Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческое бытие в экзистенциальном измерении Жижилева Лариса Ивановна

Историческое бытие в экзистенциальном измерении
<
Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении Историческое бытие в экзистенциальном измерении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жижилева Лариса Ивановна. Историческое бытие в экзистенциальном измерении : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Киров, 2007 234 с. РГБ ОД, 61:07-9/346

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Экзистенция, экзистенциальная история: определение понятий 19

Глава 2. Экзистенциальная история человека традиционного общества 68

2.1. Человек в обществе Древнего востока 68

2.2. Человек в Античном обществе 77

2.3. Человек враннем средневековом обществе 88

2.4. Человек западного общества периода предмодернизации 104

Глава 3. Экзистенциальная история человека индустриального общества 117

3.1. Человек в модернизирующемся и индустриальном обществах XVIII - сер. XIX века 117

3.2. Человек в индустриальном обществе сер. XIX - сер. XX веков 133

3.3. Человек в индустриальном обществе России 146

Глава 4. Экзистенциальная история человека постиндустриального общества 170

4.1. Проблемы и перспективы развития общества 170

4.2. Человек в постиндустриальном обществе 183

Заключение 206

Библиографический список 213

Введение к работе

Актуальность темы

Категория бытия является исходной в философии, обуславливая многообразие существующих представлений человека о мире и самом себе. Разработка вопросов бытия включает и исследование исторического бытия. Актуальным является философское исследование экзистенциальной проблематики исторического бытия. Именно историческое бытие тесно связано с жизнью человека. В нем интенсивно высвечиваются онтологические проблемы, в том числе значимости бытия самого по себе, открытости мира человеку, противопоставления существования человека его сущности и др. Онтологическая парадигма, сформировавшаяся в античности, при анализе исторического бытия позволяет видеть его как оно есть, во всем многообразии его проявлений, в том числе значимости субъективного личностного бытия. Длительное господство гносеологической парадигмы, утвердившейся в индустриальном обществе, с ее преимуществами рациональной рефлексии способствовало выработке богатого понятийного аппарата описания исторического бытия. Изложенные в качестве социальных ценностей, активно транслируемых в общественном сознании, эти понятия зачастую оказывались далеки от реального исторического бытия, тем самым, обостряя проблемы взаимодействия различных способов бытия, отношения социального и индивидуального в теории и практике личностного бытия.

Историческое бытие человека происходит во взаимодействии его индивидуальных качеств и меры воздействия общественных ценностей на сознание личности, что в конечном итоге, определяет направленность и особенности жизненной позиции человека. История человека на ранних ступенях его развития свидетельствует о том, что процессы социализации, коллективные приоритеты сыграли ведущую роль в антропосоциогенезе человека. Поддержка и участие коллектива в жизни человека способствовали выживанию рожденных человеческих младенцев и плохо приспособленных к природным условиям особей. Эти качества общественного бытия длительное

время сопровождали и направляли человеческую жизнедеятельность, пока он не научился господствовать над природными процессами с помощью науки и техники, а влияние коллективов не стало препятствие его самодеятельной жизни. Наряду с новыми достижениями появились и проблемы, - множество представителей индустриального общества утратило свою жизнеустойчивость, способность к полноценному бытию, несмотря на претензии к свободному самоосуществлению через законодательное регулирование прав и свобод человека и гражданина, защиту от негативного влияния общества через систему судов и социального обеспечения. Решение государственной власти и общественное мнение становились мерой индивидуального поведения человека, отчужденного от себя.

Об этих же процессах свидетельствовала не так далекая от современности советская история. Лишая человека свободы выбора жизненной позиции, идеологи коммунистической партии внушали советским людям ценности социалистического образа жизни, направляя их идейное развитие через ряд последовательных ступеней: октябренок, пионер, комсомолец, коммунист. Вместе с тем, партийно-государственный аппарат создал систему преследования инакомыслящих. Взамен отказа большинства советских граждан выражать свободно свою самобытность государственная система предоставляла человеку широкий перечень социальных гарантий (в том числе бесплатное жилье, образование, медицинские услуги и т.д.), что в конечном итоге способствовало формированию общественного мнения о нем, как о человеке зависимом от общественных требований и настроения власти. Результатом тому была неготовность многих людей принимать ответственные самодеятельные решения в ходе перестройки экономической, политической, духовной систем общества в конце XX века, отказа государства решать их насущные социальные проблемы. Значительная часть постсоветских людей была морально подавлена утратой политического авторитета СССР, растеряна, оказавшись один на один с необходимостью самостоятельно принимать решения, действовать во благо своих интересов (социальных, экономических,

личных). Причем, ощущения брошености и одиночества человека дополняются общемировыми тенденциями в этом направлении. Так, Е.В. Тихонова, анализируя внутреннее состояние человека современности, пишет: «Порождение одиноких индивидов XX веком обусловлено не только социально - экономически, но и психологически, нравственно. Коллективное бессознательное утрачивает архетип религиозности, ранее обеспечивающий включенность каждого в общность людей, помогающий в преодолении жизненных кризисов. В индивидуальном сознании исчезает компонент «Мы», и его место занимает «Я». Одиночество, ранее вызываемое различием культур, поколений, теперь объясняется и различным внутренним опытом двух уникальных личностей. Отсутствие в структуре личности «осевых» этических ценностей - свободы, ответственности, справедливости, долга и т.д. -преобразовывает одиночество в субстанцию морального зла, допускающего пренебрежение и уникальностью Другого».1 Проблемы, появившиеся у российского человека с развитием рыночной экономики, в том числе безработица, высокие цены на жилье и коммунальные услуги, образование, квалифицированную медицинскую помощь и др., порождают стрессы, депрессии, ностальгию по ушедшим временам социальной солидарности, коллективной близости людей, определяемости их существования государственной системой.

Однако, человек не может и не должен жить в условиях общества, полностью определяющего его жизненные приоритеты, его существование уникально и сущность его неповторима. Но ему важна и близость коллектива, понимание, участие в индивидуальной судьбе, безопасность, обуславливающие отсутствие у него страха за будущее. Помимо общественного человеку жизненно необходимо и природное бытие в аспекте открытости равноценным отношениям с ним. Гармония бытия сущего возможна, если исходить из изначальной значимости любых способов бытия сущего, а не только субъекта познания. Таким образом, опираясь на онтологическую парадигму, хотелось бы

1 Тихонова Е.В. Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саранск. 2002. С. 12-13.

6 согласиться с мнением Н. Гартмана, считавшего, что познание «имеется лишь в том, что для начала «есть», познается оно или нет»2.

Возможно ли оптимальное соотношение социального, природного, индивидуального, какова должна быть жизненная позиция, соответствующая сохранению собственного достоинства и близости иным способам бытия? Эти вопросы побуждают к необходимости анализа бытия человека, внутренних составляющих его жизнедеятельности, побуждающих его к активности, в том числе выходящих за рамки господствующего рационального мировидепия.

Наиболее адекватный понятийный аппарат и новая культура отношений к иррациональным аспектам бытия человека создана философией экзистенциализма. Экзистенциализм конца XIX-XX веков, открыто выступивший против отчуждения человека индустриального общества от самого себя, выдвинул идею формирования уникальной в своей жизненности, свободной, идентичной, ответственной за свою судьбу личности. В этой связи П. Тиллих указывает: «Человек по своей природе есть «конечная свобода»: свобода здесь понимается не как неопределенность, а как способность определять себя путем принятия решения в центре своего бытия. Человек как конечная свобода свободен в рамках случайностей, заданных его конечностью. И в этих рамках человек призван сделать из себя то, чем он должен стать, то есть исполнить свое предназначение. Всяким актом нравственного самоутверждения человек способствует исполнению своего предназначения, то есть актуализации того, что он есть потенциально» . Представителями этого философского направления предпринимались попытки поиска оптимальных взаимоотношений с окружающим миром. Мир, по мнению М. Хайдеггера, тотально персонализирован и открыт для встречи с другими способами бытия. Создание со-бытия с другими способами бытия возможно в рамках коэкзистенциальных сообществ. Призывая своих последователей создать надежные узы по духу близких человеку людей в рамках коэкзистенциальных сообществ, Н. Аббаньяно писал: «Относительно себя я должен решить, чтобы

Г'артман И. К основоположению онтологии. СПб. 2003. С. 105. 3 Тиллих II. Мужество быть. Избранное. Теология культуры. М. 1995. С. 40-41.

быть тем, какой я есть; и посредством этого решения я признаю также ценность, которую другие имеют для меня. Сообщество других людей может предстать передо мной как совокупность отношений, которые ограничивают и угнетают меня в напрасной и рассеивающей погоне за самим собой, и, наоборот, может быть для меня солидарной общностью интересов и целей, в которой я обретаю свою подлинную реализацию. Будет оно одним или другим, зависит от меня, от моего решения. Подобно тому, как, решая относительно себя, я решаю относительно видимости или реальности мира, составной частью которого я являюсь, так в том же самом решении я решаю и относительно солидарности, которая связывает меня с другими, или относительно борьбы или разрыва между мной и другими»4.

Выявляя насущные проблемы жизнедеятельности человека в индустриальном обществе и направляя его усилия на активизацию своего внутреннего потенциала, поиски оптимальных отношений с миром, экзистенциализм в значительной степени отражает мироощущение человека исторической эпохи, в которой жили его основатели. Современная наука и обыденная жизненная практика нуждаются в теоретических исследованиях бытия человека как в масштабе всемирно исторического измерения его существования, выявляющем проблемы и показывающем решения бытийных ситуаций на разных этапах человеческой истории (всемирно историческое бытие), так и предлагающем пути оптимизации жизнеустойчивости постиндустриального человека. Исследование в данном направлении, вносят вклад как в развитие исторической науки (расширяя возможность изучения объекта и методов исторического исследования), так и философии. Для философии это значимо для возрождения классической традиции изучения категории бытия в условиях постиндустриального общества, утверждения онтологической парадигмы равноценности любых способов бытия, развития антропологического направления онтологии. На решение этих задач претендует настоящее исследование.

4 Аббаньяно Н.'Экзистенция как субстанция. Введение в экзистенциализм. СПб. 1998. С. 140.

a Степень разработанности проблемы

Исследование исторического бытия в экзистенциальном (личностпо-индивидуальном) измерении рассматривается нами в значении экзистенциальной истории человека и предполагает анализ проблем человеческого существования, его бытия в мировом историческом процессе, сопряженного с актуализацией сущностных сил человека.

Рассмотрение проблемы существования (экзистенции) человека осуществлялось различными направлениями философской мысли в ходе сопоставления его с такими философскими категориями, как сущность, сущее, бытие, мышление. Вопрос о существовании мира и человека, определяемом и зависимом от сущности или бытия совершенной субстанции (Бога, Космоса, Абсолюта), активно поднимался еще Парменидом, Плотином, Аристотелем, Августином, Фомой Аквинским. В средневековой философской традиции существование сущего (экзистенция) стало восприниматься по аналогии с бытием Бога как бытие особого сущего, поставленного в центр мироздания. Новоевропейская философия, уделяя большее внимание гносеологическим, чем онтологическим проблемам, выводит существование (бытие) человека, мира и даже Бога из самого человека, его мыслительной способности. В поздней европейской философской традиции, само существование (бытие) человека и мира, подчиненное и зависимое от сущности, в системе философии Гегеля укладывается в мышление. В XIX - XX вв. философы различных школ, оппонируя утвердившейся в общественном сознании гносеологической парадигме, основанной на рациональной традиции, возрождают как интерес к онтологии (Н. Гартман, М. Хайдеггер), так и рассматривают разнообразные проявления отдельных сторон человеческого существования, не укладывающиеся в эту традицию (3. Фрейд, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ж. Сартр, А. Камю). Среди таких проявлений: бессознательное, интуиция, воля. Выделяются также экзистенциалы бытия, такие как, тоска, страх, забота, тошнота, абсурд, одиночество, смерть и т.д. Проблема уникальности человеческого бытия рассматривалась в разное время в работах

Августина Аврелия, П. Абеляра, Ж.Ж. Руссо, Ж. Маритена, Р. Бультмана, Э. Жильсона, П. Тиллиха, Н. Аббаньяно, К.Р. Роджерса, А. Маслоу, Л. Шестова, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, С.Л. Рубинштейна, П.П. Гайденко, В.А. Ашимовой, А.С. Гагарина, В.Г. Миронова, Е.В. Тихоновой и др. Проблема бытия человека поднималась и в исследованиях представителей пермских философских школ. Так, В.В. Орлов пишет: «Человек - это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность...Смысл заложен в самом человеческом существовании...Смысл существования...в движении человека в свою собственную сущность...»5. В.А. Кайдаловым тоже рассматриваются вопросы бытия человека в мире. Оно понимается как их глубинное сотворчество, в котором человек не имеет господствующих позиций, а делает эти отношения взаимно приемлемыми6.

В рамках философии экзистенциализма разрабатываются также представления об экзистенциальной истории как личностной форме исторического бытия. Исследования по данной проблематике осуществляются в трудах К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. Аббаньяно, Н.А. Бердяева.

Предлагаемая работа представляет авторский взгляд на экзистенциальную историю человека, как особую форму индивидуально-личностного исторического бытия, включенного во всемирно - исторический процесс (микроисторию). Многообразие проявлений индивидуально-личностного бытия позволяет использовать в исследованиях экзистенциальной истории междисциплинарный подход, с опорой на данные истории детства, культурологии, социологии, этнографии, психологии, педагогики и др. наук, дающие возможность подойти ближе к экзистенциальному. Этот же подход является базовым и в научных работах по микроистории, открывая путь разнообразию исследования исторического бытия, в том числе и индивидуально-личностного бытия. В этих же целях автором впервые используется такая комбинация критериев, которая позволяет наиболее полно

5 Орлов В.И. Основы философии. 4.1. Общая философия. Вып. I: Учебное пособие. Пермь. 1997. С. 196- 198.

6 Кайдщюв ІЇ.А. Творчество и проблема творческой индивидуальности // Экология, планетарный человек, творчество.
Новосибирск. 1993. С.12.

раскрыть экзистенциальный аспект бытия человека. Среди критериев опыт восприятия человеком детства, самоидентификация, отношение к личным ценностям свободы, жизни, смерти.

Среди зарубежных авторов проблемы детства и воспитания подрастающего поколения рассматривались в разное время Платоном, Аристотелем, М.Ф. Квинтилианом, Я. А. Коменским, Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоции, С. Уильдерспином, Р. Оуэном, А. Валлоном, А. Адлером, Э. Эриксоном, А. Фрейдом, М. Мид, М. Монтессори, Б, Споком, Р. Кайлом, Ф. Арьесом, Л. Кэрролл, Д. Тоубер и др. В России вопросы развития и воспитания ребенка были в различное время в центре внимания таких ученых, как Н.И. Новиков, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Зеньковский, Л,И. Божович, И.С. Кон, П.Ф. Каптерев, Д.В. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Н. Поддъяков, Е.Б. Бреева, М.В. Зиновьева, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Г.А. Чередниченко, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов, Л.П. Буева, Е.И. Ярославцева и др.

Проблемы идентичности (самоидентификации), формирования самостной личности и ее ценностного мира рассматриваются в разное время в работах таких философов и психологов, как Лао - цзы, М. Аврелия, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Г. Риккерта, А. Маслоу, К. Роджерса, З.Фрейда, К. Хорни, Р. Бультмана, К. Маркса, К. Юнга, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Маркузе, И.С. Кона, В.Т. Бахура, Г.И. Гурджиева, Л.И. Божович, Е.М. Калашниковой, А.Б. Орлова и др.

Тема смерти и бессмертия, открытости человеческого бытия перед лицом смерти активно обсуждалась в работах Д. Синопского, Платона, Эпикура, Эпиктета, Лукреция, Ф. Бэкона, Д. Беркли, Д. Юма, Ф. Арьеса, Ж. Бодрийяра, М.Ф. Биша, М. Бланшо, С. Бовуара, Л. Бурдо, Б. Гройса, С. Грофа, К. Ламонта, В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Федорова, Ю.А. Бессмертного, П. Ребиндера, И.В. Вишева, В.Ф. Купревича, Л.В., Комарова, Л.Е. Балашова, Г.Д. Бердышева, М.В. Соловьева, А.А. Богомольца, А.Б. Волкова, П.П. Гайденко, В.М. Голубчика, Н. М. Тверской, М.В. Горелкина, А. Демичева и др. Эти вопросы

11 являются центральным звеном размышлений представителей экзистенциализма и поднимаются в трудах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж. Батая, Р. Бультмана, Ж.П. Сартра, Н. Аббаньяно, П. Тиллиха, И. Бердяева и др.

Однако, созданные в рамках ряда отраслей науки, эти работы не дают целостного представления об экзистенциальной истории человека на разных этапах всемирной истории. Остаются не разработанными и требуют дополнительного исследования ряд важнейших аспектов экзистенциального бытия человека, как в пределах исторических эпох, так и всемирной истории человека в целом. Данная работа претендует на решение указанной задачи.

Объект, предмет и задачи исследования

Объектом исследования в настоящей работе является личностная история человека в рамках всемирно-исторического процесса.

Предметом настоящего исследования является экзистенциальная история человека в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Цель настоящей работы - установить экзистенциальный аспект истории человека в рамках всемирно-исторического процесса.

В соответствии с целью автором ставятся следующие задачи исследования:

проанализировать и установить содержание понятий «экзистенция», «экзистенциальная история» человека в ракурсе онтологических и гносеологических проблем;

выявить специфику исследования экзистенциальной истории путем применения экзистенциальных критериев;

установить связь индивидуально-личностного бытия с характером культурных, социально-экономических, политических и иных условий существования человека различных исторических эпох.

- применить герменевтический подход к исследованию бытия человека на
различных исторических этапах;

- описать экзистенцию человека в соответствии со значимостью таких
личностных ценностей как свобода, идентичность, своя жизнь и собственная
смерть;

изучить проблемы формирования личности, сохранения ее идентичности, установить причины личностной неустойчивости;

-установить историческую изменчивость человеческой экзистенции;

- использовать в работе междисциплинарный подход в объеме комплекса
исследований различных отраслей человеческого знания, в том числе
философии, психологии, педагогики, истории, культурологии, этнографии,
социологии и др.

Методологическая основа исследования

Сложность объекта исследования, - истории человека, предполагает использование на различных ее этапах комплексной методологии, позволяющей под различными углами зрения подойти к исследованию бытийных качеств личности. Поскольку в работе рассматривается экзистенциальное, то методология диссертации строится с учетом онтологической дифференциации «бытие - сущее». Соответственно в аспекте бытия и выражающего его понятия используются феноменологический и герменевтический методы, которые позволяют отразить специфику онтологической категории. Но поскольку экзистенциальная история личности выражена в сущем, то применяются диалектический, сравнительно-исторический методы.

При анализе бытия человека на разных этапах исторического процесса автором используется диалектиктический метод, который позволяет рассматривать человека как новое качество, образующееся в результате эволюции личностных характеристик человека, сопровождающих его с детских лет.

Представленная в работе периодизация экзистенциальной истории личности осуществляется на основе сравнения условий ее бытийствования в различные исторические эпохи. Сравнительно-исторический метод служит

важнейшим способом исследования предмета, позволяющим по опыту прошлого формировать представления о настоящем и будущем бытия человека.

Феноменологический метод позволяет рассматривать исторические реалии, в том числе человека, в качестве феноменов, такими, какими они проявляют себя. Данный метод делает возможным широкое описание проявлений человеческой жизнедеятельности в различные исторические эпохи.

Герменевтический метод позволяет произвести как методически выверенную реконструкцию объективированных смысловых интенций, так и проанализировать структуры герменевтического опыта под углом зрения раскрытия заключенного в нем человеческого отношения к миру. Применение герменевтического метода свидетельствует об универсальности освоения человеком мира, позволяет рассматривать самого человека как понимающее бытие и открытое для понимания, в том числе и в аспектах его стремления к свободному самоосуществлению, переживания им своего бытия в мире.

Специфика предмета исследования - экзистенциальная история личности предполагает сочетание объяснения истории, исторических условий существования личности с герменевтическим пониманием, проникновением в смысл существования человека каждой эпохи.

Теоретическая новизна исследования

1. Предложено комплексное определение понятия экзистенция, которое
раскрывается как самоосуществление (самосовершенствование,
самореализацию) человека в формах внутренней индивидуализации и
адаптации (свободы, полноты личностного бытия), такое отношение к своему
бытию в мире, которое переживается в системе личностных приоритетов и
ценностей в условиях абсолютной открытости личностного бытия перед лицом
собственной смерти

2. Выявлены и исследованы бытийные процессы, определяющие
экзистенцию личности, - процесс ее индивидуализации (независимость от
внешних связей, внутренне свободное существование), и процесс ее активной

адаптации (приспособления человека к окружающей среде, своему внутреннему психофизическому состоянию).

  1. Предложены подходы к исследованию экзистенциальной истории человека, рассматривающейся в качестве одного из аспектов исторической науки (1 подход), экзистенциального осмысления человеческого бытия (2 подход), герменевтического понимания коэкзистенции (3 подход).

  2. Впервые обосновано применение комбинации критериев, таких как, восприятие человеком детства, самоидентификация, отношение к ценностям свободы, жизни, смерти, через которые разворачивается экзистенциальная история человека, отражается историческая изменчивость человеческой экзистенции.

  3. Предложено определение понятия экзистенциальной личности как внутренне свободной, ответственной, идентичной, ценностно переживающей свое бытие в мире.

  4. Установлено непостоянство динамики проявления экзистенциальной истории во всемирном историческом процессе, как с периодами роста, так и спада проявлений.

Положения, выносимые на защиту

1. Экзистенциальная история человека раскрывается как один из аспектов
исторической науки (микроистория), связанный с пониманием человека
прошлого и самого себя; со-бытие (коэкзистенция) и бытие свободного
человеческого духа в мире, переживаемом им в системе личностных ценностей.

2. Историческое бытие несет экзистенциальное содержание при
следующих условиях, выявленных в результате анализа экзистенциальных
критериев:

а) достаточности периода детства (в соответствии со спецификой той или иной культуры) для формирования психофизически устойчивой и активной личности, способной сохранять свою непрерывность и тождественность и противостоять давлению извне;

б) преобладания форм воспитания самостоятельного ребенка над
системой длительной опеки и диктата со стороны взрослых для формирования
свободной, идентичной личности, доверяющей миру, готовой включиться в
близкие, удовлетворяющие ее бытию коэкзистенциальные сообщества;

в) осознания человеком ценности своей жизни и собственной конечности
в бесконечном мире с целью трансформации его активности в
жизнеутверждающую позицию, преодоления страха смерти.

3. Бытие человека традиционного общества характеризуется в целом
стремлением к гармоничности, идентичности, трансформации энергии
переживания мира в энергию самосовершенствования, поиски устойчивых
отношений с миром (в семейных, общинно-религиозных связях).
Экзистенциальная история человека в традиционном обществе ярко
раскрывается в опытах свободной самореализации личности,
противопоставленной природному миру (например, в воззрениях гуманистов),
социальному миру (во взглядах стоиков). К XIV-XVI1 вв. гармоничная связь
человека с миром разрушается, возрастают тревожные переживания
несовместимости ценностей человека и мира. Экзистенциальная история
человека оторванного от мира становится закономерной составляющей
всемирной истории.

4. Экзистенциальная история человека индустриального общества
раскрывается через противопоставление двух бытийные линии человека. Бытие
одних - это бытие созданных семейно-государственными усилиями
рациональных, неидентичных, отчужденных, зависимых от внешних
приоритетов людей. Их повседневное пребывание на земле, если оно не
окрашено славой, обычно анонимно. Их неустроенность, шаткость положения в
опасном мире чреваты кризисами личности или неврозами, но им неведомы
глубокие экзистенциальные переживания мира, поскольку они легко способны
менять свои ценности, подстраиваясь под требования общественного мнения.
Привыкшие к отношениям «господства-подчинения», отчуждению, в том числе
и от себя, они не могут вступать в коэкзистенциальные связи. Бытие других,

16 экзистенциальных личностей - это существование неординарных, а порой и безумных силою утверждения внутренней свободы людей, идентичных и цельных, стремящихся к самосовершенствованию, самосохранению, существующих, в том числе и в условиях государственной изоляции. Они испытывают глубокие экзистенциальные переживания смысла жизни, конечности своего бытия, проблемы самореализации, отчужденности людей и др., поскольку их личностный, устойчивый ценностный мир нередко не совпадает с окружающим. Однако, находясь зачастую в одиночестве, изоляции, непонимании, испытывая неполноту своей экзистенции, они заинтересованы в отношениях, основанных на семейных ценностях любви, дружбы, религиозно-духовном единстве и иных способах коэкзистенциального общения.

В условиях массового господства неидентичного человека в конце XIX -середине XX вв. идентичный человек вынужден бороться за свое выживание, свободу, возможность остаться самим собой, сохранить духовно близкие связи и отношения. Эти проблемы актуальны в России с ее практикой чрезмерности власти, особенно в период существования тоталитарного режима, когда оставаться собой означало либо верную смерть, либо строгую изоляцию.

5. Анализ бытия человека постиндустриального общества свидетельствует о незавершенности формирования экзистенциальной истории человека этого общества. В нем все еще продолжает функционировать модель человека индустриального общества, - человека массы. Однако, современные люди, бытийствуя в переходную эпоху, живут с ощущением открытости своего бытия перед лицом смерти, что побуждает их к осмыслению своей жизненной ситуации. Многим уже ясно, что мир человека имеет перспективы, если страны согласятся взаимодействовать на диалоговой основе, дальнейшее развитие мира будет определяться человеческими качествами, а постиндустриальный человек будет преодолевать разрушающие личностное бытие аспекты существования индустриального массового человека. Появление в практике и распространение в общественном сознании представлений о внутренне свободной, идентичной,

самоценной личности, готовой к коэкзистенциальному взаимодействию, позволяет нам надеяться на приоритет экзистенциального человека в будущем.

Научно-практическая значимость исследования

Основные положения, идеи и выводы проведенного диссертационного исследования могут использоваться в различных областях современной жизни. Они значимы для осуществления научной деятельности учреждений, исследования которых связаны с изучением уникальности присутствия человека в мире, в том числе в направлении онтологического исследования бытия, а так же философского поиска методологических оснований микроистории. Материалы диссертационного исследования могут применяться и в педагогической практике преподавания широкого спектра дисциплин, в том числе истории философии, культурологии, всемирной истории, религиоведения, психологии и педагогики.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и религиоведения Пермского государственного технического университета, рассматривались на занятиях факультета повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений по гуманитарным и социальным наукам при ПГТУ. Кроме того, они отражены в научных публикациях и рассматривались на Всероссийских научно-практических конференциях «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе», проходивших в Пермском государственном техническом университете в 2002, 2004, 2005, 2006 годах; на Всероссийской конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Защита прав человека: теория и практика» (Пермь, 2006).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1) Жижилева Л.И. Истоки гуманизма как общественного движения Западной Европы XIV - XVI веков // Формирование гуманитарной среды и

внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V региональной научно - практической конференции. Т. 1. Пермь: Издательство ПГТУ, 2002.-С. 21 -23.

  1. Жижилева Л.И. Биография как один из методов историософского исследования // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы VI Всероссийской научно - практической конференции. Т. 1. Пермь: Издательство ПГТУ, 2004.-С. 134-136.

  2. Жижилева Л.И. Проблемы и перспективы развития современного общества // Молодые исследователи - регионам. Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Т. 2. Вологда: Издательство ВоГТУ, 2005.-С.147-149.

  1. Жижилева Л.И. Христианская духовность в формировании динамизма традиционного общества // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы VII Всероссийской научно -практической конференции. Т. 1. Пермь: Издательство ПГТУ, 2005. - С. 139 -141.

  2. Жижилева Л.И. Критерии экзистенциальной истории // ВУЗ XXI век: научно-информационный вестник. Выпуск 14. Пермь: Издательство ПГТУ, 2006.-С.72-82.

  3. Жижилева Л. И. Концепции экзистенциальной истории человека. // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы VIII Всероссийской научно - практической конференции. Т. 2. Пермь: Издательство ПГТУ, 2006. - С.29 - 32.

7) Жижилева Л.И. Права и свободы человека: экзистенциально-
философский аспект // Материалы Всероссийской IV научно-практической
конференции преподавателей и студентов ВУЗов «Защита прав человека:
теория и практика». Пермь, 2006. - С. 70 - 72.

8) Жижилева Л.И. Историческое бытие в экзистенциальном измерении //
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Спецвыпуск. Кострома, 2006.-С. 211 - 215.

Человек в Античном обществе

В обществах зарождающегося Запада, - цивилизации Средиземноморья, человек тоже вписан в мифический космический порядок, где он живет вместе с Зевсом и Герой, их детьми и другими богами Олимпа. Он бытийствует в мифологических сюжетах, наполненных подвигами Геракла, существованием Минотавра в Кносском дворце, героями Трои, удивительными приключениями аргонавтов. Здесь, в Древней Греции, в сравнении с Древним востоком, земля не была столь плодородной и благодатной, не могла в полной мере обеспечивать сельскохозяйственные потребности людей. В этой связи швейцарский ученый исследователь античности А. Боннар писал: «Греция -бедная страна. Почва скудная, неблагодарная. Склоны каменистые. Климат засушливый. В Афинах с середины мая до конца сентября часто не выпадает ни капли дождя. Осенью начинаются дожди, а зимой свирепствуют грозы. В долинах без естественного стока дожди вызывают заболачивание почвы. Таким образом, крестьянин был вынужден попеременно бороться то с засухой, губившей его тощие злаки, то с паводками, затапливавшими его луга»110. В условиях безлесья не возможно было создать общинные ирригационные системы, схожие с древневосточными. Потому земледелие не стало ведущей отраслью хозяйства. Греки вынуждены были заботиться о своем бытии, обеспечивая себя хлебом в процессе торгово-экономической деятельности с другими странами. Предметом их торговли было в основном оливковое масло, вино, ремесленная продукция. В античном мире в связи с этим хорошо была разработана система договорных отношений, ставшая основой современного европейского права. Собственные земли тоже были предметом купли-продажи. Однако, обладание крупной земельной собственностью налагало общественные обязанности на ее владельца, не позволяя ему чрезмерно обогащаться. Для поддержания стабильного уровня бытийствования производителям требовались регулярные усилия по содержанию земли, восстановлению, выгодной реализации ее плодов. В отличие от современного товарно-денежного оборота, создающего массовый поток товаров, рынок для Древней Греции был лишь способом обмена излишков, в конечном итоге адаптации к неблагоприятным условиям земледелия. Таким образом, природно-климатические условия заставляли древнего грека заботиться о его жизненной устойчивости, побуждали искать наиболее эффективные способы бытия-в-мире.

Особой формой адаптации человека античности к окружающему миру стала полисная демократия, обеспечивавшая участие каждого гражданина в защите своих интересов и интересов общества. Только народное собрание делало легитимным любое решение, касающееся общих и частных вопросов. Оно обеспечивало идентификацию граждан своему обществу, которое было гарантом сохранения частной собственности, свободного состояния, уверенности человека в своих силах, преодоления страхов, неустойчивости, несостоятельности. В этой связи Г.В. Драч указывает: «Человек для древнего грека лишь тогда суверен и свободен в своих сознанием контролируемых волеизъявлениях и поступках, когда его действия направлены на достижения общественно значимых, позволяющих быть хорошим гражданином, целей»111. Е.М. Калашникова писала о формировании ощущения целостности людей и личностной идентичности: «Ощущение целостности поддерживалось психологической заразительностью людей, находящихся в непосредственном контакте. Коллективное «мы» складывалось как коллективная идентичность свободных граждан, имеющих право свободно выражать свою позицию. Здесь же и закреплялась идентичность индивида с самим собой, так как площадь агора - была тем социальным пространством, где личность как представитель свободного сословия могла демонстрировать свое умение аргументировать мнение»112. Формальное равенство участников собрания, свобода выбора той или иной позиции служили благоприятной базой формирования коэкзистенциальных отношений в обществе. Идентификация личности со своей социальной группой (например, гражданин Афин, метек, раб) практически соответствовала этнической идентификации, что на наш взгляд способствовало зарождению чувства этнической солидарности. Важнейшей формой идентификации гражданина следует рассматривать идентификацию личности со своим государством - полисом. Так, Марк Аврелий писал: «Каждому полезно то, что согласно с его строем и природой. Моя природа - существа разумного и гражданственного. Для меня, как Антонина, град и отечество -Рим, как человека - мир. И только полезное этим двум градам благо для меня. Каждому же существу надлежит делать то, что соответствует его строю. Но все неразумные существа, в силу своего строя, предназначены для разумных существ, разумные же существа друг для друга. Поэтому первое место в строе человека занимает его общественность» . Таким образом, полноправный представитель античного мира описывался как независимый товаропроизводитель, гражданин полиса, участник его политической жизни.

Человек западного общества периода предмодернизации

Существенное изменение картины средневекового мира, произошло в XIV - XVII вв., в связи с освоением человеком нового пространства, ставшего доступным благодаря расширению средиземноморской торговой акватории до выхода торговых путей в океан. Традиционная деревня с ее представлениями о конечном мире и неподвижном образе жизни, страхом перед неизвестностью и чуждым демоническим миром, стала слишком мала для динамичного общества.

В Европе в этот период образуется новая структура общественных связей, - устойчивые феодальные государства, опирающиеся на институт сословий и развитие товарно-денежных отношений. Средневековые сословия становятся активными участниками политической жизни государств (выступая через своих представителей в парламентах стран). Кроме того, они приспосабливают свое хозяйство под требования расширяющегося рынка, разрушившего традиционное натуральное производство и обмен феодальных сеньорий. Но лишь небольшой части общества, включающей аристократические круги, удается наилучшим образом адаптироваться к изменяющимся условиям, извлекая большую прибыль от торгово-экономической деятельности. Их интересы облекаются в потребность освободиться от сложившихся традиционных связей, что фактически не соответствовало интересам большинства населения, - консервативного, косного, склонного к противостоянию новому, с тревогой ожидающего угрозы своему положению от будущих перемен. Лозунг свободы от внешней зависимости (сословных общественных связей) распространяет авангард новых людей - гуманистов. Среди них, - Петрарка, Данте Алигьери, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леонардо Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико де Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др. Имея различный социальный статус и положение в обществе, они были едины в том, что окружающий их мир должен измениться человеческими усилиями. Они почувствовали в себе силы менять мир самостоятельно, на основе человеческой свободы воли, данной Богом. Однако, окружающая действительность не соответствовала быстрому исполнению их идей, изменяться должны были прежде всего сами люди.

Таким образом, гуманисты, переживающие разрушение и неустойчивость ценностей традиционного мира выдвигают экзистенциальную идею самосовершенствования, организации бытия внутренне свободной личности, и воплощают ее в своей жизненной практике. Собственное бытие становилось ареной переживаний, рефлексий, самодеятельности. Как в образе и подобии божьем в человеке был усмотрен потенциал к самореализации, начало которому должно было положить самообразование. Несмотря на пристальное обращение гуманистов к культуре античности (Бруни перевел диалоги Платона, произведения Плутарха, Демосфена; Браччолини в течение жизни собирал античные произведения, особенно важной была находка работы «О природе вещей» Л. Кара), античное видение человека под влиянием средневековой религиозной традиции изменилось, - человек больше не воспринимался «политическим животным», он - образ и подобие Бога. «Ренессансное новое слово становится разгадыванием магического сродства человека божественному и всему природному сущему» . Таким образом, у личности имеются все возможности для гармоничного развития, - она наделена от Бога открытым и восприимчивым эмоционально-чувственным миром, воспитанным культурой средневековья, одарена частицей Божественного разума и разумна сама, что воспринято было от античности. Идентичного, внутренне свободного человека, перед которым раскрывались перспективы самореализации, ожидало полноценное бытие, к которому и стремились гуманисты.

Идеалом совершенствования человека был божественный разум, ценность которого среди других носила абсолютный характер. Высшее создание Бога, - человек, прикосновенный к божественному разуму, был способен на деятельность, схожую с боготворением. Человек мог воспринимать себя и тварью и творцом, художником «полотна своей эпохи». Современник этой эпохи Фичино отмечает: «Кто может отрицать, что человек фактически обладает почти таким же гением, что и творец небес? И кто может отрицать, что человек мог бы каким-то образом построить небо, если бы только он заимел соответствующие инструменты и небесный материал»159. Позднее русский философ А. Лосев укажет: «Возрожденческий антропоцентризм имеет артистический характер, то есть возрожденческий человек мыслит себя в первую очередь творцом и художником»160.

Поэт и мыслитель Флоренции XIII - XIV веков Данте Алигьери так определил основные ценности собственной эпохи:

- помимо божественной не меньшую ценность для человека составляет его земная жизнь;

- монарх получает власть не от папы, а от Бога, что обеспечивает людям мир и благополучие;

- судьба человека должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления к доблести и знанию1 .

Таким образом, человек как высшее создание Бога, наделенное им божественными качествами, способен организовать жизнь по своему усмотрению, а государство должно создать ему для этого необходимые условия. Так, гуманистическое течение выразило экзистенциальные бытийные желания идентичного человека своей эпохи, стремящегося к самоосуществлению в мире, переживаемому им в системе ценностей, воспринятых от культуры античности и средневековья.

Человек в модернизирующемся и индустриальном обществах XVIII - сер. XIX века

Дальнейшее развитие капиталистических отношений, вовлекающий в свою орбиту новые государства, общества, людей обострял проблему ненадежности человеческого существования. Протестантская этика, значимая для миропонимания человека XVI-XVII вв., не только подняла дух капитализма, но и способствовала подчинению церковной организации государству. Религия перестала быть идеологическим лидером общественного сознания. Она, отождествляемая с устоями косного, сословно дифференцированного традиционного общества, подвергается критике, прежде всего рационалистическим направлением общественного сознания, противопоставившего традиционному обществу идеал свободы, независимости, прогресса науки и техники. Настоятельно требовалась светская идеология, объясняющая человеческое существование и дающая человеку уверенность в его будущем. Такой идеологией в XVI11 веке становится идеология Просвещения, предвосхитившая рациональное миропонимание, закрепившая те самым за человеческим бытием функцию мышления, исключая уникальные проявления личностного существования.

Помимо прогрессивных на момент своего возникновения идей естественных прав и равенства людей, Просвещение напоминает рядом своих положений идеологию Реформации, в том числе представлениями о негативной природе человека, подчинением его «новому богу», - государству. Чувственность, эмоциональность, склонность к некритическому мышлению человека традиционного общества представителями Просвещения отождествляется с человеческими пороками, такими как эгоизм, себялюбие, зависть, страсть повелевать, алчность, гордыня, т.е. всем тем, что не вписывается в рациональное миро осмысление. Все эти иррациональные проявления человеческого бытия рассматривались как низменная природа человека и служили основанием к отказу от его свободной воли, позитивное в его развитии приравнивалось к общезначимому. В «Метафизическом трактате» Ф.М. Вольтера мы находим прямое указание на разделение людей на соответствующих общественным интересам и нет: «...в добрый час люди были разделены на 2 класса: первый - люди божественные, жертвующие своим себялюбием благу общества; второй - подлый сброд, влюбленный лишь в самого себя» . Если реформационная идеология предполагала свободный выбор лицом религии и образа жизни, то просвещенческая идеология, поставленная на службу государству, насаждалась в массовом порядке. Этой задаче служила как система масштабного воспитания и образования, так и изоляции тех, кто не соответствовал общественным интересам. Проблемой последних были отвергаемые в обществе формы нерационального существования в своих интересах, - свободомыслие, нищета, половые извращения. Об этом М. Фуко писал: «В стенах изоляторов заключено, так сказать, негативное начало того государства нравственности, о котором начинает грезить буржуазное сознание в XVII в. - государства, уготованного для тех, кто с самого начала не желает подчиняться правилам игры, государства, где право воцаряется не иначе, нежели с помощью неумолимой силы; где при верховенстве добра существует одна лишь угроза; где добродетель настолько ценная сама по себе, что не получает в награду ничего, кроме отсутствия наказания» .

Отказ от свободной воли, идентичности личности, подчиняющейся интересам государства, компенсировался в сознании неустойчивого человека идеей торжества человеческого разума, господством его над природой. Этим условиям отвечала, прежде всего, наука, получившая широкий простор для развития. Именно на пауку государством возлагались утопические задачи максимального удовлетворения общественного интереса и потребностей, в том числе в направлении ликвидации физической смерти, установления всеобщего благосостояния народа.

Государство в лице его органов выступало с точки зрения теории «общественного договора» организацией, обеспечивающей права и свободы человека, в том числе права на жизнь, свободу, стремление к счастью. Так, Декларация независимости Соединенных штатов Америки от 4 июля 1776 года провозгласила: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своими создателями неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью»176. Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, один из основополагающих документов французской революции, возлагает на государство обязанность защищать естественные и неотъемлемые права человека: «Люди рождаются и остаются свободными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому...» . На самом деле смысл теории «общественного договора» заключался в демонстрации реальности отказа человека от свободы воли во имя благ, обеспечиваемых ему государством. Провозглашаемые в Конституционных актах права и свободы были далеки от полноценного бытия человека, беззащитного в своей неприспособленности к внутренним потребностям и интересам.

Проблемы и перспективы развития общества

Современное постиндустриальное общество возникло, по мнению ряда ученых , в период 1945 - 1960 гг. Однако, оно до сих пор находится в стадии формирования, и несет на себе груз проблем, оставшихся от предыдущих эпох, прежде всего индустриальной.

Индустриальное общество за время своего существования заострило проблему противоречивости человеческого бытия. С одной стороны, возросла масса безликих, анонимных, зависимых от общества людей, готовых отказаться от своей самобытности в интересах мнимой общественной стабильности. Именно па плечах этой массы выросли в XX веке тоталитарные режимы с их системами военной агрессии и экспансии, преступлений против человека. Называя себя разумным и любуясь на результаты достижения научного прогресса, систему материального обеспечения, человек оказался не в состоянии сохранить бытийные основы своей жизни, превратился в депрессивного, хронически нездорового элемента общественной системы. Г. Маркузе называет его «одномерным человеком», имея в виду остро стоящую проблему отчуждения, приоритета ложных потребностей, навязанных ему социальной системой в процессе его подавления. Он пишет: «... это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Утоляя их, индивид может чувствовать значительное удовлетворение; но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. Результат - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть, что любят и ненавидят другие) принадлежат именно к этой категории ложных потребностей. Такие потребности имеют общественное содержание и функции и определяются внешними силами, контроль над которыми индивиду не доступен...» . Проблема одномерного человека существует и по настоящий день. С другой стороны, индустриальное общество, разрушив гармонию существования традиционного человека, сделало экзистенциальную проблематику не эпизодическим явлением кризисных периодов, а закономерной составляющей бытия личности. Современный человек, оторванный от природы и вписанный в урбанизированную структуру общества, не может спрятаться от постоянно присутствующих угроз в традиционный коллектив. Он постоянно подвержен стрессам, хронической депрессии от количества выливающейся на него информации, не чувствует себя устойчивым и уверенным в себе. Он вынужден искать себя, создавать свое бытие, дополнять собственную экзистенцию коэкзистенциальными отношениями.

На изломе эпох, в том числе и на этапе современной истории общим явлением для большинства неуверенных в будущем людей становится ощущение «конца истории», как с перспективами благополучного исхода, так и страшного Апокалипсиса. Этому посвящены многие современные фильмы, на перспективу будущего ориентированы астрологические прогнозы, распространены маги, колдуны, предсказатели, лекари.

Перспективами конца истории озабочена и научная среда. Так, ряд ученых, поддерживающих позицию Ф. Фукуямы, усматривают будущее как прекращение борьбы политических систем капитализма и социализма в XX веке с наступлением эры либерального демократического государства. Признавая приоритет подобного государства в будущем, Ф. Фукуяма пишет: «Либеральное общество должно быть универсальным, то есть предоставлять признание всем гражданам...И оно должно быть однородным в той степени, в которой создает бесклассовое общество, основанное на устранении различий между господами и рабами» . В конечном итоге, при анализе позиции ученого о мировой перспективе прослеживается выбор им ценностей индустриального общества, декларирующего политическое равенство, труд, частную собственность, крепкую семью.

Однако, в затягивании перспектив модели индустриального общества, ряд ученых склонны видеть причины краха всего живого, поскольку эта модель в своей основе несет разрушительные тенденции бытию личности. Одной из проблем данного общества, как уже говорилось ранее, является формирование модели массового бездуховного человека, утратившего личностно утверждающие, в том числе религиозные ценности, что, по мнению Г.С. Киселева, ведет к катастрофическим ситуациям. Он пишет: «Я разделяю ту точку зрения, что все прочнее укореняющееся и шире распространяющееся безрелигиозное сознание является сейчас одной из основных опасностей для европейско-христианской цивилизации» .

Исследования экспертов международной организации Римский Клуб, начиная с 60-х гг. XX века, наглядно свидетельствую о качественном ухудшении состояния живого мира планеты, в том числе бытийных сторон человеческой жизни. В этой связи А. Печчеи пишет: «Дальнейшее развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации - все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли львиной доли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления в добру прошлых поколении» .