Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуализация виртуальной реальности Саяпин Владислав Олегович

Концептуализация виртуальной реальности
<
Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности Концептуализация виртуальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саяпин Владислав Олегович. Концептуализация виртуальной реальности : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.01 Воронеж, 2007 163 с. РГБ ОД, 61:07-9/475

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление понятия «виртуальная реальность» в науке и философии 20

1.1. Соотношение возможности и действительности в классической философии 20

1.2. Проблема виртуальной реальности в современном естествознании (естественная виртуальность) 53

1.3. Проблема виртуальной реальности в обществознании (прогнозная виртуальность) 83

Глава 2. Антропологический поворот к искусственной виртуальной реальности 108

2.1. Феномен искусственной виртуальной реальности 108

2.2. На пути к поиску концептуального единства виртуально-стей. Творческая активность сознания как генерирующее основание виртуальной реальности 128

Заключение 148

Библиография 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема виртуальной реальности актуализировалась в последние полвека в результате появления новых тенденций в культуре. Их условно можно было бы обозначить как дифференциация и умножение форм данности реальности в формах деятельности человека: научной сфере, художественном творчестве, техническом конструировании, новых способах коммуникации и интерактивном общении людей, социальной инженерии, политических технологиях, возрастании роли средств массовой информации (СМИ), особенно телевидения с его глобальной аудиторией.

В научной сфере мы столкнулись с феноменом фундаментализации и легитимизации случая как естественной закономерности природного и социального бытия. Особенное значение здесь имело создание синергетики -новой науки о развитии, отстаивающей возможности становления Порядка (сложных самоорганизующихся систем) из Хаоса. Идея вероятности новых образований, многовариантности траекторий развития, бифуркации или случайного выбора в эволюции систем размывает представление о единственности и уникальности мира, в котором мы живем. Постановка проблемы виртуальности вызвана мироощущением существования множественности миров или, во всяком случае, возможности различных сценарных вариантов, реализации иных, по сравнению с данным нам миром, картин реальности. Идеология «как было бы, если бы ....» из области фантазии всё прочнее занимает место в научных дискурсах.

В производстве, нацеленном на умножающиеся цивилизационные потребности (общество потребления), мы столкнулись с феноменом «умножения вещей» (М. Фуко). Круг представляемых производством и потребляемых современным человеком вещей давно вырвался за пределы первой необходимости. Мир искусственный, окультуренный всё больше заслоняет нас от привычного мира - привычной реальности. Человек научился формировать искусственную среду обитания, основанную на последних достижениях нау-

ки и техники. Он создаёт голографическое объемное телевидение, он научился создавать запахи, воспроизводить светомузыку, культивировать любые пейзажи. Не выходя из своей квартиры, человек получает возможность окружать себя любым миром, как имитирующим природную реальность, так и миром фантазии.

В понимании художественного творчества осуществлён поворот от произведения к тексту, который открывает новые возможности и для авторского творчества, и для восприятия художественного мира потребителем (читателем, зрителем). Основная идея этого поворота (успешно практикуемая постмодернизмом) заключается в том, что в художественном тексте мы всегда можем найти многоголосицу литературных источников, героев, ситуаций, а читатель имеет право на своё видение, прочтение и понимание текста. Множественность интерпретаций становится законом художественного творчества и восприятия произведения. Лозунги «смерти автора» (точка зрения автора размывается в деконструкции текста, в потоке выявленных цитат, в плюрализме интерпретаций), «бегство от реальности» становятся все более модными в художественном творчестве. Вера в то, что все возможно (даже абсурд), вытесняет классическую установку на единственность «художественной правды». Мир текста вытесняет мир предзаданности единственной реальности.

Соотношение возможности и действительности в классической философии

Понятие «виртуальная реальность» в современном дискурсе всё чаще употребляется в самых различных значениях и смысловых контекстах и завоёвывает все более прочные позиции в культуре, науке и методологии познания. Данное словосочетание сегодня употребляют при работе с электронными средствами коммуникаций, компьютерными программами, Интернетом, упоминают его и в связи с проблемами психического состояния человека, эстетическими, религиозными переживаниями. Основной причиной, на наш взгляд, обусловливающей многозначность употребления данного понятия, является полисемантичность входящего в состав данного словосочетания термина «виртуальное».

Для нашего исследования мы нуждаемся в более чётких концептуальных рамках. Поэтому, прежде чем перейти к философскому анализу виртуальной реальности, нам представляется необходимым проанализировать этимологические и историко-философские корни категории «виртуальное», что позволит прояснить смысловое значение данной категории, до сих пор не имеющей строго определенного лексического употребления.

В качестве первичного термина значения слова «виртуальный» современные исследователи [114, с. 6 - 12] предлагают категорию возможности. Такая ситуация с необходимостью заставляет нас рассмотреть само понятие возможности и её соотношение с действительностью, что восходит непосредственным образом к античной философии.

В античной философии категория возможности имеет предметную направленность и связана с выяснением того, как возможно возникновение того или иного явления или даже мира в целом, как возможно познание этого мира и насколько возможно отражение этого мира объективных вещей в логике понятий. Очевидно, что такая конкретизация категории возможности не была достаточно осознанной мыслителями античной эпохи и сводилась ими непосредственно к чувственно воспринимаемой основе. При этом необходимо отметить, что возможность у античных мыслителей чаще коррелирует с невозможностью (неосуществимостью), а не с действительностью.

Постановка и решение проблемы возможности и действительности в античной философии, несомненно, связаны с позитивным аспектом, выражающимся в переходе от возможного к действительному, от потенциального к актуальному. Однако данная проблема некоторыми философами античности полагается в форме отрицательного решения проблемы самой возможности движения. В ранних формах философского мышления такой тенденции придерживались представители элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зе-нон и Мелисс). Согласно основному принципу Парменида, мир разделен на бытие и небытие. Анализируя их соотношение в связи с понятиями истины и сущности, он приходит к выводу, что истинно сущим и единственным миром является бытие. Оно есть заполненное веществом пространство, которое однородно и не имеет пустоты. Данную концепцию философ строит на противоречии бытия и небытия. На этом основании Парменид выводит сущностные характеристики бытия и приходит к выводу о несуществовании небытия («не доказать никогда, что небытие существует» [3, с. 295]). Полагая небытие пустотой, пустым пространством, он приходит к мысли, что пустоты нет, а также говорит о мире как сплошь заполненном веществом пространстве. Мир Парменида - вещественное бытие, существующее в виде огромного сплошного шара, оно едино и неподвижно, тождественно мысли (то есть любая мысль - это мысль о бытии). Поэтому также следует отметить, что для элеа-тов возможность движения не выводима из его видимости, то есть из способности быстрого Ахиллеса догнать медленную черепаху не следует, что это возможно. Представители элейской школы, исходя из своих постулатов (о невозможности существования небытия), показывают трудность воссоздания движения, а следовательно, и множественности в мышлении. Возмож ность чего бы то ни было для Парменида - это бытие во мнении, а не в сущности: «возможность казаться в явлении и мниться во мнении, но при этом не быть, а также возможность высказывать нечто неистинное» [102, с. 288].

Аргументы Парменида и других представителей элейской школы против множественности бытия и движения, основывающиеся на затруднении помыслить движение и многое, оказали серьезное влияние на осмысление категорий возможности и действительности в последующие исторические периоды развития философии и их учение о бытии легло в основу многих философских школ.

Согласно учению атомистической школы античной философии (Лев-кипп, Демокрит, Эпикур), в основе мира лежат два вечных начала: атомы и пустота. Атомы качественно неизменны, обладают неделимостью и абсолютной плотностью. И атомы, и пустота - бесконечны: атомы - по своему числу; пустота - по величине. С точки зрения Демокрита, атомы различаются по форме, порядку и положению. Многообразие мира он определяет всеобщим движением атомов. При соответствии атомов друг другу, они сцепляются, образуя при этом более сложное тело, становятся доступными для восприятия органами чувств. При этом форма в данном процессе играет превалирующую роль, а положение и порядок придают вещи специфичность. Вследствие бесконечности количества атомов, их форм и вариаций положений и порядка бесконечно и многообразие мира. По Демокриту, все существует по необходимости: атомы, с одной стороны, движутся из внутренней необходимости, с другой стороны - их движение обусловлено внешней необходимостью - пустотой. При этом пустота является главным условием реализации возможности движения. Отсюда следует, что категория возможности Демокритом рассмотрена в связи с категорией необходимости, возможность появления чего-либо - это абсолютная необходимость.

Позднее Эпикуром (последователь Демокрита) был разработан более сложный подход к природе атомов и их взаимосвязи с явлениями. В понимании Эпикура мир с его сущностными характеристиками противоположен своєму существованию в явлениях. Возможность, являясь сущностной характеристикой мира, будучи по своей природе бесконечной, противостоит действительным явлениям, которые временны и конечны. Сущность выражается в явлении через актуализацию возможностей самовыражения своего бесконечно многообразного содержания. Постоянный и сущностный момент действительности состоит в том, что все тела состоят из атомов и способны к свободному движению. Таким образом, Эпикуром вводится в атомизм принцип свободного отклонения атомов от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. Этим принципом он дает объяснение столкновениям между атомами, и благодаря спонтанным отклонениям появляется бесконечное количество возможностей возникновения новых вещей.

Важным моментом для анализа категории возможности в античной философии является космогенетическая модель Платона, которая представляет собой синтетическую модель мира и объединяет многие предшествующие направления.

Проблема виртуальной реальности в современном естествознании (естественная виртуальность)

В современном естествознании и обществознании все чаше становится нормой постулирование того, что виртуальность является универсальным естественным феноменом и лежит в основе реального физического и социального бытия. Кроме того, множественность представлений о виртуальных объектах и процессах в естественных и общественных науках является следствием разнообразия виртуальных объектов и процессов в физическом и социальном бытии.

В квантовой механике понятие «виртуальный» стало фундаментальным. При этом постулируется, что «виртуальность» - это особый вид существования, характеризуемый понятиями возможности, вероятности, случайности становления, обменности и переходности [108, с. 24 - 27].

Квантовая механика осуществила революционный поворот в признании случайности и вероятности как фундаментальных характеристик микромира. Если в классической философии признавалось, что наличное (единственное) бытие является основой для возникающих возможностей в развитии системы, то квантовая механика за основу берет саму возможность, то есть потенциальную возможность (Фок) и, отталкиваясь от нее, делает прогноз о действительных реализациях событий в микромире. На языке квантовой механики это выглядит примерно так. В момент объективно существующего до наблюдения события (положение микрообъекта, его импульса, энергии и т.д.) микрообъект характеризуется микросостоянием (і/-функцией), которая предопределяет его возможные и наблюдаемые в измерении характеристики. Однако это исходное состояние микрообъекта можно отобразить только на вероятностном языке с помощью \)/-функции. Все объективные и необходимые законы изменения квантово-механического состояния относятся к этой \/-функции, которая является абстрактной и ненаблюдаемой характеристикой микрообъекта. А что же можно наблюдать? Согласно квантовой механике, наблюдаются только динамические (классикоподобные) характеристики сис темы (положения, импульсы, энергии и т.д.). До измерения мы имеем наличное (объективное) квантово-механическое состояние микросистемы, которое позволяет вычислить и предсказать только лишь вероятности наблюдаемых (классикоподобных) характеристик. В момент наблюдения (которое можно трактовать как взаимодействие микрообъекта с классическим измерительным прибором) происходит актуализация какой-либо конкретной динамической характеристики микрообъекта. На языке квантовой физики такой процесс называется редукцией \/-функции (то есть исходного квантово-механического состояния). Характеризация и описание событий здесь несколько меняется по сравнению с классической. В классической физике предполагается, что наличное состояние системы (актуально существующее) предопределяет вероятности возможных её состояний, то есть классика описывает переход от действительности к возможности. В квантовой механике наоборот, исходное состояние изначально характеризуется вероятностным образом с помощью \/-функции. Ч -функция задает пакет потенциальных возможностей, определяющих вероятности наблюдаемых (классикоподобных) характеристик систем. В измерении мы обнаруживаем реализацию актуальной (класси-коподобной) характеристики, то есть в квантовой механике происходит переход от потенциально возможного (виртуального) к актуально существующему.

В теории элементарных частиц, которая является приложением квантовой механики и объясняет процессы распада и синтеза элементарных частиц, для объяснения их взаимодействия впервые вводится представление о виртуальных частицах и виртуальных состояниях. Короткоживущие даже по масштабам микромира виртуальные частицы осуществляют обмен энергетическими, зарядовыми и другими характеристиками между обычными, стационарными, элементарными частицами. Виртуальные частицы в принципе не наблюдаемы. Наблюдаемы только конечные продукты распада, то есть дол-гоживущие элементарные частицы. Однако переход от исходных наблюдаемых частиц к конечным и наблюдаемым продуктам распада происходит, как это предполагается на основе обмена между ними массами, энергиями, зарядами. Вот именно для объяснения этих обменных процессов и вводятся так называемые виртуальные частицы, которые имеют столь короткий период жизни, что их невозможно наблюдать.

Таким образом, виртуальными в квантовой теории называются частицы, которые имеют те же квантовые числа, что и соответствующие реальные частицы, но для которых нарушается обычная связь между энергией, импульсом и массой [101, с. 79]. Возможность такого нарушения вытекает из принципа неопределенности Гейзенберга, согласно которому для очень коротких промежутков времени закон сохранения энергии не выполняется, что препятствует экспериментальной регистрации виртуальных частиц. Поэтому виртуальные частицы существуют лишь в промежуточных, переходных состояниях и являются настолько короткоживущими, что не могут в принципе регистрироваться никакими приборами.

Особая роль виртуальных частиц состоит в том, что они являются переносчиками взаимодействий [8, с. 15]. Например, два электрона взаимодействуют друг с другом путем испускания одним электроном и поглощения другим виртуального фотона. Адроны4 при высоких энергиях в основном взаимодействуют друг с другом путем обмена комплексом виртуальных частиц, называемом реджеоном.

Аналогично вводится представление о виртуальных состояниях как о короткоживущих промежуточных состояниях, в которых нарушаются связи между энергией, импульсом и массой системы. Виртуальные состояния обычно возникают при столкновениях микрочастиц. Например, столкновение нейтронов с протонами происходит путем образования и распада дейтрона в виртуальном состоянии. Аналогично, виртуальными переходами называются переходы физической микросистемы из одного состояния в другое, связанные с рождением или уничтожением виртуальных частиц.

4 Адроны - класс элементарных частиц, участвующих в сильных взаимодействиях. К ним относятся все барионы и мезоны. Из экспериментов известно, что нейтрон, незаряженная элементарная частица, обладает собственным (и достаточно большим) отрицательным магнитным моментом, то есть эквивалентен элементарному магниту. В то же время, согласно основополагающим представлениям теории электромагнетизма, магнитный момент любой нейтральной частицы должен быть равен нулю. Объяснить это противоречие можно только с привлечением представлений о виртуальных частицах, в данном случае, заряженных пионах, которые постоянно рождаются и поглощаются самим же нейтроном в течение всего времени его существования. Таким образом, нейтрон окружен облаком отрицательно заряженных пионов, которое и создает наблюдаемый магнитный момент.

Ещё один убедительный пример существования и «работы» виртуальных частиц даёт наблюдение свободных нейтронов и нейтронов, связанных в атомных ядрах. Свободный нейтрон распадается примерно через 15 минут (этот процесс называется бета-распадом). В то же время нейтроны, связанные с протонами (в атомных ядрах) или с нейтронами же (в нейтронных звёздах), стабильны настолько, что нижняя граница существования этих объектов оценивается как 10 лет. Объяснение этих фактов опять дает представление о виртуальных частицах. Оказывается, что нейтроны, обмениваясь виртуальными заряженными пионами с протонами (в ядрах) или нейтральными пионами с соседними нейтронами (в нейтронных звёздах), поддерживают свою устойчивость, создавая «противовес» распадному взаимодействию, а, если лишить нейтроны возможности обмениваться виртуальными частицами, в частности, изолировав их от соседей, нейтроны распадаются.

Обнаружение античастиц углубило представление о поле. Считалось, что электромагнитного поля нет, если нет квантов этого поля - фотонов. Следовательно, в этой части пространства должна быть пустота, вакуум. Но с открытием виртуальных частиц возник вопрос: пуст ли вакуум? Сейчас хорошо известны эффекты, доказывающие, что вакуум не пуст. В нем постоянно рождается и исчезает множество пар виртуальных частиц и античастиц. Таким образом, физический вакуум, низшее энергетическое состояние квантовых полей, характеризующееся отсутствием каких-либо реальных частиц, состоит из виртуальных частиц [8, с. 16]. Все квантовые числа физического вакуума (импульс, электрический заряд и др.) равны нулю. Понятие физического вакуума, то есть состояния, в котором существуют только виртуальные частицы, в квантовой физике является основным, в том смысле, что его свойства определяют свойства всех других состояний.

Виртуальные процессы в физическом вакууме приводят к ряду специфических эффектов, таких, как заряд частицы, поляризация и т.д. Согласно современным представлениям квантовой теории поля, всякая реальная частица окутана «облаком» виртуальных частиц, посредством которых она взаимодействует с другими реальными частицами. Эти виртуальные «облака» и обуславливают заряд, массу, магнитный момент и другие характеристики реальных частиц, делая их измеряемыми. Напротив, соответствующие характеристики «голой» частицы в принципе не могут быть измерены. Так, заряд голого электрона должен равняться бесконечности, и только виртуальная «шуба» позволяет измерить его истинное значение. Парадоксально, но реальные частицы оказываются наблюдаемыми только благодаря существованию виртуальных частиц [8, с. 16].

Феномен искусственной виртуальной реальности

В данном параграфе речь пойдет о феномене искусственной виртуальной реальности в современной культуре, который наиболее наглядно проявляет себя в художественном творчестве, техническом творчестве, компьютерных технологиях и в создании искусственных сред.

Характерной особенностью современного этапа развития общества является соединение творческих возможностей человеческого разума с мощью современных технических средств и технологий, приводящее к взрыву культуры, к созданию искусственного мира (мира артефактов), вытесняющего и замещающего привычную реальность индустриальной эпохи. Мир искусственно создаваемых виртуальностей начинает все интенсивнее вытеснять и подменять собой мир реалий в культуре. Через художественное и техническое творчество, компьютерные технологии и т.д. потребителю все чаще навязывается виртуальная реальность, стоящая за новыми артефактами. Этот поворот в культуре к созданию артефактов, презентирующих или отсылающих к виртуальной реальности (электронная информация, различные компьютерные сайты, электронные базы данных, современная реклама, искусственные среды, имитирующие новую реальность и т.д.), и называют антропологическим поворотом. Новая виртуальная реальность создана человеком и для человека.

Многие философы, социологи, историки исследуют этот этап развития культуры в рамках модного сегодня мировоззрения постмодернизма. Постмодернизм отрицает устоявшиеся в обществе нормы, переосмысливает реалии человеческой жизни, трансформирует ту культурную матрицу, которая была сформирована модернистской эпохой. Постмодернизм есть новая культурная формация, исторический период, совокупность теоретических и художественных движений, проявляющихся во всех областях культуры, науки и техники. По мысли Ж-Ф. Лиотара, постмодерн «обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века» [63, с. 9]. Он не несет в себе эмоциональной нагрузки, свойственной модернизму, и не имеет рамок. «Состояние постмодерна чуждо как разочарованности, так и слепой позитивности установления границ» [63, с. 12]. Термин «постмодерн» употребляется Ж-Ф. Лиотаром в обобщенном смысле. Он относит его и к эпохе, и к литературному направлению. Эпштейн М. считает, что постмодернизм - это первый период постмодерности, «большой многовековой эпохи, следующей за модернизмом, последним периодом нового времени» [117, с. 6].

Развертывание человеческой культуры (антропологический поворот в культуре) проходит сегодня этап подмены природы искусственной средой, превращение культуры в нечто машинообразное, «постчеловеческое» [58, с. 23-24]. На этом этапе своего развития человеческая культура переживает «бум» отрыва от естественного, что и определяет период постмодернизма. «.... Вектор духа, вслед за вектором предметной деятельности, поворачивается в сторону искусственного, а возникший в разгар индустриальной, модернистской эпохи авангардизм можно считать художественным выражением принципиального сдвига в ориентации культуры с существующего и рожденного на изобретаемое и сотворенное» [58, с. 23-24].

Создание искусственной (опредмеченной) реальности как новой среды обитания человека - вот главная особенность, главное достижение наступившей эпохи. Общество трансформируется в некую социотехническую систему, где, связывая людей информационно, новые условия существования разделяют их эмоционально и экзистенционально. Проводя все больше времени наедине с экранами, «купаясь» в море информации, ставшей самоцелью, люди все больше находятся в искусственной виртуальной реальности, постепенно отвыкая от реальной действительности.

Новая «искусственная виртуальность» возникает как артефакт, как «мир», созданный человеком в той или иной предметной форме (экран телевизоров, рекламный плакат, художественный текст, и т.д.). В чем отличие новых артефактов, таких, как компьютер, экран телевизора, текст, реклама, тренажер и т.д., от таких привычных артефактов, как утюг, кастрюля, самовар? В том, что обычный артефакт (утюг) презентирует сам себя, он саморе-ферентен. Утюг сделали для того, чтобы гладить, а компьютер служит для того, чтобы давать нам информацию о внешнем мире. Компьютер и есть посредник связи между человеком (оператором, потребителем) и внешним миром. Вот этот внешний, презентируемый компьютером мир и есть виртуальный мир. Этот виртуальный мир может существенно отличаться от реального, данного в непосредственном контактном восприятии. Он может быть одним из изоморфных презентаций реального мира, но может быть и фантазией, фикцией или, как выражаются постмодернисты, симулякром.

Феномен искусственной виртуальной реальности в современной культуре наиболее наглядно проявляет себя в художественном творчестве, техническом творчестве, компьютерных технологиях и в создании искусственных сред.

В настоящее время существенно изменилось, не без влияния постмодернизма, отношение к продуктам художественного творчества, обычно называемым художественным произведением. Именно в философии постмодернизма и в релевантном ему литературоведении выдвинута новая трактовка произведения как текста. Говорят даже о текстоцентрическом повороте в литературе.

В чем смысл текстоцентрического поворота? Если на произведение смотрели обычно (в классике) как на авторский завершенный продукт, выражающий замысел автора, его ценностные и мировоззренческие предпочтения, художественную концепцию, стиль и т.д., то взгляд на художественный феномен как на текст, с точки зрения постмодернизма, устраняет идеологическое насилие автора. Текст с такой точки зрения возникает из предшествующих текстов, содержит многочисленные цитации (интертексты), в нем звучат различные голоса персонажей (идея многоголосия романа М. Бахтина), в которых тонет голос самого автора. Однако самое главное в установке на текст - это то, что читатель не обязан следовать в понимании произведения исходному замыслу автора его системе ценностей. Читая и стараясь понять роман (рассказ, и т.д.), читатель интерпретирует его, то есть вкладывает в текст свои смыслы, которые могут не совпадать с ожиданиями и художественными замыслами автора. Текст всегда интерпретируется читателем, и существует множество возможных интерпретаций (конфликт интерпретаций, поП.Рикёру[131]).

Что это означает с точки зрения обсуждения нашей проблемы виртуальной реальности? Это означает, что классика ориентирует нас на установку следования за автором: произведение рисует нам единственную реальность, представленную в его художественном произведении. Установка на текст ориентирует читателя на множественность виртуальных реальностей, возникающих при его интерпретации. Таким образом, читатель (реципиент) становится в каком-то смысле соавтором произведения, он может как бы свободно парить в пространстве текста, создавая свои интерпретации. Текст уходит, убегает от единственной реальности, которую имел в виду при создании произведения автор. Каждое поколение, эпоха по-своему прочитывает текст.

На пути к поиску концептуального единства виртуально-стей. Творческая активность сознания как генерирующее основание виртуальной реальности

В современной философии все еще не установилась окончательная, определенная точка зрения на «виртуальное», во многом и мы не претендуем на окончательную точку зрения, мы лишь попытались провести анализ философского дискурса во всем его многообразии, лишь наметить тенденции его развития, установить основные расхождения точек зрения, найти пути синтеза, выхода к обобщенному пониманию «виртуального».

Сегодня в философских дискурсах существует крайне непродуктивная тенденция: на место хорошо известных и укоренных понятий (художественная реальность, фантазийная реальность, галлюцинации, мир сознания, воображения) ставить новый термин - виртуальная реальность. Это не открывает нам ничего нового в нашем понимании реальности и не отвечает тем эвристическим возможностям, которые скрыты в концепте виртуальной реальности. По существу здесь осуществляется подмена понятий: на место старого понятия ставится новое слово (даже не понятие).

В том дискурсе, который разгорался в конце XX века вокруг понятия виртуальная реальность, существуют новые интенции, новые тенденции в развитии науки, технологии, искусства. Эти новые тенденции можно охарактеризовать как творение человеком новых реальностей, которые претендуют на сосуществование с актуализированной реальностью, но всегда остаются виртуальными. Словосочетание «виртуальная реальность» составлено из двух слов: виртуальность и реальность. От их сочетания «виртуальное + реальное» и возникает гремучая смесь. С точки зрения старых классических представлений «соединить два в одном», виртуальное с реальным, это все равно, что создать нонсенс типа «живой труп», «круглый квадрат». По отдельности каждое понятие («виртуальное» и «реальное») давно прижились, вошли в обычное сознание и в сферу философии. В том и дело, что в новом концептуальном сочетании «виртуальная реальность» кроется новый взгляд на мир: мир, творимый человеком (в науке, искусстве, новых технологиях: компьютерах, Интернет-сети и т.д.).

Крайне непродуктивно было бы принимать альтернативистскую позицию: 1) существует только один реальный (физический) мир, остальное (мир сознания) - это не реальный, а воображаемый мир или 2) все является виртуальной реальностью, поскольку все представлено через сознание. Здесь теряется признание существования реальности вне нашего сознания и, следовательно, весь материализм объявляется ложным.

Вызывает удивление, что многие наши бывшие материалисты вдруг заговорили, что «мир» существует только в сознании, то есть быстро перекрасились в идеалистов.

Что нового в концепте «виртуальной реальности»? Это признание того, что существует, помимо наличной (и полагаемой как единственной), другие реальности, которые называются виртуальными. Слово «виртуальное» не уравнивает их, тем не менее, с актуальной (наличной, реализованной) реальностью. Всегда остаются различия, которыми нельзя пренебречь, иначе скатываемся либо к позиции (1), либо к позиции (2).

Виртуальная реальность, как показывает дискурс (обзор естественной и антропологической виртуальных реальностей), означает существование возможных миров, допустимых, мыслимых, но не реализованных (не совпадающих с актуализированной реальностью), либо правдоподобных миров, искусственно созданных (через новые технологии, электронные, визуальные) миров, творимых человеком, являющихся подобием актуальной реальности, её симуляцией, фикцией (реклама, пропаганда и т.д.). Человек нашего времени вдруг обнаружил, что он существует в мире виртуальных реальностей, которые трудно отделить от актуальной реальности. Включая телевизор, компьютер, открывая журнал, рекламные каталоги, человек встречается с информацией, которая подменяет зачастую реальный мир виртуальным миром, и этот последний не так просто отличить от реальности.

Однако существует и более важная проблема. В чем состоит единство, связь двух виртуальных реальностей, естественной и антропологической? На наш взгляд, синтез, единство надо искать в развитии творческих возможностей человека.

Итак, анализ всех точек зрения позволяет выявить два основных типа «виртуальной реальности»: естественную и искусственную, которые, как правило, (на первый взгляд) противопоставляются, выглядят как исключающие друг друга. Прежде чем перейти к поиску единства между двумя типами виртуальной реальности, нам представляется необходимым выявить четко характер их противопоставления:

1) Естественная виртуальность, культивируемая в научном познании, близка к понятию «возможного» с определенной степенью вероятности (варианты развития событий, варианты развития системы, сценарии развития). То есть естественное виртуальное рассматривается как множественность и вариативность миров, возможных сценариев развития. Хаос, вероятность и случайность лежат в основе подобного рода создания виртуальных миров. С позиции естественной виртуальности в развитии существуют бифуркации, то есть скачкообразные переходы. Наличие бифуркационных точек, то есть качественных переходов, позволяет скачкообразно переходить от Хаоса к более сложной и организованной системе (Порядку). Равноправие в бифуркациях траекторий сложноорганизованнои системы допускает возможность различных вариантов ее актуализации в действительности. До бифуркации (в актуальной действительности) наряду с нашим миром существуют виртуальные миры, то есть возможные в своем будущем существовании. До осуществления бифуркации (скачка) имеем дело с виртуальными мирами, после осуществления бифуркации имеем дело с реализацией какой-либо виртуальности в актуальном мире, который является лишь моментом для формирования новых виртуальностей. Это естественная, то есть закономерная эволюция, предполагающая многовариантность своих осуществлений. Сейчас современная нам наука все больше обращает внимание не столько на прогноз, предсказания событий, сколько на разработку картин возможных миров (космологические миры, синергетические сценарии развития, варианты (картины) политического, экономического, социального развития, виртуальные картины экологических катастроф, исчерпания ресурсов, столкновение цивилизаций и т.д.). Развитие сценарной методологии в общественных науках предполагает многовариантностное (системное) видение ситуации, то есть цепи взаимосвязанных явлений. Виртуальный (возможный) характер реализации ситуаций отождествляет виртуальность с естественным (возможным) ходом событий. Вариативность условий, дающих разные сценарии, осуществляет исследователь, исходя из наличия объективных оснований, процессов и перебора критериальных условий, то есть условий, при которых меняется характер (картинка) сценариев. Все сценарии рассматриваются как виртуальные миры, виртуальные реальности, вытекающие из существующей наличной реальности. Следовательно, естественная виртуальность не выходит в принципе за границы классической (в философском смысле) трактовки категории возможности и является её коннотацией, смысловой конкретизацией.

Искусственная виртуальность существует уже не в области возможного, а в сфере реального, актуализированного, опредмеченного человеком, в сфере артефактов (компьютерная виртуальность, тренажёрные устройства, аудио и видеовизуальная техника).