, которые раздирают современное общественное сознание и науку Запада, так как концепции социобиологии человека синтез знания направлен не только на познание природы человека, но и на примирение разноплановых, взаимоисключающих по форме интерпретаций социально-экономических процессов. Не останавливаясь на моментах

данного направления, получивших достаточную оценку в ряде работ , рассмотрим те стороны его учения, которые еще не нашли должного освещения в советской философской литературе. В соответствии, с

  1. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М.,1974, с.284

  2. См.: Федосеев ЇЇ.Н. Проблема социального и биологического в философии. - Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977; Фролов И.Т. Перспективы человечества. М., 1979; Тарасов К.Е., Черненко Е.К.Социальная детерминированность биологии человека, М.,1979; Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М., 1980; Биология и современное научное познание. М., 1980; Сатди-нова Н.Х. Социобиология - "за" и "против" - Вопросы философии. М., 1982, №3; Игнатьев В.Н. Социобиология человека: "Теория ген-но-культурной коэволюции" - Вопросы философии. М.,1982, 1Ю.

9. этим будут рассмотрены два основных вопроса, составляющих основное содержание концепции: проблема социального и биологического и проблема синтеза естественных, гуманитарных и социальных наук. Не менее важен и тот факт, что именно это последнее "достижение" в области теоретической биологии оказалось тесно связанным с политикой.

Причины популярности данного направления кроются в идеоло-го-пропагандистской стратегии определенных буржуазных кругов США. Средства массовой информации в США и других капиталистических странах подняли на щит социобиологию не только потому, что в концепции социобиологии нашли отражение глубокий кризис общественного сознания США и реальные социально-политические проблемы, стоящие перед общественностью. Социобиология стала использоваться в качестве естественно-научного обоснования идеологии неоконсерватизма .

Концепция социобиологии получила широкое обсуждение на Западе, в частности, в Америке, Франции, Англии.

Основная группа критиков, известная под названием "Группа Бостонских исследователей", в числе которых находились такие известные генетики как Р.Левонтин, Р.Левине, С.Гулд, Дж.Бекквит, подвергли социобиологию резким нападкам с позитивистских принципов.

Критика велась "слева", с абстрактно-гуманистических позиций, с попыткой отделить науку от политики и социальных аспектов.

I. Как это отмечает Т.Шихан: "С тех пор, как газеты стали испытывать бремя высоких цен, начиная с 1974 г., - это стало скрытой угрозой для независимой и критической прессы". - "TTlose^ Л,^с6

plotvififu* . Oxford, /ffO, p.3VZ -Зїї.

10. Но по существу скорее способствовала рекламе данного направления, приковав к нему внимание широкой общественности.

Более благожелательный прием социобиологии был оказан известным канадским ученым, специализирующимся по вопросам биологии, М.Рьюзом, который в целом принял основные идеи социобиологии, попытавшимся, правда, при этом отделить науку от политического подтекста, которым она была снабжена.

Представить социобиологию как необходимый и закономерный результат развития науки попытался А.Каштан, подготовив обзор дискуссии по этой проблеме в своей работе " У/^ Socio GC0COJI -cat Jelaty опять-таки с точки зрения "чистой науки".

Противоположное мнение о несостоятельности социобиологии заменить социальные и гуманитарные науки, в частности, антропо-логию|выдБИнул английский антрополог М.Салинз .

Во Франции данная концепция получила обсуждение в рамках журнала "/a, Pe^sec » и "/a /UcAerchc «f в ходе которого был высказан ряд критических замечаний по содержанию концепции, при

этом большое внимание было уделено политическим и социально-эти-

ческим аспектам концепции .

Несмотря на очень острую полемику на Западе, в советской философской литературе обсуждались только отдельные моменты концепции, давалась общая оценка методологии социобиологии.

Критический анализ гносеологических особенностей и классовой обусловленности данного направления предпринимается автором диссертации впервые.

1. См.: Sa,kLiH,s W. Л* Ш W **»" f S*cto6io/ojf./.№

2, Обзор данной критики будет представлен по ходу изложения
материала.

II.

Исследование концепции социобиологии, выдвигаемой на Западе, важно для дальнейшей разработки методологических основ социо-биологического подхода к изучению проблемы человека с позиций марксистско-ленинской концепции формирования нового человека, а также для исследования мировоззренческого аспекта естественнонаучного материализма, поскольку концепция социобиологии, выдвигаемая на Западе в качестве методологических оснований, использует принципы "научного материализма" /рассматриваемого, в частности, А.М.Каримским как "определенная легализация" естественнонаучного материализма/, что в свою очередь представляет возможность наглядно представить действие естественно-научного материализма в реальном процессе познания, показа того, каким образом решались и решаются с его позиций возникающие в ходе научного познания философские, мировоззренческие и социально-этические проблемы.

В этой связи возникает необходимость показа значения диа-лектико-материалистического мировоззрения, позволяющего ученым раскрывать истинно философский смысл новых открытий в пограничной области естественно-научного и социогуманитарного знания, показа того, что социальная основа капитализма - главная причина реакционного использования результатов науки для решения социальных проблем современного буржуазного общества.

Все это и определило выбор темы диссертации и постановку задач исследования.

Целью диссертационной работы является критический анализ гносеологических особенностей становления общей социобиологии и показа несостоятельности социобиологии человека в качестве "новой науки о человеке", ее классовой обусловленности в современном синтезе естественно-научного и социогуманитарного знания.

12. Структура и направление анализа обусловлены следующими задачами:

определить место и значение концепции социобиологии в современном синтезе знания;

выделить и описать гносеологические особенности становления социобиологии человека;

показать конкретно-научные особенности методологического обоснования концепции;

вскрыть классовые корни социобиологии человека и показать возрастающую связь методологии и мировоззрения в синтезе естест-венно-научнного и социогуманитарного знания.

Теоретическими источниками и методологической основой для диссертации послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, решения партии и правительства по идеологическим и философским вопросам.-*-

В работе использованы также работы зарубежных и советских философов и естествоиспытателей по философским и теоретическим проблемам биологии.

Исходя из вышеизложенных целей и задач, автором диссертации выносятся на защиту следующие положения: I.Установлено,что на современном этапе развития синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания происходит формирование нового направления исследований - социобиологии.

Шделено три основных подхода к определению области применения данного направления:I.объяснение эволюции социального поведения.В данном случае социобиология рассматривается как раздел

I. См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976; Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981; Материалы июньского Пленума Центрального Комитета КПСС. М., 1983.

ІЗ. современной теории эволюции.Развивается в качестве новой науки -общей социобиологии,на Западе;2.объяснение биологических процессов, происходящих в человеке и обществе под влиянием социальной жизни.Развивается в работах советских философов как подход направленный на решение экологических проблем будущего и проблемы происхождения человека;3.объяснение законов социального развития с помощью законов биологии,развивается в качестве новой социальной философии - содиобиологии человека на Западе.

Данная классификация подходов внутри социобиологических исследований выдвигается впервые.

II.Установлено,что общая социобиология возникает из реальных проблем, происходящих в биологии,тогда как социальная биология человека, первоначально представленная.как составная часть общей социобиологии^ дальнейшем перерастает в социально-политическую доктрину. В настоящей работе впервые в нашей литературе последовательно проводится выделение положительной части теории - общей социобиологии и обосновывется необходимость её отделения как положительной науки от социобиологии человека как реакционной теории. III.Выделено два уровня в понимании социального:первый уровень -животная социальность - предполагает рассмотрение социального как специфически биологического качества,заложенного в генетической программе живых организмов.Второй уровень социального относится к пониманию сущности человека и его общественных отношений.Такое выделение уровней позволяет определить границы употребления данного термина,тем самым препятствуя отождествлению социальной жизни жи-зотных с социальной жизнью человека.

[У.Выделены и проанализированы конкретно-научные,методологические, социально-политические и гносеологические предпосылки попыток превращения позитивной науки - общей социобиологии в реакционную теорию генетического детерминизма:конкретно-научный анализ концеп-

' 14.

ции социобиологии показывает полное заимствование ею категориального аппарата этологии;слабость естественнонаучного материализма, положенного в основу социобиологии приводит к формированию искаженных методологических оснований социобиологии;В силу своего социально-биологического статуса в условиях буржуазного общества социобиология человека наделяется социальной функцией "внедрения"индивида в репрессивную общественную систему и"при-мирения"с ней;гносеологические предпосылки отождествления социальной жизни животных с социальной жизнью человека содержались в идее эволюционной преемственности биологического и социального.

15.