Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Измененные состояния сознания Федоров Михаил Викторович

Измененные состояния сознания
<
Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания Измененные состояния сознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федоров Михаил Викторович. Измененные состояния сознания : 09.00.01 Федоров, Михаил Викторович Измененные состояния сознания : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.01 Москва, 1998 107 с. РГБ ОД, 61:98-9/286-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сознание как субъективная реальность 10

1.1 Основные параметры философского анализа сознания 10

1.2 Ценностно-смысловая организация сознания и его структурно-динамические характеристики 15

Глава 2. Измененные состояния сознания: формы и функции этих состояний 28

2.1. Формы измененных состояний сознания 28

2.2. Личностный смысл измененных состояний сознания .61

2.3. Социальные функции измененных состояний сознания 87

Заключение 96

Библиографический список 98

Введение к работе

Проблема сознания образует, по существу, сердцевину проблемы человека, ибо касается всех его важнейших и специфических свойств как социального существа - его интересов и целей, знаний и форм практической деятельности, потребностей и воли, нравственных качеств, политической ориентации, представлений о справедливости, творческих интенций и т.п. Традиционно в поле зрения философии в основном находится феномен «нормального» сознания. Между тем, анализ выходящих за его пределы форм сознания чрезвычайно важен, так как позволяет глубже и полнее изучить собственно феномен сознания. Необходимость всестороннего изучения измененных состояний сознания вызвана актуальными потребностями современной жизни: резким ростом душевной патологии (наркоманией, алкоголизмом и пр.), расширением сферы пара-науки и парапрактики, быстрым изменением системы ценностей и символов веры, нарушением традиционных способов поддержания идентичности.

Актуальнейшая проблема самопознания, стоящая перед человечеством и перед каждым человеком в отдельности, имеет своим фокусом изучение и понимание сознания как единства душевного и духовного, целостного и фрагментарного, общественного и индивидуального.

Задача формирования целостной концепции сознания все отчетливее осознается не только философами, но и представителями самых разных конкретно-научных дисциплин (от нейрофизиологов до культурологов), так или иначе выходящих на проблемы связанные с пониманием сущностных характеристик феномена сознания. Достоянием научной общественности сегодня стали такие подходы и факты, которые длительное время квалифицировались официальной наукой как антинаучные или иррационально-мистические. Имеются в виду многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психо-

4 техники, а также экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания (вплоть до описаний предсмертного экзистенциального опыта), которые явно не укладываются в традиционные стандарты европейской научной рациональности. Развитие современных наук - биологии, физиологии, психологии, антропологии, этнографии, системы палеонаук, лингвистики, кибернетики и др. - существенно расширило предметное понимание генезиса, структуры, функционирования и развития сознания.

Состояние разработанности проблемы

С философской точки зрения измененные состояния сознания представляют собой процесс деформации структуры субъективной реальности в ее актуальном плане. Постоянное расширение круга исследуемых состояний, большой объем накопленного эмпирического материала, обилие частных, но оправдавших себя подходов и моделей делают актуальным философское осмысление концепции измененных состояний сознания (ИСС), обладающей несомненной научной конструктивностью и позволяющей разрабатывать инновационные подходы к фундаментальной проблеме соотношения сознания и физической реальности. Тема ИСС в той или иной степени затрагивается во многих работах, посвященных проблематике сознания и мозга. Для решения наших задач мы обращались к сборникам «Мозг и сознание» (1990г.), «Мозг и разум» (1994г.). Решение вопроса о соотношении психики с деятельностью мозга обязательно должно включать философские предпосылки, позволяющие охватить в едином плане как «содержательное» описание феномена ИСС (в контексте понятий смысла, ценности, интенциональности), так и естественно-научное (в контексте понятий о пространственно-временных и физико-химических параметрах).

Общее понимание сознания в диссертационной работе опирается на теоретические положения таких классиков философии, как Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф.Бэкон, М.Экхарт, Ф.Брентано, Э.Гуссерль, А.Бергсон, М.Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.-П.Сартр, В.Сольвьев, М.Мерло-Понти, М.Бубер, М.М.Бахтин.

5 В нашей стране проблематику сознания разрабатывали Л.С.Выготский,

Д.И.Дубровский, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, В.И.Молчанов, В.В.Налимов, С.Л.Рубинштейн, В.П.Тугаринов и др. Основным источником наших исследований психолгических, экзистенциальных аспектов сознания стали работы З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса, Л.Бинсвангера, В.Франкла, А.Маслоу, С.Грофа, Р.Лэнга, К.Уилбера. Наше понимание ценностно-смысловых характеристик сознания основывается на философских работах по проблеме ценностей М.Шелера, Н.Гартмана, В.Соловьева, Ф.Достоевского, А.Введенского, В.Розанова, С.Франка, М.Бахтина, О.Дробницкого. Основным источником изучения социально-психологических аспектов ценностно-смысловой организации сознания стали работы В.Франкла, Р.Рубинштейна, Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Дюркгейма, Д.Леонтьева, И.Кона и др.

Концептуальное иссследование ИСС было осуществлено Ч.Тартом. В нашей работе мы обращались к монографии «Измененные состояния сознания», вышедшей под редакцией Ч.Тарта в 1969 году. В работах У.Джеймса «Психология», «Многообразие религиозного опыта» мы нашли материалы для осмысления экзистенциальных аспектов ИСС. Центральное место среди работ, посвященных ИСС, занимают книги и статьи Тарта Ч.Т., Людвига A.M., Грофа С, Хэлифэкса Дж., Беннета Х.З., Лажуа Д., Шапиро С, Роуза С, Уолша Р., Дитриха А., Аркса А, Штауба С, Вича М., Мэрфи М., Донована С, Пелетье К., Арьеса Ф., Вистранд К.Р., Харнера М.Дж., К.Уилбера, Шри Ауробиндо и др.

В отечественной литературе различные аспекты исследования ИСС нашли отражение в работах Налимова В.В. и Дрогалиной Ж.А., Спивака Л.И., Спива-ка Д.Л.. Носова Н.А., Дубровского Д.И., Фролова М.В., Файдыша Е.А., Кричев-ского СВ., Лаврина А.П., Карагодиной Е.Г., Миневич В.Б., Дремовой СВ., Райкова В.Л., Доброхотовой Т.А., Брагиной Н.Н., Тощенко Ж.Т., Фомичева СР., Гуревича П.С, Самохваловой В.И. и др.

Сегодня интерес к ИСС особенно велик, поскольку именно в них видят ключ к пробуждению резервов нашей психики, активации творческих возможностей

человека, развитию парапсихологических способностей. Подобные состояния психики известны с древних времен, с ними неразрывно связаны все магиче^ ские техники, шаманизм, мистический религиозный опыт. Особые планы ре-^ альности становятся доступны индивиду в ИСС, когда|рбычные органы чувств заторможены или полностью депривированы. Появляется возможность включения (иных механизмов восприятия реальности, когда мозг становится одновременно органом восприятия и переработки информации. Сегодня эзотерические учения Индии, Тибета, Китая, их разнообразные психоэнергетические техники в ряде отношений уже не кажутся чуждыми представлениям о реальности.

Расследования ИСС являются активно разрабатываемой областью науки в ведущих странах мира (достаточно сказать, что семь ведущих европейских стран и США реализуют специальную программу в этой области).

Формально очень различные ИСС объединяются общими принципами организации существования и проявления активности человека.

Составлена достаточно полная феноменология ИСС, в которой объединяются дереализационные феномены; ощущения течения времени; явления/деперсо-нализации; экстериаризационные реакции с раздвоением личности^ сопровождающиеся деятельным и вербальным контактом с мнимым образом; сосредоточение на ограниченном круге эмоционально окрашенных событий и представлений; ^доминирующие идеи; .^персонификация животных и предметов; эмоционально обусловленные изменения памяти (не всегда с негативным качеством).1

Измененные состояния сознания характеризует мотивированность указанных феноменов, «понятность» связей с окружающей средой, возможность перехода в иные ИСС или бодрствующее Іоошалщ Другими словами, ИСС необходимо рассматривать как общую («родовую») характеристику сознания, что является исключительно важным и находит многочисленные подтверждения в различных областях культуры.

1 Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей//Физиология человека, Том 14, № 1,1988. С.139.

7 . Первый отечественный обзор по проблеме измененных состояний сознания

подготовлен Л.И.Спиваком (1988). Последние годы за рубежом этой проблеме

посвящается до тысячи публикаций ежегодно, издано несколько обобщающих

монографий.

Состояния сознания, не входящие в круг привычных для члена данной со-циокультурной группы, качественно отличные от них и не проходимые им регулярно по ходу повседневной жизни, воспринимаются как ИСС. Следует полагать, что психика человека достаточно пластична для того, чтобы перестраиваться в соответствии с условиями окружения. Переход от одного состояния сознания к другому может быть плавным (почти незаметным), а может быть скачкообразным, внезапным. В случае «застревания» в каком-либо состоянии, либо слишком легком «соскальзывании» из него, не говоря о более сложных \ случаях «зависания» между состояниями, возникают характерные неприятные или необычные ощущения и эмоции.

Широкий круг наук изучает сегодня феномен ИСС, однако публикации, посвященные комплексному исследованию, прогнозированию и коррекции ИСС человека и общества, представляют собой лишь редкое исключение на фоне явно недостаточной разработанности философских аспектов проблемы. Настоящая работа призвана отчасти восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации состоит в разработке ценностно-смыслового подхода к изучению ИСС. Для достижения указанной цели автор поставил следующие задачи:

определить основные планы философского анализа сознания как субъективной реальности, выяснить особенности ценностно-смысловой организации сознания;

показать личностно значимый аспект ИСС;

выявить основные социальные функции ИСС;

8 - раскрыть особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях а) виртуальной реальности, б) экзистенциальных состояний «перед лицом смерти», в) формирования экологической парадигмы. Теоретико-методологическая основа исследования

В работе используются данные по феноменологии ИСС (психопатологии, социальной психологии, психологии личности). Особый интерес для цели диссертации представляют феноменологические исследования, проведенные в рамках трансперсональной психологии (работы Ч.Тарта, С.Грофа, К.Уилбера, А.Маслоу) и экологической психологии (работы Ф.Капры, В.Фокса).

Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются материалы круглого стола «Нетрадиционные религии в посткоммунистической России», опубликованные в журнале «Вопросы философии» (1996г.), из журнала «Человек» (1992-97гг.), тематические выпуски журналов «Декоративное искусство» (1996г., проблема виртуальной реальности) и «Социологические исследования» (1995г., проблема экологического сознания), а также работы Л.Б.Баженова, И.И.Ильина, В.А.Лекторского, Л.А.Микешиной, А.И.Ракитова, В.Н.Садовского. В.С.Швырева, Б.Г.Юдина и др., касающиеся методологических проблем науки.

Исследования такого феномена, как измененные состояния сознания предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. Рассматривая личностный смысл и социальные функции ИСС, диссертант исходит из того, что эти состояния являются вариантом нормы (т.е. не допускается расширение понятия на основные группы нервно-психической патологии). Научная новизна работы заключается в следующем:

- выявлено, что измененные состояния сознания представляют собой прежде всего процесс деформации ценностно-смысловой структуры сознания. Возможным результатом переживаемых индивидом ИСС являются стойкие структурные изменения и преобразования парадигмальной цен-

9 ностно-смысловой структуры сознания, формирование новых векторов

его активности;

показано, что измененные состояния сознания имплицитно включают процесс «расширения» сознания, понимаемый как преодоле]^_іраниц допустимого, известного, обыкновенного, пересмотр сложившихся ценностей, «готовых» смыслов, «принятых» понятий и категорий. Подлинное расширение сознания выражается в творческом самоутверждении, ведущем к обретению новых ценностей и изменению горизонта смыслов. Неподлинное расширение сознания (через наркотики, алкоголь и пр.) характеризуется самоотрицанием;

обосновано положение о том, что «суженное» сознание представляет собой сосредоточение на узком круге переживаний с частичным выключением из сознания всех остальных аспектов (например, измененность ценностно-смыслового поля сознания фанатика);

доказано, что измененные состояния сознания способны актуализировать определенные ценности и смыслы. Раскрыты особенности ценностно-смысловой организации сознания в условиях виртуальной реальности, экзистенциального состояния «перед лицом смерти», а также в аспкте формирования экологического сознания;

- определены основные функции ИСС: адаптивная, компенсаторная,
стимулирующая, саморегуляции и самосохранения. Показано, что легко
верие (как актуальное состояние массового сознания) и вера в парапрак-
тику (деятельность магов, колдунов и др.) свидетельствуют об изменен
ном состоянии массового сознания.

Основные параметры философского анализа сознания

Сознание как субъективная реальность представляет собой особый многомерный объект исследования, обладающий относительной самостоятельностью, требующий для своего описания и объяснения адекватных познавательных средств. Новейшие исследования психофизиологии, нейрофизиологии, психофармакологии, нейролингвистики и ряда других направлений естественнонаучных исследований имеют существенное значение для обогащения и углубления философской проблемы сознания. Важно отметить, что обобщение конкретно-научных исследований выполняет стимулирующую и корректирующую функцию в развитии философского исследования. Ведь «функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводит мир внутреннего во внешнее»1 Философский анализ измененных состояний сознания позволяет пролить дополнительный свет на динамическую структуру субъективной реальности, уточнить те сложнейшие интросубъективные отношения, связи, взаимопереходы, которые в «норме» незаметны или рефлексируются с большим трудом. Наиболее продуктивным в данном плане может быть лишь такой подход к пониманию сознания, который основывается на принципе системности мозговых процессов, осуществляющих информационные функции, и соответственно на понимании укачественной специфики кодовых структур в сравнении с сугубо физическими или физико-химическими свойствами и процессами. По мнению Д.И.Дубровского, понятие субъективной реальности в его общем виде выражает способность психического отражения и управления, наличиє чувственных образов, эмоциональных и других субъективных состояний. Субъективная реальность может иметь разную структурную организацию и разные по «содержанию» компоненты, или наборы, модальностей психических состояний, но это не затрагивает по сути того, что именуется субъективной реальностью, что представляет собой особый информационный процесс, протекающий в сложной самоорганизующейся системе. Понятие субъективной реальности относится как к целостному внутреннему миру человека, так и любому состоянию, отдельному явлению этого мира, вычленяемым в обычном языке или в психологических терминах (мысль, представление, верование, желание и т.п.). Специфические понятия сознания (в психиатрии, медицине, гуманитарных дисциплинах) не должны жестко противопоставляться общепсихологическим характеристикам сознания и тем более его философскому пониманию, Об этом заявляют практически все исследователи проблемы сознания. В этом отношении основные черты философского понятия сознания выполняют важную мировоззренческую и методологическую функцию и тем самым задают стратегическую установку в интерпретации явлений сознания (как диалектического единства устойчивости и изменчивости) во всех конкретно-научных аспектах. «Поскольку же всякое сознание есть сознание о (Bewusstseins von), постольку изучение сущности сознания включает в себя изучение смысла сознания и предметности сознания, как таковой. Изучать какой-нибудь род предметности в его общей сущности (изучение, которое должно преследовать интересы, лежащие далеко от теории познания и исследования сознания) значит проследить способы его данности и исчерпать его существенное содержание в соответствующих процессах «приведения» к ясности». Исследование сознания включает следующие измерения: онтологическое, гносеологическое, аксиологическое и праксеологическое. В онтологическом плане сознание выступает как особая реальность (реальность духовного мира, деятельности в идеальном плане), которая имеет свою структуру, социальные функции. Здесь выявляется его происхождение и особая форма его бытия как субъективной реальности в отличие от материи как объективной реальности. Особое внимание должно быть уделено исследованию личностно-экзистекциального в структуре сознания: таких экзистенциалов, как надежда, вера, любовь, отчаяние, мучительный выбор себя и других экзистенциальных проявлений. Сознание есть отражение действительности (истинное или превратное). В гносеологичеком плане сознание есть всегда отражение действительности. Однако сознание также входит в понятие действительности, поэтому оно способно отражать не только внешние объекты, но и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения. В такой же мере актуален анализ сознания в аксиологическом плане: сознание есть ценности и смыслы, ценностное отношение к действительности. Этим определяется его ценностный и вместе с тем личностный аспект, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания. Всякий акт сознания несет в себе не только определенное содержание, но и ценностное отношение. Наличное сознание - это ценностные установки, их организация (включающая не только иерархическое, но и рядоположенное и конкурентное отношение ценностей). Праксеологический план позволяет рассматривать активность сознания, целеполагание и целесообразность в саморазвитии как процесс новообразований, включающий существенные изменения направленности и способов реализации, как возможность становления все более высоких форм.

Ценностно-смысловая организация сознания и его структурно-динамические характеристики

Субъективная реальность есть исторически конкретная целостность, находящаяся в определенном пункте своей социально-биографической траектории. Это континуум, в котором происходит постоянное движение (в смысле изменения его «содержания» и векторов активности - наличных образов, мыслей, побуждений, волевых интенций и т.п.).1 Центральным интегрирующим и активирующим фактором этого целостного движения выступает наше «Я». Все множество явлений субъективной реальности в той или иной степени охватывается, организуется и в определенном смысле управляется нашим «Я», которое в свою очередь всегда в той или иной степени «проникнуто» их «содержанием». Здесь возникает задача анализа структуры субъективной реальности, вязятой в ее ценностно-смысловом аспекте. Именно наличные ценностно-смысловые структуры индивидуального сознания и их преобразования определяют творческие векторы личности, направленность ее самопознания, саморазвития и самореализации. Проблема расширения сознания, расширения сознательной жизни, установки на сознательную жизнь в конечном счете сводится к тому, чтобы «настроить себя камертоном как инструмент сознательной жизни, в которой могут случаться какие-то новые сознательные опыты, какие-то новые события. Посылкой такой настройки является отказ от установки на сохранение последовательного и постоянного тождества себя с самим собой, установки вечно сохранять и не потерять себя в потоке смены состояний сознания во времени и в их разнообразии в пространстве». Всякий интервал субъективной реальности включает определенное «содержательное поле» и «Я». «Содержательное поле» как отражение явлений действительности как бы внеположено «Я», но в то же время «Я» так или иначе входит в это «содержательное поле», являющееся его оперативным полем. Оперативные возможности «Я» могут быть весьма значительными или минимальными, но они всегда в какой-то степени реализуются, знаменуя интенциональ-ность, активность сознательного акта. Предложенная А.В.Ивановым логико-геометрическая модель основных компонентов и уровней сознания, представляет «поле сознания» в виде круга, разделенного на четыре сектора. 1. Сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания (целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в окружающем мире). 2. Сфера логико-понятийных компонентов нашего сознания (целью и регулятивом здесь является истина как объективное соответствие наших идей внешней предметной реальности). 3. Эмоционально-аффективная сфера включает личностные, субъективно- психологические переживания, воспоминания, предчувствия (главный регуля-тив и цель «жизнедеятельности» этой сферы - это то, что З.Фрейд назвал в свое время «принципом удовольствия»). 4. В четвертой, ценностно-смысловой сфере модели сознания, укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции (целью и регулятивом выступают ценности как формы согласования предметной деятельности с нашими духовными целями и смыслами). В этой модели, перекликающейся с подходом Д.И.Дубровского, наше «Я» занимает позицию в центре «круга» сознания. Поэтому закономерное объяснение получает глубочайшая амбивалентность и противоречивость теоретических интерпретаций феномена «Я». С одной стороны, «Я» оказывается воляще-цементирующим центром бытия личности, поскольку «магнитом» стягивает вокруг себя все сферы сознания. Но с другой стороны, «Я» предстает совершенно пустым и беспредметным, не включающим в себя ничего, помимо способностей и содержательных компонентов, принадлежащих выделенным сферам сознания. Наше «Я» является объектом атаки эти сфер и рискует превратиться в иллюзорно-одномерное Эго, без остатка растворившееся а) в стихии телесно-витальных, плотских потребностей, б) в бессознательно-аффективных вожделениях и чувственных наслаждениях, в) в сфере абстрактно-теоретического конструирования, г) в иллюзорно-смысловом, игровом мире. В любом из четырех случаев существует реальная угроза целостному и многомерному существованию сознания.

Формы измененных состояний сознания

Измененные состояния сознания исследуются прежде всего психологами, психиатрами и в значительно меньшей степени - философами. Термин ИСС применяется при описании психики здоровых людей. Другими словами, ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового.человека имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются состоянием сознания свойственным спокойному бодрствованию (так называемый консуетал), либо иным ИСС. Известный американский философ и психолог У.Джеймс одним из первых четко сформулировал мысль о том, что психика человека может пребывать в самых различных состояниях. «...Наше нормальное или, как мы его называем разумное состояние, - писал он, - представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой».1 Так, анализируя мистические состояния сознания, он выделил характерные признаки, которые могут служить критерием для различения мистических переживаний. I.Неизреченность. Невозможность для переживающего мистические состояния сознания найти слова для их описания, вернее, отсутствие слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний. Мистические состояния скорее принадлежат к эмоциональной сфере, чем к интеллектуальной. Нельзя объяснить качество или ценность какого-нибудь ощущения тому, кто никогда его не испытывал. 2. Интуитивность. Хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, однако, для переживающих их они являются особой формой познания. При помощи их человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка. Они являются откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил. 3. Кратковременность. Мистические состояния не имеют длительного характера. После их исчезновения трудно воспроизвести в памяти их свойства; но когда они вновь посещают человека он узнает их; и с каждым посещением они обогащают и расширяют душу, отражаются в сознании, как нечто центрально важное и бесценно дорогое. 4. Бездеятельность воли. Хотя мистические переживания можно вызвать с помощью волевых актов, например сосредоточением внимания, ритмическими телодвижениями и т.д., но раз состояние сознания приобрело характерные для данного переживания признаки, человек начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы. Джеймс подчеркивает важность первых двух признаков, позволяющих назвать переживание мистическим. Два следующих признака, встречающихся также очень часто, менее значительны, чем первые. Американский философ и психолог полагал, что без актуализации скрытых форм сознания картина земного бытия была бы неполной. Более того, истинное и разностороннее знание доступно отнюдь не разуму, на который мы возлагаем все наши надежды. Именно в измененных состояниях сознания человек cnoco-j бен обрести значимый духовный опыт.1 Многие исследователи обращаются к анализу ИСС основываясь на представлении о многомерности человеческого сознания, о присущей ему способности преодолевать узкие рамки аналитического разума. Широкий интерес вызывает и другая проблема - соотношение сознательного и бессознательного. Эти сферы психики не находятся в состоянии гармонии, им присущи весьма противоречивые отношения. Бессознательное по-разному проявляет себя в процессах мышления, памяти, воображения. С одной стороны, оно помогает высвободить психическую энергию для творческих целей. С другой стороны, бессознательное может и непосредственно участвовать в решении сложных задач, и его участие наиболее эффективно в тех случаях, когда мало рационального, рассудочного подхода к проблеме. Сегодня накоплен уже очень большой массив информации по проблеме измененных состояний сознания (достаточно сказать, что библиографический список в монографии Ч.Тарта, посвященной исключительно ИСС, включает более тысячи названий). В современной литературе большинство авторов уже не разделяет сознание только на «ясное» (в норме) и помраченное (при психической патологии), признаками которого являются выраженные расстройства психики: отрешенность от реального мира и Отражение его лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов; дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, ситуации; нарушение процесса мышления с ослаблением или полной невозможностью суждений; затруднение запоминания. Практические исследования ИСС в основном посвящены искусственно вызываемым состояниям, хотя ситуации обусловливающие их появление, возникают и в естественных, но осложненных условиях существования индивида.1 Как мы полагаем, более полная типология ИСС предложена Л.И.Спиваком и Д.Л.Спиваком (в докладе на международном симпозиуме «Измененные состоя-ния сознания», Салоники, 1994)."" Все ИСС разделяются на искусственно вызываемые, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные. К искусственно вызываемым относятся ИСС, возникающие под действием психоактивных веществ или психоактивных процедур (примерами могут служить соответственно прием психотомиметиков или сенсорная депривация /перегрузка). Спонтанно возникающие ИСС могут появляться при обычных для данного человека условиях (скажем, засыпание или значительное напряжение), а также необычных, но естественных обстоятельствах (в частности, при нормальных родах) или экстремальных условиях жизни и работы.

Личностный смысл измененных состояний сознания

Личностный смысл выражает себя в значениях и эмоциональных, чувсвен-ных переживаниях.1 В аксиологическом плане ИСС можно рассматривать как і один из путей приобщения к новым смыслам и ценностям. Наличие определенного уровня напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить2, может приводить к ИСС, вызывать деформации ценностно-смысловых структур сознания. Ценности и смыслы для личности императивны. Их существенное изменение способно трансформировать личностные структуры. Обратимся к мнению известного представителя гуманистической психологии В.Франкла. . Рассматривая ценности (как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми сталкивается человечество), В.Франкл выделяет ценности творчества, переживания, отношения. Среди них только ценности отношения имеют решающее значение для индивида в ИСС, так как он может занять определенную позицию по отношению к ним и придать происходящему с ним глубокий жизненный смысл. Согласно В.Франклу, смыслы не изобретаются, не создаются индивидом; в любом поло- / жении их нужно искать и находить. Само по себе ИСС не может стать смыслом жизни, т.к. оно является внутренним состоянием субъекта, который может искать лишь причины и последствия этих состояний. Непривычные и быстроменяющиеся ИСС способствуют формированию новых ценностей: «уникальный смысл сегодня - это универ- J сальная ценность завтра». Восприятие индивидом личностного смысла, по / Франклу, есть «осознание возможности на фоне действительности, или, иначе говоря, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации». Некоторые ИСС способствуют развитию способностей индивида к само-трансценденции и самоотстранению. Первая выражается в «выходе человека за пределы самого себя», в направленности его на что-то, существующее вне его; вторая - в возможности подняться над собой и ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти способности позволяют быть (в определенных пределах, конечно) самодетерминирующимся существом. Не менее важен и экзистенциальный аспект переживания ИСС («существование предшествует сущности»), аффективная насыщенность которых отражает субъективную значимость убеждений и степень уверенности в представлениях, формирующих мировоззрение субъекта. Существующий у каждого индивида барьер психофизиологической адаптации позволяет ему уравновешенно реагировать на воздействия окружающего мира.1 В норме он обеспечивает своеобразный «оперативный покой», способствуя оптимальному контакту со всей совокупностью природных и социальных факторов. Активность барьера базируется на двух хотя схематически и разделяемых, но по существу слитых основах - биологической и социально- психологической. Первая из них зависит от функциональных возможностей организма и определяется в первую очередь генетическим и конституциональным «набором» индивида. Эти механизмы постоянно изменяются в течение жизни, но основные параметры формируются в раннем детстве и в дальнейшем, как правило, резко не меняются. Проходят века, но практически не меняется реакция человека на многие факторы возникновения ИСС (алкоголь, наркотики, нарушения суточного ритма, физическое и умственное перенапряжение и т.д.). Значительно более изменчива социально-психологическая основа барьера психофизиологической адаптации. Так некоторые явления природы, которые вызывали сильную реакцию у наших предков, спустя века не вызывают особых эмоций (поскольку объяснены и опасность их сведена до минимума). Различные воздействия, с которыми впервые сталкивается человек, всегда вызывают большее напряжение и большую вероятность возникновения ИСС. Предварительная «проработка» своего поведения в случае возникновения стрессовых обстоятельств, получение достаточного объема информации, определенная тренировка эмоциональных и физиологических реакций - вот один из путей преодоления ситуации, которая может привести к ИСС. Проблема самопознания и самосовершенствования (как способ возвращеция к самому себе как некой потенциальности, скрытой за хаотическим многообразием каждодневных дел) приобретает в этой связи новые качественные характеристики.1 Самопознание - не просто пассивное отображение и отгадка, оно является творческим фактором, способно оказывать преобразующее влияние на ценностно-смысловую структуру сознания служить генератором воли и духовной энергии.