Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Михайлов Юрий Петрович

Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов
<
Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлов Юрий Петрович. Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Михайлов Юрий Петрович; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Чебоксары, 2008.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/40

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. От иллюзорного восприятия к мистическим представлениям 13

1.1. Феноменология иллюзии 13

1.2. Иллюзии в природе и в жизни человека 22

1.3. От иллюзии к мистике 36

1.4. Реальность события, трюка и факта 44

Глава 2. Диалектика и логика перцептивных механизмов 51

2.1. Многоступенчатый отбор перцептивной информации 53

2.2. Логика механизмов извлечения инварианта 66

2.3. Видимость и реальность в контексте практических действий 78

2.4. Иллюзии восприятия и их рационально-теоретическое устранение 93

2.5. Редукция субъективной реальности к отражению 107

Заключение 122

Библиографический список использованной литературы 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В эпоху неравномерного роста специальных научных знаний и появления новых пластов философского исследования антинаука не только утихла, но с уверенностью прокладывает себе дорогу в наивные души людей. Такое ощущение, что в последние годы наше общество переживает религиозно-мистический ренессанс. Атмосфера вседозволенности позволяет публиковать в печати любые материалы, не взирая на их добротность, трансформировать любое научное положение в форму, в которой магия (антинаука) приобретает доминирующее положение.

Наша задача заключается в том, чтобы показать какие грандиозные отклики порождают безответственные интерпретации рядовых явлений природы, особенно явлений, касающихся жизни и смерти человека.

Напомним, какой громкий судебный процесс разыгрался вокруг имени афериста Григория Грабового. Собрал огромную сумму денег, обещав родителям воскресить детей с того света. С обывательской точки зрения нет большого расстояния между летаргическим сном или клинической смертью и подлинной смертью. Аферисты могут ссылаться на живых свидетелей «воскрешения».

Самое дикое суеверие - воскрешение мертвых - приняло в наши дни статус практического мировосприятия. Верно, что оно получило осуждение в широких массах людей со здравым смыслом. Речь идет о сенсации XXI века, имевшей место на родине атеизма. Идея появилась в новом варианте - с претензией на «материализацию» за определенное вознаграждение.

Григорий Грабовой объявлял себя Миссией и будущим президентом России. Знаменитым он стал своим нашумевшим обещанием - воскресить детей, погибших в бесланской школе. Совершать чудеса он согласился лишь после значительного денежного вознаграждения. Обещание свое дело сделало — в карман афериста поступило несчитанное количество денежной

4 массы. Лишь после многочисленных жалоб граждан, в том числе и жителей Беслана, прокуратура заинтересовалась деятельностью Грабового. Сумма нанесенного ущерба оценивалась более чем в миллионы рублей.

Странно, откуда все это взялось? На пустом месте оно не могло появиться. Где истоки его происхождения? Без исторического подхода к вопросу трудно что-либо сказать. Даже фрагментарные данные о духовной жизни далекого прошлого дают нам очевидные свидетельства, уходящие вглубь иллюзионного искусства.

Анализ иллюзионных трюков подводит нас к мысли о восприятии, в природе которого содержатся загадки многих социальных явлений.

Иллюзионные зрелища с древнейших времен пользовались в народе особым успехом [8, 26], в этом проявлялась затаенная подсознательная потребность людей в соприкосновении с иным миром. Одновременно и параллельно это искусство внедрилось в душу (в сознание) людей как Бытие иного мира с иными «закономерностями». В течение всей истории общества иллюзионные зрелища служили зрелым подтверждением жизнеспособности «магического духа», разлившегося на все континенты земного шара [26].

Возможно, что история потеряла некоторые промежуточные звенья развития иллюзионного искусства, но нас не покидает убеждение в том, что это лишь пробелы нашей осведомленности.

Демонстрация трюка «обезглавливание» продолжалась в Средневековье и Новое время. Трюк под названием «отсечение головы Иона» фигурирует во всех памятниках истории вплоть до XIX века. Страх публики стал всеобщей эпидемией в подсознании людей, неподозревающих своей причастности к этой заразе [26].

Идея воскрешения красной нитью проходит через всю историю человечества. В той или иной форме она появляется неизвестно откуда и в наше время [86].

В настоящее время наиболее популярной формой мистики и иррационализма является экстрасенсорная идеология. Широкая экспансия ее

5 в сферу публичного сознания обеспечивается выходом в область так называемой нетрадиционной медицины. Количество больных, страдающих неврозом, все еще растет. Даже дипломированные врачи, не владея искусством внушения, переориентировались на получение легкого результата, например, при помощи дистанционного массажа [46, 47, 56]. Идея сверхчувственного воздействия на больных противоречит канонам научной медицины, но так как экстрасенсорная методика дает иногда очевидные терапевтические результаты, то люди, оказавшиеся в плену рекламы, вынуждены обращаться к экстрасенсам [56].

Экстрасенсы эксплуатируют реальный научно обоснованный феномен человеческой психики - «внушение» под новым названием, состоящим из двух наукоподобных терминов [56].

Назревает законный вопрос юристам, принимающим ответственное решение относительно экспертных советов, предлагаемых следователям экстрасенсами. Трудно себе представить, чтобы юристы-практики были основательно знакомы с тем, например, можно ли определить преступника по фотографии его жертвы?

Каково положение юриста, обязанного решать судьбу подозреваемого на основании показаний, исходящих от экстрасенсов, лишенных чувства реальности? Знает ли он, что такое внушение, невидимое для него, как неспециалиста? Фокус экстрасенсов очень прост: результат, достигаемый техникой внушения, выдается за чудо. Все, что выходит за рамки эффектов, достигаемых внушением, представляет собой голословные вербальные упражнения.

Устранить мистику из жизни общества невозможно, но противостоять можно и необходимо. Для этого надо выбрать эффективную стратегию демистификации.

Нельзя сказать, что наука ничего не делает в этом направлении. Научное знание и научное мировоззрение теперь кругом в тисках. Открыли

ворота для демократии, а туда ворвались силы, не имеющие никакого отношения к демократии.

Практикующийся ныне метод борьбы с мистикой сводится к голословному утверждению того, что это противоречит науке. Правильный, но слабый аргумент. Нужна такая стратегия, которая бы позволяла выявить самые глубинные корни иррационализма.

Степень разработанности проблемы. Данное исследование посвящено одному из источников иррационализма - иллюзии ухода от реальности. Было время, когда модно было исследовать не только социальные, но и гносеологические корни идеализма. Теперь мало или вовсе не говорят об этом. Разумеется, логико-рационалистический анализ происхождения мистики и иррационализма необходим в рамках методологии комплексного исследования. Однако для более конкретного анализа позволительно сузить рамки исследования. Именно таким путем решил идти автор, избрав иллюзии восприятия объектом своего специального научного анализа.

Верно, что иллюзии деформируют восприятие и восприятие компенсирует допущенные им ошибки за счет своих внутренних механизмов. Таковы нейродинамические механизмы, компенсирующие когнитивные дефекты восприятия за счет внутренней самоорганизации мозга.

Работа преследует цель ответить на вопрос, каким образом иллюзии восприятия становятся причиной столь глобальных явлений общественной жизни как иррациональное сознание. Мы не знакомы ни с одной работой, посвященной раскрытию причин возникновения иррационального сознания в лице иллюзии, выходящей за пределы восприятия. Как правило, в специальной литературе иллюзии и умственные течения в обществе представлены порознь.

Вопрос о том, как относиться к мало или вовсе неизученным психическим феноменам в ситуациях, требующих незамедлительного принятия решения, стоял в прошлом и стоит в наше цивилизованное время.

7 Сюда в первую очередь относятся юридические решения, определяющие судьбу отдельно взятого человека или группы людей.

Еще в конце XIX века появились статьи и даже монографии, в которых просвещенные практики поднимали тревогу о том, как быть специалисту, обязанному принимать срочное практическое решение, касающееся судьбы человека.

В этой связи представляет интерес книга А. Левинстела «Суеверие и уголовное право» [83].

Казалось бы, теперь, в наш век научно-технического прогресса, такие вопросы решаются без суеты, без особых умственных усилий. Но это ошибка. Если раньше специалисты в силу отсутствия однозначного научного решения пограничных проблем на них закрывали глаза или в силу высокомерного пренебрежительного отношения к ним как к суевериям, то теперь просвещенные практические работники справедливо поднимают тревогу о необходимости научного решения так называемых загадочных явлений человеческой природы. Мы являемся живыми свидетелями по поводу наглого вторжения мистических представлений в сферу общественного сознания. Читатель может убедиться в этом, познакомившись с монографией нашего видного специалиста Л.Гримака «Гипноз и преступность» [49], со статьей врача И.Коновалова «Медицина выросла из колдовства» [75].

Яркие примеры связи иллюзионных трюков и мистики приводит историк и философ, профессор В.Г. Богораз-Тан в книге «Чукчи» [22].

Проблема, обсуждаемая в данной работе, представлена в монографиях философа М. Шахновича «От суеверий к науке» [158], «Современная мистика в свете науки» [159], А. Григоренко «Сон разума рождает чудовищ» [48]. Программное исследование вопроса принадлежит Ф.Энгельсу «Естествознание в мире духов» [163].

Существует много литературы по мистике. Одни пропагандируют мистику, другие наоборот, пытаются разоблачить ее. Освещение природы

8 мистики не входит в нашу задачу, она затрагивается лишь потому, что она питает глубокие корни в самой реальности, видимой очевидности иллюзионных трюков. Проследить историю внутренней скрытой связи иллюзионных трюков с мистицизмом помогли такие работы как «Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней» Леманна [85], «От древних магов до иллюзионистов наших дней» А.Вадимова и М.Триваса [26], «Факиры» И.Уразовой [144], «Иллюзионы» Н.Ознобишина [ПО], «Гарри Гудини - разоблачитель спиритов» Е.Толкачева [142], «Факиры и медиумы» Э.Поля [120], «Древняя высшая магия. Теория и практические формулы» И.Пиабба [116], «The magic of Uri Geller» J.Randi [171].

Теоретические и философские аспекты данной проблемы освещены в работах П. Гуревича «Возрожден ли мистицизм» [50], И Г. Габинского «Теология и чудо» [38], М. Долгаполова «Последний факир России» [52], М. Зильбербрандта «Секреты подлинные и мнимые» [6 0]. В этих работах перечислены исторически достоверные иллюзионные трюки, граничащие с мистикой. Они представляют теоретический (философский) интерес во-первых, в том смысле, что они положили начало зарождению и консолидации мистических представлений, и, во-вторых, в том, что они непосредственно затрагивают природу восприятия, олицетворяющего очевидность эмпирического факта.

Об иллюзиях как деформации восприятия пишут психологи, математики и художники. Если первые объясняют причину появления геометрической иллюзии из потребностей развлечения, не связывая это с целями какой-либо идеологии, то последние - развитием особой категории искусства, удовлетворением своеобразной эстетической потребности — бегства от привычной реальности.

Самое крупное коммерческое искусство, базирующееся на практическом обмане чувств, производится в специальных зрелищных учреждениях. Это узаконенный всей историей общества обман, идущий

9 навстречу желаниям любителей острых ощущений испытать обман на себе [162].

Опасными для публичного сознания являются аферисты, выдающие иллюзионные трюки за реальность. Они заслуживают морального осуждения, но это не эффективный метод разоблачения, так как находится слишком много защитников. Вопреки всему они продолжают верховодить в сознании наивных поклонников, демонстрируя очевидные трюки, секреты которых упрятаны далеко от взора свидетелей [162].

Существует общеизвестная истина: если секреты фокусов раскрыты, то они теряют всякий интерес, а двери цирков захлопываются с внешней стороны.

Экстрасенсы всячески скрывают секреты внушения и тем самым обволакивают сознание пустыми манипуляциями, поэтому одним из эффективных приемов противостояния мистической эпидемии является разоблачение трюка [69].

Объектом исследования является скрытая связь иллюзии с мистическими представлениями и практикой.

Предметом исследования являются иллюзии восприятия как первичный источник происхождения мистических представлений. Роль мозга в когнитивной адекватности восприятия.

Цель — показать и доказать роль обмана чувств (иллюзии) в происхождении мистицизма и роль мозга в обеспечении адекватности восприятия.

Исходя из этой цели, автор поставил перед собой следующие задачи:

  1. Показать, что иллюзии, как графические, так и сценически-практические, появились для удовлетворения потребностей общества.

  2. Доказать, что демонстрация иллюзионных трюков со временем вышла за пределы искусства и попала в нечистоплотные руки аферистов, сумевших подменить в глазах публики простые технические средства

10 производства трюков своими бессмысленными действиями, сопровождая их туманными, будто бы магическими фразами.

3. Доказать, что иллюзионные трюки, производимые ложными
целителями, а также людьми, способными манипулировать судьбами своих
клиентов, захватывают не только умы непросвещенных, но и завоевывают
области практической жизни общества с печальными последствиями.

4. Охарактеризовать восприятие как надежное средство ориентации
субъекта в объективном мире, имея в своей голове адекватный образ этого
мира. Эволюция живых организмов позаботилась, чтобы в мозгу
сформировался специальный механизм самоорганизации, предназначенный
для достижения перцептивной адекватности.

Теоретико-методологические основания исследования. Автор выдвинул проблему исходя из того, что в нашей повседневности широко бытуют мистические представления, отнесенные по своему происхождению к иллюзионной практике. В философской литературе содержится досадный пробел, позволяющий поклонникам мистики свободно рекламировать возможности манипулирования душой и телом своих клиентов.

Для выполнения данной работы пришлось мобилизовать нетрадиционные источники об иллюзионном искусстве и его влиянии на духовную сферу людей. С целью обоснования принципиальной достоверности восприятия привлечена соответствующая литература по психологии, нейрофизиологии и теории самоорганизующихся систем.

В основу построения концепции легли такие оправданные в практике научного исследования принципы, как принцип объективности, системности, историчности, комплексного подхода и принцип конкретности истины.

Научная новизна исследования содержится в следующих суждениях, получивших в работе достаточное рациональное обоснование:

1. Показано многообразие иллюзорных восприятий и их жизненные значения, и социальные назначения.

  1. Обсуждены природные и бытовые иллюзии, безобидные на первый взгляд, но не безболезненные в отклике в духовной сфере повседневности.

  2. Определены иллюзии восприятия, используемые лицами "особой категории для внушения в массы мистических представлений и соответствующего образа жизни.

4. Доказано, что иллюзии восприятия реальны и востребованы
обществом, но не являются помехой в ориентации в условиях постоянно
изменяющейся среде обитания. Гарантией надежности восприятия является
самоорганизация механизмов мозга, сформировавшаяся в ходе эволюции.

Концептуальные результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Иллюзии восприятия многообразны: графические, содержащиеся в
учебниках психологии и геометрии; в изобразительном искусстве,
посвященном оптическим деформациям; в явлениях природы, куда можно
отнести изменение величины диска Луны и Солнца, миражи и т.д.; наиболее
значимыми являются трюки, производимые аферистами для внедрения в
общество особого режима, основанного на общении при помощи
сверхъестественных магических сил.

2. Иллюзии имеют естественное и бытовое происхождение.
Безобидные на первый взгляд они становятся причиной серьезных
деформаций общественного сознания. Современные мифы (летающие
тарелки, воскрешение мертвых и др.) могут быть, бесспорно, объяснены
первоначальной субъективной деформацией восприятия. Будучи
безобидными и развлекательными, они со временем трансформируются в
средства эксплуатации невежества.

3. Известны иллюзии и суеверия, вошедшие в «кровь и плоть»
восприимчивых людей, способные незаметно внедрить в сознание
мистические представления и тем самым установить режим, обряды и
ритуалы беспрекословного подчинения воле одного человека. Люди
общаются в массе на непонятном, окутанном туманом, оккультном языке.

12 Это не язык, а лишь бессмысленные звуки, символизирующие поведение людей в «пещере».

4. Иллюзии вмонтированы в процесс восприятия и, будучи в структуре восприятия, не составляют помеху адекватной ориентации в среде. Эволюция живых организмов (мозга) позаботилась, чтобы человек видел мир таким, какой он есть. Для этого мозг стал функционировать в режиме многоступенчатой переработки информации с обратной связью. Цель — получить полезный конечный эффект.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем научно и методологически обоснован тезис об иллюзиях, представляющих собой скрытую причину возникновения в обществе мистических и иррационалистических представлений.

Практическая значимость прослеживается в логико-гносеологических разоблачениях ложного сознания, основанного на прямолинейном и тенденциозном истолковании иллюзий.

Восприятие хотя и подвержено иллюзорным нарушениям, но в нем содержатся специальные компесаторные механизмы, выработанные эволюцией для адекватной ориентации человека в окружающем мире и в самом себе.

Апробация. Диссертация обсуждена на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, на межрегиональном симпозиуме, посвященном философским проблемам искусства (г. Чебоксары), на университетском межкафедральном семинаре, где обсуждался доклад автора на тему: «Прикладные аспекты философских исследований».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, 9 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Феноменология иллюзии

Каждому приходилось хоть раз сомневаться в том, что видят наши глаза, удивляться тому, как рассматриваемый объект может представляться одной вещью, а при повороте представать совсем иной [69, 124].

Сегодня мало кто верит в привидения, не то что в давние времена. Множество людей тогда не только не сомневалось в их существовании, но и видело их своими собственными глазами. Зато в наше время нет недостатка в очевидцах летающих тарелок и пришельцев из космоса. Нет оснований сомневаться в том, что некоторые из них действительно видели что-то этакое. Но то, что они видели, не обязательно имело место в действительности. Дело в том, что реальный мир далеко не с идеальной точностью отражен в видимом человеком мире. Мир, который воссоздается нашим зрением, - это, увы, нередко весьма искаженная копия реального [147].

Иногда мы в упор не видим то, что находится у нас прямо перед глазами, а иной раз видим то, чего нет и в помине. Да, надо признать со всей прямотой: «призраки» в видимом мире существуют, но мистика здесь ни при чем, своим происхождением они обязаны особенностям нашего зрения [141].

Иллюзия - форма восприятия, результирующая образ, несоответствующий действительности [122].

Различаются два вида иллюзии: естественная и искусственная. Первая встречается в самой жизни и вызывается самыми разными причинами: объективного и субъективного характера, а вторая изобретается самими учеными и художниками. Одни из них демонстрируются на арене цирка иллюзионистами, а другие изображаются на бумаге. Те и другие порождаются в ответ на генетические потребности самих людей. Самые простые и скучные представлены в учебниках психологии и геометрии, а другие более сложные, вызывающие острые ощущения, — на зрелищных сценах с участием широкой публики, жаждущей обманываться, т.е. для собственного удовольствия. Народ посещает иллюзионные выступления не принудительно, а за счет собственного финансового резерва. Публичные потребности рождают талантливых людей, способных стягивать любителей к «черной дыре» мистики, уводящей их в иной мир.

Популярность массовых зрелищ иллюзионного искусства красноречиво говорит о том, что в самом человеке содержится потенциальное стремление быть свидетелем принципиально невозможного, «потустороннего» [26, 85].

В приведенных выше примерах иллюзий трудно отделаться от впечатлений, что они выходят за пределы искусства развлечения. Однако есть и такие, которые оказывают заметное влияние на формирование в обществе экстраординарных взглядов. Общество не знает, откуда берутся, а потом как тиражируются такие безумные, не укладывающиеся в рамки здравого смысла, представления. Не верно, что они появляются спонтанно, они имеют свои объективные причины. В первую очередь — иллюзии, не получившие разгадки.

Каждому известно по своему собственному опыту, что можно ошибиться, если смотреть на незнакомый предмет. Например, человек недавно посетил пустынное место в Новой Мексике и стоял некоторое время на горе, с которой открывался вид на всю пустынную местность, вплоть до гор по другую сторону обширной равнины. Ему казалось, что расстояние до гор 25-30 км, в действительности же это расстояние было равно 120 км. Человек не дошел бы туда, неся на себе пищу и воду. После английского сырого климата сухой воздух этой пустыни создавал обманчивое впечатление о расстоянии до гор. Можно ожидать нечто подобное на Луне и других планетах, где атмосферные условия и освещение будут совершенно иными, чем на Земле, и где совершенно другими будут масштабы объектов. Мы уже знаем, что тени являются важным фактором в восприятии глубины [87]. Может случиться так, что, открыв космос, человек познает самого себя. Мы можем носить переворачивающие сетчаточное изображение очки, но мы не можем избавиться от земного притяжения. Огромный интерес представляет для нас влияние на восприятие человека тех чуждых нам условий, которые мы не можем смоделировать на Земле, и поэтому очень важно использовать ситуацию космических полетов для того, чтобы узнать больше о закономерностях зрительного восприятия и границах его возможностей; это важно не только для блага космонавтов - таким путем мы можем прийти к более полному пониманию процессов восприятия.

Иллюзия иллюзии рознь. Существуют такие, о которых мало кто подозревает. Они сливаются с самой жизнью. Отделить иллюзионные «трюки» от самой жизни, от ее бытовых сцен трудно. Свидетели таких сцен ударяются в мистику без колебаний.

Известно, что существуют чрезвычайно обманчивые иллюзии. Сейчас следует остановиться на вопросе о том, насколько опасны и коварны такие иллюзии и как велика их вероятность, например, в космических полетах [87].

Первую опасность представляет сенсорная изоляция. В экспериментах, проведенных в лабораторных условиях, было обнаружено, что у некоторых людей в состоянии изоляции, продолжающейся несколько часов или дней, возникают галлюцинации и совершенно теряется способность концентрировать внимание или решать задачи [128]. По-видимому, сенсорная система нуждается в более или менее постоянном притоке информации, в противном случае она начинает выходить из строя, как это происходит, например, в состоянии крайнего утомления или под влиянием некоторых препаратов, таких, как опиум или лизергиновая кислота. Насколько вероятны такого рода нарушения в космосе? Космические полеты ограничивались орбитой Земли, и программа, выполняемая космонавтами, настолько насыщена, что изоляция не является для них проблемой.

Иллюзии в природе и в жизни человека

Иллюзии наблюдаются и в самой природе. Так как иллюзия - это лишь искажение восприятия и поэтому она не существует без восприятия и, следовательно, без присутствия человека.

Слабое искажение величины можно проиллюстрировать на примере восприятия Луны, когда она находится на горизонте и когда в зените. Иллюзия восприятия вошла не только в психологию, но и в искусство. Даже зная из физики космоса реальную небесную величину Луны, мы воспринимаем ее как небольшой диск, которым пользуются спортсмены [67].

Колебание, имеющее место при определении величины Луны, настолько очевидно, что это можно показать на простейшем рисунке.

Согласно теории кажущейся удаленности, иллюзия с Луной объясняется так: у горизонта Луна кажется более далекой (что не соответствует действительности), и наблюдатель автоматически учитывает это: он подсознательно применяет правило, согласно которому из двух объектов, дающих изображение одинаковых размеров, более далекий должен быть большим.

Для конкретного объективно-теоретического и феноменологического анализа мистификации реальных явлений при помощи иллюзорного восприятия можно было бы ссылаться на иллюзии, наблюдаемые в нашей повседневности, но они сами по себе, вне контекста защищаемой в данной концепции, еще не убедительны. Наиболее популярными, встречающимися в жизни являются мифы о «летающих тарелках». В околонаучных публикациях они называются неопознанными летающими объектами. По количеству публикаций в газетах и научно-популярных журналах можно судить, какие масштабы приняло в общественном сознании иллюзорное восприятие реальных фактов.

Согласно общепризнанным характеристикам они еще не опознаны и не было ни одной реальной встречи поклонников - очевидцев-свидетелей. Как видно из этих характеристик небесные «тарелки» являются полностью объектами психологических размышлений. К сожалению, психологи, имеющие академическую подготовку, не интересуются ими. Отсутствие технического мышления не имеет сколько-нибудь веса в деле разоблачения мистифицированного представления.

Необходимо отметить, что восприятие «летающих тарелок» не равнозначно зрительным фантомам, а имеет реальное основание. Проблема только в том, что эти реальные основания деформируются в голове свидетелей в соответствии с ранее сформировавшимися психологическими трафаретами. Задача расшифровки зрительного феномена, как ни странно, возлагается только на психологов. Представим себе, что в темную ночь на небе появились две светлые «тарелки». Никому не известно, откуда они появились. Движутся они по небу бесшумно, не соблюдая никаких законов механики [146].

Прежде чем обсуждать такую большую проблему в масштабе общественного сознания, уточним кратко вопрос о том, что такое деформация. В учебниках психологии или геометрии она определяется как форма чувственной репрезентации объекта в его целостности. Искажение по разным причинам называется иллюзией, детерминируемой побочными реальными событиями. Иллюзия отличается от галлюцинации тем, что она провоцируется неадекватными внешними факторами.

Какие же внешние причины вызывают впечатления о летающих высоко над головой круглых объектах? Так как летающие объекты являются небесными обитателями, то источник, подающий повод к восприятию, необходимо искать на небе, например, облака, принимающие причудливые формы.

Любой объект неопределенной формы может быть воспринят благодаря участию воображения как нечто определенное, наделенное предметным значением. Мозг предназначен для того, чтобы извлечь из объекта упорядоченность, даже тогда, когда наличие такой упорядоченности довольно сомнительно. Находя в бесформенном пятне «бабочку», мы локализуем ее не в мозгу, а во внешнем мире, на некотором расстоянии от нас. Неопределенное пятно служит в психологических исследованиях как стимул, подлежащий опредмечиванию с помощью прошлого опыта, хранящегося в памяти перципиента.

Клякса или какой-то определенный предмет? Тест Роршаха основан на том, что наш мозг стремится увидеть предметы даже в фигуре с очень нечеткой структурой. Клякса, мобилизующая воображение перципиента, содержит бесчисленное множество вариантов субъективного опредмечивания. Каждый зритель выбирает «объект», представляющий для него какой-то интерес. Он видит не то, что есть, а свое представление, вынесенное на бумагу [146].

Конфигурации, образовавшиеся на поверхности кофейной жидкости из неопределенного или случайного расположения пузырьков, воспринимаются как наделенные определенным смыслом предметы: курица и жираф. Смысл, конечно, создается в мозгу, за счет ранее имеющихся в памяти впечатлений. Объективное и субъективное, накладываясь друг на друга, совпадают друг с другом. Феномен Роршаха присутствует везде: как в масштабе книжного листа, так и в космическом масштабе - планеты Солнечной системы. Такова природа восприятия.

Многоступенчатый отбор перцептивной информации

Восприятие — это противоречивый с отклонением от реальности процесс, распадающийся на ряд последовательных этапов, из которых каждый имеет свои особые функции.

Подчеркивая сложный диалектический характер, В.И. Ленин, переводя мысли Гегеля на русский язык, писал: «сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, - причинности ets. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» [86. С. 301].

Общая закономерность и характеристика процесса познания распространяется и на процесс восприятия, хотя последнее составляет лишь первую и завершающую ступени познания. Мысль о противоречивом и многоступенчатом характере формирования перцептивного образа подтверждается современными исследованиями, которые позволяют очевидно продемонстрировать нейродинамические механизмы, представляющие собой диалектику (логику) переработку информации. Многоэтапность, многоступенчатость формирования перцептивного образа в мозгу говорит о том, что каждый этап - это своего рода диалектическое отрицание деформации отражения, осуществляемое путем удержания наиболее информативных фрагментов изображения. Конечный этап есть возврат от иллюзорной деформации к исходному положению, но на ином, высшем уровне, на уровне создания обобщенного, следовательно, гносеологически осмысленного образа.

Формирование достоверного перцептивного впечатления включает в себя такие этапы, как мгновенное симультанное изображение, обследование, анализ деформации, выделение информативных признаков, перевод неподвижных статических изображений в оперативные единицы образного мышления и преднастройки действия.

Как бы ни была стара проблема, в последние годы появились экспериментальные исследования, представляющие собой детальный анализ тех «промежуточных переменных», которые сокращают дистанцию между обнаружением сигнала и формированием семантически обогащенных образов, которыми оперирует субъект в процессе образно-наглядного мышления.

В целях обоснования представления о восприятии как противоречивом и многоступенчатом процессе можно использовать функциональную блок-схему, данную В.П. Зинченко [61]. Он выделяет следующие этапы преобразования информации в процессе, например, зрительного восприятия.

Поскольку восприятие не сводится к мгновенной «зеркальной» данности внешнего мира, поскольку оно обеспечивает некоторую стабильную связь личности с внешним миром, поэтому формирование образа не мыслимо без «фотографического» удержания впечатления на некоторых этапах преобразования.

С чего начинается многоступенчатый процесс восприятия? Первым этапом здесь выдвигается блок сенсорной памяти. Действительно, в качестве начала указывается обнаружение сигнала и отражение объекта во всей полноте его признаков, без разбора того, являются ли они существенными или несущественными, т.е. запечатления внешних физических параметров объекта [106]. Такое впечатление удерживается не долго, через несколько м/сек. оно исчезает, уступая место вновь поступающему сигналу.

Ближайший этап называется блоком иконической (иконика — теория воспроизведения изображений) памяти, через 30-50 м/сек после детектирования сигнала, информация, заключенная в сенсорной памяти, попадает в центральную мозговую часть обработки информации.

Реакции органов чувств, полученные в первых двух блоках, по своему содержанию и объему ничем не отличаются друг от друга. Они отличаются лишь временем (длительностью) хранения и районом локализации. Изображение в иконической памяти удерживается больше, чем в других блоках, составляющих сенсорную трассу.

Картина, хранящаяся в блоке иконической памяти, в некотором смысле обеспечивает стабильность воспринимаемого объекта. В этом смысле внешний мир в иконической памяти неподвижен, как бы остановлен во времени. Это необходимо для того, чтобы подвергнуть обработке и анализу полученную информацию. События происходят вопреки тому, что делается на сетчатке. Ведь глаз находится в беспрерывном движении (скачкообразные саккадические, плавные, треморные и иные движения) [165].

Следует отметить, что в естественных условиях изображение объекта на сетчатке беспрерывно изменяется, оно никогда не остается неподвижным относительно сетчатки. Обычно изображение объекта постоянно перемещается по сетчатке и причиной этому служат в первую очередь движения глаз [90].

Изобразительный объем иконического запечатления достаточно велик, т.е. вполне достаточен для свободы выбора, для избирательной съемки с него релевантной задачам субъекта информации.

Семантическое опознание объекта начинается с выделения информативных признаков сигнала, интерпретации их и отнесение объекта к определенному классу (множеству). Эта процедура происходит не как попало, а на основе выдвинутых для данного случая перцептивных гипотез и под углом зрения тех задач, которые стоят перед наблюдателем.

Процесс, происходящий в блоке опознания, еще не завершается принятием перцептивного решения, выяснением принадлежности стимула к какому-то определенному классу. Далее начинается переход на следующую ступень: результат опознания переводится на язык оперативных единиц восприятия, именно при помощи таких единиц человек обычно регулирует свои действия [44, 45].

Логика механизмов извлечения инварианта

Восприятие не есть зеркальное, одноактное отражение действительности, а, наоборот, сложный, многоступенчатый, многогранный процесс. Чувственный образ, получающийся в процессе восприятия, — это результат сложной переработки информации. Однако, такая совершенно справедливая характеристика отражает лишь одну сторону отражения внешнего мира, осуществляемого при помощи восприятия. Основное жизненное назначение восприятия — доставить личности информацию, достаточно адекватную для принятия разумного решения, для достижения стратегического результата.

Общеизвестно, что наибольшей ценностью обладает информация, адекватная объекту по существенным параметрам. Однако при этом нельзя забывать, что подобная информация первоначально должна быть извлечена, из отдельных проекций, т.е. из данных различных органов чувств, в совокупности отражающих объект во всех его деталях.

Гибкий, подвижный подход к проблеме восприятия означает необходимость выявления противоречивости информации, доставленной при помощи восприятия. В некотором смысле противоречие образа - есть отражение противоречия, заключенного в самом объекте. Речь идет об инвариантности, взятой в отношении неадекватной вариантности, об относительной устойчивости по отношению к подвижности, необходимости к случайности.

Специальные научные исследования показывают, что при встрече с внешним миром, первоначально у человека в мозгу создается чисто статическое, зеркальное изображение объекта. Поэтому можно утверждать, что становление зрительного образа восприятия начинается с отражения и запечатления всех признаков «объекта-стимула», доступных воспринимающей системе. Вначале это изображение хранится в сенсорной памяти в течение 30-50 м/сек, а затем поступает в центральную часть зрительного анализатора и фиксируется там в виде кратковременного следа. Изображение здесь хранится в виде так называемой иконической памяти в течение до 1000 м/сек.

Известно, что зрительное восприятие в обычных условиях представляет собой последовательный ряд коротких экспозиций [139, 155]. Экспериментально доказано, что глаз извлекает информацию, например при чтении, лишь во время коротких пауз, наступающих между отдельными вспышками саккадических движений. Опознание изображения, расположенного в центральном поле зрения, в отличие от периферической части, происходит в виде симультанного процесса, как своего рода «фотографический» эффект, для реализации которого микродвижения глаз не обязательны.

Картина, заключенная в иконической памяти, не является еще полноценным психическим образом. Полноценный психический образ включает в себя, помимо иконического (статического) изображения, динамические, оперативные, семантически-прагматические характеристики.

После статического изображения происходит дробление целостного изображения на элементы. Это первое отрицание. При помощи активных поисковых действий зрительная система производит отбор- наиболее информативных деталей изображения. Восприятие завершается интеграцией из информативных деталей целостного обобщенного образа. Это и есть возврат к исходному положению. Но этот возврат уже происходит на уровне гносеологической адекватности. В отличие от чисто механической, зеркальной адекватности, гносеологическая адекватность характеризуется соответствием образа объекту по его наиболее существенным параметрам.

Восприятие константно. Это значит, что в психическом образе отражаются параметры объекта, инвариантные к различным пространственным и временным преобразованиям. Психический образ есть активное, целеполагающее отображение действительности. Его формирование детерминировано целями и задачами субъекта в процессе познания.

Формирование образа - это сложный, диалектический процесс становления нового качества, включающий в себя такие этапы, как" мгновенное запечатление, обследование, анализ, выделение информативных признаков, перевод неподвижных статических изображений в оперативные единицы мышления и рефлексии и др.

В житейском опыте, накопленном от восприятия, в первую очередь бросается в глаза «фотографический» характер процесса восприятия. Психологи утверждают, что изображение, получаемое в процессе восприятия, метрически конгруэнтно внешнему объекту [29, 30]. Поскольку обобщенность восприятия является общепризнанным пояснением, то возникает вопрос, в чем же фактически проявляется это свойство восприятия? Разумеется, к этим фактам в первую очередь относится феномен константности. Но наиболее значительным аргументом в пользу обобщенности является процесс опознания. Предметы и явления опознаются в определенном диапазоне колебания, независимо от их положения в пространстве и во времени.

Замечено, что во время чтения текста буквы опознаются нами даже и тогда, когда они написаны людьми, имеющими различный почерк. Каждый-пишущий по-своему, деформирует буквы - стандарты, и каждый почерк представляет собой некоторое отклонение от каллиграфического эталона. Но, несмотря на это, мы успешно справляемся со своей задачей - опознаем буквы, отличающиеся друг от друга по самым различным параметрам их очертания. Это значит, что мозг в ходе обучения чтению извлекает некоторый инвариант, обобщает образы путем выделения в них критических и опорных точек. Обобщение - это властная тенденция мозга, направленная на стабилизацию накопленного опыта, чтобы экстраполировать его на восприятие текущей информации.

Похожие диссертации на Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов