Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея глобального эволюционизма: когнитивный и социокультурный аспекты Черникова, Ирина Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черникова, Ирина Васильевна. Идея глобального эволюционизма: когнитивный и социокультурный аспекты : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / Томск. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева.- Томск, 1993.- 36 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/4079-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Термин "глобальный эволюционизм" вошел в язык современной философии в начале 80-х годов. Прежде всего об идее глобального эволюционизма стали говорить в аспекте изучения интвгративных .явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как глобальный эволюционизм. Во всяком случае, именно этот смысл вкладывался в термин "глобальный эволюционизм" на первых порах.В 80-е годы она была одной из самых актуальных проблем методологии науки. Ее обсуждение было нацелено на повышение эффективности исследований в эволюционном естествознании. Речь' шла не только о совершенствовании теоретических методов эволюционного познания, поиске новых интегральных закономерностей эволюции, ко и о человеческой смысле глобального подхода к эволюции.

Так, академик Н.Н. Моисеев обратил внимание на тот Факт, что "универсальный эволюционизм" позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы. Обсуждение идеи' глобального эволюционизма не ограничивалось рамками методологии науки, поскольку была совершенно очевидна особая мировоззренческая нагруженность этой идеи, отличающая ее от традиционного эволюционизма.

Многие современные оценки идеи глобального эволюционизма в развитии научного мировоззрения выступают как альтернативы. Высказывалось убеждение, что глобальный эволюционизм является основанием научной картины мира, обеспечивает интеграцию наук о природе и человеке, то есть подчеркивалось ее фундаментальное значение а развитии естествознания. Идее глобального эволюционизма отводилось место одной из фундаментальных составляющих оснований науки о природе. В связи с этим актуальность исследо-

- 4 -оснований науки о природе. В связи с этим актуальность исследований идеи глобального эволюционизма определялась необходимостью понять процессы становления и характер новой эволюционной парадигмы.

Вместе с тем, звучало сомнение в том, что идея глобального эволюционизма способна воплотиться в эвовциокную концепцию, хотя при атом признавалось, что основной формой ее реализации является экстраполяция и интеграция эволюционных знаний естественных наук . Сторонники такого подхода склонны оценивать идею глобального эволюционизма как мировоззренческое образование, понимая под этим re более высокий по сравнению с естественнонаучными понятиями уровень эволюционных обобщений.

С конца 80-х годов наиболее ярко высветилась именно эта сторона идеи глобального эволюционизма - ее мировоззренческий аспект, что произошло, по-видимому, на Фоме обозначившегося глобального кризиса» < обострение кризиса научной рациональности, вступление науки в новый, прстнеклассический этап развития; углубляющийся глобальный экологический кризис; социально-экономический кризис в России). Сегодня в сложнейший для нашего существования период наиболее острыми становятся проблемы непосредственно касающиеся человека, затрагивающие те или иные стороны его бытия. Относится ли к их числу обсуждение идеи глобального эволюционизма?

По мнению автора ответ на этот вопрос должен быть положительным. Во-первых, как будет показано в данной исследовании, фокусом глобально-эволюционной проблематики является человек. Это касается всея аспектов идеи глобального эволюционизма, предстает лм она в Форме мифа эпохи, или в форме фундаментальной соотавляхяей оснований науки, или кок эволюционная концепция.

Во-вторых, обращение к проблеме эволюции означает стремление понять сущность мира и человека в мире. Как сказал С. Поп-пер, существует ло-крайней мере одна фундаментальная проблема, интересующая всех думающих людей. Это проблема космологии: проблема понимания мира, включающего н&с самих и наше знание. А на современном этапе научного отношения к миру как никогда актуально изучение его эволюционных аспектов. Мир ухе не может

рассматриваться, отмечает нобелевский лауреат И. Пригожий, как своеобразный музей, в котором каждый бит информации сохраняется; мир - это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру. Стремление понять мир как процесс и место человека во всеобщем процессе развития важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества.

В-третьих, идея глобального эволюционизма сопричастна экологической проблематике, которую среди глобальных проблеми современности называют проблемой номер один. Настало время " поиска новой цивилизационной парадигмы" считает акад. Н.Н. Моисеев и, присоединяясь к этому мнению, мы пытаемся показать, что идея глобального эволюционизма - активный участник этого поиска.

Наконец, актуальность исследуемой проблемы очевидна в контексте ведущей мировой тенденции нашего времени - современном стремлении к созданию целостной цивилизации. Эта тенденция задает не классово-формационный и не идеологический ракурс видения, а соотносится с естественными законами развития. Реализм и здравый смысл этой тенденции опирается на соответствие "хода идей" ходу вещей. Человечество, осознав возможность самоуничтожения, озабочено поисками способов единения и сотрудничества. В русле этой ориентации очевидна) значимость идеи глобального' эволюционизма, которая нацелена на выявление интегральных механизмов эволюции человека и природы. В частности, новая картина мира, включающая человека не только как продукт эволюции, но как существо ответственное за эволюцию, не соизмерима о прежним потребительским отношением к природе поскольку опорными понятиями новой картины мира стали "нелинейность", "неопределенность" , /'стохастичнооть" и т.д.

Идея глобального эволюционизма явилась новой метафорой эволюции, современной формой историзма. В отличие от прежней трактовки эволюционизма, сводящего его к медленным постепенным изменениям, глобальный эволюционизм механизм изменчивости не ограничивает непрерывными процессами, напротив, включает взрывы, сальтации, бифуркации как Форму изменчивости.

Термин "глобальный'* обозначает не распространение непрерывной изменчивости до беспредельных масштабов, а указывает на рождение косого взгляда на эволюцию - это внутренне противоре-

чиьый процесс, антиномичный, протекающий и как прерывный, и как непрерывный, как направленный и ненаправленный, как закономерный и как случайный..., процесс, в котором постоянство и стабильность есть необходимое условие изменчивости. фокусом глобального эволюционизма является человек ответственный за эволюцию, ее самосознание. Поэтому глобальный эволюционизм это социокультурный Феномен, что коренным образом отличает его от других форм эволюционизма.

Глобальный эволюционизм, или, как его еще называют, универсальный эволюционизм, возник как убеждение, интуиция естествознания второй половины XX века в наличии универсальных эволюционных закономерностей, позволяющих говорить о "едином мировом процессе развития" (Н.Н. Моисеев) от космогенеза до человека.

Проблема в том, чтобы исследовать и обосновать это убеждение. Оно не вытекает из естественнонаучных данных, превосходя их по уровню эволюционных обобщений, но вместе с тем, основывается на результатах современного эволюционного естествознания. Именно эту проблему мы и фиксируем как центральную в ряду других, связанных с.идейй глобального эволюционизма, совокупность которых обозначается нами как проблематика глобального эволюционизма. Спектр ее довольно широк в силу параяигмального характера самой идеи, это стержневая идея современного мировидения.

Степень разработанности проблемы

Проблематика глобального эволюционизма обсуждалась многими современными Философами. Это ф. Капра (Сарга), Б. Бом (Bohsi), Е. Янч (lantsch), Лима-де-Фариа (Lima-de-.Farla), И. Р. Пригожин (Prlgogin), Дж. Николис (Nicolie), Да. Лавлок (Lovelock) и др. исследующие проблему универсальной эволюции в естественнонаучном ключе', а также Т. Розэак (RozzakJ, Б. Калликотт (Callicott), Х.Ролстон III и др. , акцентирующие внимание на социально-нравственной стороне проблемы. Среди работ отечественных авторов следует выделить те, в которых анализируется непосредственно природа идеи глобального эволюционизма. Речь идет прежде всего об исследованиях В.В.Каэютинского, Р.С.Карпинской, Н.Н.Моисеева, а также В.А. Аршинова, А.И.Алешина, З.В. Кагано-вой, В.Н. Михайловского и Г.Н. Хона. Важные аспекты, каеаюшиеся

- 7 -проблематики глобального эволюционизма, рассматривались А. С. Арсеньевым, И.А.Акчуриным, Л.И. Василенко, Ф.И. Гиренком, Т.П. Григорьевой, В.Е. Ермолаевой, Э.И. Колчннским, А.Н. КоблоЕым, СП. Курдюмовым, СВ. Мейеном, А.М.Миклиныы, В.В. Налимовцм, В.А.Подольским, В.Г. Торосяном, А.Турсуновым, П.Д. Тищенко, Л.В.Фесенковой, И.Т. Фроловым, Ю.В. Чайковским, А.Д. Урсулоы и ДР.

В ходе проведенных исследований были предложены естественнонаучные модели глобального эволюционизма, обсуждались механизмы влияния идеи универсальной эволюции на развитие знания. Била поставлена проблема статуса идеи глобального эволюционизма, что позволило выявить значительное разнообразие мнений по исследуемому вопросу и огромную потенциальную значимость этого интеллектуального феномена, способного питать широкий спектр воззрений на первый взгляд не связанных с идеей глобального эволюционизма.

Однако, на этом Фоне Фактически отсутствуют работы, в которых бы ставилась И решалась проблема обоснования идеи глобального эволюционизма как мировоззренческого убеждения, лежащего в основании процессов интеграции знания об эволюции в различных дисциплинах естествознания, в основании научной картины мира, в основании мировидения, связующего в единое динамическое целое человека и космос. Между тем. эта проблема далеко не тривиальна. Во-первых, до сих пор встречается старое понимание эволюционизма якобы не соотносящегося с современным представлением о* бифуркационном характера' развития, или наоборот с представлениями о постоянстве, неизменяемости каких-то явлений, и следовательно есть потребность в разработке новой философской концепции эволюционизма. Во-вторых, совершенно не очевидно, как возможна интеграция эволюционных разделов естествознания, если и в биологии нет подлинного единства среди "большой пятерки". В-третьих, следует учесть, что анализ какого-либо мировоззренческого Убеждения, даже основанного на опыте науки, требует не только и не.столько описательности, сколько глубокой рефлексии по-поводу этого убеждения.

Таким обрезом, обобщая выше сказанное можно заключить, что \Л(Ц*А Глобального эволюционизма входит в число наиболее фунда-

- 8 -того она имеет социокультурную размерность, детерминируя деятельность, выбор ценностей, осознание смысла человеческого бытия. Возникла необходимость ее философско-методологического анализа, обоснования этой изначальной интуиции, поиска ее интеллектуальных смыслов. Актуальность и нерешенность данной проблемы и обусловили окончательный выбор цели настоящего исследования.

_ЦеДИ_ И. задачи исследования

Основная цель диссертации - построение философской концепции современного эволюционизма: исследование природы и различных смыслов идеи глобального эволюционизма, механизмов ее воздействия на современное научное мышление. Философская рефлексия идеи глобального эволюционизма как важнейшей составляющей формирующейся новой метафизики (философии).,

В этом контексте решаются следующие задачи: 1. Исследовать предложенные в литературе различные подходы к определению статуса идеи глобального эволюционизма, выявить категориальный каркас эволюционизма, 2. Проанализировать формирование глобального эволюционизма в контекстах философского, естественнонаучного, междисциплинарного знаний. 3. Показать ту теоретическую нагруженность, которую приобретает идея глобального эволюционизма в современном естествознании: универсальность законов-механизмов, факторов природного процесса, ' связующего в; единое целое космогенез, геогенеэ, биогенез, антропогенез. 4. Применить идею глобального эволюционизма при построении методологии эволюционного исследования, показав ее эвристичность при выборе исследовательских программ эволюционного естествознания, обосновать единотво в способах познания эволюции разных природных систем, 5. Проанализировать генезис идеи глобального эволюционизма в социокультурном контексте. Обозначить тот социокультурный Фон, на котором стал возможен новый взгляд на природу и человека как неразрывно связанные в единой глобальной динамике. 6. Выявить социокультурные предпосылки новой эволюционной пара-лигмы. Показать участие идеи глобального эволюционизма в динамике науки - ядре современной культуры, ее роль в формировании

днгмы. Показать участие идеи глобального эволюционизма в динамике науки - ядре современной культуры, ее роль в Формировании идеалов постнеклассической научности. 7. Предложить версию построения экологической этики на основе идеи глобального эволюционизма в результате анализа ее воэдейотвия на Формирование этики науки. 8. Применить обоснованный вариант концепции глобального ' эволюционизма в обсуждении важнейших глобальных проблем современности - преодоления кризиса эпохи, поиске путей развития человечества.

Методологическую основу диссертации составляют общефилософские принципы целостности, историзма, системности, сформулированные классиками и разрабатываемые в современной философии. В методологическую базу исследования вошли научные положения системного и исторического подходов, описанные в работах И.В.Блауберга, Ю.А.Урманцева, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина, М.А. Барга, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.С.Швырева и др. Особую роль в выборе темы Исследования сыграли работы по динамике науки и культуры выполненные Л.Б.Баженовым, П.П.Гайденко, Т.П.Григорьевой, П.С.Дышлевым, Л.М.Косаревой, В.А.Лекторским Е.А.Мам-чур, М.К. Мамардашвили, В.И.Метловым, В.Н.Порусом, Ю.В.Сачко-вым, В.С.Степиным, К.А.Свасьяном, А.К.Сухотиным, В.В.Чешевым и др., а также такими крупнейшими мыслителями как М.Хайдеггер, А.Н.Уайтхед, М.Вартоф'ский, М.Полани, К.Поппер, Т.Кун, С.Тупмин, Дж. Холтон и др.

В качестве эмпирического привлечен материал Физики, астрономии, геологии, биологии, химии, а также нового междисциплинарного знания - синергетики, что позволило "изнутри" подойти к обоснованию идеи глобального эволюционизма, то есть проанализировать ее в контексте современного естествознания, а также глубже понять происходящие в нем процессы формирования постнеклассической научностиj

Научная новизна и конкретные результаты исследования выносимые на зашиту.

В соответствии с основной целью в диссертации проведен Фи-лоооФско-метрдологический анализ идеи глобального эволюционизма, выявлены и исследованы конкретнонаучные,_общенаучные, мировоззренческие, социокультурные.,, смыслы и соответствующие им Формы концептуализации идеи глобального аболиционизма, создана Философская концепция современного глобального эволюционизма, выдвинуто и обосновывается положение - идея глобального эволюционизма выполняет функцию поиска универсализма разных форм бытия:

-Выделена специфика современной трактовки эволюционизма -коэволюции. Среди новых метафор эволюции проанализированы такие понятия как "универсальность", "метасгабильность", "системность", "нелинейность", "самоорганизация". Показано, что среди понятий "пространство", "время", "причинность"... все возрастающую роль играет идея глобального эволюционизма, вместе с ней в естествознание вошли антропоморфные категории "цель", "смысл", "память" ...

-Выдвинута идея о существовании различных концептуальных Форм идеи глобального эволюционизма: философские доктрины, естественнонаучные модели, научная картина мира, универсалия культуры, миф.

Проанализированы философские доктрины глобального эволюционизма {Г.Спенсера, А.Бергсона, Тейяра де Шардвна, А.Уайтхеда), естественнонаучные концепции глобального эволюционизма,среди которых особое внимание уделено модели самоорганизующейся Вселенной Э.Янча. Он выделил десять унифицирующих принципов применимых к широкому спектру эволюционирующих систем, что дает основание рассматривать исследование Э.Янча как естественнонаучную модель глобального эволюционизма. Показано, что самоорганизация - необходимое, но не достаточное условие эволкдаи, что идея глобального эволюционизма содержит более богатый смысл, чем самоорганизация. В диссертации рассматривается не только логико-методологическая, но прежде всего социокультурная значимость подхода Янча, обосновывающего в контексте глобального эволюционизма взаимосвязь подсистем человеческой культуры, новый тип мышления, основанный на диалоге человека с человеком, человека и природы, диалоге культур. ,

Естественнонаучный эволюционизм - это необходимое, но не достаточное условие для формирования идеи глобального эволюционизма, поскольку она является реализацией не только принципа историзма, но вырастает на почве онтологии, в которой природа и

человек едины/ Она "соритмична" ряду представлений русского космизма о бытии ( эволюционная активность бытия, трактовка эволюции как внутренне противоречивого процесса, понимание природы как целостности, включающей человека), во многом напоминает образы мира культур Востока... Идея глобального эволюционизма, будучи выраженной на языке конкретных наук по уровню эволюционных представлений превосходит хонхретнонаучное знание и может рассматриваться как научная картина мира. Новый взгляд на природу как на глобальный процесс, складывающийся с человеком способствует преобразованию характера мышления ( недуальное мышление) и серьезно трансформирует представление о социальных процессах.

Идею глобального эволюционизма правомерно рассматривать как миф современной эпохи по тому влиянию, которое она оказывает на личный выбор и ценности.

- Обосновано, что в современном естествознании Формируется
новый обьект исследования - модель единого мирового процесса,
охватывающего космогенез, геогенез, биогенез и имеющего универ
сальные Факторы, механизмы, законы эволюции. Исследование впер
вые проведено путем анализа знаний не одной науки, а основных
разделов эволюционного естествознания (астономии, геологии, би
ологии, эволюционной термодинамики). Интегральный анализ ре
зультатов эволюционных исследований позволил показать ту теоре-г
тическую нагруженность, которую приобретает идея глобального
эволюционизма в современной науке.

Используя полученный результат исследования, то что идея глобального эволюционизма может служить одним иэ оснований интеграции эволюционных дисциплин в естествознании, предложено применение идеи глобального эволюционизма в качестве основания интеграции естественных наук в системе образования (колледжи, лицеи, школы), составлены программы соответствующих интегральных курсов.

- Показано, что универсальность природного процесса Фикси
руется и s концептуальных структурах, то есть.в общности спосо
бов познания эволюции разными областями естествознания. Выявле
ны две альтернативные исследовательские программы эволюции в
равной степени применимые в биологии, геологии, астрономии, что

- 12 - імеет методологическое и эвристическое значение при выборе путей построения эволюционной теории.

Исследован социокультурный аспект идеи глобального эволюционизма. Показано, что идея глобального эволюционизма впервые в истории западной культуры соединила в себе как целостности идею эволюции и идею гармонии человека и природы. Резонируя с представлениями о системности, самоорганизации, нелинейности, стохастичности, идея глобального эволюционизма способствовала формированию нового взгляда не только на природные процессы, но и социальные. Ее социокультурная значимость в том, что общество, человек, мышление, этика, религия, нравственность, другие сферы человеческого бытия рассматриваются как динамическая целостность, как глобальный мировой процесс.

Обосновывается участие идеи глобального эволюционизма в Формировании постнеклассической рациональности: введение человека в контекст внутрикаучных исследований, в этой связи анализируется антропний принцип, через который схвачена современной наукой активность бытия; гуманизация науки через ответственность человека эа эволюцию; формирование новой проеі гивной эпистемологии (снимается субьектно-обьектный дуализм, процесс познания - есть смыслопорохдение путем диалога). Тем самым вносится вклад в обретение концептуального единства мира. и человека.

-Предлоиена версия построения экологической этики на основа идеи глобального эволюционизма, исходя из сопричастности глобального эволюционизма экологической проблематике. Показано, что эволюционная способность систем может быть включена в ряд ценностей, на основе которых строятся нормативные модели.

- Выдвинута идея об участии глобального эволюционизма в
построении новой ие-т&физики (Философии), выявлены некоторые из
намечающихся контуров новой метафизики. В этом контексте проа
нализировано воздействие современной метафоры эволюции на мен
талитет эпохи, обосновывается ее. включенность не только в сис
тему рационализированного знания, она возникает, например, в
"новом язычестве", в глубинной экологии, в оккультизме, в гб-
лографической психологии... Показано, что мышление, реализующее
идею глобального эволюционизма, обнаруживает по ряду параметров

- 13 -черты мифологического, что в совокупности с воздействием, оказываемым идеей глобального эволюционизма на менталитет современного общества, позволяет оиенивать ее и как миф современной эпохи. Идея глобального эволюционизма выполняет функцию поиска универсализма разных Форм бытия.

Специфика, авторского подхода к проблеме:

эмпирическим базисом исследования послужил анализ знаний иэ разных областей естествознания - биологии, геологии, астрономии, физики, это необходимое условие для исследования универсального эволюционизма.

идея глобального эволюционизма обосновывается как современная форма историзма, имеющая разнообразные смыслы и по-разному выражаемая концептуально. Формируясь вместе с естествознанием, идея глобального эволюционизма не является только научной, она имеет социокультурную размерность, пронизывает разные сферы деятельности, способствует обретению концептуального единства Мира и Человека. Человек и человеческая культура являются той призмой, через которую автор рассматривает этот процесс.

Теоретическая значимость результатов исследования в том, что диссертация выполнена как когнитивный и социокультурный анализ идеи глобального эволюционизма - важнейшей составляющей современого менталитета. Обосновано, что идея глобального эволюционизма является современной"формой историзма. Выявлены ее многообразные смыслы, проявляющиеся на самых разных интеллекту-альньос уровнях и различные формы концептуализации. Высказана идея об участии глобального эволюционизма в формировании новой метафизики (Филооофии >. Предлагается новая модель интеграции естественонаучного знания на основа идеи глобального эволюционизма .

Практическая значимость диссертационного исследования. Во-первых, полученные в диссертации результаты были положены в основу хурса "Филос :4>ия естествознания" , читаемого автором на Философском факультете Томского госуниверситета, подготовлена и

- 14 -опубликована программа этого курса.

Во-вторых, положенный в основу диссертационного исследова- ния богатый эмпирический материал из области эволюционного естествознания, истории науки и Философии, истории развития отношений "природа-обиество" позволил разработать и предложить курсы лекций по темам "Человек и экология", "Мир и человек (взгляд на проблему с позиций идеи глобального эволюционизма)", "Краткий курс истории науки: от научных программ античности к пост-неклассической науке современности".

В-третьих, результаты диссертационного исследования были использованы в работе Философских методологических семинаров разных уровней. Опубликован библиографический указатель "Идея эволюции в биологии, геологии, астрономии: философско-методоло-гический аспект", брошюра опубликована Центральным Советом Философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР.

Важным практическим применением является использование результатов исследования в процессе не только вузовского образования, но и в системе профессиональной и общеобразовательной школ. Идея глобального эволюционизма была положена в основу интеграции естественнонаучных дисциплин при разработке курса "Естествознание" или "Природа и человек" принятого для чтения в 10-11 классах общеобразовательной и профессиональной школ. Интегральный курс "Естествознание", где основанием интеграции знания выступает идея глобального эволюционизма, обосновываемая в диссертационном исследовании, нацелен на формирование обобщенной картины мира, целостного представления о природе наряду с получением суммы знаний по предметам, кроме того, на реальное достижение гуманизации естественнонаучной мысли, благодаря включению человека в картину мира.

Апробация работы.

Основные положения диссертации докладывались автором, на YIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки ( Москва, 1987), на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993), на Международной научно-практической конференции "Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное

- 15 -образование" (Омск, 1992). и на Всесоюзных'научно-теоретических и научно-практических конференциях, в частности, на III Всесоюзном Совещании по философским проблемам естествознания ( Москва, 1981), на Всесоюзной конференции по философским вопросам астрономии (Москва, 1986), на Всесоюзном совещании по филбсофс-ким проблемам науки и техники (Москва, 1987), на Всесоюзной конференции посвященной памяти П.В.Копнина ( Томск, 1986), на Всесоюзной - конференции "Методологические проблемы взаимосвязи фундаментальных исследований и разработки интенсивных технологий" (Москва-Обнинск, 1987) и др.

Результаты исследования автор докладывал на расширенных заседаниях Проблемного Совета по материалистической диалектике Минвуза РСФСР, в частности, "Противоречия, как источник развития" (Ленинград, 1984), "Диалектика, и творческое мышление" (Ленинград, 1987) и друвих.

Многие идеи, изложенные в диссертации, автор апробировал, участвуя а школах докторантов и Всесоюзных школах философов 1979, 1981, 1983 и 1986 гг. Апробация результатов проводилась также на республиканских, региональных конференциях в гг. Томске и Новосибирске.

В результате выполненного исследования опубликованы:' монография, брошюра и 29 статей общим объемом 25 п.л.

Структура работы.