Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеологическое воспитание молодежи (на примере США) Баразгоба, Евгения Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баразгоба, Евгения Станиславовна. Идеологическое воспитание молодежи (на примере США) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01.- Свердловск, 1990.- 32 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность «сслодсчатач. Диссертация лосвлдета исоледсва-> единства и взаимосвязи '.прологи;: и воспитания почолеіг/?.. Ак-льность данной т»мь: 'Пгсдэлэна іїісуг.даЯ потребностью ссрт'-емвн-о'бп;»ств о таучном лтогнс г будущего. Три слагаемых :cckt.ohgh-иэучаемой тр:^ - идеология, мсспитание, молодежь - имеп? нечто вственно о<;::;ее: самой свое* природой они обращены к будущему. ология программирует деятельность субъекта идеологии по зопло-ип з действительность представлений о более совершенном состо-и общест?а; мера совпадения классового и общечеловеческого в ология деноминирована ступенью исторического процесса развзр-іния созна.чия и деятольности субъекта идеологии. Воспитание -досс, в котором особым образом преломляется связь промого,ка-таего и будуг;''га. З зоспите ии складывается социальный об.; их ьекта развита/ исторического процесса на материале, какоплен-ясеми лреэтестэувдими поколениями, молодежь - обществзтгая іпа, готовящаяся принять эстафету исторической ответственности іредиестзуищих поколений. Смена поколений - естествонно-исто-«кий процесс, ареямс: екмость поколений - социальный процесс. де наблюдаемого ускорения и усложнения поступательного нетонкого движения преемственность поколений приобретает ИНОЙ, ветс. яую"!ий складывающимся в социальных системах связям, ха-'ер. Современное общество не может положиться на "мудрость" ки, око должно всемерно способствовать становлений научного вления отнесениями между сиэняюа;ими и сосуп;сствузкими э пре-х социальной системы поколениями. Изучение механизма преем-нности поколений - насущная задача современного общестзозна-исследование проблем воспитания молодежи - одно из карди-ных слагаемых ее решения, "остановка и рассмотрение' проблемы логического воспитания молодежи позволяет осмыслить механизм овления молодого поколения социальна* субъектом по программе, ботанной предпеству-щими поколениями, ЗЗиэнеспособность идео-л определяется мерой ее включенности а воспитание молодежи и эныо совпадения его программы и результата. Воспитанно может представлено в качестве отношения между поколениями - на те общего; идеологическое воспитание характеризует данное отдав на уровне особенного и единичного, "ікни образом, иссле-гель идеологического воспитания фиксирует тенденции развития

процесса в исорически определенной системе общественных отноше ний, что позволяет контролировать и корректировать его ход.

Понимание практической значимости поднимаемой в диссертаци проблемы вырастает из анализа тенденций текущего социального пр цесса. Человечество в 80-е годы XX века все в большей-мере осоз нает момент переломности во всемирной истории. Идеологии активи развиваются, отбрасываются не соответствующие новой реальности представления, изучаются открывшиеся перед человечеством пути дальнейшего развития; наблюдается закономерный процесс развития смены идеологий в момент глобального социального обновления. Me ду тем воспитательный процесс в мире не может быть приостановле его переориентация происходит непосредственно в русле происходя цих в мире перемен. Она складывается из актуального осмысления т-радицио.шых систем воспитания, сложившихся в обществах, и опр« деления каждым народом программы воспитания.: соответствующей не вкм историческим обстоятельствам. Темпы изменений в современно» мире столь высоки, что объективно делает, каждое новое ПОКОЛЄНИІ первооткрывателем; к своей исторической роли они должны быть к; чественно подготовлены старшими поколениями в процессе воспитаї Реализация данной задачи предполагает развитие теории преемстві ности поколений, один из элементов которой - концепция .идеолог: ческого воспитания молодежи.

Ками избрана' в качестве иллюстрирующего объекта разработк концепции - молодежь США. Роль народа США чрезвычайно значима Новой и Новейшей истории. Взаимопонимание народов на рубеже вт рого тысячелетия является решающим уело виеы сохранения самой я ни на земле; уяснение направленности воспитания молодого покол кия граждан США является предпосылкой перспективной внешней по тики государств. Кроме того, и данное обстоятельство в значите ной степени предопределило выбор, история США складывалась так образом, что капитализм второй половины XIX - XX веков развивг в данной стране в наиболее "чистой" форме; программа буржуазне воспитания была наиболее последовательно и системно реализоваї по отношению к американской молодежи. Фактическое подтвержден! кы находим в материалах конкретно-сецколопгческих иселедованиі которые с 20-х годов XX века в широких масштабах были внедрега СЫА и с тех пор укоренились з социальной политике. .

Состояние тазработанности проблемы. Тема идеологического питания, не может быть отнесена к разработанным в обцествознак Проблема поднималась в трудах ряда ученых (Ыомов В., В.О.Ром

К.Роции), ко несмотря на актуальность углуГ .енного анализа в ециальных исследованиях не произошло. Работая над проблемо?., top пришел к следуязей логике ее изучения: молодежь как обще-венная групп*» а рамках которой формируется социальный облик колекия; молодость как фаза становления поколения; идеология воспитание; идеологической воспитание как система; идеологиче-эе воспитание в единстве цели, средств л результата. Направяе-э анализа определяло выбор и оценку источников, з которых нагп-освецение указанные аспекты темы.

Обращение к трудам идеологоведов - марксистов и некаркскс-j - было необходимым и полезным. Анализ показал, что несмотря остроту и дискуссионность проблемы в ее рассмотрении сложил;» ь ієстшє ограничения, по существу оставались в теяи слояне&ие аспекты: развитие идеологии в контексте становления и развк-і системы общественных отно..лнии; развивающееся отношение межидеологией и общественный (групповым) и индивидуальный созна-ім. На эти "белые пятна" в свое время указывал Г.В.Плеханов, гомент исторического перелома, который переживает человечество, ;соценка значимости названных проблем, их неразработанность гжит заметным препятствием в понимании текущего процесса и >гкозироватя его последущих стадий. В последнее десятилетие [вились работы, позволяющие выйти из ограниченной сферы ккте-:ов идеологоведов, исследования идеологического процесса, иде-ігичєских отношений (Г.Т.З^уравлев, Е.Г.Манышев, Ж.Т.Тсценхо). іако, по настоящее время не было предпринято серьезного ОСЫЫС-ия положений западного идеологоведения с цельп определения их [иональности. В диссертации такал попытка предпринята'в русле . чаемой проблемы.

Тена воспитания является сквозной для всего комплекса наук еловеке. Число грудоэ, посвященных данной теме, имеющей оскс-олагагщее значение для общества, с трудом поддается исчислению, ако завет К.Д.Ушинского об открытии законов воспитания оказгл-нереализрванным. А/.гивное становление в последние годы специ-ных дисциплин - философии воспитания, социология воспитания, агогической социологии - позволяет надеяться на решение зада-определящей в конечном счете жизнеспособность всей системы агогической деятельноета общества. В ходе ускорения темпов сольного развития с очевидностью проявилась известная едчосто-ность в господствовавшем до недавнего, времени подходе: воепи--' не.склонны были рассматривать как отношение в больней мере " '

субъект-объектное,нежели субъект-субъектное. Можно, по-видимому, найти объяснение утвердившейся трактовке в истории теории и общественных . отношений, но необходимо при этом признать, что она служит упрощению и схематизации процесса,, и не может рассматрива ться как дань традиции, скорее ее можно интерпретировать как обеднение прогрессивной традиции в теории воспитания. Исходной посылкой анализа, предпринятого в диссертации, является представ ленке о воспитании как о субъект-субъектном отношении; об идеоло гическом воспитании, программа которого реализуется лишь при условии единства направленности педагогической деятельности специальных общественных институтов и самовоспитания.

В марксистском и немарксистском обществознании тема молодежи интенсивно разрабатывается с конца 50-х годов; накоплен богатый и разнообразный материал, составляющий информационный фундамент, помогающий осмысливать своеобразие процесса включения новь поколения в общественную жизнь, место и роль молодого поколения индустриально-развитых обществах. Исследователи 60-70-х годов ву дели в молодежи прежде всего объект целенаправленного воздейств» со стороны старших поколений. Социологи 80-х годов ставят-вопрос по иноку, отмечая самостоятельность молодежи, ее активность в вс приятии жизни и созидании собственного облика. Признание за моле дежь» статуса субъекта подсказано ходом исторического процесса. Таким образом, развитие так называемой юнологии явилось отражен! существенных, объективных социальных' изменений.* Социология М0Л0І ди узка в своих методологических рамках для адекватного освецеш процесса. Рассмотрение проблем молодежи в контексте естественно-исторического процесса смены поколений.и социального процесса-преемственности поколений позволяет расширить традиционные представления, придав анализу социально-философский статус. При такі взгляде на проблемы "современной молодежи органично формируется : торический подход, позволявший выявить в становлении каждого но го поколения обіцие/ особенные и единичные законы.

В советской литературе сложилась традиция рассмотрения мол дежшх проблем в. США: работы Ю.Н.^выдова, Ю.А.Замоажина, С.Н. . Иконнико8ой,Л.Н.Мельникова и др. помогают системно представить осоо'еыюета социально-психологического облика молодого американ в монографических исследованиях характеризуются. тенденции разви отдельных социальных групп молодежи в США, .имеются труды, посвя иге школе, системе Еысшего образования, духовным потребностям и вій п девулек.' Таким образом,- .советские; специалисты располагают

>вольно обширной информацией о современной і лодежи США, что поваляет составить представление о том, какова сегодня американс-їя молодежь. Однако в теки остался иной, не менее,, а возможно и злее, важный вопрос: почепу такова сегодня молодежь США? Поиск гвета на данный ьопрос предопределил цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Общей целью диссертационной рабо-л является реконструкция концепции идеологического воспитания, пределение его содержания и форм; сопоставление цели и результа-зв процесса (на примере молодежи США). Данная цель была коняре-иэирована в решении следующих задач:

предложить рабочее определение понятия "молодежь";

определить молодость как особую фазу становления поколений условиях развертывания ІЇГР;

показать позицию автора в дискуссии по проблеме "идеология воспитание";

ввести понятие "идеологическое воспитание" в ряд категория, гражакхцих процесс формирования ценностных ориентации поколения;

рассмотреть возможности аксиологического подхода в исследо-ании темы;

обозначить границы американской идеологии;

рассмотреть тенденции развития индивидуализма в США;

представить модель идеального молодого американца;

охарактеризовать отдельные іоряа «теологического воспита-йя молодежи в США:

а) политического,

б) правового, .

в) нравственного,

г) эстетического,

д) религиозного;

- осуа}егтвить nor тяу фиксации результатов процесса идеоло-
ііческого воспитания.

Методологическая основа и теоретические источники исследова-*я. Методологической „сновой диссертационной работы является кон-гпция материалистического понимания исторического процесса. Тео-зтической основой '«следования являются труда советских и запад-ос обществоведов по проблемам идеологии, воспитания, молодежи, «лирической основой анализа явились материалы конкретно-социоло-кчееких исследований процесса формирования социального облика элодежи США, направленности ее сознания и деятельности в период 3-80-х годов XX века.

Научна.'" швиз на исследования заключается в том, что в нем осуществляется реконструкция концепции идеологического воспета нда. 3 традиционном* понимании оно нередко стоэдсствлялось с ид ко-политкческлм воспитанием, что имело далеко идущие последств в педагогической деятельности общества. Молодому поколению пре письгаалось усвоить систему идей, господствующих в обществе; ел во становилось ведущей стороной в процессе формирования соэна* поколения. В разрабатываемой з работе,концепции не просто увяз боится два объективно связанное между собой яаэекия* но показы вается юс органичное, диалектическое единство; идеологическое воспитание представлено как деятельное взаимодействие старших молодого поколения. Идеология есть программа созидательной дея телькссти по преобразованию общества, в которой системно воссо дается гип человека, способного его осуществить в системе деятельности общества. Воспитание, осуществля*шое по ориентирам.з 'данным идеологией, является важнейшим компонентом, составной частью механизма реализации программы в- социальную) реальность. Понятие "идеологическое воспитание" позволяет акцентировать ко хретно исторический характер воспитания, его связь с разэиваш мися интересами класса, фиксируемыми в идеологии.

Более конкретно положения, страдающие научную новизну пол хода к проблеме,_можно сформулировать следующим образом:

  1. Предложено рабочее определение понятия "молодежь".

  2. Охарактеризована молодость- как особая фаза развития по колений в развитых индустриальных обществах второй половины XX Бока. КГР потребовала продления подготовительного этапа к всту ле:от> а общественное производство, она породйла-йотребность в молодости для целых поколений. . . .

  3. Проведен обзор дискуссии о судьбе идеологии в ссаремен ном мире; введоны понятия "идеологизация" и "деидеологизация", которых рассмотрены н&которые закономерности развития идеологи чеексго процесса. ,-.''.

  4. Выработано понятие "идеологическое воспитание", оно be деко в соответствующий категориальный ряд. Понятие помогает фи сирозать конкретно-историческое содержание, цели, средства иj зулі/.'атьі воспитания поколений. '.-..

  5. В соответствии с выводами предшествующих ступеней иссл довдняя о том, что из существует абстрактной связи "идеология мз.твдекь"» но есть определенная в своем историческом содержат . ' ' :"'- ' -v.''' .' :.^; "8 : '' -' . :1 ':''.-' ;-'.

«ь "идеология, господстзущая. в конкретном пб:цеетве. на четко
<сируемом уровне его -развития,..."р яскодзтае.,. о.бретанхдее социаль-
э зрелость в уникальной системеІ. условий",, был?, проанализирована
зцифика американской идеологии. я.,„,,,,..„., „, .. .

б.-^Системообразутацим зд^и^ггад.амйряканскрй./литологии.явля-;л: индивидуализм,, .в иссле^радлии^прове^н^а^ализ, ^ендеііцигї и )тиворечий'В.:агр развитии. ,..п„,.г.,.,„,; ,-.„..,, ,,,.., ,, . _ г...'. ..."_,

,7.. Выстроена .модель-вдеаліногр молодого^ американца, являацая
5ой-программу идеологическога.воепитави'а. молодежи...' '. " "[
8.-Выделены формы идеологического воспитания,. средства реа
кции ЄГС ЦЄЛЄЙ. ,.г .- ,„,..,. . , ...,,. .,.,, . ( . ; ,',.'',

., 9.- Рассмртреш направленность социал.ьньпс,6риентзцкй.'поколе-
1 80-х годов, явившаяся.результатом процесса, целостного воспи-
кия, осуществляемого в.США,...., ..* -,.,,,-,, ... .. . ... ,,., ~- '.'

: 10. Введено в.-научный,обо. л1 значительное количестро оригина-wx.,работ философов, социологов,, социальных психологов Запада в ми г с -, разрабатываемо й в., диссертации концепцией и ее эмпиричес-Я проверкой;на-примере США-..,-., .. .,..,, ,,.,,.,!.,..

& соответствии .с этим на защиту., выносятся следующие положения:

1. Молодежь есть общественная группа, в. рамках которойпоркк-
зтея поколение,, его-социальная структура; объект саігаорганизую-
Я' деятельности- общества,""йшор^виваЩкйся субъект деятельности;
дност^, возрастные границы-.которой исторически и социально де-
рминированы*периодом самоопределения личности в системе общест-

НЦЫХ ОТНОШеНИЙ.-, <., ,. ';;,.;,.,„ ,.,.,--,',..., , ... 1% ^

  1. Молодость ес.ть фаза.социального, станбвл'еісм^поколениЯ эпо-:НГР*, Системообразующей эадачей.,подготовительног6 этапа к встул-пию поколения в;общественное производство является самоопределе-з.; Длительность-процесса прямо?7ролорцііональна Цере сложности со-ільной структуры и (f-'ккциональных. требований.каждой из ее пози-й;-. Современное,развитое общество, диктует,потребность но только в иинении;Подготовительного этапа,, но,и,.о.бособлен>>и^новых фаз про-зса.'.гсротцет^твующи^.-у^

  2. Идеология является необходимым ..элеи^нтрц Общественно ГС со-ания г ^сферрй.;сиотеадтизированнрго,. заинте^'ечо ванного 'отражения Зъектом бытия, программой созидательного действия.""Идеологизации гь;;процеср "окращивания" идеологией^всейдйти .общественных отно-дай^т^еолор^нэ^мажеТлЮ Обществе вне данного эцесса.-Деидеологизация-есть процесс вьгаеснения. из сиатёмы обще-

ственшх отношений идеологии, вступившей в противоречие с акту альшми интересами общества в процессе поступательного хода єг развития. Идеологизация и деидеологизгцкя являются сторонами и охогического процесса.

,4. Значимым элементом идеологического процесса выступает идеологическое воспитание, которое в конечном счете обеспечим господство той или иной идеологии в оба;естзе. Идеологическое г пкт.-ние есть программируемый процесс формирования систеглы цен* сгнкх ориентация молодого поколения, отвечающих коренным, uktj альиым интересам общества (класса); отношение субъектов - обіде ства (юи.оіа) и молодого поколения, в котором общество (класс] задает програшну роспнтания и условия ее реализации, а молодое поколение воспитывает себя в предложенных условиях.

5. Отдельные направления педагогической деятельности общ<
ва являются формами, преломляющими содержание идеологической і
граммы воспитания. Их единство обеспечивав . успех в реализациі
программы; противоречия мезеду кики являются симптомами воэнига
напряженности в идеологическом процессе. Формами идеологичесш
воспитания выступают: политическое, правовое, нравственное, э"<
ткческое, религиозное. '

Практическое значение исследования! Практическое значенні выводов диссертации определяется потребностью развивающейся ф софии и социологии воспитания в преодолении устаревших прєдеті л єни а о связи идеологии и воспитания, о преемственности ПОК0ЛІ потребностью выхода общество знания на новый виток развития, с: занкыЗ с решением задач обновления общества и человека.

Возможности научного й практического использования вывод исследования обусловлены тем, что в диссертации дано:

- обоснование значимости исторического (поколенческого)
хода к ,-а.нию и поведению молодежи;

- определение специфики поколений эпохи развертывания НГ
~ отрицание упрощенного понимания процесса деидеологизац

. - представление о роли идеологического воспитания молодо поколения в идеологическом процессе;

- наглядное единство и различие форм идеологического вое
таі"<їя;

- концептуальное зидекие корней американского национальи характера, вырастающего в процессе идеологического воспитания

- обоснование необходимости концептуализаць.. педагогичес

деятельности общества. "

Апробаулл работы, материалы диссертаций К"ого исследования кладааались на всесоюзных, республиканских, региональных и ву-вских каучно-теоретичееккх конференциях: "изменение социальной руктуры советского общества"(Свердлоdck, 1972); "Развитие со-альной структуры советского обцестза" (Таллия, 1931); "Полити-и политические отношения-в развитом социалистическом обществе" фа, 1903); "Кардинальный рост эффективности жипого труда - гла-Ы/1 фактор ускорения социально-экономического развития" (Св'ерд-вск, 1906); "Актуальные проблемы идеологического обеспечения учно-технического прогресса" (Свердловск, 1986); "Наука и твор-стзо" (Ярославль, 1986); "лаучно-техническиЯ прогресс и управ-ние социальными процессами" (Ижевск, 1968); "Противоречия со-еменного общественного прогресса" (Гродно, 1989).

Основные положения диссертации использовались в спецкурсе оциальше проблемы молодежи', который читался автором на протя-нии несколько лет студентам философского факультета (вечернее деление), слушателям Зечернего университета маркс^гама-лекиниз-Свердловского ГК КПСС, а также в лекциях, с которыми автор вы-упает перед ^широкой аудиторией от общества "Знание". Рукопись нографии "Идеологические воспитание молодежи в США" обсуждалась кафедре исторического материализма УрГУ им.A.M.Горького.

По теме диссертации опубликовано 26 работ (17,6 п.л.), в том еле монография "Идеологическое воспитание молодежи в СМ" вердловск: Изд-во Урал, ун-та, 7.2 п.л.). Всего автором опубли-вано 26 работ (17,6 п.л.')..

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, ключекия и списка использованной литературы, содержащего S3b именований. Работа изложена на 30S стр.