Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гносеологический контекст идеи абсолютного "Я" Андреева Эльвира Галимьяновна

Гносеологический контекст идеи абсолютного
<
Гносеологический контекст идеи абсолютного Гносеологический контекст идеи абсолютного Гносеологический контекст идеи абсолютного Гносеологический контекст идеи абсолютного Гносеологический контекст идеи абсолютного
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева Эльвира Галимьяновна. Гносеологический контекст идеи абсолютного "Я" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Андреева Эльвира Галимьяновна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/57

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Стремление к раскрытию содержательного аспекта идеи абсолютного «Я» возникает из потребности человека приобрести не только устойчивость в мироздании, в культурном и духовном космосе, но и выйти на определённые культурные инварианты, которые раскрывают творческую силу, потенциал познания. Однако данное стремление продиктовано не только этим. Человек хочет обрести гармонию с «самим собой» и с миром, преодолеть накопившееся отчуждение. Идея абсолютного «Я» направлена, в конечном счёте, на осуществление гармонии «Я» и мира. Именно эта идея означает потенцию (силу, возможность) индивидной самореализации. Идея абсолютного охватывает способности, потребности, ценностные ориентации личности, её любовь к Родине, народу. В этой любви сходятся различные силы культурного процесса.

2. Человек стремится реализовать идею абсолютного «Я», а не к тому, чтобы утвердить господство застывшего Абсолюта. Сам по себе Абсолют безжизненен, в то время как абсолютное «Я» постоянно раздвигает границы бытия и познания, формы и способы духовно-теоретического и духовно-практического освоения мира. Только руководствуясь идеей абсолютного «Я», мы и приобретаем уверенность в том, что мир – это далеко не бессмысленный хаос, а само наше «Я», устремлённое к нравственной «субстанции самосознания». Эта субстанция означает необходимость нового способа воспреемствования культуры, посредством опережающего его духовного развития.

В данном отношении идея абсолютного «Я» актуализирует поиск вариантов личного, духовного бессмертия. Абсолютное «Я» генерирует творческие импульсы человека; оно позволяет возвыситься над идеей чисто духовного бессмертия, абсолютно противопоставленного земному, которая, в принципе, означает преодоление всяких чувств (особенно эмпирических), а данными чувствами не следует, по мнению автора, пренебрегать. Истинная духовность, вырастающая из своей абсолютной «первоосновы», предполагает грацию или чувство непроизвольности, свободы, часто переходящее в ощущение красоты. Человек как раз стремится к такой красоте, которая превосходит всё то, чему служит и перед чем преклоняется примитивный рассудок, как правило, разделяющий духовное и природное начала.

3. Абсолютное бытие есть то, что не реализовалось и никогда не может реализоваться наиболее полным образом. В силу этого, можно сказать, что идея абсолютного «Я», как стремление человека к наивысшему выражению своих сил и способностей, есть высшая ценность; она означает жизнеутверждающую силу, своеобразный жизненный пульс, поддерживающий наше существование в мире. Идея абсолютного «Я» упорядочивает различные «Я» в человеке (трансцендентальное, духовное, эмпирическое, телесное и т.д.), позволяет им соорганизоваться в некую целостность. В этом плане особо актуальной становится та мысль, что идея абсолютного «Я», как вечный поиск идеальной «нравственной субстанции», представляет собой духовную силу, содержательно-превосходящую всё то, что только может быть. Человек, как и всё общество в целом, стремится к красоте, превосходящей ту, которой служит примитивный рассудок людей. Но здравый смысл позволяет актуализировать мысль о нравственном единстве всех «Я», где никакое «Я» не исключает другие, а взаимно предполагает нравственную красоту иных жизненных миров.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос об абсолютном «Я» получил осознание лишь в философии Нового времени (особенно в немецкой классической философии). Античная философия в основном исходила из идеи единства человека и космоса и не настаивала на понимании духа, как бытия-долженствования. В то же время тема Абсолютного в контексте проблемы «Единого» осмысливалась особенно рельефно в неоплатонизме (Прокл, Плотин).

Необходимо заметить, что переход от натуралистического понимания человека к пониманию человека как духовного «Я» постепенно привёл к формированию идеи абсолютного. Идея абсолютного «Я» понималась главным образом как диалог человека с различными «Я», который способствовал нарастанию творческой силы внутреннего, духовного мира людей.

Средневековые схоласты полагали, что стремление человека к абсолютному бытию есть его характерная особенность. В отличие от св. Августина, Фома Аквинский признавал, что абсолютно полная свобода воли осуществляется лишь там, где её «поддерживает» Бог.

Мыслители Ренессанса (Дж. Бруно, Б. Телезио) обратились к раскрытию источников самодвижения космоса, природы. Последняя стала рассматриваться как предпосылка абсолютной свободы, её постепенного нарастания. Нравственная деятельность человека в эту эпоху стала связываться с природой, с любовью к ней, а это есть ничто иное, как стремление к самосохранению (причём это самосохранение часто выступало под флагом борьбы за нравственность).

В немецкой классической философии проблема абсолютного «Я» приобрела особую остроту. У Канта абсолютное «Я» соотносится с идеей абсолютной нравственности, или «чистого долга».

Согласно И.Г. Фихте, абсолютное «Я» есть становление бесконечной духовной субстанции самосознания. Г.В.Ф. Гегель постепенно отошёл от идеи абсолютного «Я» и стал отождествлять абсолютное с Абсолютом. Он свёл Абсолют к «Абсолютной Идее», как безликому и в то же время активному духовному началу, т.е. к истинно-сущему, в котором истина есть взаимосоответствие субъективных образов (понятий) и предметов (действительности). В таком случае, Абсолют у Гегеля предстал как образ «Абсолютной Идеи», но лишь в качестве его активного начала, т.е. лишь в качестве становящегося «не-Я», которое переходит в «абсолютный дух» или «дух необходимой явленности».

В отечественной философии идея абсолютного «Я» отодвигается за фасад самой проблемы Абсолюта. В философии В.С. Соловьёва рассматривается такая форма Абсолюта, которая представляет абсолютность самой познавательной способности сущего, которая, хотя и познавательно ограничена, но является всё же контактом со «Всем». Через анализ себя, познавательная способность качественно входит во «Всё», формируя понятие об истинно-едином (явленном) как собственной свободы Абсолюта. Речь идёт об абсолютном первоначале, как истинно-едином Сущем, и об истинно-сущем (объективном), как втором начале или непосредственной потенции бытия, которая, посредством утверждения себя доказывает, что она есть «безусловно-единое» или некое «всеединство сущего».

Идея «всеединства» вошла в отечественную философию. В учениях П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева идеи Абсолюта и абсолютного «Я» подверглись обширным мировоззренческим генерализациям, т.е. обобщениям.

Современная западная философия в лице Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса обратилась к идеям Абсолюта и абсолютного «Я» главным образом в связи с проблемой свободы. Так, Ж.-П. Сартр исходит из идеи «абсолютной свободы», которую анализировал как свободу воли, свободу нравственного выбора, независимую от «каузальных связей» мира.

Абсолютное «Я» в произведениях экзистенциалистов не только потенциализирует, но и актуализирует свободу. Без свободы человек просто не существует. Согласно Э. Левинасу, абсолютное «Я» обладает множеством смыслов, а смыслы есть важнейшее проявление свободы.

Рабочая гипотеза диссертации состоит в том, что: 1) в основе идеи абсолютного «Я» (не Абсолюта!) лежит историческое, культурное, духовное начало; 2) сам же «Абсолют» есть одно из ответвлений идеи внутреннего, духовного мира личности, достигшего состояния стагнации, омертвления; 3) идея абсолютного «Я» может быть осмыслена наиболее полным образом, когда к данному осмыслению окажутся подключенными не только труды европейских философов XVIII и XIX вв., труды зарубежных мыслителей XX века, но и работы отечественных философов XX века. В данном отношении для нас имели эвристическое значение труды П.В. Алексеева, У.С. Вильданова, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Э.В. Ильенкова, А.Ф. Кудряшева, В.А. Лекторского, А.В. Лукьянова, К.Н. Любутина, Л.А. Микешиной, Д.А. Нуриева, Р.Б. Сабекии, Д.В. Пивоварова, В.Н. Финогентова, В.С. Хазиева, З.А. Хазиева, Н.П. Французовой. Следует обратить внимание и на работы современных исследователей, изучавших различные стороны существования идей Абсолюта и абсолютного «Я». Это – работы Ю.Ф. Абдрашитова, М.А. Пушкарёвой, З.А. Хазиева, В.А. Соскина, Н.А. Шергенг.

Однако идея абсолютного «Я» всё же ещё недостаточно получила осмысление в качестве организующего (точнее сказать, эвристического) принципа движения (самодвижения) философских систем. Хотя в настоящее время и накоплен определённый культурный опыт по реконструкции «наукоучений» И.Г. Фихте, тем не менее, идея абсолютного «Я», её гносеологический и онтологический контексты всё ещё требуют своего анализа.

Объекта исследования - идея самосознания, которая пронизывает многие сферы жизнедеятельности человека и находится в самом эпицентре его нравственных, духовных исканий.

Предмет исследования – гносеологический контекст идеи абсолютного «Я».

Цель диссертации заключается в раскрытии онтологического и гносеологического контекста идеи абсолютного «Я» и следствий, из неё вытекающих. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

дать анализ ключевых аспектов идей Абсолюта и абсолютного;

на основе исследования различия кантовского и собственно фихтевского учений об абсолютном «Я» конкретизировать и выявить эвристические (творческие) потенции развития данной идеи, т.е. идеи абсолютного «Я»;

выявить гносеологический и онтологический (социокультурный) контексты идеи абсолютного «Я»;

исследовать проблему творческой реконструкции идеи абсолютного «Я» и рассмотреть следствия, вытекающие из данной реконструкции.

Методологическая основа диссертации. В качестве данной основы выступает идея мозаичности рассмотрения духовного мира человека. Внутренний, духовный мир – это целый космос, где существуют бесчисленные «Я», не подавляя при этом друг друга. Но в данном мире есть некое организующее начало – абсолютное «Я». Оно не подавляет другие «Я», а, напротив, придаёт им силу (потенцию) самоопределения. Кроме того, диссертант исходит из той мысли, что абсолютное «Я» «превышает» в содержательном плане духовное «Я», которое связано с волнием, т.е., в принципе, выступает как нечто стабильное, тогда как абсолютное означает генезис, становление бесконечной субстанции самосознания.

Диссертант отталкивается в своём исследовании от принципов историзма и системности. Идея абсолютного «Я» придает потенцию самодвижения категориям (или универсалиям) культуры. Эту потенцию следует рассматривать в качестве определённого источника самодвижения философских систем, пытающихся познать мир и место человека в нём, систему ценностных ориентаций человека и общества.

Научная новизна диссертации заключается в разработке представления об абсолютном «Я» как идее, придающей силу (потенцию) самоопределения духовной жизни субъекта. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих основных положений, выносимых на защиту:

на основе реконструкции собственно фихтевских «наукоучений» выявлено, что именно не «застывший» Абсолют, а идея абсолютного «Я» выступает подлинной основой «прикосновения» человека к сущности, где силы человека вступают в гармоническое соответствие с силами мира, космоса;

выявлено, что идея абсолютного «Я» выражает «творческий эрос» духовного бытия, что очень важно для выработки системы ценностных ориентаций на современном этапе развития человека и социума;

обнаружено, что идея абсолютного «Я» означает «душу» личности; эта «душа» есть по существу способность возвышаться над самой собой, преодолевать эмпирические (чувственные) страсти. Гносеологический контекст идеи абсолютного «Я» связан с осмыслением границ познания мира, а значит, и процесса прикосновения к предельным основаниям бытия и познания; только в этом случае знание о мире становится подлинно гармоничным, целостным;

обосновано, что идея абсолютного «Я» может быть «вписана» в гносеологический и онтологический контекст понятия «абсолютной деятельности». Здесь речь идёт о чисто нравственном стремлении к возможному и в то же время к отдалённому во времени от человека будущему. В человеке не может возникнуть никакого подлинно духовного «Я», если в нём вообще отсутствует эта нравственная, творческая сила (потенция).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Положения и выводы диссертации направлены на дальнейшее развитие классических традиций в философии, которые сопряжены с поиском системы абсолютных ценностных ориентаций. Человек и общество призваны в настоящее время отойти от мира «неподвижных сущностей», от идей «Абсолюта», «Абсолютного Духа» и т.д. и заняться поиском динамичных сущностей. Обнаружение гносеологического и экзистенциального пространства идеи абсолютного «Я» позволяет не только глубже осознать системный, исторический характер идеи свободы, но и энергетические «носители» данной свободы. Идея по своему смыслу (в отличие от понятия) обладает «энергией», «творческим эросом». Она самоорганизует духовную жизнь общества, создавая тем самым и культурные предпосылки для выявления источников духовного и социокультурного развития.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы диссертации найдут своё применение в процессе дальнейших исследований культурных измерений идеи свободы, что, конечно же, позволит глубже проникнуть в суть и смысл многих культурных и духовных явлений. Положения диссертации найдут своё применение в преподавании общего курса философии, а также в создании целого ряда спецкурсов: «Немецкая классическая философия свободы», «Творческая природа философского знания» и др..

Апробация диссертации. Основные выводы диссертации получили отражение на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 2006 г.), на международной конференции «Философская мысль и философия языка в истории и современности» (Уфа, 2008 г.), а также в 5 публикациях автора общим объемом 14.59 п.л. .

Диссертация обсуждена на методологическом семинаре, руководимом профессором А.Ф. Кудряшевым, на заседании кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего в себя 246 наименований. Общий объём диссертации - 135 страниц.