Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция естественного права и современная идеологическая борьба : (На материале католич. философии Польши) Лотыс Збигнев

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лотыс Збигнев. Концепция естественного права и современная идеологическая борьба : (На материале католич. философии Польши) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова.- Ростов-на-Дону, 1988.- 56 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-1/1182-6

Введение к работе

~ »

Актуальность теми исследования. Исторический процесс определяется борьбой классов эксплуататоров и эксплуатируемых, борьбой двух противоположных социально-экономических систем, двух антагонистических идеологий капитализма и социализма. Достижения реального социализма не могут не вызывать растущего идеологического и политического сопротивления реакции. "Правящие круги США явно утрачивают реалистическую ориентировку в этот непростой период истории. Агрессивное международное поведение, растущая милитаризация политики и мышления, пренебрежение к интересам других неизбежно ведут к моральной и политической изоляции американского империализма, к расширению пропасти между ним и есєм человечеством , - отмечается в Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партии-. На борьбу с коммунизмом капитал выделяет громадные ассигнования и технические средства,нацеливает оружие идеологической диверсии, использует изощренные методы психологической война. В борьбе против реального социализма империалистическая пропаганда широко прибегает к политическим спекуляциям на проблеме положения личности в обществе, прав и свобод человека.

Перенесение антикоммунизмом в эту область одного из глав -них направлений наступления на социализм объясняется очевидностью политических и социально-экономических преимуществ социалистического строя,а также явным банкротством принципов и социально-

1 Горбачев М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. -С. 24-25.

политических доктрин капитализма. Несмотря на то, что в мире капитала проводится кура на подавление личности, ограничение политических и социальных прав трудящихся, антикоммунисты пытается выступать в роли радетелей демократии и гуманиггла. В последнее десятилетие американской администрацией была развязала разнузданная кампания против социалистических стран под предлогом, что в них якобы нарушаются права и свобода человека. Большая роль при атом отводится использованию религиозного сознания, религиозной социально-политической практики и идеологии, церковных и светских религиозных организаций, клерикальных политических партий и движений. Значительную роль в борьбе буржуазной идеологии о марксизмом-ленинизмом и социалистическими государствами играет в настоящее время католическая концепция естественного права.

В средние века естественное право являлось инструментом классового господства феодалов и обеспечивало католицизму главенство над светской властью.'Впоследствии оно стало ведущим оружием в борьбе буржуазии с феодализмом и клерикализмом. В это время естественное право играло роль общефилософской категории, цель которой состояла в создании предпосылок классового госиодства буржуазии. Появление научного социализма и обострение революционной борьбы 'пародних масс в конце XIX в. ускорило заключение союза буржуазии и церкви. Ныне католическая интерпретация естественного права служит интересам империализма, оправдывает принципы буржуазной демократии, служит идеологическим оружием в наступлении на подлинные права человека. С помощью естественного права современная церковь пытается дать свою оценку современности, воздействовать на гражданскую позицию людей, интерпретирует принципы социальной справедливости и общего блага соответственно интересам буржуазии и руководящих кругов"церкви. Поэтому борьба с буржуазной

идеологией требует от. марксистов усиления борьбы с религией, и особенно с католической социальной философией.

С особой "остротой эти задачи встают перед польскими коммунистами. В Польше в результате ряда исторических причин католическая церковь значительно усилила свое антисоциалистическое воздействие. Особенно сильно это проявилось в последнее десятилетие . Используя ослабление рола партии и социалистического, государства в начале 80-х годов в жизни страны и при поддержке пропаганды Запада, польские клерикалы пытались "размягчить" социализм, показать народу его якобы бесперспективный характер и направить развитие общества по так называемому "третьему пути". I980-I98I годы показали, что католическая церковь стремилась ослабить веду -щую роль ПОЕЛ на общественно-политическую жизнь государства, и народа. Наиболее интегристскио круги польской церкви более или менее открыто пропагандировали необходимость изменения,реализация которого стала бы отрицанием социалистического характера польского государства. Польский опыт тех лет показал, что католическая церковь использует лкбнэ трудности марксистско-ленинской" партии и социалистического государства для пропаганды буржуазной идеологии. В данных условиях клерикальные круги объединяли всю антикоммунистическую оппозиции. Поэтому X съезд 110РП поставил важную задачу партии "воспрепятствовать любым попыткам злоупотребления, проявления религиозной идеологии, направленной против социалистического строя и правового порядка, интересов ПНР, а также попыткам клерикализации общественной жизни", jj

польских условиях особое значение имеет положение В.И.Лентт'о

I Uchweln *. ;'.|azdu Гоїзкіч;) ZjedncczoneJ VartH Rohotn5r.3»;j Weraam-ял. - 19. - 0. W.

той, что борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового дви-нения, направленного к устранению социальных косней религии .

В условиях Польши важной идеологической задачей коммунис
тов становится укрепление единого фронта всех прогрессивных сил
народа в борьбе с клерикализмом, католическим интегризмом, тео-
и эклезиоцентризмом. Придерживаясь ленинских принципов свободы
совести, относясь с уважением к религиозным чувствам верующих,',»
оставляя полную свободу церкви в ее религиозной деятельности^,
следует более решительно показывать народным массам имманентную
связь религии с эксплуататорскими классами, указывать обществу
антисоциалистический и антипольский пробурасуазный характер со- .
циально.й философии церкви, объяснять классовую сущность после-
соборног.о "адаорнаментр". Реализация этих трудных задач требует,
с одной стороны, творческого развития.марксистско-ленинской тео
рии, с другой - глубокого научного-.анализа .перемен, проиаходящюс
в современной католической философии-, ;6б'ращая -при этом особое
вникание на приспособительные тенденции'ее социально-политиче
ской доктрины. " .''.."'

Сегодня католические теоретики'определяют, свою социальную мысль как неидеологичеокую. Отвергая марксистсноАленинскую концепцию идеологии как систему идей,ценностей и норм,, идеалов и да-ректив действия, определяющих интересы общественных классов-, ка-

* В.И.Ленин. Об отношении рабочей, партии к религии// Поли. собр. соч. - Т. 17. - G. 418.

2 GW.x Uchwala X Zjjaadu Polekiej ZjedLnoczone;) Parttl Pobotuioaej

- С Ч'І, J См.: Яковлев M.B. Идеология: противоположность марксистско-ленинской к буржуазной концепций. М., 1979. - С. 9.

- 7 -толическая социальная теория исходит из положения, что ее идеи и основные постулаты,не обусловлены социальной действительностью-общественным бытием, а привнесены извне - через "откровение", через "прочтение" природы сотворенного богом человека . Выдвигая мысль о своем идеологическом нейтралитете, церковь старается посредством политических, правовых, нравственных, философских и других идей играть роль подлинного защитника людей труда от гнета и эксплуатации. Она постоянно рассуждает о правах человека, выступает против войны и неоколониализма, берет под защиту личность перед лицом государства. Создавая мнение, что проблема человека труда всегда была центральным вопросом церковной деятельности, современная католическая философия дает понять, что обновительская деятельность П Собора была вызвана более глубоким прочтением "знаков времени" и божественных откровений.

В действительности же католическая церковь осознает*падение своего авторитета, рост влияния на народные массы идеологии марксизма-ленинизма и государств реального социализма, усиление народно-освободительных процессов, происходящих в странах "третьего мира".

В этих условиях она стремится стать моральным лидером современности. Церковь решила обновить, "очеловечить" свою идео-логив, наполнить ее содержание антропологической проблематикой. Одновременно с этим меняются и метода диалога с миром. Церковь отказалась, по крайней мере-на словах, от тотального осуждения всего мирского, от характерного для нее трнумфализма и интегриз-ыа. Современная церковь, усиливая евангелическое воздействие,

* См.: Овсие.чко Ф.Т. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987. - С. 40-41.

' - 8 -

стремится стать в глазах народных шсс слугой человечества, защитницей и "духовным наставником" трудящихся. Видя огромный прогресс современного общества, она создает впечатление его признания. Из всего этого следует, что послесоборная неотошсгская философия, используя современные религиозные к светские философские направления, приспосабливает для своих потребностей все, что представляет для нее определенную интеллектуальную и мировоззренческую ценность .

Критикуя марксизм, католицизм в то же время принял из марксистской философии значительную часть терминов (отчундение, общественный класс, самореализация и т.д.), придавая им однако антимарксистское содержание. '.Признавая на словах достижения науки и техники, церковь признает только те из них, которые после соответствующей-"обработки" могут подтвердить "истины" теологии, "бесконечность первой причины". Видя огромные перспективы гуманистических наук,' неотомистские философы и католические теологи .оставляют за собой право мировоззренческих выводов, утверждая, -что наука должна довольствоваться только анализом научных фактов.

Идеологи церкви стремятся к замене "сильных" средств воздействия на людей (общественный остракизм, презрение и т.д.) "слабыми": более продуманными и изощренными методами воздействия на общество. Церковь понимает, что религиозные "истшш", подаваемые в модернизированной форме, лучше воспринимаются современными верующими. На эту опасность неоднократно обращал внимание В.И.Де-ишг. В письме к А.М.Горькому В.И.Ленин отмечал, что в новых ио-

1 Си.: В.И.Ленин. Классы и партии и их отношение к религии и церкви // Поли. собр.. соч. - Т. 17. - G. 435.

- 9 -торических условиях объяснение исторических истин сводится к тому, что "из идеи бога убирается прочь то, что исторически и яи-тейски в ней.есть (нечисть, предрассудки, освещение темнота 'и забитости)..."1 К.Маркс-в работе "К критике гегелевской илоес'Л«? права" раскрыл земную основу религии и показал, что она не иг?от самоетоятельшх, оторванных от земных источников развития а ио истоки религии, надо искать не на небе, а .на'-земле; "... человек создает религию... религия есть самосознание и-самочувствие человека, который или еще не обрел себя, или уне снова сео'я потерял. .. Борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является.религия"2.

Представленные выше .утверждения можно -отнести и к Польше, Р которой католическая церковь делает .все, .чтобы увеличить свое воздействие -не «только на-ворущих,' но и на.все .общество.

Степень разработанности проблемы. Существует обширная Марксистская-литература, -которая критически относится к различным проявлениям католической философии. Известные работа Б.Э.Быхов-ского, Б.И.Гараджи, Д.И.Грекова, 'М.В.Желнова, Я.В.Миннявичуса, Ф.Т.Овсиенко, Т.И.Ойзермана (СССР), Р.Радева (НРБ), Р.Миллера (ГДР), Ю.Боргоша, Ю.Грудзеия, А.Каси, Ю.Келлера, Я.Кучинского, С.Маркевача, Т.Мрувчинскогр, В.Мыслека, Т.Плужанского, Д.То-нальского, Т.Ярошевскрго (ІІНР) и многих других. Данные работы содержат обстоятельный анализ вопросов католической, и в том числе Н90Т0МИСТСК0Й. теории. Однако католическая доктрина естест -веяного права в польсхом католицизме до сих пор не подвергнута

1 Ленин В.И. 'A.M.Горькому // Поли. собр. соч. - Т. 48. - С. 231.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соя. -» Т,.-1. - С. 414-415.

целостному критическому анализу. Прекде всего не был проведен теоретический анализ естественного права, не вскрыты его связи с католической, категорией- социальной, справедливости и общего блага, провозглашенных, польской, церковью в неї иод кризиса начала 80-х годов, не представлено, каким образом естественное право играет в настоящее время роль идеологического инструмента в завоевании польскими клерикалами поддержки :народных масс.

Несмотря на большое количество публикаций в -Польше, посвященных: критике католической концепции,естественного права, онр рассматривается в них фрагментарно, преимущественно в'историческом, либо сугубо политическом аспекте. Б большинстве работ из поля зрения исследователей выпадают вопросы, связанные непосредственно с теоретическими основами естественного права: социаяь -ной философией и. католической теологией. В/польской марксистской литературе до сих пор практически.не предпринималось, попыток определить; связь католической концепции естественного права о экономической теорией церкви последнего десятилетия. Не указано, каким способом в начале 80-х годов, используя естественное право, польские клерикалы повели наступление на кооперативную и общественную собственность.

Цели и задачи исследования. Главной целью данной диссертации является марксистская критика, католической и особенно неото-.миотекой' концепции естественного права в контексте борьбы католической церкви с- марк-оиотско-ленинской идеологией и социалистическим государством на примере Польши. Реализация-этой цели гіредпоіагае'т; постановку и-решение следующих основних задач:

- Исто^ик^илософскиЙ анализ возникновения и-раавития то- ' иистской концепции естественного права, рассмотрение зависимости адтерпратации. етого права соответственно эволюции классовых

- II -

интересов ш/ущнх классов в антагонистических общественно-экономических формациях.

Исследование изменений неотокистской интерпретации .естественного права католической церковью в условиях Народной Польши, установление консерватлвного, антикоммунистического и антинародного ее характера.

Раскрытие сущности, теоретической и классовой основы эволюции неотомистской концепции социальной справедливости, уста -новление того, каким образом и с помощью каких аргументов в условиях социалистического государства католическая церковь'пропа- гандирует "третий путь" на примере Польши.

Выявление механизмов извращения католическими идеологами научного смысла марксистско-ленинской' теории "общего блага", указание социальных, идеологических и политических корней отих извращений и разоблачение их антисоциалистических целей.

Выяснение того, каким образом с помощь» неотомистской интерпретации естественного права католическая церковь.стремится усилить свое значение в условиях ослабления марксистско-ленинской партии и социалистического государства на-примере;Польши.

Методологическая и источниковедческая основа диссертации. Основоположники марксистско-ленинской философии разработали фун-даментальныв методологические и мировоззренческие принципы,позволяющие цо новому подойти к решению многих вышеназванных .'вопросов. Новый научный подход к религии был связан с;:переворотом в философии, с выработкой диалектической"по. своей сути'-философии - диалектического материализма. Открытие-законов-развития общества дало возможность научно объяснить католицизм,'" указать его метафизический и эклектический характер. Марксизм дал'пра-

аильную трактовку всех проблем, связанных с религией, поскольку он представляет собой целостное научное мировоззрение, материалистически объясняющее развитие'природа,-общества и человеческого познания. Ф.Энгельс в своем классическом определении религии подчеркивал .ее социальную'сущность: "всякая религия является ни is&j шшіі, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ниш в их повседневной жизни -'отражением, в котором земные силы принимают форму неземных . Методологической основой исследования является диалектико-материа-лнстйчэская философия в единстве всех ее принципов. Особое значение для реализации цели нашего исследования имеет ленинское положение о том, что при анализе любого социального явления требуется "не забивать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло в истории, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения зтого его развития смотреть, чем данная

2 ьгшь стала теперь".

В диссертации автор использовал материалы и решения коммунистических и рабочих партий, в особенности решения ХХУБ съезда КПСС, IX Чрезвычайного съезда ПОИТ, X съезда ПОРП, Пленумов ЦК КПСС и ЦК ПОЕН, выступления руководителей этих партий по ак -туальным вопросам современности. В своем исследовании диссертант использовал работы философов-марксистов в области методологии и критики буржуазной философии А.С.Богомолова, Б.Э.Быховского, В.Е.Давидовича, Я.Леговича, И.С.Нарского и др. Основной подле-

* Энгельс ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 20. -С. 328.

* Ленин Б.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июня 1919 г. // Поли. собр. срз.-. - ї?'3?.. - С. 67.

- ІЗ -

хащий критическому анализу материал составляют работы католических философов Польши, хотя, где это было необходимо, автор ссы-шется и на работы зарубежных католических теоретиков.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в марк-:истской литературе осуществлен обобщающий целостный анализ тео-жи естественного права в католической,философии Польши. Автор m примере Полыни показывает, что. неотошстская и шире - вся католическая доктрина естественного нрава служит церкви, в условнее социалистического государства инструментом идеологической Іорьби с марксизмом-ленинизмом, про.паг.андирует .версия "обновлен-юго", "человеческого" капитализма.

Автор показывает, что, опираясь на..естественное -право, нео-'омисты создают враждебную трудящимся .доктрину социальной onpa -іедливоста, пытаясь внушить народним массам* что церковь всегда ыла единственной реальной защитницей трудящихся от гнета "бо-атых" и тоталитарного государства-. В диссертации показано, ка-:им образом в условиях Польши начала 80-»х годов католическая ;ерковь использовала естественное право для йорвбы с социалис-йческим государством и руководящей ролью марсоистеко-леюшекой артии. Впервые в марксистской философии представлено, каким об-азом современная церковь пытается использовать принцип "общего лага". Посредством анализа неотомистский концепции общаго. бяа-а семьи, народа, государства и т.д. показано истинное содержа-ив католического индивидуализма и неоннтепркзма. Диссертант, пираясь на польский опыт периода общественно-пйлитического кривее. (1980-1981 гг.), исследовал влияние современной- идеологии атинана на общественно-политическую." позицию польской церкви, аучно аргументировал тезис, что лЬнЪяфикаг Иоанна Цавло П яв-яетсл периодом "затишья" после соборного "аджорнамент.-" и яп-

- 14 -ляется отходом римско-католической церкви от духа Л Собора по отношению к социализму.

На защиту выносятся следующие тезисы:

  1. Неотомистская теория естественного права со времени ее возникновения является идеологическим орудием защиты церковью эксплуататорских'общественно-экономических формаций.

  2. Католическое естественное 'право, не является правом в юридическом смысле, а есть лишь'одна из категорий идеологии господствующих классов.

  3. С помощью естественного права Ватикан распространяет ныне абстрактный идеал "общественной любви", пропагандирует "третий путь", защищает старую томистокую аргументацию о превосходстве морали над всеми другими формами общественного сознания, стремится воздействовать на общественную аизнь, формировать теистические отношения между людьми, воздействовать на их личную жизнь. Сознавая.кризис капитализма, католическая церковь активно принимает участие в его защите, выступает против материализма и диалектики, а особенно марксистско-ленинской идеологии, осуждает .социалистические государства, как антинародные и тоталитарные. '.

  4. Стремясь задержать падение авторитета церкви и приспособить ого к изменяющемуся миру, социальная теория католицизма защищает тезис о том, что церковь как в прошлом, так и в настоящее время является единственным подлинным защитником интересов мира, труда от гнета имущих классов и могущества тоталитарного государства. В действительности, о .чем свидетельствует пример Польши 1980-1981 гг., ее учение и деятельность направлены против социалистического государства, служат распространению нео-Ентегрмстических и экл88иоцентриотских настроений.

5. Индивидуалистическая неотомистская концепция общего блага направлена против марксистского коллективизма. С ее помощью католическая церковь в Народной Польше противопоставляет личную заинтересованность общественному интересу; общее благо "малых групп" - благу "общественного большинства", стремится обратить вспять процессы секуляризации, усилить евангелистическую дея -тельность, воздействовать на социалистическую власть.

Теоретическая и практическая ценность исследования. По мнению автора, полученные им результаты имеют научное значение для дальнейшего развития теоретических и практических исследований категории естественного права и всей католической социальной теории и могут служить методологической основой для решения практических задач в борьбе с буржуазно-клерикальной концепцией совре-менного антикоммунизма. Автор считает, что результатом данного диссертационного исследования может явиться дальнейшее развитие историко-философского, социологического, педагогического и эстетического исследования, касающегося католической общественно-по-литической доктрины в Польше и ее критики с позиций марксистско-ленинской философии. Выводы диссертации могут служить также помощью при решении практических задач в борьбе с реакционной идее : логией церкви, для разоблачения и аргументированной критики буржуазно-клерикальных концепций современного антикоммунизма, обогатить практику идеологической борьбы опытом контрпропагандистской деятельности. Выводы, сделанные автором, могут быть также использованы в учебно-воспитательной и преподавательской работе с лекторами и активом ИОРП, с преподавателями общественных наук, молодежью и т.д. По мнению автора, дассертацид может-служить источником информации для научных и политических работников, занимающихся фоблемами научного атеизма и критикой современной буі>-

куазной философии.

Апробация.диссертации. Основные результаты исследования отражены В монографиях: Neotoraistyczna koncepcja sprawiedllwasci jpolcaaej. Sqczytno, 1-985} Miejsce problenatyki dobra wspolnego w naotomiatycanej t.eorli prawa naturalnego, Szczytno, 1985} в двух учебных пособиях, брошюрах и статьях (общий объем публикаций диссертанта сёьшю 60 п.л.). Концепция диссертации была предметом дискуссия в Институте философии и религиоведения Академии общественных наук при Щ П0РІІ в Варшаве в 1981 г. и получила положительную оценку. Главные тезисы диссертации были представлены на семинарах.,- организованных- Академией общественных наук в Варшаве (1981-1.985 гг.). Диссертация обсуждалась на кафедре общественно-политических наук Высшей офицерской школы Министерства Внутренних Дел в Щатне.на совшстном заседании кафе-др философского факультета Рос-т-овского государственного унив'е'рсите.та им. М.А.Суслова. Диссертант читал по теме исследования спецкурс в 1984-1985 г-г., в Высшей- офицерской школе Министерства Внутренних Дел в Щитне, читал лекции по католической социальной философии для слушателей системы партийного, атеистического и политического просвещения Одьштынскрго вреводства.

Структура диссертации подчинена решению поставленных в ней .задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.