Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-эстетические основы исполнительского искусства Гильбурд, Гелий Исаакович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гильбурд, Гелий Исаакович. Идейно-эстетические основы исполнительского искусства : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01; 09.00.04 / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии.- Новосибирск, 1988.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-1/3732-1

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Эстетическое сознание и его высшая форма - искусство являются необходимым элементом общественного соунания, обеспечивающим его целостность и выступающим специфическим родом духовне-практического освоения мира, органически соединяющим в себе познание, созидание, оценку и человеческое обдаение. Важнейшим критерием общественной значимости искусства является идейная направленность художественного творчества, в силу которой искусство становится мощным средством пропаганды актуальнейших идей современности. ХХУП съезд КПСС подчеркнул: партия всегда боролась и будет бороться против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости. Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени .

В разрабатываемой КПСС концепции нового политического мышления, имеющей принципиальное значение для сферы искусства, внимание акцентируется на приоритете общечеловеческих начал в современном мире. Великие произведения прошлого имеют непреходящую значимость именно потому, что в них раскрываются "вечные" общечеловеческие ценности, поднимаются важнейшие социальные проблемы, решение которых, однако, в каждую эпоху подчиняется требованиям своего времени.

Эта тенденция особенно ярко проявляется в исполнительском искусстве, где создателем художественного произведения и его исполни-телем-интерпретаторон в большинстве случаев выступают разные художники, отличащиеся, порой, своими мировоззренческими позициями, художественными вкусами и пристрастиями. Поэтому современный исполнитель не может трактовать произведения, написанные в прошлые эпохи так,.как они исполнялись при жизни авторов. В то же время, каждый крупный художник в один и тот же исторический период дает свою трактовку любому подлинно художественному произведению. Воздействие, оказываемое исполнительским .искусством на социально-культурны" процессы в стране и прежде всего в таких массовых формах как кинематограф, телевидение, театр, музыкальное искусство, трудно переоценить. Его притягательность объясняется также стремлением и возможностью реализовать свой творческий потенциал в различных само-

1 См.: Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986. С. 170, 90.

деятельных студиях, кругкках, ансамблях огромной массе исполнителей-непрофессионалов, большинство из которых, однако, не обладает необходимым художественным уровнем и имеет слабое представление о сути и принципах исполнительства. Отсюда и влияние этого вида художественного творчества на морально-психологический климат общества весьма неоднозначно. М.С.Горбачев в докладе на XIX Всесоюзной конференции КПСС говорил: "Сегодня нам удалось разбудить общественное сознание, преодолеть состояние апатии и отчуждения. И вопрос стоит теперь так: куда пойдет это разбуженное сознание, в каком направлении будет развиваться общественное мнение?" . В этом плане исполнительское искусство, наряду с неограниченными возможностями положительного воздействия на массы, несет в себе опасность снижения идейного уровня произведений, обесценивания их. Знание специфики и закономерностей исполнительского творчества повышает регулятивную и целеполагащую функции руководства художественной культурой общества, способствует ее гуманистическому обновлению.

Однако важность теоретической разработки проблемы обусловлена не только социальным аспектом художественно-исполнительской деятельности. Она вытекает и из практических потребностей самого исполнительского искусства, которое за свою многовековую историю накопило богатый эмпирический материал, нуждающийся в научном обобщении и классификации. В этой связи необходимо исследовать несколько принципиальных остродискуссионных вопросов, касающихся зависимости исполнительского искусства от результатов первичной художественной деятельности и в то же время художественной полноценности его произведений, свободы исполнительского творчества и объективности критериев правомерности художественной интерпретации, совпадения во времени процесса и результата исполнительской деятельности и различия их социальных функций, которые невозможно решить без детально разработанной методологии. Поэтому актуальность исследования объясняется также потребностями эстетики как общей теории искусства, которая, выявляя законы и принципы исполнительства, включает их в свою структуру и тем самым способствует получению новых данных о специфике и сущности эстетического знания в целом. Эстетика, связанная с исполнительским искусством через конкретные искусствоведческие науки, призвана обобщать результаты их исследований

Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. - М.: Политиздат,

19-у:-. - с. я;:-83.

в собственных теоретических построениях, что необходимо для реализации ее методологической функции, которую она может осуществить лишь через философское содержание своего категориального аппарата. Предлагаемое исследование является комплексным по своему характеру и, включая гносеологическую, эстетико-исполнительскую и социально-культурную проблематику, проводится на стыке философии и есте-гики.

Теоретическое осмысление идейного и художественного потенциала исполнительства диктуется, с одной стороны, интересами целого ряда научных дисциплин различных уровней (философского, обще- и конкретно научного), а с другой - оно необходимо для перестройки духовного климата нашего общества прежде всего через систему эстетического, идейно-политического и нравственного воспитания. Революционные преобразования, происходящие в стране, неизбежно должны затрагивать и сферу духовной жизни общества, ибо наше дальнейшее продвижение вперед в значительной мере зависит от уровня культуры (б том числе и художественно-исполнительской) всего народа.

Объект и предает исследования. Теоретическое осмысление природы и особенностей исполнительского искусства осуществляется в работе через исследование его идейно-эстетических основ, где понятие "основы" трактуется ке просто как эстетическое содержание, идейно-нравственный потенциал конкретных произведений искусства, но рассматривается в социально-историческом, культурном контексте в качестве "среды", в которой зарождаются истоки идейности исполнительского творчества (как реальные противоречия общественной жизни, так и противоречия, характерные для самой художественно-исполнительской культуры). Л идейное содержание исполнительства реализуется в форме художественной идеи, которая, проявляясь в общественном сознании, конкретизирует определенные грани этой проблемы в каждом подлинном произведении искусства. Поэтому, объектом исследования выступает идейно-эстетический потенциал исполнительского искусства, его место и значимость в общественной жизни, а предметом - художественная идея как специфическая форма художественной коммуникации в системе исполнительского твориества, ее природа, особенности проявления и законы функционирования.

Степень разработанности проблемы. В современной марксистской эстетической литературе область исполнительского искусства является наименее исследованной. Круг теоретических работ, посвященных

ИЗуЧеНИГО ИДеЙНО-ЭСТеТИЧеСКИХ аСПеКТОВ ЭТОГО ВИДа. ХуДОжеСТВеННОЙ Д<"н

тельности, связанных со спецификой, зозникновением, интерпретацией и освоением художественных идей в системе исполнительской культуры общества, крайне узок. Вместе с тем осмысление процесса создания и восприятия художественного произведения как интеллектуального акта характерно для художественной практики и эстетических теорий античности и Возрождения, классицизма и просвещения. Важный вклад в разработку этой проблематики внесли представители классической немецкой эстетики и русские революционные демократы.

В советской эстетической литературе анализ специфики идеи в исполнительском искусстве связан прежде всего с именами К.С.Станиславского и Б.В.Асафьева. С 60-х годов вновь возникает интерес советских эстетиков и искусствоведов к проблемам художественной идеи. В этот период идет уточнение самого термина идеи искусства (С.Батракова, М.Брязу, ГС.Горанов, А.Зись, М.Каган, В.Муриан, В.Тугаринов, А.Хинг и др.). В 70-х - начале 80-х годов категория художественной идеи начинает обретать определенные контуры: выявляются ее структурные и функциональные элементы, делается попытка целостного осмысления ее сущности (А.Андреев, В.Блудова, Е.Волкова, В.Конев, А.Лилов, С.Раппопорт и др.).

Анализ проблемы художественной идеи ведет к необходимости использования и конкретно-научных методов, характерных для смежных дисциплин, в частности, в уже имеющихся работах, посвященных анализу структуры и функций научной идеи (Н.Вахтомин, Э.Ильенков, П.Когаин, М.Орынбеков и др.), которая имеет ту же гносеологическую природу, что и идея искусства. Художественная идея начинает рассматриваться как сложное динамическоэ идейно-художественное образование, выступающее во всех видах художественной деятельности в качестве связующего начала между художником и воспринимающими. Наиболее сложные модификации художественная идея обретает в исполнительском искусстве, где она проявляется и в качестве объекта исполнительской интерпретации, через процедуру которой создается новое художественное образование - исполнительское произведение.

Однако до последнего времени исполнительское искусство - его природа, сущность и социальные функции - почти не привлекало к себе внимания осгетиков, а было преимущественно сферой приложения интересов либо самих исполнителей, либо искусствоведов. В нашем литературном фонде имеется большое количество книг, статей, воспо-гиичннй, гысем выдающихся композиторов, драматургов, исполнителей <рсг'т"'і'о и настоящего, которые донесли до нас бесценные мысли об

исполнительском творчестве (Г.Берлиоз, Р.Вагнер, А.Рубинштейн; в наше время Е.Вахтангов, А.Таиров, В.Яхонтов и др.). Значителен вклад в разработку теоретических аспектов исполнительского искусства искусствоведов, в трудах которых нередко содержатся попытки выхода на уровень эстетических обобщении (Л.Баренбойм, Г.Коган, Н.Ксрыхалова, Л.Раабен и др.). Однако вне обращения к методологии исполнительства эта проблема не может получить подлинно научного решения. Поэтому в конце 60-х - начале 70-х годов исполнительское искусство начинает привлекать к себе внимание и представителей эстетической науки, что отнюдь не снижает интереса к нему искусствоведов, которые обращают преимущественное внішание на исполнительство как специфический род художественной деятельности (Е.Бодина, Р.Здобнов, С.Мальцев, З.Ражников, С.Фейнберг и др.), в то время как эстетиков интересуют общие принципы исполнительского творчества в широком философском ракурсе (Ю.Борев, Е.Гуренко, Б.Кузнецов, И.Кузнецова, Г.Панкевич, И.Рыжкин и др.). Тем не менее, эстетическая наука уделяет явно недостаточно внимания исследованию исполнительского искусства. Поэтому уровень разработанности этой проблемы эстетикой значительно уступает искусствоведческому, что ведет к обоюдным издержкам.

Анализ функционирования художественной идеи в поле художественно-исполнительской культуры как одного из аспектов художественной культуры общества строится на основе нмеодихся исследований по проблемам культурологии, которые начинают особенно интенсивно разрабатываться в' советской литературе с середины 60-х годов. В 70-е годы в рамках категории культуры вычленяются в качестве подсистем эстетическая и художественная культуры (А.Арнольдов, А.Егоров, М.Каган, Л.Коган, Ю.Лукин, С.Плотников, А.Семашко, Л.Столович, Г.Суворова, У.Суна и др.). В последние годы начинают появляться работы, исследующие функционирование искусства в сфере художественной культуры, а такие посвященные деятельности институтов, управляющих художественным процессом, регулирующих художественное производство, прогнозирующих художественную культуру {В.Голованова, Ю.Лукин, Н.Руднев, Ю.Фохт-Бабушкин, Н.Хренов, В.Чурбанов и др.)

Таким образом, в настоящее время эстетическая наука делает лишь первые шаги в разработке идейно-эстетических основ исполнительского искусства, функционирующего в системе художественно-исполнительской культуры общества.

Цель и задачи исследования. Работа, в отличие от исследований, посвященных аначизу конкретных видов исполнительского искус-

ства, ставит цель выявить в рамках художественно-исполнительской :культуры некоторые общие идейно-эстетические принципы исполнительского творчества, связанные с интерпретацией и актуализацией художественной идеи. Конкретизация отой цели достигается в результате решения четырех основных задач.

Первая задача - раскрыть принципы и структуру исполнительской деятельности, выявив ее интерпретационную природу. Для этого необходимо остановиться на классификации интерпретации по видам, и прежде всего - на анализе исполнительской интерпретации, актуализирующей художественную идею, а также очертить границы поля интерпретации для обоснования возможности как правомерных, так и неправомерных интерпретационных вариантов.

Вторая задача - выявить особенности художественной идеи как концептуальной формы отражения и преобразования действительности, раскрыть ее сущность, функции, специфику, место в структуре произведения искусства и форму выражения, что можно осуществить лишь на основе анализа прежде всего научной идеи в системе единого процесса интеллектуального освоения действительности.

Третья задача - показать особенности функционирования художественной идеи в исполнительском искусстве, присущие ему благодаря деятельности художника особого рода - исполнителя-интерпретатора авторской художественной концепции. С отой целью необходимо выявить отличие исполнительского творчества от других форм художественно-творческой деятельности через специфику проявления в неп субъсктно-объектных. отношений; с позиций динамики художественной идеи дать определенное толкование проблемы "зазериенности - незавершенности" художественной деятельности в исполнительстве; раскрыть в нем особенности проявления коммуникативной функции художественной идеи; обосновать введение понятия "худокествеино-исполнительского метода" как специфического способа практической реализации идеи искусства.

Четвертая задача - проанализировать функционирование художественной идеи;в поле художественной культуры. В этой связи необходимо обосновать введение понятия "художественно-исполнительская культура" как элемент, подсистема художественной культуры общества, выявить ее функциональные аспекты, раскрыть роль публики как звена художественно-исполнительской коммуникации, показать систему управленческих подразделений художественно-исполнительской культуры общества.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Решение поступлениях п работе задач определяется последовательным проведе-

ниєм принципов марксистско-ленинской методологии, и в первую очередь - принципов идейности и партийности, в рамках которых искусство рассматривается не просто как выражение классовых пристрастий, но и как отражение действительности, обеспечивающее худрхлику свободу творчества. Кроме того, важное значение для проведения исследования имеет принцип исторической конкретности при анализе тех или иных идейно-эстетических явлений и принцип материалистического, монизма в истолковании всех общественных процессов, в том числе и искусства. Особое значение для анализа специфики исполнительского искусства имеет ленинская теория отражения, с позиций которой исполнительство рассматривается как вид художественной деятельности, способствующий в результате отображения действительности худоя-ником-интерпретатором проникновению в социальные процессы и активному воздействию на них. Осмысление специфики проявления процессуальных искусств в их соотношении с результатами исполнительского творчества строится с спорой на принципы диалектико-материалисти-ческих соотношений прерывного и непрерывного (произведение как целостность и его единичная реализация); абстрактного и конкретного (произведение как неясная в деталях идея и ее исполнительская конкретизация); потенциального и актуального (произведение как множество потенциальных возможностей и.его индивидуальная актуализация); продуктивного и репродуктивного (произведение как единство вариантности и инвариантности).

Методологически важными для исследования явились и теоретические положения, отражающие процесс обновления социализма в стране, разработанные в материалах ХХУП съезда КПСС, январского, июньского (1937 г.), февральского (19Б8 г.) Пленумов ЦК КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС, в других партийных и государственных документах. Исследование опирается на разработку концепции нового мышления, в которой по-новому, с позиций приоритета общечеловеческих ценностей трактуется ряд важнейших для культурологии идейно-теоретических положений, предполагающих взаимодействие культур на основе выявления в каждой из них как специфических, так и общих с другими культурами черт. В этой связи советская культура, воплощая "многообразие духовной жизни советского общества, его реальный гуманизм", обогащает мировую культуру, "проявляя себя как могучий фактор духовного прогресса человечества".

При анализе исследуемой проблемы используются выводы и результаты, полученные эстетикой, социологией, психологией. Помимо этого возникает необходимость обратиться к конкретно-научным методам.

Так, осмысление принципа вариантности в функционировании исполнительского искусства опирается на некоторые понятия теории множестп; выявление особенностей исполнительской интерпретации становится возможным лишь на основе анализа разработки проблемы интерпретации в дедуктивных науках; исследование специфики художественной идеи опирается на имеющиеся в марксистской гносеологии разработки структуры и сущности научной идеи.

Научная новизна и результаты исследования содержатся в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту.

1. В диссертации впервые в нашей литературе на основе анализа
идейно-эстетических основ исполнительского искусства, через иссле
дование идеи в широком философском плане

выявлена сущность и выведена дефиниция художественной идеи, концентрирующей единство идейно-эстетического потенциала искусства как целостного художественного представления, продукта ценностно-змоциснально-интеллектуальной деятельности художника, в котором выражаются реальные общественные потребности в форме долкного;

обнаружен процессуальный характер этой идеи и ее многоплановая структура, подразделяющаяся на художественную идею первичной субъективации, объективированную художественную идею и художественную идею.вторичной субъективации.

  1. На основе анализа особенностей исполнительского искусства через специфику проявления в нем двух этапов художественной объективации (в авторском и в исполнительском творчестве) выявлен его главный признак - интерпретационная сущность, которая проявляется через механизм осмысления и актуализации инварианта художественной идеи авторского произведения.

  2. При классификации интерпретации по видам, наряду с непроиэ-; водителььой потребительской интерпретацией, характерной для сферы восприятия, введено понятие исполнительской интерпретации, служащей цели создания нового художественного образования - произведения исполнительского искусства.

  3. Через исследование механизма исполнительской интерпретации в рамках объекта, субъекта, процесса и продукта интерпретационной деятельности установлено, что в системе "объект" происходит выявление художественной идеи, инвариантной продукту первичной художественной деятельности; в системе "субъект" осуществляется конструирование, проектирование художественной идеи, аналогичной исходной, но не тождественной ей; в системах "процесс" и "продукт", совпадаюг щих во времени, но отливающихся по своим художественным функциям,

в первом случае осуществляется деятельность по объективации художественной идеи, во втором - закрепляется результат этой деятельности.

  1. В результате анализа функционирования художественной кдеи в поле художественной культуры введено понятие "художественно-исполнительский метод" как специфический способ реализации художественных идей первичных родов художественной деятельности, через посредство которого эти идеи включаются в художественную жизнь общества. Художественно-исполнительский метод выполняет по отношению к продукту первичного творчества художественно-избирательную, проекционную, исполнительскую и продуктивную функции, лежащие в основе соответствующих им подсистем, объединенных в целостную систему исполнительской деятельности

  2. На основе исследования функционирования художественных произведений различных видов установлено, "то строго индивидуальная, неповторимая художественная идея каждого из них имеет в качестве фундаментальной основы своего существования как определенной социально-эначимбй идейно-художественной проблемы - поле культуры общества, где она частично воплощается во многих конкретных произведениях, способствуя решению некоторых аспектов этой проблеш на практике.

  3. В работе введено и обосновано понятие "художественно-исполнительская культура", отражающее новый срез исследования этого феномена и представляющее собой недостающее звено между планом художественной культуры общества и "видовыми" культурами. Дается ана- ' лиэ структурной организации художественно-исполнительской культуры, в котором выделяются три главных аспекта: созидательно-деятельност-ный, ценностно-результативный и коммуникативно-организационный, имеющие свое, членение и уровни. В результате создаются предпосылки для осмысления этого вида культуры как целостного образования.

  4. На основе анализа исполнительской интерпретации художественных произведений делается вывод, что исполнительское творчество, наряду с общечеловеческими ценностями, содержит идеалы и устремления различных классов и социальных групп, отражающих действительность с различных, порой противоположных, мировоззренческих позиций.

Научно-практическая значимость работы. Результаты и выводы % проведенного исследования могут быть применены в теоретическом и практическом аспектах.

Теоретическое направление включает:

- использование полученных результатов в искусствознании и художественно-критической деятельности (художєствеїшая идея как много-

9 - .

плановое динамическое образование, исполнительская интерпретация как творческая трактовка художественной идеи авторского произведения и другие понятие расширят круг искусствоведческих проблем);

применение полученных выводов в эстетике (важность эстетического анализа исполнительства для обоснования его художественно-творческой сущности, осмысление деятельности исполнителя как создателя оригинального художественного произведения, исследование специфики художественно-исполнительского метода как способа актуализации художественных идей);

использование некоторых результатов исследования для углубления представлений о сущности художественной культуры (обоснование "среза" художественно-исполнительской культуры общества, анализ ее структуры, выявление специфики и общих закономерностей функционирования и т.д.).

Практическое направление включает:

- использование полученных выводов в процессе подготовки ис
полнителей-интерпретаторов для создания социально значимых, концеп
туальных произведений исполнительского искусства;

. - применение результатов исследования в системе подготовки специалистов в области философии, эстетики, искусствознания, художественной критики для конкретизации методологических разработок по теории эстетического и художественного воспитания;

- использование отдельных выводов исследования для регулирова
ния с научных позиций системы управления художественной жизнью об
щества.

Апробация работы. Выводы и материал диссертации прошли апробацию в различных формах. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры марксизма-ленинизма Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки. Промежуточные результаты исследования служили темой выступлений и докладов на различных теоретических и научно-методических конференциях, в том числе на межвузовской научней конференции (Томск, 1972 г.), на заседании Проблемного (докторантского) совета "Методологические вопросы марксистско-ленинской эстетики" (Свєрдлорсіс, 1981 г.), на "Эстетических чтениях" (Свердловск, 1932 г.), на межвузовской научно-теоретической конференции "Проблемы гаюлнитсльскогр искусства (эстетика, теория, методика)" (Ново-очбиргк, 19 со г.), на областной научно-теоретической конференции "ХОТІ съе?.а KUCC и актуальные проблемы развития социалистической >V.-;>.-vy;.!." (Тетснь, I9io г.).

Основные положения диссертации изложены в монографии "Исполнительское искусство - сфера проявления художественной идеи" (Томск: изд-во Томск, ун-та, 1984). Актуальность темы монографии отмечена в обзоре эстетической литературы (Вопросы философии. -1935. - № I. - С. 48). Содержание работы отражено также в статьях.

Теоретические выводы диссертации используются автором в курсах диалектического и исторического материализма, марксистско-ле-. шнекой эстетики для студентов, ассистентов-стажеров и аспирантов Новосибирской консерваторки, а также в теоретическом семинаре "Эстетические проблемы исполнительского искусства" для профессорско-преподавательского состава.

Диссертация обсуждалась на заседании отдела философии и социологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.